Владимир Зельдин, дети

О потере сына знали только близкие. Счастье и горе Владимира Зельдина

В долгой дороге Владимира Зельдина было столько удивительного, что впечатляет даже скупое перечисление фактов, имен, событий. К 105-летию актера АиФ.ru вспоминает самые яркие.

Таланты и рекорды

К 10–12 годам Володя Зельдин прочел почти всю русскую классику. Благодаря папе-музыканту играл на трубе, рояле и скрипке, правда, спустя годы жалел, что недостаточно хорошо овладел исполнительским искусством. Пел. Фехтовал. Танцевал и даже поступил было в хореографическое училище, однако отец видел в младшем сыне только музыканта.

В кино дебютировал в 23 года в эпизоде, но фамилию в титрах не указали. Следующей, настоящей, работой стала главная роль у Ивана Пырьева в фильме «Свинарка и пастух». Да так и осталась самой значимой в кинокарьере Зельдина — для него и для зрителей.

В роли Альдемаро в спектакле «Учитель танцев» выходил на сцену 1000 раз. В течение 30 лет.

Имел огромное количество наград. Только орденов Трудового Красного Знамени — три. Кроме того, Зельдин — полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (а в этом списке — всего 55 человек).

«Мой главный допинг – театр!» Владимир Зельдин о жизни и профессии

«Мой порок — это женщины»

Первый брак 24-летнего Зельдина оказался «тренировочным» и продлился не больше года. Второй растянулся на 15 лет. И лишь с третьей попытки Владимир Михайлович обрел настоящее семейное счастье и покой — с журналистом Иветтой Капраловой (в момент знакомства ей было 29, и она уже успела развестись) актер прожил 52 года. После его смерти Иветта Евгеньевна не продержалась и трех месяцев — ушла вслед за ним. Хотя была на 18 лет моложе. Похоронили их вместе.

«Женщина для меня — чудо природы», — любил повторять Зельдин. И подчеркивал, что уважение к женщине ему привили еще в детстве. Все знали: актер галантен до невозможности, любит одаривать комплиментами, ухаживает за молоденькими. Но делал он это так красиво, так по-рыцарски и по-джентльменски, что никому и в голову не приходило обвинить Владимира Михайловича в чем-то непристойном. Даже когда он заявлял: «Мой порок — это женщины. ».

Помогал всем, только не себе

В 13 лет Володя потерял отца — тот сгорел от саркомы, в 16 остался и без матери. Заботу о младшем брате взяла на себя одна из сестер (в семье было пятеро детей).

В 1941 году в младенческом возрасте умер от пневмонии сын Зельдина от первой жены Людмилы Мартыновой. Он крайне редко рассказывал кому-то о трагедии, и только близкие знали о страданиях актера, тем более что похоронили ребенка в эвакуации — тогдашнем городе Фрунзе. Больше детей у Владимира Михайловича не было. Всего себя он отдал искусству — 81 год жизни!

В 1941-м же состоялось знакомство Владимира Зельдина с режиссером Иваном Пырьевым. Но началась война. И если бы не указ сверху о продолжении съемок «Свинарки и пастуха», 26-летнего актера призвали бы на фронт. А там. «погиб бы точно», почему-то был уверен Владимир Михайлович.

О его встречах с великими современниками можно было бы написать отдельную книгу. Страшно сказать: он видел Луначарского, Маяковского, Эренбурга. В гримерку к Зельдину заходила Анна Ахматова. Он лично знал Василия Сталина и Юрия Гагарина. Вживую слушал Владимира Высоцкого. В гостях в его квартирке на Коштоянца бывали Алексей Баталов, Махмуд Эсамбаев, Юрий Визбор.

Отношения с двумя женами актер не регистрировал. Но расставшись с Генриеттой Островской, квартиру и дачу оставил ей. А сам перебрался в гримерку театра Советской Армии. В третьем браке ютился с супругой на 30 квадратных метрах. И лишь в последние годы получил от государства возможность пожить на даче в Серебряном бору. Сам же, пока был в силах, неизменно помогал людям — в том числе получать жилье.

В свое время его не приняли в военное училище из-за слабого зрения. А с годами актер практически полностью ослеп. Уверенно чувствовал себя только на сцене. Дома его «глазами» была жена Иветта.

Секреты долголетия

Старейший актер мира, Владимир Зельдин до последнего был в строю. В 97 лет играл в десятке спектаклей в месяц. В 98 — принял участие в эстафете Олимпийского огня, став одним из самых пожилых факелоносцев в истории ОИ. Последний раз вышел на сцену за месяц до смерти — в 101 год.

Про секреты долголетия распространяться не любил. Они были слишком банальны: здоровый образ жизни (актер не пил, никогда не курил и даже не выносил табачного дыма), плюс регулярные занятия спортом (в жизни Зельдина до 80 лет были теннис и водные лыжи, а плавал он и в гораздо более серьезном возрасте).

Много лет из-за подобранного на улице щенка ежедневно в любую погоду, при любом самочувствии Зельдин гулял по полтора часа. Утром делал зарядку, совершал пробежки. Когда-то были еще лыжи, верховая езда и звание «Ворошиловского всадника», коньки, волейбол, легкая атлетика.

Даже в очень преклонном возрасте актер сохранял интерес к жизни, ходил на спектакли коллег. Однако не загонял себя, как лошадь. Старался не переутомляться и побольше спать. Ел очень маленькими порциями. Любил вкусные, но простые блюда. Дружил с людьми много моложе себя. Никому не завидовал. А еще. И вот это Владимир Зельдин не раз отмечал в интервью: в жизни человека многое зависит от семьи, в которой он вырос. Его родители никогда не конфликтовали, не устраивали скандалов. Во всяком случае, Володя их не видел. А ведь это так важно для ребенка.

Любовь и смерть. Жена Владимира Зельдина не смогла без него жить

Знаменитый актер ушел из жизни 31 октября 2016 года. После смерти Владимира Зельдина его вдова Иветта Капралова начала угасать на глазах.

Владимир Зельдин. Источник: Globallookpress.com

Легендарный актер, доживший до 101 года, даже в почтенном возрасте продолжал выходить на сцену и поражал всех своей невероятной энергией. Больше 50 лет Владимир Зельдин прожил в браке со своей любимой женой Иветтой Капраловой. В последние месяцы жизни она стала его «глазами», а он, в свою очередь, полвека с лишним был для нее всем.

«Мой порок — это женщины»

«Женщина для меня — чудо природы», — уверял Владимир Михайлович, добавляя, что уважение к женскому полу в нем воспитали еще в детстве. Его необыкновенную галантность отмечали все. Актера, в которого чуть ли не половина женского населения страны влюбилась после выхода «Свинарки и пастуха», называли рыцарем — а сам он этим «званием» гордился и говорил, что хотел бы оставаться им как можно дольше. Свое рыцарское отношение к дамам Владимир Зельдин пронес через всю жизнь. «Мой порок — это женщины. Я так распознал этих нежных, слабых созданий, что могу размышлять о них часами», — вполушутку-полувсерьез признавался знаменитый актер в своей книге «Моя профессия: Дон Кихот».

Владимир Зельдин и Марина Ладынина в фильме «Свинарка и пастух», 1941 г. Источник: Globallookpress.com

Первой женой Владимира Зельдина стала актриса Людмила Мартынова, они познакомились в Театре транспорта, где актер служил в конце 30-х, ему тогда было 24 года, Люсе, как актер называл свою первую супругу, — немного больше. Прожили они вместе всего год, расставшись накануне войны — как вспоминал Владимир Михайлович, Люся «кем-то увлеклась» и ушла от него. Официально они свои отношения не регистрировали, но, несмотря на это, актер всегда называл Мартынову своей первой супругой.

У актерской четы был сын, однако мальчик прожил всего год и умер в 1941-м от пневмонии. Знаменитый артист, которого все привыкли считать неунывающим оптимистом и весельчаком, мало рассказывал об этой непростой странице его жизни. Только близкие люди знали, что боль от потери единственного сына с годами не утихла, даже много лет спустя актер очень переживал из-за этой потери, регулярно навещал могилу сына.

Генриетта Островская в роли Лисены в фильме-спектакле «Учитель танцев». Кадр из фильма

Со своей второй женой, актрисой Центрального театра Красной армии (сегодня Театр Российской армии) Генриеттой Островской, Владимир Зельдин также не расписывался, хотя вместе они прожили 15 лет. Красавица Гися (они вместе играли в спектакле «Учитель танцев») приехала в Москву из Одессы, первое время она с мамой и сыном от предыдущего брака жила в гостинице, которую ей снимал театр, а ее гражданский супруг, которому тоже негде было жить, — в театре. При расставании актер оставил супруге все, включая квартиру и дачу. Мысль о дележе совместно нажитого имущества ему даже в голову не приходила: не то воспитание. «Я считаю, что мужчина должен поступать именно так», — объяснял Зельдин.

«Так он же старый!»

С 28-летней журналисткой Иветтой Капраловой 47-летний Владимир Зельдин познакомился в 1962-м. Молодая женщина работала редактором в Бюро пропаганды киноискусства, которое периодически организовывало творческие встречи актеров со зрителями в разных городах — во время одной из таких поездок и произошло судьбоносное знакомство. Иветта на тот момент уже успела побывать замужем и развестись. В актерской среде она находилась много лет, еще во время учебы на журфаке МГУ выходила на сцену Студенческого театра, а в 1958 году снялась в фильме «Матрос с кометы», в котором также играл приятель и коллега Зельдина по театру Владимир Сошальский. Благодаря тому они и познакомились.

После возвращения из поездки актер пригласил Капралову в шикарный ресторан — в «Националь». Когда Вета (так Владимир Михайлович называл любимую) рассказала маме, что только что ужинала с Зельдиным, та отреагировала словами: «Так он же старый!». Будущая теща Зельдина поначалу была не очень довольна выбором дочери, но со временем ее отношение к зятю поменялось.

Владимир Зельдин в фильме «Дядя Ваня», 1970 г. Кадр из фильма

Зельдин ухаживал долго, почти два года, и очень красиво. Он и Капралова расписались в 1964-м. Первое время жили с ее мамой, потом переехали в собственную крохотную однокомнатную квартирку с видом на пустырь на окраине Москвы, а спустя несколько лет — в небольшую двухкомнатную квартиру неподалеку от театра. Актер постоянно хлопотал за коллег, выбивал им путевки и квартиры, но за себя хлопотать не желал, да и никогда не гнался за материальными благами. Даже знаменитая дача в Серебряном Бору, где Зельдин с супругой прожили последние годы, принадлежала государству.

Владимир Зельдин и Иветта Капралова, 2010 г. Фото: Анатолий Жданов/Архив «КП»

Полвека с лишним вместе

Актер, которому больше так и не пришлось испытать счастья отцовства, всегда называл Иветту Евгеньевну своей самой большой отдушиной, главным счастьем в своей жизни. А она, в свою очередь, посвятила любимому мужу всю свою жизнь. Как признавалась супруга артиста, быть женой известного и талантливого человека, — невероятный труд, ко многому ей пришлось приспосабливаться, от многого отказываться, но она шла на подобные жертвы потому, что очень любила. Были и слезы — как Иветта Евгеньевна рассказала в одном из своих интервью, на людях Владимир Михайлович вел себя значительно «легче», чем дома, многочисленные поклонники обожали его за искрометность на сцене, но в обыденной жизни он часто бывал другим. Как и всякому человеку, ему были свойственны и сомнения, и минуты тоски и плохого настроения — все это отражалось на ней.

Зная страсть мужа к красивой одежде, Иветта Капралова прикладывала все усилия, чтобы он выглядел настоящим франтом. Привозила шикарные костюмы из зарубежных поездок, так как актер не любил ходить по магазинам, быстро научилась покупать все «на глаз». Знаменитый белый пиджак Зельдина, делавший актера просто неотразимым, его великолепные жилетки и галстуки-бабочки — ее идеи.

К тому, что у ее супруга даже на тот момент, когда он считался старейшим актером, выходившим на сцену в столь почтенном возрасте, всегда было множество молодых поклонниц, жена Владимира Зельдина относилась с пониманием. Народный артист любил общаться с молодежью. Как объясняла Иветта Евгеньевна, биологический возраст ее мужа совершенно не совпадает с паспортным, он обожает общаться с молодыми девушками — это дает ему энергию. Она рассуждала об этом спокойно, не обращая внимания на появлявшиеся порой в желтой прессе сплетни, как может рассуждать человек, проживший в счастливом браке полвека и прекрасно понимающий: они с мужем — единое целое, она — главная женщина в его жизни, а он для нее — главный мужчина.

Читайте также:  Дети Адриано Челентано сейчас - фото, биография, личная жизнь

Юбилейный творческий вечер в честь 100-летия Владимира Зельдина. Центральный театр Российской Армии. Фото: Лариса Кудрявцева/Архив «ЕГ»

Ушли друг за другом

В последние годы жизни Владимир Михайлович очень плохо видел, но все равно продолжал выходить на сцену. А все бытовые хлопоты легли на плечи его жены. Свой 100-летний юбилей Зельдин отметил на сцене Театра Российской армии, ставшего для него вторым домом, а в 101-й день рождения играл в посвященном ему спектакле «Танцы с учителем».

Легендарный артист ушел из жизни утром 31 октября 2016 года. Иветта Капралова пережила любимого супруга лишь на три месяца, скончавшись на 82-м году жизни 28 января 2017-го. По словам близко общавшихся с ней людей, смерть мужа стала для Иветты Евгеньевны невосполнимой утратой и серьезно подкосила ее здоровье. Овдовев, она словно потеряла смысл жизни. Все время вспоминала ушедшего супруга, признавалась, что силы ее покидают, переживала, что Владимир Зельдин смотрит на нее со своего портрета так, будто она его предала и оставила, а как-то рассказала помощнице по хозяйству, что ей приснился муж — и ему без нее плохо. Как потом рассказывала помощница, одними из последних слов Иветты Капраловой были: «Хорошо, я иду».

Она ушла — не помог ни массаж сердца, ни старания врачей скорой помощи.

Вдова Владимира Зельдина Иветта Капралова и его коллеги на церемонии прощания с актером, ноябрь 2016 г. Фото: Владимир Веленгурин/Архив «КП»

После смерти супруги, прожившие вместе более полувека, снова оказались рядом. Как просила Иветта Капралова, урну с ее прахом похоронили в могиле Владимира Зельдина на Новодевичьем кладбище.

О потере сына знали только близкие. Счастье и горе Владимира Зельдина

10 февраля родился человек редкой судьбы, выходивший на сцену и в 101 год.

В долгой дороге Владимира Зельдина было столько удивительного, что впечатляет даже скупое перечисление фактов, имен, событий. К 105-летию актера АиФ.ru вспоминает самые яркие.

Таланты и рекорды

К 10–12 годам Володя Зельдин прочел почти всю русскую классику. Благодаря папе-музыканту играл на трубе, рояле и скрипке, правда, спустя годы жалел, что недостаточно хорошо овладел исполнительским искусством. Пел. Фехтовал. Танцевал и даже поступил было в хореографическое училище, однако отец видел в младшем сыне только музыканта.

В кино дебютировал в 23 года в эпизоде, но фамилию в титрах не указали. Следующей, настоящей, работой стала главная роль у Ивана Пырьева в фильме «Свинарка и пастух». Да так и осталась самой значимой в кинокарьере Зельдина — для него и для зрителей.

В роли Альдемаро в спектакле «Учитель танцев» выходил на сцену 1000 раз. В течение 30 лет.

Имел огромное количество наград. Только орденов Трудового Красного Знамени — три. Кроме того, Зельдин — полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (а в этом списке — всего 55 человек).

«Мой порок — это женщины»

Первый брак 24-летнего Зельдина оказался «тренировочным» и продлился не больше года. Второй растянулся на 15 лет. И лишь с третьей попытки Владимир Михайлович обрел настоящее семейное счастье и покой — с журналистом Иветтой Капраловой (в момент знакомства ей было 29, и она уже успела развестись) актер прожил 52 года. После его смерти Иветта Евгеньевна не продержалась и трех месяцев — ушла вслед за ним. Хотя была на 18 лет моложе. Похоронили их вместе.

«Женщина для меня — чудо природы», — любил повторять Зельдин. И подчеркивал, что уважение к женщине ему привили еще в детстве. Все знали: актер галантен до невозможности, любит одаривать комплиментами, ухаживает за молоденькими. Но делал он это так красиво, так по-рыцарски и по-джентльменски, что никому и в голову не приходило обвинить Владимира Михайловича в чем-то непристойном. Даже когда он заявлял: «Мой порок — это женщины. ».

Помогал всем, только не себе

В 13 лет Володя потерял отца — тот сгорел от саркомы, в 16 остался и без матери. Заботу о младшем брате взяла на себя одна из сестер (в семье было пятеро детей).

В 1941 году в младенческом возрасте умер от пневмонии сын Зельдина от первой жены Людмилы Мартыновой. Он крайне редко рассказывал кому-либо о трагедии, и только близкие знали о страданиях актера, тем более что похоронили ребенка в эвакуации — тогдашнем городе Фрунзе. Больше детей у Владимира Михайловича не было. Всего себя он отдал искусству — 81 год жизни!

В 1941-м же состоялось знакомство Владимира Зельдина с режиссером Иваном Пырьевым. Но началась война. И если бы не указ сверху о продолжении съемок «Свинарки и пастуха», 26-летнего актера призвали бы на фронт. А там. «погиб бы точно», почему-то был уверен Владимир Михайлович.

О его встречах с великими современниками можно было бы написать отдельную книгу. Страшно сказать: он видел Луначарского, Маяковского, Эренбурга. В гримерку к Зельдину заходила Анна Ахматова. Он лично знал Василия Сталина и Юрия Гагарина. Вживую слушал Владимира Высоцкого. В гостях в его квартирке на Коштоянца бывали Алексей Баталов, Махмуд Эсамбаев, Юрий Визбор.

Отношения с двумя женами актер не регистрировал. Но, расставшись с Генриеттой Островской, квартиру и дачу оставил ей. А сам перебрался в гримерку театра Советской Армии. В третьем браке ютился с супругой на 30 квадратных метрах. И лишь в последние годы получил от государства возможность пожить на даче в Серебряном бору. Сам же, пока был в силах, неизменно помогал людям — в том числе получать жилье.

В свое время его не приняли в военное училище из-за слабого зрения. А с годами актер практически полностью ослеп. Уверенно чувствовал себя только на сцене. Дома его «глазами» была жена Иветта.

Секреты долголетия

Старейший актер мира, Владимир Зельдин до последнего был в строю. В 97 лет играл в десятке спектаклей в месяц. В 98 — принял участие в эстафете Олимпийского огня, став одним из самых пожилых факелоносцев в истории ОИ. Последний раз вышел на сцену за месяц до смерти — в 101 год.

Про секреты долголетия распространяться не любил. Они были слишком банальны: здоровый образ жизни (актер не пил, никогда не курил и даже не выносил табачного дыма), плюс регулярные занятия спортом (в жизни Зельдина до 80 лет были теннис и водные лыжи, а плавал он и в гораздо более серьезном возрасте).

Много лет из-за подобранного на улице щенка ежедневно в любую погоду, при любом самочувствии Зельдин гулял по полтора часа. Утром делал зарядку, совершал пробежки. Когда-то были еще лыжи, верховая езда и звание «Ворошиловского всадника», коньки, волейбол, легкая атлетика.

Даже в очень преклонном возрасте актер сохранял интерес к жизни, ходил на спектакли коллег. Однако не загонял себя, как лошадь. Старался не переутомляться и побольше спать. Ел очень маленькими порциями. Любил вкусные, но простые блюда. Дружил с людьми много моложе себя. Никому не завидовал. А еще. И вот это Владимир Зельдин не раз отмечал в интервью: в жизни человека многое зависит от семьи, в которой он вырос. Его родители никогда не конфликтовали, не устраивали скандалов. Во всяком случае, Володя их не видел. А ведь это так важно для ребенка.

Владимир Зельдин – биография, фото, личная жизнь актера, семья, дети


Имя: Владимир Зельдин (Vladimir Zeldin)

Дата рождения: 28 января 1915 г

Дата смерти: 31 октября 2016 года

Возраст: 101 год

Место рождения: Мичуринск, Россия

Место смерти: Москва, Россия

Деятельность: актер театра и кино

Семейное положение: женат на Иветте Капраловой

Отечественный кинематограф представлен плеядой талантливых и одаренных личностей. Но по-настоящему уникальной фигурой является Владимир Зельдин. Карьера этого человека началась более семидесяти пяти лет назад. А в 2015 году Зельдин отметил свой столетний юбилей. Его жизнь – это взлеты и падения. Но даже в самые тяжелые периоды из своей биографии этот выдающийся артист был верен актерскому искусству.

Будущий актер появился на свет в 1915 году, в семье работников культуры. Его отец был дирижером, выпускником Московской консерватории. Мать – учителем музыки. Родители считали важной составляющей воспитания именно приобщение к искусству. И потому, не удивительно, что после школы Владимир решил посвятить себя делу, которое так или иначе связано с профессией отца.

Зельдин родился в Тамбовской области. Позже семья переехала в Тверь, затем – в столицу. Однако счастливая биография в Москве длилась недолго. Вскоре после переезда ушел из жизни отец, а спустя еще три года внезапно умерла мать. Владимир учился в военизированной школе, что, в сущности, и спасло его.

Благодаря дисциплине, которую прививали в этом учебном заведении, будущую звезду советского кинематографа миновала участь беспризорника. После окончания специализированной школы, он всерьез задумался о военной карьере. Но этим планам в его биографии не суждено было сбыться: у Зельдина было недостаточно хорошее зрение.

В военизированной школе Зельдин также приобщился к спорту, которому он впоследствии посвящал много времени и будучи студентом театрального вуза. Он вспоминает, что отец его никогда не курил и не употреблял спиртных напитков, и быть может, поэтому вредные привычки актеру, переступившему столетний рубеж, неведомы.

Дабы прокормить себя, нужно было работать. Владимир трудился на заводе, а по выходным участвовал в самодеятельности. И однажды он все-таки принял решение превратить свое увлечение в профессию. Актер-любитель направился в театр Моссовета и прошел прослушивание. На следующий день в списке зачисленных он увидел свою фамилию. Так, Зельдин стал студентом театральной студии.

Артистическая среда для актера стала родной на долгие годы. Но в театре Моссовета он проработал всего три года, после чего перешел в Центральный театр транспорта.

«Свинарка и пастух» – черно-белая картина. Она стала первой кинематографической работой в творческой биографии Зельдина и сыграла решающую роль в его судьбе. Роль Гатуева принесла актеру успех, но дело не только в этом. Фильм снимался в первый год войны. Весть о ней настиг съемочную группу в самый разгар работы. Актер был направлен в танковое училище, но попасть на фронт ему так и не довелось. По приказанию Сталина все актеры, принимавшие участие в съемке, получили бронь. Работа над этой картиной происходила в то время, когда немцы находились на подступах к Москве. Закончились съемки на выставке сельскохозяйственной техники.

После дебюта в кино в профессиональной жизни молодого артиста наступило затишье. Но в театральных кругах он, все же, был довольно известен. Во время войны театр был эвакуирован в Казахстан.

За свою жизнь Зельдин в кино сыграл свыше пятидесяти ролей. Среди них – «Учитель танцев», «Дядя Ваня», «Карнавальная ночь» и многие другие. Стоит также выделить роль судьи Уоргрейва в киноленте Станислава Говорухина по мотивам произведения Агаты Кристи «Десять негритят».

Жизнь после войны

С 1946 года актер стал принимать участие в постановках театра Советской армии. Первой стала роль Альдемаро в спектакле по «Учитель танцев». Эта постановка принесла театру феерический успех. На сцену, в роли героя произведения испанского драматурга Владимир Зельдин выходил более тысячи раз. Известно, что после очередного спектакля в гримерку к артисту с целью поблагодарить и выразить свое восхищение этой театральной работой заходила сама Анна Ахматова.

В театре Советской армии (сейчас – “Российской”) Зельдин проработал почти семьдесят лет. В те годы, когда актер только начинал свой творческий путь, руководителем здесь был выдающийся режиссер Алексей Попов, ученик легендарного Станиславского.

Участие в телевизионных проектах

Читайте также:  Дочь Ирины Гриневой

Сегодня зрители могут видеть актера, стоявшего у истоков советского киноискусства, в популярном сериале «Сваты». В 2015 году Зельдин сыграл одну из центральных ролей в комедии «Лучшая девушка Кавказа».

Владимир Зельдин сегодня является старейшим актером в мире среди тех, кто все еще продолжают служить кинематографическому и театральному искусству. И это не единственный факт, который позволяет попасть нашему герою в книгу рекордов Гиннеса. Актер также принял в 2014 году участие в эстафете Олимпийского огня, что тоже стало неповторимым событием не только в биографии актера, но и в истории, учитывая возраст этого человека.

Первой супругой актера была Людмила Мартынова. Когда началась война, она, вместе с малолетним сыном, была эвакуирована в город Фрунзе. Ребенку не было и двух лет, когда он подхватил желудочную инфекцию и умер. Похоронен единственный сын Зельдина там же, в киргизской столице.
Второй женой Владимира Михайловича стала Генриетта Островская. Эта актриса снялась вместе со своим мужем в 1952 году, в фильме «Учитель танцев». Но этот брак не стал долговечным.

Иветта Капралова стала третьей женой в личной жизни Зельдина. Она вышла замуж за корифея актерского мастерства более полувека назад. Тогда она была еще студенткой факультета журналистики. Новость о том, что девушка выходит замуж за актера, который старше нее вдвое, стала для ее родственников далеко не самой приятной. Они познакомились, когда Иветта пришла устраиваться на работу в организацию, деятельность которой была связана с пропагандой советского кинематографического искусства. Зельдину было сорок семь лет.

Большую часть своей биографии Владимир Зельдин вел холостяцкий образ жизни. И потому, молодой жене пришлой еще долго приспосабливаться к его образу жизни. Иветта Капралова взяла все бытовые проблемы на себя. Знаменитый актер, по словам супруги, отличается непростым нравом. К тому же, невзирая на существенную разницу в возрасте, ей пришлось мириться с многочисленными увлечениями мужа. Но талантливому человеку многое прощается. Сегодня, несмотря на то, что актер почти ничего не видит, он продолжает играть, поражая молодых коллег своей энергией и оптимизмом.

31 октября 2016 года Владимир Зельдин ушел из жизни. А через 3 месяца покинула этот мир и вдова – Иветта Капралова. Вместе они прожили более 50 лет.
Автор биографии: Дарья Шульгина

Сборник ответов на ваши вопросы

Владимир Михайлович Зельдин – наиболее пожилой обладатель звания Народный артист СССР, выдающийся актёр, деятель культуры и искусств. Человек трёх эпох, сумевший перешагнуть вековой рубеж собственной жизни и оставаться всё таким же, лучезарным, ярким и искромётным.

О творчестве и сыгранных ролях артиста можно говорить часами. Но очень мало доступной информации об его семейных узах. Почти нет данных о том, есть ли у Зельдина дети.

Начало жизни великого артиста

Родился, будущий гражданин трёх великих держав, в далёком 1915 году 10 февраля в Тамбовской губернии город Козлов Российской империи.

Он с детства был окружён атмосферой творчества и музыки. Родители были представителями интеллигентных профессий, отец был музыкантом, а мама – преподавала. Воспитывался юный актёр в многодетной семье, кроме него было еще четыре ребёнка – брат и сёстры.

Владимир Михайлович вспоминает: «мы всегда были окружены любовью и заботой, они никогда не повышали голос друг на друга. Папу я ни разу не видел выпившим, мама всю себя посвящала нам».

Зельдины жили в Твери, а потом и в Москве. Там Зельдин учился в таганской военной школе. При этом оставался музыкальным, играл на трёх инструментах и мечтал о балете.

Творческий путь и «сыгранные дети» Зельдина

По окончании школы, попробовал себя в роли заводского слесаря.

В 30-х был принят на актёрский курс Театра МГСПС. В 1938 начал работу в Театре транспорта, где играл героев классических произведений мировой литературы.

В театре он не только работал, но и жил. На заре своей карьеры артист ночевал в театре. После спектаклей в гримёрной расстилал на полу матрас и ложился спать, а ему не давали уснуть его пищащие «подружки» (мыши) – рассказывает актёр.

Знаковым для Владимира Михайловича стал театр Советской армии, в нём он играет с 1945 года. Называет его «культурным подразделением нашей армии». Этому театру отдана, пожалуй, вся творческая жизнь артиста в нём сыграны лучшие роли в спектаклях: « Учитель танцев » Лопе де Вега, « Человек из Ламанчи », « Танцы с учителем » и много других.

Широкую популярность артист обрёл после главной роли в фильме «Свинарка и пастух», он говорит, что эта роль подарила ему жизнь. Ради сьёмок фильма, по приказу Сталина, вся съёмочная группа фильма была отозвана с фронта. Снимался также в таких фильмах, как:

  • «Карнавальная ночь»
  • «Дядя Ваня»
  • «Женщина в белом»
  • «Десять негритят»

Когда спрашивают, есть ли у Зельдина дети, он отвечает: «мои дети – это мои роли».

Семейная жизнь артиста

О личной жизни публике известно не так много. Есть информация о трёх женщинах, с которыми Владимир Михайлович искал личного счастья.

С первыми двумя его связывали недолговременные гражданские браки.

Первой гражданской женой стала Людмила Мартынова, совместная жизнь длилась год. После они расстались. За этот короткий строк у Зельдина родился сын. Мальчик вскоре умер, а его мать переехала на Украину. Больше об этом союзе ничего не известно.

Второй спутницей стала известная актриса Гитя Островская. Знакомство с ней произошло во время совместных сьёмок в фильме. О продолжительности их отношений ничего не известно. Совместных детей у пары не было.

Третья супруга Зельдина – Иветта Капралова. Единственная женщина, с которой он официально пошёл под венец и обрёл счастье. Пара вместе с 1964 года. Детей у них нет. Не так давно отпраздновали «золотую свадьбу».

Владимир Михайлович говорит о своей жене как о женщине, которой удалось его покорить. «Она всегда держит меня в строгости, не позволяет расслабиться. Бывает, я плохо себя чувствую, играть не хочется, собираюсь отменить спектакль, а она мне – «Ты что удумал? Собирайся и на сцену, играть».

Сама Иветта почти всегда присутствует в зале и поддерживает мужа. Она знает, что сцена это – его жизнь. Как бы её муж ни чувствовал себя до спектакля, но проделав путь от гримёрки до сцены и услышав аплодисменты он, как птица феникс, «оживёт».

Интересные факты из жизни легенды

Зельдин имеет более тридцати наград в различных сферах деятельности. Является абсолютным кавалером Ордена «За заслуги перед отечеством». Он самый «взрослый» действующий актёр. Коллеги прозвали его «современным динозавром» театра.

Несмотря на количество ролей, наград у семьи нет больших квартир, собственной дачи. Живут они в маленькой двухкомнатной квартире площадью 28 квадратов. Все потому что он ничего не просил, ни к кому не ходил, а просто работал не покладая рук. Каждый месяц играл не меньше двадцати спектаклей. Секретом долголетия Зельдин считает чувство меры во всем. С детства любит спорт, ведёт здоровый образ жизни.

Есть ли у Зельдина дети

Детей у актера за всю жизнь так и не появилось, но несмотря на то, есть ли у Зельдина дети в жизни, на сцене и экране он сыграл прекрасных отцов и для многих стал примером, наставником и учителем.

Обновление от 31.10.2016

31 октября 2016 года в Москве рано утром Владимир Зельдин скончался в возрасте 102 лет. Причины смерти не обсуждаются, это и понятно.

Зельдин – не просто артист и любимец зрителей. Это человек-история и яркий пример для подражания любому из нас. Он, благодаря удивительной любви к труду, сильному характеру и душевной доброте показал, как может жить человек. Будучи известным актером, Владимир Михайлович всегда вел скромную и благородную жизнь. Его никогда не встречали в шумных компаниях и на вечерах, где отдыхала элита нашего общества. Однако он всегда был первый, если шла речь о поездке в неблагополучные места, где необходимо было поддержать людей: война, катастрофы.

Владимир Зельдин был самым старым актером, который участвовал в спектаклях. Похоронят легенду и кумира нескольких поколений на Новодевичьем кладбище.

Видео о детях Зельдина

Далее посмотрите интересное видео о жизни и ролях этого великого актера:

Владимир Зельдин: Мой порок – женщины!

Владимир Михайлович Зельдин был единственным артистом, кто в 101 год выходил на сцену и играл. Он – реальный пример физического долголетия и душевного здоровья. Отрывки из книги Зельдина «Моя профессия: Дон Кихот » мы публикуем сегодня с разрешения издательства «АСТ-Пресс» в память об артисте.

«Будем считать, что я сочиняю эту книгу из эгоистических соображений. Не для того, чтобы итожить то, что прожил (я никогда не любил, не умел и не хотел жить прошлым), а для того, чтобы еще раз испытать изумительное волнение, которое вспыхивало во мне всякий раз при столкновении с настоящим искусством. Чтобы вернуть тени великих людей, с которыми сталкивала меня жизнь. Мне и самому в это иногда странно поверить. Я видел однажды из-за кулис выступление Бухарина . Я слышал живьем Маяковского . Сама Ахматова переступала порог моей гримерки! Я видел спектакли Таирова и Мейерхольда . На съемочной площадке общался с Иваном Пырьевым , Мариной Ладыниной, Николаем Крючковым , Борисом Андреевым , с Кешей (он был для меня Кешей) Смоктуновским , с Сергеем Бондарчуком . И сколько еще их было, прелестных талантливых людей, которые оставили меня одного в этом мире.

Всегда был рыцарем

Во мне с детства воспитано уважение к женскому полу. Женщина для меня – чудо природы. На сцене я научился понимать прекрасное, отличать правду от лжи, чувствовать зло и добро. Но так и не избавился от главного своего порока. Мой порок – это женщины. Я так распознал этих нежных, слабых созданий, что могу размышлять о них часами. Однажды на заре своей театральной юности я пришел заступаться за какую-то актрису, несправедливо, на мой взгляд, обиженную. Заступался я, видимо, очень страстно, потому что режиссер меня внимательно слушал, а потом, пообещав разобраться, сказал: «У женщины есть одно преимущество – она женщина». С таким простым и ясным отношением к женщине я и прожил свою жизнь. Обо мне говорили, что я рыцарь. Да, я чувствовал себя рыцарем. И хотел бы остаться им как можно дольше. С самого начала, еще со времен Театральной студии, где я учился, со времен студенческого спектакля «Доходное место», студенческого отрывка «У речки», когда я впервые испытал вдохновение, у меня с актрисами всегда были «отношения». «Отношения» по роли – с женщинами, которым я объяснялся в любви и которые мне объяснялись в любви. Поздравляя меня с 70-летием, Людмила Касаткина , как всегда темпераментно (иначе она не умеет), вдруг по-военному скомандовала: «Женщины, игравшие с Владимиром Михайловичем Зельдиным на сцене, встать!» И, к моему великому изумлению, встала почти вся труппа. По крайней мере лучшая ее половина. Каждой из этих женщин, каждой из моих партнерш, отдавших мне на сцене частицу себя и вдохновлявших меня «на подвиги», я благодарен. Помню всех.

После роли в комедии «Свинарка и пастух» Зельдин проснулся знаменитым. Фото: кадр из фильма

О женах

Впервые я женился, когда мне было 24 года. Ее звали Люся Мартынова , она тоже была актрисой, на пару лет старше меня. Мы так и не расписались, брак наш продлился недолго. Мы хорошо жили, но потом она увлеклась кем-то другим и от меня ушла. Подбадривая себя, я иногда шутил, что, если бы Люся предвидела, каким успехом будет пользоваться моя первая картина «Свинарка и пастух», никогда бы меня не оставила. (Владимир Зельдин и Людмила Мартынова прожили вместе с 1939 по 1940 год. В этом недолгом союзе у пары родился сын. В 1941 году, уже после отъезда Людмилы на Украину , малыш умер. Других детей у Зельдина не было. – Ред.).

Моей второй женой стала талантливая актриса Генриетта Островская – или просто Гися, как звали ее в Театре армии. Впервые мы повстречались как раз на сцене, в спектакле «Учитель танцев». Она приехала в Москву из Одессы во время войны. Была очень красива, жгучая брюнетка, пользовалась большим успехом у мужчин.

Читайте также:  Безруков Сергей, дети

Мы прожили вместе, не расписываясь, 15 лет. У нее уже был большой сын от первого брака, Алеша, и мама. Первое время наша семейная жизнь выглядела довольно странно. Пока мы оба были бездомны, я жил в театре, а она с Алешей и мамой – в гостиничном номере, который снимал для нее театр. Когда мы расходились, я оставил ей все. Тогда у нас была уже и квартира, и дача. Я считаю, что мужчина должен поступать именно так. Я слишком хорошо помнил, как трудно мы начинали.

Третья жена актера Иветта Капралова. Фото: Анатолий ЖДАНОВ

А с моей нынешней женой, Иветтой Капраловой , нас познакомил Володя Сошальский (коллега по Театру Советской армии, дело было в 1964 году. – Ред.). Вета к тому времени окончила МГУ , факультет журналистики, и работала в Бюро пропаганды киноискусства редактором. Бюро это давало нам подзаработать. И это была существенная прибавка к зарплате в театре. Однажды она организовала нам поездку, кажется, в Рыбинск . После чего я пригласил ее в ресторан «Националь». У ресторана меня встретила, как сейчас помню, очаровательная девочка в малиновых гетрах. Ее светлые волосы сияли вокруг головы , и сама она тоже сияла. Мне казалось, что Вета всегда улыбается. Уже потом девочка мне призналась, что была немного разочарована моим внешним видом – старым тулупом и шапкой-пирожком. А тогда, за обедом, я узнал, что школьницей Вета много раз смотрела спектакль «Учитель танцев», что она была замужем и недавно развелась.

После первого свидания я проводил ее домой. Жила она у мамы, в крошечной квартирке в начале Якиманки , с видом на кинотеатр «Ударник». Вернувшись домой, Вета, как она мне потом рассказывала, радостно поведала маме: «Угадай, с кем я была в ресторане?» Мама, естественно, не догадалась, а узнав, что дочь ее кутила с Владимиром Зельдиным, не сумела скрыть разочарования: «Так он же старый!» Мне было тогда 47 лет. В общем, теща приняла меня не сразу. Но дочь к ее комментарию не прислушалась.

Один размер на двоих

Ухаживая за Ветой, я часто бывал в этом доме. Какое-то время потом мы жили все вместе. А потом у нас появилась собственная, тоже маленькая, квартирка на улице Коштоянца, в конце проспекта Вернадского . Из окон виднелся унылый пустырь, где по вечерам квакали лягушки, и я, становясь зимой на лыжи прямо у подъезда, без проблем «бегал дистанцию» до заброшенной церквушки у будущего метро «Юго-Западная», туда и обратно. Двери в нашем доме просто не закрывались. Кто здесь только не бывал: Алеша Баталов, Юрий Визбор, Слава Тихонов , Махмуд Эсамбаев .

. Теперь мы 40 лет вместе. Вета – мое рулевое колесо, моя правая рука. Мои глаза, наконец. Как и прежние мои жены, Вета, я считаю, умнее меня, образованнее и эрудированнее. Знает мои привычки, мои недостатки, желания. Умеет скрашивать и сглаживать конфликты. Меня часто спрашивают: «Кто вас так шикарно одевает?» Это Вета, ее заслуга. Все не может, наверное, забыть мою «ужасную» шапку-пирожок. Мои пестрые элегантные жилеты, бабочки всевозможных цветов – этот стиль появился и узаконился вместе с Ветой. Вета всегда много ездила и привозила мне из разных зарубежных поездок красивые вещи. Однажды призналась, что делает это с особым удовольствием, потому что «на Зельдине все хорошо сидит, он умеет все это носить». Ну, может быть. Я до сих пор иногда некоторые роли в театре играю в своем, хожу на спектакль с кофром. Кстати, Вета никогда не ошибалась с размером, долгое время он у нас с ней был одинаковый. И мы точно знали: если на Вете брюки сидят в обтяжку, то мне будут в самый раз.

В «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова у него была небольшая, но яркая роль клоуна Типа. Фото: кадр из фильма

Балерина Уланова умоляла пощупать ее коленки

Однажды на чьем-то юбилее в Большом театре я оказался рядом с двумя великими балеринами, Мариной Тимофеевной Семеновой и Галиной Сергеевной Улановой . Мы стояли за кулисами, о чем-то болтали. И вдруг Уланова, рассказав, как до сих пор каждый день по два часа занимается станком, хватает меня за руку и совершенно серьезно, как девочка, которой не верят, просит: «Нет, ты пощупай, Володя, какие у меня еще сильные ноги!» Я, доложу вам, не без смущения, но и не без удовольствия пощупал коленки великой Улановой, а потом подумал: «Все-таки забавные мы старички. Таких уже не будет. Мы последние могикане. Профессия: Дон Кихот. И мы молодцы, если в наши годы нам еще так хочется жить. » Еще жив праздник в душе моей. Еще так трудно оторвать взгляд от женских ног, еще пытаешься казаться умнее, еще мечтается перед сном и хочется петь по утрам. Еще не утолена вся жажда. »

КСТАТИ

Хотел стать артистом балета

В детстве Зельдин мечтал о балете, в 12 лет пытался поступить в Хореографическое училище Большого театра на отделение характерных танцев, но отец помешал осуществлению этой мечты, так как видел в сыне музыканта.

Через четыре года Володю посетила новая мечта – профессия военного моряка, привлекшая своей романтикой. Однако в военное училище его не взяли из-за плохого зрения.

Благодаря аристократической внешности Зельдину часто предлагали сыграть королей, сенаторов и даже госсекретаря США. На фото – в роли Обергофмейстера в сказке «Принцесса на горошине». Фото: кадр из фильма

ДОСЛОВНО

«Самый счастливый день – 9 Мая»

Несколько месяцев назад мы общались с Зельдиным. Владимир Михайлович жаловался на легкую усталость, но старался держаться бодро.

– Владимир Михайлович, какое самое сильное потрясение осталось в памяти? – спросила я тогда артиста.

– Самое сильное потрясение оставила у меня Великая Отечественная война. А 9 мая 1945 года так и остался самым счастливым днем моей жизни. Война застала нас в экспедиции, во время съемок музыкальной комедии Ивана Пырьева «Свинарка и пастух», где снимались Марина Алексеевна Ладынина, Николай Крючков и я, начинающий актер. Мы с коллегами были мобилизованы на фронт. Однако через некоторое время был получен приказ, согласно которому съемки картины должны были продолжаться. Фашисты уже стояли под Москвой, бомбили столицу, а мы работали. Чуть услышав воздушную тревогу, уходили в укрытие, после отбоя возвращались, ночами дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы.

Последний раз Владимир Михайлович снялся в кино в 2015 году в фильме «Убежать, догнать, влюбиться». Фото: кадр из фильма

– Когда вам было интереснее жить – сейчас или в советские годы?

– Сравнивать трудно, многое изменилось. Но то была великая эпоха! Законопослушные, мы верили в то, что будем жить при коммунизме, как обещал Никита Сергеевич Хрущев . Я не ругаю советское время, напротив. Тогда мы жили в едином порыве и ждали, что завтра будет лучше, чем сегодня. Но парадокс в том, что тогда нам говорили, что наши дети и внуки будут жить лучше нас, а сейчас нашим детям и внукам говорят, что мы жили лучше… Я принадлежу к поколению, которое прошло дорогами войны, которое теперь уходит. Такого поколения больше не будет.

О СЕКРЕТЕ ДОЛГОЛЕТИЯ

Сила воли и любопытство к жизни

«В сотый раз меня спрашивают о секрете моего долголетия. И в сотый раз я объясняю, что секрета тут нет. Есть комплекс причин. Родители, спасибо им, наградили меня здоровым организмом. А я научился этот организм рационально эксплуатировать и не дергаться по пустякам. Правда, чтобы следовать этому рецепту, требуется некоторая сила воли. А она далеко не всегда, увы, придается таланту. Свое дело артист Зельдин всегда любил больше себя самого. А себя любил исключительно ради дела. Вот и весь секрет.

Немаловажное качество – и мое любопытство к жизни. Оно тоже способствует омоложению, отодвигает старость в сторону. Надо ощущать жизнь «в пальцах», какой бы она ни была, радостной или печальной. Завтра все может перемениться. Надо заниматься своей профессией с увлечением. Нужно не превращаться в обывателя, который смотрит на жизнь либо через окно своей квартиры, либо через окошко трамвая. Жизнь проходит мимо, трамвай проходит мимо. Из трамвая надо иногда выпрыгивать. Иначе самого интересного в жизни вы как раз и не узнаете.

Я не оставил студенческой привычки ходить на спектакли в театры, которые мне интересны. Как только человек замыкается на себе и своих проблемах, прислушивается не к пульсу жизни, а считает собственный пульс, каждое утро измеряет давление, становится рабом своего капризного желудка, он нередко обнаруживает у себя даже те болезни, которых нет. Я очень легок на подъем. Может быть, это выглядит как-то по-детски? Но это мое убеждение. Каждый человек, особенно творческий, должен сохранять в себе до седых волос что-то от ребенка.

Ну и спорт, конечно, его я любил с детства, еще когда в Твери гонял на коньках по реке Тьмака. Никаких секций я не посещал, о рекордах не думал. Занимался спортом ради собственного удовольствия. Плавал в бассейне, кажется, лет до 80. Плаваю до сих пор в море, бывая на фестивалях. Плаваю, даже когда температура воды 18, а то и 15 градусов. У меня старая закалка, на даче я все лето, независимо от погоды, принимаю холодный душ.

Мне приходилось постоянно держать форму, иногда даже сидел на диете. В день спектакля ел только утром – бульончик, кусочек курицы или бифштекс. Днем – обязательно поспать. А после двух часов дня – никакой еды. На сытый желудок играть Альдемаро (в «Учителе танцев») просто невозможно. Ну и, естественно, никаких возлияний. Это как раз было самое легкое. Я же не пил никогда. Но нельзя было ни холодной воды, ни сока, ни кваса, что бы связки не застудить и не хрипеть потом на сцене в любовном дуэте».

На сцене родного Театра Красной Армии Зельдин дебютировал в спектакле «Учитель танцев» в 1946 году. Фото: Фред ГРИНБЕРГ/РИА Новости

СПРАВКА «КП»

Владимир ЗЕЛЬДИН родился 10 февраля 1915 года в городе Козлов (ныне – Мичуринск , Тамбовская область), в семье музыканта Михаила Евгеньевича и учительницы Анны Николаевны Зельдиных. Отец был тромбонистом, дирижером, военным капельмейстером. Владимир Зельдин освоил трубу, рояль и скрипку, что очень пригодилось ему в жизни.

В январе 1946 года дебютировал в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега на сцене Театра Красной (ныне Российской) Армии. В этом театре Зельдин служил до самой смерти.

Самые известные фильмы артиста – «Свинарка и пастух», «Семья Оппенгейм», «Карнавальная ночь», «Сказание о земле Сибирской», «Дядя Ваня», «31 июня»,«Десять негритят».

До своей кончины Зельдин оставался старейшим действующим актером планеты. Свой 101-й день рождения артист встретил на сцене родного театра, где сыграл главную роль в посвященном ему спектакле «Танцы с учителем».

В ТЕМУ

Геронтолог Владимир Хавинсон – о длинной жизни Владимира Зельдина: «Дело в феноменальной генетике, а не в гречневой каше»

Актер ушел накануне в 101-летнем возрасте – почти до последнего дня он играл на сцене. Как? Есть восемь секретов

Каждый раз, когда я брала интервью у Владимира Зельдина, разговор так или иначе заходил о секрете его долголетия. И физического, и творческого. Надо отдать должное Владимиру Михайловичу – на эту тему, наверняка ему поднадоевшую, он терпеливо и подробно отвечал.

Мы попросили прокомментировать его ответы президента европейской ассоциации геронтологии, членкора РАН, профессора Владимира Хавинсона . Кстати, Владимир Хацкелевич тоже беседовал с актером-долгожителем, и тоже с профессиональным интересом. Пару лет назад Зельдина пригласили на конференцию по геронтологии. К удивлению профессоров и академиков, Владимир Михайлович без посторонней помощи поднялся на трибуну, откуда здраво и независимо отвечал на вопросы изумленной аудитории. (подробности)

Ссылка на основную публикацию