Фаина Раневская в молодости, фото

Фаина Раневская в молодости и старости

Мудрая, остроумная и харизматичная – именно такой была великая актриса Фаина Раневская. Её высказывания по-прежнему актуальны и не зря разобраны на цитаты. В любой жизненной ситуации она была находчивой, но до самой смерти оставалась одна. Многие считают, что таким образом она заплатила за свой гениальный актёрский талант.

Фанни Гиршевна Фельдман родилась в богатой еврейской семье: мама занималась домашним хозяйством, папа был влиятельным человеком.

Во владениях семьи имелись фабрика по изготовлению красок, несколько жилых домов, магазин со строительными материалами и даже пароход. Кроме Фанни, в семье было четыре ребёнка: три брата и сестра.


С братом

Девочка чувствовала себя дома одиноко. Братья задирали её за то, что она заикается. Сама Фаечка завидовала красоте старшей сестры, а окружающие часто указывали на её непривлекательность. Из-за этих высказываний, она стала стесняться собственной внешности. Сначала Фаина училась в женской гимназии, но позже перешла на домашнее обучение. Ей наняли преподавателей пения, иностранных языков и музыки. В 14 лет Фаина ходила на занятия в театральную студию, где увлеклась актёрским мастерством.

В 19 лет Фанни Фельдман наперекор отцу вырвалась от своей семьи в Москву, где поселилась в невзрачной комнатке.


Фаина (справа) с сестрой

Здесь она познакомилась с многими известными личностями, в числе которых были Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Осип Мандельштам и многие другие. Конечно же, ей захотелось поступить в театральный вуз, но приёмная комиссия вынесла отрицательный вердикт.

Такая ситуация Фаину в корни не устроила и она решила добиваться своего, устроившись в Малаховский дачный театр по настоянию её подруги Екатерины Гельцер – примы-балерины Большого театра. Параллельно с этим она стала учиться в частной театральной студии. Но продлилось это недолго, из-за недостатка финансов, хотя мать ей и посылала деньги втайне от отца.

Для неё это был тяжёлый период жизни, потому что после революции вся семья на пароходе отправилась в Прагу. В это время ей существенно помогла Павла Вульф, её учитель. Они жили вместе продолжительное время и очень сдружились.

Однажды, получая перевод от мамы, она вышла из банка и выронила деньги. Спутник, сопровождавший её, сказал:

Так и взяла она псевдоним от одноимённой героини из пьесы Чехова «Вишневый Сад».

Ей доводилось играть во многих театрах России, но последним пристанищем стал Театр им. Моссовета.

Впервые в кино Фаина Раневская появилась в 1934 году в фильме «Пышка».


«Пышка» 1934

За всю карьеру она приняла участие более чем 20 фильмах. Самой запоминающейся, наверное, стала картина «Подкидыш», где она произнесла знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня!», которую вспомнил Брежнев при их личной встрече.

Легендарная актриса на это ответила: «Так меня называют только хулиганы!»


«Подкидыш» 1939


«Осторожно, бабушка!» 1960


Последний фильм с участием Фаины Раневской «Сегодня – новый аттракцион» 1966


Фильм-спектакль «Дальше – тишина» 1978

Личная жизнь Раневской

По приезду в Москву Фаина встретила актёра Кочалова в кондитерской и безответно влюбилась. У него была жена и множество любовниц, в число которых актриса не хотела входить и не думала об интрижке. Несмотря на это, они стали замечательными друзьями.

О её личной жизни известно немногое. Например, то, что она ни разу не была замужем и, к сожалению, не имела наследников. Единственный друг, который был с ней до самой смерти, это пёс по кличке Мальчик.

Всю свою жизнь она посвятила работе и до последнего играла в Театре им. Моссовета.

Последнее интервью Фаины Раневской о её жизни:


Фаина Раневская

Биография

Легендарная Фаина Раневская (настоящее имя Фанни Гиршевна Фельдман) появилась на свет в богатой еврейской семье в конце августа 1896 года. На то время семейство Фельдманов проживало в собственном доме в Таганроге. Кроме Фаины подрастало ещё четверо детей: сестра Белла и трое братьев (один из них умер в младенчестве). Мама Фаины была домохозяйкой, воспитывала пятерых детей. Папа был влиятельным фабрикантом. Он владел предприятием по производству красок, имел магазин, несколько домов и даже пароход.

Актриса Фаина Раневская

Фаина не чувствовала себя счастливой в доме родителей. Напротив, она страдала от одиночества. Скорее всего, причиной была чрезвычайная ранимость из-за врождённого недостатка – заикания. Девочка мало общалась со сверстниками и даже упросила родителей забрать её из элитной женской гимназии, где чувствовала себя некомфортно и не любила учиться. С тех пор учителя приходили к Фельдманам на дом, и Фанни получила очень приличное образование. Девочка играла на фортепиано, пела, неплохо знала иностранные языки и запоем читала.

Фаина Раневская (слева внизу) с гувернанткой, братом и сестрой

После десяти лет Фаина заинтересовалась кинематографом и театром. Огромное впечатление оказал на неё увиденный в тринадцатилетнем возрасте спектакль «Вишнёвый сад». Впечатление было настолько большим, что Фаина экстерном сдала гимназические экзамены и начала ходить на занятия в театральную студию. Вскоре дочь сообщила родителям, что собирается учиться на профессиональную актрису. Это было причиной, из-за которой у Фаины случился разрыв с родителями. Отец не общался с дочерью долгие годы. В 1915-ом Фанни Фельдман уехала в столицу.

Театр

В Москву Фанни приехала налегке – отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки, ведь считал её желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой Никитской крошечную комнатушку и сразу же почувствовала себя совершенно счастливой и свободной. В эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями, культовыми даже в то время поэтами Цветаевой, Мандельштамом, Ахматовой, Маяковским. Тогда же она встретилась с великим артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него.

Фаина Раневская в молодости

К сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Но денег на оплату обучения не было. Не дала пропасть Фаине известная артистка Гельцер. Она похлопотала, чтобы девушку взяли в один из театров Подмосковья. В Малаховском летнем театре Фанни смогла наблюдать игру знаменитых актёров Садовской, Петипа и Певцова. Сама же начинающая актриса появлялась лишь в массовках. Когда сезон летних театров закончился, Раневской пришлось искать себе другое место. Она успела понемногу поработать в небольших театрах в Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске.

Фаина Раневская в театре

Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными. Семейство Фельдманов эмигрировало. Но был и счастливый момент: девушку приняли в столичный Театр актёра. Наконец молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография Фаины Раневской началась из спектаклея «Роман», где Раневская сыграла заметную роль Маргариты. Потом последовало множество постановок, где артистка играла более-менее заметные роли. Наиболее значимой для себя Раневская считала работу в спектакле «Вишнёвый сад», где сыграла Шарлотту. В этом театре Фаина Георгиевна служила до 1931 года. Потом она перешла в более известный столичный Камерный театр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате».

Фаина Раневская в молодости

Через четыре года Раневская переходит на работу в театре Красной Армии, где останавливается до 1949 года. Здесь Фаина Георгиевна также задействована во многих постановках, но наиболее известной из них становится «Васса Железнова», где актриса сыграла главную роль.

В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр имени Моссовета, где её пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было своё видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», Фаина Георгиевна полностью переписала её и сыграла на свой лад.

Фаина Раневская в спектакле “Шторм”

При этом она затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в планы ни самих исполнителей, ни постановщиков спектакля. Препирания и стычки с режиссёром Завадским позже нашли отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Фаины Георгиевны. Тем не менее, на этой сцене артистка появлялась почти четверть века. Здесь она сыграла свои самые заметные роли. Зрители с удовольствием смотрели миссис Сэвидж в исполнении Раневской, аплодировали стоя Люси Купер в спектакле «Дальше — тишина».

Окончила Фаина Раневская свой театральный путь в театре Пушкина, когда-то бывшем Камерном. С этого театра начиналась её театральная биография, здесь и финишировала в 1963 году.

Фильмы

Впервые телезрители увидели Фаину Раневскую в роли колоритной госпожи Луазо в драме Ромма «Пышка». Это был 1934 год. Актрисе даже удалось побывать с этим спектаклем во Франции, куда труппу театра пригласил Ромен Роллан, чрезвычайно высоко оценивший спектакль.

Фаина Раневская в фильме “Пышка”

В общем Фаина Раневская сыграла в кино не так уж много ролей, но таково уж свойство телевидения, что именно оно делает артиста знаменитым и узнаваемым на всю страну. Сама актриса очень невысоко ценила работу в кинематографе, ставя его значительно ниже театра. О работе в кинокартинах она говорила, что «деньги съедены, а позор остался». И всё же большинству её поклонников Раневская известна именно по работе в кино.

В самом конце 30-х Раневская сыграла в трёх картинах, которые сделали Фаину Георгиевну легендарной. Артистка появилась в ролях супруги во всех этих лентах: в картине «Человек в футляре» она стала женой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» – супругой портного Гуревича. Ну и самая популярная жена появилась в «Подкидыше», где Раневская произнесла незабываемую и теперь уже крылатую фразу «Муля, не нервируй меня».

Фаина Раневская в фильме “Подкидыш”

В годы войны Раневская вместе с труппой театра была эвакуирована и до 1943-го работала в Ташкенте. По возвращении в Москву ей предложили сыграть Мамашу в «Свадьбе» Анненского. В этой картине Раневская снялась с известными артистами Эрастом Гариным, Зоей Федоровой, Михаилом Яншиным, Верой Марецкой, Михаилом Пуговкиным и многими другими узнаваемыми актёрами.

А в 1947-ом на экраны вышла знаменитая комедийная лента «Весна», в которой Раневская сыграла свою великолепную Маргариту Львовну. Орлова и Черкасов, исполнявшие главные роли в картине, и сама Фаина Георгиевна вмиг превратили фильм в один из самых популярных и кассовых.

Фаина Раневская в фильме “Золушка”

В том же году артистка сыграла мачеху в «Золушке» Кошеверовой. Сценаристом картины был Евгений Шварц, обожавший Раневскую. Он позволил великой артистке вставлять свои бесподобные фразы. Эта работа считается лучшей из всех, сыгранных Фаиной Георгиевной. Да она и сама считала Мачеху своей самой удачной работой.

Последняя роль Раневской в кино – лента «Сегодня новый аттракцион». Актриса сыграла директора цирка, но перед этим поставила режиссёру ряд условий. Так как Фаина Георгиевна на тот момент была уже очень известной, то, конечно же, режиссёр согласился на всё, лишь бы заполучить звезду в свой фильм.

Фаина Раневская получила звание Народной артистки СССР и три Сталинские премии.

Скончалась великая Фаина Георгиевна Раневская в июле 1984 года в столице от инфаркта, отяжелённого пневмонией. Современники называют Раневскую «королевой второго плана» и признают, что она была величайшей русской актрисой XX столетия.

Афоризмы

Множество высказываний острой на словцо Фаины Георгиевны превратилось в крылатые выражения. Часто артистка едко подшучивала над окружающими, причём доставалось от неё всем подряд, без учёта рангов и должностей. Но шутила она и над своей очень непростой жизнью. Например, Раневской принадлежат слова:

«Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга «Судьба-шлюха».

Что касается творческого и сценического псевдонима – Раневская, то и здесь присутствует грустная и в то же время «фирменная» манера актрисы подшучивать во всех ситуациях. Однажды актриса вместе с коллегой из театра заглянула в банк.

Изредка мама в тайне от мужа посылала дочери небольшие денежные переводы. Фаина Георгиевна вспоминает: «Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:

— Денег жаль, зато как красиво они улетают!— Да ведь Вы Раневская! — воскликнул спутник. – Только она могла так сказать! Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, хотя далеко не всё, совсем не всё».

Одним из немногих настоящих друзей Раневской был режиссёр Соломон Михоэлс. Ему она посвятила слова:

«Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». Михоэлс тогда ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан».

За несколько месяцев до своей кончины Раневская с присущим ей горьким сарказмом написала:

«Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения»».

Личная жизнь

Личная жизнь Фаины Раневской была несчастной. Она никогда не была замужем. Скорей всего, она избегала мужчин из-за немалой психологической травмы, полученной в ранней молодости. Фанни была влюблена в одного из актёров своей труппы. Как ей показалось, он тоже ей симпатизировал. Когда девушка пригласила его в гости, он пришёл, но не один, а с женщиной. И попросил Фаину погулять. С тех пор Раневская и стала избегать всех связей, которые в перспективе могли ей причинить боль.

Читайте также:  Медни Кадырова в молодости

Фаина Раневская в последние годы

Не чувствовала себя одинокой Фаина Георгиевна совсем недолго. В 60-ых годах к ней переехала родная сестра Белла, решив скоротать одиночество после смерти своего мужа с родным человеком. Но вскоре сестра заболела и умерла.

Фигурка любимой собачки на могиле Фаины Раневской

Фаина Раневская осталась совершенно одна. Единственным существом, скрашивающим её одиночество, была дворняжка по кличке Мальчик. После смерти актрисы на её надгробии установили фигурку любимой собачки.

Фаина Георгиевна Раневская

Фото Все

Видео Все

“История жизни” Фаина Раневская

Фаина Георгиевна Раневская. Последнее и единственное интервью. (1979)

Фаина Раневская – Великая и Ужасная (Документальный фильм)

Фаина Раневская — биография

Внешность этой актрисы была очень далека от общепринятых представлений об актерской красоте. Но Фаину Раневскую любят и помнят не за это. Она была умна и остроумна, невероятно упорна и талантлива. Она могла отправить в нокаут одним только взглядом или острым словцом.

Фаина Раневская сыграла много ролей на сцене театра и в кинематографе, но большинство из них были эпизодическими и такими незначительными, что имени актрисы иногда даже не было в титрах картины. Пик популярности в кино наступил после роли мачехи в фильме «Золушка».

Детство

Родилась Фанни Фельдман(именно так звали девочку при рождении) 27.08.1896 года в Таганроге, где в собственном большом доме проживало зажиточное семейство евреев Фельдманов. Папу звали Гирш Хаимович, в его владении была фабрика, выпускающая сухие краски, дома, магазин, мельницы и пароход под названием «Святой Николай». Мама Милка Рафаиловна была обычной домохозяйкой, на плечах которой была забота о доме и пятерых детях. Кроме Фанни в семье росли еще три сына – Яков, Рудольф, Лазарь, и дочь Изабелла. Один из мальчиков умер еще маленьким.

Фото: Фаина Раневская в молодости

С ранних лет Фаина чувствовала себя не такой как все. Она была одинокой в собственном доме. Девочка заикалась и братья постоянно над ней издевались, а она сама постоянно завидовала сестре, ведь та была писаная красавица, а Фаину Всевышний внешностью обделил. По причине заикания девочка почти не имела друзей среди ровесников, и даже когда оказалась в женской гимназии, не переставала комплексовать по этому поводу. Фая настойчиво упрашивала родителей чтобы те забрали ее из гимназии, потому что учиться в таких условиях она не могла. Пришлось получать домашнее образование – для девочки наняли учителей, которые занимались с ней индивидуально, и она смогла стать высокообразованной барышней. В доме было фортепиано, Фаина прилично играла на нем, знала несколько иностранных языков и все свободное время проводила за книжкой.

Когда Фаине было 13, она впервые попала в театр на постановку «Вишневого сада». Увиденное настолько впечатлило творческую натуру девочки, что она решила побыстрее окончить гимназию и посещать занятия в театральной студии.

Однажды Фаина сказала своим родным, что хочет стать профессиональной актрисой. Родители были в полном шоке, отец сказал, что не даст ей ни копейки. Мужчина сдержал свое слово, и когда Фаина в 1915-м уезжала в Москву, то не только порвал с ней отношения, но оставил без помощи и содержания, считая, что вся ее задумка дурь и блажь.

Юность

Большой город встретил приезжую провинциалку не очень гостеприимно. У нее почти не было денег, ведь от отца она так и не получила ни гроша. Единственные деньги, которые у нее были, тайком дала мама. Их хватило только на съем маленькой комнатушки на Большой Никитской, но девушка впервые была по настоящему счастлива и свободна.

Фаина побежала поступать в заветный театральный вуз, но эта мечта вскоре развеялась как сон. Куда бы она не обращалась, ей везде отказали. Но отступать никто не собирался, девушка оказалась очень настойчивой особой с твердым характером. Фаина решила поступать в частную театральную школу, но денег было очень мало и они таяли как весенний снег под ярким солнцем. Доучиться в частной школе она не смогла.

И тут в биографии Фанни Фельдман случилось одно событие, которое стало судьбоносным – она познакомилась с Е. Гельцер. Она была знаменитой прима-балериной в Большом театре, работала с великим Дягилевым. Гельтцер поселила Фаину у себя дома, в котором периодически собиралась творческая элита Москвы. Именно с легкой руки Екатерины Гельцер Фаина узнала Владимира Маяковского, Марину Цветаеву, Осипа Мандельштама и В.Качалова. В Качалова она была даже влюблена некоторое время.

Театр

Благодаря усилиям Екатерины Гельцер Фаину взяли на работу в подмосковный Малаховский Летний театр, труппа которого состояла из блестящих актеров того времени. Дебютировала Фельдман именно на сцене этого театра. Постановка называлась «Тот, кто получает пощечины», режиссера Л.Андреева. Девушку взяли в массовку, но и там была видна ее неординарность и ярко выраженный талант. На Фаину обратил внимание известный актер Певцов, который после премьеры сказал, что у этой барышни большое будущее, она обязательно станет знаменитой актрисой. Эти слова стали пророческими.

Фото: Фаина Раневская в театре

После закрытия летних театров, Фаину взяли на работу в труппу к мадам Лавровской, где доверяли роли девушек-кокеток. Юной актрисе хотелось скорее прославиться, хотелось увидеть мир. И этот театр предоставил ей такую возможность – труппа колесила по Крыму, давая спектакли во многих городах.

Фаина иногда получала денежные переводы, отправленные заботливой маминой рукой. Во время одного из таких походов в банк ее впервые сравнили с чеховской Раневской. С легкой руки ее коллеги по театру, она спустя годы выбрала себе эту фамилию в качестве творческого псевдонима.

В самом начале 1917-го Фаина окончательно осталась одна – вся семья Фельдманов уехала в эмиграцию и поселилась в Праге. Радовало только одно – у нее была работа и более-менее сносный быт. Девушка выступала в московском Театре актера, где получила свою первую роль. Первой серьезной работой в карьере Раневской стала постановка «Роман», где она сыграла Маргариту. Потом ее задействовали и в других спектаклях – роли были не главными, но яркими и запоминающимися. Раневская любила постановку «Вишневый сад», в котором она стала Шарлоттой, и считала ее одной из самых удачных в своей творческой биографии.

В 1931 году Раневскую зачислили в труппу московского Камерного театра, где вскоре состоялся ее дебют в спектакле «Патетическая соната». Актрисе досталась роль проститутки Зинки. Раневская была так убедительна и реалистична в этом образе, что зрители были в полном восторге от ее таланта. В Москве только и говорили, что о Раневской.

В 1935 году Раневская начала успешную карьеру в театре Красной Армии, где по праву заняла место ведущей актрисы.

Когда началась война, Фаина была актрисой Театра Драмы. Именно в составе этого театра она выступала в постановке «Молодая гвардия» перед бойцами и офицерами, исколесив все фронты и прифронтовые зоны. Фаина была бесстрашна и самоотверженна, и эти качества не остались незамеченными – она получила медаль «За доблестный труд».

После войны талантливая актриса начала свой путь в Театре им.Моссовета. Отношения в этом театре складывались не самым лучшим образом, нередко бывали скандалы из-за того, что актриса была намного талантливее, чем режиссеры. Раневская по-своему трактовала постановку и играла так, как ей казалось правильным. Ее мнение очень часто шло вразрез с мнением режиссера. Она получила роль Маньки-спекулянтки в эпизоде спектакля «Шторм», и если бы работала согласно задумке режиссера, то ее никто бы и не заметил. Актриса переписала свою роль и сыграла ее так, как посчитала нужным. Ее роль стала заметнее, чем главные персонажи, а это не обрадовало ни режиссера, ни актеров, сыгравших главные роли. Она так точно попала в образ, что зрители шли на спектакль, чтобы увидеть именно ее Маньку, и после этого эпизода уходили из зала, даже не дождавшись окончания постановки. Это вызвало массу недовольств режиссера Завадского и он забрал у Раневской эту роль. Постоянное выяснение отношений с режиссером отразилось в острых словцах, которые спустя годы стали афоризмами и анекдотами, передаваемыми из поколения в поколение.

Но, несмотря на конфликты и препирательства, Раневская работала в этом театре почти 25 лет. Здесь ее карьера достигла звездных высот и именно здесь были сыграны самые значимые роли в карьере актрисы. На сцене этого театра она стала миссис Сэвидж и Люсей Купер, которые собирали полные залы и срывали овации.

Последние годы актриса отдала театру Пушкина, который был когда-то Камерным. В этом театре когда-то начался ее путь в искусство, в этом и закончился в 1963-м.

Фильмы

Дебютной работой в кино стала драма «Пышка», режиссера Ромма, снятая в 1934-м. Раневская сыграла госпожу Луазо. Роли в кинематографе можно пересчитать по пальцам, к тому же они практически все были второстепенными, но это не помешало Раневской прославиться не только на всю страну, но и на весь мир. Актриса не очень любила кинематограф, но именно он способствует тому, чтобы актера узнавали миллионы зрителей. Работу в кино она характеризовала не иначе, как «деньги закончились, а позор остался», отдавая предпочтение театру. Но все-таки всеобщая любовь пришла к Раневской именно благодаря кинематографу.

В 30-х годах ей предложили роли в трех фильмах, в каждом из которых она появлялась в роли жены. В фильме «Человек в футляре» Раневская сыграла супругу инспектора, в картине «Ошибка инженера Кочина» жену портного. Самой яркой работой стала картина «Подкидыш», где Фаина снова стала женой, произносящей феноменальную фразу «Муля, не нервируй меня».

В 1943-м вышла еще одна картина с участием Фаины Раневской «Свадьба», где ей досталась роль Мамаши. Партнерами по фильму были блистательные актеры Э.Гарин, Зоя Федорова, М.Яншин, Вера Марецкая, Михаил Пуговкин.

В 1947 году зрители смогли увидеть еще одну замечательную комедию «Весна», где Фаине досталась роль Маргариты Львовны. В главных ролях снялись Орлова и Черкасов, которые в тандеме с Раневской сделали фильм самым кассовым.

В 1947-м Раневской предложили сняться в фильме «Золушка» режиссера Кошеверовой. Ей досталась колоритная роль мачехи, которую сценарист Е.Шварц писал специально под обожаемую Раневскую. Он разрешил актрисе трактовать роль по своему усмотрению, вставлять свои колкие словечки и фразы. Раневская считала эту роль самой удачной за всю творческую карьеру в кинематографе.

Последней лентой, в которой блистала великая актриса, стала «Сегодня новый аттракцион», где она стала директором цирка. Режиссер пошел на все условия, которые выставила Фаина, ему очень хотелось, чтобы эту роль исполнила именно она, и был готов на все.

Вклад Раневской в искусство был оценен орденами и медалями. В 1937-м она стала Заслуженной артисткой РСФСР, в 1961-м – Народной артисткой СССР. Актриса получила три Сталинские премии, присвоенные в разные годы. Ее именем назвали астероид, открытый в 1986-м.

Личная жизнь

В личной жизни великая актриса Фаина Раневская была глубоко несчастна. Замуж она так и не вышла, однажды обжегшись с одним из коллег. Фаина влюбилась в него, и тот тоже отвечал девушке взаимностью. Однажды она решилась и позвала его к себе в гости. Мужчина согласился, но пришел не сам, а со своей подружкой и предложил Фаине прогуляться и оставить их наедине. С того самого дня Фаина больше никогда не влюблялась, и не доверяла мужчинам.

Фото: Фаина Раневская — личная жизнь

В 60-е годы к ней переехала овдовевшая сестра Изабелла, которая решила встретить старость с единственной сестрой. В 1964-м Беллы не стало. Раневская осталась одна. В последние годы жизни рядом с актрисой был только верный дворовый пес со смешной кличкой Мальчик. После кончины Фаины Раневской именно фигурка этого песика была установлена на ее надгробии.

Смерть

Умерла Фаина Раневская 19.07.1984 года в Кунцевской больнице столицы. Причиной смерти стал инфаркт и развившаяся пневмония. Она не дожила всего месяц до 88-го дня рождения. Местом упокоения великой актрисы стало Новое Донское кладбище, недалеко от сестры Беллы.

Фото: Могила Фаины Раневской

Ее могила постоянно укрыта живыми цветами, которые круглый год приносят благодарные зрители и ценители ее таланта.

Избранная фильмография

  • 1934 — Пышка
  • 1939 — Подкидыш
  • 1944 — Свадьба
  • 1947 — Золушка
  • 1949 — У них есть Родина
  • 1964 — Лёгкая жизнь
  • 1966 — Сегодня — новый аттракцион
Читайте также:  Донателла Версаче в молодости до операций и пластики - фото

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Фаина Раневская: одинокая и любимая миллионами “королева эпизода”

Именитая актриса театра и кино Фанни Фельдман не отличалась манерами приличия, но благодаря строгости к себе и окружающим, она получила мировую известность и любовь советских граждан. Спустя десятки лет после смерти Раневской, ее продолжает цитировать молодое поколение, а интерес к кинолентам не угасает. Женщина – сарказм так и не смогла получить самую главную роль в жизни, но это не помешало ей стать одной из величайших актрис 20 века. История нелегкой судьбы наполнена одиночеством и раскрывает весь путь становления советской легенды.

Детство и юность

Фанни Фельдман – Раневская родилась в Таганроге в 1896 году. Еврейская семья не знала нужды. Отец был собственником нескольких местных предприятий. Мать занималась хозяйством, растила пятерых детей и восторгалась русской литературой. Она и привила дочери любовь к искусству.

С детства Фанни чувствовала себя особенным ребенком: непривлекательная внешность и заикание влияли на самопринятие себя. Уже с малых лет у нее был скверный характер, и она очень любила поспорить с братьями. Наличие комплекса мешало девушке построить дружбу и со сверстниками. Имея большую семью и приличный достаток, Фая оставалась одинокой в родном доме. Близкие люди постоянно напоминали о недуге: братья, которые дразнили, и сестра с очаровательной внешностью. Даже отец любил грубо подшутить над неудачным обликом дочери, что очень расстраивало девушку.

Творческая любовь к классику А.П. Чехову изменила в дальнейшем жизнь легендарной личности. Спектакль “Вишневый сад” оставил яркое впечатление в эмоциональной натуре девушки и побудил интерес к актерскому ремеслу. Фанни рассказала о желании стать актрисой родным, но отец не поддержал затею и пригрозил изгнанием. Он не видел в дочери нужного таланта и напоминал о ее не “актерской” внешности. Но не теряя веру в себя, она приняла вызов отца и уехала покорять Москву.

Постановка Чехова подарила будущей артистке не только профессию, но и звучную фамилию. Выронив большую сумму денег, Фаина мечтательно произнесла: “Как же красиво они летят”. А от прохожего послышалось: “Да Вы настоящая Раневская, лишь она могла так сказать!”. Тогда она решила использовать фамилию как псевдоним.

Начало карьеры

Москва встретила богатую провинциалку нерадушно. Сняв маленькую комнатушку на деньги матери, Фаина устремилась исполнять заветную мечту. Но во всех театральных школах она только и слышала: “неспособная” и “некрасивая”.

Все попытки найти себя были тщетны, пока она не встретила приму – балерину Большого театра Екатерину Гельцер. С ее помощью она устроилась в Малаховский Летний театр и познакомилась с Владимиром Маяковским и Анной Ахматовой. Даже массовках был виден необычный и виртуозный талант актрисы. После летнего сезона Раневская участвовала в труппе мадам Лавровской, где она играла девушку – кокетку. Юная актриса мечтала о гастролях, и вскоре ей предоставили такую возможность.

1917 год стал переломным в жизни Фаины. Она окончательно осталась одна, ведь вся семья эмигрировала в Прагу. Но с одной новостью, пришла и вторая: ее талант заметили в Театре актера, куда она в дальнейшем и поступила.

Театральная карьера

В 1931 году Раневскую зачислили в Московский Камерный театр. Там состоялся ее дебют в роли проститутки, который так запомнился советскому зрителю. В 1935 году она ушла в театр Красной Армии и во время войны выступала перед советскими офицерами.

В послевоенное время Фаина перешла в театр Моссовет, где с первых дней отношения между режиссером и актрисой были натянуты. Из-за конфликтного характера Раневская не могла сработаться с коллективом. Она жила импровизацией в своих второстепенных ролях, что несомненно злило весь состав. Раневская хотела работать не на режиссера, а для зрителя.

Тем не менее актриса прослужила в этом театре 25 лет, и здесь она обрела известность. Закончила карьеру там, где и начала: в театре Пушкина, который когда-то был Камерным.

Яркие роли в театре

У Раневской было более 50 постановок в театре, но успех принесли только 4.

Значимой ролью для актрисы была гувернантка Шарлотта из “Вишневого сада” в Театре актера. Играла она эпично и быстро получила признание зрителя. Многие считали, что эта роль была написана для самой Раневской. Но несмотря на успех в постановке, она все равно продолжала поиски лучшего места.

Зинка из “Патетической сонаты” также стала одной из ярких ролей в карьере Раневской. Она на высшем уровне сыграла проститутку Зинку, история которой, переплеталась с личной судьбой актрисы: одинокая и ненужная. Камерный театр открыл дорогу молодой артистке.

Еще одним успешным персонажем стала Васса Железнова. Главная роль сильной и волевой женщины Фаине давалась нелегко. Из-за работы в данной картине у нее начали опять появляться комплексы и противоречия с собой. Актрису привлекал образ Вассы, но она не могла понять, как ей принять это все на себя. После этот спектакль ставили во многих театрах, но первооткрывателем стала Раневская.

Берди из пьесы “Лисички” становится очередной ролью ее личных переживаний. Актриса вспоминает те чувства, когда уходила из дома и оставалась одна без поддержки родных. Американская картина тесно переплетается с отечественным “Вишневым садом” и вызывает похожие эмоции не только у зрителя, но и труппы.

Многие роли отражали жизнь Фанни. Казалось, что сценаристы списывали историю с ее личной книги. Это добавляет драматизма в биографию Раневской.

Роли в кино

Актриса всегда считала, что в карьере не сделала того, на что была способна. Это больше касалось телевизионного аспекта. “Королева эпизода” ー такое пожизненное имя получила Раневская. У нее было много ролей, только не было главной. Во всех картинах Фая занимала только второй план.

Самые запоминающиеся роли она получила в фильмах “Подкидыш”, “Человек в футляре” и “Ошибка инженера Кочина”. В этих картинах она играла жен главных и второстепенных героев. Фраза “Муля, не нервируй меня!” стала неким девизом в советском обществе.

Многие также ее запомнили по детской сказке “Золушка”, где она снималась в роли злобной мачехи. Этот образ давал Раневской неподдельную радость и удовлетворение, раскрывал ее амбициозную личность. Сама Фаина считает эту роль лучшей в своей кинематографической карьере.

Озвучивание мультфильмов

Мало кто знал, что талантливая актриса принимала участие в озвучивании мультипликационных картин. Самым успешным проектом Раневской стала няня Фрекен Бок в ленте “Малыш и Карлсон”. Многим советским детям запомнилась взбалмошная домоправительница и ее кошка Матильда. А все благодаря удивительной интонации и умением оживить персонаж.

Еще одной анимационной работой была “ Сказка о царе Салтане”. Там актриса озвучивала сватью Бабариху. Но этот персонаж не получил такой волны популярности, как легендарная Фрекен Бок.

Известные цитаты и афоризмы

Память о Раневской живет не только благодаря фильмам с ее участием, но и язвительным высказываниям. Оригинальная личность всегда умела ответить обидчику и выразить недовольство. Прямота актрисы удивляла советское общество, но и в то же время открывала истину на многие жизненные аспекты.

  • “Я не умею выражать сильных чувств, хотя могу сильно выражаться.”
  • “Одиночество ー это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.”
  • “Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.”
  • “Многие жалуются на свою внешность, и никто ー на мозги.”
  • “В старости главное ー это чувство достоинства, а его меня лишили.”

Раневская часто говорила об одиночестве и внешности. Для нее это было особенно актуально. Через каждое слово можно было прочувствовать ту боль, которую перенесла сильная и волевая женщина.

Личная жизнь

О своих влюбленностях Фанни всегда рассказывала с юмором. Хотя ее личная жизнь для многих оставалась за кулисами театра, это не мешало слухам окружать ее персону. Ей приписывали романы с многими мужчинами, но сама Раневская рассказывала, что никогда не испытывала взаимных чувств. Все, кто нравился, не имели обратных симпатий по отношению к ней. Это угнетало, но актриса всегда старалась насмехаться над своим одиночеством.

Детские комплексы тоже сыграли роль в ее жизни. Вспоминая отца и его насмешки, она не могла полностью раскрыться для мужчины. Получив успех в карьере и всеобщее признание, она так и не обрела женского счастья, к которому стремилась.

Мальчик ー так звали пса, которого приютила именитая артистка. Найденный на улице дворняга уже готовился к смерти. Он стал последней надеждой Раневской для избавления от жизненной пустоты. В дальнейшем пес стал ее любимцем в доме. Раневская отдала домашнему питомцу всю любовь, которая накопилась за десятки лет.

Пес по кличке Мальчик достоин отдельной главы в книге о легендарной актрисе.

Характер

“Бытовая дура” ー так себя называла Раневская из-за многих расхождений в своем характере. Грубый и конфликтный образ выступал против чистоты души. Она состояла из противоречий. Несмотря на свое остроумие и эпатажность, Фаина тяжело сходилась с людьми. А ее яркий актерский талант изрядно злил коллег по цеху.

Артистка могла из никчемной роли сотворить удивительный образ, который затмевал главных героев. Все были недовольны ее самоуправством, что приводило к конфликтам среди труппы. В театре ее открыто не любили еще за прямолинейность. Она позволяла себе критику в адрес коллеги, но в свою сторону к замечаниям относилась негативно.Истинное отношение группы проявилось, когда Раневской стало плохо на сцене. Режиссер пытался выгнать “играющую” артистку и коллеги его в этом поддержали. После унизительного случая она покинула сцену Моссовета.

Интересные факты

Вся сущность Раневской проявлялась не только на сцене, но и в личных предпочтениях. Она часто переходила на вегетарианское питание, потому что не могла есть “ранее ходячего и смотрящего”. Но артистка не осуждала людей, которые любили и ели мясо.

Еще одним интересным фактом было наличие коробочки с названием “похоронные причиндалы”. Там артистка хранила все полученные награды и медали и при каждом удобном случае демонстрировала данный раритет друзьям и гостям.

Раневская любила побаловать себя сигареткой, и делала она это очень часто. Казалось, что папироску она не выпускала никогда. В будущем это увлечение сказалась на здоровье артистки.

А ее особенная связь с поэтом необычайно удивляла. Она не раз говорила людям: “Я дышу не воздухом, а Пушкиным!”.

Награды

Раневская получила 14 заслуженных наград, из них: трижды Сталинская премия и звание Заслуженной артистки.

Имея признание не только соотечественников, но и власти, Фаина Георгиевна не получала удовлетворение от своих медалей. Все награды напоминали ей о новом направлении в искусстве, что не радовало легендарную личность. Только Орден Ленина растопил ее сердце. После вручения медали на свое 80-летие, неожиданно для всех Раневская расплакалась. В тот день она стала еще ближе к людям, показав свою истинную открытость.

“Есть две категории известных артистов. Те, кому дали звание на юбилей, чтобы отвязаться, и те, кому звания, вообще, не дали, но народ их любит” – Раневская.

Смерть

Театр Камерный стал последним, где играла актриса. Она покинула его за год до смерти, сыграв заключительную роль Фелицаты в “Правда хорошо, а счастье лучше”. Этот образ она уже не смогла раскрыть полностью из-за своего “глубокого” возраста. В последних спектаклях Раневская уже терялась в тексте и в самой постановке.

Умерла актриса в больнице 19 июля 1984 года от инфаркта и пневмонии. Она не дожила всего лишь месяц до своего 88-летия. Похоронена была недалеко от сестры Изабеллы на Новом Донском кладбище в Москве.

Сегодня могила легендарной актрисы ухожена и наполнена цветами. На протяжении десятков лет, зрители продолжают помнить необычный и яркий талант Раневской.

Заключение

Фаина Георгиевна была удивительной личностью, но мало кто смог открыть ее внутренний потенциал до конца. Даже тяжелейший характер не мешал быть ей ранимой и доверчивой женщиной. Все злые шутки были не более, чем маска. Так она пыталась спрятать всю свою нажитую боль и одиночество.

Актриса прожила долгую жизнь, где основные годы отдала сцене. Сложная судьба, не помешали творить и достигать высоких ступеней в карьере. Главную роль она так и не получила, но смогла раскрыть яркий и саркастический образ Фанни.

Раневская продолжает жить в своих картинах и цитатах, а ее имя долго еще будет всплывать на просторах современного мира.

Фаина Раневская, биография, новости, фото

Имя: Фаина Раневская (Faina Ranevskaya)

Настоящее имя: Фанни Фельдман

Отчество: Георгиевна

День рождения: 27 августа 1896

Место рождения: г. Таганрог

Дата смерти: 19 июля 1984 (87 лет)

Причина смерти: узнать пневмония и инфаркт

Место погребения: узнать Москва, Новое Донское Кладбище

Рост: 180 см

Карьера: Российские актеры 28 место

Фото: Фаина Раневская

Биография Фаины Раневской

В 1961 году Фаина получила звание Народной артистки СССР. А в 1992-м издатели британской энциклопедии «Кто есть, кто» включили Раневскую в ТОП-10 выдающихся актрис ХХ века.

Читайте также:  Молодой Николай Дроздов, фото в молодости

И хотя великой Фаины давно уже нет с нами, мы помним ее – за ее роли, за ее харизму и, конечно, за ее знаменитое остроумие.

Детские годы: буря и натиск

Желание посвятить себя сцене укрепилось в девочке после двух произведений, ее потрясших, – это немой фильм «Ромео и Джульетта» и спектакль «Вишневый сад».

Все. Цель жизни определилась раз и навсегда.

Начало карьеры: путь к признанию

Однако в студию при МХАТе ее не приняли. Отступление было не в характере Фаины: она обратилась к педагогам частной театральной школы. Но деньги таяли как снег. И доучиться не довелось.

Но все же удача была на стороне юной неудачницы и потому свела ее с неповторимой Екатериной Васильевной Гельцер – примой-балериной Большого театра, танцевавшей в антрепризе самого Сергея Дягилева. Екатерина Васильевна приютила девушку в своем доме и познакомила ее с Владимиром Маяковским, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Василием Качаловым.

Именно благодаря Гельцер, Раневская поступила в труппу подмосковного Малаховского Летнего театра, на сцене которого блистали такие столичные знаменитости, как Александр Вертинский, М.М. и В.А. Блюменталь-Тамарины, И.М. Москвин с женой А.К. Тарасовой, а также А.Н. Нежданова.

Следующей ступенькой в карьере Раневской была работа в труппе мадам Лавровской, где молоденькой актрисе следовало достоверно изображать героинь-кокеток. Девушка хотела славы, стремилась к гастрольной деятельности и получила желаемое: вместе с этой труппой актриса объездила весь Крым, без устали играя на многочисленных сценах полуострова.

Годы революции и гражданской войны молодая Раневская провела в борьбе за любые роли и более-менее сносный быт. Ее родные эмигрировали за границу еще при первых признаках грядущего исторического слома, так что Фаине приходилось рассчитывать лишь на себя. Она постоянно работала, гастролировала фактически по всей стране на протяжении 16 лет (1915-1931 г.г.) и прилежно набиралась опыта.

В Москву она вернулась яркой актрисой, которая могла с неизменным успехом справиться с любым амплуа.

Творческий расцвет и слава

Глава «Кино» в книге жизни актрисы

Личная жизнь Фаины Раневской

Судьба преподнесла Фаине Раневской чудесный подарок – дружбу с людьми, каждый из которых являлся гением в своей сфере деятельности. Это актриса Павла Вульф, поэтессы Марина Цветаева и Анна Ахматова, театральный режиссер Александр Таиров и кинорежиссер Яков Сегель – всех просто не перечислить! Их привлекало ее искрометное остроумие, которому нельзя научиться – с ним нужно родиться.

Да, ей было одиноко, потому что даже самая сильная женщина мечтает о надежном мужчине рядом с собой, мечтает о детях, а у Раневской не было ни мужа, ни детей.

Однако иногда Фаина Георгиевна все же рассказывала со свойственным ей разящим сарказмом трагикомические истории своих «любовей», которые сразу же превращались в анекдоты.

И все же серьезные увлечения мужчинами, по свидетельству Алексея Щеглова (биографа Раневской), у нее действительно были. Так, когда Фаина Георгиевна гастролировала в Тбилиси в 1947 году, у нее возникли близкие отношения с Федором Ивановичем Толбухиным, возглавлявшим тогда Закавказский военный округ. Она светилась от счастья! Но в 1949 году Толбухин неожиданно умер.

Фаина Раневская

  • Имя: Фаина Георгиевна Раневская
  • Дата рождения: 27 августа 1896 — 19 июля 1984
  • Место рождения: Таганрог, Россия
  • Возраст: умерла в 87 лет
  • Профессия: актриса театра и кино
  • Семейное положение: не замужем
  • Дети: нет

Российская актриса Фаина Раневская — Фильмография

Об этой удивительной женщине сняты десятки документальных фильмов, написано множество биографических книг. Она нашла свое призвание на сцене театра и кино. Актриса родилась в прошлом веке, но до сих пор её имя на слуху у всех россиян, независимо от возраста. Поразительный факт — Раневской практически никогда не давали главных ролей, но второстепенных персонажей она изображала так живо и ярко, что часто затмевала центральных героев своим шармом. Ее острые, насмешливые комментарии стали афоризмами.

Биография и фото

Отец артистки Гирш Фельдман — еврей по национальности, уроженец Минской губернии. Он руководил фабрикой красочной продукции, а также имел в собственности мельницу и корабль. Семья жила в Таганроге до революции. Гирш занимался благотворительностью и управлял синагогой. Доходы от всех предприятий позволяли семье — супруге Милке, самому Гиршу и их пятерым детям Фаине, Якову, Изабелле, Лазарю и Рудольфу — жить безбедно. Они могли позволить себе раз в год путешествовать за рубеж или на крымское побережье.

Отец был строг, редко проявлял чувства к жене и детям. Его изображение отпечаталось в памяти ребенка в виде холодного, чужого мужчины. Зато она всем сердцем прикипела к матери, которая была противоположностью супруга — нежной, легко ранимой женщиной, чуткой к музыке и литературе. Мать передала своей дочери трогательное отношение к искусству. В нем маленькая Фая нашла выход детским эмоциям, и уже в четыре года пародировала знакомых в импровизированном театре. Чуть позже она начала декламировать стихи, устраивала кукольные представления.

Побег из дома

Фаина получила домашнее образование, как и многие девочки в дореволюционной России. Она выучилась французскому языку, музыке, но к точным наукам оказалась не способна. Её часто наказывали за плохую дисциплину. Подростком начала ходить в Таганрогский театр на все спектакли. Больше всего любила Павлу Вульф, которая прославилась на всю Российскую империю ролями Лизы в «Дворянском гнезде» Тургенева, Нины в «Чайке» и Саши в «Иванове» Чехова. Она стала её преподавателем.

Отец не одобрил увлечение дочери. В конце 1915 года она решила сбежать из дома и поступить в актерское училище. Это повлекло за собой полный разрыв с родственниками и одиночество. В столице она сняла комнату недалеко от Кудринской площади. Ей пришлось взять псевдоним — с еврейскими корнями в то время пробиться в свет было очень тяжело. Так Фаина Фельдман превратилась в Фаину Раневскую.

Она не могла похвастаться своей эффектной внешностью, заикалась и вела себя перед зрителями очень скованно. На пробах ей прямо заявили, что шансов нет и не стоит морочить людям голову. Но этот приговор не остановил актрису.

После событий 1917 года Фельдманы переехали в Прагу. Оставшаяся одна в Москве, Фаина записалась на курсы актерского мастерства в студию Ягелло. Там ей подсказали, как можно маскировать дефекты речи. Она стала увереннее держаться перед публикой.

Путешествовала по стране, играя в массовке. Наконец в 1930-х ей удалось пробиться на московские подмостки. Она сменила несколько небольших подмостков, и наконец ее взяли в театр Моссовета — один из лучших в городе. Там она блистала целых 24 года и была одной из прим наравне с Орловой и Марецкой. За ней закрепился негласный авторитет, ей давали определенную свободу и старались не попасть на острый, безжалостный к глупости язык.

Начало карьеры в кино

Когда актрисе было 38 лет, ей поступило предложение от начинающего кинорежиссера Михаила Ромма. Он искал подходящие типажи для дебютной работы «Пышка». Раневская сыграла небольшую комедийную роль госпожи Луазо, жены виноторговца.

Съемки проходили ночью, так как все артисты днем были заняты в театре. Сырое помещение не отапливалось. Фаина даже хотела все бросить и уйти — работать в таких условиях не оставалось сил. Михаил Ильич Ромм убедил остаться — это изменило её дальнейшую жизнь.

Сразу после выхода на экран «Пышки» актрисе позвонил Игорь Савченко, автор «Дума про казака Голоту». На вопрос Раневской о роли режиссер ответил, что персонажа для нее нет, но если она согласится участвовать в картине, он внесет поправки в сценарий. Так появилась героиня попадьи. Текст для нее придумать не успели — пришлось импровизировать. В кадре она была 40 секунд, но её образ стал чуть ли не самым ярким среди ролей второго плана.

Работать с ней было сложно. Это была добрая, широкой души женщина, но очень острая на язык. Её побаивались и старались не вступать в перепалки. Алексей Николаевич Толстой называл её характер терпким, потому что «он впивается, как запах скипидара».

Комедия «Подкидыш» принесла Фаине Раневской славу — благодаря случайно брошенной фразе. Она играла Лялю — властную женщину, которая не дает и шагу ступить супругу-подкаблучнику по прозвищу Муля. Однажды на съемочной площадке, рассердившись на коллегу, она воскликнула: «Муля, не нервируй меня!». Высказывание закрепилось за ней, как прозвище.

Лучшие фильмы с участием Фаины Раневской

Мечта

С Михаилом Роммом актриса сотрудничала неоднократно. Судьба свела их вновь в 1941 — режиссер пригласил ее на роль Розы Скороход в свой новый проект. Сюжет развивается в небольшом городке в 30-х годах, незадолго до присоединения Западной Украины к России. Небогатая деревенская девушка Галка хочет накопить денег на корову и приданое. Она устраивается на работу в санаторий «Мечта» к хозяйке пани Розе.

Эта роль принесла Фаине мировую славу. Президент США Ф.Рузвельт назвал картину самым великим фильмом на планете, а Раневскую — лучшей трагической актрисой в истории кино. Восхищался ею и Чарли Чаплин.

С одной стороны, Скороход — циничная и жадная еврейская мещанка, с другой — несчастная женщина, которую мучает одиночество. Дети ее бросили, но она простила и продолжает любить. Картина вышла в разгар Второй Мировой войны, в 1943 году, а съемки закончились за три часа до объявления нападения Германии.

Весна

В мюзикле Г. Александрова Раневская играла экономку Маргариту. Её фраза «Красота — это страшная сила!» стала крылатой. Любопытно, что персонажа для себя Фаина Георгиевна придумала сама — его не было в первоначальном сценарии. Съемки проходили в Чехии, куда после революции эмигрировали родители Раневской. Так спустя тридцать лет она, хоть и ненадолго, воссоединилась со своей семьей. Не было только отца — он уже скончался. Во время работы над фильмом она сблизилась с Любовью Орловой, исполнительницей главной роли.

Осторожно, бабушка!

Одна из немногих центральных ролей актрисы. Она играла Елену Тимофеевну, которая помогает внучке, руководителю строительной компании, в ведении дел. Она вдохновляет своей энергией и энтузиазмом. Эта работа, как и предыдущие, подарила миру очередную цитату Фаины Георгиевны: «Сентиментальность — признак склероза». Картина вошла в топ рейтингов советских фильмов, а Раневская получила титул народной артистки.

Золушка

В фильме сказке Евгения Шварца «Золушка» актрисе достался образ Мачехи. Режиссер разрешил менять текст, добавлять что-то от себя — ее поправки всегда приходились к месту. Она умела вытянуть даже самый слабый сценарий. Фаина предъявляла к себе высокие требования, старалась сыграть свой эпизод идеально. За съемки ей заплатили большую сумму, но она почти все деньги раздала коллегам.

Легкая жизнь

В сатирической комедии Вениамина Дормана Раневская сыграла спекулянтку Марго, которая зарабатывает на заказах для нелегальной домашней химчистки. Фраза «Здравствуйте! Я ваша тетя. Я буду у вас жить» разлетелась по стране. Это была одна из любимых ролей актрисы — ей нравилось играть преступниц. Ей выделили немного экранного времени, но образ, как всегда, получился харизматичным и колоритным. Она любую эпизодическую роль могла превратить в главную.

Семья, муж и дети Фаины Раневской

Харизматичная актриса, безусловно, привлекала внимание многих мужчин. Но до романа дело не доходило. В дневниках, которые были опубликованы после смерти, женщина говорила про одиночество. Женщина до конца своих дней не смогла найти родственную душу.

Первой любовью девушки стал знаменитый актер Владимир Качалов. Она писала ему открытки с признаниями в чувствах, но никогда не отправляла их. Собирала газетные вырезки, фотографии, не пропускала ни одного выступления в театре. Но великий мастер не ответил наивной и восторженной привязанности поклонницы.

«Уже все ушли, а я все еще живу» — жаловалась Фаина Фельдман. Эта женщина до конца жизни относилась к себе с самоиронией. Жизнь она считала глупой — в ней присутствовали только театр, кино, сигареты и отвращение ко всему, что её окружало. Единственной любовью этой печальной женщины была подобранный дворовый пес, которому она дала кров и свое чуткое доброе сердце. Она назвала его Мальчик. Она умерла от воспаления легких и ишемической болезни сердца в Московской городской клинической больнице №71, за месяц до 88-го дня рождения.

В память об этой многогранной, несомненно талантливой артистке в 1984 — спустя несколько месяцев после ее кончины — появились мемориальные доски. Их установили на стенах театров, где ей довелось играть: театре Моссовета, в Симферополе и Тюмени, Крымском театре. А летом 2019-го в одном из петербургских парков появилась скульптура Ляли — одного из самых известных персонажей актрисы. На ней увековечена знаменитая цитата “Муля, не нервируй меня!”.

Ссылка на основную публикацию