Йоко Оно в молодости

Совсем не Йоко Оно. Неизвестная любовь Джона Леннона

Фото © Wikimedia Commons

9 октября 1940 года в Ливерпуле родился Джон Леннон — один из немногих музыкантов, чьё имя, кажется, будет на слуху и через столетия.

Если говорить о любви Леннона, кто первый приходит на ум? Конечно, это Йоко Оно. Хотя японская художница, по сути, увела легендарного “битла” из семьи. Его же первую супругу, кажется, забыли. Возможно, незаслуженно. Ведь у них была очень красивая история любви. И, кстати, первенец Леннона родился именно в этом браке. Так кто эта забытая муза?

Детство в годы Второй мировой

Синтия Пауэлл родилась 10 сентября 1939 года в Блэкпуле. Её родители были родом из Ливерпуля. Отец Чарльз продавал электротовары, мать — домохозяйка. Синтия была третьим ребёнком в семье — у неё два старших брата, Чарльз и Тони.

“Как раз перед родами маму вместе с ещё несколькими беременными женщинами эвакуировали в Блэкпул, относительно безопасное место, где 10 сентября 1939 года она и родила меня в тесной, как тюремная камера, комнате дешёвого пансиона на побережье”, — писала она в своих мемуарах.

Синтия Пауэлл. Фото © Wikimedia Commons

Вскоре после родов семья уехала в городок Уиррал на другом берегу реки Мерси, в графстве Чешир, и поселилась в небольшом доме с двумя спальнями. Отец Синтии избежал мобилизации — он трудился в компании GEC, поставлявшей электрооборудование в местные магазины.

— Дома мы все чувствовали себя в большей безопасности, чем в городе, однако когда в небе появлялись бомбардировщики, мама прятала нас в стоявший под лестницей огромный буфетный шкаф, — вспоминала Синтия.

Первое, что помнила жена Леннона из детства, — продукты по карточкам и страшнейший дефицит всего, “к которому, впрочем, привыкли”. Девочка с пяти лет чистила ботинки братьям, работала на огороде, помогала матери по дому. В начальных классах школы нашла “подработку” — ходила отоваривать карточки старушек. За это одна отдавала свои талоны на конфеты, а другая — одежду, из которой выросли её дети.

Девочка поступила в школу с художественным уклоном в Ливерпуле, куда её отвозил отец. Она не отличалась какими-то особенными талантами, была скорее середнячком. Когда ей было 16 лет, семья узнала, что у главы семейства рак лёгкого.

— Когда папа заболел — ему тогда было пятьдесят шесть, — всё в корне изменилось. Как и многие в те годы, он курил сигареты без фильтра, не понимая, как это вредит его здоровью. После того как у него обнаружили рак лёгкого, он стал таять буквально на глазах: стремительно похудел, ослаб, дыхание его стало шумным и тяжёлым. Вскоре он уже не мог вставать со своего кресла в спальне, и каждый день после занятий я приходила посидеть с ним, — вспоминала она.

В 1956 году он умер. Старшие братья давно жили отдельно. Мать осталась с дочерью вдвоём. Синтия вспоминала, как первое время они просто не могли представить, что делать дальше.

Помолвка. Леннон ни при чём

В 1957-м она поступила в колледж искусств в Ливерпуле. Там же учился и Леннон.

— Наблюдая за старшими студентами, более уверенными в себе, я старалась походить на них, завидовала их небрежному богемному “прикиду”, их длинным волосам, — вспоминала она.

Фото © Wikimedia Commons

Девушке же делала причёску парикмахерша мамы, клиенткам которой в среднем было 50 лет. Кроме того, девушка носила очки, чего жутко стеснялась. Но хуже всего, считает Синтия, было то, что к ней приклеили ярлык чопорной девушки, неспособной ни на какие безумства. А природную застенчивость принимали за высокомерие.

К тому моменту “серая мышка”, или “монашка”, как звали её в училище, встречалась с мальчиком, с которым познакомилась ещё в школе, — Барри. Разница между ними составляла пять лет: ей 17, ему 22. Он был сыном мойщика окон. У Барри была слава “местного Ромео”, поэтому, когда они под ручку шли по Хойлейку, где оба жили, местные красавицы задыхались от зависти.

Речь вовсю шла о помолвке, когда однажды Барри пришёл в гости к девушке и заявил, что “влюбился в рыжеволосую соседку”. И после этих слов ушёл. Потом, правда, передумал, она его простила, но отношения как-то совсем не клеились.

Знакомство с Джоном

Синтия познакомилась с Джоном уже на втором году обучения, в 1958-м.

— В класс прошмыгнул какой-то парень, типичный пижон. Не вынимая рук из карманов большого мешковатого пальто, он окинул присутствующих скучающим и откровенно дерзким взглядом. Потом уселся за пустую парту позади меня, тут же отвесив мне шлепок ладонью по спине. Скорчив смешную рожицу, сказал: “Привет, я Джон”, — вспоминала Синтия о знакомстве.

Фото © AP Photo / Victor Boynton

Как позже выяснилось, педагоги не хотели работать с Ленноном из-за его вспыльчивого характера, поэтому он посещал довольно непопулярные дисциплины. Например, каллиграфию.

Синтии изначально он категорически не понравился — ни внешний вид с мешковатым пальто и узкими брюками, ни его шуточки. Особенно девушку бесили прозвища Мисс Важность, Мисс Пауэлл, данные ей будущей легендой “Битлз”.

Сблизило горе и плохое зрение

Общий знакомый Леннона и Пауэлл как-то обронил в конце 1950-х, что мать будущей звезды “Битлз” погибла в автокатастрофе. Тогда Синтия вспоминала, что прониклась к нему каким-то особенным пониманием — ведь она сама потеряла отца в подростковом возрасте.

— Однажды студенты класса каллиграфии в шутку затеяли проверку зрения друг у друга. Неожиданно выяснилось, что Джон и я одинаково плохо видим. Более того, он ненавидел очки, его просто бесили те самые — ставшие потом благодаря Джону знаменитыми — круглые старомодные бабушкины “очки-велосипед”, — вспоминала она.

Студенты шутили друг над другом, что им “повезло”, и делились ситуациями, в которые попадали: уезжали не на том автобусе, не замечали знакомых…

Сам Джон тогда играл в Quarrymen, на занятия приходил с гитарой через плечо. Некоторые композиции играл и новой приятельнице.

Фото © Wikimedia Commons

После зимних каникул на втором курсе она окончательно осознала, что влюбилась. Однажды Джон опять играл песню, где были строки “Мила, аккуратна, стройна! Мне другая теперь не нужна”, а она… покраснела и выбежала из аудитории.

“Однажды во время обеденного перерыва я заметила, как Джон уставился на поднимающуюся по лестнице девушку с длинными светлыми волосами в обтягивающей чёрной юбке. Джон присвистнул. “Ну прямо Брижит Бардо!” — произнёс он, обращаясь к своему товарищу. “Ну уж нет, — подумала я, — мы ещё повоюем!” — написала Синтия.

Студенты устроили вечеринку по случаю окончания семестра. Ребята скинулись на пиво и заняли одну из комнат недалеко от училища. Синтия была уверена, что каникулы помогут как-то избавиться от постоянных мыслей о Джоне.

“Мы сдвинули столы и стулья к стенке, приготовили кое-какую еду, достали напитки и поставили пластинку из принесённой кем-то толстой стопки дисков. Компания собралась вполне традиционная для таких случаев — десять-пятнадцать парней и девушек, ставших друзьями-приятелями с первого курса”, — вспоминала Синтия в мемуарах.

Леннон пришел на вечеринку в узких брюках, свитере и замшевых ботинках. Направился сразу к Пауэлл и предложил потанцевать. Во время танца он пригласил её “куда-нибудь сходить”.

Фото © Wikimedia Commons

— Я была так взволнована, что только и смогла промямлить: “Извини, я тут… помолвлена”. От собственных слов мне захотелось провалиться сквозь землю, настолько высокомерно и натянуто они прозвучали, — вспоминала Синтия.

Впрочем, Джон захохотал и сказал, что зовёт её вовсе не замуж. В тот же вечер, когда все стали расходиться, компания отправилась в паб. В какой-то момент Джон и Синтия сбежали ото всех и пошли в гости к его другу, которого “случайно” не оказалось дома.

Девушка едва успела на последнюю электричку. Они бежали вместе.

— Что ты делаешь завтра? — крикнул он вдогонку, когда она уже вскочила в поезд.

— Встречаюсь с тобой, — прокричала она в ответ.

Леннон требовал быть рядом всё время, не отвлекаясь на учёбу и друзей. Постепенно успеваемость девушки покатилась вниз.

— Если я пыталась уехать домой пораньше, он тут же закатывал скандал: ему нужно было, чтобы я оставалась с ним как можно дольше. С самого начала наших взаимоотношений передо мной стоял выбор — либо он, либо всё остальное, — вспоминала она.

Кроме того, Леннон был страшно ревнивым и даже указывал девушке на поклонников, о существовании которых она не подозревала.

— Джон источал дух опасности и порой приводил меня в ужас. Я всё время жила на острие ножа. Иногда он внезапно набрасывался на меня: начинал унижать, оскорблять, осыпать упрёками, колкостями — и быстро доводил до слёз. Растерянная и обиженная, я плакала навзрыд, а он отталкивал меня со злой усмешкой, — вспоминала она.

Синтия решила уйти, когда он впервые поднял на неё руку — приревновал к Стюарту Сатклиффу. Джон увидел, что они танцевали вместе, и устроил скандал.

Так прошло три месяца. Они сталкивались на занятиях, но дальше взаимных переглядываний дело не заходило. Однако в итоге он набрался смелости и позвонил на домашний телефон.

“Он попросил меня вернуться, извинился за то, что ударил меня, и обещал, что это больше не повторится. Я колебалась целую секунду, перед тем как ответить “да”, — писала Синтия.

Они помирились. Синтия была уверена, что Джон стал доверять ей намного больше: говорили о детстве, о страхах, об отношении с родными и, конечно, о любви.

Группа Джона набирала обороты. Пол Маккартни, Джордж Харрисон и сам Леннон отчаянно искали барабанщика. В начале 1960-х придумали и легендарное название — “Жуки”, The Beatles.

Фото © AP Photo / Victor Boynton

— Мы устроили бурный мозговой штурм за залитым пивом столом в баре Renshaw Hall, куда часто забегали чего-нибудь выпить. Джон любил Бадди Холли и группу “Сверчки”, поэтому предложил поиграть с названиями насекомых. Именно Джону пришли в голову “Жуки” — Beetles. Он сделал из них Beatles, обратив внимание на то, что, если поменять слоги местами, получится les beat, а это звучит на французский манер — изысканно и остроумно, — вспоминала Синтия.

Группа уехала в первое двухнедельное турне по окрестностям. С ними согласился поехать местный джазовый барабанщик Томми Мур. Позже его сменил Пит Бест. Они поехали в новое турне, побывали в Гамбурге — их уже принимали как звёзд. Отметим, что 18 августа 1962 года барабанщиком “Битлз” стал ударник их главных конкурентов — группы Rory Storm and the Hurricanes — Ринго Старр.

Жизнь Леннона в 1962 году проходила от концерта до концерта, а у Синтии — от лекции до лекции. Виделись в перерывах, урывками. Переписывались постоянно, а что толку? Расстояние очень мало отношений не разрушило. У обоих уже появлялись мысли о расставании, как вдруг.

“Когда я поняла, что у меня задержка, я не имела ни малейшего представления, к кому обратиться. Гинеколог вела себя со мной холодно и снисходительно. После осмотра она подтвердила мои опасения. Я вышла из кабинета в мрачном и подавленном состоянии. Что я наделала? Я не хочу ребёнка, ещё рано”, — написала позже Синтия.

Ребёнок не входил в её планы, аборт был чем-то ужасным, да и трудновыполнимым.

“Наконец, собравшись с духом, я рассказала обо всём Джону. Осознав услышанное, он побледнел, в глазах мелькнула тень страха. Несколько минут он просто молчал. Я смотрела на него и ждала ответа: неужели теперь он бросит меня? Он сказал: “У нас только один выход, Син. Мы должны пожениться”, — вспоминала она.

23 августа 1962 года Синтия Пауэлл вышла замуж за Джона Леннона. Не было ни цветов, ни пышного приёма, ни фотографа. Впрочем, вскоре после церемонии Леннон отправился на очередной концерт, в Честер.

— Через пару недель после нашей свадьбы ребята отправились в Лондон подписывать пятилетний контракт с Parlophone. Ещё неделю спустя они записали свой первый сингл Love Me Do — песню, сочинённую Джоном и Полом, — вспоминала Синтия.

В ночь на 7 апреля Синтия проснулась в четыре утра от приступа сильнейшей боли. Лучшая подруга, которая тогда находилась рядом, вызвала медиков. Леннон же был в очередном отъезде. Схватки продолжались в течение двадцати четырёх часов.

8 апреля в 6:50 утра у Леннона появился первенец, Джулиан.

Фото © Wikimedia Commons

— Джон приехал в клинику только через три дня после рождения сына — сразу же, как появилась возможность отлучиться с гастролей. Он ворвался ко мне как вихрь. Поцеловал меня и взглянул на сына, сопевшего у меня на руках. Со слезами на глазах Джон прошептал: “Син, он — обалденный. Просто фантастика!” — писала Синтия.

— Выход новых дисков, премьеры, концерты, приёмы следовали друг за другом так стремительно, что нам с Джоном с трудом удавалось за всем этим поспевать, не говоря уже о том, чтобы находить время друг для друга, — вспоминала она.

Днём она сидела с ребёнком, а уже вечером находилась на очередной тусовке вместе с Джоном. Синтия вспоминала, что они никак не могли привыкнуть к этому новому миру. Они знакомились со знаменитостями и искренне не понимали, почему их принимают на равных. Точнее, Джона. Синтия же просто была “его женой”.

Женщину даже в мясной лавке, куда она стабильно наведывалась, не узнавали. Синтия не раз говорила, что тратить деньги и вести богемный образ жизни они так и не научились. Так прошло около пяти лет.

— Однажды утром за завтраком он показал мне статью в газете, где рассказывалось о японской художнице Йоко Оно, сделавшей фильм, состоявший целиком из снятых крупным планом задниц: “Син, ты только посмотри. Всё это, конечно, шутка, не иначе. Но, боже, что же дальше? — Мы оба расхохотались. — Безумие какое-то. У неё, наверно, крыша съехала”, — писала Пауэлл в своих воспоминаниях.

Так она впервые услышала о человеке, который впоследствии и разлучил их с мужем. Пауэлл утверждала, что эта “маленькая японская художница” буквально преследовала Джона. Она не раз присылала ему письма, которые он прятал от жены.

Тем временем пара уже практически не общалась. Он вновь стал иронизировать. Даже когда она хотела сделать пластику носа, лишь зло отшутился.

Позже она стала замечать, что на каких-то тусовках с “Битлз” всё чаще появляется Оно.

— Тогда я не знала, что каждое утро Джон первым делом отправлялся на почту, чтобы проверить, нет ли писем от Йоко. Она писала ему почти каждый день, — писала Синтия.

В том же 1968 году Синтия застала Джона с любовницей. Она вернулась с отдыха из Греции раньше запланированного, а Леннон и Оно сидели на веранде в позе лотоса в домашних халатах.

Фото © AP Photo / Bob Dear

— Джон посмотрел на меня с отсутствующим выражением лица и бросил: “О, привет”. Йоко даже не повернула головы, — писала Синтия.

Женщина молча ушла. Позже у них состоялся серьёзный разговор. Джон не отрицал, что был с Йоко и тысячами других женщин. “Но люблю-то я только тебя”, — виновато говорил он. А Синтия… она просто в итоге ушла. Их развод был официально оформлен 8 ноября 1968 года.

В 1970 году она вышла замуж за владельца гостиницы Роберто Бассанини. Однако супруги не смогли ужиться и развелись в 1973-м. Затем последовал третий брак, с Джоном Твистом, инженером из Ланкашира. Они расстались в 1983 году, она сменила своё имя на Леннон.

Читайте также:  Евгений Кочергин в молодости

В 1978 году она опубликовала мемуары A Twist of Lennon, а в 1991 году продала на аукционе все памятные вещи, связанные с Джоном. В 2002 году она вышла замуж за Ноэля Чарльза, владельца ночного клуба Bajan. Он умер в 2013 году. Сама же Синтия умерла 1 апреля 2015 года.

Йоко Оно

Биография

Йоко Оно Ленон – японская авангардная художница, певица, писатель, вдова одного из самых популярных музыкантов XX века – Джона Леннона. Всемирно известная активистка в борьбе за мир.

Родилась Йоко Оно 18 февраля 1933 года в Японии. Первые три года жила с матерью Исоко Оно в Японии, в это время ее отец Эйсуке Оно жил и работал в Сан-Франциско. Занимал руководящую должность в американском представительстве Банка Японии. Вскоре мать и дочь переехали в Америку, но так вышло, что ненадолго. Им пришлось вернуться на родину, когда Эйсуке перевели в Нью-Йоркское отделение.

Йоко Оно в детстве и молодости

Девочка проявляла тягу к творчеству с детства. Уже в три года ее отдали в музыкальную школу. Образование девочка получила в престижной школе Гакусюин. В 1953 году Йоко поступила в колледж Сары Лоуренс в Америке, где несколько лет изучала музыку и литературу. Девушка планировала стать оперной певицей.

Творчество

До встречи с Джоном Ленноном творчество Йоко не было оценено критиками. Девушка организовывала странные перфомансы, например, «Cut a Piece». Художница неподвижно сидела на полу сцены, а зрители должны были по очереди подниматься на сцену и отрезать кусочек от ее одежды. Это представление длилось до тех пор, пока Йоко не оставалась голой. Этот перфоманс женщина исполняла не единожды. В последний раз авангардистка предстала перед публикой в этом образе в 2003 году в Париже, на тот момент ей было 70 лет.

Перфоманс Йоко Оно «Cut a Piece»

Но она не ограничивается исключительно рамками художника. В 1964 году женщина издала сборник поэтических миниатюр «Грейпфрут». По ее словам, именно он определил ее дальнейший творческий путь. Эти миниатюры художница воплотила в инсталляциях, фильмах и перфомансах.

Но знакомство с Джоном Ленном изменило их обоих. Если сначала музыкант лишь изредка помогал устраивать выставки Йоко Оно, то вскоре он понял, что они – две половины одной души. Но многие поклонники «The Beatles» обвиняют именно ее в распаде легендарной группы. В одном из интервью Пол Маккартни заявил, что никакой вины Йоко Оно в этом нет. По его словам, никто не вдохновлял Леннона так, как эта японка. И если бы не она, то мир никогда бы не услышал великий хит «Imagine».

Художница всегда отличалась своей эпатажностью. Пожалуй, самой знаменитой акцией Джона и Йоко стала Bed-In For Peace. Десятки журналистов собрались в отеле Hilton, чтобы увидеть рождение нового направления в искусстве. Это был мирный протест против войны – неделю Леннон и Око лежали в постели, отвечали на вопросы репортеров, фотографировались. Благодаря им на первых полосах газет появились лозунги за мир.

В 1969 году Йоко Оно и Джон Леннон организовали собственную группу «Plastic Ono Band». Совместно пара выпустила девять альбомов.

Но самым странным и провокационным стал их первый альбом «Two Virgins» («Два девственника»). По словам Леннона, он был записан за одну ночь. Но, как оказалось, музыкальных композиций на нем не было. Это были какие-то шумы, крики, стоны. А на обложке было размещено их обнаженное фото.

Но, пожалуй, самой известной их совместной фотографией стала работа Энни Лейбовиц для обложки «Rolling Stone». На снимке голый Джон Леннон обнимает и целует лежащую рядом с ним одетую Йоко Оно. Эта фотография была сделана 8 декабря 1980 года, всего за пять часов до убийства музыканта.

Йоко Оно и Джон Леннон

После смерти Леннона художница продолжила свой творческий путь. В Японии женщина открыла музей, где в центре холла стоит телефон. Иногда он начинает звонить – это Йоко дарит возможность посетителям экспозиции побеседовать с ней.

Она записывает альбомы, которые становятся знаковыми в ее музыкальной карьере: «Starpeace», «It’s Alright». Также она издает незаконченный альбом Джона Леннона «Milk and Honey». В 2007 году художница посетила Москву. В ЦУМе в рамках 2-й Московской биеннале проходила ее выставка «Одиссея таракана».

Личная жизнь

В 23 года Йоко Оно, несмотря на запреты родителей, выходит замуж за японца Тоси Итиянаги. Он был талантливым, но бедным композитором. Это было время, когда девушка стремилась заслужить любовь и признание публики. Она регулярно устраивала выставки и перфомансы, которые заканчивались неудачами. Критики не воспринимали ее творчество всерьез. Это привело девушку к депрессии. Она пыталась несколько раз покончить с собой, но супруг Тоси каждый раз ее спасал. Когда родители Йоко узнали об этом, они поместили девушку в психиатрическую больницу.

Йоко Оно и первый муж Тоси Итиянаги

Об этом узнал и американский кинопродюсер Энтони Кокс, который был большим поклонником творчества Йоко. Энтони отправился в Японию, чтобы поддержать девушку. По окончании лечения он забрал Йоко в Нью-Йорк и стал продюсировать ее проекты. На тот момент девушка была еще в браке с Итиянаги, но, недолго думая, она оставляет своего супруга и выходит замуж за Кокса. В браке родилась дочка Кёко.

Энтони Кокс и Йоко Оно с дочерью

1966 год стал для Йоко Оно судьбоносным. В лондонском художественном салоне «Индика» проходила ее выставка. Именно там она и познакомилась с участником группы «The Beatles» Джоном Ленноном. На тот момент Леннон был женат на Синтии Леннон, а Йоко была в браке с Коксом. После этой встречи художница начала активно добиваться внимания певца.

Йоко Оно и Джон Леннон

Женщина могла часами сидеть у его дома, а однажды она попала внутрь. Ее пустила Синтия, чтобы художница вызвала такси. Позднее она заявила, что в доме у Леннонов она якобы забыла кольцо. Йоко присылала письма с угрозами, требовала денег. В итоге в ноябре 1968 года Джон и Синтия Леннон развелись. Главной причиной разрыва стала измена певца. Синтия застала мужа и Оно в собственной постели.

Йоко Оно с детьми

После этого Йоко Оно расстается с Энтони Коксом, и 20 марта 1969 года Йоко и Джон регистрируют официальный брак в Гибралтаре. В 1975 году у них родился сын Шон. Это произошло в день рождения самого Джона Леннона – 9 октября. Кстати, их сын пошел по стопам отца. Он тоже стал музыкантом.

Но до рождения сына в паре были проблемы. Они даже расставались на полтора года. Супруги переехали в Нью-Йорк, но им никак не удавалось получить вид на жительство. И если Леннон был готов вернуться в Лондон, то Оно была категорически против. Дело в том, что ее дочь Кёко жила с отцом в Америке, и женщине не хотелось лишать себя общения с девочкой.

Йоко Оно и Сэм Хавадтой

Вскоре после смерти Леннона Йоко вышла замуж за дилера антикварных вещей Сэма Хавадтоя, их брак распался в 2001 году.

Йоко Оно сейчас

В 2016 году 83-летняя Йоко Оно снялась для ежегодного календаря Рirelli. Для фотосессии художница надела мини-шорты, короткий пиджак и цилиндр, став похожей на танцовщицу кабаре.

Йоко Оно в образе танцовщицы кабаре

В том же году художницу срочно госпитализировали в Нью-Йоркскую больницу с подозрением на инсульт. Но ее сын Шон опроверг слухи, сообщив, что у матери грипп, а на фоне болезни появилась усталость и обезвоживание.

Женщина постоянно судится за права на свое имя и имя Джона Леннона. В ноябре 2017 года она выиграла суд против владельца гамбургской пивной «Йоко Моно» из-за схожести названия заведения с ее именем. Также добилась запрета на торговлю польским лимонадом под названием «Джон Лемон».

Йоко Оно в 2017 году

На официальном сайте художницы представлены ее последние работы, новости о выставках, фото и видео.

«С Джоном я страдала». Скандальная и драматичная история любви Йоко Оно и Джона Леннона

«Она самый известный неизвестный художник: все знают ее имя, но никто не знает, чем она занимается», — так говорил о Йоко Оно ее третий муж Джон Леннон. Действительно, брак с «битлом» принес японской авангардистке всемирную известность. Но вовсе не ту, которой жаждала Оно: ее узнали не как художницу, а как виновницу распада «Битлз».

О том, чем Йоко занимается сейчас, спустя 40 лет после смерти Леннона, и правда ли она «развалила» ливерпульскую четверку, LADY вспоминает в день рождения художницы: сегодня ей 87.

До встречи с Ленноном жизнь у художницы была не менее насыщенной, чем с ним. К 33 годам Йоко успела бросить колледж (чем разозлила своего отца, влиятельного банкира Эйсуке Оно), выйти замуж за молодого пианиста Тоси Итиянаги (чем еще больше разозлила отца) и попасть в психиатрическую лечебницу (конечно же, не обошлось без отца).

Там, в клинике, Оно отыскал Энтони Кокс, который стал ее вторым мужем. Мужчина был фанатом творчества Йоко и специально приехал из Америки в Японию, чтобы поддержать художницу в нелегкое для нее время. Что ж, операция «Поддержка» удалась Коксу на 5 баллов: из Японии он уехал уже с Оно. А вскоре стал ее продюсером, мужем и отцом ребенка: в 1963-м у пары родилась дочь Киоко.

Несколько лет спустя Тони повез жену в Англию: Коксу казалось, что местным жителям творчество Йоко придется по душе. В галерее «Индика» была анонсирована первая британская выставка японки. На нее пришел и легендарный «битл» Джон Леннон.

«Мне сказали, что одна японская художница-авангардистка, приехавшая из Америки, устраивает хэппенинг (художественную импровизацию. — Прим. LADY), — так вспоминал их первую встречу сам Леннон. — Я ходил по выставке и увидел лестницу, влез по ней к потолку, обнаружил там подвешенную трубу, посмотрел в нее — чувствуя себя идиотом — и прочитал одно слово: „Да“. А в те годы авангардом считалось, когда человек разбивал вдребезги пианино или скульптуру, в общем, все было анти-, анти-, анти-. Скучное отрицание. А тут я прочел это „да“ и решил остаться на этой выставке среди гвоздей и яблок.

Там была одна надпись, которая возбудила мое любопытство: „Вбей гвоздь“. Я спросил: „Можно я вобью гвоздь?“. Йоко ответила: „Нет, потому что открытие назначено на завтра“. Но тут к ней подошел владелец галереи и прошептал на ухо: „Пусть вобьет. Знаешь, он — миллионер. Может, он потом купит этот экспонат“. Они начали шептаться-совещаться. Наконец она говорит: „Ну хорошо, можешь забить этот гвоздь, но сперва заплати за это 5 шиллингов“. И вот я, хитро*опый такой, говорю: „Хорошо. Я дам тебе воображаемые 5 шиллингов и вобью воображаемый гвоздь“. Вот так и произошла наша встреча», — делился музыкант.

Говорят, с тех пор Оно не раз караулила Леннона прямо у его дома, чем очень смущала супругу Джона Синтию. Однако эксцентричная японка казалась Синтии не более чем очередной странной поклонницей мужа. И когда выяснилось, что Йоко — больше чем фанатка, миссис Леннон была порядком удивлена:

«Это было как удар под дых. Я даже не разозлилась. Я была просто огорошена… Поэтому вместо того чтобы кинуться на них с кулаками и начать выяснять отношения, я почувствовала, что мне необходимо немедленно оттуда убраться», — вспоминала Синтия.

Пожалуй, Леннону в этом смысле повезло: расставание с супругой для него было довольно безболезненным. А вот уход Йоко от своего второго мужа, Энтони, прошел не так гладко. Кокс был в бешенстве: он столько сделал для этой женщины, а она уходит от него к музыканту, с которым всего ничего знакома! И забрал у Оно дочь.

«Он забрал у меня Киоко, то есть похитил. И мы (вместе с Джоном Ленноном. — Прим. LADY) стали добиваться, чтобы он вернул ее нам», — рассказывала в интервью художница.

Они пытались устраивать переговоры (правда, сам Энтони общаться отказывался), обращались в суд (после чего Кокс и вовсе подался в бега). Даже наняли частного детектива! В конце концов после десятков неудач Джон и Йоко просто сами выкрали девочку — и отвезли ее в суд, чтобы решить вопрос с опекой. Но Киоко была так напугана, что оставаться с матерью не захотела. Оно потеряла дочь на долгих 23 года.

На этом беды авангардистки не закончились. Ведь, как оказалось, быть женой Джона Леннона не так уж и просто.

Джон Леннон и Йоко Оно история любви

Джон Леннон родился 9 октября 1940 года в Ливерпуле. С 1960 по 1970 годы был солистом группы “Битлз”.

Йоко (Ёко) Оно родилась 18 февраля 1933 года в Токио. Йоко получила хорошее образование в Японии и США. В 1956 году Йоко вышла замуж за Тоси Итиянаги – талантливого, но бедного композитора. Безуспешные попытки самоутвердиться в Америке привели начинающую хдожницу-авангардистку к депрессии, попыткам самоубийства и закончились тем, что родители забрали дочь обратно в Японию и поместили в психиатрическую клинику. Оттуда Йоко Оно вызволил поклонник её творчества Энтони Кокс, который увёз её в США и стал её вторым мужем. В 1963 году у пары родилась дочь Кёко.
В том же 1963 году родился сын Джулиан у супружеской четы Джон Леннон – Синтия Леннон, которые поженились в 1962 году.

Джон Леннон и его первая жена Синтия

Вот как рассказывал о своей первой встрече с Йоко Джон Леннон:

“Это было в 66-м году в Англии. Мне сказали, что одна японская художница-авангардистка, приехавшая из Америки, устраивает хеппиннинг. Я ходил по выставке и увидел лестницу, влез по ней к потолку, обнаружил там подвешенную трубу, посмотрел в нее – чувствуя себя идиотом – и прочитал одно слово “Да”. А в те годы авангардом считалось, когда человек разбивал в дребезги пианино или скульптуру, в общем, все было анти-, анти-, анти-. Скучное отрицание. А тут я прочел это “да” и решил остаться на этой выставке среди гвоздей и яблок.

Там была одна надпись, которая возбудила мое любопытство: “Вбей гвоздь”. Я спросил: “Можно я вобью гвоздь?” Йоко ответила: “Нет, потому что открытие назначено на завтра”. Но тут к ней подошел владелец галереи и прошептал на ухо: “Пусть вобьет. Знаешь, он – миллионер. Может, он потом купит этот экспонат”. Они начали шептаться-совещаться. Наконец, она говорит: “Ну, хорошо, можешь забить этот гвоздь, но сперва заплати за это 5 шиллингов”. И вот я говорю: “Хорошо. Я дам тебе воображаемые 5 шиллингов и вобью воображаемый гвоздь”. Вот так и произошла наша встреча, она что-то почувствовала, я что-то почувствовал, а остальное – это уже, как говорится, история”.

Джон Леннон и Йоко Оно

Йоко после этой встречи записала в дневнике, что человек, которого она могла бы полюбить, нашёлся. Леннон стал получать от неё открытки с короткими надписями: “Танцуй”, “Дыши”, “Смотри на огни до рассвета”. Йоко звонила ему и произносила длинные монологи: о социальной несправедливости, духе времени и себе, испытывающей большие творческие затруднения авангардной художнице. Леннон слушал ее на редкость внимательно. Он привык к женщинам, которые повиновались ему. Йоко была совсем другой. Он чувствовал, что должен повиноваться этой японке, которая была старше его на 7 лет. Леннон так говорил о своей возлюбленной:

“Она учитель, а я – ученик. Я знаменитый человек, про которого думают, что он все знает, но она – мой учитель, она научила меня всему, что я знаю. Она уже все знала, когда я ни черта не знал, когда я был человеком ниоткуда. Она мой Дон Хуан [духовный учитель Кастанеды]”.
“Рядом с Йоко я стал свободным. Её близость сделала меня целостным человеком. Без неё я был только половинкой”.

Читайте также:  Йоахим Лев в молодости, фото

Йоко сказала о своей роли в жизни Леннона: “До встречи со мной у него был свой жизненный опыт, которого у меня не было, так что, я тоже у него многому научилась. Это взаимный процесс: может быть все дело в том, что я сильный человек, во мне много женской силы. Женщины развивают в себе эту силу – в своих отношениях с мужчинами. В женщинах есть внутренняя мудрость, тогда как мужчины обладают мудростью другого рода: иметь дело с обществом – потому, что именно они его создали. Мужчины никогда не развивали в себе внутреннюю мудрость: у них просто не было времени. Поэтому, большинство мужчин опираются на женскую внутреннюю мудрость, хотят они в этом признаваться или нет”.

Йоко Оно и Джон Леннон расстались со своими супругами и стали жить вместе в 1968 году. В следующем году группа “Битлз” распалась. Многие винили в распаде группы именно Йоко Оно. Леннон стал приводить возлюбленную на репетиции группы (хотя ещё в начале карьеры битлы условились не приглашать в студию жён и девушек). Пол Маккартни, видя, как меняются под влиянием Йоко Оно музыкальные вкусы Леннона, стал брать лидерство в группе на себя, что вызвало неудовольствие Леннона.
Музыкальные эксперименты Леннона начались в первый же год совместной жизни с Йоко Оно, ещё до распада “Битлз”. В 1968 году Оно и Леннон выпустили альбом “Two Virgins” (Два девственника). Музыки на нём не было: пластинка содержала беспорядочный набор шумов, стоны и крики. По словам Леннона, альбом был записан за одну ночь. Еще больше, чем содержание, поражало оформление альбома, где были использованы фотографии Джонна Леннона и Йоко Оно в костюмах Адама и Евы. Леннон так говорил о влиянии на него Йоко Оно в тот момент жизни:

“Она заставила меня стать авангардистом и снять с себя одежду, а я в то время хотел быть лишь Томом Джонсом.
“Два девственника” получились случайно. Я понял, что на свете есть такой же сумасшедший человек, как я, – женщина, умеющая издавать столь причудливые звуки, способная наслаждаться нетанцевальной и непопулярной музыкой, тем, что называют авангардом.
Это единственное слово, которое здесь подойдёт, но я считаю, что такие ярлыки, как авангард, опровергают сами себя. Все привыкли к авангардным выставкам. Сам факт, что авангард может быть выставлен, противоречит назначению авангарда, поскольку он становится формальным, превращается в часть ритуала. Я всегда воспринимал его только как вариации к такому глобальному понятию, как музыка”.

В следующем, 1969-м, году Леннон и Оно вновь удивили общественность. После своей свадьбы они отправились в Амстердам и заявили о том, что проведут «постельное интервью». Журналисты, решившие, что звёздная пара будет публично заниматься сексом, собрались в гостинице, где оказалось, что Леннон и Оно, надев белые пижамы, украсив гостиничный номер цветами, сидят на кровати и говорят о мире (как раз в то время шла война во Вьетнаме). Двери номера были круглые сутки широко распахнуты. Любой человек с улицы мог войти к ним.

В 1971 году выходит альбом Джона Леннона “Imagine”. Заглавная песня с альбома стала самой известной сольной песней Леннона. В 1971 году сингл с песней “Imagine” достиг третьего места в хит-параде синглов США. В Великобритании сингл “Imagine” был выпущен только в 1975 году и достиг 6-го места в хит-парадах. Однако после смерти Леннона в 1980 году сингл “Imagine” снова был выпущен в Великобритании и 4 недели держался на перовм месте хит-парадов, пока не был смещён с первого места другой песней Джона Леннона “Woman”. В 2002 году в Великобритании был проведен опрос, по итогам которого сингл “Imagine” занял второе место в списке величайших синглов всех времен после “Богемской рапсодии” группы “Квин”.
В песне “Imagine” (“Представьте”) Леннон излагает своё видение идеального мира, где люди живут сегодняшним днём, не надеясь на Рай и не боясь Ада. Не существует разделения на государства и религии, нет войн, нет собственности, нет понятий “жадность” и “голод”. Все люди – братья.
Позже в интервью Леннон сказал, что песни “Imagine” и “Love” можно поставить в один ряд с любой песней, которая сделана, когда он был битлом.

В 1973 году Йоко Оно приняла решение на время расстаться с Ленноном, чтобы вновь дать возможность обоим почувствовать себя свободными и понять свои чувства друг к другу. Йоко выбрала Леннону в любовницы его помощницу-китаянку Мэй Пэнг (род. 24.10.1950), которую Леннон считал сексуальной, и отправила их в Лос-Анджелес, где они провели полтора года. Леннон в это время много пил.

Леннон так описывает вынужденную разлуку с Йоко Оно:

“Когда Дон Хуан говорил. когда Дон Оно говорил: “Убирайся прочь! Ты ничего не понимаешь!” – это было вроде ссылки в пустыню. А назад она меня не пускала, потому что я еще не был готов к этому. Я должен был сам с собой разобраться. А когда я был готов, она позволяла мне вернуться.
В начале 70-х мы расстались. Она выгнала меня. Я вдруг оказался один на плоту посреди океана. Сначала я подумал: “Ура! Как это здорово. Опять заживу холостяцкой жизнью. Гип-гип ура!” Но однажды я проснулся и меня пронзила мысль: “Что такое со мной? Я хочу домой!” Но она не захотела принять меня обратно. Вот почему мы жили врозь полтора года, а не полгода. Мы часто разговаривали по телефону, и я, бывало, говорил: “Мне такая жизнь не нравится. Я все время нарываюсь на неприятности. Я хочу домой. Пожалуйста, прими меня обратно!” Но она отвечала: “Ты еще не готов к возвращению”.

Судя по последующим высказываниям Леннона, он любил Мэй Пэнг, хоть и другой любовью, нежели Йоко Оно. Леннон так говорил о жизни с Мэй Пэнг: “Я никогда не был так счастлив. Я любил эту женщину”.

Противоречивость высказываний Леннона подтверждает, что Йоко Оно была права и временная разлука действительно была им необходима. Леннон должен был решить, что для него важнее – внутренняя свобода или жизнь как следование своему гуру – Йоко Оно. Когда Леннон сделал свой выбор в пользу второго варианта, Йоко разрешила ему вернуться. Это случилось в 1975 году. 9 октября 1975, в тридцать пятый день рождения Леннона, у него родился сын, названный Шоном. Джон Леннон решил на несколько лет полностью посвятить себя семье и пожертвовать своим творчеством. Следующий альбом Джона Леннона “Double Fantasy” вышел лишь в 1980 году. Этому диску суждено было стать последним в творчестве Джона Леннона, жизнь которого оборвалась спустя несколько недель после выхода пластинки.

Джон Леннон был застрелен 8 декабря 1980 года. Уже после его смерти был выпущен сингл “Woman” с альбома “Double Fantasy”. Сингл “Woman” достиг первого места в чарте синглов Великобритании, опередив другой хит Леннона “Imagine”. В США сингл “Woman” достиг второго места в хит-парадах.

Джон Леннон и Йоко Оно (история любви, 26 фото)

Одна из самых известных любовных пар 20-го века – Джон Леннон и Йоко Оно.

Джон Леннон родился 9 октября 1940 года в Ливерпуле. С 1960 по 1970 годы был солистом группы “Битлз”.

Йоко (Ёко) Оно родилась 18 февраля 1933 года в Токио. Йоко получила хорошее образование в Японии и США. В 1956 году Йоко вышла замуж за Тоси Итиянаги – талантливого, но бедного композитора. Безуспешные попытки самоутвердиться в Америке привели начинающую хдожницу-авангардистку к депрессии, попыткам самоубийства и закончились тем, что родители забрали дочь обратно в Японию и поместили в психиатрическую клинику. Оттуда Йоко Оно вызволил поклонник её творчества Энтони Кокс, который увёз её в США и стал её вторым мужем. В 1963 году у пары родилась дочь Кёко.
В том же 1963 году родился сын Джулиан у супружеской четы Джон Леннон – Синтия Леннон, которые поженились в 1962 году.

Джон Леннон и его первая жена Синтия

Вот как рассказывал о своей первой встрече с Йоко Джон Леннон:

“Это было в 66-м году в Англии. Мне сказали, что одна японская художница-авангардистка, приехавшая из Америки, устраивает хеппиннинг. Я ходил по выставке и увидел лестницу, влез по ней к потолку, обнаружил там подвешенную трубу, посмотрел в нее – чувствуя себя идиотом – и прочитал одно слово “Да”. А в те годы авангардом считалось, когда человек разбивал в дребезги пианино или скульптуру, в общем, все было анти-, анти-, анти-. Скучное отрицание. А тут я прочел это “да” и решил остаться на этой выставке среди гвоздей и яблок.

Там была одна надпись, которая возбудила мое любопытство: “Вбей гвоздь”. Я спросил: “Можно я вобью гвоздь?” Йоко ответила: “Нет, потому что открытие назначено на завтра”. Но тут к ней подошел владелец галереи и прошептал на ухо: “Пусть вобьет. Знаешь, он – миллионер. Может, он потом купит этот экспонат”. Они начали шептаться-совещаться. Наконец, она говорит: “Ну, хорошо, можешь забить этот гвоздь, но сперва заплати за это 5 шиллингов”. И вот я говорю: “Хорошо. Я дам тебе воображаемые 5 шиллингов и вобью воображаемый гвоздь”. Вот так и произошла наша встреча, она что-то почувствовала, я что-то почувствовал, а остальное – это уже, как говорится, история”.

Джон Леннон и Йоко Оно

Йоко после этой встречи записала в дневнике, что человек, которого она могла бы полюбить, нашёлся. Леннон стал получать от неё открытки с короткими надписями: “Танцуй”, “Дыши”, “Смотри на огни до рассвета”. Йоко звонила ему и произносила длинные монологи: о социальной несправедливости, духе времени и себе, испытывающей большие творческие затруднения авангардной художнице. Леннон слушал ее на редкость внимательно. Он привык к женщинам, которые повиновались ему. Йоко была совсем другой. Он чувствовал, что должен повиноваться этой японке, которая была старше его на 7 лет. Леннон так говорил о своей возлюбленной:

“Она учитель, а я – ученик. Я знаменитый человек, про которого думают, что он все знает, но она – мой учитель, она научила меня всему, что я знаю. Она уже все знала, когда я ни черта не знал, когда я был человеком ниоткуда. Она мой Дон Хуан [духовный учитель Кастанеды]”.
“Рядом с Йоко я стал свободным. Её близость сделала меня целостным человеком. Без неё я был только половинкой”.

Йоко сказала о своей роли в жизни Леннона: “До встречи со мной у него был свой жизненный опыт, которого у меня не было, так что, я тоже у него многому научилась. Это взаимный процесс: может быть все дело в том, что я сильный человек, во мне много женской силы. Женщины развивают в себе эту силу – в своих отношениях с мужчинами. В женщинах есть внутренняя мудрость, тогда как мужчины обладают мудростью другого рода: иметь дело с обществом – потому, что именно они его создали. Мужчины никогда не развивали в себе внутреннюю мудрость: у них просто не было времени. Поэтому, большинство мужчин опираются на женскую внутреннюю мудрость, хотят они в этом признаваться или нет”.

Йоко Оно и Джон Леннон расстались со своими супругами и стали жить вместе в 1968 году. В следующем году группа “Битлз” распалась. Многие винили в распаде группы именно Йоко Оно. Леннон стал приводить возлюбленную на репетиции группы (хотя ещё в начале карьеры битлы условились не приглашать в студию жён и девушек). Пол Маккартни, видя, как меняются под влиянием Йоко Оно музыкальные вкусы Леннона, стал брать лидерство в группе на себя, что вызвало неудовольствие Леннона.
Музыкальные эксперименты Леннона начались в первый же год совместной жизни с Йоко Оно, ещё до распада “Битлз”. В 1968 году Оно и Леннон выпустили альбом “Two Virgins” (Два девственника). Музыки на нём не было: пластинка содержала беспорядочный набор шумов, стоны и крики. По словам Леннона, альбом был записан за одну ночь. Еще больше, чем содержание, поражало оформление альбома, где были использованы фотографии Джонна Леннона и Йоко Оно в костюмах Адама и Евы. Леннон так говорил о влиянии на него Йоко Оно в тот момент жизни:

“Она заставила меня стать авангардистом и снять с себя одежду, а я в то время хотел быть лишь Томом Джонсом.
“Два девственника” получились случайно. Я понял, что на свете есть такой же сумасшедший человек, как я, – женщина, умеющая издавать столь причудливые звуки, способная наслаждаться нетанцевальной и непопулярной музыкой, тем, что называют авангардом.
Это единственное слово, которое здесь подойдёт, но я считаю, что такие ярлыки, как авангард, опровергают сами себя. Все привыкли к авангардным выставкам. Сам факт, что авангард может быть выставлен, противоречит назначению авангарда, поскольку он становится формальным, превращается в часть ритуала. Я всегда воспринимал его только как вариации к такому глобальному понятию, как музыка”.

Внимание! Далее – откровенные фотографии!

Йоко Оно, Энди Уорхол и Джон Леннон

В следующем, 1969-м, году Леннон и Оно вновь удивили общественность. После своей свадьбы они отправились в Амстердам и заявили о том, что проведут «постельное интервью». Журналисты, решившие, что звёздная пара будет публично заниматься сексом, собрались в гостинице, где оказалось, что Леннон и Оно, надев белые пижамы, украсив гостиничный номер цветами, сидят на кровати и говорят о мире (как раз в то время шла война во Вьетнаме). Двери номера были круглые сутки широко распахнуты. Любой человек с улицы мог войти к ним.

В 1971 году выходит альбом Джона Леннона “Imagine”. Заглавная песня с альбома стала самой известной сольной песней Леннона. В 1971 году сингл с песней “Imagine” достиг третьего места в хит-параде синглов США. В Великобритании сингл “Imagine” был выпущен только в 1975 году и достиг 6-го места в хит-парадах. Однако после смерти Леннона в 1980 году сингл “Imagine” снова был выпущен в Великобритании и 4 недели держался на перовм месте хит-парадов, пока не был смещён с первого места другой песней Джона Леннона “Woman”. В 2002 году в Великобритании был проведен опрос, по итогам которого сингл “Imagine” занял второе место в списке величайших синглов всех времен после “Богемской рапсодии” группы “Квин”.
В песне “Imagine” (“Представьте”) Леннон излагает своё видение идеального мира, где люди живут сегодняшним днём, не надеясь на Рай и не боясь Ада. Не существует разделения на государства и религии, нет войн, нет собственности, нет понятий “жадность” и “голод”. Все люди – братья.
Позже в интервью Леннон сказал, что песни “Imagine” и “Love” можно поставить в один ряд с любой песней, которая сделана, когда он был битлом.

В 1973 году Йоко Оно приняла решение на время расстаться с Ленноном, чтобы вновь дать возможность обоим почувствовать себя свободными и понять свои чувства друг к другу. Йоко выбрала Леннону в любовницы его помощницу-китаянку Мэй Пэнг (род. 24.10.1950), которую Леннон считал сексуальной, и отправила их в Лос-Анджелес, где они провели полтора года. Леннон в это время много пил.

Джон Леннон и Мэй Пэнг

Леннон так описывает вынужденную разлуку с Йоко Оно:

“Когда Дон Хуан говорил. когда Дон Оно говорил: “Убирайся прочь! Ты ничего не понимаешь!” – это было вроде ссылки в пустыню. А назад она меня не пускала, потому что я еще не был готов к этому. Я должен был сам с собой разобраться. А когда я был готов, она позволяла мне вернуться.
В начале 70-х мы расстались. Она выгнала меня. Я вдруг оказался один на плоту посреди океана. Сначала я подумал: “Ура! Как это здорово. Опять заживу холостяцкой жизнью. Гип-гип ура!” Но однажды я проснулся и меня пронзила мысль: “Что такое со мной? Я хочу домой!” Но она не захотела принять меня обратно. Вот почему мы жили врозь полтора года, а не полгода. Мы часто разговаривали по телефону, и я, бывало, говорил: “Мне такая жизнь не нравится. Я все время нарываюсь на неприятности. Я хочу домой. Пожалуйста, прими меня обратно!” Но она отвечала: “Ты еще не готов к возвращению”.

Читайте также:  Эдита Пьеха в молодости

Судя по последующим высказываниям Леннона, он любил Мэй Пэнг, хоть и другой любовью, нежели Йоко Оно. Леннон так говорил о жизни с Мэй Пэнг: “Я никогда не был так счастлив. Я любил эту женщину”.

Противоречивость высказываний Леннона подтверждает, что Йоко Оно была права и временная разлука действительно была им необходима. Леннон должен был решить, что для него важнее – внутренняя свобода или жизнь как следование своему гуру – Йоко Оно. Когда Леннон сделал свой выбор в пользу второго варианта, Йоко разрешила ему вернуться. Это случилось в 1975 году. 9 октября 1975, в тридцать пятый день рождения Леннона, у него родился сын, названный Шоном. Джон Леннон решил на несколько лет полностью посвятить себя семье и пожертвовать своим творчеством. Следующий альбом Джона Леннона “Double Fantasy” вышел лишь в 1980 году. Этому диску суждено было стать последним в творчестве Джона Леннона, жизнь которого оборвалась спустя несколько недель после выхода пластинки.

Джон Леннон был застрелен 8 декабря 1980 года. Уже после его смерти был выпущен сингл “Woman” с альбома “Double Fantasy”. Сингл “Woman” достиг первого места в чарте синглов Великобритании, опередив другой хит Леннона “Imagine”. В США сингл “Woman” достиг второго места в хит-парадах.

Одна душа на двоих: история любви Джона Леннона и Йоко Оно

В 1960-х все знали Джона Леннона как фронтмена знаменитой британской группы The Beatles. Музыканта буквально боготворил весь мир. Однако когда Джон встретил Йоко Оно, он внезапно осознал, что вся эта Битломания, оглушительный успех и обожание миллионов поклонниц меркнет на фоне истиной, всепоглощающей любви. Именно это чувство вспыхнуло между британским музыкантом и японской художницей в 1966 году. Их роман был бурным и противоречивым, но никто не сомневался в том, что Леннон и Оно были действительно безумно влюблены друг в друга. Они перевели свои чувства на язык искусства, записывали совместные песни, снимались обнаженными, раздавали желуди во имя мира и даже «пустили» журналистов в свою постель, чтобы публично заявить о необходимости прекратить военные действия во Вьетнаме. Они были бунтарями и художниками, двумя влюбленными с «единой душой», как впоследствии говорил сам Джон Леннон. «Я всю жизнь мечтал о женщине с черными волосами, широкими скулами, красивой и умной, – признавался он. – О женщине с душой свободного художника. О женщине, близкой мне по духу. О женщине, которую я когда-то хорошо знал, но потерял и не могу отыскать. Я встретил Йоко, и моя мечта воплотилась. Это единственная женщина, с которой мы похожи во всем. Спасение, наконец-то! Я ждал этого целую вечность».

Йоко Оно обвиняли в том, что она стала причиной распада The Beatles, Джона Леннона – в том, что он поддался чарам «ведьмы», которая околдовала его, и из-за нее изменил своему музыкальному стилю. Но влюбленные старались игнорировать злые языки вокруг. Впрочем, порой это было действительно непросто. В трудные минуты музыкант брал свою жену за руку и, глядя ей в глаза, говорил: «Ты же знаешь, когда нам тяжело, мы держим голову высоко. Вот как мы поступаем». Вспоминаем, какими были 14-летние отношения Джона Леннона и Йоко Оно, и как они изменили этот мир.

Яблоко, мешок гвоздей и карточка с надписью «Дыши»

9 ноября 1966 года фронтмен The Beatles отправился в лондонскую галерею Indica, где должен был состояться предпоказ авангардной выставки под названием «Незаконченные картины и предметы». Он узнал о ней несколько дней назад от совладельца галереи Джона Данбара, который расписал предстоящее мероприятие в таких ярких красках, что музыкант не смог устоять. Особенно Леннона заинтриговали слова Данбара о том, что японская художница и автор выставки планирует появиться на открытии облаченной в черную кожаную сумку. По словам музыканта, к нему в голову тут же пришли мысли о том, что это должно быть чертовски сексуально. «Вычурные оргии – великолепно!» – подумал он.

Однако как только Леннон переступил порог галереи, его постигло разочарование: японская художница действительно была там, но вместо того, чтобы развлекать гостей провокационными нарядами, она методично расставляла экспонаты. От скуки музыкант стал рассматривать арт-объекты, что привело его в еще большее уныние. На подставке стояло свежее яблоко, а рядом с ним на табличке значилась стоимость экспоната – 200 фунтов стерлингов. Мешок с гвоздями, также представленный на выставке, можно было приобрести по сравнительно более выгодной цене – всего 100 фунтов стерлингов. «Я подумал, что все это какое-то мошенничество, – признавался Леннон. – Что за чертовщина? Я ожидал оргию, а тут все тихо».

Неожиданно внимание музыканта привлек арт-объект, представляющий собой лестницу, на верхней ступеньке которой стояла подзорная труба, через которую можно было рассмотреть надпись на потолке. Как вспоминал Леннон, он чувствовал себя «дураком», карабкаясь наверх. Однако ему было так любопытно, что скрывается за этим странным экспонатом, что он собрал всю свою волю в кулак и добрался до подзорной трубы. Взглянув сквозь нее на потолок, музыкант увидел одно единственное слово – «да». И неожиданно это самое «да» изменило все впечатление Леннона о выставке. Как говорил он потом, в эпоху концептуального искусства, выступающего против всего, положительное послание художницы стало для него настоящим откровением. «Только это “да” заставило меня остаться в той самой галерее, полной яблок и гвоздей, вместо того, чтобы уйти, сказав: “Я не собираюсь покупать эту чушь”», – добавил он.

Когда Джон спускался по лестнице, к нему подошла сама художница. Она с улыбкой вручила фронтмену The Beatles маленькую карточку, на которой было написано слово «Дыши», и удалилась прочь. Музыкант был озадачен этим подарком не меньше, чем остальными экспонатами той странной выставки, однако успел бросить вслед уходящей художнице несколько слов благодарности, прежде чем она скрылась из виду. Он еще не подозревал, какую роль эта женщина сыграет в его жизни. Что касается Йоко Оно, то ей хватило одной встречи с музыкантом, чтобы понять, что он – ее судьба. Вернувшись домой, она оставила в дневнике такую запись: «Наконец-то я встретила мужчину, которого смогла бы полюбить».

Сильная женщина рядом с талантливым мужчиной

На следующий день после выставки Джон Леннон обнаружил в своем почтовом ящике еще одну карточку от Йоко Оно. Художница стала присылать их музыканту практически ежедневно. «Помни», «Танцуй», «Смотри на огонь до рассвета» – все ее послания были наполнены такой романтикой и таинственностью, что он всерьез заинтересовался этой необычной женщиной. За открытками последовали долгие телефонные разговоры и личные встречи, во время которых Джон Леннон и Йоко Оно только убедились, что их как магнитом притягивает друг к другу. Они много говорили о любви, искусстве и социальных проблемах, строили совместные творческие планы. Йоко понимала, что Джон несвободен, но ни она сама, ни ее возлюбленный уже не могли противостоять тем чувствам, которые испытывали друг к другу.

Японская художница-бунтарка была полной противоположностью тихой и скромной жене музыканта – Синтии. «Джон вырос в полностью мужской среде в Ливерпуле, – рассказывал друг Леннона из художественной школы Билл Гарри. – Девочки, как правило, были очень кроткими и делали то, что от них хотели парни. Им приходилось одеваться сексуально не по собственной воле, а потому что их хотели такими видеть. Ярким примером этого была Синтия. Если Джону нравилась Бриджит Бардо, то ей непременно нужно было стать ее мини-копией, чтобы он был доволен». Но Йоко Оно не была той женщиной, которая была готова выполнять все мужские капризы. Она родилась в богатой азиатской семье и долгое время жила в Америке, где впитала основы феминистической идеологии. В отношениях с Джоном она быстро дала понять, что ей необходимо столько же внимания, сколько и ему. Ее не устраивала роль «женщины за спиной успешного мужчины», она хотела быть на равных со своим возлюбленным. К удивлению всего окружения музыканта, Джон Леннон с легкостью принял эти правила игры. Более того, он настолько потерял голову от японской художницы, что не хотел с ней расставаться даже на несколько минут, не говоря уже о днях. Вскоре стало очевидно, что брак Синтии и Джона неминуемо распадется.

Леннон предложил финансировать художественные проекты своей возлюбленной, в ответ она начала ему помогать с музыкальными экспериментами. Однажды, когда супруга Джона отправилась в отпуск в Грецию, музыкант привел художницу в свой дом. «Наступила полночь, когда мы начали работать над альбомом Two Virgins, а когда солнце стало вставать, мы закончили, – рассказывал Леннон. – Потом мы занялись любовью на рассвете. Это было очень красиво». Неожиданно вернувшаяся Синтия застала мужа с любовницей тем же утром. Они не пытались оправдаться и, казалось, вовсе не испытывали неловкости. «Они вели себя так, будто меня никогда и не существовало», – признавалась обескураженная Синтия. Однако с течением времени она, очевидно, смогла простить Джона, написав в собственных мемуарах 1978 года такие слова: «Я не обвиняю Джона и Йоко. Я поняла их любовь. Я знала, что не могу бороться с тем единством разума и тела, которое их объединяло. Йоко не отняла у меня Джона, потому что он никогда не был моим. Он всегда был особенным человеком, который делал то, что ему было нужно».

Летом 1968 года Йоко Оно и Джон Леннон начали жить вместе, а в ноябре музыкант официально развелся со своей женой.

Медовый месяц в постели с журналистами и распад The Beatles

20 марта 1969 года музыкант и художница сыграли свадьбу на полуострове Гибралтар. Они предстали перед алтарем в нарядах, отражающих дух 1960-х: невеста – в мини-юбке и широкополой шляпе, а жених – в белом пиджаке (читайте также: «Мода 60-х: иконы стиля, создавшие свою эпоху»). Медовый месяц молодожены провели в постели отеля Hilton в Амстердаме. При этом они заявили, что с радостью примут у себя в президентском люксе журналистов со всего мира – в любое время дня и ночи. Некоторых репортеров такое предложение привело в ступор, другие же с готовностью отправились погостить «в кровати» у известного музыканта и его новой жены, рассчитывая получить пикантные снимки и откровенные истории, способные шокировать весь мир. Когда же журналисты вошли в номер отеля, где остановились Джон и Йоко, они обнаружили новобрачных в окружении цветов и плакатов, призывающих прекратить войну во Вьетнаме. Музыкант и художница заявили, что на протяжении семи дней будут оставаться в постели во имя «мира во всем мире» и говорить с журналистами о политике, чтобы их послание было услышано. Пожалуй, никогда раньше борьба за мир не принимала такую оригинальную форму.

Эта легендарная акция навсегда вошла в историю и положила начало целому ряду творческих проектов под брендом «Джон и Йоко». Музыкант и художница запустили в небо 365 белых воздушных шаров с надписью «Ты здесь», сняли 30-минутный фильм, в котором Леннон только и делал, что улыбался, выходили на улицы с плакатами ««Войне конец! Если вы этого захотите… » и записали множество совместных песен, вдохновленных их собственной любовью. Однако практически одновременно со стремительным развитием отношений Джона и Йоко музыкант стал все больше отдаляться от The Beatles. В 1969 году ливерпульская группа все еще пыталась записывать новые песни, но взаимопонимание улетучивалось из коллектива. Первым ударом стала внезапная смерть менеджера группы Брайана Эпстайна, который играл важную роль в объединении амбициозных музыкантов. На репетициях начались разногласия. Масло в огонь подливало и то, что Джон начал приводить с собой Йоко (хотя еще в начале музыкальной карьеры музыканты договорились не брать жен и девушек на репетиции). «Она ни черта не понимала в музыке, но указывала, как Полу петь, а мне играть на барабанах, – вспоминал Ринго Старр. – Мы были в бешенстве, но ничего не могли с этим поделать. Джон будто не слышал нас». В 1970 году The Beatles официально объявили о распаде группы, и поклонники тут же обвинили во всем Йоко Оно. И спекуляции на эту тему не утихали многие десятилетия.

Однако несколько лет назад Пол Маккартни поставил точку в бесконечных спорах о причинах распада коллектива, сказав британскому журналисту Дэвиду Фросту: «Можете быть уверены, Йоко никогда бы не смогла нас разрушить. По сути, на тот момент группа рассыпалась сама по кусочкам, и никто из нас не хотел предпринимать каких-либо действий по ее спасению. В силу молодости, в нас ключом били максимализм и гордыня. ». Помимо этого он добавил, что Йоко Оно сыграла очень большую роль в сольной карьере Джона Леннона. Во многом благодаря ей мир услышал знаменитую композицию «Imagine», которая стала визитной карточкой экс-фронтмена The Beatles. «На самом деле, Йоко сумела показать Джону новую и прекрасную сторону творческой жизни. По сути, именно она помогла ему стать самостоятельным музыкантом», – заключил Маккартни.

Преодолевая все испытания

Но даже «внеземная любовь» Джона и Йоко не смогла избежать проблем, с которыми сталкиваются обычные пары по всему миру. В 1973 году две сильные творческие личности приняли решение, что им необходимо побыть порознь. Несмотря на все разногласия Йоко продолжала испытывать беспокойство по поводу судьбы Джона, поэтому пошла на неожиданный шаг. Она попросила секретаршу Мэй Пан позаботиться о ее возлюбленном, фактически предложив занять собственное место рядом с ним. «Я начала замечать, что Джон стал очень нервным, поэтому я подумала, что нам необходимо немного отдохнуть друг от друга, – говорила Йоко. – Мэй Пан была очень умной и привлекательной женщиной. Мне показалось, что у них все должно сложиться хорошо. Новые отношения Джона не причинили мне боли. Я чувствовала необходимость в отдыхе. Мне нужно было пространство». Разлука Леннона и Оно продолжалась полтора года, но уже в марте 1975 года они вновь воссоединились. Очевидно, небольшой перерыв в отношениях пошел им на пользу: чувства пары стали еще сильнее, и вскоре Йоко узнала, что ждет ребенка. 9 октября того же года у Леннона был двойной праздник: ему исполнилось 35 лет и он стал отцом маленького мальчика, которого назвали Шоном.

В последующие годы Джон взял на себя все домашние дела и уход за ребенком, предоставив жене возможность заняться собственной карьерой. Их семейная идиллия продолжалась вплоть до 8 декабря 1980 года, когда сумасшедший поклонник музыканта Марк Чепмен подкараулил своего кумира у порога его дома и выстрелил в него пять раз из револьвера (читайте также: «Цель – звезда: самые громкие покушения на жизнь знаменитостей»).

С тех пор японская художница продолжает бережно хранить память о своем возлюбленном и культивировать наследие, оставленное миру великим музыкантом. Несмотря на трагический финал этой истории, Джон и Йоко сумели своим примером доказать, что иногда все, что нам нужно – это любовь.

Ссылка на основную публикацию