Дети Василия Шукшина

Дети Василия Шукшина: фото

Содержание статьи

  • Дети Василия Шукшина: фото
  • Василий Шукшин: биография, история жизни, творчество
  • Жена Василия Сталина: фото

Личная жизнь Василия Шукшина

Впервые Василий женился на своей односельчанке, школьной учительнице Марии Шумской. Разочарование в этом браке постигло Василия в первый же день совместной жизни: молодые умудрились поссориться сразу же, как только вышли из ЗАГСа. Вскоре Василий уехал в Москву. Молодая жена отказалась с ним ехать. А через два года Василий прислал ей письмо с просьбой о разводе. Мария развод ему не дала, поэтому молодому студенту ВГИКа пришлось «потерять» паспорт, чтобы получить возможность жениться вновь.

Первая жена Василия так и не родила ему детей. Да и брак с ней был скорее формальностью, чем крепкой семьей.

В 1963 году Шукшин женился на Виктории Софроновой, дочери советского писателя Анатолия Софронова. В этом браке родилась первая дочь Василия – Екатерина Шукшина. Примечательно то, что Екатерина родилась в 1965 году, когда её отец и мать уже были в разводе, а Васиий – еще и женат на своей третьей супруге.

Вскоре Василий разводится с Викторией и в 1964 году жениться на молодой актрисе Лидии Александровой. Отношения продлились недолго: Лида бросила мужа из-за его многочисленных измен и бесконечных пьянок.

В том же 1964-м Шукшин знакомиться с еще одной актрисой Лидией Федосеевой и влюбляется в неё. Через 3 года он бросит Александрову и сделает Федосееву своей законной супругой. В этом браке Шукшин становится отцом двух дочерей: Марии и Ольги.

Обе дочери впоследствии станут актрисами, но широкую известность приобретет только Мария Шукшина. Лидия Федосеева-Шукшина останется женой Василия до самой его смерти.

Умер Василий Шукшин в 1974 году от сердечного приступа. Незадолго до смерти писателя и режиссера у него резко обострилась язвенная болезнь, хотя перед съемками Василий прошел полное медицинское обследование, на котором не выявили никаких патологий. Именно поэтому до сих пор не выяснена точная причина язвы: или она стала результатом его алкогольных пристрастий, или Василия намеренно отравили.

Екатерина Шукшина

Родилась в 1965 году в Москве в семье Василия Шукшина и писательницы-критика Виктории Софроновой-Шукшиной. Отец и мать Екатерины расстались задолго до ее рождения, поэтому своего папу Екатерина не помнит. Да и после рождения они встречались крайне редко.

До семилетнего возраста девочка не носила никакой фамилии. В свидетельстве о рождении в графе «отец» у неё стоял прочерк. Только поступлением в первый класс Василий Шукшин через ЗАГС дал ей свою фамилию.

Василий узнал о рождении дочери почти сразу же и был очень рад этому факту. Он во всем пытался помогать своей бывшей супруге и дочке, но встречались они очень и очень редко.

Из всех дочерей Василия Шукшина старшая Екатерина почти неизвестна общественности. Она окончила филологический факультет Московского государственного университета (МГУ) и более 10 лет проработала в «Литературной газете». В настоящее время занимается переводом книг. Замужем за известным немецким литератором Йенсом Зигертом, с которым познакомилась в конце 90-х во время туристической поездки в Германияю.

Живет в Москве. Детей нет. Со своими сестрами Марией и Ольгой контактов не поддерживает.

Мария Шукшина

Популярная советская и российская актриса театра и кино. Родилась в 1967 году в Москве в семье Василия Шукшина и Лидии Федосеевой-Шукшиной.

Впервые снялась в фильме «Странные люди» в возрасте всего 1,5 года. В пятилетнем возрасте играла одну из дочерей Расторгуевых в кинокартине «Печки-лавочки». В возрасте 7 лет сыграла Машу в фильме «Птицы над городом». После окончания средней школы поступила в Институт иностранных языков на специальность переводчика с английского и испанского языка.

После получения высшего образования несколько лет работала переводчиком, но в 1995 году вернулась в кино. Сыграла роли в кинокартинах «Американская дочь» и «Цирк сгорел и клоуны разбежались». Впоследствии, даже несмотря на отсутствие актерского образования, снялась еще в 50 кинофильмах.

С 1999 по 2014 годы – бессменная ведущая передачи «Жди меня» на «Первом канале», с 2018 года ведет передачу «В гости по утрам» на том же канале.

Замужем была трижды. Первым ее мужем стал переводчик Артем Трегубенко. В браке с ним Мария родила дочь Анну Трегубенко. От этой дочери у Марии есть внук Вячеслав Трегубенко.

Вторым мужем Марии стал бизнесмен Алексей Касаткин. От этого брака у Марии имеется сын Макар Касаткин и внук Марк Касаткин.

Третьим мужем Шукшиной стал юрист и предприниматель Борис Вишняков. В этом браке Мария родила двух мальчиков-близнецов Фому и Фоку Вишняковых.

Ольга Шукшина

Родилась в 1968 году с разницей между Марией всего в один год. Так получилось, что характер Ольги и Василия был одинаков, так что маленькая Оля стала самой любимой дочкой своего папы Василия Макаровича.

В детстве вместе с сестрой играла в фильмах «Печки-лавочки» и «Птицы над городом». После окончания средней школы решила стать актрисой, как ее мать, отец и сестра. Поступила в ГИТИС, но на втором курсе перевелась во ВГИК, по окончании которого успела сняться в нескольких кинокартинах и написать несколько рассказов.

В быстротечном браке родила сына Василия, дав ему фамилию Шукшин. Затем неожиданно для всех бросила начинающуюся карьеру актрисы и ушла с сыном в монастырь, где провела 15 лет своей жизни. Мальчик окончил церковную школу, Ольга преподавала в этой же школе литературу.

С 2013 года и по настоящее время Ольга Шукшина живет в Сергиевом Посаде мирской жизнью. Замужем, работает в церкви, воспитывает сына Василия, названного в честь своего знаменитого деда. Со своими сёстрами Марией и Екатериной не общается.

С 2018 года открыла свое дело в Египте и большую часть своего времени проводит в этой стране. Подробностей своей личной жизни не сообщает.

Племянники Василия Шукшина

У сестры матери Василия были двое детей – Надежда и Сергей Зиновьевы. Их отец трагически погиб когда они были в нежном возрасте. Василий Шукшин очень сдружился с ними и фактически заменил им отца, принимая их как своих собственных детей. Он часто брал их с собой на съемки и в экспедиции, помог получить хорошее образование, перебраться из деревни в Москву.

Надежда и Сергей считают Василия Шукшина своим настоящим папой, он питает к ним такие же отцовские чувства.

Василий Шукшин, биография, новости, фото

Имя: Василий Шукшин (Vasiliy Shukshin)

Отчество: Макарович

День рождения: 25 июля 1929

Место рождения: с. Сростки, Алтайский край

Дата смерти: 2 октября 1974 (45 лет)

Причина смерти: узнать сердечный приступ

Место погребения: узнать Москва, Новодевичье кладбище

Рост: 178 см

Восточный гороскоп: Змея

Карьера: Писатели 14 место

Фото: Василий Шукшин

Биография Василия Шукшина

Василий Шукшин – это человек, которого неоднократно называли самым «народным» режиссером Советского союза. Его фильмы рассказывали о тяготах и радостях простого сельского быта, а потому, рассказанные им истории, всегда были очень близки обычных зрителям. В какой-то мере именно поэтому Василий Шукшин и его творчество стали подлинной вехой своего времени – некой отметкой в истории СССР, которая навсегда осталась запечатлена в картинах великого автора.

В этой биографической статье мы постараемся проследить за основными этапами творчества Василия Шукшина, а также раскрыть некоторые тайны его жизни и судьбы.

Ранние годы, детство и семья Василия Шукшина

Будущий известный режиссер появился на свет в простой крестьянской семье. Его отец – Макар Шукшин – был расстрелян во времена коллективизации. Мама же – Мария Сергеевна – вышла замуж во второй раз и воспитывала детей от первого брака совместно с новым супругом.

Все родные нашего сегодняшнего героя были обычными крестьянами, а потому в раннем детстве Василий Шукшин даже не рассчитывал на то, что однажды сможет стать известным режиссером. Окончив «семилетку» в деревне Сростки, он переехал в город Бийск, где вскоре поступил в автомобильный техникум. В этом месте будущий режиссер проучился два с половиной года, однако диплома так и не получил. В 1945-м году он вернулся в родную деревню, где вскоре устроился работать в колхоз. В этом месте он проработал еще полтора года, однако в конечном итоге снова решил поменять род деятельности.

В 1947-м году он стал работать слесарем. В этом качестве он объездил множество городов и разных предприятий. Побывал в Калуге, Владимире, а также поселке Бутово, из которого его вскоре призвали в армию.

В 1949 он поступил на службу в Военно-Морской флот. В этом качестве он служил в городе Балтийск, а затем на Черном море. Весьма примечательно, что именно в свои армейские годы Василий Шукшин впервые увлекся творчеством. В свободные часы он писал различные поэмы и рассказы, которые впоследствии читал своим сослуживцам.

Вернувшись в родное село в 1953-м году, наш сегодняшний герой экстерном окончил среднюю школу и начал работать учителем русского языка, а затем директором сросткинской школы трудовой молодежи. Проработав в этом качестве всего несколько месяцев, Василий Шукшин задумался о переезде в Москву. Собрав все свои накопления, он купил билет на поезд и уже вскоре прибыл в столицу СССР. В этом городе наш сегодняшний герой поступил на режиссерский факультет ВГИКа, а параллельно начал рассылать свои рассказы в различные литературные издания. Таким образом, в 1958-м году состоялся писательский дебют нашего сегодняшнего героя – в журнале «Смена» был напечатан его первый рассказ «Двое на телеге».

Жизнь в искусстве: Василий Шукшин в литературе и кино

Впоследствии Василий Шукшин часто писал различные повести и рассказы. В его библиографии значится всего два полновесных романа, однако огромное количество повестей и рассказов с лихвой компенсирует это обстоятельство. Параллельно с литературным творчеством, Василий Шукшин также часто работал в кино. В 1956-м году он сыграл эпизодическую роль в фильме «Тихий Дон» и с тех пор стал достаточно часто снимать и сниматься.

В 1958-м году, еще будучи студентом ВГИКа, Василий Шукшин исполнил свою первую главную роль в картине «Два Федора». После этого последовали другие актерские работы. Все складывалось очень успешно, однако в какой-то момент наш сегодняшний герой осознал, что хочет самолично создавать кинематографические произведения, прописывая действия персонажей от начала до конца.

Первой подобной работой Василия Макаровича стала лента «Из Лебяжьего сообщают». В работе над созданием данной картины Шукшин принял участие не только в качестве актера, но и в качестве режиссера и сценариста. Авторский дебют оказался очень удачным и уже в скором времени наш сегодняшний герой задумался о новых кинематографических проектах.

В общей сложности за свою карьеру Василий Макарович снял шесть кинолент, в работе над которыми чаще всего принимал участие также и в качестве сценариста. Параллельно с этим наш сегодняшний герой также плодотворно работал в качестве актера. В его фильмографии значится около тридцати ролей, каждая из которых стала по-своему яркой и интересной.

За свой выдающийся вклад в искусство актер и режиссер был отмечен множеством престижных наград, среди которых значится Государственная премия РСФСР, Ленинская премия, а также звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Шукшин отдавал творчеству всего себя, а потому совсем неудивительно, что даже его кончина совпала со съемками очередного фильма. В середине семидесятых годов он страдал от обострившейся язвы желудка, однако, несмотря на это, продолжал работать над новыми проектами. Серьезные приступы наблюдались у него во время съемок картины «Калина красная». Некоторое время спустя во время работы над другой лентой – «Они сражались за Родину» – один из подобных приступов стал для Шукшина фатальным.

Лежащего на палубе актера нашел его близкий друг Георгий Бурков. В этот момент сердце Василия Макаровича уже не билось.

Дочери Василия Шукшина

У Василия Макаровича Шукшина в двух браках родились три дочери. Все они обладают творческими способностями и проявили себя в кинематографе и литературе.

Содержание:

Старшая дочь Шукшина – Екатерина

Первая дочь Шукшина появилась на свет 12 февраля 1965 года в гражданском браке с Викторией Софроновой, редактором журнала «Москва». Девочку назвали Екатериной, ее дед по маминой линии был известным советским писателем.

Екатерина Шукшина с дедом Анатолием Софроновым

Имея таких талантливых предков, неудивительно, что Катя связала свою жизнь с литературой. Она окончила филологический факультет МГУ.

Екатерина Шукшина в детстве и в юности

Своего знаменитого папу Екатерина плохо помнит, Шукшин ушел из жизни, когда ей было девять лет. Несмотря на то, что к моменту рождения Кати, актер уже жил с другой женщиной, от дочери он не отказался.

Екатерина Васильевна Шукшина

Сначала в графе «отец» у девочки значился прочерк. Но когда настало время идти в первый класс, Василий Макарович Екатерину удочерил, и она отправилась в школу с фамилией Шукшина.

Екатерина Шукшина на алтайских Шукшинских чтениях

Окончив университет, Екатерина трудилась в международном отделе «Литературной газеты», также занималась переводами. В конце 1990-х годов в Германии Катя познакомилась с немцем Йенсом Зигертом. Они поженились и проживают в Москве.

Читайте также:  Дети Леонида Якубовича

Мария – дочь Лидии Федосеевой и Шукшина

27 мая 1967 года появилась на свет вторая дочка Василия Шукшина – Маша. Ее мама – актриса Лидия Федосеева. Еще до того, как идти в школу, девочка снялась в трех фильмах: «Странные люди», «Птицы над городом» и «Печки-лавочки».

Мария Шукшина с отцом и младшей сестрой

Близкие были уверены, что она продолжит родительскую актерскую стезю и построит прекрасную карьеру в кино. Однако Маша после школы стала студенткой Института иностранных языков им. Мориса Тореза.

Мария Шукшина с родителями и сестрой

Окончив переводческий факультет, несколько лет работала по специальности. Но в 1995 году все-таки вернулась в кино, сыграв в таких известных картинах, как «Американская дочь» и «Цирк сгорел, и клоуны разбежались».

Мария Шукшина в фильме «Американская дочь»

Мария так и не получила специального актерского образования, тем не менее в ее послужном списке уже более пятидесяти киноролей. Но особенную популярность ей принесла работа ведущей телепрограммы «Жди меня».

Мария Шукшина в программе «Жди меня»

Мария Шукшина три раза выходила замуж, родила четверых детей – дочь Анну, сына Макара и мальчиков-близнецов Фоку и Фому.

Мария Шукшина с близнецами Фокой и Фомой

Мария сейчас уже бабушка, у нее двое внуков – Вячеслав (сын Анны) и Марк (сын Макара).

Третья дочь Василия Шукшина – Ольга

Младшая дочь Василия Макаровича Ольга родилась в браке с Лидией Федосеевой 29 июля 1968 года. Она была любимой дочерью Шукшина, уж очень похожими оказались их характеры.

Ольга Шукшина со старшей сестрой в детстве

Ее старшая сестра Мария больше походила на маму, была такой же стеснительной и спокойной. Ольга же с ранних лет проявляла самостоятельность, была очень эмоциональной.

Маленькая Оля, как и ее сестра, снималась в фильмах «Птицы над городом» и «Печки-лавочки».

В отличие от Марии, она сразу решила быть актрисой и после школы поступила в ГИТИС. Потом перевелась во ВГИК, довольно успешно сыграла в трех фильмах («Мать», «Вечный муж», «Уставшие») и неожиданно для всех забросила учебу.

Ольга Шукшина в фильме «Мать»

Она решила изменить род деятельности и занялась литературой, писала рассказы, как ее отец. В коротком браке Ольга родила сына (1995 г.), которого назвала Василием в честь папы и дала ему фамилию Шукшин.

Василий Шукшин-младший с матерью Ольгой Шукшиной

Пятнадцать лет они с мальчиком прожили в монастыре, Вася учился в школе при церковном приюте, а Ольга преподавала там литературу. В 2013 году младшая дочь Василия Шукшина вернулась к мирской жизни.

Ольга Шукшина сейчас

Сейчас она большую часть времени проживает в Египте, где имеет свой маленький бизнес. Иногда приезжает в Россию. Оля занимается литературой и изучением отцовского наследия.

Василий Шукшин: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото

Василий Шукшин: биография

Василий Шукшин появился на свет в деревне Сростки, Бийского района Алтайского края. Выходец из простой семьи крестьян-единоличников или «середняков», Василий рано потерял отца: в эпоху коллективизации и репрессий 30-х годов Макар Леонтьевич Шукшин был арестован и расстрелян. Все заботы о семье взяла на себя мама. Выйдя замуж второй раз, она продолжила воспитание детей вместе с новым супругом. В будущем Василий Шукшин будет с теплотой вспоминать своего отчима как человека большой доброты.

Окончив семилетку в родной деревне, Василий Шукшин переезжает в соседний Бийск, чтобы продолжить обучение в автомобильном техникуме. Проучившись там два с половиной года, но так и не получив диплома, будущий великий режиссёр вынужден бросить обучение, вернуться домой и начать работать, чтобы иметь возможность содержать семью.

Маленький Василий Шукшин с мамой (слева) и в юности

Недолго проработав в колхозе родной деревни, Василий снова меняет род деятельности и устраивается слесарем. С начала работы в 1946-м и до момента своего призыва в Военно-Морской флот в 1949-м молодой слесарь Шукшин успевает объездить множество городов и предприятий.

Именно во время армейской службы в составе Черноморского флота Василий Шукшин впервые заинтересовался литературным творчеством. В часы досуга он пишет свои первые рассказы и читает их сослуживцам. Но отслужить до конца ему так и не пришлось — впервые сказались симптомы язвенной болезни желудка. Приступ был настолько тяжёлым, что медицинская комиссия признала его негодным для дальнейшей службы в тот же день.

Василий Шукшин в молодости

По возвращению домой Василий Шукшин сдал экстерном выпускные экзамены средней школы и приступил к работе в качестве учителя русского языка. Позднее он был приглашён на должность директора школы трудовой молодёжи в своей родной деревне Сростки. Однако, по воспоминаниям самого Шукшина, он был учителем «неважнецким». Преподавание не прельщало его в качестве дела всей жизни. Будущий режиссёр чувствовал огромное желание покорить столицу.

В 1955-м году Василий Шукшин едет в Москву поступать на сценарный факультет ВГИКа. Чтобы дать ему возможность добраться до столицы и использовать свой шанс, мама продала корову и все деньги отдала сыну. Впоследствии выдающийся кинорежиссёр вспоминал, что из-за фактурной внешности, а также из-за неоднозначного впечатления, которое он произвёл на приёмную комиссию, Шукшину предложили поступать на актёрский. Но судьба сложилась иначе, и Василий Шукшин выбрал для себя режиссёрский факультет.

На этот же период приходится писательский дебют — по совету своего наставника Михаила Ильича Ромма Шукшин рассылает свои литературные произведения в столичные издательства. Здесь первой удачей стала публикация журналом «Смена» его рассказа «Двое на телеге».

Фильмография

В то же время начинаются съёмки в кино. Первая работа Шукшина была эпизодической. В картине «Тихий Дон» ему досталась совсем небольшая роль матроса. Но это послужило хорошим началом актёрской карьеры, подтолкнуло к росту, и уже следующая роль Шукшина в фильме «Два Фёдора» была главной.

Дальнейшие предложения не заставили себя долго ждать, и вскоре Шукшин-актёр был гораздо успешнее Шукшина-режиссёра. Однако основным призванием мастер чувствовал нечто большее. Его привлекала идея самостоятельного создания полноценной сюжетной линии, тщательной проработки каждого персонажа и последующего воплощения всего на экране.

Василий Шукшин и Леонид Куравлев

Первая самостоятельная работа «Из Лебяжьего сообщают» реализовала все амбиции автора — Василий Шукшин выступил здесь как сценарист, режиссёр и актёр. Да, эта картина осталась без должного внимания критики, посчитавшей её несколько скучной, но фундамент собственных масштабных проектов был заложен.

Следующий его полнометражный фильм «Живёт такой парень» был снят по мотивам ранее опубликованных рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». На главную роль был приглашён однокурсник Василия по ВГИКу Леонид Куравлев. Эта работа получила масштабный успех. Шукшина заметила публика и критики. В этот период полностью сложилась его творческая манера.

Герои, которых изображал в своих работах Шукшин, являются простыми тружениками с непростыми характерами, попадающими в трудные ситуации. Тема простого человека очень близка режиссёру, побывавшему и колхозником, и рабочим, глубоко чувствующим тех людей, о жизни которых он пишет. Шукшин-актёр, по отзывам критики, обладал способностью смотреть на мир глазами своего героя, глубоко вживаясь во все сложности его характера. Режиссёрский стиль Шукшина запомнился зрителям некоторой внешней простодушностью и сдержанной повествовательной манерой.

В 1974 году на экраны вышел знаменитейший фильм Шукшина «Калина красная», последняя авторская работа. Картина получила престижные награды и положительные отзывы критиков. История вышедшего из заключения и пытающегося начать жизнь заново Егора Прокудина буквально потрясла публику. Ранее в Союзе не снимали подобных историй, а после премьеры зрители плакали и долго аплодировали. Фильм получил множество призов различных кинофестивалей.

Василий Шукшин в фильме «Калина красная»

Отдавая себя целиком съёмочному процессу, режиссёр не щадил здоровье, и участившиеся серьезные приступы язвенной болезни никак не влияли на рабочий график.

Многим замыслам режиссёра так и не сужено было сбыться: не дождалась разрешения на съёмку двухсерийная картина, посвящённая жизни Степана Разина и крестьянскому восстанию. Василий Шукшин был очень увлечён этой темой — конспектировал первоисточники, изучал обычаи эпохи, прорабатывал сценарий и план съёмок. Ради этой идеи он даже отказывался участвовать в других фильмах, сделав основную ставку именно на «Степана Разина». На тот момент руководство государственного комитета кинематографии сочло большой исторический фильм несвоевременным и очень затратным, дав понять, что съёмки откладываются на неопределённый срок. Вместо этого ему поручили картину «Печки-лавочки» (1972).

Василий Шукшин в фильме «Печки-лавочки»

Изначально режиссер планировал вновь пригласить на главную роль Леонида Куравлева, однако тот отказался и предложил Шукшину сыграть самому. Он так и сделал, и фильм получил признание у критиков, которые писали и говорили, что роль Ивана Расторгуева была сыграна филигранно.

Следующий фильм, в котором Шукшин был исполнителем главной роли, стал для него последним. Василий Шукшин скоропостижно скончался во время завершающей стадии съёмок всеми любимого фильма «Они сражались за родину».

Литература

Параллельно Василий Шукшин успешно сочетает кинематографическую работу с литературной. Его книга «Сельские жители» была выпущена в 1963 году издательством «Молодая гвардия». Всего в творческом наследии Шукшина насчитывается два полноценных романа, при этом основная проблематика творчества полностью раскрыта в многочисленных рассказах и повестях, послуживших основой для последующих кинематографических замыслов.

Василий Шукшин за работой

Книги Шукшина вошли в золотой фонд советской литературы. Особняком стоит единственная сказка Шукшина «До третьих петухов». В этом произведении писатель в очередной раз рассуждает о русском крестьянстве, о загадке «русского человека».

Личная жизнь

Бывшая жена Василия Шукшина — Мария Шумская

Первой и единственной официальной женой режиссёра была Мария Ивановна Шумская, с которой Василий познакомился ещё в юности. К сожалению, их жизненные пути разошлись в день свадьбы из-за отказа Марии Ивановны ехать с Василием покорять Москву. Молодую жену пугала неустроенность будущей столичной жизни. Оставив Марию в родной деревне, Шукшин уехал в Москву сам и через несколько лет вернулся, чтобы попросить развод, так как он полюбил другую. На тот момент он уже долгое время жил с Викторией Софроновой, дочерью писателя Анатолия Софронова. Но Мария так и не дала мужу развод, до конца жизни оставаясь его единственной официальной женой. Чтобы выйти из этого положения, Василий Шукшин даже вынужден был «потерять» паспорт.

Бывшая жена Василия Шукшина — Виктория Софронова

В 1963 году Василий Шукшин вступил в брак с Викторией Софроновой, а в 1965 году у них родилась дочь Катерина Шукшина.

Василий Шукшин и Виктория Сафронова

Бывшая жена Василия Шукшина — Лидия Александрова

В 1964 году Шукшин женился на актрисе Лидии Александровой (более известна как Лидия Чащина, по фамилии её второго мужа), исполнившей роль в фильме «Живёт такой парень». Их брак продлился недолго. По воспоминаниям Александровой, причиной этому послужили любовные связи великого режиссёра и злоупотребление алкоголем.

Василий Шукшин и Лидия Александрова

Так, известно, что Шукшин признавался в любви Нонне Мардюковой, однако Нонна Борисовна позже рассказывала, что до серьезных отношений у них так и не дошло.

Жена Василия Шукшина — Лидия Федосеева

В 1964 году на съёмках картины «Какое оно, море» Василий Шукшин знакомится с актрисой Лидией Федосеевой. Долгое время он не может отдать предпочтение одной женщине и поддерживает отношения с двумя сразу. Лидия Федосеева родила ему двух дочерей — Марию и Ольгу, оставаясь рядом с мужем до самых последних дней его жизни. Позже дочери Шукшина стали известными актрисами, а Мария Шукшина вела популярную программу «Жди меня».

Василий Шукшин и Лидия Федосеева с дочерьми

Смерть

Тайна смерти Шукшина так и осталась неразгаданной до конца. Во время съемок последнего фильма с его участием «Они сражались за родину» у Шукшина наблюдалось очередное обострение язвенной болезни. Временами приступы были серьезными, по свидетельству очевидцев, он ходил бледный, как смерть. По расхожей версии, несмотря на то, что после рождения детей Василий Шукшин завязал с алкоголем, именно пагубное пристрастие его и убило.

Похороны Василия Шукшина

Однако существует и другая версия, по которой Шукшина могли отравить. Никто в итоге так и не рассказал правды, но супруга Лидия Федосеева-Шукшина вспоминала, что муж чувствовал опасность и предполагал, что с ним может что-то случиться.

Однажды великий режиссер Сергей Бондарчук проронил, что Шукшина могли отравить, ведь накануне съемок актер обследовался в Кремлевской больнице, и никаких серьезных патологий выявлено не было. По слухам, в каюту теплохода, где нашли тело Шукшина, могли пустить «инфарктный» газ, который не оставляет следов воздействия. А официальной версией смерти как раз был признан сердечный приступ.

Могила Василия Шукшина

Василий Шукшин

Биография

Василий Шукшин появился на свет в деревне Сростки, Бийского района Алтайского края. Выходец из простой семьи крестьян-единоличников или «середняков», Василий рано потерял отца: в эпоху коллективизации и репрессий 30-х годов Макар Леонтьевич Шукшин был арестован и расстрелян. Все заботы о семье взяла на себя мама. Выйдя замуж второй раз, она продолжила воспитание детей вместе с новым супругом. В будущем Василий Шукшин будет с теплотой вспоминать своего отчима как человека большой доброты.

Читайте также:  Дочь Ирины Шейк и Брэдли Купера - имя, возраст, последние фото

Окончив семилетку в родной деревне, Василий Шукшин переезжает в соседний Бийск, чтобы продолжить обучение в автомобильном техникуме. Проучившись там два с половиной года, но так и не получив диплома, будущий великий режиссёр вынужден бросить обучение, вернуться домой и начать работать, чтобы иметь возможность содержать семью.

Маленький Василий Шукшин с мамой (слева) и в юности

Недолго проработав в колхозе родной деревни, Василий снова меняет род деятельности и устраивается слесарем. С начала работы в 1946-м и до момента своего призыва в Военно-Морской флот в 1949-м молодой слесарь Шукшин успевает объездить множество городов и предприятий.

Именно во время армейской службы в составе Черноморского флота Василий Шукшин впервые заинтересовался литературным творчеством. В часы досуга он пишет свои первые рассказы и читает их сослуживцам. Но отслужить до конца ему так и не пришлось — впервые сказались симптомы язвенной болезни желудка. Приступ был настолько тяжёлым, что медицинская комиссия признала его негодным для дальнейшей службы в тот же день.

Василий Шукшин в молодости

По возвращению домой Василий Шукшин сдал экстерном выпускные экзамены средней школы и приступил к работе в качестве учителя русского языка. Позднее он был приглашён на должность директора школы трудовой молодёжи в своей родной деревне Сростки. Однако, по воспоминаниям самого Шукшина, он был учителем «неважнецким». Преподавание не прельщало его в качестве дела всей жизни. Будущий режиссёр чувствовал огромное желание покорить столицу.

Василий Шукшин

В 1955-м году Василий Шукшин едет в Москву поступать на сценарный факультет ВГИКа. Чтобы дать ему возможность добраться до столицы и использовать свой шанс, мама продала корову и все деньги отдала сыну. Впоследствии выдающийся кинорежиссёр вспоминал, что из-за фактурной внешности, а также из-за неоднозначного впечатления, которое он произвёл на приёмную комиссию, Шукшину предложили поступать на актёрский. Но судьба сложилась иначе, и Василий Шукшин выбрал для себя режиссёрский факультет.

На этот же период приходится писательский дебют — по совету своего наставника Михаила Ильича Ромма Шукшин рассылает свои литературные произведения в столичные издательства. Здесь первой удачей стала публикация журналом “Смена” его рассказа «Двое на телеге».

Фильмы

В то же время начинаются съёмки в кино. Первая работа Шукшина была эпизодической. В картине «Тихий Дон» ему досталась совсем небольшая роль матроса. Но это послужило хорошим началом актёрской карьеры, подтолкнуло к росту, и уже следующая роль Шукшина в фильме «Два Фёдора» была главной.

Дальнейшие предложения не заставили себя долго ждать, и вскоре Шукшин-актёр был гораздо успешнее Шукшина-режиссёра. Однако основным призванием мастер чувствовал нечто большее. Его привлекала идея самостоятельного создания полноценной сюжетной линии, тщательной проработки каждого персонажа и последующего воплощения всего на экране.

Василий Шукшин и Леонид Куравлев

Первая самостоятельная работа «Из Лебяжьего сообщают» реализовала все амбиции автора — Василий Шукшин выступил здесь как сценарист, режиссёр и актёр. Да, эта картина осталась без должного внимания критики, посчитавшей её несколько скучной, но фундамент собственных масштабных проектов был заложен.

Следующий его полнометражный фильм «Живёт такой парень» был снят по мотивам ранее опубликованных рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». На главную роль был приглашён однокурсник Василия по ВГИКу Леонид Куравлёв. Эта работа получила масштабный успех. Шукшина заметила публика и критики. В этот период полностью сложилась его творческая манера.

Василий Шукшин на съемках

Герои, которых изображал в своих работах Шукшин, являются простыми тружениками с непростыми характерами, попадающими в трудные ситуации. Тема простого человека очень близка режиссёру, побывавшему и колхозником, и рабочим, глубоко чувствующим тех людей, о жизни которых он пишет. Шукшин-актёр, по отзывам критики, обладал способностью смотреть на мир глазами своего героя, глубоко вживаясь во все сложности его характера. Режиссёрский стиль Шукшина запомнился зрителям некоторой внешней простодушностью и сдержанной повествовательной манерой.

В 1974 году на экраны вышел знаменитейший фильм Шукшина «Калина красная», последняя авторская работа. Картина получила престижные награды и положительные отзывы критиков. История вышедшего из заключения и пытающегося начать жизнь заново Егора Прокудина буквально потрясла публику. Ранее в Союзе не снимали подобных историй, а после премьеры зрители плакали и долго аплодировали. Фильм получил множество призов различных кинофестивалей.

Василий Шукшин в фильме “Калина красная”

Отдавая себя целиком съёмочному процессу, режиссёр не щадил здоровье, и участившиеся серьезные приступы язвенной болезни никак не влияли на рабочий график.

Многим замыслам режиссёра так и не сужено было сбыться: не дождалась разрешения на съёмку двухсерийная картина, посвящённая жизни Степана Разина и крестьянскому восстанию. Василий Шукшин был очень увлечён этой темой — конспектировал первоисточники, изучал обычаи эпохи, прорабатывал сценарий и план съёмок. Ради этой идеи он даже отказывался участвовать в других фильмах, сделав основную ставку именно на «Степана Разина». На тот момент руководство государственного комитета кинематографии сочло большой исторический фильм несвоевременным и очень затратным, дав понять, что съёмки откладываются на неопределённый срок. Вместо этого ему поручили картину «Печки-лавочки» (1972).

Василий Шукшин в фильме “Печки-лавочки”

Изначально режиссер планировал вновь пригласить на главную роль Леонида Куравлева, однако тот отказался и предложил Шукшину сыграть самому. Он так и сделал, и фильм получил признание у критиков, которые писали и говорили, что роль Ивана Расторгуева была сыграна филигранно.

Следующий фильм, в котором Шукшин был исполнителем главной роли, стал для него последним. Василий Шукшин скоропостижно скончался во время завершающей стадии съёмок всеми любимого фильма «Они сражались за родину».

Параллельно Василий Шукшин успешно сочетает кинематографическую работу с литературной. Его книга «Сельские жители» была выпущена в 1963 году издательством «Молодая гвардия». Всего в творческом наследии Шукшина насчитывается два полноценных романа, при этом основная проблематика творчества полностью раскрыта в многочисленных рассказах и повестях, послуживших основой для последующих кинематографических замыслов.

Василий Шукшин за работой

Книги Шукшина вошли в золотой фонд советской литературы. Особняком стоит единственная сказка Шукшина «До третьих петухов». В этом произведении писатель в очередной раз рассуждает о русском крестьянстве, о загадке «русского человека».

Личная жизнь

Первой и единственной официальной женой режиссёра была Мария Ивановна Шумская, с которой Василий познакомился ещё в юности. К сожалению, их жизненные пути разошлись в день свадьбы из-за отказа Марии Ивановны ехать с Василием покорять Москву. Молодую жену пугала неустроенность будущей столичной жизни. Оставив Марию в родной деревне, Шукшин уехал в Москву сам и через несколько лет вернулся, чтобы попросить развод, так как он полюбил другую.

Василий Шукшин и Виктория Сафронова

На тот момент он уже долгое время жил с Викторией Сафроновой, дочерью писателя Анатолия Сафронова. Но Мария так и не дала мужу развод, до конца жизни оставаясь его единственной официальной женой. Чтобы выйти из этого положения, Василий Шукшин даже вынужден был «потерять» паспорт. В 1965 году у Анастасии Софроновой родилась от него дочь Катерина Шукшина.

Василий Шукшин и Лидия Александрова

В 1964 году Шукшин женился на актрисе Лидии Александровой, исполнившей роль в фильме «Живёт такой парень». Их брак продлился недолго. По воспоминаниям Александровой, причиной этому послужили любовные связи великого режиссёра и злоупотребление алкоголем. Так, известно, что Шукшин признавался в любви Нонне Мардюковой, однако Нонна Борисовна позже рассказывала, что до серьезных отношений у них так и не дошло.

Василий Шукшин и Лидия Федосеева с дочерьми

На съёмках картины «Какое оно, море» Василий Шукшин знакомится с актрисой Лидией Федосеевой. Долгое время он не может отдать предпочтение одной женщине и поддерживает отношения с двумя сразу. Лидия Федосеева родила ему двух дочерей — Марию и Ольгу, оставаясь рядом с мужем до самых последних дней его жизни. Позже дочери Шукшина стали известными актрисами, а Мария Шукшина вела популярную программу «Жди меня».

Смерть

Тайна смерти Шукшина так и осталась неразгаданной до конца. Во время съемок последнего фильма с его участием «Они сражались за родину» у Шукшина наблюдалось очередное обострение язвенной болезни. Временами приступы были серьезными, по свидетельству очевидцев, он ходил бледный, как смерть. По расхожей версии, несмотря на то, что после рождения детей Василий Шукшин завязал с алкоголем, именно пагубное пристрастие его и убило.

Похороны Василия Шукшина

Однако существует и другая версия, по которой Шукшина могли отравить. Никто в итоге так и не рассказал правды, но супруга Лидия Федосеева-Шукшина вспоминала, что муж чувствовал опасность и предполагал, что с ним может что-то случиться.

Однажды великий режиссер Сергей Бондарчук проронил, что Шукшина могли отравить, ведь накануне съемок актер обследовался в Кремлевской больнице, и никаких серьезных патологий выявлено не было. По слухам, в каюту теплохода, где нашли тело Шукшина, могли пустить «инфарктный» газ, который не оставляет следов воздействия. А официальной версией смерти как раз был признан сердечный приступ.

Могила Василия Шукшина

Шукшин Василий Макарович был похоронен 7 октября 1974 года на Новодевичьем кладбище столицы. На похороны пришло огромное количество людей, и все оставляли на могиле веточку красной калины. Владимир Высоцкий специально написал песню: «Памяти Василия Шукшина». По воспоминаниям его жены, Шукшин считал, что люди стали больше ненавидеть друг друга, поэтому своим творчеством он пытался заставить людей вспомнить о добре.

Дочь Шукшина ответила за отца

“Главной женщиной в жизни Василия Макаровича была его мать”

01.10.2008 в 19:08, просмотров: 44082

Она — человек непубличный, поэтому не любит давать интервью. Не кичится звездным родством. Не мелькает в телевизоре. Не откровенничает со страниц глянцевых журналов.

Многие даже не подозревают о ее существовании, считая, что у Василия Макаровича только две дочери — от Лидии Федосеевой-Шукшиной. Это не так. Екатерина Васильевна Шукшина — старшая дочь выдающегося русского писателя, актера, режиссера. С сестрами она не общается.

— Ваши родители не регистрировали брак. Как вы стали Шукшиной?

— Перед школой. Я так понимаю, всем было просто не до этого. А потом спохватились, что дитенку уже в школу. Тогда родители пошли и записали. Кстати, пару лет назад у меня пропала метрика — пришлось ее восстанавливать. В загсе попросила: “Дайте хоть посмотреть запись в книге, где их подписи”. И абсолютно по-шукшински, как в рассказе “Кляуза”, на меня недобро так, с подозрением прищурились: “А вам зачем?” И не показали.

— Вы наверняка знаете историю знакомства ваших родителей…

— Они знакомились дважды, первый раз заочно. Мама моя, Виктория Анатольевна Софронова, закончив филологический факультет МГУ и аспирантуру ИМЛИ, занималась советской прозой, готовя себя в литературные критики. Как-то, просматривая “Новый мир”, увидела совершенно незнакомое имя — Василий Шукшин. Пролистала дальше. Там Айтматов, Залыгин — состоявшиеся авторы. И тут моя мама с немецкой педантичностью говорит себе: “Как же тебе не стыдно! И это критик!” Вернулась к Шукшину, прочитала — и влюбилась. Ее ошарашила, обезоружила живая, своя интонация, абсолютно неожиданная для того времени. Мама написала рецензию. Прошло еще пару лет, и однажды, с приятельницей Ириной Гнездиловой, которая работала редактором издательства “Молодая гвардия”, где у отца готовился сборник, они пошли в ЦДЛ. Там и состоялось знакомство. Посидели в ресторане, потом начались звонки. Сначала звонила Ирина: “Тебя ищут!” Мама брыкалась, но, честно говоря, недолго.

— Сколько им было тогда лет?

— Маме тридцать два, отцу тридцать четыре.

— Как ваш дедушка — Анатолий Владимирович Софронов, поэт, драматург, главный редактор “Огонька”, — отнесся к выбору дочери?

— Отнесся как умный и адекватный человек. Вопрос-то не личный. Речь идет о знаковых фигурах русской литературы ХХ века, которые шли к одному и тому же разными путями. Анатолий Софронов не только поэт и драматург, но и крупный общественно-политический деятель. Убежденный государственник, он настороженно воспринял так называемую деревенскую литературу.

Это лукавое определение уводит “деревенщиков” в лапотное “гетто”. А дело ведь не в том, что они горизонтально “сблизили” город с деревней. Нет, они по вертикали выломали человека — и деревенского, и городского — “из-под глыб” государства.

И Софронов, высоко оценивая художественные достоинства произведений и Абрамова, и Астафьева, и Шукшина, считал, что подобная литература подмывает государственный фундамент, который он по мере сил крепил всю свою жизнь. И со своей точки зрения был прав. Маме, которую он очень любил, слова не сказал ни за, ни против.

Для отца же дед был представителем государства. Это они с бабушкой моей, Ксенией Федоровной, могли ночами на кухне яростно спорить про советскую власть, кто больше высадит при этом “Беломора”. А разговор Шукшина с Софроновым сразу переходил в другой, далеко не кухонный формат. Он и не состоялся. Хотя, повторяю, оба болели за свою страну и желали ей одного. И не нашлось никого, кто бы свел два лагеря, которые представляли дед и отец. У Виктории Анатольевны не получилось. Шутка. Мама, бедная моя, родная, любя обоих, угодила между молотом и наковальней. Во многом поэтому и перестала писать сама. Ее это противостояние перемололо. Хотя, конечно, это не единственная причина их расставания с отцом.

Читайте также:  Дети Бориса Березовского

— Ваш муж — немец. Он знал, кто ваши отец и дед?

— Ну, вляпался, конечно. Была смешная история. Мы познакомились с Йенсом Зигертом в Германии, и однажды я попросила его пойти со мной для моральной поддержки в тогда еще советское посольство, чтобы получить какую-то бумажку. Я готовилась к полугодовой бюрократической пытке, но нас пустили без очереди. Посадили в кожаные кресла, предложили чаю, спросили: “Екатерина Васильевна, какая бумажка вам нужна? Мы любим Василия Макаровича!” Даже я растерялась. Когда мы вышли из здания посольства, Йенс пригласил меня в кафе: “Так, голубушка, а теперь рассказывай, кто такой Шукшин”.

— Ваши родители были вместе всего два года?

— Жизнь не всегда укладывается в арифметические расчеты: “пришел — ушел”. Если бы все было так просто… Приходил, уходил, опять приходил, всегда неожиданно, без звонка, забирал маму, потом мама уходила, потом опять уходил-приходил, по деревенской привычке ставя ватник в угол. И так много лет. Что-то вроде пыточной. Только когда она вышла замуж за Вячеслава Ивановича Марченко, какая-то точка разместилась над какой-то буквой. Выросши, но не повзрослев, я спрашивала маму: “Что ж ты терпела?” Она один раз ответила: “Когда приходил, все остальное забывала”. Несколько раз, правда, пыталась прекратить эти мучительные отношения. Однажды дала ему такого пинка под зад, что юбка треснула по шву до пояса. Отец не отпускал, и она не могла освободиться.

— Почему же в его жизни появилась Лидия Федосеева?

— Виктория Анатольевна совершенно справедливо считала, что главной женщиной для Василия Макаровича была его мать. Понимаете, их всю жизнь связывала пуповина толщиной в руку. Если посмотреть фотографии, камень заплачет, с какой надрывностью они друг друга любили. Жизнь врозь была для него мучением. Он хотел либо ее в Москву перетащить, либо самому вернуться к ней на Алтай под конец — как оказалось — жизни: писать. Марье Сергеевне же больше всего хотелось, чтобы у Васи все было хорошо. Видела, что крепкой семьи не получается, очень переживала. Эти переживания отражены в ее письмах, с ошибками, но таких умных, точных: ну, вы уже решайте что-нибудь, сколько же можно, с дитями-то что будет. А Вася ей отвечал: “Вот в женщинах я запутался”. Где он редко путался, так это в творчестве.

— А вашу маму он познакомил с Марией Сергеевной?

— Родители летали на Алтай, когда я уже “пила” мамину кровь. А бабушка с папиной сестрой Натальей Макаровной приезжали в Москву посмотреть на внучку. Тогда Виктория Анатольевна чувствовала себя там очень неловко. В деревне ведь очень строгий этикет: где снять обувь, куда, когда сесть. Наталья Макаровна — та самая Таля из рассказов — помогла маме, увела ее на ночь к себе. Но отец под утро, наговорившись с Марией Сергеевной, все равно пришел, нарушив всяческий протокол.

— Ваша мама любила мужа, или это было бегство от Шукшина и от себя?

— Мне сдается, так, как отца, она не любила никого. С другой стороны, Вячеслав Иванович не стал жертвой ее страстей, это был честный брак, который все-таки оказался непрочным. В конечном итоге он распался. Когда умер отец и уже был отчим, мама повесила в мою комнату большой портрет Шукшина, и все подруги ей говорили: “При живом муже — ты чего делаешь-то?!” “Это Катин отец!” — отвечала мама.

— Екатерина, а вы помните отца?

— Мне девять лет было, когда его не стало. А я не Лев Николаевич Толстой, который уверял, что помнил, как его несли с крестин. Какие-то вспышки. Вот 2 октября 74-го года помню прекрасно. Чудный стоял день золотой осени. Я пришла из школы — мама почему-то дома, плачет. У бабушки губы в ниточку. “Мама, что ты?!” Мама плачет, молчит и просительно смотрит на бабушку: дескать, помоги мне, скажи. Бабушка отвечает жестким взглядом, которого все в семье боялись, включая Шукшина и Софронова: нет, ты должна ей сказать. Мама и говорит, слабенько, как школьница: “Папа умер”. Но все это как кадр, а не как сцена.

До этого еще кадр помню. Отец пришел ко мне на день рождения в самый разгар праздника, мы играли, а взрослые сидели на кухне. Отец подошел к порогу, прислонился к дверному косяку и долго-долго — мне сейчас так кажется — на нас смотрел. Взгляд помню: напряженный, серьезно-внимательный, и не просто грустный, а какой-то даже скорбный. Вообще-то таким взглядом на войну провожают, а не сытыми и здоровыми детьми любуются. В тот раз не было никаких сю-сю, подбрасываний к потолку. А дети — они же смекалистые, и как-то сразу все притихли. Он понял, что испортил веселье, и ушел к взрослым на кухню.

— А подарки он вам делал?

— Сохранился слиток стекла с портретом Лермонтова. Почему не Есенина? Не нашел? До сих пор гадаю. Осталась одна сережка — из золота с искусственными камешками. В них вдевалась ниточка, и надевались они поверх ушей, как очки. Вытащил как-то маму в магазин: “Кате нужна школьная форма. В школу-то через месяц”. — “Вася, да купила я ей уже форму”. — “Ну, хорошо, тогда ранец, тетрадки”.

Учебу, труд он считал чем-то священным. Мама работала в журнале “Москва”, возглавляла отдел критики, хотя тогда, по-моему, еще в прозе сидела. Как-то отец приехал со съемок, а ей надо было срочно вычитать какой-то текст. Он вышел из ванной, мама встает: “Сейчас стол накрою!” “Сиди-сиди, работай”, — шепотом ответил Василий Макарович. И на цыпочках, чтобы не мешать…

— Он был нежным отцом?

— Он вообще был нежным. Ключевое слово. Душа нежная, не слюни. Я уже была взрослой, когда один из его друзей, ныне покойный Александр Петрович Саранцев, оператор-документалист, автор фильма “Верность” про Василия Макаровича, пересказал мне слова отца: “Вот сидим мы с ней. Она смотрит мультик, я смотрю на нее. “Нравится, — спрашиваю, — мультик?” Она говорит: “Нравится”. У меня все разрывается внутри. А она смотрит мультик”. Он и в прозе довольно скуп на внешние проявления этой самой нежности, но она задает ей лад. В Шукшине выстрелил редкий сплав мужской нежности и злости. Только “злость” надо правильно понимать. А то скажут потом, что дочка назвала папу злым. Это когда глаза, как лезвия, знаменитые желваки. Злость, когда растоптана нежность. Злость, когда поругана любовь. Злость, когда осмеяно дорогое. Злость, которая неотделима от сострадания. На этом странном сочетании, на этом стыке и рождается электрический разряд, который прошил всю страну.

Одна из любимых моих фотографий — с собакой. Он ее жалеет, эту собаку, но к ней не нисходит. Именно сострадает. А это все-таки собака. Нежность, сострадание, а проще говоря, любовь к человеку и есть первое слагаемое художника. Талант — второе. Помните, у Горького: “Не надо унижать человека жалостью”? Вот Горький, невероятно талантливый, на этом и погорел в конечном счете как писатель. А у Шукшина, который, правда, бегал от всякого пафоса, как черт от ладана: возвысим человека, побережем его состраданием.

— Когда талантливого человека разрывает изнутри, он нередко ищет забвения в алкоголе. В России это извечная беда многих великих поэтов, актеров, режиссеров… У Василия Макаровича тоже были проблемы с алкоголем.

— Мама мне говорила, что она его ни разу не видела сильно пьяным. Выпившим — да, но чтобы лыка не вязал — никогда. В последние годы он вообще не пил. Мне нравится приписываемая ему фраза: “Я свою цистерну уже выпил”.

— Гибель Василия Шукшина на съемках фильма “Они сражались за Родину” до сих пор окутана тайной. Вы думаете, его смерть была естественной?

— Бог весть. Я буду думать, что так, пока мне не докажут противного.

— Екатерина, в школе знали, что вы дочь Шукшина?

— Знали, конечно. У нас была очень хорошая школа, кроме того, в классе учились и другие писательские дети, поэтому это не чувствовалось никак. Были неприятные моменты в разных пионерских лагерях. Помню, мне было лет десять, и доверили мне поднимать флаг дружины — страшно почетно. Но я ведь Эверест не покоряла. Спросила у вожатой: а за что? Она так усмехнулась и говорит: “Авансом”. Мне стало ужасно обидно, но веревочку я подняла.

— Но люди разве не задают вопросы, кем вы приходитесь Василию Макаровичу?

— Разумеется, задают. И, странное дело, не могу просто отмахнуться, именно потому что интерес не ко мне. С возрастом начинаешь без особого удовольствия сознавать, что есть такая штука — ответственность. Ее несет каждый — перед родителями, детьми, супругами, друзьями. В моем случае она имеет дополнительный нюанс, что не делает жизнь легче, но суть не меняется. Как один лишь пример: в самые лихие наши годы, когда все рушилось, люди теряли работу, возникал вопрос, чем заняться, я вдруг поняла, что не могу хвататься за что попало еще и поэтому: не просто отца позорить, а Шукшина.

— Ваш дед — поэт и драматург, отец — писатель, мама — литературный редактор. А вы чем занимаетесь?

— Книжки перевожу. Очень увлекательное занятие. Я ощутила, насколько это интересно, поняв, что, грубо говоря, перевод может быть либо точным, либо хорошим. Михаил Гаспаров, один из корифеев отечественной школы перевода, сказал иначе — о двух путях перевода: к автору или к читателю. Вот тут-то и начинается эта беготня “по-над пропастью”. К кому — к автору или к читателю? А обоим потрафить? Вообще-то выход есть: если поймать и мертвой хваткой держать за хвост музыкальную мысль автора, тогда можно позволить и некие реверансы читателю. Но это крайне сложно. Бывает, действительно невозможно. А сначала, после филфака МГУ, много лет проработала в “Литературной газете”, в основном в международном отделе.

— Ваш муж тоже имеет отношение к литературе?

— Он работал корреспондентом на радио, а сейчас возглавляет представительство немецкого Фонда имени Генриха Белля в Москве. Писать ему приходится много, но в основном политологические статьи.

— У вас есть дети?

— Вы не раз бывали на родине Василия Макаровича — в Сростках. На Алтае по-прежнему живет Мария Ивановна Шумская, его первая жена. Вы с ней знакомы?

— К сожалению, нет, но слышала, что она очень достойная женщина.

— Читала, что вы оказали спонсорскую помощь Дому-музею Шукшина в Сростках.

— Не мое благодеяние. Все от Бога, в том числе и деньги. Более того, это был шукшинский гонорар, а не собственноручно заработанные деньги. Вспомнила сейчас забавную историю, она показательна. Иду как-то на ночную пасхальную службу в храм. Рядом с храмом — ночной клуб. Стена к стене. Совмещение двух реальностей. Вдруг вижу под ногами пятитысячную купюру. Поднимаю, держу в руках. Люди — мимо. Никто не ищет. Иду к свечному ящику и отдаю. Это чья благотворительность? Не моя же.

— Вы часто бывали на Алтае?

— Четыре-пять раз. В Сростках чем-то наполняется до такой степени душа, что начинает распирать. Физически ощущается, сколько в землю, в воздух впиталось работы, горя, трудной радости. Может быть, это от панорамы необыкновенной — Шукшин снял ее в “Печках-лавочках”. Гора Пикет плавно поднимается с одной стороны, где село, и резко обрывается с другой. Огромная концентрация человеческого напряжения. Там ведь не коренные алтайцы живут. По моим подсчетам, Марья Сергеевна (Попова в девичестве) родилась не на Алтае. Поповы и Шукшины (ударение на У) — из самых частых фамилий в Сростках — из Саратовской губернии, столыпинские поселенцы. В Сибирь двинулись ведь не все, кто-то остался на печке. А потом представьте: гигантский Пикет, размером, ну, не знаю, как стадион, и все это пространство заполнено людьми, которые собрались на Шукшинские чтения. Море голов.

Я много дельного читала о Шукшине, но самые точные, очень важные слова принадлежат Михаилу Шолохову: “Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного”. Шукшин как бы аккумулировал в себе скопленное за определенное время народом и за него сказал. Как, собственно, и сам Шолохов. Как и всякий крупный писатель.

Иногда меня спрашивают: не обидно тебе, что Шукшина забыли? Я, положим, не считаю, что забыли. Но если спросить, кто популярнее: Шукшин или Пелевин? — ответ не очевиден. Но я спокойна за них за всех: и за Шолохова, и за Леонова, и за Горького, и за Яшина, и за Заболоцкого, и за Шукшина. Настанет момент, захотим мы опять сокровенного либо еще чего-то важного — они вернутся. Вообще-то они никуда и не уходили. Это нам “расхотелось”.

Ссылка на основную публикацию