Татьяна Пельтцер в молодости

Татьяна Пельтцер

Биография

Татьяна Пельтцер, по национальности наполовину немка, наполовину еврейка, стала без преувеличения великой русской актрисой. «Счастливая старуха» — так она сама себя называла. Личная жизнь ее сложилась так, что не было ни детей, ни внуков, но основу фильмографии артистки составляют картины, в которых она мать, бабушка, няня.

Даже если Пельтцер играла уборщицу или медсестру, то такую добрую, внимательную и душевную, что незнающий человек не мог заподозрить у нее отсутствие родительского опыта. К слову, точного количества кинолент с участием Татьяны Ивановны никто не знает.

Детство и юность

Биография народной артистки СССР, лауреата Сталинской премии Татьяны Пельтцер началась 6 июня 1904 года в Москве в семье знаменитого режиссера и актера, который до Октябрьской революции снял несколько фильмов и играл в театрах. Иван (Иоганн) Пельтцер для дочери был не просто отцом, а учителем, наставником, образцом для подражания. Он научил Таню живо смотреть на мир, воспринимать жизнь неожиданно.

Дед актрисы по материнской линии был главным раввином Киева. Мать Эсфирь Боруховна Ройзен после замужества стала зваться Евгенией Сергеевной. В 1906 году у Пельтцеров родился сын Александр, ставший впоследствии известным конструктором, автогонщиком, председателем Союза советских картингистов. До начала Великой Отечественной войны в семье говорили исключительно на немецком языке.

Глядя на папу, девочка осваивала актерское ремесло. Первые роли Татьяна сыграла в его спектаклях, а в 9 лет получила первый гонорар за роль в пьесе «Дворянское гнездо». Профессионально актерству она не училась — отсутствие образования мешало карьере. Татьяна Ивановна сменила много театров. Признание пришло поздно — почти в 50 лет.

Театр

Татьяна Пельтцер дебютировала как профессиональная актриса в 1916 году в антрепризе Николая Синельникова. Затем был Передвижной театр Красной армии в Ейске. Вскоре в трудовой книжке актрисы появились записи из Колхозного театра и театра Военно-морского флота. Через несколько лет Пельтцер вернулась в столицу. В Москве она познакомилась с немецким коммунистом Гансом Тейблером, в 1927 году вышла за него замуж, а через 3 года уехала с мужем в Германию.

Там Татьяна вступила в Коммунистическую партию, устроилась работать в советское торгпредство. В Берлине немецкий режиссер предложил актрисе сыграть в спектакле «Инга». Это была ее единственная роль в Германии, потому что в 1931 году Татьяна Ивановна вернулась в СССР и поступила в театр МГСПС (сейчас это Театр Моссовета). Актрису без образования зачислили во вспомогательный состав.

Отношения с руководством МГСПС у нее не сложились: через 4 года Пельтцер уволили за профессиональную непригодность. В 1936-м разочарованная Татьяна переехала в Ярославль, где 2 года работала в старейшем драмтеатре России. Затем вернулась в Москву и устроилась в только что открывшийся Театр миниатюр.

Его сцене Татьяна Пельтцер отдала 7 лет. Она играла бытовые роли молочниц, банщиц, управдома. Актриса посмеивалась над своими персонажами и в то же время любила их. Было сложно сделать карьеру в Театре миниатюр, но со временем у Пельтцер появились свои поклонники.

В 1947 году Татьяна Ивановна перешла в Московский академический театр сатиры, ставший для нее вторым домом, театром жизни. Актриса играла увлеченно, а известность к ней пришла после роли Лукерьи в «Свадьбе с приданым». В 1953 году эту постановку сняли на пленку и показали в кинотеатрах страны. Зрители оценили талант Пельтцер — она проснулась знаменитой.

Татьяна Пельтцер в театре (кадр из фильма-спектакля «Три девушки в голубом»)

Расцвет карьеры актрисы пришелся на 70-е годы. В этот период у Татьяны Пельтцер было много ролей в театре: Прасковья в «Старой деве», Марселина в «Женитьбе Фигаро», тетя Тоня в «Проснись и пой!» и многие другие. Ее героини были близки и понятны зрителям, она играла легко и очень жизненно, но давалась такая игра Татьяне Ивановне с большим трудом. Партнеры по сцене знали, что она теряется, как только визави отступает от текста и начинает импровизировать.

В 1972 году Татьяне Пельтцер присвоили звание народной артистки СССР. Это произошло впервые за 48-летнюю историю Московского академического театра сатиры. Во многом актрисе помог Марк Захаров, поставивший в этом театре пять спектаклей, где у Пельтцер главные роли.

С переходом Марка Захарова в «Ленком» у актрисы начались проблемы. В 1977 году, после 30 лет работы на сцене Московского академического театра сатиры, она со скандалом уволилась и отправилась в «Ленком».

Коллеги сочли ее уход безумством, потому что начать сначала в почтенном возрасте не каждый бы смог. У Захарова Татьяна Пельтцер сыграла старуху в спектакле «Три девушки в голубом», Клару Цеткин в постановке «Синие кони», Надежду Крупскую в «Диктатуре совести». Ее последняя роль — в спектакле «Поминальная молитва».

Фильмы

Кинодебютом Татьяны Ивановны стал эпизод в комедии «Свадьба» в 1943 году. Затем была работа в драме «Она защищает Родину». Первую большую роль артистка получила в 1945 году в драме «Простые люди». Увы, картина пропылилась на полках 11 лет, а Пельтцер играла малозаметные эпизоды все это время.

Татьяна Пельтцер (кадр из фильма «Солдат Иван Бровкин»)

Успех ей принесли роли в комедиях «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин», снятые в 1955 году. Татьяна Ивановна настолько блистательно сыграла сельскую женщину, что ее окрестили «матерью русского солдата». В картине «Иван Бровкин на целине» роль Евдокии сценаристы писали уже под нее.

Татьяна Пельтцер снималась много, чтобы ее не забыли. Она играла мам в сказке «Морозко» и комедии «Укротительница тигров», бабушек в «Карантине», «Раз, два — горе не беда!», преподавателя в киноповести «Это мы не проходили», медсестру в «Медовом месяце», Бабу-Ягу в «Там, на неведомых дорожках».

Татьяна Пельтцер в роли Бабы-Яги (кадр из фильма «Там, на неведомых дорожках. »)

Ее персонажи часто затмевали главных героев фильмов. Взять хотя бы «Приключения желтого чемоданчика», где 66-летняя актриса спускается по водосточной трубе и ездит на крыше троллейбуса. В мелодраме «Вам и не снилось» у нее не совсем положительный образ: героиня читает чужие письма, придумывает всевозможные отговорки, только бы любимый внук не связывался с одноклассницей.

Не одно поколение зрителей выросло на сюжетах «Ералаша» с участием Пельтцер, на мультфильмах и радиопостановках, в которых звучит голос Татьяны Ивановны. Например, «Три толстяка», «Волк и семеро козлят», «Приключения домовёнка», «Ёжик плюс черепаха».

Личная жизнь

В молодости Татьяна не блистала красотой, такой, чтобы покорять мужчин. Однако девушку среднего роста с довольно крупным носом отличал магнетический взгляд, не свойственный советским артисткам, и неуемный характер, получивший прозвище пионерский.

Татьяна Пельтцер

фотографии >>

биография

Пельтцер Татьяна Ивановна

Родилась 24 мая (6 июня) 1904 года в Москве.

Заслуженная артистка РСФСР (1954).
Народная артистка РСФСР (8.03.1960)
Народная артистка СССР (1972).

Отец — известный актёр Иван Пельтцер (1871-1959), который одним из первых получил почётное звание заслуженного артиста республики.
Отец был для Татьяны Ивановны первым учителем сценического мастерства и вообще был отличным педагогом, до революции имевшим свою маленькую театральную школу.

В первый раз вышла на сцену в девять лет в спектакле «Камо грядеши» (сезон 1913 года), в труппе Н. Н. Синельникова в Екатеринославе, роль — Авлий, брат Литии. А за работу в следующей постановке – “Дворянское гнездо” – она впервые получила гонорар.
В 1914 году в спектакле “Анна Каренина” Татьяна играла Серёжу Каренина, и впечатлительных дам выносили из зала без чувств: так на них действовала сцена прощания Анны с сыном.
С 1916 года — «актриса по найму» в антрепризе Н.Н. Синельникова.
В 1920 году актрису приняли в труппу передвижного Театра Политуправления Революционного военного совета Республики.
Свой первый самостоятельный сезон начала в Ейске. Три года колесила по всей стране — Нахичевань, Пенза…

С 1925 года — актриса Театра МГСПС, в спектакле «Шторм» (режиссёр Любимов-Ланской) сыграла сразу две роли — Парашу и беременную женщину.

В конце 20-х Татьяна Пельтцер познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, приехавшим в Москву учиться в Школе Коминтерна. В 1927 году она вышла за него замуж, а в 1930 году супруги переехали в Германию. Там Татьяна по ходатайству мужа вступила в Коммунистическую партию Германии и устроилась машинисткой в Советское торговое представительство.
В то время в Берлине работал известнейший режиссер Эрвин Пискатор, который сам был членом КПГ и на театральное искусство смотрел как на инструмент воспитания масс. Он периодически открывал свои театры, обращенные в первую очередь к рабочим, – а власти их закрывали. Как раз в 1930-м в рабочем районе Берлина, в помещении “Вальнертеатра”, он открыл свой третий театр. Узнав, что фрау Тейблер в прошлом профессиональная актриса, он предложил ей роль в спектакле “Инга” по пьесе советского драматурга Глебова.

Казалось, все складывалось хорошо, но при всём благополучии заграничной жизни, при всей любви к мужу и даже, несмотря на собственные немецкие корни, Татьяна не смогла долго оставаться вне Родины. Прожив с Гансом в общей сложности четыре года, она уговорила его расстаться.
Со своим бывшим мужем они оставались друзьями всю жизнь. Ганс женился на другой женщине, у них родился сын, когда мальчик приехал в Москву учиться, он бывал у Татьяны Ивановны, даже жил у нее какое-то время. Вторая жена Ганса ревновала мужа к Пельтцер, выражала недовольство их перепиской, но совсем оборвать отношения между бывшими супругами не смогла.

Замуж Татьяна Ивановна так больше и не вышла. Долгие годы ее семьей был отец Иван Романович. В 1959 году он умер. Последние годы, после того как его выгнала молодая жена, он прожил у дочери.

В 1931 году Татьяна вернулась в Советский Союз и вновь взяла фамилию отца – Пельтцер. Она снова устроилась работать в театр МГСПС (ныне – театр им. Моссовета). Но ее путь в искусство оказался не легким. Актрису, не имеющую профессионального театрального образования, зачислили во вспомогательный состав. Проработала она там не долго, и в 1934 году ее уволили “за профнепригодность”.
Куда было деваться 30-летней женщине, не имеющей образования. Она вновь стала машинисткой, устроившись на машиностроительный завод АМО (позже завод им. Лихачева). Главным конструктором на заводе был ее брат Александр. Со временем Александр Пельтцер увлёкся разработкой первых советских гоночных автомобилей “Звезда”, сам испытывал их, стал трижды рекордсменом Советского Союза. Но в 1936 году он оставил пост главного инженера АМО, как написано в архивах, “по причине выезда из Москвы”. Чем была вызвана эта причина, и куда Александр Иванович уехал, теперь тоже неизвестно. Но 36-й год – время, которое говорит само за себя…
Вместе с ним с завода ушла и Татьяна Ивановна. Она уехала в Ярославль в старейший российский драмтеатр имени Ф. Волкова.

В 1936-1937 годах — актриса Ярославского драматического театре имени Фёдора Волкова.
В 1937-1938 годах — актриса Колхозного театра в Москве.
В 1938 году Татьяна Ивановна вернулась в театр МГСПС и узнала об открытии Театра Миниатюр. В 1940 она пришла в этом театр и “осела” там на семь лет.
На сцене Театра Миниатюр выходила в замечательной компании Рины Зелёной, Марии Мироновой, Александра Менакера, Натальи Нурм, Юрия Хржановского. Это было весело и сложно – новый жанр, репертуара почти не было. Энтузиастам приходилось действовать методом проб и ошибок. Там Татьяна Пельтцер перешла на бытовые роли в маленьких пьесках: управдом, молочница, банщица. Актриса смеялась над своими героинями и в то же время любила их. “У них крепкие руки и доброе сердце”, – говорила она. Но и здесь Татьяне Ивановне приходилось нелегко. Её затмевали звёзды Мироновой и Зелёной, и переиграть их было не так-то просто. Тем не менее, у актрисы появились первые поклонники, ей начали писать письма, режиссёры стали приглашать на эпизоды в кино…

В 1947-1977 годах — актриса Театра Сатиры.
Первая роль в Театре сатиры — миссис Джекобс в памфлете Е. Петрова «Остров мира». Потом играла в спектаклях: «Чужой ребёнок», «Пролитая чашка», «Свадьба с приданым», «Хор», «Мои Надежды», «Старая дева», «Ложь для узкого круга», «Мой дом, моя крепость», «Завтрак у предводителя», «Интервенция», «Дом, где разбиваются сердца», «У времени в плену», «Темп 1929», «Малыш и Карлсон», и только две роли классического репертуара: Манефы в «На всякого мудреца довольно простоты» и Кукушкиной в «Доходном месте». В своей «бенефисной» роли тёти Тони в спектакле «Проснись и пой» Татьяна Ивановна пела, танцевала, взлетала по лестнице с лёгкостью молоденькой девушки, а ведь ей уже было под семьдесят. Так же заразительно она играла Марселину в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Среди множества сыгранных в Театре Сатиры ролей — главная роль в спектакле «Мамаша Кураж и её дети». Не было в ней привычного веселья, озорного блеска в глазах — перед нами была состарившаяся, измученная войной женщина, потерявшая своих детей. Пустые глаза, заторможенные движения…

Татьяна Ивановна Пельтцер стала народной артисткой СССР — первой за 48 лет существования Театра сатиры.

В кино дебютировала маленькой ролью в сатирической комедии «Свадьба» (1943), затем появилась в драме «Она защищает Родину». Первая значительная роль в кино — Плаксина в фильме Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Простые люди» (1945). Огромную популярность принесла актрисе роль Лукерьи в спектакле «Свадьба с приданым», который был снят на плёнку и широко демонстрировался в кинотеатрах страны. Следом вышел фильм «Солдат Иван Бровкин», где сыграла мать главного героя.

Из воспоминаний Татьяны Ивановны Пельтцер («Советский экран», 1974 год):
«В кино, что такое настоящая режиссура, я поняла, поработав с Григорием Михайловичем Козинцевым. Его ассистентка, видевшая меня в театре, уговорила вызвать меня в Ленинград на пробу в фильме «Простые люди». Козинцев ставил его вместе с Траубергом. Помню, приехала я на студию, стою в бюро пропусков, вахтёрша меня этак взглядом смерила: «И чего, мол, такое из Москвы в Ленинград возят. » Козинцев мне потом говорил: «Если бы вы знали, какая у вас была отвратительная проба!» Но он поработал со мной, и роль (чудо, а не роль — женщина-одесситка, которая все потеряла в военных скитаниях, кроме оптимизма и душевности) удалась. Я в первый раз на съёмках поняла, как надо жить по режиссёрскому рисунку. «Простые люди» тогда на экран не вышли, картину выпустили лишь через несколько лет, и Козинцев её не любил. А мне эта работа дорога. »

Читайте также:  Ванесса Паради в молодости

После ухода режиссёра Марка Захарова в Театр Ленинского комсомола (Ленком), Татьяне Ивановне Пельтцер стало сложнее работать в театре — однажды на репетиции «Горе от ума» поссорилась с главным режиссёром театра Сатиры Валентином Плучеком и перешла на работу в Ленком в феврале 1977 года.
В последние годы жизни Татьяна Ивановна Пельтцер стала терять память. Она с трудом передвигалась, уже не могла запоминать текст, постоянно путала реплики. Но вся труппа, горячо любящая актрису, хотела, чтобы она играла.

В 1992 году после нервного перенапряжения Татьяна Ивановна вновь попала в больницу. Там она упала и сломала шейку бедра. Для 88-летнего человека исход был один. Поздним московским вечером 16 июля 1992 года Татьяна Ивановна Пельтцер ушла из жизни.
Похоронена актриса в Москве на Введенском (Немецком) кладбище рядом с могилой отца (участок № 28).

В театре Ленком:
«Тиль» Г. Горина по роману Ш. де Костера; режиссёр М. Захаров — Старуха Стивен
«Революционный этюд» М. Шатрова — Клара Цеткин
«Иванов» А. П. Чехова — Авдотья Назаровна
«Хория» — Тетушка Арвира
«Диктатура совести»
«Три девушки в голубом» Л. С. Петрушевской — Фёдоровна
«Мудрец» по А. Н. Островскому — Манефа
1989 — «Поминальная молитва» Г. И. Горина; режиссёр М. Захаров — Берта

Театр Сатиры:
“Мамаша Кураж” Б. Брехта (Кураж), 1972.
“Темп — 1929” по Н. Погодину (София), 1971.
“Проснись и пой!” М. Дьярфаша (тётя Тони), 1970.
“Безумный день, или женитьба Фигаро” П. Бомарше (Марселина), 1969.
“Доходное место” А.Н. Островского (Кукушкина), 1967.
“Интервенция” Льва Славина (Ксидиас), 1967.
“Старая дева” И. Штока (Прасковья), 1966.
“Яблоко раздора” М. Бирюкова (Дудукалка), 1961.
“Слепое счастье” А. Кузнецова и Г. Штайна (Евдокия), 1960.
“На всякого мудреца довольно простоты” А.Н. Островского (Манефа), 1958.
“А был ли Иван Иванович?” Назыма Хикмета (Анна), 1957.
“Чужой ребёнок” В. Шкваркина (Караулова), 1955.
“Политая чаша” Ван Ши-фу (Цю), 1952.
“Свадьба с приданым” Н. Дьяконова (Лукерья), 1950.
“Вас вызывает Таймыр” К. Исаева (дежурная по 13-му этажу), 1948.
“Кто виноват?” Г. Мдивани (Маслова), 1949.

Татьяна Пельтцер в молодости

Зритель не помнит Татьяну Пельтцер молодой. К тому моменту, как к актрисе пришла широкая известность, ей исполнилось 49 лет. Такой зритель ее и полюбил – в образе пожилых мама, бабушек, тетушек, соседок, учительниц и уборщиц. Сегодня со дня рождения известной советской актрисы исполняется 105 лет.

Начала с ролей мальчиков и девочек

© РИА Новости. Владимир Малышев

Актриса Татьяна Пельтцер

Татьяна Ивановна Пельтцер родилась 6 июня 1904 года в Москве. Мать – еврейка, дочь главного раввина из Киева. Отец – именитый актер и режиссер Иван Романович Пельтцер (настоящее имя – Иоганн Робертович Пельтцер). Его предки переселились из Германии в Россию еще во времена Ивана Грозного, сообщает “Правда.Ру”.

Отец – Заслуженный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии – стал для дочери первым и единственным учителем актерского мастерства. Он был не только прекрасным актером, но и отличным педагогом, до революции у него даже была маленькая театральная школа.

“Университетами” Татьяны Пельтцер были театральные подмостки. Впервые на сцену она вышла, когда ей не было и десяти лет.

“Насколько я помню, в первый раз вышла я на сцену в спектакле “Камо грядеши”,- приводит слова актрисы из интервью “Советскому экрану” в 1974 году сайт kino-teatr.ru,- был сезон 1913 года, играли мы в труппе Николая Николаевича Синельникова в Екатеринославле. Мне было девять лет, и я играла Авгия – брата главной героини Сенкевича Литии, роль которой исполняла Шатрова, замечательная актриса. Помню настроение праздничности, охватившее меня”.

За ролью Авдия последовала работа в постановке “Дворянское гнездо”, за которую актриса впервые получила гонорар. В 11 лет Пельтцер блистала в роли Сережи в “Анне Карениной” и продолжала играть детей, став у Синельникова “актрисой по найму”.

Развод и девичья фамилия

По-настоящему ее карьера началась в 1920 году, когда родители в первый раз отпустили дочь одну в Ейск, в театр военно-морского ведомства. Не имея высшего образования, она переходила из одного театра в другой, меняя столицу на провинцию и обратно.

В середине 20-х годов в Москве она познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, приехавшим учиться в Школу Коминтерна. В 1927-м она вышла за него замуж, а в 1930-м супруги переехали в Германию, сообщает сайт rusactors.ru. Фрау Тейблер вступила в Коммунистическую партию Германии и устроилась машинисткой в Советское торговое представительство. Потом известный режиссер Эрвин Пискатор предложил ей роль в спектакле “Инга” по пьесе советского драматурга Глебова.

Как писал Марк Захаров в статье “Известиям”, Пельтцер рассказывала ему, что в Германии она даже слушала выступление Гитлера в пивной. Но он ей не понравился – “прежде всего как мужчина”.

В 1931 году – спустя год после переезда в Германию и четыре года после замужества – фрау Тейблер развелась с мужем, переехала в Советский Союз и вернула свою девичью фамилию. Больше замужем она никогда не была.

Татьяна Пельтцер устроилась работать в театр МГСПС (сейчас театр им. Моссовета). Из-за отсутствия театрального образования ее зачислили во вспомогательный состав, а в 1934 году ее уволили “за профнепригодность”.

30-летняя Татьяна Пельтцер устроилась машинисткой на завод АМО (позже завод им. Лихачева), на котором ее брат был главным конструктором. Когда в 1936-м он оставил пост “по причине выезда из Москвы”, вместе с братом с завода ушла и Татьяна Ивановна. Она уехала в Ярославль в старейший российский драмтеатр им. Волкова.

“Мать русского солдата” или “колхозная мамаша”

Но через два года актриса снова вернулась в Москву, проработала два года в том же театре МГСПС, а в 1940 году перешла в Театр Миниатюр и “осела” в нем на семь лет. Именно там она проявила себя как “бытовая”, острохарактерная актриса, играя банщиц, молочниц, управдомш, нянек. Эти героинь актриса искренне любила за “крепкие руки и доброе сердце”.

У нее появились первые поклонники, ее заметили и стали приглашать в кино на эпизодические роли.

В кино Татьяна Пельтцер дебютировала в 1943 году в комедии “Свадьба”, где главные роли исполнили Эраст Гарин и Фаина Раневская. Потом актриса появилась в драме “Она защищает Родину”. Первую большую роль – Плаксину в мелодраме “Простые люди” – Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году. Правда, этот фильм 11 лет пролежал “на полке”.

В 1947 году Татьяна Пельтцер перешла в Московский театр сатиры, в котором она играла много и долго. Здесь она получила роль Лукерьи Похлебкиной в спектакле “Свадьба с приданым”, который в 1953 году сняли на пленку и выпустили на экраны кинотеатров. Так к актрисе пришла всесоюзная известность, Пельтцер было 49 лет.

Еще больший успех актрисе принесли роли в комедиях “Максим Перепелица”(1955) и “Солдат Иван Бровкин” (1955), после которого ей присвоили звание заслуженной артистки. Тогда актрису окрестили “матерью русского солдата”, а сама она говорила: “За мной утвердилось амплуа “колхозной мамаши”, пишут “Аргументы и факты”. В фильме “Иван Бровкин на целине” роль Евдокии писали уже специально под нее.

“Вечная пионерка” и “счастливая старуха”

Затем Татьяна Пельтцер много снималась, фильмов с ее участием – около ста. Среди множества ее ролей почти не было главных, но даже эпизоды надолго запомнились зрителям. Она снималась у таких режиссеров, как Иосиф Хейфиц, Александр Роу, Илья Фрэз, Надежда Кошеверова, Светлана Дружинина, Марк Захаров, Михаил Юзовский.

В середине 60-х в Театр сатиры пришел молодой, неизвестный режиссер Марк Захаров. Когда Захаров объяснил труппе замысел своего спектакля “Доходное место”, в зале раздался громкий голос Татьяны Пельтцер: “Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру…”

Но спектакль у Захарова получился, и Пельтцер изменила мнение о молодом режиссере. До ухода режиссера в Ленком, в Театре сатиры он поставил пять спектаклей – и все с Пельтцер в главной роли.

Вообще, 60-70-е годы были для актрисы невероятно успешными. В 1972 году она стала народной артисткой СССР – первой за 48 лет существования Театра сатиры. В те годы она часто повторяла фразу “Я – счастливая старуха!”.

Но в 1977 году – в 73 года! – после 30 лет работы Пельтц со скандалом покинула Театр и ушла в Ленком к Марку Захарову. Молодежный театр предлагал ей небольшие “возрастные” роли, но она не затерялась в эпизодах. Несмотря на то что в ее последней роли практически не было слов, каждое ее появление на сцене сопровождалось овациями.

Кстати, когда Марк Захаров пригласил в свой театр известного артиста Леонида Броневого, тот поначалу удивился: “Как я буду выглядеть рядом с комсомольцами?” Но, подумав, сказал: “А с другой стороны, у вас же там служит вечная пионерка Татьяна Пельтцер! Рядом с ней я за октябренка сойду”.

В 1992 году после нервного перенапряжения Татьяна Пельтцер попала в больницу. Там 88-летняя актриса упала и сломала шейку бедра. Она умерла 16 июня 1992 года. Когда актрису хоронили, продавщица цветов у кладбищенских ворот, узнав, что цветы – для Татьяны Пельтцер, отдала их бесплатно, пишет “Российская газета”.

“Вас никто не любит”

Мало кто из зрителей запомнил Татьяну Пельтцер молодой. Даже в театрах, в которых она работала, ее любя называли “бабушкой”, “старухой”. И полюбилась она зрителям за роли мам, бабушек, учительниц, уборщиц, экономок, медицинских сестер, соседок, которые в ее исполнении были невероятно естественны, жизненны.

“Конечно, каждой молодой актрисе хочется быть героиней, – говорила она в интервью “Советскому экрану”. – Но я и смолоду понимала, что с моей внешностью никогда героиней не буду, мое дело – характерные роли. Героиней я, как вы видите, стала на старости лет. Может, и поздновато, но все равно радостно…”

Она могла быть то теплой и ласковой, то взрываться вихрем чувств, фантастической энергией. В ней соединялись все жанры: комедия и драма, цирк и слезы, опереточный темперамент и тонкий психологизм. На вопрос, что привлекает ее в роли – динамичность, обилие действия или комедийные черточки, она отвечала: “Ни то, ни другое: и действенность, и комедийностъ – это приятно, интересно. А привлекает прежде всего человечность. Вот я снялась у Надежды Кошеверовой в “Царевиче Проше” – малюсенький эпизодик, экономка у волшебника, а какой теплый!”

При этом она как никто умела доходить до невероятного гротеска – только ее бабушки и тетушки могли так танцевать на крыше, прыгать с забора, бегать с песнями по мостовым и кататься, стоя на крыше троллейбуса.

Даже в очень преклонном возрасте Пельтцер не только продолжала активно играть в театре, она ездила на гастроли и снималась в кино; говорила, что иначе ее забудут и она “умрет с голоду”.

Существует байка, что незадолго до смерти актрисе предложили поместить ее фото на рекламе сигарет. Она заметила: “Когда-то я мечтала, чтобы мои портреты были на афишах. А теперь. лишь бы не на туалетной бумаге!”.

Она часто снималась у неизвестных режиссеров, объясняя друзьям: “Он, кажется, талантлив. Надо помочь. “. На такой случай у нее всегда была наготове “командировочная” сумка с неизменным ковриком для утренней зарядки. Однажды в театре, на репетиции, услышав от молодых жалобы на неустроенность, в сердцах сказала: “Да что вы плачетесь! Живите и тому радуйтесь – ведь какое это благо – жить!”.

Зрителям она казалась такой понятной, близкой и родной, однако коллегам работать с ней было весьма непросто. Перепалка с режиссером перед выходом на сцену или съемочную площадку были для нее обычным делом. После скандала она как ни в чем ни бывало выпархивала на площадку, и все ее капризы и претензии мгновенно исчезали.

В театре от нее доставалось всем – перед началом спектакля она кричала на костюмерш и гримерш: “Развелось вас тут, всяких бездельниц! Куда вы подевались, дармоедки?!” И с партнерами так же: могла похвалить, а могла и сделать резкое замечание.

За вздорный характер, прямолинейность и острый язык многие ее не любили. Так, актер Борис Новиков, которого однажды отчитывали на собрании труппы, обиделся на выступление актрисы и сказал: “А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!”.

Личная жизнь самой известной бабушки

Народная артистка СССР Татьяна Ивановна Пельтцер в гостях у пионеров

Хотя в “Ленкоме” ее и называли Бабушкой, бабушкой в прямом смысле она не была. За свою довольно долгую жизнь так и не обзавелась детьми и внуками. Ее семьей был только отец. Он умер в 1959 году, прожив последние годы у дочери.

Каждое утро он выходил во двор со своим попугаем, и все с нетерпением ждали его появления. Стоило Ивану Романовичу вступить с кем-нибудь из соседей в разговор, как попугай начинал ревновать. Он раскачивался из стороны в сторону и звал его: “Ваня! Ваня!” – а если хозяин не реагировал, то сердился и кричал: “Пельтцер, мать твою!”.

Он был крепкий старик и любил зайти в ресторан Дома актера – пропустить рюмочку и поговорить. Когда он встречал в ресторане свою дочь с подругой Ольгой Аросевой, то отчитывал их: “Ну что вы в ресторан пришли, две бабы, без мужиков? Пить пришли?”.

Когда те оправдывались, что он тоже сюда ходит, говорил: “Я – другое дело. Вы кого играете – Валек, Машек, Танек? Чего о них говорить! А мы – Гамлета и Макбета играли! После таких ролей не отправишься домой жрать макароны в одиночестве”.

Долгие годы Татьяна Пельтцер поддерживала отношения с бывшим мужем Гансом Тейблером. Он женился на другой женщине, у них был сын. Когда мальчик приехал в Москву учиться, он бывал у Татьяны Ивановны и даже жил у нее какое-то время.

Вторая жена ревновала мужа к Пельтцер, но совсем оборвать отношения между бывшими супругами не смогла. Когда спустя почти полвека после развода актриса отдыхала в Карловых Варах, Тейблер приехал повидаться с нею, и пожилые, 70-летние, люди шумно выясняли, кто виноват в том, что они расстались.

Читайте также:  Катрин Денев в молодости

Татьяна Пельтцер — любимая бабушка советского кино в личной жизни была одинока

Татьяна Пельтцер — одна из наиболее любимых народом советских актрис, воплотившая для зрителя образ неунывающей старости. Ее биография была бурной, а путь к славе занял 40 лет.

Татьяна Пельтцер. Фото parodistov.net

Татьяна Ивановна родилась в Москве 6 июня 1904 г. Отец – обрусевший немец Иван Романович Пельтцер (Иоганна Робертовича по рождению), мать – Эсфирь Боруховна, дочь раввина. Через 2 года у них родился еще один ребенок — сын Александр. Иван Пельтцер был известным в то время актером и педагогом, создателем частной театральной школы, в которой обучались такие прославившиеся впоследствии актеры, как Владимир Володин и Леонид Утесов. Он и стал единственным учителем актерского мастерства для своей дочери Татьяны (Александр к этой профессии интереса не проявлял). Неудивительно, что она начала выходить на сцену еще в детстве, дебютировав впервые в спектакле “Камо Грядеши” в возрасте 9-ти лет.

Долгая дорога к славе, Татьяна Пельтцер в молодости

Театральная карьера Татьяны в юности не сложилась. Возможно, ее талант в то время еще не раскрылся, или мешало отсутствие классического образования, но в молодые годы актриса сменила много театров. Самостоятельную театральную деятельность она начала в 1920-м году в драмтеатре г. Ейска. Затем в течении нескольких лет ездила по стране — Нахичевань, Пенза… В 25-ом году была принята в труппу театра МГСПС (сейчас театр Моссовета), где прослужила 5 лет до своего отъезда в Германию с мужем — немецким коммунистом Гансом Тейблером. В 1931 г. Татьяна возвратилась в Москву и снова устроилась в театр МГСПС во вспомогательный состав. Через 3 года ее уволили за профнепригодность…

Татьяна Пельтцер в молодости. Фото aif.ru

Театр

Во время своего пребывания в Германии, Татьяна освоила специальность машинистки, что позволило ей устроиться в этом качестве на машиностроительный завод АМО (где ее брат Александр выполнял тогда обязанности Главного конструктора). Отработав здесь 2 года, она уехала в Ярославль, где стала актрисой драмтеатра им. Федора Волкова (36-37 г.). Затем вернулась в Москву и некоторое время работала в Колхозном театре и в том же театре МГСПС. Первым театром, в котором Татьяна осталась на долгий срок — 7 лет — стал Театр Миниатюр, куда Пельтцер пришла в 40-ом г. Ее партнерами по сцене были такие известные актеры, как Рина Зеленая, Мария Миронова, Александр Менакер, конкурировать с которыми было очень не просто. В 47-ом г. Татьяна Ивановна перешла в Театр Сатиры, с которым не расставалась целых 30 лет.

Татьяна Пельтцер. “Приключения желтого чемоданчика” 1970 г.

Как Пельтцер дебютировала в Ленкоме в 73-летнем возрасте!

Скорее всего, он стал бы последним в ее театральной карьере, но когда в 73-ем г. место режиссера Марка Захарова в Театре Сатиры занял Валентин Плучек, актриса не нашла с ним общего языка. Отношения все больше обострялись. Однажды на репетиции “Горе от ума”, Пельтцер в присутствии всей труппы отказалась выполнять какое-то распоряжение режиссера. Слово за слово, и разгорелся настоящий скандал. Обозвав на прощание Плучека “сумасшедшим стариком”, актриса покинула театр. Марк Захаров, занимавший тогда должность главного режиссера в “Ленкоме”, принял 73-летнюю Пельтцер в свою труппу, где она и останется еще 15 лет до последних дней своей жизни.

Поздний дебют в кино

Дебют в кино состоялся у Пельтцер в проходной роли в сатирической комедии “Свадьба” (1943 г.), а первой серьезной работой стала роль Плаксиной в картине “Простые люди” (реж-ов Григория Козинцева и Леонида Трауберга, 1945 г.). Только когда Татьяне Ивановне перевалило за 40, к ней пришел первый успех: образ колхозной тунеядки Лукерьи Похлебкиной в фильме-спектакле “Свадьба с приданным” (1953 г.) очень понравился зрителю, а славу принесла главная роль матери солдата в приключенческой комедии “Солдат Иван Бровкин” (реж. Иван Лукинский, 1955 г.). После выхода фильма на экран, и Татьяна Пельтцер, и Леонид Харитонов, сыгравший ее сына, сделались знаменитыми. Через 3 года вышло продолжение картины — “Иван Бровкин на целине”, которое было так же восторженно принято народом.

Татьяна. Пельтцер и Леонид Харитонов. “Иван Бровкин на целине”

Больше Пельтцер не приходилось дожидаться режиссерских предложений — до глубокой старости она оставалась самой популярной “бабушкой” советского кинематографа. К большому сожалению, ей редко доставались важные роли. Наиболее яркими из них стали работы в детской кинокомедии “Приключения желтого чемоданчика” (где 65-летняя бабушка Томы сама перелезала через забор и ездила на крыше троллейбуса) и роль эксцентричной старухи в мелодраме “Вам и не снилось”, едва не погубившей собственного внука, которого сыграл Никита Михайловский.

Татьяна Пельтцер. “Вам и не снилось”

Даже эпизоды с ее участием становились украшением любой киноленты. Достаточно вспомнить тещу Кисы Воробьянинова в “12 стульях” (реж. Марка Захарова), тетушку Федосью Ивановну в “Формуле любви”, мать жениха в “Морозко” и многие, многие другие.

Т. Пельтцер и Леонид Броневой. “Формула любви”

Т. Пельтцер. “12 стульев”

В 1972-ом году Татьяна Пельтцер была удостоена звания Народной артистки СССР — первой из актерского состава Театра Сатиры (к этому времени она уже имела звания Заслуженной и Народной артистки РСФСР и многочисленные награды).

Личная жизнь

Замуж Пельтцер вышла в 27 лет (в первый и последний раз в жизни) за немецкого коммуниста Ганса Тейблера. Они познакомились во время его приезда в Москву для учебы в Школе Коминтерна. Прожив в столице несколько лет, в 1930-ом г. супруги уехали в Берлин. По протекции мужа, Татьяна устроилась машинисткой в Советское торговое представительство и вступила в компартию Германии. Друзья Ганса приняли актрису тепло, а известный режиссер Эрвин Пискатор (тоже член компартии) предложил ей роль в своем спектакле “Инга”.

Казалось бы, все идет хорошо, но… через год их брак рухнул и Татьяна вернулась в Советский Союз. По версии самой Пельтцер, она не выдержала тоски по родине и родителям. Но существует и другая, по которой актриса увлеклась другим мужчиной. Тем не менее, бывшие супруги общались всю жизнь, а когда Тейблер приезжал в Москву — обязательно встречались (хотя 2-я жена Ганса была крайне недовольна этим обстоятельством). Больше о взаимоотношениях Пельтцер с противоположным полом ничего достоверно не известно. Либо актриса так тщательно оберегала свою личную жизнь, либо ограничила ее только искусством.

Экранный образ и реальный человек

В реальной жизни Татьяна Пельтцер отличалась от своего экранного образа бесшабашной старушки — была невероятно собранной и аккуратной, как истинная немка. Совпадали только невероятная энергия и жизнерадостность. Каждое утро актриса начинала с зарядки (что не мешало ей быть заядлой курильщицей). Ее подруга и коллега по театру Ольга Аросева рассказывала, что на гастроли Татьяна Ивановна всегда возила с собой маленькую электрическую плитку и кастрюльку, и ела только то, что готовила сама. Характер у Пельтцер был непростым: она откровенно, не выбирая выражений говорила то, что думала, а ее остроумные высказывания потом цитировала вся Москва.

Еще актриса терпеть не могла журналистов, поэтому никогда не давала интервью. Перед спектаклем она непременно устраивала кому-нибудь “разнос” — так она настраивалась на роль. Многие ее не любили, но по-настоящему близкие актрисе люди — например, ее домработница Анна Кукина, знавшая Пельтцер более 20-ти лет, отзывалась о ней, как об очень добром и заботливом человеке. Татьяна Ивановна не чувствовала себя одинокой — почти все ее время занимала любимая работа, а в свободные часы актриса любила собирать у себя друзей, чтобы поиграть в преферанс, который страстно любила. Кроме Аросевой, Татьяна Ивановна близко общалась с Фаиной Раневской, Владимиром Зельдиным, Андреем Мироновым, а в последние годы — с Александром Абдуловым.

Александр Абдулов и Татьяна Пельтцер. Фото family-values.ru

Последние годы великой актрисы

Очень долгое время здоровью актрисы можно было только позавидовать, но старость брала свое: в конце 80-х Татьяна Ивановна начала терять память. Она просила свою домработницу Анну Кукину помогать ей разучивать роли, но все-равно не могла запомнить текст. К тому же у Пельтцер начала развиваться болезнь Альцгеймера, чем воспользовалась (по словам Кукиной) некая ее подруга Ирина Михайловна. Она настроила уже не осознающую реальность актрису против человека, прослужившего у нее 22 года и вынудила Анну уйти, приставив к Татьяне Ивановне другую домработницу. Целью авантюристки была 2-х комнатная квартира Пельтцер на Черниховской. Добившись завещания в свою пользу, Ирина Михайловна избавились от актрисы, упрятав ее в психиатрическую больницу имени Ганнушкина.

Московская психиатрическая больница имени Ганнушкина. Фото fb.ru

По словам той же Анны Кукиной, Марку Захарову удалось вызволить ее оттуда, но пережитый стресс в общей палате для душевно больных, окончательно подорвал здоровье Татьяны Ивановны. Кукина вернулась в дом актрисы, а завещание (как Пельтцер изначально хотела) переоформили на домработницу. В 92-ом г. актриса снова попала в лечебницу, откуда уже не вышла. Она уже никого не узнавала и не вставала с постели. Анна ухаживала за Татьяной Ивановной до ее последних дней. Актриса скончалась 16-го июля 1992-го г. на 89-ом году жизни и похоронена на Введенском кладбище рядом с отцом и братом.

Фото moscow-tombs.ru

Оцените статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Биография Татьяны Пельтцер

Пельтцер Татьяна Ивановна (1904-1992) – советская актриса кино и театра. У неё практически не было главных ролей, в основном второстепенные, но зрители запоминали фильмы именно благодаря персонажам Татьяны Ивановны. Она была одарённой, мудрой и по-настоящему народной, её называли «любимой бабушкой Советского Союза». Великая Пельтцер могла одновременно вызывать у зрителя доброту, улыбку и сострадание. Когда она появлялась на сцене – все смеялись, а когда уходила – смахивали слезу. В 1972 году ей присвоили звание Народной артистки Советского Союза.

Рождение и семья

Татьяна появилась на свет в Москве 6 июня 1904 года. Предки по папиной линии были немцами. Основателя династии Пельтцер звали Наполеоном, ему было всего девятнадцать лет, когда пешком из Рейнланда (историческая область в Германии по среднему течению реки Рейн) он добрался в Россию. Здесь Наполеон обосновал портняжную мастерскую, начал шить шубы, которые в народе назывались «пельтцы», отсюда и взяла начало фамилия.

Отца Татьяны по-настоящему звали Иоганн Робертович, но он предпочитал русский вариант своего имени – Иван Романович. Родился Пельтцер в 1871 году, он прервал наследственное швейное занятие, потому что очень увлекался искусством, окончил в Москве театральное училище, после чего работал в театре Корша. Начал сниматься в кино накануне Октябрьской революции в 1916 году. В период Великой Отечественной войны служил в театре имени Моссовета. На его счету десятки киноролей, самые известные из которых в картинах «Белеет парус одинокий», «Медведь», «Человек в футляре», «Приключения Корзинкиной», «Васёк Трубачёв и его товарищи». Иван Романович имел потрясающее чувство юмора и невероятное жизнелюбие.

Предки по линии матери были евреями, дедушка в Киеве служил главным раввином. До замужества маму звали Ройзен Эсфирь Боруховна, после бракосочетания она поменяла не только фамилию, но и имя на Евгению Сергеевну Пельтцер.

В 1906 году у Татьяны появился младший брат Александр, который в будущем стал известным конструктором в области автомобилестроения. Он работал главным инженером на заводе имени Лихачёва, в послевоенное время занимался разработкой гоночных автомобилей.

Первый сценический опыт

Татьяна по темпераменту очень была похожа на отца – решительная, резкая, упорная, поэтому не удивительно, что маленькая девочка уже с детских лет мечтала о сцене. Иван Романович стал для дочери первым и единственным преподавателем актёрского мастерства. Он был не только одним из первых Заслуженных артистов РСФСР и лауреатов Сталинской премии, но и замечательным учителем, ещё до революции организовал небольшую театральную школу. Отец научил Таню видеть мир живым, а саму жизнь воспринимать всегда необычно и неожиданно.

Свою первую роль Пельтцер сыграла в девятилетнем возрасте. Причём это был не какой-нибудь детский утренник, а настоящий взрослый спектакль по произведению польского писателя Генриха Сенкевича «Камо грядеши». Важное событие в жизни ребёнка случилось в 1913 году в Екатеринославле в театральной труппе режиссёра Н. Н. Синельникова. Таня играла Авгия – брата главной героини Литтии. Она хорошо запомнила, какое настроение праздничности охватило её, когда впервые вышла на сцену перед зрителями.

Её следующей работой стала постановка романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», за этот спектакль в 1914 году Татьяна уже получила небольшой гонорар. В одиннадцать лет в частной антрепризной постановке «Анны Карениной» Пельтцер отлично справилась с ролью Серёжи – сына главной героини. Она так хорошо сыграла сцену прощания мальчика со своей матерью, что особенно впечатлительные дамы теряли в зале сознание от нахлынувших чувств.

В сезоне 1915-1916 годов её отец организовал в Харькове театр миниатюр. Дела шли не совсем благополучно, и, чтобы поднять сборы, Иван Романович поставил «Красную Шапочку» и «Белоснежку». Таня была задействована в этих спектаклях, будучи ученицей гимназии.

Многие предлагали ей продолжить обучение актёрскому мастерству на курсах или в училище, но подобные советы Татьяна воспринимала как оскорбление. Она считала, что её отец – замечательный актёр и способен научить дочь всему, что нужно для этой профессии.

Долгий путь к своему театру

Настоящий путь в актёрской профессии начался у Татьяны в 1920 году, когда родители отпустили её на гастроли с передвижным театром Политуправления. Новая страна иначе смотрела на искусство, поэтому приходилось подстраиваться. Пельтцер постоянно находилась в творческом поиске, хваталась за любую предложенную роль. В её трудовой книжке появился целый список театров, которые она меняла каждый год, – Нахичевани, Ейска, Военно-Морского флота, Комедии; МСГПС (сейчас театр имени Моссовета).

Затем в театральной карьере актрисы наступил пробел, она вышла замуж и уехала в Германию. Вернулась в 1931 году и продолжила работу в труппе театра имени Моссовета. В 1934 году её уволили за профнепригодность (специального образования актриса так и не получила). Тане пришлось устроиться машинисткой на завод, где её младший брат трудился на должности главного инженера. С 1936 года в её жизни снова началась череда театральных заведений:

  • Ярославский драматический театр имени Волкова Ф. Г.;
  • Московский областной колхозно-совхозный театр;
  • театр имени Моссовета;
  • Московский театр миниатюр;
  • театр-студия киноактёра.
Читайте также:  София Ротару в молодости

Театр Сатиры

В 1947 году Пельтцер была принята в труппу московского театра Сатиры, где проработала тридцать лет. Первые постановки и роли принесли Татьяне Ивановне популярность в театральной среде, её лёгкая и жизненная игра была понятна и близка зрителям.

Всех своих героинь актриса очень любила за сердечную доброту и крепость рук. Чаще всего ей доставались острохарактерные, бытовые роли:

  • дежурная по этажу в постановке «Вас вызывает Таймыр»;
  • Манефа в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты»;
  • няня Гинесс в «Доме, где разбиваются сердца»;
  • мадам Ксидиас в «Интервенции»;
  • Фрекен Бок в «Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше»;
  • Марселина в «Безумном дне или женитьбе Фигаро»;
  • тётя Тони в постановке «Проснись и пой»;
  • мамаша Кураж в спектакле «Мамаша Кураж и её дети».

В кино Татьяна дебютировала в 1943 году, но почти в течение десяти лет все её роли были мизерными и незаметными. Пока в 1953 году она не сыграла в «Свадьбе с приданым». Её Лукерья Васильевна Похлёбкина влюбила в себя всю страну. А настоящая всесоюзная любовь и бешеная популярность обрушились на неё после выхода комедий «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин».

Слава пришла к ней, когда актриса уже отметила полувековой юбилей, поэтому чаще всего Татьяне Ивановне доставались роли мам или бабушек главных героев:

  • тётя Лиза в «Большой семье»;
  • прабабушка в «Карантине»;
  • Феодосья Ивановна в «Формуле любви»;
  • мама жениха в «Морозко»;
  • Глафира Анискина в «Деревенском детективе»;
  • бабушка Томы в «Приключениях жёлтого чемоданчика»;
  • гофмейстерина в «Двенадцати месяцах»;
  • бабушка Нины в «Чудаке из 5-Б»;
  • Берта в «Царевиче Проше»;
  • тёща Кисы Воробьянинова в «12 стульях»;
  • баба Варвара в сказке «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»;
  • миссис Поппетс в «Трое в лодке, не считая собаки»;
  • бабушка Ромы в фильме «Вам и не снилось».

В 1972 году «любимой бабушке Советского союза» было присвоено звание Народной артистки СССР.

Театр «Ленком»

В 1977 году в театре Сатиры у актрисы начались разногласия с режиссёром Валентином Плучеком. Татьяна Ивановна перешла в театр имени Ленинского комсомола (Ленком), которым руководил Марк Захаров. Здесь она выходила на сцену в течение пятнадцати лет, почти до самой смерти. Пельтцер вошла в театр как «комедийная старуха» и стала в нём царицей. Бенефисом была роль старушки Фёдоровны в постановке произведения Людмилы Петрушевской «Три девушки в голубом». Зрители порою шли только на эту актрису.

Последним спектаклем в её жизни была «Поминальная молитва». Татьяна Ивановна уже плохо передвигалась, забывала текст, но Марк Захаров всё равно сделал эту постановку, специально под неё. Персонаж старой еврейки Берты придумал для Пельтцер Григорий Горин. Роль её сына играл Александр Абдулов. Он настолько бережно водил Татьяну Ивановну по сцене, будто она была фарфоровой кружечкой тонкой ручной работы. Именно такой хрупкой драгоценностью её считали все актёры театра Ленком.

А зрители на этом спектакле улыбались и плакали. Улыбка была от счастья, что им выпала честь видеть на сцене великую актрису. А слёзы от того, что все понимали – они прощались с Татьяной Ивановной Пельтцер.

Личная жизнь

Первая любовь настигла Татьяну, когда она была юной девушкой семнадцати лет. В 1921 году с труппой передвижного театра Таня работала в разных городах. В Ейске произошло её знакомство с белокурым красавцем, статным и высоким актёром Александром Яковлевым. Он был старше Тани на четыре года, имел героическое прошлое – воевал в Гражданской войне в конной армии Семёна Будённого. Жизненного опыта в отношениях с женщинами у Яковлева было гораздо больше, чем сценического, ухаживать он умел красиво и настойчиво. Татьяна потеряла голову от такого кавалера. Однако их роман оказался бурным, но не долгим.

Был период, когда она подрабатывала в драматическом кружке на Московской карандашной фабрике. Там многие парни пытались завязать с Таней отношения. Но она не находила общего языка с фабричными работягами, ей нужен был муж с глубоким внутренним миром.

Со своим будущим супругом – немецким коммунистом Гансом Тейблером – Пельтцер познакомилась в 1926 году на демонстрации 7 ноября. Он тогда находился на обучении в московской школе Коминтерна. Его готовили для нелегальной работы, но Тане Ганс сначала сказал, что он – философ, занимается изучением марксизма. Всю правду она узнала лишь накануне свадьбы.

Спустя год после знакомства, 7 ноября 1927 года, в десятую годовщину революции, Таня и Ганс расписались. Они уехали в Берлин, где Тейблер помог молодой жене устроиться в советское торговое представительство машинисткой. Так как работа была связана с секретными бумагами, обстановка с каждым днём становилась всё напряжённей – постоянная бдительность, подозрения друг на друга, обыски охраны.

Работа не приносила ей радости, к тому же не всё удачно складывалось и в семейной жизни. С супругом они недопонимали друг друга и стали отдаляться. Да ещё и немецкие врачи, на которых Пельтцер очень надеялась, подтвердили диагноз московских коллег – Татьяна бесплодна и никогда не сможет иметь детей. Всё это в итоге привело к разводу и возвращению Тани в СССР.

Впоследствии Ганс часто приезжал по работе в Москву, каждый раз звонил Татьяне, приглашал в ресторан на встречу. Она тяготилась этим, но уклоняться считала невежливым. Единственное коротенькое замужество оставило в душе актрисы глубокий след.

Во время войны Пельтцер была эвакуирована в Киргизию. Там она познакомилась с инструктором авиационной школы Андреем Мельником. Между ними завязались романтические отношения. После ранения в Испании в 1937 году у Андрея были неподвижными пальцы левой руки, но майор постоянно их разрабатывал и просился на фронт. В 1943 году его просьбу удовлетворили, но вскоре он погиб.

Ещё один роман был у Татьяны уже после войны, когда она устроилась работать в театр Сатиры. Отношения между Пельтцер и её женатым коллегой актёром Иваном Бодровым длились почти десять лет. Расстались они друзьями, и после этого в жизни актрисы бывали лишь совсем короткие курортные интрижки.

Так что замужем актриса больше не была, детей и внуков у неё нет. Долгое время проживала вместе с отцом, который много раз женился, потом оставлял жилплощадь молодым жёнам, уходил ни с чем в комнатку к любимой дочери. В 1959 году отец Татьяны ушёл из жизни, и актриса осталась совсем одна.

Болезнь и смерть

До 85 лет Татьяна Ивановна делала по утрам зарядку, и, несмотря на рекомендации врачей, много курила и пила кофе. Но в 1991 году от нервного перенапряжения актриса стала терять память. Она прошла курс лечения в психиатрической клинике и ещё вернулась на сцену. Но в следующем 1992 году упала и получила перелом шейки бедра, оказавшись прикованной к постели. Потом добавились пневмония и инфаркт.

16 июля 1992 года поздно вечером на больничной кровати Татьяна Ивановна тихо ушла из жизни, выкурив за несколько часов до этого свою последнюю сигарету, которую, несмотря на запреты врачей, ей принесла домработница Аня.

Актрису похоронили на столичном Введенском кладбище рядом с братом и отцом.


Пельтцер Татьяна Ивановна

Ленком 1977 – 1992
Театр Сатиры 1947 – 1977
Театр им. Моссовета 1923 – 1930, 1931 – 1934, 1938 – 1940
Ярославский драмтеатр 1936 – 1937

Народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии Татьяна Пельтцер родилась 6 июня 1904 года в Москве. Ее предки по отцу – немцы, по материнской линии – евреи, дед был главным раввином Киева. До начала Великой Отечественной войны в семье говорили исключительно на немецком языке.

Читать дальше.

Татьяна родилась в семье знаменитого режиссера и актера, который до Октябрьской революции снял несколько фильмов и играл в театрах. Для девочки он всегда был не просто отцом, а учителем, наставником, образцом для подражания. Отец научил Татьяну Пельтцер живо смотреть на мир, воспринимать жизнь неожиданно.

Глядя на папу, девочка осваивала актерское ремесло. Свои первые роли она сыграла в его спектаклях, а в девять лет получила первый гонорар за роль в пьесе «Дворянское гнездо». Профессионально актерскому мастерству она не училась – отсутствие образования мешало ее карьере. Татьяна Ивановна сменила много театров. Признание пришло к ней поздно – почти в 50 лет.

Театр

Татьяна Пельтцер дебютировала как профессиональная актриса в 1920 году. Это было в Передвижном театре Красной Армии в Ейске. Вскоре в трудовой книжке актрисы появились записи из Колхозного театра. Через несколько лет Пельтцер вернулась в столицу. В Москве она познакомилась с немецким коммунистом Гансом Тейблером, в 1927 году вышла за него замуж, а через три года уехала с мужем в Германию.

В Берлине немецкий режиссер предложил актрисе роль в спектакле «Инга». Это была ее единственная роль в Германии, потому что в 1931 году Татьяна Ивановна вернулась в СССР и поступила в театр МГСПС (сейчас он называется Театр Моссовета). Актрису без образования зачислили во вспомогательный состав.

Отношения с руководством МГСПС у нее не сложились: через четыре года Татьяну Пельтцер уволили за профессиональную непригодность. В 1936 году разочарованная Татьяна Ивановна переехала в Ярославль, где два года работала в старейшем драмтеатре России. Затем вернулась в Москву и устроилась в только что открывшийся Театр миниатюр.

Его сцене Татьяна Пельтцер отдала семь лет. Она играла бытовые роли молочниц, банщиц, управдома. Актриса посмеивалась над своими персонажами и в то же время любила их. Ей было сложно сделать карьеру в Театре миниатюр, но со временем у Пельтцер появились свои поклонники.

В 1947 году Татьяна Ивановна перешла работать в Московский академический театр сатиры. Он стал ее вторым домом, театром жизни. Актриса играла увлеченно, но известность к ней пришла после роли Лукерьи в «Свадьбе с приданым». В 1953 году эту постановку сняли на пленку и показали в кинотеатрах страны. Зрители оценили талант Пельтцер – она проснулась знаменитой.

Рассвет карьеры актрисы пришелся на 70-е годы. В этот период у Татьяны Пельтцер было много ролей в театре: Прасковья в «Старой деве», Марселина в «Женитьбе Фигаро», тетя Тоня в «Проснись и пой!» и многие другие. Ее героини были близки и понятны зрителям, она играла легко и очень жизненно – давалась такая игра Татьяне Ивановне с большим трудом. Ее партнеры по сцене знали, что она теряется, как только партнер отступает от текста и начинает импровизировать.

В 1972 году Татьяне Пельтцер присвоили звание народной артистки СССР. Это произошло впервые за 48-летнюю историю Московского академического театра сатиры. Во многом актрисе помог Марк Захаров. Он поставил в этом театре пять спектаклей – во всех у Пельтцер были главные роли.

С переходом Марка Захарова в Ленком у актрисы начались проблемы. В 1977 году, после 30 лет работы на сцене Московского академического театра сатиры, она со скандалом уволилась и отправилась в Ленком. Многие коллеги сочли ее уход безумством, потому что начать все сначала в почтенном возрасте не каждый бы смог. В Ленкоме Татьяна Пельтцер сыграла старуху в спектакле «Три девушки в голубом», Клару Цеткин в постановке «Синие кони», Надежду Крупскую в «Диктатуре совести». Ее последняя роль – в спектакле «Поминальная молитва».

Фильмы

Кинодебютом Татьяны Ивановны был эпизод в комедии «Свадьба» в 1943 году. Затем была работа в драме «Она защищает Родину». Первую большую роль она получила в 1945 году в драме «Простые люди». Увы, картина пылилась на полках долгих 11 лет, а Пельтцер играла малозаметные эпизоды все это время.

Успех ей принесли роли в комедиях «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин», снятые в 1955 году. Татьяна Ивановна настолько блистательно сыграла сельскую женщину, что ее окрестили «матерью русского солдата».

В картине «Иван Бровкин на целине» роль Евдокии сценаристы писали уже под нее. Татьяна Пельтцер снималась много, чтобы ее не забыли. Она играла мам в «Морозко» и «Укротительнице тигров», бабушек в «Карантине», «Вам и не снилось», уборщиц, учителей, медсестер. Ее героини часто затмевали главных героев фильмов.

Личная жизнь

Замужем актриса была всего один раз – за немцем Гансом Тейблером. Они прожили вместе 4 года и развелись, потому что жить вдали от СССР Татьяна не смогла. Бывшие супруги всю жизнь оставались друзьями. Детей у них не было. Ганс женился во второй раз, но, приезжая в Москву, обязательно заходил в гости к Пельтцер. Сын Ганса не раз останавливался в квартире Татьяны Ивановны.

Семьей актрисы был ее отец. Последние годы жизни он прожил у нее – молодая супруга выставила мужчину за дверь. В 1959 году дорогого для Татьяны Пельтцер человека не стало. Она тяжело переживала этот удар судьбы.

Актриса была в форме даже в старости. Она каждое утро делала зарядку, красиво одевалась и причесывалась. В 85 лет она много бегала, много курила, пила много кофе. Прислушиваться к рекомендациям врачей Татьяна Ивановна не желала. На экране она была простоватой растеряхой, а в жизни – педантом и аккуратисткой. Актриса никогда не питалась в столовой, даже на гастролях готовила сама. Работать с ней было сложно, потому что она подавляла темпераментом и мощью.

Смерть

В последние годы жизни Татьяна Ивановна стала забываться – болезнь Альцгеймера прогрессировала. Она лечилась в психбольнице. В 92-м Пельтцер снова попала в клинику с нервным перенапряжением. Там она умудрилась сломать шейку бедра: в 88 лет для человека такой перелом – катастрофа.

16 июля 1992 года к ней, как обычно, пришла домработница Аннушка. Обработала пролежни, сменила постель и угостила Татьяну Ивановну ее любимой сигаретой «Мальборо». Актриса с удовольствием выкурила ее всю. Через 3 часа медсестра сообщила главврачу клиники, что Пельтцер скончалась. Её похоронили на Введенском кладбище, рядом с матерью и отцом.


Ссылка на основную публикацию
Дата рождения06 июня 1904
Дата смерти16 июля 1992
Прожитых лет88
Знак зодиакаБлизнецы
Место рожденияМосква
Театр