Дети Юрия Вяземского

Юрий Вяземский

Имя: Юрий Вяземский (Yury Vyazemsky)
Дата рождения: 5 июня 1951 г.
Знак зодиака: Близнецы
Возраст: 67 лет
Место рождения: Санкт-Петербург
Рост:
Деятельность: писатель, педагог, философ, телеведущий
Образование: МГИМО
Семейное положение: женат

Биография

Юрия Павловича Вяземского хорошо знают поклонники яркой и познавательной передачи для школьников “Умники и умницы”, её бессменного ведущего, большого интеллектуала, писателя и философа. еще Юрий Вяземский успевает заведовать кафедрой литературы в МГИМО.

Детство, семья

Настоящая фамилия Юрия – Симонов. Он коренной ленинградец с богатейшей историей и биографией. Деда расстреляли во времена Сталина. За ним под расстрел попала и бабушка. Отца – Павла Станкевича усыновили. Мальчик получил фамилию усыновителя, скульптора Симонова. Мальчику дали прекрасное образование, он стал биофизиком. Дед ведущего телепередачи был известным в своих кругах историком. Сергей Вяземский создавал архив истории Санкт-Петербурга. Изучив родословную Юрия, стало понятно, откуда врождённая интеллигентность и воспитанность появились у современного юноши.

Его дед, носивший фамилию Вяземский, имел дворянское происхождение. У Юрия есть родная сестра, которая стала известной актрисой – Евгения Симонова. Мальчик родился болезненным ребёнком, которому были не рекомендованы перемены климата. По этой причине, при принятии решения переезда в Москву, Юру оставили в родном городе у бабушки с дедушкой. Родители, взяв маленькую Женю, перебрались в столицу России. Юрий учился музыке в консерватории Ленинграда. Когда его организм окреп, он перебрался к семье.

Учёба

В Москве для Вяземского тоже не прошло время даром: он прошёл спецшколу иностранных языков, учился в МГИМО на факультете международной журналистики. Первым местом работы после получения диплома стал журнал «Международная жизнь». Сестра Евгения успешно сдала вступительные экзамены в театральное училище. Юрий на спор, в котором принимал участие Леонид Ярмольник, тоже поступил в «Щуку», но через полгода учёбы сразу понял, что профессия актёра не для него.

Литература

Используя материнскую фамилию как псевдоним, Юрий Павлович начинает писать. Первая книга включала в себя первые рассказы начинающегося писателя. «Литературная газета» на своих страницах поместила высокую оценку на книгу Вяземского. Первая повесть автора под названием «Шут» поднимала актуальные вопросы воспитания. В дальнейшем она легла в основу сценария для фильма Андрея Эшпая с аналогичным названием.

Перу писателя принадлежит труд по философии, многие научные статьи и публикации. По материалам телепередачи «Умники и умницы» Юрий Павлович выпустил целую серию книг вопросов и ответов. Огромный интерес для писателя представляет евангельская тема, которой он посвящает несколько произведений. Одна из книг была написана как роман-автобиография.

Работа

Одним из главных моментов в биографии Юрия Павловича было назначение его заведующим одной из кафедр МГИМО. До сих пор это его основное место работы. Прекрасные лекции, благодарные ученики, уважение коллег – это маленькая толика того, что заслуживает талант Вяземского. С 1990 года Юрия Павловича увидели зрители канала «ОРТ» на своих голубых экранах.

Программа “Умники и умницы”, созданная для подростков, давала возможность не только проверить интеллектуальные способности выпускников нашей страны, но и дать им возможность поступить в престижные вузы. Семеро победителей телевизионной игры имеют право учиться в МГИМО. Программа ведущего имеет три премии «ТЭФФИ», она имеет признание за рубежом.

Личная жизнь

Вяземский вёл к алтарю своих возлюбленных два раза. Первый раз юноша влюбился ещё в школе, девятиклассник дождался, когда его девушка достигнет совершеннолетия, и женился на ней. В браке родились Анастасия и Ксения. С взрослением девочек, супруги поняли, что их чувства постепенно угасали. Дело окончилось мирным разводом. Анастасия уехала в Швейцарию. Ксения переехала в Лондон. Они устроили свою личную жизнь. Теперь у счастливого деда Юрия Павловича пять внуков.

Вяземский нашёл свою половинку в лице преподавательницы французского языка Татьяны. Женщина является подругой и активной помощницей для профессора во всех его проектах. У Татьяны, как и у Юрия, есть ребёнок от первого брака. Её сын Сергей прекрасно общается с новым мужем своей матери.

Юрий Вяземский сейчас

Юрий Павлович огромное внимание уделяет своей преподавательской работе и литературной деятельности. Он часто публикуется в православных журналах, самый популярный из них – журнал «Фома». Профессор часто встречается с молодёжью в разных городах России. Вяземский относится к современным студентам очень внимательно.

Он, как тонкий психолог, отмечает и положительные и отрицательные стороны молодых людей. Для Вяземского первых у современной молодёжи гораздо больше. В настоящее время много говорят о новой форме обучения школьников – ФГОС. Профессор горячо поддерживает новые единые стандарты в образовании.


Юрий Вяземский

Биография

Юрий Павлович Вяземский (Симонов) – яркий представителей современной российской интеллигенции. Большинству из зрителей он знаком как телеведущий передачи «Умники и умницы». Помимо этого, Юрий Павлович – писатель, философ и заведующий кафедрой мировой литературы в МГИМО. А еще – эрудит и полиглот, свободно владеющий пятью языками.

Юрий Симонов родился в Ленинграде в начале лета 1951 года. История семьи такова, что на ее основании можно написать увлекательный и трагичный роман. Дед по отцу, носивший фамилию Станкевич, в сталинские времена был осужден по делу Михаила Тухачевского и расстрелян. Вскоре расстреляли и бабушку. Осиротевшего мальчика Павла Станкевича усыновил скульптор Василий Симонов, который и дал ребенку свою фамилию. Так отец телеведущего стал Павлом Симоновым, впоследствии биофизиком, психологом и академиком.

Писатель, философ и телеведущий Юрий Вяземский

Известным человеком оказался и второй дед телеведущего – Сергей Вяземский, историк и создатель богатейшего архива истории Санкт-Петербурга, дворянин по происхождению.

Павел Симонов и Ольга Вяземская поженились, и в этом браке на свет родились двое детей – Юрий Симонов (позже взявший фамилию матери в качестве творческого псевдонима) и актриса Евгения Симонова. Так как Юрий в детстве часто болел, на семейном совете было принято решение оставить ребенка в Ленинграде с бабушкой и дедушкой. Родители с дочерью отправились в Москву. Это время для Юрия не прошло даром, так как ему посчастливилось поучиться в музыкальной десятилетке при Ленинградской консерватории. В 9 лет мальчик переехал в столицу.

Юрий Вяземский с сестрой Евгенией Симоновой

В столице Юрий Вяземский учился в спецшколе с углубленным изучением иностранных языков, после окончания которой поступил в МГИМО, выбрав факультет международной журналистики.

После получения диплома МГИМО Симонов-Вяземский одно время трудился в журнале «Международная жизнь». А когда сестра Евгения Симонова поступила в Щукинское театральное училище, поспорил с ее однокурсниками Юрием Васильевым и Леонидом Ярмольником, что тоже поступит в «Щуку». И выиграл спор. Но в училище проучился только полгода, вовремя поняв, что ошибся.

Творчество

Взяв фамилию матери в качестве псевдонима, Юрий Павлович направил силы на литературную деятельность. В 1982 году Вяземский выпустил первую книгу, в которую вошли рассказы и повесть «Шут». Высокая оценка этому произведению была дана в рецензии, которую разместила влиятельная «Литературная газета».

Юрий Вяземский

В повести Вяземский раскрывал тему нравственного воспитания молодежи. Главный герой произведения молодого писателя – юноша, наделенный интеллектуальными способностями, который из чувства обиды начинает мстить окружающим. В 1988 году по мотивам повести режиссером Андреем Эшпаем был снят одноименный фильм. Для написания сценария был привлечен автор произведения.

Но писатель не стал углубляться в публицистику, а пошел другим путем. Через год Юрий Вяземский выпустил философский труд «О происхождении духовности», который написал вместе со своим отцом Павлом Симоновым. Затем последовали научные публикации «И на земле мир» (1993), «Открытое письмо Ивану Карамазову» (1994), «Вооружение Одиссея» (2003).

Писатель и телеведущий Юрий Вяземский

В 1993 году биография Юрия Вяземского обогатилась еще одной главой: Юрия Павловича назначили заведующим кафедрой мировой литературы МГИМО. Он и сегодня здесь работает: читает лекции на русском и английском языках по нескольким дисциплинам культурной и религиозной направленности. Юрий Вяземский по праву считается культовым преподавателем МГИМО. По словам коллег, студенты относятся к нему как к родному отцу. На совместных фото, которые попадают в прессу, по горящим глазам учеников Вяземского можно судить о правоте этого суждения.

В начале 1990-х Юрий Вяземский начал работать на канале «ОРТ». Писатель придумал и создал уникальную просветительскую программу для детей и подростков «Умники и умницы», аналогов которой на тот момент не было нигде в мире. Интеллектуальная олимпиада для подростков сразу же набрала высокие рейтинги. Каждый год 7 победителей телешоу получают право учиться в МГИМО.

Юрий Вяземский в программе «Умники и умницы»

Участникам каждого выпуска для подготовки материала на заданную тему дается месяц. Задача программы – подготовить эрудитов для поступления в престижный вуз страны и познакомить публику со страницами мировой истории и культуры. Как утверждает Юрий Вяземский, создавал он эту программу ради своего развлечения.

Программа Вяземского трижды награждалась премией «ТЭФФИ». В 2003 году получила признание за рубежом. На телевизионном фестивале в Нью-Йорке «Умники и умницы» вошла в финал конкурса.

Юрий Вяземский на встрече с читателями

С 2010 года Юрий Павлович выпускает серию книг, которая основана на материале, используемом в передачах. Это сборники вопросов и ответов в разных областях науки. Одним из популярных изданий этой серии стала книга «От Данте Алигьери до Астрид Эриксон», выпущенная в 2014 году.

Кроме того, в это же время Юрий Вяземский принялся работать над произведениями евангельской тематики «Бедный попугай или юность Пилата» (2012), «Великий любовник или юность Понтия Пилата» (2013). Произведения представляют собой жанровое смешение художественного, исторического и философского взглядов. Первой книгой этой серии стало произведение «Детство Понтия Пилата: трудный вторник», написанное в форме романа-автобиографии.

Личная жизнь

У Юрия Вяземского было два брака. Первой супругой ведущего стала одноклассница, в которую Юра влюбился в 9 классе, а женился в 1970 году, когда юноше исполнилось 19. В этом союзе родились две дочери – Анастасия и Ксения. Но когда девочки подросли, супруги поняли, что былых чувств больше нет. Пара мирно разошлась.

Старшая дочь Вяземского, Анастасия, живет в Швейцарии. Младшая Ксения в Лондоне. Дочери подарили отцу пятерых внуков.

Юрий Вяземский с женой

Личная жизнь Вяземского наладилась уже в зрелом возрасте. Юрий Павлович встретил нынешнюю жену Татьяну, преподавательницу французского языка по профессии. Уже многие годы Татьяна Александровна работает вместе с мужем: супруга – шеф-редактор программы «Умники и умницы», а также является исполнительным директором телестудии «ТВ-образ», которую создал ее муж.

Общих детей у супругов нет, но у Юрия Павловича замечательные отношения с сыном Татьяны Александровны от первого брака – Сергеем.

Юрий Вяземский сейчас

Юрий Вяземский глубоко религиозный человек, его статьи часто печатаются в православном журнале «Фома». Труды Юрия Павловича высоко ценит российский церковный и общественный деятель Владимир Романович Легойда.

Сейчас писатель продолжает продвигать интеллектуальный проект «Умники и умницы». С просветительскими и ознакомительными встречами профессор МГИМО побывал уже во многих городах России, в числе последних – Воронеж и Великий Новгород. Юрий Вяземский оценивает современную молодежь в позитивном ключе, отмечая, что студенты большую часть времени заняты поиском путей самовыражения, меньше врут, чем было во времена Советского Союза. К минусам молодого поколения профессор отнес желание больше отдыхать, чем работать, а также стремление к карьерному росту ради улучшения материальных благ.

Юрий Вяземский

На собрании Совета Федерации, которое состоялось в марте 2018 года, Юрий Вяземский выступил с предложением по открытию филиалов образовательного центра «Сириус» по всей России. Основным кредо образовательной программы, предложенной профессором МГИМО, стали два понятия: самообразование и трудолюбие.

Свое слово Вяземский произнес в пользу разрабатываемых ФГОСов. Юрий Вяземский считает, что должны быть единые стандарты образования. Основная программа будет занимать 70% учебного времени, тогда как на дополнительные занятия будет отведено 30%.

Юрий Вяземский, писатель, телеведущий: биография, личная жизнь. Ведущий телевизионной программы «Умницы и умники»

Этот человек отличается необычайным обаянием, глубинной эрудицией, широчайшим кругозором. Эти качества помогли ему реализоваться сразу в нескольких профессиональных амплуа. Сегодня его знает каждый второй школьник.

И, конечно же, Юрий Вяземский получил еще большую славу и признание, когда стал ведущим интеллектуальной олимпиады для детей «Умники и умницы», где учащиеся со всей России соревнуются в умственных способностях и широте познаний. А еще он зарекомендовал себя как талантливый писатель, выпустив целую серию книг на историческую тематику. Следует отметить, что Юрий Вяземский всегда старался уделять внимание раскрытию потенциала у детей. Однако сам он считает себя не самым примерным отцом и дедом.

В биографии Вяземского имеется немало интересных и примечательных фактов. Раскроем их более подробно.

Родословная

Уже ответ на вопрос о том, кем были предки известного ныне литератора и телеведущего, содержит в себе интригу. Ранее на «Первом канале» транслировалась передача, посвященная родословной Вяземских. Как оказалось, Юрий Павлович оказался представителем знатного рода, который связан кровными узами с самими Рюриковичами. А начало родословной ведется от князя Афанасия Ивановича Вяземского, который был правой рукой царя Ивана Грозного. Предок писателя и телеведущего поддерживал политику опричнины и собственноручно исполнял приказы государя в отношении тех, кто был признан «государевым преступником». Однако спустя некоторое время Афанасий Иванович сам попал в немилость царя, после чего его обвинили в измене. Сам князь скончался от жестоких пыток, а всех его родственников сослали в глухие края, лишив привилегий и титулов.

Дед по отцовской линии (фамилия – Станкевич) имел литовские и польские корни. Во второй половине 30-х он стал фигурантом «дела маршала Тухочевского» и был арестован чекистами. Советский суд установил вину Станкевича, после чего его расстреляли. Бабушка, испугавшись, что такая же участь может постигнуть и ее, и сына Павла, незамедлительно выходит замуж за человека невысокого чина.

Читайте также:  Дети Ирины Безруковой

Но чекисты потом узнали, что мать Павла происходила из дворянского рода, и казнили ее. Малолетний сын стал воспитываться в приемной семье скульптора Василия Симонова, который и дал пасынку свое отчество и фамилию.

Что касается деда по материнской линии, то он профессионально занимался исторической наукой. Ему удалось собрать гигантский архив, который содержал бесценную информацию о прошлом города на Неве. Дед тоже происходил из дворян, но по понятным причинам старался скрывать свою родословную.

Отец писателя и телеведущего занимался врачеванием и был экспертом в области физиологии, а мать преподавала учащимся иностранные языки.

Годы детства и юности

Вяземский Юрий Павлович является уроженцем Северной столицы. Он появился на свет 5 июня 1951 года. Следует отметить, что с ранних лет воспитанием телеведущего викторины «Умники и умницы» занималась его бабушка. Дело в том, что отца перевели после академии в Москву, определив его на работу в клинический госпиталь им. Бурденко. Вскоре к нему в столицу уехали мать и сестра Женя. Но Юрий Вяземский сегодня благодарит судьбу за то, что бабушка и частично дед, обогащенные житейским опытом и мудростью, занимались до 12 лет его нравственным и духовным развитием. Он занимался музыкой в государственной консерватории им. Римского-Корсакова, поскольку родственники видели в Юре способности к этому виду искусства.

На протяжении нескольких лет он музицировал на скрипке.

Мечта

Но сам Юрий Вяземский тяготел к другому. Подросток грезил о карьере актера, представляя, как он играет роли в театре и кино. Музыка не была ему безразлична, но связывать свою жизнь с этим искусством Юрий в тот момент был пока не готов. Хотя он и не возражал против того, чтобы стать оперным певцом. «У меня еще будет время выбрать профессию», – рассуждал Вяземский Юрий Павлович. Семья его неожиданно воссоединилась в первой половине 60-х, после чего в воспитание Юрия внес свою лепту отец, который за свои заслуги в области медицины удостоился высокого звания: академик Российской академии наук. Отец и сын много времени проводили вместе и в духовном плане очень сблизились. Общение с родителем вскоре сподвигло юношу уже всерьез задуматься над тем, каково его место в этой жизни. Юрий Вяземский тогда выбирал между тремя направлениями: оперным искусством, балетным искусством и искусством лицедейства. Но вскоре он бросает музыкальную школу и поступает в учебное заведение с углубленным изучением английского языка. Юноша просит маму дополнительно позаниматься с ним английским и следующие полгода усердно занимается изучением этого языка.

МГИМО

Получив аттестат зрелости, Вяземский Юрий Павлович становится студентом МГИМО, заранее выбрав для себя факультет международной журналистики. Сокурсники и знакомые молодого человека попросту недоумевали, почему он остановился на этой профессии. Вряд ли на первом и втором курсах института Юрий Павлович сам мог ответить на этот вопрос, но, как показало время, его выбор оказался правильным.

Сейчас стены МГИМО ему кажутся, как никогда, родными, а преподавание в них – одна из главных его «миссий». Тем не менее, получив диплом журналиста-международника, юноша идет работать по специальности. Но терять связь с МГИМО он категорически не хотел, поэтому и поступил в аспирантуру на заочное обучение.

Юрий Вяземский, биография которого содержит немало интересного и примечательного, трудоустраивается работать в «профильный» журнал «Международная жизнь». Параллельно с этим он занимается переводами в различных международных компаниях.

Щукинское

Но занимаясь журналистикой, Юрий Павлович часто вспоминает о свое детской мечте – стать театральным актером. Однажды он поспорил с приятелем, что ему вполне по силам поступить в театральное училище им. Щукина. И Вяземскому действительно это удалось. Однако, проучившись всего семестр, Юрий Павлович вынужден был ретироваться. Дело в том, что появилась острая нужда заботиться о хлебе насущном, поскольку выпускник МГИМО стал женатым человеком, а в его семье родился ребенок. К тому же он вдруг понял, что актерская профессия – это тяжелая ноша, с которой, возможно, ему не справиться. Вяземского тяготил тот факт, что режиссер может месяцами, а то и годами, обделять актера ролями.

Поприще писателя

Непростые размышления о судьбе актера сподвигли Юрия Павловича сесть за перо. Спустя некоторое время он напишет свое первое литературное произведение, посвященное тяжелым будням, которые проводят лицедеи в храме Мельпомены. Его постепенно увлекает нива писательства, где он и сценарист, и режиссер, и директор в одном лице. Спустя некоторое время на суд читателя выходит первая повесть Вяземского под названием «Пушки привезли». Это произведение, в котором автор поднимает извечную проблему поиска своего «я» в этом мире, маэстро посвятил сестре Евгении Симоновой.

В 1982 году издается дебютная книга Юрия Павловича, состоящая из нескольких рассказов и повести «Шут», в которой обыкновенный школьник Валя Тряпичников поднимает глубокие проблемы нравственности. В настоящее время библиография писателя насчитывает более 20 литературных работ.

“Я пишу для “умных. “

Причем он повествует не только о событиях прошлого, но и касается религиозных тем, которые современный читатель, возможно, и не готов воспринимать, поэтому некоторые сомневаются, что такие произведения будут востребованы. Однако у маэстро имеется своя точка зрения на этот счет. «Я не приемлю выражение «массовый читатель». Я пишу для «умных», а таких в нашей стране немало», – заявляет Юрий Вяземский. Книги писателя заставляют задуматься о проблеме предназначения человека в обществе, в котором он живет.

В конце 80-х он вместе с отцом Петром Симоновым и экспертом в области искусствоведения П. Ершовым выпускает совместное религиозно-философское произведение «Происхождение духовности». Название говорит само за себя.

Власть, духовность, роль человека в социуме – вот те проблемы, на которые пытается обратить внимание современного человека Юрий Вяземский. Книги – это его инструмент, посредством которого он пытается достучаться до сознания людей, которые сегодня живут в атмосфере безразличия к бедам ближнего и отсутствия добродетели.

Телевидение

В начале 90-х писатель решает сделать перерыв в своем творчестве. Одна из коллег, работавшая редактором издательства «Молодая гвардия», советует Вяземскому попробовать свои силы на телевидении. Дирекция ТВ подыскивала ведущего для новой передачи. Юрий Павлович, не лишенный телегеничности, прошел отбор, но вскоре проект был закрыт. Но в качестве альтернативы Вяземскому предложили придумать собственную программу и стать ее ведущим. Идея показалась тому перспективной, и он становится автором телевизионного литературного конкурса «Образ», участниками которого были школьники старших классов. Вяземский ведет проект вплоть до начала событий, которые вошли в российскую историю как Августовский путч. Творческая атмосфера на телевидении меняется, и Юрий Павлович не желает работать в новых условиях.

Однако в 1992 году дирекция телеканала «Останкино» просит вернуться Вяземского обратно.

«Умники и умницы»

Тем более что запускался новый проект для подростков. Писатель все тщательно обдумал и, поскольку очень сильно хотел поработать с детской аудиторией, согласился вновь поработать на ТВ. Ему доверили вести программу «Умники». Но ее первоначальный вариант был несколько сыроват, поэтому дирекция «Останкино» предложила Вяземскому немного доработать проект и стать его ведущим. Так появилась теперь уже всеми любимая передача «Умники и умницы». Цель ее заключалась и по сей день заключается в том, чтобы выявлять молодые кадры, которые могут блеснуть знаниями и интеллектом. Причем принять участие в викторине могут старшеклассники, проживающие в любой географической точке России. Ну а в качестве награды ведущий Юрий Вяземский «лучших из лучших» удостаивает права стать студентами МГИМО без экзаменов. Вот уже более 20 лет передача выходит в эфире “Первого канала” и ее рейтинги остаются стабильно высокими. Но даже когда по причине недостатка финансирования «Умники и умницы» закрывали, Юрий Павлович на собственные средства продолжал выпускать программу.

Регалии

Он неоднократно удостаивался престижной телевизионной награды «ТЭФИ» за создание ныне популярной телевикторины для детей. Сегодня он заведует кафедрой мировой литературы и культуры в родном университете.

Кроме этого, Юрий Вяземский (“Умники и умницы”) участвует в создании сериалов исторической тематики. В 2006 году писатель удостоился звания Заслуженный работник культуры РФ.

Вне профессии

Юрий Вяземский, личная жизнь которого сегодня складывается наилучшим образом, был дважды женат. Первой супругой писателя оказалась его одноклассница. В этом браке родились дочери Анастасия и Ксения. Сегодня они постоянно живут за границей.

Второй избранницей Юрия Павловича стала Татьяна Смирнова. Жена Юрия Вяземского работает шеф-редактором программы «Умники и умницы». В этом браке у него детей нет, но он воспитал пасынка Сергея. В настоящее время ведущий телевикторины для детей живет и работает в столице.

Юрий Вяземский – биография, информация, личная жизнь

Юрий Вяземский

Юрий Павлович Вяземский (урожденный Станкевич). Родился 5 июня 1951 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский и российский писатель, философ, телеведущий. Кандидат исторических наук, профессор. Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2006). Ведущий программы «Умницы и умники».

Юрий Вяземский родился 5 июня 1951 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Отец – Павел Васильевич Симонов (урожденный Станкевич; 1926-2002), советский, российский психофизиолог, биофизик и психолог. Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный профессор МГУ. Лауреат Государственной премии СССР за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека.

Мать – Ольга Сергеевна Вяземская (1924-1991), преподаватель иностранного языка.

Дед – Станислав Венедиктович Станкевич (1895-1937), уроженец и житель Ленинграда, поляк, беспартийный, временно исполняющий должность начальника отделения продовольственно-фуражного отдела ЛВО, интендант 3-го ранга (капитан). Арестован 5 октября 1937 года, расстрелян 12 ноября 1937 года.

Младшая сестра – Евгения Павловна Симонова (род. 1 июня 1955), советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка РФ.

О своей фамилии говорил: “Станкевич мне показалась слишком польской фамилией. Хотя у меня много кровей намешано, но в глубине души я русский. И я взял фамилию Вяземский, плохо понимая, на что я иду. И практически сразу же начались издевательства. Первые говорили: «Это псевдоним? А почему не Пушкин?» А вторые говорили: «Вяземский – очень красивая фамилия. А почему не Трубецкой или Оболенский? Или Волконский?»”.

Окончил факультет международной журналистики МГИМО. В 1978 году защитил кандидатскую диссертацию «Идейно-политическая борьба в рабочем движении скандинавских стран по проблемам западноевропейской интеграции (конец 1960-х – начало 1970-х годов)».

Владеет пятью языками: английским, французским, шведским, немецким и испанским.

В 1976 году дебютировал в кино – сыграл в ленте «Место спринтера вакантно». В 1978 году снялся в популярном художественном фильме «Баламут» в роли преподавателя английского языка.

Юрий Вяземский в фильме “Баламут”

Работал в журнале «Международная жизнь».

В 1988 году написал сценарий для фильма «Шут» режиссера Андрея Эшпая. В основе сценария – одноименная повесть Юрия Вяземского. По сюжету действие фильма происходит в Москве. Пользуясь интеллектуальным превосходством, подросток Валя Успенский утонченно и безжалостно мстит окружающим за малые и большие обиды. Он считает себя «психологом по призванию», и, используя особую систему приёмов, которые он называет шутэнами, юноша постоянно производит психологические эксперименты над окружающими. Порой его развлечения бывают достаточно жестокими, с другой стороны неординарность юноши вызывает интерес со стороны самой симпатичной одноклассницы Ирины Богдановой.

Юрий Вяземский и Евгения Симонова

Автор ряда художественных произведений – «Банда справедливости», «Пушки привезли», романа «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник», а научных и научно-популярных работ – «Происхождение духовности», «Вооружение Одиссея» и др.

В 1989 году создал свою первую телепрограмму для юношества – «Образ».

Автор и ведущий интеллектуальной телеолимпиады для старшеклассников «Умницы и умники».

Программа начала выходить на Первом канале с 29 ноября 1992 года. Вяземский придумал, что передача должна существовать в форме телевизионной олимпиады, главный приз которой – поступление в МГИМО без экзаменов. Все вопросы, за исключением тематики русского языка, придумываются Юрием Вяземским.

Состязание проходит на темы из самых широких областей гуманитарных знаний – всемирная история, обществознание, мировая литература, культура, география, политология и дипломатия, каждая программа обычно посвящена определённой теме. Принять участие в олимпиаде могут юноши и девушки из самых различных регионов России и ближнего зарубежья. Олимпиада длится в период учебного года со второй половины сентября по конец мая или начало июня. Состязание разделяется на четвертьфинальные, полуфинальные игры и финал. Каждая программа по терминологии передачи именуется агон (от греч. «состязание», «соревнование»). В каждом агоне участвуют теоретики (школьники, не выходящие на игровые дорожки) и агонисты (школьники, состязающиеся на игровых дорожках). В течение одного этапа (несколько агонов) участники успевают побывать как теоретиками, так и агонистами. В полуфиналах появляется также категория игроков-зрителей.

Юрий Вяземский в программе “Умницы и умники”

В 1996, 2006, 2014 и 2016 годах телепередача стала обладателем высшей телевизионной награды «ТЭФИ» в номинации «Лучшая программа для детей», а в 2002 году – в номинации «Лучшая просветительская программа».

Программа послужила толчком в карьере многих деятелей науки, культуры, журналистики и политики. Среди них были Андрей Виноградов (участвовал в сезоне 1992/1993 годов, отказался от главного приза), Ксения Полтева (участвовала в сезоне 1997/1998 годов), Юлия Мамочева (участвовала в сезоне 2010/2011 годов), Кира Ярмыш (участвовала в сезонах 2005/2006 и 2006/2007) – впоследствии пресс-секретарь Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального.

С 26 июля 2010 года – член Патриаршего совета по культуре Русской православной церкви.

В марте 2018 года Юрий Вяземский выступил на собрании Совета Федерации с предложением по открытию филиалов образовательного центра «Сириус» по всей России.

Часто публикуется в православном журнале «Фома». “Я исповедую, что человек от животного отличается тем, что он верующий. Я вообще считаю, что правильное название человека не homo sapiens, а homo religiosus. Неверующих людей нет. Если они есть, то это дебилы, которые вообще не задумываются ни о чем. Атеисты – люди, которые исповедуют атеизм – отрицательную форму веры в то, что Бога не существует”, – считает Юрий Вяземский.

Читайте также:  Дети Анны Легчиловой

Личная жизнь Юрия Вяземского:

Дважды был женат.

Первый раз женился в 1970 году на своей однокласснице Ирине.

В браке родились две дочери – Анастасия и Ксения.

Дочь Анастасия окончила Литературный институт, отделение переводчиков. Ее первый муж работал дипломатом в Ливане и там погиб. Потом она снова вышла замуж и уехала с супругом в Голландию. Сейчас у нее третий брак со швейцарцем и трое детей от каждого из мужей.

Дочь Ксения окончила МГИМО, проживает в Лондоне. У нее есть дочь Ольга и сын Джордж.

Внуки – Сергей (1994), Элиза и Ольга (2001).

Анастасия и Ксения – дочери Юрия Вяземского

Вторая жена – Татьяна Александровна, в прошлом преподавательница французского языка. Имеет сына Сергея от предыдущего брака.

Татьяна Александровна – шеф-редактор программы «Умники и умницы», также является исполнительным директором телестудии «ТВ-образ».

Юрий Вяземский и жена Татьяна

Фильмография Юрия Вяземского:

1976 – Место спринтера вакантно
1978 – Баламут – знакомый Валентины Николаевны, преподаватель английского языка (нет в титрах)

Сценарии Юрия Вяземского:

1988 – Шут (в титрах Юрий Симонов)

Библиография Юрия Вяземского:

2008 – Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник
2009 – Странные умники: Сборник
2010 – Детство Понтия Пилата. Трудный вторник
2010 – Бэстолоч
2012 – Бедный попугай, или Юность Пилата. Трудный вторник
2012 – Прощать – предпоследняя ступенька к Богу
2012 – Атеизм или квазирелигия
2013 – Великий любовник. Юность Понтия Пилата
2013 – Если ты не видишь, что твоя душа – вечна, тебя фактически нет
2014 – Церковь и моська

Награды и звания Юрия Вяземского:

– Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2006)
– Орден Дружбы (2008)
– Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (2011)
– Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени (2016).

Юрий Вяземский: Горе-врачи поставили мне диагноз – рак

С первой супругой телеведущий жил в страшном блуде

В уходящем году Юрий ВЯЗЕМСКИЙ, ведущий интеллектуальной телевикторины для старшеклассников «Умники и умницы», отметил 60-летний юбилей. Старший брат актрисы Евгении СИМОНОВОЙ, член Патриаршего совета по культуре, писатель и профессор МГИМО дает победителям своей передачи уникальный шанс – поступить без экзаменов в престижный вуз, где преподает.

– Мы с женой прожили здесь 20 лет, – рассказал Вяземский, встречая нас в своих однокомнатных «хоромах», неподалеку от «Останкино». – Из-за недостатка места Татьяне приходилось спать на кухне. Недавно купили в этом же доме новую квартиру. Пародист Михаил Грушевский решил улучшить жилищные условия и, когда съезжал, предложил нам свои квадратные метры. А эту квартиру я продолжаю использовать как рабочий кабинет. Конечно, тут нужен серьезный ремонт, но на него потребуется много времени. А я постоянно должен писать и так устроен, что работать могу только в этой намоленной комнате.

Бренчание драгоценностями

– Недавно несколько победителей программы «Самый умный», которую ведет Тина Канделаки, покончили с собой. Вундеркинды чувствовали себя чужими в этой жизни. А с вашими подопечными ничего подобного не происходило?

– Увы, талантливым детям тяжело пробиваться. Участникам программы я стараюсь помочь, а путевку в жизнь дает Всевышний. Канделаки – женщина непростая. Красота – страшная, коварная сила… Я же – человек попроще, и программа у меня поспокойнее. С моими ребятами, слава богу, все хорошо. Люблю вспоминать свой первый выпуск. В нем победила девушка Елена Ершова. Ее предок – знаменитый Петр Ершов – написал сказку «Конек-горбунок». Леночка сейчас живет в Исландии, преподает древнюю литературу, помогает с переводом нашим делегациям.

– Говорят, ваша супруга Татьяна Смирнова, которая тоже работает на «Умниках и умницах», на отборе ведет себя очень строго.

– У нас так заранее распределено: я – добрый, Таня – суровая. Наши участники совсем не маленькие, им по 16 лет. Я их поддерживаю, успокаиваю, либеральничаю. С другой стороны, нужна жесткая дисциплина, особенно с «утомленными солнцем» москвичами. С регионалами – полегче, они более закаленные, понимают, что только сами себе могут помочь.

Юрий с сестрой – популярной актрисой Евгенией СИМОНОВОЙ

– В 2012 году вашей программе исполнится 20 лет. Откройте секрет, как долго держаться в эфире Первого, не имея головокружительных рейтингов?

– Для того чтобы получить максимальные рейтинги, создаются другие передачи, которые, впрочем, так долго и не живут. Исключение – КВН. Даже одна из моих любимых программ – «Что? Где? Когда?» в последнее время не радует отличными показателями и выходит в эфир ближе к ночи. Я благодарен Первому каналу за нежное отношение к нашей передаче.

– МГИМО, в котором вы много лет преподаете, считается одним из пафосных вузов страны. Правда, что честным путем попасть туда невозможно?

– Сейчас проблем нет: принесите хороший ЕГЭ, сдайте один экзамен и вы – студент. Понятно, что высокие баллы госэкзамена можно купить. Коррупция, которая из вузов перекочевала в школы, непобедима! Однажды к нам в МГИМО приехал парень из Дагестана, имеющий максимальный балл по русскому языку. Заполняя документы, в одном слове он сделал три ошибки. Если его и зачислили, уверен – через полгода вылетит за профнепригодность.

– Как относитесь к вашей выпускнице Ксении Собчак?

– Она окончила с красным дипломом, достаточно умная девушка. Ксения – неслучайный человек. Случайные люди так высоко не поднимаются. Яркая, раскрученная, умная. Но никогда бы в жизни не сказал, что хорошо к ней отношусь. Ее можно бесконечно упрекать, что я раньше и делал, а потом успокоился, поняв, что напоминаю Моську, которая лает на слона. У меня училась и замечательная Надя Михалкова. Ее папа Никита Сергеевич много чего мог позволить, но воспитание у Нади жесткое: никакого пафоса и бренчания драгоценностями. В МГИМО, как и во многих престижных вузах, учатся состоятельные студенты. Они приезжают на «феррари» и «хаммерах». Увы, в России нет той культуры, когда богатые люди специально покупают дешевые авто, чтобы не смущать других.

Раньше жена телеведущего – Татьяна Александровна преподавала французский язык, а теперь вместе с ним работает над «Умниками и умницами»

Пляска смерти

– В свое время вы тоже окончили МГИМО, а потом вслед за сестрой Евгенией Симоновой подали документы в Щукинское училище.

– Женечка в это время уже училась в Щуке, снималась в кино, ее курс постоянно приходил к нам домой. Блестящие педагоги, которые иногда пили водку со студентами, и уговорили меня прийти на конкурс. Там Владимир Этуш стал надо мной издеваться. Я тогда картавил, и Этуш в своей интеллигентной, но колкой манере потешался над этим недостатком. Почувствовав это, я разозлился и стал очень зло читать монолог и басню. Словом, меня приняли. Полгода учился, работал над этюдами, исправлял свое «р», а потом понял: не мое – и ушел. Зато еще крепче сдружился с Жениными однокурсниками: Юрием Васильевым, Леонидом Ярмольником, Альгисом Арлаускасом, Стасом Жданько. Последнего, кстати, считаю, самым талантливым. Жаль, что его жизнь оборвалась так рано.

Дочери ВЯЗЕМСКОГО Анастасия и Ксения

– Думаете, Жданько убила его возлюбленная Валентина Малявина или все-таки имело место саморанение?

– Уверен, что Стас сам себя убил. Они с Валей и в жизни играли пьесу Стриндберга «Пляска смерти». Поэтому, кто этот нож воткнул, для меня значения не имеет. Валя и Стас сами этого хотели, сами участвовали в безумном спектакле и, образно говоря, «прыгали с моста в надежде, что их кто-то поймает». Несправедливо, что Валя долго сидела за убийство. Думаю, Жданько хорошенько бы задал судьям, вернись он с того света.

– Вашей сестре Евгении Симоновой повезло, что она рано стала известной.

– Женя с легкостью может играть и принцессу, и простую девочку из «Афони», у нее присутствует пластичность натуры, а главное – трудолюбие. После окончания Щуки она вышла замуж за Сашу Кайдановского, родила дочку Зою. Я любил Кайдановского, восхищался его актерскими работами, но просто не переваривал и ненавидел как режиссера. Да и в быту он не был простым.

Детские припадки

– Правда, что по паспорту вы – Симонов?

– Да. Вяземский – мой творческий псевдоним. Это фамилия мамы. Вообще у нас в роду все интересно, мы носим фамилию, которая к нам никакого отношения не имеет. Мы были бы Станкевичами, если бы не 1937 год. В 11 лет моего отца усыновил блестящий скульптор Василий Симонов, когда деда, Станислава Станкевича, отправили в ссылку, а его жену – мою бабушку – расстреляли.

– В детстве вы жили в Ленинграде с бабушкой. А ваши родители с сестрой в Москве. Почему?

– Мой отец всегда жил в Первопрестольной и работал в Главном военном госпитале имени Бурденко. Мама поначалу со мной и сестрой была в Ленинграде, а потом, захватив Женю, перебралась в столицу к мужу. Не взяла с собой, потому что я рос нездоровым ребенком. Меня ни на секунду нельзя было выпускать из поля зрения: неожиданно отключалось сознание при полном сохранении моторики. Я не падал, но в этот момент мог сделать все что угодно: шагнуть под машину, упасть с моста. Чтобы вылечить эту загадочную болезнь, отец показывал меня разным врачам, но потом некий очень старый профессор сказал: «Болезнь либо сама пройдет, либо с ней ничего не сделаешь». И вот наступил день, когда один припадок следовал за другим. Я приходил в себя и тут же снова терял сознание, а потом это навсегда прекратилось. Мне было девять лет. И я наконец переехал в Москву. Учился неважно: физика, химия, математика никак не давались. Школу окончил благодаря тому, что учителя решили: «Еще одного учебного года с ним мы не выдержим!»

Настя с мужем-швейцарцем и их сыном Андре

– Как познакомились с первой женой?

– Мы учились в одном классе. Поначалу Ирина не обращала на меня внимания, а после девятого класса я поехал отдыхать в Свердловск, где научился играть на гитаре Высоцкого, курить и выпивать. Только после этого понял, что Ира стала смотреть на меня с интересом. После окончания школы мы уже жили вместе, а в 19 лет расписались в Грибоедовском загсе. Родились две дочки. Насте сейчас 36 лет, а Ксении – 32. Старшая окончила Литературный институт, отделение переводчиков. Ее первый муж работал дипломатом в Ливане и там погиб. Потом она снова вышла замуж и уехала с супругом в Голландию. А сейчас у нее третий брак со швейцарцем и трое детей от каждого из мужей.

– А как складывается жизнь у Ксении?

– Она окончила МГИМО, училась у меня. Как и ее сестра, вышла замуж за иностранца. Сейчас со своим англичанином живет в Лондоне. У них есть дочка Ольга, названная в честь моей мамы, и сын Джордж. Еще у меня есть пасынок – Сергей Смирнов, ребенок моей нынешней жены, ему 34 года. У Сережи три дочки.

– С первой супругой вы расстались из-за нынешней – Татьяны?

– Получается так. Считаю, что первый брак у меня – не настоящий. Мы же не были венчаны – только штамп в паспорте. Когда я впервые женился, в 1970-м, мы отправились путешествовать, заехали к моей двоюродной бабушке Вяземской. Она – верующий человек. Едва выяснила, что мы не венчались, сразу закричала, что это страшный блуд! Когда мы познакомились с Таней, пол-Москвы нас пытались развести. Все считали, раз есть дети от других браков – значит, не предназначены друг для друга. Но чем больше на нас давили, тем радостнее действовали наоборот. Татьяна 25 лет преподавала французский язык, а когда в 1998 году грянул кризис и над программой «Умники и умницы» нависла угроза закрытия, жена ушла с работы и стала мне во всем помогать.

– В свое время вам поставили страшный диагноз – рак легкого.

– На жену тогда было страшно смотреть. Я едва закончил свой первый исторический роман и понял, что его стоит срочно отредактировать. Мне собирались делать операцию, за исход которой никто не ручался. Но тут Елена Малышева, ведущая программы «Здоровье», отвезла меня к блестящему врачу Михаилу Давыдову. Он провел бронхоскопию. Она показала, что никакой онкологии нет! Просто – абсцесс, который уже взорвался. Конечно, это полное безобразие, когда ставят неверный диагноз. Потом подобная история повторилась с еще несколькими моими знакомыми. Причем в том же Онкоцентре на Каширке.

Юрий Вяземский и тайная комната

Среди студентов Юрия Вяземского немало тех, кто называет себя атеистами и выдвигает много претензий к Церкви. В ответ на это Юрий Павлович рассказывает им историю про «девятую комнату», в которой хранится очень важная тайна, и прикосновения к этой тайне, по его мнению, возмущенным молодым людям очень не хватает. Мы поговорили с ним об этой тайне, о «поколении селфи», но начать решили с одной популярной в Сети фотографии, происходящее на которой интересует очень многих.

— Юрий Павлович, по просторам соцсетей ходит фотография, на которой Вы и декан факультета международной журналистики МГИМО Ярослав Скворцов прямо в коридоре института стоите друг перед другом на коленях. Вы эту историю помните? Это просто ирония двух взрослых людей или что-то другое?

— Просто один раз мне захотелось поклониться этому замечательному человеку. А Ярослав Львович, который намного более знающий, намного более заслуженный человек, чем я, ответил на мой поклон по-дружески, ведь перед Богом, перед разумом, перед наукой мы равны. Но здесь есть и элемент некой, так сказать, интеллектуальной буффонады. Такое у меня не только со Скворцовым бывало!

— Многие из выпускников называют Вас учителем с большой буквы. А насколько это в руках учителя, преподавателя — повлиять на то, чтобы человек сделал выбор в пользу веры? Насколько это возможно или это принципиально невозможно?

— Этот вопрос для меня никогда отдельно не стоял, потому что, как мне кажется, всякий интересный для меня человек, он этой верой наполнен. Причем чем меньше он о ней говорит, тем веры-то, может быть, и больше.

На своих лекциях я неизбежно затрагиваю тему религии, ведь как говорить о культуре, не касаясь этого вопроса? Кроме того, чем дольше я живу, тем больше убеждаюсь: от всего другого живого мира нас отличает то, что человек — это существо религиозное, Homo religiosus.

Некоторые студенты на меня обижаются, говорят: а мы атеисты! Но для меня человек не может быть атеистом, потому что, по моей теории, внутри него есть своя «девятая комната»*, и в этой комнате живет религия. Может быть, совсем примитивная, связанная с суевериями. Может быть, неосознаваемая, полуосознаваемая, отрицаемая, — но ведь историки начинают фиксировать человека тогда, когда появляются кладбища, капища. Это первое, что свидетельствует о том, что здесь стоял человек. С этим он появляется и этим он отличается от животных. Человек растет в рамках религии, у него появляется эта «девятая комната», и она кардинально отличается от других «комнат», которые есть и у животных.

Атеизм для меня — это религия, иногда религия очень сложная. А иногда — просто поверхностный слой. Накануне нашего разговора я прочел интервью Бориса Корчевникова в июльском номере «Фомы», и Корчевников в нем как раз очень хорошо говорит о поверхностных атеистах.

Классический атеист для меня — это человек, который отрицает «девятую комнату», который о смерти не задумывается вообще. Когда у него умирает близкий человек, он просто вызывает труповозку и отправляет тело. Куда? Его не интересует, ведь человека уже нет. А вот если ты идешь на кладбище, справляешь девять дней, потом справляешь сороковины, поминаешь, ставишь на могилке водку с хлебом, возникает вопрос, действительно ли ты атеист, ведь ты выполняешь определенные ритуалы, ты во что-то веришь, просто не задумываешься, что лежит под этим поверхностным, ритуальным, культовым слоем. Разумеется, это разговор долгий, и сразу объяснить человеку, что атеистов не существует, нельзя. Однажды я попытался все это объяснить в одном интервью, но мою речь сильно подрезали, и теперь многие люди думают, что я атеистов считаю либо животными, либо сумасшедшими. А я просто говорю, что среди людей думающих нет настоящих атеистов.

Обратите внимание, как часто Владимир Познер заявляет, что он атеист. Он говорит об этом намного чаще, чем Боря Корчевников говорит о том, что он человек верующий. И я в этой позиции Владимира Владимировича тоже вижу определенную религиозность. А дальше начинаются великие вопросы Ивана Карамазова и так далее. Корчевников очень хорошо сказал по поводу того, что многих людей, как и Познера, очень ранит та чудовищная несправедливость, которую творит человек, и они пытаются во всем этом обвинить Бога, забыв, что творит-то все это человек.

Блиц-опрос:

Меня сотни раз Кто-то спасал, а я даже забыл сказать спасибо

— А Вас эта несправедливость когда-нибудь ранила?

— Она меня все время ранит. Причем не столько в отношении меня, потому что Господь терпел и мне велел. А ранит, когда эта несправедливость касается других, особенно детей. Буквально вчера я смотрел передачу о том, как страдают маленькие дети от неизлечимых врожденных заболеваний и какие муки терпят они и их близкие. Конечно, это ранит, чудовищно ранит.

И в то же время среди этих страдающих детей я увидел такие улыбки, такие взгляды… Это взгляды людей, которые умеют наслаждаться моментом, которые умеют радоваться, которые каждый свой маленький успех, маленький шажочек к выздоровлению воспринимают как чудо. И я смотрел и им завидовал — потому что я, здоровый, в общем-то, человек, так радоваться разучился, не умею. А ведь в мире столько чудес происходит, а мы их просто разучились видеть.

— А что бы Вы могли назвать в своей жизни чудом?

— Да для меня вся моя жизнь абсолютное чудо, потому что я в принципе уже раз сто должен был умереть или что-то должно было со мной произойти, но меня беспрестанно спасал Бог. Я, собственно, и верить начал всерьез в один момент, когда вдруг передо мной явилась череда страшных событий, которые могли бы меня изъять из этого мира, и я понял, что мне на протяжении всей жизни Кто-то помогал… А спасибо-то я Ему еще ни разу не сказал.

Выпуск 1995 г.

— Если мы вернемся к студентам и Вашим разъяснениям о том, что каждый человек религиозен, то кого, на Ваш взгляд, проще в этом убедить: умника и умницу или студента-троечника? Или вообще нет никакой зависимости?

— Я всегда был противником того, что в этом надо непременно убеждать, потому что у меня совершенно другая профессия. Я не священнослужитель, я либо читаю курс по литературе, либо учу ребят писать, либо преподаю философию культуры. И если люди хотят убеждаться, пускай убеждаются.

А что касается умника и умницы или троечника, то это вообще очень сложный вопрос. Троечником был Эйнштейн, Гегель получил характеристику о том, что он полный идиот в области философии. Дело не в том, троечник ты или умник. Но если человек задается вопросами, выходящими за рамки повседневности и тупого развлекательного быта, с ним всегда легче говорить. Причем предмет для разговора может быть любым: и математика, и химия, и метафизика — все в конечном итоге ведет к Богу. И когда человек спрашивает себя, что такое смерть, куда ушла моя мама, что будет со мной после земной жизни, то с ним всегда есть почва для разговора.

Беседа с будущими журналистами. Фотослужба РАНХиГС

— Есть педагоги, благодаря которым их студенты пришли к Богу. Вы бы желали, чтобы о Вас сказали: Юрий Павлович Вяземский не только сообщил нам о философии культуры, о литературе, но и стал для нас проводником в мир веры?

— Мне, конечно, искренне хочется иногда помочь человеку найти путь к Богу, потому что жить с верой в Него просто намного радостнее, намного свободнее, намного богаче. Повторюсь, каждый человек живет с верой, только веры бывают разные: иногда разрушительные, иногда очень глупые и так далее. Меня всегда убивают поверхностные атеисты, которые пытаются забрать у людей Бога — а что они вместо этого дадут?!

Я не считаю себя миссионером, при этом у меня есть орден святителя Иннокентия первой степени за миссионерскую работу, и я понимаю, что мне этот орден надо отрабатывать.

Сегодня многие люди просто не доходят до «девятой комнаты»

— А у Вас нет ощущения, что сегодня у студентов духовной жажды особенно-то и нет? По крайней мере, такой, какая была, к примеру, у поколения, пришедшего к вере на волне празднования 1000-летия Крещения Руси и т. д.?

— Человек по большому счету никогда особенно не меняется, просто в зависимости от того, как меняются тенденции, меняются и вопросы, которые молодежь ставит на первый план. 1990-е годы были особым временем, когда двери храмов вдруг оказались открыты — и, естественно, многих туда сразу потянуло. А сейчас тот голод в вере не так силен, потому что все уже стало доступно, книги на религиозную тему свободно продаются, кино снимается, есть даже несколько телевизионных каналов, на которых выступают священники.

Но сейчас основной вопрос для молодежи — это как стать успешным. Хотя тот же самый вопрос задает себе и любой верующий человек: как стать успешным, как успеть выбраться из греха, из грязи, чтобы спастись? Однако сегодня этот ракурс сместился, и вопрос звучит так: как стать успешным «несмотря ни на что»?

Сейчас не то чтобы снижается планка… Мне легче это объяснить в рамках той системы, о которой я рассказываю своим студентам: я считаю, что человек состоит как бы из трех этажей — экономического, политического и духовного. Вот сегодня чаще всего молодые люди стараются жить на экономическом этаже, на котором задаются соответствующие вопросы: как мне быстрее заработать деньги, как мне получить долг, который мне должны вернуть? Человек запрограммирован на то, что ему нужны деньги. Но хотелось бы, конечно, чтобы его вопросы доходили до третьего этажа и именно до «девятой комнаты», где основной вопрос — о Боге, о бессмертии, о спасении от греха.

— У многих людей есть мнение, что современной молодежи свойственен антиклерикализм. Вы это замечали? Как это явление объясняете?

— Я даю своим студентам несколько письменных работ за год, и как раз тема одной из них — «Мое отношение к религии». Каждый год мне сдают свои работы по 200 человек, и я вижу, что самая серьезная критика с их стороны — в адрес Русской Православной Церкви. Им не нравится, как они пишут, «РПЦ», но чем не нравится, они объяснить не в состоянии.

Многие говорят, дескать, вы поймите меня правильно, я человек верующий, но не религиозный. Хотя обычно на лекции я предваряю такие ответы и говорю о том, что вера вне религии просто невозможна, другое дело, какая это религия. Ну, те ребята, которые провозглашают себя атеистами, больше других выступают против «РПЦ».

И это, конечно, страшно огорчает. На мой взгляд, такое отношение к Русской Православной Церкви совершенно несправедливо, потому что история у этой Церкви трагичес­кая. Кроме того, мой личный опыт показывает, что с каждым годом все более интерес­ные и чуткие люди возглавляют епархии и приходы, я знаю очень много думающих, интересных пастырей, от простых священников до митрополитов, умеющих говорить с любым человеком. Но ведь Церковь — это не только священник, не только бабушки, которые порой делают тебе замечания, не только люди, которых мы видим перед собой, хорошие, плохие, разные. Но если ты в состоянии почувствовать, то обнаружишь, что, возможно, рядом с ними молится и батюшка Серафим Саровский, и вообще все святые. Мне очень жалко, что так много молодых людей сегодня этим не интересуются.

…И вдруг она говорит:«Меня смущает ваша гордыня»

— Недавно в одном интервью Вы назвали современную молодежь «поколением селфи» и сказали о том, что Вам эта черта очень не нравится. Разве это не то же самое проявление эгоизма, свойственное всем поколениям во все времена?

— Конечно, это эгоизм. Просто я однажды был в Казани, и как-то рано утром во время пробежки я видел девушку, которая ехала на велосипеде — и прямо во время езды, вся сияя, делала селфи. У нее все для этого было предусмотрено — селфи-палка, все как надо. Мне в какой-то момент даже стало страшно, не упадет ли она. Это действительно ехал яркий представитель селфи-поколения. Она просто снимала, как она едет, как ей хорошо: вот я, а потом Казань, а потом все остальное. И с этого момента я стал обращать внимание на эти селфи. Потом как-то мы с женой пришли в Большой театр, и я увидел, сколько людей перед началом балета ходили по рядам и делали селфи: вот я в Большом театре! И даже возникло ощущение, что сам балет-то им и не нужен, что самое главное они уже сделали и уже готовы идти домой.

Но я расскажу одну историю о себе. Недавно я посетил один замечательный монастырь, и матушка игуменья там на меня так задумчиво смотрела, что я подошел к ней и спросил: «Вас что-то смущает?» — имея в виду, что она, наверное, мучается, где же могла видеть мое лицо. И я уже хотел ей подсказать, что в программе «Умницы и умники». Но она, продолжая так же пристально на меня смотреть, вдруг сказала с грустью: «Да, меня смущает ваша гордыня». И меня это поразило! Поэтому можно сколько угодно рассуждать о молодежи в моем возрасте — и про «селфи», и про «пепси», но матушка игуменья хорошо меня разглядела. Она увидела, что у меня не одна, как в селфи, но что семь камер на мою гордыню направлены!

Но, возвращаясь к современным студентам, через год после того, как я увидел это селфи в Казани, я узнал о мощнейшем движении, которое сейчас набирает силу, и я очень рассчитываю на то, что оно не потеряется. Это движение волонтеров, причем в различных областях — в организации мероприятий, в помощи детским домам, интернатам, домам престарелых… Я увидел эти горящие глаза, эти объединенные сердца и вдруг поду­мал, что это обратный эффект от поколения селфи. Достаточно одной кнопки в телефоне, чтобы развернуть камеру от себя — на другого человека. И уже не «я, такой хороший, еду по солнечной дорожке», а «я вижу боль, вижу необходимость помочь, и я весь устремляюсь туда».

Читайте также:  Дети Юрия Яковлева
Ссылка на основную публикацию