Елена Образцова в молодости

Елена Образцова, биография, новости, фото

Имя: Елена Образцова (Elena Obrazcova)

Отчество: Васильевна

День рождения: 7 июля 1939

Место рождения: г. Ленинград

Дата смерти: 12 января 2015 (75 лет)

Причина смерти: узнать сердечная недостаточность

Место погребения: узнать Москва, Новодевичье кладбище

Рост: 168 см

Восточный гороскоп: Кролик

Карьера: Деятели искусства 18 место

Фото: Елена Образцова

Биография Елены Образцовой

Елена Образцова – выдающаяся советская и российская певица, оперный режиссер, артистка и педагог. Вокальное искусство и удивительная красота звучания ее голоса приводили в восторг и завораживали публику. Она умела по-новому интерпретировать страницы многих известных оперных партитур, открывать в них неизведанные глубины и озарять необыкновенным светом.

Ее исполнение Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе во всем мире признано непревзойденным и эталонным. Испанская певица Монсеррат Кабалье была настолько потрясена воплощением этого образа Еленой Васильевной, что опустилась однажды перед ней на колени.

Суперзвезда и при этом земная женщина, которая умела несмотря ни на что радоваться каждому прожитому дню, была фаталисткой – верила в предопределенность свыше и неотвратимость судьбы.

Детство и семья Образцовой

Певческий талант Елены Васильевны проявился в раннем детстве. С 9 лет она пела в хоре Дворца пионеров в родном городе, два года обучалась вокалу в музыкальной школе Таганрога, куда они переехали из-за перевода отца. Ее выступление услышали специалисты музыкального училища Ростова-на-Дону. В результате, 1957 году она была принята на 2 курс этого учебного заведения.

Отец хотел, чтобы Елена поступила в радиотехнический институт. Но она, к счастью, не сдала вступительные экзамены. Потом, по настоянию родителей, год посещала подготовительные курсы этого ВУЗа. Но тяга к музыке победила. В 1958 году ее приняли в Ленинградскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова, которую она успешно окончила в 1964 году.

Восхождение Образцовой к вершинам музыкального Олимпа

В 1962 году Елена с блеском выступила на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки, стала победителем на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М.И. Глинки в Москве. После этого ее пригласили в Большой театр. 17 декабря 1963 года состоялось дебютное выступление Образцовой на прославленной сцене в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов».

В этом же году она гастролировала в составе труппы Большого театра. Пела в Японии и Италии – в самом знаменитом театре мира, миланском «Ла Скала», и стала подлинным открытием. О молодой вокалистке заговорили и отметили в прессе.

Работая в Большом, Елена легко справлялась со всеми вокальными партиями, была занята в «Аиде», «Пиковой даме», «Царской невесте», «Войне и мире», «Хованщине», «Князе Игоре», «Семене Котко», «Садко».

Преподавательская и актерская деятельность Образцовой

Дарование Елены Васильевны было многогранным – она одинаково гениально владела необычайным певческим искусством, сценической изобретательностью, уникальными актерскими способностями, талантом преподавателя и режиссера.

С 1973 года более 25 лет она преподавала в Консерватории имени П.И. Чайковского столицы. В 1984 году за высокий уровень компетентности была удостоена профессорской должности. В 1986 году работала в качестве режиссера-постановщика оперы Жюля Массне «Вертер».

В 1996 году в С-Петербурге основала культурный центр своего имени, где делилась секретами мастерства с молодыми певцами. Преподавала на японском языке в музыкальной академии «Мусашино» Токио, давала уроки в Европе, владея французским и итальянским языками.

В 1999 году прошло дебютное выступление певицы на драматической сцене в постановке Романа Виктюка «Антонио фон Эльба», ради которой Образцова похудела на 28 килограммов, а в 2012 году – в его «Реквиеме по Радамесу». В 2007-2008 годах руководила оперной труппой С-Петербургского Михайловского театра.

Основные достижения Елены Образцовой: лучшие оперные партии и песни

Она выступала в лучших театрах планеты с самыми выдающимися певцами и гениальными дирижерами. В частности, «Гранд Опера», «Опера де Пари», «Ковент-Гарден», работая с Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Монсеррат Кабалье, Хосе Каррерасом, дирижерами Темиркановым, Спиваковым. Благодаря этому, считала Образцова, она поднималась на все более высокий уровень исполнения.

Певица записала порядка 60 дисков, выступала с коллективом Игоря Бутмана и «Султаны Свинга». Снялась в ряде картин – «Моя Кармен», «Веселая вдова», «Сельская честь».

В 2011 году Образцовой был учрежден Благотворительный фонд ее имени для содействия музыкальному творчеству.

Именем Елены названа открытая в 1981 году планета номер 4623, выпущена в 2003 году почтовая марка с ее портретом.

Просветительская и творческая деятельность певицы были отмечены многими наградами и премиями. В их числе – орден Святого Николая Чудотворца Украины, медаль испанского музыкального деятеля Энрике Гранадоса, медаль «Бела Барток» Венгрии.

Личная жизнь Елены Образцовой

Была дважды замужем. Первый раз в 26 лет она вышла за Вячеслава Макарова, физика по профессии. У них родилась дочь, тоже Елена. После развода, по словам Елены Васильевны, из-за ее постоянных гастролей дочь осталась жить с отцом. Поэтому она была долго обижена на мать, называла ее исключительно по имени-отчеству. Повзрослев, дочь поняла мать и простила. После школы она училась на факультете журналистики, потом решила стать медиком, но, в конце концов, пошла по стопам матери и закончила консерваторию. Училась вокалу у Монсеррат Кабалье.

Вторым мужем Образцовой был Альгис Жюрайтис, дирижер Большого театра. Его смерть стала тяжелым ударом для Елены Васильевны. Но жизнь не один раз посылала ей испытания, например, временную потерю зрения из-за падения с велосипеда. Но артистка никогда не роптала на судьбу, считала любое наказание заслуженным. По ее мнению, горе приносит человеку мудрость.

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис: 17 лет жертвенной любви и страсти лучшей Кармен ХХ века

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Электрический разряд

У Елены Образцовой была хорошая семья. Муж, Вячеслав Макаров, был ученым, физиком-теоретиком. В то время, когда Елена Васильевна гастролировала по всему миру, он воспитывал дочь и занимался хозяйством. Альгис Жюрайтис часто бывал в их доме. Супруги старались поддержать его после развода, готовили для него специальные вегетарианские блюда, потому что мясо он не ел, слыл аскетом и увлекался йогой.

Ни Елена Васильевна, ни Альгис Марцелович не проявляли друг к другу никаких чувств, кроме дружеских. И даже представить себе не могли, что когда-нибудь станут мужем и женой.

Все случилось в один миг. Мужа Елены Васильевны отправили на картошку, и он попросил Альгиса встретить супругу с гастролей. Он вошел в купе с огромным букетом, дежурно поцеловал ее. И обоих поразило, будто электрическим разрядом. С этого момента вся их жизнь резко переменилась. Дальнейшее существование друг без друга казалось просто немыслимым.

Это было больно. Елена Васильевна разрывалась между двумя чувствами: любовью к своей семье, которую ей предстояло разрушить и любовью к Альгису. Когда она попросила мужа сделать что-нибудь, помочь ей справиться, он лишь развел руками. Разве можно противостоять любви?

Когда она в очередной раз вернулась с гастролей, мужа с дочерью в квартире уже не было, они переехали на дачу. Переживали все. Дочь, переживавшая возраст, в котором мир бывает только черным или белым, без полутонов, долгое время не могла простить мать. Она отказывалась общаться с ней, а по телефону обращалась исключительно по имени отчеству.

Но Елена Васильевна не могла себе позволить потерять единственного ребенка. Она постоянно звонила, передавала подарки, помогала материально. Но Лена-маленькая смогла понять маму, лишь сама пережив несколько разводов. Они все же стали подругами, Елена Образцова и ее дочь, тоже избравшая для себя профессию оперной певицы.

Любовь сквозь музыку и музыка сквозь призму любви

Ее называли Еленой Прекрасной и лучшей Кармен ХХ века, а она больше всего любила в русском репертуаре роль Марфы из оперы Мусоргского «Хованщина», а в зарубежном – Сантуццу из “Сельской чести”. Обе партии отражали внутренний мир самой актрисы, цельность, силу и глубину ее натуры, способность большой любви и страсти.

Альгис Марцелович мог бы затеряться в лучах ее славы, если бы сам не был сполна наделен талантом. Он дирижировал ярко и самозабвенно, одними пальцами. Она стояла на сцене в лучах софитов, а он вел ее сквозь музыку.

Им было интересно вместе, потому что жили они, как одно целое. При этом они были настолько разными, что постороннему человеку было непонятным, как они живут вместе. Елена Васильевна была открытой, общительной, коммуникабельной. Она любила хорошие шутки и долгие уютные разговоры вдвоем.

Альгис Марцелович был очень закрытым и молчаливым. Иногда казалось, что он живет с какой-то неизбывной раной на сердце. Иногда ей удавалось разговорить мужа, тогда открывался ей его внутренний мир. Он мало говорил ей о любви, но купил кабриолет, чтобы катать ее по окрестным лугам: она очень любила аромат полевых цветов.

Они проживали свою любовь, наслаждаясь каждым мгновением. Их чувства находили свое выражение в потрясающей музыке. И жизнь, и счастье казались вечными.

Альгис Марцелович, всю жизнь симпатизировавший буддисткой идеологии, на склоне лет вдруг принял христианство и был крещен в православии, получив имя Александр.

«Ибо крепка, как смерть, любовь…»

В 1997 году у него диагностировали онкологию, а через год, 25 октября 1998 его не стало. Елена Васильевна скорбела два года. Помогла пережить ей утрату музыка. Музыка, так ярко отражавшая ее чувства.

Она продолжала любить его и после его ухода. Когда ей поставили страшный диагноз, Елена Васильевна не сдавалась. Она выходила на сцену пока были силы. А потом ушла в иной мир с надеждой, что там ей Бог даст еще попеть.

В память об этой паре остались записи с потрясающей музыкой, оттененной великолепным голосом Елены Прекрасной.

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис в момент первой встречи не могли предположить, что будут когда-нибудь вместе. История взаимоотношений Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской служит доказательством существования любви с первого взгляда.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Елена Образцова

Биография

Елена Образцова (1939-2015) – знаменитая оперная певица, выступавшая как на советской, а позже и российской театральной сцене, так и за границей. Вокальный диапазон голоса характеризуют термином “меццо-сопрано”. Также творила в роли режиссера-постановщика и актрисы как оперной, так и драматической направленности, запомнилась как преподавательница и профессор, работающая в Московской консерватории.

Певица Елена Образцова

Творческая женщина преподавала музыку в Мусасино, в Токийской музыкальной академии. Елена Образцова внесла лепту в дело музыкальной благотворительности, по собственной инициативе основала именной фонд, который и сегодня продолжает занимается развитием образования музыкантов и стимулированием русского искусства.

Елена Образцова в 2014 году

Оперная жизнь музыкантки не осталась незамеченной официалами и принесла значимые титулы. Образцова заслужила титул Народной артистки СССР, женщину отметили званием Героя Социалистического труда с прилагающимися орденом и грамотой. Помимо этих титулов вокалистка получила Ленинскую премию и Государственную премию РСФСР имени Глинки.

Детство и юность

Елена Образцова родилась в Северной столице. День рождения девочки выпал на 7 июля 1939 года. Девочка попала под военную блокаду Ленинграда. В 1943 году Елена с родителями переехала во время эвакуации в Волгоградскую область, в город Устюжна. По окончанию войны семейство возвращается в родной город. С 1948 по 1954 годы юная Лена развивала талант в детском хоре, организованном на базе Ленинградского Дворца пионеров имени Жданова. Обучалась девочка под руководством преподавателя Заринской.

Елена Образцова в детстве и юности

В 1954 году семейство снова переехало. Папа будущей артистки, Образцов Василий Алексеевич, получил работу в должности главного конструктора. Эту работу мужчине предлагал «Красный котельщик», завод, расположенный в Таганроге. Администрация также выделила родне нового главного конструктора жилплощадь в пределах города. Девочку определили в ближайшую к новому дому школу СОШ №10. Отучившись в двух классах, девочка завершила учебу в общеобразовательном заведении, пошла в Музыкальную школу имени Чайковского. Девушка обучалась на курсе, набранном Куликовой Анной Тимофеевной.

Читайте также:  Алла Пугачева в молодости, в детстве и сейчас - фото, фигура

Елена Образцова в молодости

Отчетное выступление девушки, данное по окончанию учебы, понравилось Маньковской, работавшей в дирекции Ростовского музыкального училища. Женщина дала вокалистке необходимый отзыв для поступления в Ленинградскую Государственную консерваторию имени Римского-Корсакова. Елену взяли на второй курс, позволив перепрыгнуть предыдущий. Вокалистка попала в группу Григорьевой, также девушка занималась вокалом оперного направления у преподавателя Киреева.

Музыка и театр

Сценическая биография Елены стартовала с громких побед. В 1962 девушка получила признание на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Глинки, стала звездой Всемирного фестивале молодежи и студентов в Хельсинки.

Елена Образцова за фортепиано

В 1963 вокалистка впервые спела на сцене в Большом театре. Таким образом прошел оперный дебют. Девушка выступила в опере авторства Мусоргского «Борис Годунов». Елена спела в роли жены Лжедмитрия, “русской царицы” Марины Мнишек.

В 1964 году Елена закончила учебу. Певица начала выступать в роли солирующей дивы Большого театра. Также в 1964 девушка поехала в рядах труппы Большого театра, чтобы дать оперные выступления в Европе, где завоевала признание ценителей, выйдя на сцену знаменитого “Ла Скала” в Милане.

Елена Образцова в театре

Артистка вышла с второстепенной ролью Гувернантки, сыграв в опере «Пиковая дама» авторства Чайковского. Но девушка смогла привлечь внимание и одобрение итальянских зрителей и стать объектом интереса местных газет. Впоследствии Образцова еще одаряла присутствием “Ла Скала”, но пела арии ключевых протагонисток и антагонисток опер.

В 1970 девушка одержала победу в двух вокальных соревнованиях, конкурсе, организованном в честь Чайковского в Москве, и в конкурсе имени Виньяса, прошедшем в Барселоне.

В 1975 Большой театр с солирующей Образцовой провел концерты в городах Америки, где та подтвердила титул звезды мирового масштаба. После арии вокалистки в «Борисе Годунове» публика вызывала Елену на бис подряд пять раз, из-за чего прервался спектакль. Елена приехала и в Сан-Франциско, где выступила с Лучано Паваротти и Джоан Сазерленд.

С 1976 начались постановки в «Метрополитене», где певица появлялась как приглашенная звезда в главных ролях. В 1978 женщину пригласили спеть на фестивале, прошедшем в Зальцбурге, в 1979 – на Международном фестивале в Оранже.

Елена Образцова

Через год Елена презентовала исполнение «Десяти песен на стихи Александра Блока». Музыку написал композитор Георгий Свиридов специально для голоса Образцовой. Еще через два года певица сыграла Сантуцци в кинокартине «Сельская честь» авторства Дзеффирелли.

В 1983 снова исполнила песни с музыкой Свиридова. Елена презентовала композицию на стихотворение «Отчалившая Русь», написанное Есениным, в переложении, подходящем для меццо-сопрано.

В 1986 Елена Васильевна Образцова успешно дебютировала в роли театрального режиссера. Певица руководила постановкой оперы Массне под названием «Вертер» в родном Большом театре, также взяла в спектакле главную партию.

Певица оказалась востребована как киноактриса. Елена Образцова сыграла в картинах «Моя Кармен», «Веселая вдова», «Тоска». Елена Образцова продолжила исполнять арии главных персонажей в классическом русском и зарубежном репертуаре, особенно в операх композиторов XX века.

Елена Образцова в образе Кармен

Репертуар артистки насчитывал сотню композиторов, писавших на протяжении 18-го, 19-го и 20-го веков. Оперы, в которых играла Елена, и песни, исполненные музыканткой, отличались стилями и жанрами: среди композиций встречалась оперная и камерная музыка, духовные творения и кантатно-ораториальные композиции, фольклорные напевы и песни, партии оперетт, классические и современные исполнительнице романсы, зонги, эстрадные песни, джазовые композиции.

В новом тысячелетии Елена Образцова предстала перед зрителями как актриса драматического жанра. Елена вышла к зрителям как главная героиня в постановке «Антонио фон Эльба» сценической адаптации пьесы Мейнарда. Дебют прошел в театре Виктюка.

Елена Образцова на сцене

В 2003 начался цикл концертов певицы с джазовыми композициями. Елена Васильевна выступала вместе с оркестром, которым руководил Бергер, и с квартетом Бутмана.

В 2007 певица выступила в роли руководителя коллектива. Музыкантка возглавила оперный коллектив, выступающий в Михайловском театре.

Преподавание

1973 год стал началом педагогической карьеры Елена Образцовой. Певица начала обучать студентов Московской государственной консерватории имени Чайковского. В 1984 году артистка была удостоена звания профессора.

Одно время Елена Васильевна учила музыке за границей, в Токийской музыкальной академии, расположенной в Мусасино.

Преподаватель Елена Образцова

В мае 2006 Образцова занялась благотворительностью и организовала Культурный центр, получивший название в честь создательницы.

В декабре 2011 Елена Образцова продолжила эти начинания и создала Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства, который также стал именным и получил известность под названием «Фонд Елены Образцовой».

Как утверждает официальный сайт организации, главные цели фондовой благотворительности – образовательные и культурные проекты, которые станут способствовать сохранению традиций параллельно с поиском новых подходов в русском музыкальном образовании и культуре и сохранности музыкального культурного наследия страны. Кроме того, Фонд организовывает международные проекты, встречи и сотрудничество: творческое, образовательное и гуманитарное.

Елена Образцова

Фонд выдвинул идею и воплотил проект открытия Международной академии музыки, также курировал программу «Сто музыкальных школ России». Программа проводит строительство музыкальных школ и патронирует уже имеющиеся. В список интересов Фонда входит как поиск, обучение, продвижение способной молодежи, так и организованная помощь пенсионерам-ветеранам театральной работы и оперной сцены

Сегодня и культурный центр, и фонд продолжают функционировать. На базе организаций устраиваются выступления, ставятся спектакли и проходят концерты, семинары, творческие школы, ежегодно проводятся международные музыкальные, вокальные и педагогические конкурсы, для юных талантов организованы прослушивания в детские театры и юношеские вокальные курсы.

Личная жизнь

Мужем певицы стал Вячеслав Петрович Макаров, по образованию физик-теоретик. Макаров занимал должность доцента в МГТУ имени Баумана. Научная карьера не помешала мужчине вести хозяйство. В браке родилась дочь Анна. С девочкой занимался муж. Мужчина следил за домом и ждал творческую жену с гастролей. Брак музыкантки и физика продлился 17 лет и закончился разводом.

Елена Образцова с дочерью

В 1988 году у Анны родился сын Александр, и Елена Образцова стала бабушкой. Затем у певицы появилась и внучка Элия.

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис

Со вторым мужем Елена познакомилась на сцене. Супругом артистки стал дирижер Большого театра с литовскими корнями Альгис Марцелович Жюрайтис. Но в 1998 году Альгис скончался от смертельной болезни. Артистка впала в депрессию, располнела, приостановила карьеру. К нормальной жизни Образцову вернули дочь, друзья, коллеги.

Смерть

2014 год принес трагедию, заболела сама артистка. Елене Образцовой поставили диагноз лейкемия. Болезнь же через пару месяцев стала причиной смерти музыкантки. В ноябре Образцова уехала в Европу и лечилась в клинике Лейпцига. Женщине нашли донора, пересадили костный мозг. Операция, тем не менее, не помогла певице, ослабленное тело уже 75-летней женщины отказалось бороться с болезнью, даже с помощью донорского костного мозга.

Похороны Елены Образцовой

Из-за болезни Елена отменила долгожданный декабрьский концерт, который должен был пройти в Государственном Кремлевском дворце. Образцова уже не вернулась в Россию. Болезнь усиливалась, в конце декабря к певице приехали верные друзья Валентина Терешкова и Иосиф Кобзон, а 12 января 2015 года она скончалась в Лейпциге.

Через два дня в Большом театре прошло массовое прощание, а 15 января – отпевание в Храме Христа Спасителя. Эта же дата стала днем, когда артистку похоронили. Могила Елены Образцовой расположена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Могила Елены Образцовой

Судьба талантливой женщины получила отражение в литературе. О творчестве, жизни и памяти артистки написано в биографических книгах «Елена Образцова. Записки в пути» авторства Рены Шейко и «Елена Образцова: Голос и судьба» авторства Алексея Парины.

Елена Образцова: муж и дети. Личная жизнь

Полное имя: Елена Васильевна Образцова
Дата рождения: 07 июля 1939 г.
Дата смерти: 12 января 2015 г.
Количество браков: 2
Семейное положение сейчас: замужем
Бывшие жены/мужья: Вячеслав Макаров
Дети: дочь Елена Макарова
Страница на Wikipedia: перейти

Только авторизированные пользователи могут добавлять фотографии.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд

Блистательная в роли Кармен на оперной сцене, очаровательная женщина вне сцены Елена Образцова прожила полную насыщенную событиями жизнь.

Её дар сценической артистки, певицы, режиссёра и педагога оценены современниками на высшем уровне. Сильная женщина была хозяйкой своей судьбы.

Личная жизнь

Знаменитая оперная певица родилась в Ленинграде в 1939 г. Личная жизнь Елены Образцовой отступает от общих признанных правил этики и морали гражданина Советского Союза. Артистка два раза выходила замуж. Елена Образцова в первый раз вышла замуж в 26 лет. От этого брака в 1966 г. родилась дочь, которую назвали, как и знаменитость, Еленой.

На фото: Елена Образцова

Однако творческая деятельность в театре, гастроли, репетиции закружили в водовороте забот талантливую певицу. Для мужа и дочери не хватало времени. Вячеслав Петрович Макаров практически самостоятельно справлялся с воспитанием дочери Лены.

Елена Образцова в молодости

Через 17 лет в личной жизни Елены Образцовой появился другой мужчина – Альгис Жюрайтис. Дирижёр Большого театра был другом семьи. Однажды Вячеслав Петрович доверил ему встретить из очередных гастролей супругу. На вокзале Альгис встретил Образцову с большим букетом цветов. С этого момента личная жизнь Елены Образцовой потекла по другому руслу.

В 1983 году Альгис Жюрайтис и артистка официально оформили свои отношения. Однако этот факт развил конфликт с дочерью, которая восприняла действие матери, как предательство по отношению к отцу и к ней. 17-летняя Лена осталась с отцом.

Альгис Жюрайтис умер в 1998 году. Елена Образцова очень переживала по поводу кончины второго мужа.

Первый муж Елены Образцовой

Вячеслав Петрович Макаров – студент физфака Ленинградского университета встретила Елену, которая училась на третьем курсе консерватории. Романтические отношения продолжались, когда Макаров преподавал физику в Монголии. Писали красивые письма.

Свадебное фото Елены Образцовой. Источник: 7дней.ру

В 1964 году они поженились. Вячеслав Петрович вынужден переехать жить в Москву, так как Елена Образцова приглашена на работу в Большой театр. Вячеслав Петрович любил свою жену, справлялся со всеми трудностями и обеспечивал надёжный тыл для творчества и развития жены. После рождения дочери все заботы взял на себя, при этом писал диссертацию. Вячеслав Макаров работал упорно и много: преподавал в «Бауманке», кандидат наук.

В узких кругах известный учёный-физик долго жил один после развода. Елена Образцова, после разрыва с Вячеславом Петровичем, от переживаний потеряла голос. Муж Елены Образцовой второй раз женился, в новой семье имеет сына.

Второй муж – Альгис Жюрайтис

Второй муж Елены Образцовой – известный российский и литовский дирижёр. Альгис Жюрайтис родился в 1928 году. До яркой любви с примой Большого театра был трижды женат. У него росли сын и дочь. Совместных детей с Образцовой нет. Человек искусства был аскетом, вегетарианцем, занимался йогой, увлекался буддизмом. В нём сочетались литовское хладнокровие и итальянский темперамент.

Елена Образцова и ее муж Альгис Жюрайтис

Елена в 43 года вышла замуж за 54-летнего Альгиса. К этому времени оба имели большой успех на поприще искусства. Их объединяла не только внутреннее влечение, но и тяга к творчеству, музыке.

Читайте также:  Мелания Трамп в молодости

Альгис Жюрайтис дирижировал оркестром без палочек, руками. Его эмоциональность и замкнутость, романтический настрой и интеллект выделяли на фоне других поклонников Елены Образцовой. Совместно в любви и согласии чета прожила 17 лет.

Дочь Елены Образцовой

Елена Вячеславовна – единственная дочь Елены Образцовой выросла в благополучной семье. После ухода матери к другому мужчине долго не могла простить ей этот поступок. Свою самостоятельную биографию дочь Елена начала с факультета журналистики МГУ. Не закончила. Рано вышла замуж, в 19 лет родила сына Сашу. Семейная жизнь не заладилась, осталась матерью – одиночкой.

Елена Образцова с дочерью Еленой Макаровой

Елена Вячеславовна поняла, что её призвание – петь, поэтому поступила в консерваторию на вокальное отделение. Вскоре её заметила испанская оперная певица Монтсеррат Кабалье, которая стала её преподавателем по вокалу.

В Испании дочь Елены Образцовой второй раз вышла замуж за каталонца Джорди. Дочь и дети Елены Образцовой Александр и Элиа стали семьёй для оперной дивы в последние годы жизни.

Биография

Талантливая певица с изумительным голосом родилась до Второй Мировой войны. В её биографии отражается сложная послевоенная жизнь.

Народная артистка СССР процветала как в Советском Союзе, так и в России в новом формате. Её талант не имеет границ: прима приглашалась во многие знаменитые оперные театры планеты.

Создала Культурный центр в Санкт-Петербурге, учредила Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства.

В 2014 году в Лейпциге умерла гордость страны в 75 лет от онкологического заболевания. Елена Васильевна Образцова до последних дней давала концерты и жила полноценной жизнью.

Елена Образцова – биография, информация, личная жизнь

Елена Образцова

Елена Васильевна Образцова. Родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) – умерла 12 января 2015 года в Лейпциге (Германия). Советская и российская оперная певица (меццо-сопрано), актриса, оперный режиссер, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1970). Народная артистка РСФСР (1973). Народная артистка СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1990). Народная артистка Республики Северная Осетия-Алания (1999).

Елена Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Отец – Василий Алексеевич Образцов (1905-1989), инженер.

Мать – Наталья Ивановна Образцова (1913-1994).

Елене было всего два года, когда началась война, далее последовала Блокада Ленинграда. Несмотря на столь ранний возраст, она на всю жизнь запомнила, как они с мамой и бабушкой голодали, но при этом спасли и даже прокормили свою любимую кошку. В 1943 году семью эвакуировали по Дороге жизни под немецкими бомбами. На глазах маленькой Елены бомба попала в соседнюю машину с людьми – смерть прошла в нескольких метрах от нее самой. В эвакуации находились в Устюжне Вологодской области.

После войны семья вернулась в Ленинград, где она с ранних лет занималась музыкой и вокалом. В 1948-1954 годах пела в детском хоре Ленинградского Дворца пионеров имени А.А. Жданова, руководителем хора была известный педагог М.Ф. Заринская.

Летом 1954 года отец был назначен главным конструктором на таганрогский завод «Красный котельщик». Вместе с ним в Таганрог перебралась и вся семья. Они жили в центре города, на улице Фрунзе. Там Елена поступила в школу № 10, которую и окончила в 1956 году.

Далее поступила в Музыкальную школу им. П. И. Чайковского, к педагогу А. Т. Куликовой. На отчётном концерте Елену услышала директор Ростовского музыкального училища М. А. Маньковская, и по её рекомендации в 1957 году та была принята в училище сразу на 2-й курс.

В августе 1958 года, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

Елена Образцова в молодости

В 1962 году завоевала первую премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки. В 1963 году, будучи студенткой консерватории, дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов».

В 1964 году окончила Ленинградскую консерваторию по классу А. А. Григорьевой, оперный класс А. Н. Киреева.

С 1964 года – солистка Большого театра. В том же году во время первых гастролей Большого театра на сцене Миланского театра «Ла Скала» выступила в роли Гувернантки в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама». Несмотря на скромность этой партии, обратила на себя внимание итальянской публики и прессы. В дальнейшем выступила на сцене «Ла Скала» в главных партиях.

В 1975 году вместе с Большим театром отправилась на гастроли в США. В ходе спектакля «Борис Годунов» певицу, исполнявшую роль Марины Мнишек, пять раз вызвали на сцену восторженные зрители: спектакль пришлось остановить. Триумф в США окончательно утвердил её в статусе звезды мировой оперы. Через несколько месяцев выступила в «Трубадуре» – спектакле, открывавшем сезон Оперы Сан-Франциско: её партнерами выступили Л. Паваротти и Дж. Сазерленд.

В 1976 году – в статусе приглашенной солистки «Метрополитен-опера» – вызвала сенсацию своим исполнением роли Амнерис в «Аиде» Дж. Верди. В 1977 году выступила в этом же театре в роли Далилы в опере «Самсон и Далила» К. Сен-Санса.

В русской опере главные партии исполнила в «Хованщине» М. Мусоргского (Марфа), «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова (Любаша), «Пиковой даме» П. Чайковского (Графиня), партию которой исполняла с 1965 года почти 40 лет!

Оперные партии Елены Образцовой:

  • Марфа – «Хованщина» М. П. Мусоргского;
  • Любаша – «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова;
  • Амнерис – «Аида» Дж. Верди;
  • Азучена – «Трубадур» Дж. Верди;
  • Кармен – «Кармен» Ж. Бизе;
  • Далила – «Самсон и Далила» К. Сен-Санса;
  • Шарлотта – «Вертер» Массне;
  • Элен Безухова, Княжна Марья, Ахросимова – «Война и мир» С .С. Прокофьева;
  • Фроська – «Семен Котко» С. С. Прокофьева;
  • Марина Мнишек – «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, в редакции Н. А. Римского-Корсакова;
  • Графиня, Гувернантка, Полина, Миловзор – «Пиковая дама» П. И. Чайковского;
  • Женька Комелькова – «А зори здесь тихие» К. В. Молчанова;
  • Кончаковна – «Князь Игорь» А. П. Бородина;
  • Любава – «Садко» Н. А. Римского-Корсакова;
  • Эболи – «Дон Карлос» Дж. Верди;
  • Сантуцца – «Сельская честь» П. Масканьи;
  • Ульрика – «Бал-маскарад» Дж. Верди;
  • Адальджиза – «Норма» В. Беллини;
  • Джейн Сеймур – «Анна Болейн» Г. Доницетти;
  • Орфей – «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка;
  • Нерис – «Медея» Керубини;
  • Феодосия – «Пламя» Респиги;
  • Леонора – «Фаворитка» Г. Доницетти;
  • Иродиада – «Иродиада» Массне;
  • Князь Орловский – «Летучая мышь» И. Штрауса;
  • Герцогиня Беркенфильд – «Дочь полка» Г. Доницетти;
  • Фенена – «Набукко» Джузеппе Верди;
  • Юдит – «Замок герцога Синяя борода» Б. Бартока;
  • Оберон – «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена;
  • Принцесса – «Адриенна Лекуврёр» Ф. Чилеа;
  • Иокаста – «Царь Эдип» И. Ф. Стравинского.

Елена Образцова – Кармен

Певица много и с большим успехом гастролировала за рубежом. Работала на сцене лучших оперных театров мира. Пела на многих музыкальных фестивалях, в том числе на Международном фестивале в Оранже (дебют в 1979 – Далила) и Зальцбургском фестивале (дебют в 1978 – Эболи).

В 1982 году была приглашена Франко Дзеффирелли на роль Сантуцци в фильм «Сельская честь». Позже Дзеффирелли говорил: «В моей жизни были три потрясения: Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая в дни съёмок фильма “Сельская честь” сотворила чудо».

Значимое место в ее творчестве занимала музыка Георгия Свиридова, которую он писал непосредственно для Образцовой: вокальный цикл «Десять песен на стихи Александра Блока» (1980), поэмы на стихи С. Есенина «Отчалившая Русь» (1983) в редакции для меццо-сопрано.

Выступала и в качестве оперного режиссёра: в 1986 году она поставила в Большом театре оперу Ж. Массне «Вертер» (дирижёр-постановщик – А. Жюрайтис), где исполняла главную партию.

Работала в кино. Снялась в главных ролях в телевизионных музыкальных фильмах «Веселая вдова», «Моя Кармен», «Сельская честь» и «Тоска». Имела обширный концертный репертуар – камерно-вокальные произведения П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, Р. Шумана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и др.

Любимейшими и великими партнёрами она называла теноров В. Атлантова и П. Доминго.

Особо выделяла работу с дирижёрами Д. Баренбоймом, Г. фон Караяном, П. Доминго.

В 1999 году дебютировала на драматической сцене, сыграв главную роль в спектакле Театра Романа Виктюка «Антонио фон Эльба» по пьесе Р. Майнарди.

В 2003-2004 годах состоялись её выступления с программой классического джаза (Д. Эллингтон, В. Дюк, Дж. Гершвин) с квартетом И. М. Бутмана и оркестром под управлением Д. Бергера.

В 2007-2008 годах в качестве художественного руководителя возглавляла оперную труппу Михайловского театра (Санкт-Петербург).

Записала более 50 дисков на крупнейших студиях грамзаписи.

В 1973-1994 годах преподавала в Московской консерватории им. П. И. Чайковского, с 1984 – профессор. Давала мастер-классы в Европе, Японии, в Санкт-Петербурге и Москве, была председателем жюри ряда европейских Международных конкурсов вокалистов. В 2011 году возглавила жюри XIV Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Преподавала в Токийской музыкальной академии «Мусашино» (профессор).

С 1996 года в Санкт-Петербурге действует созданный певицей Культурный центр, названным её именем, где она работала с молодыми исполнителями.

С 1999 года в Санкт-Петербурге регулярно проводится Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой.

С 2011 года в Москве функционирует Фонд Елены Образцовой – благотворительный фонд поддержки музыкального искусства.

Член Союза театральных деятелей РФ. Почётный член Пушкинской академии (с 1995), член Международного общества друзей Русского музея (с 1998), академик Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства (с 1999), академик Академии российского искусства (с 1999).

В 2014 году у певицы была обнаружена лейкемия. С середины ноября проходила курс лечения в клинике Лейпцига, где был найден подходящий донор и проведена операция по пересадке костного мозга. Операция не принесла ожидаемого эффекта, поскольку ослабленный организм 75-летней пациентки не отреагировал должным образом.

Елена Образцова скончалась 12 января 2015 года на 76-м году жизни в одной из клиник Лейпцига, где проводила зиму и проходила лечение по настоянию врачей. Церемония прощания проходила 14 января 2015 года в Большом театре, а отпевание – 15 января 2015 года в Храме Христа Спасителя. Похоронена на Новодевичьем кладбище Москвы.

Елена Образцова в программе “Наедине со всеми”

Рост Елены Образцовой: 168 сантиметров.

Личная жизнь Елены Образцовой:

Дважды была замужем.

Первый муж – Вячеслав Петрович Макаров (1938 г.р.), физик-теоретик, доцент МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Дочь – Елена (1966 г.р.), певица (меццо-сопрано), ученица Монтсеррат Кабалье.

Елена Образцова и первый муж Вячеслав Макаров

Первый брак распался после того, как у Образцовой начались отношения с Альгисом Жюрайтисом. Он был другом их семьи. Развелся с предыдущей женой, пребывал в депрессии. Елена приняла участие в его сложной ситуации. Постепенно между ними возникли чувства. Сама Елена Васильевна рассказывала, что первой на это обратила внимание ее дочь, которая высказала предположение, что Альгис влюблен в нее. После этого Образцова сама начала замечать, что их отношения начали выходить за рамки дружеских. В какой-то момент она поняла, что влюблена и често рассказала об этом мужу.

После развода ее дочь осталась жить с отцом и была долго обижена на мать, называла ее исключительно по имени-отчеству. Лишь повзрослев, дочь поняла и простила певицу. Дочь после окончания школы училась на факультете журналистики, потом решила стать медиком, однако в конце концов пошла по стопам матери и закончила консерваторию.

Читайте также:  Орнелла Мути в молодости

Дочь подарила певице внука Александра (1988 г.р.) и внучку Элию (2010 г.р.).

Второй муж – Альгис Марцелович Жюрайтис (27 июля 1928 – 25 октября 1998), советский, литовский и российский дирижёр. Народный артист РСФСР (1976). Лауреат Государственной премии СССР (1977), дирижёр Большого театра. Состояли в браке с 1982 года.

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис

Фильмография Елены Образцовой:

1969 – Похищение – артистка Образцова
1972 – Воскресный музыкант – оперная певица
1977 – Моя Кармен (фильм-опера) – Кармен
1979 – Поёт Елена Образцова (короткометражный)
1980 – Счастливое содружество
1980 – Елена Образцова в Японии
1979 – И образ мой предстанет тебе
1981 – Романса трепетные звуки (документальный)
1982 – Сельская честь – Сантуцци
1984 – Весёлая вдова (фильм-спектакль) – Ганна Главари
1984 – Наследство – артистка в опере
1988 – Любовь и муки Елены Образцовой
1989 – Выше, чем любовь (документальный)
1995 – Елена Великая
2012 – Реквием по Радамесу (фильм-спектакль) – Норма Кверчолини

Награды и звания Елены Образцовой:

1962 – Золотая медаль 8-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки;
1962 – 1-я премия Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки;
1970 – 1-я премия Международного конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве;
1970 – 1-я премия Международного конкурса вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне;
– Заслуженная артистка РСФСР (29.04.1970);
– Народная артистка РСФСР(7.12.1973);
– Народная артистка СССР (25.05.1976) – за большие заслуги в развитии советского музыкального и хореографического искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР;
– Герой Социалистического Труда (27.12.1990);
– Народная артистка Республики Северная Осетия—Алания (1999);
– Герой Социалистического Труда (1990) – за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства;
– Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1973) – за концертные программы и театральную деятельность 1971-1972 годов;
– Ленинская премия в области литературы, искусства и архитектуры (1976) – за концертные программы 1973-1974 годов и исполнение партий в операх «Семен Котко», «Кармен», «Трубадур» в Государственном академическом Большом театре Союза ССР;
– Орден Ленина (1990);
– Орден Трудового Красного Знамени (1971);
– Орден Трудового Красного Знамени (1980) – за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады;
– Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2009) – за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю плодотворную творческую деятельность;
– Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999) – за большой вклад в развитие музыкального искусства;
– Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2014) – за достигнутые трудовые успехи, заслуги в гуманитарной сфере, активную законотворческую и общественную деятельность, многолетнюю добросовестную работу;
– Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997);
– Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003);
– Благодарность Президента Российской Федерации (2001) – за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства;
– Почётная грамота Правительства Российской Федерации (2011) – за заслуги в развитии музыкального искусства и плодотворную творческую деятельность;
– Медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» I степени (2002) – за многолетнюю плодотворную работу, высокий профессионализм, значительный вклад в социально-экономическое развитие области;
– Почётная грамота Правительства Москвы (2009) – за большой вклад в развитие отечественного оперного искусства, активную педагогическую и общественную деятельность и в связи с юбилеем;
– Почётный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2009);
– Золотая медаль Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (2009);
– Орден «Ключ дружбы» (Кемеровская область, 2012);
– Почётный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2013);
– Медаль Э. Гранадоса (Испания, 1970);
– Награда города Сан-Франциско «За выдающиеся заслуги перед обществом» (США, 1977);
– Диплом «За выдающуюся интерпретацию» в категории «Музыкальные телевизионные программы» XIV Международного фестиваля телевизионных фильмов «Злата Прага» (Чехословакия, 1977);
– Памятная медаль Б. Бартока (Венгрия, 1982);
– Почетная медаль КНР (1994);
– Орден святого Николая Чудотворца (Украина, 1998);
– Почетная медаль Фонда З. Анджапаридзе (Грузия, 2001);
– Орден Николая Чудотворца «За преумножение добра на земле» (Фонд международных премий на Украине, 2003);
– Золотая медаль Министерства культуры Республики Армения (2009) – за весомый вклад в мировое оперное искусство и деятельность, направленную на укрепление армяно-российских культурных связей;
– Золотая медаль театра «Лисео» (Испания, 2009);
– Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени (РПЦ, 2009) – во внимание к трудам на благо Церкви и в связи с 70-летием со дня рождения;
– Орден Святой равноапостольной княгини Ольги I степени (РПЦ, 2014);
1994 – Премия Ассоциации театров Сицилии (Италия);
2002 – Российская оперная премия «Casta diva»;
2004 – Премия «Российский национальный Олимп»;
2006 – Национальная общественная премия «Добрый Ангел» в номинации «Муза милосердия»;
2010 – Европейская премия «Trebbia» «За достижения в творческой деятельности» (Чехия);
2008 – Российская премия Л. Э. Нобеля (Фонд Людвига Нобеля, Санкт-Петербург);
2009 – Премия «Золотая лира» журнала «Планета Красота» (издательство ЮНЕСКО);
2011 – Премия «Золотой мост» (Италия);
2012 – Премия «Древо жизни» (Благотворительного фонда «Древо жизни», Санкт-Петербург);
2014 – Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга);
1972 – Приз «Золотое перо критики» (Висбаден);
1978 – Приз «Золотой Верди» (Италия);
1982 – Гран-при Французской академии грамзаписи;
1982 – Приз «В благодарность за участие в открытии XX Международного конкурса им. Ф. Виньяса» (Испания);
2010 – Приз «В память об участии в открытии 47 конкурса им. Ф. Виньяса» (Испания);
– Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия» – за грампластинку «Романсы П. И. Чайковского»;
1999 – Орден Искусств Русской Академии искусствознания и музыкального исполнительства;
1999 – Почётная медаль Академии российского искусства;
2004 – Орден «Звезда Созидания» (Российская Национальная академия культуры, меценатства и благотворительности;
2004 – Знак Ордена Святого Александра Невского «За труды и Отечество»;
2006 – Золотой орден «Служение искусству» (Общественное движение «Добрые люди мира»);
2007 – Орден Ломоносова (Национальный комитет общественных наград Российской Федерации);
2008 – Орден Екатерины Великой (Академия проблем и безопасности, обороны и правопорядка);
2008 – Орден «За усердие во благо Отечества» (Национальный Фонд «Во благо Отечества»);
2009 – Орден Славы (Международная Академия творчества);
– 24 октября 1981 года открыта малая планета № 4623, которая получила имя «Образцова».

Елена Образцова

И спанцы называли Елену Образцову лучшей Кармен в истории театра. Она пела на одной сцене с Пласидо Доминго и Лучано Паваротти и была дружна с Монсеррат Кабалье. Андрей Громыко говорил, что она сделала для советской дипломатии больше, чем целый МИД.

Из «приюта счастья» в Большой театр

Елена Образцова родилась в предвоенном Ленинграде в семье инженера. Ее отец хорошо играл на скрипке и пел, детство будущей артистки прошло под звуки музыки. С 9 лет Елена Образцова пела в детском хоре Ленинградского дворца пионеров. Позже она вспоминала о нем как о «приюте счастья».

К окончанию школы девушка уже не представляла своей жизни без музыки. Она решила поступать в консерваторию, но родители ее в этом не поддерживали. Отец считал профессию певицы несерьезной, предрекал ей выступления перед сеансами в дешевых кинотеатрах и настаивал на учебе в радиотехническом институте.

После школьного выпускного отец подарил Образцовой поездку в Ленинград. Там она пошла на прослушивание в Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова: «Я спела приемной комиссии третью песню Леля из «Снегурочки», затем романс Римского-Корсакова «Октава». Мне говорят: «Спасибо, вы свободны!», а я упрашивала послушать еще несколько песен, чтобы экзаменаторы могли понять, насколько широк мой диапазон. Комиссия хохотала надо мной, но петь разрешила. Вечером я узнала, что поступила, и всю дорогу домой улыбалась от счастья».

Уже на третьем курсе консерватории Елена Образцова участвовала в музыкальных конкурсах — Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Михаила Глинки и Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки. И там и там она заняла первые места. Вскоре она дебютировала на сцене Большого театра. Играла Марину Мнишек в опере «Борис Годунов»: «Я вышла на сцену Большого театра без единой оркестровой репетиции. У меня было совершенно обморочное состояние, и если бы не паны, которые под руки вывели меня на сцену, может быть, действительно в этот вечер сцены у фонтана и не было бы».

В 1964 году на выпускном экзамене в консерватории Образцова получила пять с плюсом, что среди студентов было удивительной редкостью. В тот же год молодая певица стала солисткой Большого театра и уехала на гастроли в Милан. На сцене Ла Скала она играла гувернантку из оперы Петра Чайковского «Пиковая дама».

«Кармен — единственная опера, которая поет мною»

В 1974 году в Барселоне проходил фестиваль, посвященный 100-летию оперы «Кармен». В театре «Лисео» шли четыре вариации спектакля с исполнителями из разных стран. Елена Образцова исполняла главную женскую партию в постановке Франко Дзеффирелли.

Певица и режиссер долго работали над образом, но не хватало какой-то яркой детали, завершающего штриха. В конце концов Образцова попросила Дзеффирелли описать свою героиню одним словом, и тогда режиссер укусил ее за плечо. Так родилась самая известная роль певицы: «Я сразу поняла: Кармен — это пантера такая, которую все хотят, все боятся, и делает она все что вздумает. Сняла в результате туфли, босиком запела и стала. зверюшкой».

Спектакль стал настоящей сенсацией. Испанская пресса писала, что Елена Образцова совмещала в своей героине «психологическую глубину и естественность».

В 1975 году ее признали лучшей в Испании исполнительницей Кармен.

Еще одной любимой ролью Образцовой была Графиня из «Пиковой дамы»: «Единственные, кто мне не подчинились, это Кармен и Графиня в «Пиковой даме». Я им подчинилась. Это была мистика, я никогда не знала в этих партиях, что будет дальше».

«Я никогда ни одному дирижеру или режиссеру не сказала «нет»

За время работы в театре Елена Образцова исполнила более 80 партий. Среди них — Любаша в «Царской невесте», Марфа в «Хованщине», Далила в «Самсоне и Далиле», Элен Безухова в «Войне и мире» и многие другие.

Певица много гастролировала и выступала в лучших театрах мира — Ла Скала, Метрополитен-опера, Венская опера и опера Сан-Франциско. Ее партнерами на сцене были Лучано Паваротти, Джоан Сазерленд и Монсеррат Кабалье, самыми любимыми она называла Пласидо Доминго и Владимира Атлантова.

Елена Образцова пела не только оперные партии. Она любила романсы, русские песни. Специально для нее Георгий Свиридов написал «Десять песен на стихи Александра Блока» и вокальный цикл на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь». Образцова называла себя «рабом своего искусства» и говорила, что вся ее жизнь — это пение.

Кроме того, она ставила оперу «Вертер» в Большом театре, снялась в нескольких фильмах («Веселая вдова», «Моя Кармен», «Сельская честь»), играла в драматическом театре. На главные роли в постановках «Антонио фон Эльба» и «Реквием по Радамесу» артистку пригласил Роман Виктюк.

Елена Образцова возглавляла оперную труппу Михайловского театра и преподавала в Московской государственной консерватории и Токийской музыкальной академии.

В 2015 году артистка скончалась в Лейпциге после продолжительной болезни. Она похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Ссылка на основную публикацию