Светлана Тома в молодости

Светлана Тома

Биография

В фильмографии Светланы Тома 56 работ. Ее нельзя отнести к «актрисам одной роли». Тома играла и бизнес-леди, и испанскую донью, и воспитательницу в детдоме. Но при ее имени зрители неизбежно вспоминают образ пламенной цыганки Рады.

Детство и юность

«Тома» часто произносят с ударением на первый слог. Это неверно. Ведь творческий псевдоним актриса заимствовала у прабабушки-француженки. А потому фамилию правильно произносить на французский манер, с ударением на последний слог.

Актриса Светлана Тома

Отец актрисы по национальности был евреем. Мать – русской. Среди предков Тома и венгры, и австрийцы. Представителей свободолюбивого народа, промышлявшего конокрадством, нет. Хотя прославилась Тома ролью красавицы-цыганки.

В 1945 году зоотехник Андрей Фомичев приехал по распределению в Молдавию. Здесь познакомился с ярой коммунисткой Идес Сухой. Это была женщина с яркой биографией: в 30-е годы участвовала в подпольной организации и хранила запрещенные книги. Вскоре Андрей и Идес поженились. В 1947 году родилась дочь, будущая легенда советского кино.

Светлана Тома в молодости

Ранние годы прошли в деревне. Об этом времени Светлана Андреевна вспоминает с нежностью. В воспитании дочери родители не использовали жестких методов. Однако на каникулы Светлану отправляли к сестрам матери. Здесь царила другая атмосфера: обед и ужин только по расписанию, регулярное чтение классической литературы.

Но знакомство с самым требовательным и жестким педагогом у Светланы было впереди. Она не мечтала об актерской стезе. Девушку, воспитанную в строгости, привлекала работа следователя, адвоката. После школы Светлана поступила на юридический факультет.

Однажды к студентке Кишиневского университета на троллейбусной остановке подошел колоритный мужчина с выразительными темными глазами, представился режиссером и предложил роль в его новом фильме.

Перед 17-летней студенткой стоял Эмиль Лотяну. О нем девушка ничего не слышала ранее, и это имя не произвело впечатления. Светлана отказалась от роли, но ее новый знакомый проявил неожиданную настойчивость. Лотяну отправился к родителям будущей кинозвезды и добился у них разрешения.

Фильмы

Путь в кино начался с картины «Красные поляны». Кинолента положила начало работе с Лотяну. Всесоюзную славу и международные награды актрисе принесла роль в другой киноленте молдавского режиссера – «Табор уходит в небо». Кинолента имела невероятный успех. Однако после роли цыганки Рады актриса получала однотипные предложения. С середины 70-х она играла преимущественно восточных женщин.

Светлана Тома в фильме «Красные поляны»

Грандиозным успехом кинолента, в которой актриса исполнила самую свою знаменитую роль, отчасти обязана чарующей музыке и зажигательным песням. Мелодии написал Евгений Дога. В основе сюжета – ранние произведения Максима Горького. Главную роль режиссер отдал Тома еще на стадии написания сценария. Тем не менее актриса дважды проходила пробы.

Светлана Тома в фильме «Табор уходит в небо»

Съемки проходили в Карпатах. Актеры просыпались в пять утра и работали до полного изнеможения. Лотяну отличался от коллег своеобразным подходом к организации съемочного процесса. Он создавал напряженную атмосферу, держал актеров на взводе, полагая, что только так удастся передать зрителям эмоции героев. Позже Светлана Тома призналась:

«Это была самая сложная моя роль».

Роль Рады в фильме Лотяну знаковая в советском кинематографе. Тома – одна из первых советских актрис, решившихся на откровенную сцену. Обнаженной артистка предстает перед зрителями всего на несколько мгновений. В этой сцене нет пошлости, вульгарности. Однако в 70-е годы фильм вызвал резонанс.

Во время съемок сцены с полуобнаженной героиней режиссер проявил удивительную деликатность. Удалил всех с площадки, оставил лишь оператора и костюмера. Сыграть эту сцену было сложно, но Тома полностью доверяла Лотяну, который для неё был прежде всего учителем.

Светлана Тома в фильме «Табор уходит в небо»

Дабы придать образу цыганки больше убедительности, актрисе пришлось всё же пойти на жертвы. Она окрашивала волосы в смоляной цвет, гримеры каждодневно накручивали локоны и вплетали дополнительные пряди. К концу съемок от волос почти ничего не осталось. К счастью, предстояла работа над фильмом, где Тома играла узницу концлагеря.

«Табор уходит в небо» – десятая кинолента в фильмографии актрисы. После выхода «Красных полян» ей предложили роль в картине «Живой труп». В экранизации Толстого Тома сыграла цыганку Машу, но озвучила ее героиню Людмила Гурченко. В конце 60-х актриса появилась на экране в образе француженки.

Светлана Тома в фильме «Живой труп»

До середины 70-х в жизни Тома, и профессиональной, и личной, главным человеком оставался Лотяну. После она получала предложения от разных режиссеров. Но самые яркие роли сыграла в фильмах Лотяну.

Светлане Тома не суждено было играть обычных советских женщин. По крайней мере, в начале актерской карьеры. Всё чаще она появлялась на экране в экзотическом образе. В начале 80-х Ян Фрид начал съемки фильма по произведению испанского классика. В киноленту «Благочестивая Марта» пригласил популярную в то время Маргариту Терехову. Тома режиссер отвел роль сестры главной героини. И на этот раз ее озвучивала другая артистка.

Светлана Тома в фильме «Благочестивая Марта»

Позже Тома играла менее колоритные роли. Например, в начале 80-х на экраны вышел многосерийный фильм, посвящённый великой балерине. В картине «Анна Павлова» актриса исполнила роль матери звезды русского балета. В военной драме «Дикий ветер» сыграла русскую пленную.

Актриса снималась даже в 90-х, когда ее коллеги страдали от невостребованности. Правда, главные роли доставались крайне редко. В 1991 году состоялась премьера мелодрамы «Блуждающие звезды». Главную героиню сыграла юная Ирина Лачина. Это был дебют дочери Тома.

Личная жизнь

Рабочие отношения с Лотяну быстро переросли в роман, продолжавшийся десять лет. Отношения с режиссером у Светланы складывались непросто. Лотяну, как и все талантливые люди, был человеком сложным. Ужиться с ним оказалось не под силу даже Светлане, обладающей покладистым, мягким характером.

Светлана Тома и Эмиль Лотяну

Лотяну пользовался успехом у женщин. Режиссёр всегда выглядел элегантно, вел себя галантно, что не могло не произвести впечатление на 18-летнюю девушку. Именно Лотяну посоветовал начинающей актрисе взять псевдоним. Неизвестно, как бы сложилась ее карьера с фамилией «Фомичева».

Светлана Тома и Олег Лачин

Он настоял на переводе в институт искусств. Эмиль Владимирович обладал сильным, жестким характером, противиться его решению не имело смысла. Лотяну сыграл важную роль в актерской судьбе Тома, повлиял и на ее личную жизнь.

В 1969 году актриса вышла замуж за своего коллегу Олега Лачина. В интервью Тома сказала однажды, что это был своего рода побег от Лотяну, с которым она не видела будущего.

Светлана Тома и Ирина Лачина

Дочери не исполнилось и года, когда молодой муж Светланы погиб. Наступили сложные времена. Актриса оставляла дочь с родителями, а сама ехала на съемки. Когда же отца и матери не стало, ее поддержал бывший возлюбленный. Ирина, как и все актерские дети, страдала от недостатка материнского внимания. Тома долгое время чувствовала вину перед дочерью. Став бабушкой, старалась больше времени посвящать внучке Маше.

Светлана Тома с дочерью и внучкой

Второй муж актрисы – Андрей Вишневский. Брак продолжался всего пять лет. Светлана Андреевна полагает, что главный мужчина в ее жизни – Лотяну.

«Без него не было бы и меня» – признается актриса.

Внучка Маша тоже стала актрисой. Пока на ее счету всего пять работ. Среди них роль в «Экипаже». В этом фильме сыграли и дочь, и внучка Тома.

Светлана Тома сейчас

В мае 2017 года актрисе исполнилось 70 лет. В июне на торжественное мероприятие, посвященное открытию Московского фестиваля, она явилась в компании дочери и внучки. Журналисты сделали фото, поразившие поклонников кинозвезды. Стройная, элегантная дама совсем не похожа на бабушку 26-летней девушки.

Светлана Тома в 2017 году

Несмотря на возраст, актриса ведет активный образ жизни. Каждый день начинает с гимнастики. Летом катается на велосипеде, зимой бегает на лыжах. Тома продолжает сниматься в кино. Последний фильм вышел в 2016 году.

Эмиль Лотяну и Светлана Тома: бесконечный роман последнего романтика советского кино и лучшей актрисы Молдавии

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Его называли последним романтиком советского кино, она была удостоена титула «Лучшая актриса Молдавского кино XX века». Они никогда не состояли в браке, но связь между ними не прерывалась никогда. Были ссоры, были расставания, но оставалась тончайшая ниточка, связавшая накрепко судьбу режиссера Эмиля Лотяну и его актрисы Светланы Тома.

Повороты судьбы

Семнадцатилетняя Светлана Фомичева после окончания школы готовилась к поступлению на юридический факультет. Встреча с Михаилом Бадиковым и Эмилем Лотяну заставила ее изменить планы, а затем и всю жизнь. Она дала свой номер телефона режиссеру, а на пробах продекламировала «Наша Таня громко плачет» и была утверждена на роль Иоанны в картине «Красные поляны».

Папа не поддерживал намерение дочери сняться в кино, справедливо надеясь, что она возьмется за ум и все-таки станет студенткой юрфака. Эмиль Лотяну обещал вернуть дочь по окончании съемок в целости и сохранности и не мешать учебе.

На пути к совершенству

О требовательности и даже жесткости Лотяну во время съемок ходили легенды. Он не останавливался ни перед чем, чтобы добиться необходимой достоверности кадра.
Светлана не привыкла к грубости и крикам, поэтому внезапные вспышки недовольства режиссера переживала очень тяжело. Зато после окончания съемочного дня Эмиль превращался в нежного, заботливого и внимательного мужчину. Стоило ей заболеть, как он неустанно лечил ее, следил за своевременным приемом лекарств и даже кормил.

Он предложил ей взять псевдоним, посчитав фамилию девушки неподходящей для будущей звезды. В титрах к фильму появилась Светлана Тома (фамилия прабабушки-француженки).

Бывшая школьница далеко не сразу осознала: режиссер за ней ухаживает. Он дарил цветы, готовил экзотические блюда, искренне интересовался ее увлечениями.

Но в то же самое время мог совершать поступки, пугавшие Светлану не на шутку. Он мог оставить ее одну в незнакомой компании и исчезнуть. Затем она же оказывалась виновной в происшествии.

Читайте также:  Анна Тураева в молодости

Светлана Тома еще не знала, что связь с режиссером Лотяну растянется на всю жизнь. Она будет прерываться, они не будут видеться и общаться, но снова и снова будут оказываться рядом.

Она уже не думала о поступлении на юридический, а поступила в Ленинградский институт культуры на специальный курс, где готовили для Кишиневского театра.

Странный брак

Отношения иногда были невероятно романтичны, иногда мучительны. Конфликт мог вспыхнуть от малейшей искры. Когда Лотяну снова утвердил Светлану на главную роль, она уже была занята на съемках другой картины в Ленинграде. Но актриса с нетерпением ждала вызова от Эмиля с приглашением на съемки. Позже выяснилось, что ленинградские коллеги просто не показали актрисе телеграмму, боясь, что она им сорвет весь график. Лотяну ее оправданий слушать не стал. Он просто посчитал ее предательницей, снял в своем фильме другую актрису, а со своей музой разорвал отношения.

Они не виделись около года. Светлана за это время успела окончить институт и выйти замуж. С Олегом Лачиным они учились на одном курсе, позже работали в Тирасполе в театре. Они не обращали никакого внимания друг на друга, поэтому предложение руки и сердца стало для актрисы полной неожиданностью. Впрочем, она, как любая девушка, мечтала о семье и детях, о белоснежной фате и романтической свадебной сказке. Все это у нее было с Олегом. Правда, его почти сразу забрали в армию, но отпускали в театр на спектакли, в которых Олег был занят.

Вскоре Лотяну вызвал актрису на съемки в фильме «Лаутары», найдя в картине небольшую роль и для ее супруга. Когда дочери Светланы и Олега было всего полгода, Лачин погиб, потеряв много крови после удара лопастью катера. Светлана часто слышала во сне, как муж зовет ее. Спасала ее работа: она снималась у Якоба Бургиу в фильме «Дом для Серафима». А в жизни снова был Эмиль Лотяну.

Счастливый фильм

Он пригласил ее сняться в роли Рады в картине «Табор уходит в небо». Условия были трудными: Карпаты, пыль, цыганский табор. Но нервы Светланы в какой-то момент не выдержали, она собрала вещи и уехала в Москву, в полной уверенности, что режиссер ее снимет с роли. После возвращения на площадку ее ждал грандиозный скандал, но роль осталась за ней. Да и режиссер стал относиться к актерам по-другому. Правда, со строптивой актрисой он общался исключительно через третьих лиц. Фильм стал счастливым для обоих, завоевал множество наград, пользовался успехом за рубежом.

Когда актрисе задают вопрос о ее расставании с Лотяну, она отвечает, что никогда не расставалась с ним. Как никогда не хотела стать его женой. Они просто стали частью друг друга. И изменить это было невозможно.

Когда у режиссера обнаружили последнюю стадию рака, ухаживать за ним стали Светлана Тома и бывшая жена Лотяну Галина Беляева. Его не стало 18 апреля 2003 года. А Светлана до сих пор говорит о нем с нежностью и теплотой. Кажется, их связь не прервалась, а лишь приобрела другую форму.

Даже самые искренние чувства далеко не всегда приводят к браку. Вера Васильева семь лет была влюблена в Бориса Равенских, а его раздражала ее преданность.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Светлана Тома

Светлана Тома (настоящая фамилия Фомичёва; род. 24 мая 1947 года, Кишинёв, Молдавская ССР) — советская, молдавская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка России (2001), Народная артистка Молдовы (2008).

Наибольшую известность получила благодаря главной роли в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо», принёсшем актрисе большой успех и признание у зрителей.

Артистический псевдоним актрисы обычно произносится с ударением на первом слоге — То́ма. Сама актриса, однако, указывает, что исходно Тома́ (с ударением на втором слоге) была фамилией её прабабушки по материнской линии, французского происхождения.

Отец — Андрей Васильевич Фомичёв (родом из деревни Сомовка Добринского района Липецкой области) — был председателем колхоза «Правда» в Бельцком районеМССР (чего-то у нас что ни красавица – актриса, так папа – председатель колхоза, закономерность, однако, зря уничтожили колхозы). Мать Светланы Тома — Идес Сауловна Сухая (?—1987) — в 1930-е годы была участницей коммунистического подполья (связной) в Бессарабии; вместе с сёстрами Бертой, Сарой, Ревеккой, Адой и Анной она держала в подвале своего дома склад запрещённой литературы. Родители познакомились во время учёбы отца в Кишинёвском сельскохозяйственном институте, где мать работала секретарём.

Мать, абсолютно городской человек, в которой были смешаны венгерские, молдавские и французские корни, была родом из Бухареста. У нее были светские знакомства, элегантность, манеры. И вот такая дама отправляется за мужем в село – поднимать вместе с ним хозяйство. Летом там было пыльно и душно, осенью все утопало в непролазной грязи, зимой – заметало снегом. И все-таки деревня Надушита, а потом село Николаевцы оставили самые ясные и чистые чувства в душе у Светланы Томы. Светлана Тома, биография которой началась в самой глубинке Молдовы, вспоминает об этом времени, как о самой счастливой поре жизни. Мама и хлеб пекла, и держала кур, уток, поросят. А Света работала в поле, знала все растения, умела их сажать, пропалывать, собирать урожай. Позже, в школе, у нее были подшефные: теленок и жеребенок. Вот так день за днем летела радостная жизнь. А какими замечательными были игры! К кирзовым сапогам подвязывались коньки, в руки брали палку, и получался хоккей. С первого класса она ходила в различные спортивные секции и навсегда подружилась со спортом.

У сестер матери, к которым Света приезжала на каникулы, было все не так. Какой строгий этикет царил в доме, вспоминает Светлана Тома. Биография ее начинала течь по заданным канонам хорошего тона. За столом надо было держать спину, руки, локти. Требовалось разобраться во всех видах ложек и вилок, которые лежали на столе. Безусловно, было необходимо читать всю русскую классику и вести дневник. А уж с каким пиететом тетушки рассказывали о сестре, закончившей Сорбонну и ставшей доктором права! Другого занятия, кроме юриспруденции, и не мыслила Светлана Тома. Биография, однако, сложилась совсем иначе. Случай вмешался в ее жизнь и все расставил по своим местам.

Собираясь на экзамен в юридический институт, Светлана спокойно стояла на автобусной остановке. Она была одета нарядно и ярко в одежду, которую прислали из Бухареста. Прямо на остановке, когда с ней заговорил мужчина о съемках в кинофильме, пришлось принимать решение. Подошел ослепительный Лотяну и потребовал телефон. А потом был звонок с киностудии, и тетушка, провожавшая девушку на пробы, ворчала, что ей это совсем не требуется. Однако они прошли успешно. На роль утвердили. Была ли счастлива Светлана Тома? Биография об этом умалчивает. А вот родные, кроме мамы, огорчились. Но она снялась в 1966 году в своем первом фильме «Красные поляны» и оставила, не доучившись, юридический институт и стала учиться на актерском факультете в Ленинграде, параллельно снимаясь у Лотяну.

На съемках режиссер был очень строг, даже груб, зато между ними излучал невероятное обаяние. До встречи со Светланой он был два раза женат, был старше ее на 12 лет и умел ухаживать. А девушка до него ни с кем не встречалась. Она влюбилась и потеряла голову. Он очаровал Светлану, а супружеская жизнь у них не сложилась, хотя он выпестовал из нее, казалось бы, свой идеал и актрисы, и женщины

Заботясь о юной девушке, он умудрялся обращать внимание и на других женщин. Со стороны Светланы стала появляться обида и отчужденность. После каждого инцидента с ее стороны следовало прощение, но забыть тягостного чувства она не могла.

И после окончания института биография Светланы Томы меняется. Как всякой девушке, ей хотелось и белого платья, и фаты, и свадьбы. Все это предложил ей однокурсник, Олег Лачин, светловолосый красавец, который, как и она, уехал в Тирасполь, в новый театр.

Но их счастье было недолгим. Когда их дочке Ирише исполнилось 8 месяцев, он погиб: Олег не справился с управлением моторной лодки и врезался в катер. Но и в это сложное для себя время Светлана не перестала сниматься. У режиссера Я. Бургиу она исполнила роль в картине «Дом для Серафима», а дочку пришлось отдать для присмотра и воспитания родителям.

В 1973 году она снова работала с Лотяну на фильме «Лаутары».

А еще через три года он утвердил Светлану на главную роль Рады в картине «Табор уходит в небо». Съемки для артистки были сложными.

Режиссер часто срывался, требовал невероятно много. За этим наблюдали настоящие цыгане, которые тоже снимались. Однажды к плачущей Светлане подошла цыганка и предложила погадать. Она сказала, что Лотяну принесет еще много горя молодой женщине, но так никогда на ней и не женится. Не менее чем в 55 фильмах снялась актриса Светлана Тома. Биография ее больше не знала такого невероятного взлета, как в романтическом фильме о любви гордой цыганки Рады и конокрада Лойко Зобара. Этот фильм с триумфом прошел не только по экранам страны, но и всего мира. Его купили 112 стран. Такого в СССР больше не повторилось. Да и сейчас, сорок лет спустя, он смотрится на одном дыхании.

Постепенно дороги с Лотяну действительно стали расходиться. Артистка много работала, воспитывала дочь. Был и второй брак с драматургом А.А. Вишневским. Но и он распался. Главным остались работа, дочь и внучка.

Фильмография

Светлана Тома снималась во многих фильмах молдавского, в дальнейшем российского, режиссёра Эмиля Лотяну. Известные фильмы — «Красные поляны» (1965), «Лаутары» (1972), «Табор уходит в небо» (1976), «Анна Павлова» (1983).

Снималась у других известных режиссёров:

В. Я. Венгеров — «Живой труп» (1969)

Я. Б. Фрид — «Благочестивая Марта» (1982)

П. Г. Чухрай — «Люди в океане» (1979)

Читайте также:  Тереза Мэй в молодости - фото молодой Терезы Мэй, биография

В. П. Басов — «Семь криков в океане» (1981)

В. Б. Ахадов — «Семейные дела Гаюровых» (1974) и др.

В 1990-х годах выступала с большой концертной программой, а также гастролировала с антрепризой.

В 1999 году вместе с другими артистами приняла участие в проекте Виктора Мережко и композитора Евгения Бедненко «Поют звёзды театра и кино», где выступила как исполнительница песен ретро. Итогом проекта стали концерты и компакт-диск, выпущенный в США и на «Радио МПС».

Участвует в спектакле «Заложники любви» (антреприза, драм. Наталья Демчик, реж. Геннадий Шапошников, продюсерский центр «Руссарт»).

Светлана Тома

Светлана Тома: биография

Очень талантливая и красивая актриса Светлана Тома является Заслуженной артисткой России и Народной артисткой Молдовы. В кинематографической биографии у Светланы Андреевны 56 фильмов. Она справлялась с любой ролью, но самая яркая роль цыганки Рады в картине «Табор уходит в небо».

На фото актриса Светлана Тома

Детство Светланы Томы

Светлана Тома имеет настоящую фамилию по отцу – Фомичёва. Родилась в Кишинёве. Отец занимал немалый пост, он работал в колхозе председателем. Девочка родом из многонациональной семьи. Прабабушка – француженка, отец – еврей, а мать – русская. Кроме этого, имеются венгерские и австрийские корни. Отец увидел свою будущую жену во времена своего студенчества. Он учился в сельскохозяйственном институте. Его возлюбленная трудилась там же секретарём.

В доме у родителей в деревне Светлана была свободна ото всего, мама и папа очень любили свою дочь. Когда девушка на каникулы уезжала к родственникам матери, то там о вольностях деревенской жизни приходилось забыть. Светлана Тома никогда не мечтала о том, чтобы её биография была связана с актёрским мастерством. Девушка хотела стать следователем или адвокатом, она и выбрала для поступления после средней школы юридический факультет.

Карьера Светланы Томы

Как-то Светлана стояла на остановке и ждала своего троллейбуса. К девушке подошёл режиссёр Эмиль Лотяну и пригласил сниматься в своём фильме. Тома отказалась, так как имя ей было неизвестно, серьёзность намерений показалась подозрительной. Будущий работодатель приехал к родителям Светланы, поговорил с ними и заручился их поддержкой.

Табор уходит в небо

Первый опыт с режиссёром Лотяну был хорошим, но не звёздным дебютом. А вот вторая режиссёрская работа была очень успешной. Роль цыганки Рады из «Табора уходит в небо» во многом наложила свой отпечаток на однотипности артистки Томы. Но каким бы ни было стандартным амплуа, успех картины режиссёра из Молдовы обеспечил весь ансамбль средств, занятых в съёмках фильма: актёры, сценарий по произведениям М.Горького, музыка Евгения Доги.

Снимали картину в Карпатах, ранний подъём и сильное напряжение на весь день. Режиссёр добивался сильных эмоций. Это было сложно для всех. Актрисе Томе было в советское время очень трудно решиться на откровенную сцену, хотя всё было выверено до мелочей, чтобы никакой пошлости и вульгарщины. Снимали сцену с минимумом персонала. Сложности с гримом, с поведением – всё пришлось испытать актрисе.

Самым главным режиссёром для Светланы надолго стал Лотяну. Сейчас тот рекорд, который установил фильм «Табор уходит в небо», не удалось побить ни одному фильму советского времени, да и настоящие российские картины не могут похвастаться тем, что 112 стран выкупили фильм для просмотра у себя в кинотеатрах. Все роли Томы были необычными. Часто режиссёры применяли при озвучке героини чужие голоса, но это не оскорбляло Светлану.

С возрастом Светлане Андреевне предлагали другие роли: мать балерины Анны Павловой, русская пленная. Постепенно роли превратились в эпизодические, но актриса продолжала быть востребованной. А биография кинофильмов пополнялась. Она счастлива как мать, потому что играла со своей дочерью.

Личная жизнь Светланы Томы

Творческий союз Светланы Андреевны перестал быть просто профессиональным. В течение 10 лет Тома и Лотяну пытались ужиться друг с другом. У Светланы мягкий характер, но со сложным режиссёрским подходом к супружеской жизни Лотяну трудно было смириться даже мудрой и покладистой женщине. Замуж Светлана вышла за актёра Олега Лачина. Супруг рано погиб, оставив Светлану с годовалой дочерью.

Приходилось трудно, нужно было работать, поэтому Ирину приходилось подкидывать бабушке и дедушке. Чтобы восполнить недостаток материнского внимания, Светлана уделяет больше времени своей внучке Машеньке.

Второй раз женщина вышла замуж за Андрея Вишневского, они прожили 5 лет. Мария пошла по стопам своей бабушки. Первая совместная работа дочери и внучки актрисы – фильм «Экипаж».

Светлана Тома сейчас

В настоящее время актриса находится в преклонном возрасте. Её дочь и внучка, Ирина и Мария Лачины, стараются сопровождать свою мать и бабушку во многих мероприятиях. На открытии Московского кинофестиваля все звёздные женщины были как всегда, вместе.

Светлана Андреевна до сих пор стройна и элегантна. У актрисы Томы очень активный образ жизни. Она занимается гимнастикой, увлекается ездой на велосипеде и лыжным бегом. В кино для актрисы по-прежнему продолжают поступать предложения.

Другие проекты Светланы Томы

Светлана Андреевна никогда не отказывалась попробовать себя в любых ролях. Когда Виктор Мережко сделал предложение актрисе принять участие в проекте «Поют звёзды театра и кино», актриса с удовольствием приняла это предложение, исполняла на проекте ретро-песни.

Участники проекта давали концерты, выпустили диск с песнями, помогли им в этом США и «Радио МПС». Актриса не отказывается приходить на телевизионные проекты, на которых можно немного пооткровенничать и рассказать о себе.


Светлана Тома – биография, информация, личная жизнь

Светлана Тома

Светлана Андреевна Тома (настоящая фамилия Фомичёва). Родилась 24 мая 1947 года в Кишинёве. Советская, молдавская и российская актриса театра и кино. Народная артистка Молдовы (2008). Заслуженная артистка России (2001).

Светлана Тома родилась 24 мая 1947 года в Кишинёве.

Отец — Андрей Васильевич Фомичёв (родом из деревни Сомовка Добринского района Липецкой области) — был председателем колхоза «Правда» в Бельцком районе МССР.

Мать — Идес (Ида) Сауловна Сухая (ум. 1987) — в 1930-е годы была участницей коммунистического подполья (связной) в Бессарабии, вместе с сёстрами Бертой, Сарой, Ревеккой, Адой и Анной она держала в подвале своего дома склад запрещённой литературы.

Ее тётя (сестра матери) — Сара Сауловна Сухая — была видной активисткой просоветского подпольного коммунистического движения в довоенной Бессарабии. 16 ноября 1933 года Сара Сухая была осуждена на десять лет тюремного заключения и 100 тысяч леев штрафа, срок отбывала в Дофтане. В 1950—1960-е годы работала редактором в Государственном издательстве политической литературы (Editura de Stat Pentru Literatură Politică) в Бухаресте.

Родители познакомились во время учёбы отца в Кишинёвском сельскохозяйственном институте, где мать работала секретарём.

В мечтах она себя видела следователем прокуратуры или адвокатом. Потому и поступила на юридический факультет Кишиневского университета.

Но уже через год стала, снявшись в фильме Эмиля Лотяну «Красные поляны».

“Как-то я ждала на остановке троллейбус, и ко мне подошел Эмиль Лотяну. Он только начинал тогда съемки нового фильма, а актрису на главную роль не нашел. На его предложение я ответила отказом. Но Лотяну – человек настойчивый. Он много дней меня уговаривал. Потом поехал в Бельцы к моим родителям, чтобы получить их согласие, поскольку я тогда еще была несовершеннолетней”.

С этого началась ее карьера актрисы.

Окончила актёрский факультет — целевой курс ЛГИТМИКа. Диплом — Кишиневского института искусств им. Музическу.

Снималась во многих фильмах молдавского, в дальнейшем российского режиссёра Эмиля Лотяну. Известные фильмы — «Красные поляны» (1965), «Лаутары» (1972), «Табор уходит в небо» (1976) (роль цыганки Рады), «Анна Павлова» (1983).

Всесоюзную и международную известность обрела благодаря главной роли в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо», принесшем актрисе огромный международный успех и любовь миллионов. Картину купили 112 стран. До сих пор этот рекорд не побила ни одна из советских или российских кинолент.

Светлана Тома в фильме “Табор уходит в небо”

Артистический псевдоним Тома обычно произносится с ударением на первом слоге. Сама актриса, однако, указывает, что исходно Тома́ (с ударением на втором слоге) была фамилией её прабабушки по материнской линии, французского происхождения.

“На последний, ведь это фамилия французская. Она принадлежит моей прабабушке. В мамином роду много кровей перемешалось: и венгерская, и русская, и австрийская. А по паспорту я – Фомичева, это фамилия папы, он у меня русский”, – рассказывала актриса.

Кроме Лотяну, снималась у других известных режиссёров: В. Я. Венгеров — «Живой труп» (1969), Я.Фрид — «Благочестивая Марта» (1982), П.Чухрай — «Люди в океане» (1979), В.Басов — «Семь криков в океане» (1981), В. Ахадов — «Семейные дела Гаюровых» (1974), Р. Ибрагимбеков — «Соло для баритона с оркестром» (1977) и др.

В 1999 году вместе с другими артистами приняла участие в проекте Виктора Мережко и композитора Евгения Бедненко «Поют звёзды театра и кино», где выступила как исполнительница песен ретро. Итогом проекта стали концерты и компакт-диск, выпущенный в США и на «Радио МПС».

Участвует в спектакле «Заложники любви» (Н. Демчик, реж. Г. Шапошников, ПЦ «Руссарт») (антреприза).

Светлана Тома в программе “Наедине со всеми”

Рост Светланы Томы: 170 сантиметров.

Личная жизнь Светланы Томы:

У нее был роман с режиссером Эмилем Лотяну, давшим ей путевку в кино.

“У нас с Лотяну были сложные отношения. Мы то расходились, то снова сходились. Эмиль – очень эмоциональный и сложный человек. Невероятно талантлив: поэт, режиссер, сценарист. Жить с ним было непросто, хотя по характеру я натура покладистая, неконфликтная”, – рассказывала Светлана.

Фактически с Лотяну они жили гражданским браком, Светлана собиралась стать его официальной женой, но не сложилось.

Светлана Тома и Эмиль Лотяну

Она вышла замуж за актера (сокурсника) Олега Лачина. Он трагически погиб в апреле 1973 года. У пары в 1972-м году родилась дочь Ирина Лачина, актриса.

“Это грустная история. Нам недолго довелось быть вместе. Олег Лачин был начинающим актером. Он погиб в 26 лет, когда нашей Иришке было всего восемь месяцев. Мне пришлось очень трудно тогда. Ирину взяли на воспитание мои родители. Я разрывалась между съемками и поездками в Молдавию. Тогда я не могла уделять достаточно времени дочери и до сих пор чувствую свою вину перед ней. Наверное, поэтому сегодня я стараюсь как можно больше общаться со своей внучкой Машенькой”, – рассказывала Тома.

Читайте также:  Ирина Шейк в детстве и в молодости - юность модели, биография

Светлана Тома и Олег Лачин

Светлана Тома и дочь Ирина Лачина

Второй муж (была замужем в 2000—2005 годы) — драматург Андрей Александрович Вишневский.

Фильмография Светланы Томы:

1966 — Красные поляны — Илуцэ (Иоанна)
1968 — Живой труп — Маша
1969 — Это мгновение — француженка
1972 — Лаутары — Рамина
1973 — Родной дом — Иляна
1973 — Дом для Серафима — Софико
1975 — Семейные дела Гаюровых — Айша Сафаровна, директор сельской школы
1976 — Случай на фестивале — Виорика
1976 — Братушка — Марыка
1976 — Табор уходит в небо — Рада
1977 — Корень жизни — Грета
1978 — Мой ласковый и нежный зверь — цыганка Тина
1978 — Подозрительный — Сабурова
1979 — Ждите связного — Светлана
1979 — Я хочу петь — Родика
1979 — Прерванная серенада — Марьям
1979 — Здравствуйте, я приехал! — Вероника
1980 — Благочестивая Марта — донья Лусия, младшая сестра доньи Марты
1980 — Люди в океане — Катя
1981 — Тайна записной книжки — Наташа
1982 — Кто стучится в дверь ко мне? — Нина
1982 — У чёртова логова — Аниза
1982 — Падение Кондора — Мария
1983 — За синими ночами — Тая
1983 — Ратили — Энрих
1984 — Капитан Фракасс — Серафина
1983—1986 — Анна Павлова — мать Анны Павловой
1986 — Дикий ветер — русская пленная
1986 — Семь криков в океане — Мерседес
1987 — Лучафэрул — Вероника
1987 — Мои цыгане — Оксана
1988 — Западня — Мария
1988 — История одной бильярдной команды — Леонора
1989 — Без надежды надеюсь
1989 — Сувенир для прокурора — Софья Анатольевна Самсонова
1989 — Вдвоём на грани времени
1990 — Дина — Светлана Ивановна
1991 — Игра в смерть, или Посторонний — Эльвира
1991 — Блуждающие звёзды — Лея
1991 — Линия смерти — Елена Михайловна Серова, жена дипломата, в прошлом элитная проститутка по вызову
1994 — Поезд до Бруклина — Евгения Ивановна
1995 — Будем жить
1999 — Поклонник — Маргарита Борисовна
2001 — Воровка — Надежда
2001 — Леди Бомж — Нина Туманская, жена Семёна
2003 — Бедная Настя — Сычиха
2003 — С Новым годом! С новым счастьем!
2004 — Прощальное эхо — регистратор в ЗАГСе
2005—2006 — Люба, дети и завод. — тётя Тома
2007 — Родные и близкие — Наталья
2009 — Фонограмма страсти — мама Виты
2010 — Подарок судьбы — мать Марины
2010 — Девичник — Людмила Павловна
2012 — Развод — Людмила Ивановна, мать Ромы
2014 — 9 дней и одно утро — тётя Лена, воспитательница в детском доме

Только смерть разлучила их. Главный режиссер Светланы Тома

Светлана родилась в Молдавии, в обычной семье. Ее папа приехал туда по распределению работать зоотехником из Воронежской области, мама — местная жительница, активистка Бессарабского коммунистического подполья.

Такая красивая фамилия была взята Светой Фомичевой уже во время ее первых съемок. Тома произносится с ударением на последний слог, так как происходит из французского языка. Бабушка актрисы была француженкой и имела такую девичью фамилию.

Французские родственники ждали маленькую Свету в гости каждые каникулы. Буржуазная часть ее семьи прививала этикет со всей строгостью, что девчонке, которой хочется бегать и играть, конечно, не нравилось. Зато маминым родственникам Светлана скажет спасибо, когда из ребенка-сорванца превратится в настоящую леди с изысканными манерами.

В школе Тома была прилежной ученицей. Старалась еще и потому, что отличникам давали подшефного жеребенка и теленка. За хорошие отметки ребенок удостаивался первым обкатать лошадку, когда та подрастет и подоить корову.

Хороший аттестат помог Светлане поступить в Кишиневский государственный университет. Она уже мечтала о строгом костюме юриста, когда на троллейбусной остановке с ней случилась встреча, перевернувшая всю ее жизнь.

Актер, который знал, что именно такого типа девушку для своей новой картины «Красные поляны» ищет режиссер Эмиль Лотяну, подошел к Светлане и уверенно объяснил задачу.

Светлана прошла пробы ради интереса, но от предложения отказалась: какая из вчерашней школьницы актриса? Но режиссер уже видел ее в своей ленте и не поленился поехать вслед за девушкой в ее родной город Бельцы, где сумел внушить родителям будущей актрисы, что она обладает не только красотой, но и редким дарованием.

Режиссер

к/ф «Красные поляны» (1966)

Родители поддались, а мечты о юридическом померкли, как только красавица впервые поняла, каким волшебным может быть мир кинематографа.

В Кишиневе в тот год набирался целевой курс питерского ЛГИТМиКа, куда и направилась Тома. А тем временем начались съемки. Суровый и требовательный Лотяну выжимал из подопечной все соки.

Сплетники свидетельствуют: чтобы добиться грации и легкости походки, режиссер привязывал к спине Светланы палку, а к ногам — гири по три килограмма. Зато, пройдя через все эти гимнастические упражнения, актриса действительно создавала впечатления порхающего мотылька во всех своих кинофильмах.

А после съемок Эмиль Владимирович становился чутким и внимательным. Стремился угостить маленькую актрису мудреными блюдами собственного приготовления, учил, лечил, не давал в обиду. Она не сразу поняла, что взрослый, а Лотяну тогда было под 30, уверенный в себе элегантный мужчина ухаживает за ней.

Два огня

к/ф «Дом для Серафима» (1973)

Сейчас Тома и сама не признается, когда влюбилась в режиссера. Говорит, что такие интимные подробности своего романа хочет оставить для себя. Но не спорит: страсти кипели нешуточные. Более того, на протяжении всей жизни Лотяну будет находиться рядом с любимой артисткой.

Она была совсем молоденькой, когда вошла в круг уже довольно известного режиссера. Знаменитые представители богемы, с которыми дружил Эмиль Владимирович, приняли девушку хорошо, а вот сам режиссер мог и вспылить, и исчезнуть куда-то посреди шумного торжества, бросив молоденькую Свету в полном замешательстве в чужом доме.

Они оба были темпераментами. У пары часто сталкивались интересы, особенно это касалось работы. Снимая очередной кинофильм, Лотяну снова утвердил Тому на главную роль, но она была занята в других съемках. Дав согласие, актриса, работавшая в Питере, честно ждала вызова. Но ленинградская съемочная бригада просто не показала Томе телеграмму — чтобы не сорвать сроки.

Лотяну был в бешенстве, когда Светлана не приехала к назначенному сроку. Он не только пригласил на главную роль другую актрису, но и разорвал всякие отношения с Томой.

к/ф «Семейные дела Гаюровых» (1975)

Тем временем ее жизнь текла своим чередом. Она обосновалась в Ленинграде, где принимала участие в съемках и доучивалась, а после диплома в составе своего курса отправилась в Тирасполь, где довольно неожиданно получила предложение руки и сердца от своего однокурсника Олега Лачина.

Красивого голубоглазого паренька с польскими корнями она долго не замечала. Общалась как с другом, но на что-то большее ему рассчитывать не приходилось. А он давно заприметил яркую Тому с огромными глазами.

Конечно, она хотела настоящую семью с ребенком и нормальным, не богемным, теплым и уютным человеческим счастьем. Начала ближе общаться с Олегом — оказалось, что он чудесный!

Они сыграли настоящую традиционную свадьбу с застольем и стали жить вместе. Скоро родилась единственная дочь Светланы Ирина Лачина, которая и сама станет известной актрисой.

Все это время, пока Светлана строила свое семейное счастье, Эмиль Лотяну не появлялся в ее жизни — ни разу не позвонил, не прислал телеграммы… И тут вдруг вызывает ее на пробы в Карпаты. В кинофильме «Лаутары» режиссер снял Тому вместе с ее мужем — в одном из эпизодов они играли пару, которая расстается.

Табор уходит в небо

Спустя несколько месяцев после того, как семья снялась у Лотяну, супруг Светланы уехал на рыбалку с друзьями. Жена с дочерью гостили у родителей в Бельцах, а Олег был в Тирасполе. Вдруг ночью к Светлане прибежали из театра: Олега на рыбалке задело винтом от катера. Он скончался от потери крови.

С Ириной стали помогать родители Светланы, а та, чтобы забыть боль потери, а также, чтобы прокормить семью, стала все больше и больше работать. В том числе работа продолжалась и с Эмилем Лотяну.

Спустя десяток лет после их последней совместной работы, она снова участвовала в пробах маэстро. На роль цыганки Рады Тому утвердили только со второго раза. «Табор уходит в небо» стал ее визитной карточкой во всем мире: кино купили 112 стран. Больше ни один кинофильм, снятый в СССР и в России такой популярностью не пользовался.

Лотяну сделал ее знаменитой, он же делал ее счастливой. Тома не скрывает: с этим человеком их связывала настоящая любовь, которая могла прерываться на долгие месяцы, быть разорванной брачными узами с посторонними людьми, но никогда не уходила.

По свидетельству актрисы, режиссер был очень жестким и непримиримым человеком и даже женщине с ее легким и покладистым характером жить с ним было сложно. Однако ее любовь к нему достигла такой высоты, что она была готова без ревности и обиды отпускать его к любой другой женщине — лишь бы он был счастлив.

Несмотря на то, что они никогда не состояли в официальном браке и клятв друг другу не давали, разлучить эту пару смогла лишь смерть. В 2003 году Эмиль Лотяну скончался.

Сегодня она продолжает сниматься в кино и сериалах и много времени проводит со своими близкими — дочерью Ириной и внучкой Машей.

Ссылка на основную публикацию