Дети Валентина Серова

Валентин Серов. Судьбы детей художника

Валентин Серов “Дети” (Саша и Юра Серовы) (1899 г., ГРМ).

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Дорогие друзья!
У меня возник вопрос, когда мы смотрим на портрет известного человека, то все понятно, мы знаем, кто этот человек. Но часто художники рисуют детей, задумывались ли вы о судьбах детских персонажей, изображенных на картинах знаменитых художников. Как пример: Валентин Серов “Дети” (Саша и Юра Серовы) (1899 г., ГРМ).

СУДЬБА ДЕТЕЙ ХУДОЖНИКА ВАЛЕНТИНА СЕРОВА

Сначала, коротко, несколько слов о самом художнике, Валентине Серове.
Валентин Серов родился 7января 1865 года в Петербурге, в семье Александра Николаевича Серова, знаменитого композитора, педагога и музыкального критика, мать – тогда была его ученицей. Отец женился в 43 года на своей 17-летней ученице Валентине Семеновне Бергман, ставшей первой русской женщиной-композитором. Ее родители владели небольшим магазином колониальных товаров. Она была талантливой пианисткой, но выйдя замуж, бросила учебу и посвятила свою жизнь семье. К тому же она увлекалась революционными идеями.
После смерти мужа в 1871 году Валентина уехала учиться музыке в Мюнхен, а сына определила в семью доктора Когана, соратника по революционной деятельности. Так юный Серов более чем на год попадает в организованную Коганом с друзьями коммуну в деревне. Быт их был устроен во многом по образцу коммуны, описанной Чернышевским. Детство мальчика было вообще кочевым.
Обнаружив способности мальчика к рисованию, в 1874 году мать с мальчиком перебирается в Париж, где в то время находился И.Репин, который и стал его первым учителем.
Мальчик брал уроки живописи у И. Репина, в семье которого жил в 1879 году, и в Москве.
С 1894 года В. Серов состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок.
С 1897 года он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1889 году – 29 января в Петербурге Серов женился на своей сверстнице, учительнице Ольге Федоровне Трубниковой, воспитаннице его родственников Симоновичей. Он часто бывал в доме Симоновичей, где и познакомился с Лелей Трубниковой. Спокойная и аккуратная она напоминала ему голландку. Позже она стала его невестой, а потом и женой.

Брак был счастливым, у них было 6 детей. две дочери и четыре сына: Ольга, Александр, Юрий, Михаил, Антон и Наталья.

Судьба отпустила Валентину Серову 46 лет. Чуть больше, чем Чехову или Левитану.
Скончался художник 22 ноября 1911 года в Москве. Похоронен был на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.

Детей В. А. Серов любил нежно и с удовольствием писал их портреты.

Судьба детей художника сложилась естественно по-разному.
Вот краткая информация:
Ольга стала писательницей и умерла в СССР, через год после Победы, в 1946 году.
Александр (1893-1960) прожил довольно долгую жизнь, 67 лет. Он окончил политехнический институт и стал инженером-судостроителем, был военным летчиком и т. д.
Юрий (Георгий) Валентинович (1894 – 1932/3) стал актером.
Михаил скончался в Москве в 1938 году.
Антон вместе с женой погиб в Питере в блокаду, его внук стал священником, отцом Антоном.
Наталья (1908–1950). В замужестве Горлова. В эмиграции жила в Париже. Профессионально занималась фотографией. После 1932 вернулась в СССР. Известны письма И. Е. Репина к Н. В. Серовой (1927). Умерла в 1950 году, похоронена на Новодевичьем.
Сегодня прямые потомки художника живут в России, на Кипре, в США, во Франции и в Ливане.

Детская тема необыкновенно важна в творчестве Серова.
Летом 1899 года Серов побывал на побережье Финского залива в Териоки (ныне – г. Зеленогорск, климатический курорт). Здесь он создал одну из лучших и самых тонких своих картин «Дети Саша и Юра» (1899, ГРМ).

На ней он изобразил старших сыновей.
Ко времени создания этой картины Серов стал уже очень востребованным художником, много работал на заказ. Но иногда он, словно отдыхая, писал для себя лично «интимные» портреты.

Оба сына художника, Саша (7 лет) и Юра (5 лет), изображены на веранде, обращенной к воде. Старший смотрит на панораму залива и угасающего северного неба, а младший повернулся к нам и глядит с задумчивым видом.
Мальчики одинаково одеты и внешне похожи друг на друга. Но художник показывает разницу их состояний: серьезную сосредоточенность старшего и мечтательную задумчивость младшего, тонко подмечает характерность неповторимых детских жестов, наивность и чистоту.
Картина написана широкими мазками, на полутонах – это настоящий импрессионизм в передаче впечатления от природы и настроения детей.

Юрий (Георгий) Валентинович (1894 – 1932/3) был актером, другом Михаила Чехова.
(Михаи;л Че;хов (1891, Петербург -1955, Беверли-Хиллз, Калифорния) – русский и американский актёр, театральный педагог, режиссёр. Племянник Антона П. Чехова, сын его старшего брата Александра. С 1939 года жил в США, создал свою актёрскую школу, которая пользовалась огромной популярностью. Через неё прошли Мэрилин Монро, Клинт Иствуд, Энтони Куинн, Юл Бриннер и многие другие голливудские «звёзды»).
Юрий покинул Россию во время революции. Сначала жил в Германии, затем – во Франции, где Жорж, как его здесь звали, стал довольно известным актером немого кино и работал на европейских студиях. Играл главные роли в фильмах «Собака Баскервилей», «Тарас Бульба» и других картинах. Умер рано, не дожив до 40. Похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез. (. 6 октября 1927 года состоялась премьера первого звукового фильма – «Певец джаза»)

Больше всех из детей Серовых жизнь испытывала старшего – Александра.
Он был мальчиком необычайно одаренным. Как-то семья Серовых собралась на берегу Финского залива. Саша Серов (ему было тогда лет 17) самостоятельно построил яхту по изданной в Швеции потрепанной книге (на шведском языке!). Он успешно ходил на ней по заливу, вызывая восхищенные возгласы у публики, толпившейся на берегу.
Александр Серов окончил политехнический институт и стал инженером-судостроителем.
Когда началась Первая мировая, он добровольно пошел в царскую армию.
Попал он в британский воздушный корпус – созданный на территории России. Из Серова получился толковый летчик-ас.
Александр Серов оказался на службе у белых – такая выпала ему карта! Много летал, был командиром эскадрильи, вместе с белыми откатился на юг.
Попал в Грецию. Ему повезло – он устроился работать механиком. В Салониках познакомился с французом Дюрафуром, немного говорящим по-русски. Позднее выяснилось, что Дюрафур был близок к правительственным кругам Франции, которая, как известно, после Первой мировой получила часть территории бывшей Османской империи – в частности, Сирию и Ливан.
Территории эти нужно было осваивать, требовались грамотные люди, инженеры, и Серов для этой цели подходил.

Так в 1921 году он переехал в Ливан, но взяли его там не инженером, как обещал Дюрафур, а. водителем огромного катка на строительстве новой дороги. Водителя Сероффа вскоре приметили и перевели работать в земельный кадастр. В конце концов, он стал главным инженером кадастра. Без его подписи не могла быть нарезана ни одна пядь земли, ни в Сирии, ни в Ливане. Именно под его руководством была произведена топографическая съемка бассейнов рек. Под его контролем и при его участии была построена первая, действующая сегодня, горная электростанция в Набаа Сафа. В годы Второй мировой по заказу англичан А. Серов построил три немагнитных минных тральщика, оказавшихся уникальными с точки зрения инженерных решений.
Потом Серов построил плавучий док и десяток самых разных судов – траулеры, сейнеры, баржи.
И еще одним отличился Александр Серов – разработал первые в Ливане правила уличного движения и бланки водительского удостоверения, которое сам, кстати, и получил за номером один.
Как говорится – А. В. Серов это ливанское все!
Кстати, у Александра было 5 детей и множество внуков.
Ныне связи с Россией потомков белогвардейца А. В. Серова активно восстанавливаются.

Мария Симонова, дочь актрисы Валентины Серовой: “Меня вернули маме после суда”

23 декабря официально отмечается 90-летие замечательной советской актрисы Валентины Серовой. На самом деле дата эта не соответствует действительности – родилась Серова (в девичестве Половикова) в Харькове 10 февраля 1919 года. Решив пойти по стопам матери и стать актрисой, исправила метрику, чтобы допустили к экзаменам в театральный техникум. С тех пор официальным годом ее рождения стал 1917-й. О том, какой была звезда эпохи “без грима”, рассказывает корреспонденту “Известий” Ольге Дунаевской дочь Валентины Серовой и поэта Константина Симонова Мария.

вопрос: Ваш отец был вторым мужем Валентины Васильевны. А фамилия досталась ей от комбрига Анатолия Серова.

ответ: Они познакомились в 1938 году, сразу после возвращения Серова из Испании, на вечеринке. Анатолий привез пластинки – настоящее танго – и пригласил маму на танец. Она мне потом говорила, что поначалу оробела – он был уже легендой, его знала вся страна. “Но когда он взял меня за руку, я вдруг почувствовала, что отрываюсь от земли и лечу. Было какое-то странное чувство восторга и растворения. Сначала я и глаз не могла поднять, а потом посмотрела на него и поняла – пропала. Танцевал он потрясающе. Хоть я и была профессиональной актрисой, но так не умела”. Поженились они через неделю и жили счастливо, но недолго: ровно через год Серов погиб при испытании нового самолета, а еще через несколько месяцев у мамы родился сын Толя.

в: Ваша мама верила в приметы?

о: Не очень. Хотя основания для этого, пожалуй, имела. В ее жизни было роковое число – одиннадцать, когда счастье перемешивалось с бедой. 11 мая она вышла замуж за Анатолия Серова, в этот же день через год он погиб, через одиннадцать лет – тоже 11 мая – у мамы родилась я. И последним днем для мамы стало 11 декабря. Помню, правда, смешной случай, связанный с суеверием. Одно время она носила аметистовые сережки, но вот приходит подруга и говорит, что аметист приносит несчастье. Мама, недолго думая, снимает серьги и кидает в форточку – какому-то прохожему счастье точно перепало.

в: Она любила украшения?

о: Вообще, к драгоценностям она была равнодушна, носила на спектаклях, если надо было по роли, а в жизни надевала редко. Помню всегда на ее пальце одно крупное кольцо с топазом. Одевалась она обычно в глухие платья, стесняясь большой груди. С декольте я ее не видела, а строгие платья маме шли. Когда она молча появлялась на сцене в пьесе Симонова “Русский вопрос” и останавливалась в дверном проеме, зал разражался аплодисментами.

в: А какой у Серовой был характер?

о: Неоднозначный. Как писал Симонов: “А злой и бесценной, / Проклятой, – такой / Нет в целой вселенной / Второй под рукой. ” Но ко мне она всегда была повернута слабой и нежной своей стороной. Никогда не поучала, умела удивительно слушать. Когда я ее огорчала, не ругалась – просто сидела пригорюнившись.

в: О чем вы любили с ней разговаривать?

о: Обо всем. Вечерами я ее часто просила рассказать что-нибудь. Так и вижу маму – с “беломориной”, она много курила, прислонившуюся к дверному косяку. Она рассказывает про свое детство, как жила с матерью и тетками в Лиховом переулке, как босая бегала с бидончиком за керосином. За непослушание ее строго наказывали, могли и на горох поставить. Рассказывала, как с ребятами во дворе лазила по крышам и свистела в два пальца. А засыпала я под украинские колыбельные – мама чудесно пела.

в: Как они познакомились с Константином Симоновым?

о: Лучшей маминой театральной ролью к 1940 году была роль Павлы в пьесе Горького “Зыковы”. И вот в какой-то момент она стала чувствовать, что на нее слишком пристально смотрит человек, всегда сидящий с цветами в первом ряду. Это был тогда уже известный литератор Константин Симонов. Их знакомство он позднее описал в сценарии фильма “Случай с Полыниным”. Вскоре они стали жить вместе. Для Симонова это тоже был второй брак, и зарегистрировали они отношения лишь в середине войны. У мамы было очень чуткое ухо, и отец полностью доверял ее чутью и вкусу. “Васька, ты мой самый верный друг, – писал он ей в одном из писем, – прочти и поставь галочки”.

в: Вам известна история его знаменитого стихотворения “Жди меня”?

о: Оно было написано в начале войны. В июне-июле отец как военкор был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилевом, а в конце июля ненадолго оказался в Москве. И, оставшись ночевать на даче у Льва Кассиля в Переделкине, вдруг в один присест написал “Жди меня”. Печатать стихотворение он сначала не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и когда один из друзей сказал, что “Жди меня” – его главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать. В декабре того же 1941 года “Жди меня” опубликовала “Правда”, а в 1943-м на экраны вышел одноименный фильм, где мама сыграла главную роль.

в: Она уезжала в эвакуацию?

о: Нет. Отвезла бабушку с Толей в Свердловск и вернулась в Москву. Всю войну вместе с Симоновым и в составе концертных бригад ездила на фронт. В Объединенном театре драмы под руководством Горчакова она играла две роли – Валю Анощенко в “Русских людях” Симонова и Лизу в тургеневском “Дворянском гнезде”. Актрисы гримировали посиневшие губы и руки, а за кулисами, чтобы согреться, отхлебывали по глотку из фляжки спирт.

в: На середину войны падает и еще одна страница биографии Серовой – взаимная симпатия с маршалом Рокоссовским.

о: Действительно, много лет это без устали обсуждается. Познакомились они, когда Серова выступала в госпитале, где лежал раненый 46-летний будущий маршал. Были и небылицы об этом якобы “романе” рассказывают “очевидцы” и “друзья”. Известно лишь, что актриса и маршал как-то вместе были в Большом театре, что и породило дальнейшие слухи. После истории с сериалом Юрия Кары “Звезда эпохи” – переговоров с адвокатами, с авторами фильма – я загремела в больницу. В картине очень красивые актеры, голливудские интерьеры, но только все, что там происходит, не имеет никакого отношения ни ко времени, ни к людям, о которых идет речь.

Читайте также:  Дети Леры Кудрявцевой - фото, второй ребенок, личная жизнь, муж

в: Как Валентина Васильевна относилась к официальным миссиям Симонова – ведь они вместе были в Париже?

о: Да, отцу поручили вернуть на родину Ивана Бунина. Говорят, тот колебался, но предпочел остаться в эмиграции. В сороковые годы Симонов действительно становился все более официальным поэтом, но искренне верил в правильность избранного пути, а его жена часто смотрела на происходящее совсем по-иному.

в: Представляю, как обрадовался отец вашему рождению.

о: Мама сообщила отцу по телефону: “Я родила Маргариту Алигер”. В детстве я действительно была на нее очень похожа. Говорят, первые папины слова, когда он меня увидел, были: “Черненькая, значит, моя”. Папа называл меня в детстве “Манька-франт, белый бант”.

в: В 1957 году, когда вы пошли в первый класс, пара Серова-Симонов окончательно распалась. Что было потом в вашей жизни?

о: Отцу почти сразу после развода пришлось уехать в Ташкент корреспондентом “Правды”, а я жила у бабушки. Папа и бабушка были заодно: хотели лишить маму родительских прав – она ведь стала пить. Квартира была на первом этаже, и, уходя, бабушка запирала форточки и зашторивала окна, чтобы меня не увидела “эта” – так она называла маму. Мама приходила, стояла под окнами, говорила со мной, приносила что-нибудь вкусное, а я затаюсь – страшно нос высунуть. До сих пор не представляю, как мама пережила это. Но зла не помнила. Когда бабушка болела, ходила к ней в больницу, мыла ее, кормила и повторяла мне: “Ну как же, это ведь моя мать”.

в: Когда вас все-таки вернули маме?

о: После суда. Она два года совсем не пила. Помог дед, Василий Васильевич Половиков. Его через Мосгорсправку нашла мамина подруга по театру. Он жил в Москве, но не знал, в каком состоянии его знаменитая дочь. Стал ее лечить, а через пять лет умер от инфаркта. Он был сильный, мощный и просто сгорел от всей этой истории. Но он спас маму. Если бы не дед, она погибла бы раньше. Они и похоронены рядом, на Головинском кладбище.

в: Отец приходил к вам?

о: Конечно. Мы с мамой переехали с улицы Горького в Оружейный переулок. Мама любила и умела готовить. И перед папиным приходом она стелила венгерскую скатерть с красной вышивкой, ставила на нее супницу с потрясающим украинским борщом. А как она запекала мясо – это было просто произведение искусства! Он приходил, шумно, по-мужски, ел – “сёрбал”, как говорила мама. У нее были какие-то свои словечки, а может, это что-то украинское – мама ведь была хохлушка.

в: Последним местом работы Серовой стал Театр-студия киноактера. Кого она там играла?

о: Десять лет она играла там только одну роль – Марию Николаевну в пьесе Симонова “Русские люди”. Она мечтала о работе, но ей никто ничего не предлагал. Дома, когда была “в норме”, учила роли, которые хотела сыграть. Самой долгой мечтой была Бланш из “Трамвая “Желание” Теннеси Уильямса.

в: Валентина Васильевна умерла 11 декабря 1975 года. Как вы узнали об этом?

о: Мама была дома одна. В коридоре на полу, с лицом, разбитым после падения, ее нашла близкая подруга. На похороны отец прийти не смог – его не было в Москве, но прислал букет цветов. Он пережил ее на четыре года. Незадолго до собственной смерти он вызвал меня в больницу и попросил отдать мамин архив – два огромных пакета писем, документов. Сказал: “Я не хочу, чтобы чужие руки в этом копались”. Я сняла копии с бумаг, все вернула и вскоре узнала, что архив он уничтожил.

Тайна смерти актрисы Валентины Серовой: в убийстве подозревают собутыльника сына

Жизнь одной из первых красавиц советского экрана завершилась трагически

45 лет назад не стало любимицы советских зрителей, популярнейшей в 1930-е – 1950-е гг. актрисы Валентины Серовой. В жизни этой звезды экрана были по-настоящему трагические моменты, а последние ее годы превратились в настоящий кошмар. Итогом стала гибель, которую многие называют убийством.

Кадр из фильма “Девушка с характером”

Официально Валентина Серова не имела звания Народной артистки СССР (была всего лишь Заслуженной). Однако в предвоенные и послевоенные годы ее популярность в стране была по-настоящему всенародной. Эта актриса входила тогда в триумвират самых красивых героинь экрана Советского Союза – вместе с Любовью Орловой и Мариной Ладыниной.

Однако не на пустом месте родилась народная поговорка: не родись красивой, а родись счастливой. Счастья, полноценного женского счастья, Валентине Серовой была отмерена судьбой очень скупая доза.

В 19-летнем возрасте она влюбилась в героя военных действий, летчика-испытателя Анатолия Серова, которого лично знал и ценил Сталин. Их бурный роман, едва возникнув после первого знакомства, уже через считаные дни кончился свадьбой. Но семейная идиллия продлилась совсем недолго. Ровно через год, в мае 1939-го, лихой «сталинский сокол» разбился во время очередного испытательного полета на истребителе.

Валентина Сергеевна узнала об этой трагедии прямо во время спектакля, где играла главную роль. Однако у нее хватило мужества и воли доиграть все свои сцены до конца, не подав никому вида. А еще через несколько месяцев у молодой вдовы родился сын, которого она назвала в честь отца Анатолием.

Забыть своего погибшего избранника Серова долго не могла. Однако постепенно у нее стали развиваться отношения с известным советским литератором Константином Симоновым.

Успешный, обласканный властью поэт и драматург, влюбившись в Серову еще в предвоенном 1940-м, повел настоящую долгую осаду этой красавицы: посещал все спектакли с ее участием, красиво ухаживал, дарил букеты цветов, посвящал ей свои новые стихотворения, в том числе то, которое стало одним из признанных «гимнов» Великой Отечественной – «Жди меня».

Валентина Васильевна сдалась далеко не сразу. Она откликнулась на ухаживания Симонова уже после того, как расстроился ее роман с Рокоссовским. Кумиры советского народа – писатель и актриса, – поженились в 1943 году.

В этом браке Валентина была любима, но сама, как уверены многие знавшие ее, лишь разрешала Симонову любить себя, не питая к нему чувств столь же глубоких, как к Анатолию Серову когда-то.

На протяжении последующих нескольких лет Симонов и Серова считались самой блестящей парой в Союзе, самой благополучной. Однако за внешним благополучием скрывались немалые проблемы. У Симонова не сложились отношения с ребенком Валентины Васильевны от первого брака, и он настоял, чтобы этого подростка с непростым характером и слишком вольными привычками отправили в интернат. Решающее значение в принятии такого решения сыграл криминальный «подвиг» Анатолия: мальчишка в компании приятелей поджег чью-то дачу.

Родившуюся у «золотого семейства» в 1950-м дочку Машу спустя несколько лет тоже разлучили с матерью: ее забрала на воспитание бабушка. А по прошествии еще некоторого времени, в 1957-м Константин Симонов ушел от Серовой и вскоре официально оформил развод с ней.

Причиной таких бед, обрушившихся на Валентину Васильевну, стала ее прогрессирующая пагубная привычка – увлечение алкоголем. Начиналось все с приятных застолий, устраивавшихся на даче Симонова. Потом спиртное показалось женщине хорошим способом «нейтрализовать» воспоминания о первой, так и не забытой ею любви, о неурядицах и конфликтах, возникающих на работе…

Но такая «палочка-выручалочка», вывернувшись, ударила больно. Регулярные «тонизирующие» дозы вина становились все больше, а вместе с их увеличением все хуже становились дела актрисы на ее профессиональном поприще. Развивающийся алкоголизм лишь ускорял естественный процесс неизбежного с возрастом увядания природной красоты. А потеря такого сокровища, столь важного для актрисы, стала сказываться на востребованности Серовой у режиссеров театра и кино. Ей доставалось все меньшее ролей, они становились все более эпизодическими… Метод борьбы с такой напастью сама Серова находила лишь единственный – при помощи все того же алкоголя.

Губительная спираль год от года раскручивалась. В тех случаях, когда Валентине Васильевне все-таки удавалось выйти на сцену, ее внешний вид вызывал у зрителей удивление, даже шок: «Это та самая Серова? Не может быть! Где же былая красота?»

К началу 1970-х экс-звезда числилась в труппе Театра-студии киноактера, где она играла всего в одном спектакле. А в фильмографии Серовой в этот период прибавились только две эпизодические роли в фильмах «Кремлёвские куранты» и «Дети Ванюшина».

Даже возвращение в дом старшего сына не спасло женщину. Анатолий за прошлые годы изрядно хлебнул лиха. Парень в интернате получил от сверстников отнюдь не правильное воспитание. Работать он не хотел, вдобавок был вспыльчив, не воздержан в своих поступках, увлекался спиртным… Весь этот «букет» приводил лишь к возникновению скандалов с матерью. А в 1974-м 35-летний Анатолий Серов умер от алкоголизма.

К середине 1970-х в Валентине Серовой не осталось и следа от прежней блестящей артистки, красавицы, ставшей одним из, как сейчас сказали бы, секс-символов СССР. Бедно одетая, чаще всего нетрезвая пожилая женщина, проводившая время с какими-то маргинального вида людьми…

Ее видели живой последний раз 10 декабря 1975 года: Серова пришла в театр получить свою скудную зарплату. После этого Валентина Васильевна исчезла. Несколько дней спустя одна из знакомых актрисы, продолжающих еще пытаться поддерживать с ней отношения, забеспокоилась: на ее телефонные звонки Серова упорно не отвечала. Предчувствуя неладное, женщина отправилась домой к актрисе и обнаружила в коридоре квартиры ее тело.

По результатам проведенной экспертизы криминалисты пришли к выводу, что смерть актрисы наступила в ночь с 11 на 12 декабря 1975 года. Что же касается причин ее, то однозначных выводов озвучено не было. На теле Серовой обнаружили раны, а лицо изуродовала обширная гематома: то ли Валентина Васильевна сама ударилась головой при падении, то ли ее кто-то ударил…

Уголовному делу по факту скоропостижной смерти Валентины Васильевны Серовой так и не дали хода. Однако в Москве смерть 58-летней известной актрисы вызвала немало кривотолков и подозрений. Муссировались даже слухи, что какое-то время спустя в одной из столичных пивных некий алкаш-забулдыга громко рассказывал своим собутыльникам, как он «грохнул» «эту Серову», и даже пояснил за что. Мол, отомстил ей за сына Анатолия, – своего «кореша», с которым они вместе часто время проводили: «она же его в молодости на произвол судьбы бросила».

Валентина Серова

Валентина Серова — биография

Любви и боли, выпавших на долю актрисы Валентины Серовой, хватило бы на несколько романов, но каждый – с печальным концом. Красоту, здоровье, славу и жизнь она буквально пустила под откос. Настоящая слава к актрисе пришла в 1939 году после выхода в свет картины «Девушка с характером». Биография Валентины Васильевны интересна и трагична.

В декабре 1919 года в Харьковском роддоме родилась очаровательная малышка, судьба которой сложилась очень драматично: словно яркая звезда, она вспыхнула и погасла – но не сразу, а тлея в одиночестве и нищете.

Девочку назвали Валей и сразу же отдали бабушке с дедушкой, жившим на хуторе. Отец Валентины Василий Васильевич был репрессирован – она его никогда не видела. А мать Клавдия Михайловна играла в провинциальном театре и вскоре укатила в Москву: тогда ей было не до ребенка. Сделав в столице неплохую карьеру, Клавдия Половикова забрала к себе шестилетнюю Валю. Правда, девочка была абсолютно дикой и невоспитанной. «Дывитесь! Це ж моя мамо!» – закричала на весь зал Валюша, когда впервые увидела мать на сцене.

Малый театр на Сретенке стал вторым, а точнее – первым ее домом. Валя знала все ходы и выходы, с удовольствием вдыхала пыль декораций в кладовке, примеряла парики и сценические костюмы. В восемь лет ей разрешили выйти на сцену – она играла мальчика Давида, сына главной героини, которую исполняла мать. С того момента Валя Половикова хотела только одного: стать актрисой. В школе Валентина училась хорошо, но постоянно думала о том, как она будет выступать на сцене, и мама ей помогла в осуществлении ее мечты.В 14 лет она подделала свидетельство о рождении, приписав себе два года, и поступила в театральный (ГИТИС).

Театр

Начинающую артистку приняли в труппу ТРАМа (московского Театра рабочей молодежи), сразу же доверив главные роли. Клавдия Половикова обладала природной красотой и актерским талантом, но при этом была не слишком умной, довольно вульгарной, деспотичной и властной женщиной. Валентина воспользовалась шансом сбежать из-под материнского влияния и вышла замуж за коллегу-актера. Неудивительно, что брак вскоре распался.

Фильмы

Красавицу актрису заметили и кинорежиссеры: ей не было и восемнадцати, когда она оказалась на съемочной площадке. Первую роль в исполнении Валентины в итоге из фильма вырезали, поэтому фильмографию актрисы открывает роль Лизы в ленте «Строгий юноша» (1935 г.).
Всесоюзная слава пришла к Вале Серовой четыре года спустя, после выхода в свет картины «Девушка с характером» (1939 г.). Валентина была объявлена «третьей блондинкой СССР», после Любови Орловой и Марины Ладыниной. Жить с матерью в Москве было невыносимо.

В 1934 году состоялся и ее кинематографический дебют, где она в эпизоде сыграла роль героини Груни Корнаковой. Но впоследствии этот эпизод просто вырезали из киноленты. Считается, что на протяжении десяти лет, с 1930 по 1940 годы, Валентина Васильевна была самой известной и популярной актрисой Советского Союза. За эти годы меняется не только ее внешний облик: от брюнетки до блондинки, но меняется и фамилия, и даже характер. В первых кинолентах, где она снималась, ее называют Валентиной Половиковой, а затем уже Серовой.

Читайте также:  Дети Маргариты Симоньян - биография, личная жизнь, муж, семья

Свою главную роль в своей актерской биографии великая актриса Серова сыграла во время войны в трудных условиях, так как Мосфильм и Ленфильм были эвакуированы в Алма-Ату. Это была небольшая кинолента по пьесе ее мужа Константина Симонова «Жди меня».

Личная жизнь

В 1938 году друзья пригласили Валентину на вечеринку. Отбоя от кавалеров у нее не было, но всех обошел статный красавец в летной форме. Анатолия Серова знала вся страна: мастер высшего пилотажа, участник Гражданской войны в Испании, Герой Советского Союза был народным любимцем и завидным женихом. Но из всех девушек Серов выбрал Валентину. Он закружил ее в танце так, что девушке казалось: у нее выросли крылья!

Серов был старше Вали на семь лет, а вел себя как мальчишка. Два дня он ходил за ней, будто приклеенный, а на третий предложил руку и сердце. Как можно отказать такому герою? Через неделю они расписались.

Анатолий оказался не только заботливым мужем, но и большим романтиком. Он дарил супруге охапки цветов, а, пролетая над их домом за штурвалом самолета, вычерчивал в небе слово «Люблю». Не мог без любимой прожить ни дня! Однажды его отправили восстанавливать силы в санаторий, но он сбежал на следующий же день – увидеть Валечку. Даже к актерской славе жену не ревновал – наоборот, радовался ее успехам. Бывало, утром провожал ее на вокзале из Москвы в Ленинград. Но, едва поезд скрывался из вида, мчался в аэропорт и утром с огромным букетом встречал удивленную Валю на вокзале в Ленинграде.

В материальном плане жизнь семьи тоже была благополучна. Любимцу Сталина дали пятикомнатную квартиру на Лубянке. Это было кстати: Валентина ждала ребенка. Беременность она не афишировала – продолжала играть на сцене, сопровождала мужа на официальных раутах. На одном из таких мероприятий в Кремле Валентина заметила, что Сталин отвел в сторонку ее супруга, и они о чем-то долго беседовали.

Серов не имел от жены секретов и дома рассказал, что «отец народов» поручил ему протестировать истребитель нового класса. На секунду сердце Вали сжалось, предчувствуя беду. Но Анатолий ее успокоил: такая уж у него работа, не в первый раз.

11 мая 1939 года Серова сидела перед зеркалом в театральной гримерке. В тот вечер давали пьесу Горького «Зыковы». Скоро выходить на сцену, а у нее одна непослушная прядь все никак не укладывается в прическу. Вдруг Валентина заметила в дверях худрука «Ленкома» Ивана Берсенева. Тот вел себя странно: топтался на месте и как-то натянуто молчал. Потом собрался и выпалил:

– Валя, Анатолию нехорошо.

– Нехорошо? Что с ним такое? – желая отделаться от начальника, торопливо спросила Серова.

Ни один мускул не дрогнул на лице актрисы. Но даже под гримом было видно, как она побледнела. Словно почувствовав беду, ребенок стал ворочаться в животе. Валентина откинулась на спинку стула. Через пять минут поднимут занавес.

Я пойду скажу, что спектакль отменяется. -Берсенев хотел поскорее выскочить из гримерки: как утешать беременную женщину, только что ставшую вдовой, он не знал.

– Ничего не отменяем. Я буду играть!

Не имея возможности оплакать потерю любимого, Валентина Серова отыграла спектакль так, что никто ничего не заметил. А уже дома дала волю чувствам.

12 мая состоялись похороны комбрига Анатолия Серова – его кремировали, урну с прахом выставили для прощания в Доме Союзов, а затем замуровали в Кремлевской стене. Катастрофа произошла из-за технических неполадок самолета, но о советской технике плохо говорить было нельзя. А потому официально всю вину возложили на пилота. Валентина разбираться в происходящем не стала. Ее главной заботой теперь был ребенок. Через четыре месяца актриса родила мальчика, которого назвала в честь мужа Анатолием.

Даже после смерти супруга за Валентиной оставалась обязанность посещать кремлевские приемы. Однажды Сталин усадил актрису рядом с собой:

– Проси, что хочешь!

– Мне бы. новую квартиру, – робко сказала Валентина. Но, увидев возмущение на лице сурового горца, поспешно добавила: – Старая для нас с сыном слишком большая. К тому же там все напоминает о муже.

Вскоре Серова вместе с ребенком переехала в скромную двушку.

Валентина играла в вечернем спектакле, но то и дело сбивалась, путала слова. Опять он! Карие глаза молодого брюнета из первого ряда буравили ее и мешали сосредоточиться. Она заметила его давно -он приходил на каждый ее спектакль. Назойливым зрителем оказался 24-летний драматург Константин Симонов. Он влюбился в актрису без памяти, и ни законная супруга, ни маленький сын не могли остудить его чувств.

Пытаясь «подобраться» к объекту страсти, Симонов написал пьесу «История одной любви» и предложил ее к постановке в «Ленкоме». Главная роль, конечно, предназначалась Валечке. Серова отнеслась к ухаживаниям драматурга прохладно: она все еще тосковала по погибшему мужу. Но Симонов признавался ей в любви снова и снова, заваливая страстными, иногда даже неприличными письмами. Ему не нужна была ее душа т ему хватило бы и тела. И Серова уступила. В минуты близости она искренне пыталась полюбить Константина, но ведь сердцу не прикажешь.

А потом началась война, Симонов ушел на фронт военным корреспондентом. Вернулся в звании полковника, написав несколько сборников стихов, посвященных своей музе – В. С. В том числе и гимн фронтовой любви «Жди меня. » Рассказывали, что это стихотворение подняло боевой дух советских солдат и приблизило долгожданную победу. Книжку было не достать, поэтому стих переписывали от руки обломками карандашей на тетрадных листах.

Обратной дороги для Серовой уже не было: об их отношениях узнала вся общественность. Более того, союз был одобрен самим Сталиным и назван образцом большого и чистого чувства, они даже на время затмили первую пару СССР – Орлову и Александрова.

Валентина изредка отводила душу случайными связями – в театральных кругах ее называли легкомысленной и даже распутной. Но ее это не волновало. До тех пор, пока в военном госпитале она не увидела Его. Прославленный советский военачальник Константин Рокоссовский был высоким, статным красавцем – не чета картавящему приземистому Симонову.

Между Серовой и Рокоссовским вспыхнул страстный роман. С началом войны будущий маршал потерял связь с женой и дочерью, и Валентина стала для него единственным по-настоящему близким человеком. Она пыталась насытиться этой любовью, каждая ночь для нее была как последняя.

Актриса прекрасно понимала: об их романе рано или поздно доложат «наверх», и последствия могут быть плачевными. Так и произошло. Однако Сталин и сам любил красивых актрис, возможно, поэтому серьезного наказания не учинил. По слухам, когда кто-то из военачальников доложил Иосифу Виссарионовичу о непозволительной связи Рокоссовского с актрисой Серовой и спросил: «Что будем делать?», Сталин ответил: «Будем завидовать!»

Но все же вызвал к себе полководца: «Чья жена Валентина Серова?» – «Симонова», – ответил тот. – «Вот и я такого же мнения!» Этого было достаточно. Сразу же «нашлась» официальная семья Рокоссовского, и Валентина его больше не видела.

Симонов сделал вид, что не заметил измены, и предложил Серовой официально выйти за него замуж. Она согласилась – отчасти ради сына: Толику нужен был отец. Супруги получили роскошную квартиру в центре Москвы и дачу в Переделкине, где поэт для любимой жены обустроил личный бассейн – диковинка по меркам СССР.

Вышли на экраны фильмы с участием Серовой: «Сердца четырех» (1941 г.), «Жди меня» (1943 г.) и «Глинка» (1946 г.). Валентина Серова получила звание заслуженной артистки РСФСР и Сталинскую премию – а ведь ей еще не было и тридцати! Муж привозил ей из заграничных командировок шубы, драгоценности и красивые бутылки с заграничными винами и ликерами: теперь он мог бросить к ногам своей возлюбленной весь мир. Но жить под одной крышей с сыном Серовой не пожелал.

Актриса пошла у него на поводу и отправила мальчика к родственникам. В 1950 году она родила Симонову дочь Машу, которую также отдали на воспитание бабушке.

. Валентина сама не заметила, как пристрастилась к алкоголю. Теперь в кармане ее одежды все время была фляжка с коньяком. Однажды она явилась пьяной на репетицию, и ее с позором уволили. Времена изменились. Умер Сталин, и за Серову было некому заступиться.

Симонову она тоже была больше не нужна. Прославленный поэт, тонко и чувственно писавший в стихах о своей любви, не захотел протянуть руку помощи женщине, которую когда-то боготворил. У Константина была новая возлюбленная. Он выкинул жену, как щенка, из квартиры, отписав ей жалкую комнатенку в коммуналке, и подал на развод. А та и не возражала.

Во время развода Валентину ждал еще один удар. Родная мать обвинила ее во всех смертных грехах и потребовала лишить прав на Машу. Суд встал на ее сторону – так актриса осталась без дочери. Знакомые говорили: бабушка рассчитывала на солидные алименты от Симонова, которые в итоге и получила.

Чтобы вернуть дочь, Валентина устроилась работать в захудалый театр, собиралась лечь в клинику для лечение от алкоголизма. Но силы воли не хватило – она срывалась снова и снова. Зрители приходили «посмотреть на пьяную Серову» – во время спектакля она то и дело слышала шепот и смешки в свой адрес.

Известная актриса, секс-символ 1940-х опустилась на самой дно. Она давно и безвозвратно утратила свою красоту, потеряла работу, в ее комнате сожители-собутыльники сменяли один другого. Чтобы выжить, женщина продавала одежду и мебель.

Отношения с сыном Анатолием тоже не сложились. Мальчик рос болезненным, страдал заиканием и близорукостью, при этом был совершенно неуправляемым. Он рано пристрастился к спиртному, попал в плохую компанию. Как-то раз в состоянии алкогольного опьянения ограбил и поджег чужую дачу.

От тюремного срока его спас только возраст, но Симонов сдал пасынка в режимный детский дом в Нижнем Тагиле (по сути, колонию для малолетних). В 1959 году Анатолия удалось отправить в армию, в спецчасть с особым режимом. Вернувшись, он собирался жить с матерью, однако та не пожелала более терпеть его поведение и указала на дверь, отказав даже в прописке.

Незадолго до своей смерти Анатолий Серов появился на пороге материнской комнаты с букетом цветов в знак примирения. То ли Валентина ушла в запой, то ли его не впустил ее очередной сожитель, но общения и разговора по душам не вышло. В 1974 году Анатолия не стало. Он прожил всего 35 лет. Мать на его похороны не пришла.

Смерть актрисы

А через шесть месяцев 57-летнюю Валентину Серову обнаружили с кровавой раной на лице в коридоре ограбленной квартиры. По слухам, какой-то алкоголик хвастался в рюмочной, что отомстил за Толика. Но уголовного дела заведено не было, да и о смерти актрисы всего одна газета написала несколько скупых строк.

Сын и дочь Валентины Серовой

В двух браках актрисы Валентины Серовой родились двое детей – сын и дочь, их отцы были знаменитыми личностями. Судьба старшего ребенка оказалась трагичной.

Содержание:

  • Сын Валентины Серовой – Анатолий Серов
  • Мария Симонова – дочь Валентины Серовой

Сын Валентины Серовой – Анатолий Серов

Сын актрисы, Анатолий Серов, родился в сентябре 1939 года, после того, как в жизни Валентины Васильевны случилась трагедия – во время испытательных полетов погиб его отец, 29-летний комбриг Анатолий Серов.

Летчик Анатолий Серов и Валентина Серова с сыном

Сына девушка назвала Анатолием, в память об отважном летчике, воевавшем в Испании. Анатолий Серов-младший не оправдал надежд мамы на то, что он станет достойным своего героического отца. В подростковом возрасте он был сложным ребенком, не хотел учиться, не отличался послушанием.

Так случилось, что в новой семье матери и писателя Константина Симонова Анатолий оказался лишенным родительского внимания.

Актриса постоянно была занята в театре и на съемках. У Константина Симонова, отчима Толи, отношения с пасынком не сложились, поэт настоял, чтобы ребенка отправили в интернат. В СМИ пишут, что родственники со стороны отца пытались забрать парня в родной город знаменитого летчика, но актриса не отдала сына.

Анатолий, сестра Мария, Алексей (сын Константина Симонова)

Подростком Толя уже пробовал спиртные напитки, а однажды пошел на преступление. Анатолий Серов обокрал чужую дачу и совершил поджег, в результате оказался в исправительно-трудовой колонии Нижнего Тагила.

Валентина Серова и ее сын Анатолий

После освобождения Анатолий жил, где придется, снова нарушал закон и садился в тюрьму. Мать ничем не могла помочь сыну – она сама пристрастилась к спиртному. Сын Валентины Серовой ушел из жизни в возрасте 36 лет.

Мария Симонова – дочь Валентины Серовой

В 1950 году в браке с писателем и поэтом Константином Симоновым актриса Серова родила дочь. Девочку назвали Марией. Увидев новорожденную малышку, Валентина сказала мужу, что родила Маргариту Алигер (русская поэтесса).

Валентина Серова и Константин Симонов с дочерью Машей

Симонов обрадовался: «Темненькая – значит, моя!» Но отношения родителей маленькой Маши к тому времени уже были далеки от первых счастливых лет их совместной жизни. Дочери было семь лет, когда Симонов развелся с ее матерью, которой посвятил столько прекрасных стихов.

Мария Симонова с родителями

Валентина Серова уже не могла избавиться от своей зависимости от спиртного, Константин Михайлович больше не интересовался судьбой бывшей жены. Мать актрисы и бабушка Маши – Клавдия Половикова забрала внучку к себе, чтобы оградить ее от вредных привычек Валентины и их последствий.

Читайте также:  Дети Виктора Королева

Мария с отцом Константином Симоновым

Дочь Серовой росла у бабушки, актриса даже судилась с собственной матерью за право видеться с ребенком, но у нее ничего не получилось. Когда Валентина Васильевна приходила под окна квартиры своей матери, чтобы пообщаться с Машей, бабушка их закрывала и не разрешала Марии контактировать с Серовой.

После совершеннолетия Мария Симонова все-таки ушла жить к маме.

Но актриса дошла до такого состояния, что совместная жизнь уже была невозможна. Мария Кирилловна Симонова (Кирилл – имя ее отца при рождении) живет в Москве, у нее своя семья.

Мария Кирилловна Симонова

Много лет она работала в созданном Алексеем Симоновым, ее братом по отцу, «Фонде защиты гласности», сейчас – пенсионерка. Марие Симоновой часто задают вопросы о ее родителях, а она, насколько возможно, старается оберегать их память от неправдоподобных вымыслов и публичных осуждений.

Поделитесь в комментариях, какие еще факты из жизни сына и дочери актрисы Валентины Васильевны Серовой вам известны.

Племянницу Михаила Прохорова в детстве обзывали «оборванкой»

Ирина Прохорова рассказала журналистам о том, какие лишения терпела в раннем возрасте. Племянница миллиардера поведала, почему развелась с супругом, и кто теперь ей помогает воспитывать дочь и сына. Также Ирина намекнула на новый роман.

Ирина Прохорова – редкий гость на светских раутах. Она успешна в профессии, большую часть времени посвящает работе. Племянница миллиардера служит исполнительным директором благотворительного Фонда Михаила Прохорова. Также Ирина воспитывает двух детей: дочь Александру и сына Михаила. Два года назад успешная бизнес-леди рассталась с супругом после пятнадцати лет брака.

Однако детство племянницы бизнесмена было не самым счастливым. Ее семья жила довольно скромно. Ирина вспомнила случай, когда ее обзывали «оборванкой» на детской площадке.

«Лет, наверное, в восемь или девять у меня была подружка, семья которой по советским меркам жила очень хорошо: отец возглавлял МУР или что-то в этом роде. Как-то раз зимой мы с ней играли у школы в нашу любимую игру. Разбегались, падали на живот и катились по льду на асфальте. Катаемся, и тут за ней приходит бабушка. Резко поднимает подружку с асфальта и начинает ругать: «У тебя такое дорогое красивое пальто! Ты хочешь быть как эта оборванка? На нее смотреть противно!». Оборванка была я. Они ушли. А я до сих пор помню, как смотрела им вслед и думала: «Я вырасту, и у меня будет столько красивых пальто, что тебе даже и не снилось», – вспомнила Ирина.

Сегодня Ирина живет в Подмосковье в двухэтажном особняке в поселке «Горки-6». Прохорова купила дом вместе с мужем, бывшим газовым топ-менеджером. Супруги познакомились во время учебы в Финансовой академии при Правительстве РФ.

«Это была любовь с первого взгляда, как я хотела. Первый брак должен быть по любви. Нет, следующие, конечно, тоже, но первый точно. У меня всегда было так: я вижу человека и сразу понимаю, мой это герой или не. Шесть лет назад родилась дочь Александра, в мае 2016-го – сын Михаил. А в августе 2016-го, после пятнадцати лет брака, «стали совсем разными людьми», – поделилась Ирина.

По мнению Прохоровой, в тридцать – тридцать пять заканчивается юность, поэтому человек уже четко понимает, чего хочет от жизни. Ирина отметила, что если судьба разводит супругов, не нужно сохранять брак ради детей.

«Я видела много семей, где родители не стали разводиться и полностью изломали детям психику. Сохранить человеческие, дружеские отношения после развода гораздо лучше для детей. Нам это удалось», – подчеркнула бизнес-леди.

Ирина сама пережила развод родителей, когда ей был год. Мама Ирина Дмитриевна Прохорова воспитывала наследницу одна. «Период лет до десяти-двенадцати был для меня невеселый. Потому я, например, не люблю бывать в нашей квартире – мы жили на улице Кибальчича у метро «ВДНХ». В детстве я болела, потом один за другим умерли дедушка с бабушкой, о чем мне долго не говорили. Моей маме пришлось в те годы особенно тяжело: она работала, ухаживала за умирающими родителями, воспитывала меня одна», – рассказала Прохорова.

Ирина призналась, что в жизни очень застенчивый человек. Прохоровой сложно находиться в незнакомой компании. Однако, если бизнес-леди с кем-то дружит, то эти отношения навсегда.

«С новыми людьми мне тяжело общаться, я человек стеснительный. Искренне завидую тем, кто может прийти в любую компанию, сразу со всеми перезнакомиться и через два дня уже быть друзьями. Зато я, если уж с кем-то подружилась, никогда этого человека от себя не отпущу. Мама всегда мне говорила: «В нашей стране ничего нельзя накопить, богатство приходит и уходит, с тобой всегда останутся только образование, достоинство и настоящие друзья», – отметила Ирина.

Прохорова подчеркнула, что в воспитании наследников Саши и Миши ей помогает мама. Ирина Дмитриевна приезжает к дочери в особняк на выходных. «Мама никогда не повышает голос. Если дочь начинает капризничать, тихо говорит: «Сашенька, пожалуйста, успокойся, я тебе сейчас расскажу одну историю, которая со мной приключилась…» Она считает, что так ребенок будет понимать: взрослые не какие-то идеальные люди, которые никогда не ошибаются, не плачут», – заметила Ирина.

Прохорова рассказала и об отношениях детей с двоюродным дедом Михаилом Прохоровым. Миллиардер может проявить и строгость к домочадцам. «Помню, когда мы еще жили вместе в Сколково, Саша каталась по дому на детской машинке и заехала в Мишину гостевую комнату, а он как раз вернулся с друзьями. Все говорят нам: «Ой, Ира, Саша, здравствуйте!» – а Миша решил проявить строгость и говорит: «Что это ты так поздно здесь катаешься?» Моя дочь смерила его взглядом, сказала: «Мне сейчас некогда разговаривать», – и уехала. Все смеялись, а он стоит и растерянно на меня глядит», – поделилась воспоминанием Ирина.

Прохорова рассказала, что ненавидит спортзал, а стройную фигуру поддерживает, занимаясь экзотическими танцами. Например, она практикует трайбол – это смесь танца живота, индийских и современных танцев.

Ирина намекнула в интервью изданию «Tatler» , что на сегодняшний день влюблена, однако имя избранника предпочла не называть. «Но вы знаете, обычно говорят: «Я влюблена, как в шестнадцать лет». А я теперь знаю, что надо говорить: «Я влюблена, как в тридцать шесть». Это совершенно другие ощущения», – подметила Ирина Прохорова.

Виктор Гусев (телеведущий) – биография, информация, личная жизнь

Виктор Михайлович Гусев

Виктор Михайлович Гусев. Родился 27 октября 1955 года в Москве. Советский и российский журналист, телеведущий, спортивный комментатор, актер.

Виктор Гусев родился 27 октября 1955 года в Москве.

Отец – Михаил Викторович Гусев (1934-2005), советский и российский микробиолог и эколог, в 1973-2005 годах был деканом биологического факультета МГУ.

Дед по отцу – Виктор Михайлович Гусев (1909-1944), русский советский поэт и переводчик, драматург, сценарист, лауреат двух Сталинских премий второй степени.

Как рассказывал Виктор, в их семье сыновей поочередно называют Викторами и Михаилами, в его случае не стали отходить от традиции (также, как и он затем дал своему сыну имя Михаил).

С ранних лет увлекался спортом высших достижений как болельщик, вел статистику выступлений известных команд и спортсменов. Много читал, еще в школьные годы начал писать. Усиленно изучал иностранные языки. Отец приобщил его к походам на стадион, где они болели за команду «Динамо» (Москва).

В 1972 году окончил московскую специализированную английскую школу № 19 имени В.Г. Белинского (эту же школу окончили музыкант Андрей Макаревич и популярный телеведущий Александр Гуревич). В 1975 году стажировался в Университете штата Нью-Йорк (Олбани). Тогда американский профессор, преподававший предмет «Сочинение на английском языке», посоветовал своему русскому студенту обязательно заняться журналистикой.

В 1977 году окончил переводческий факультет Московского государственного педагогического института иностранных языков по специальности переводчик-референт английского и французского языков.

В 1977-1979 годах служил в армии (после окончания института имел военную специальность переводчик-референт английского и французского языков в звании младшего лейтенанта), участвовал в боевых действиях в Эфиопии, был награждён медалью «За боевые заслуги».

В 1979-1985 годах работал старшим редактором-переводчиком Главной редакции информации для заграницы ТАСС.

В 1985 году был участником знаменитой антарктической экспедиции на борту ледокола «Владивосток» по спасению научно-исследовательского судна «Михаил Сомов». За участие в операции был награждён медалью «За трудовую доблесть».

В 1980-е годы в качестве переводчика и корреспондента ТАСС участвовал в заокеанских сериях советских хоккейных клубов и турне по Америке сборных СССР по классической борьбе. Работая с командой борцов, входил в состав делегации на летних Олимпийских Играх-88 в Сеуле.

В 1985-1991 годах – корреспондент спортивной редакции ТАСС. Состоял в КПСС, но в дни августовских событий 1991 года вышел из партии, поддержав Бориса Ельцина.

С 1992 года начал внештатно сотрудничать с телевидением, комментируя футбольные матчи и ведя спортивные программы на Первом канале – «Спорт-уикэнд» и «Гол». Свой первый репортаж провел с жеребьёвки финальной части Чемпионата мира по футболу 1994 года (декабрь 1993 года, Лас-Вегас, США). А свой первый футбольный матч прокомментировал 13 апреля 1994 года – матч Лиги Чемпионов УЕФА между московским «Спартаком» и турецким «Галатасараем», который проходил в Стамбуле.

Виктор Гусев в молодости

С 1993 года работал синхронным переводчиком на конгрессах Международной федерации хоккея (ИИХФ).

С 1995 года – штатный сотрудник Первого канала. В 1996-2001 и 2010-2017 годах – ведущий спортивных новостей в информационных программах «Новости» и «Время», комментатор, руководитель проекта Дирекции спортивного вещания «Первого канала».

С марта 2000 по июнь 2004 года вёл программу «Время футбола», затем изменившую название на «На футболе с Виктором Гусевым».

С 1990-х годов, в разное время – корреспондент спортивной редакции «РИА Новости», главный редактор ежемесячного футбольного журнала «Матч», пресс-атташе Хоккейного клуба ЦСКА – «Русские пингвины», пресс-атташе сборной России по футболу в 1998 году и на Чемпионате мира 2002 года, с начала 1990-х – ведущий авторской колонки в английском футбольном журнале «Уорлд соккер».

В 2000-е и 2010-е годы также вёл дневники Чемпионатов мира и Европы по футболу, Олимпийских игр на «Первом канале».

За время работы брал интервью у многих звезд, начиная с разговоров с Бобби Муром и заканчивая Львом Яшиным и Пеле. Сам он вспоминал: “С Бобби Муром было ужасное интервью. Был 1992-й год, чемпионат Европы в Швеции, передо мной легендарный футболист сборной Англии. На мои вопросы о будущем футбола он отвечал очень тускло, я не знал тогда, что через 5 месяцев он умрет от рака, а Бобби Муру о болезни уже было известно. Поэтому это было самое грустное для меня интервью в моей карьере”.

Запомнился тем, что по окончании своих спортивных трансляций всегда говорит фразу «Берегите себя».

На телевидении Гусев становился несколько раз объектом пародий: в программе «Назло рекордам!» с пародией на него как ведущего программы «На футболе» выступал Михаил Шац, в КВН программе «Comedy Club» пародии на него делал Виктор Васильев.

Активно работал в составе бригад телеканала на зимних Олимпиадах в Нагано-1998, Солт-Лейк-Сити-2002, Турине-2006, Ванкувере-2010, Сочи-2014 и летних Играх в Сиднее-2000, Афинах-2004, Пекине-2008, Лондоне-2012 и Рио-2016 (не смог закончить работу из-за полученной травмы позвоночника).

Участвовал в проектах Первого канала «Остаться в живых», «Последние герой – 3» и «Большие гонки».

С 2005 года начал сниматься в кино. Сыграл небольшие роли в лентах «Мужской сезон. Бархатная революция», «Счастливы вместе», «Воронины», «Ржевский против Наполеона», «Молодёжка», «Чемпионы» и др.

Виктор Гусев в фильме “Ржевский против Наполеона”

Виктор Гусев в фильме “Чемпионы”

Является автором и ведущим документальных циклов «Первого канала» о Чемпионатах мира и Европы по футболу – «Парижские таймы» (1998), «Португальские таймы» (2004), «Альпийские таймы» (2008).

Член Академии Российского телевидения. Награждён медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, медалью Николая Озерова. Обладатель журналистских призов «Стрелец», «Золотой микрофон», премии имени Льва Филатова. Лауреат Премии Правительства России в области СМИ за 2007 год.

Лауреат премии Министерства спорта России, как лучший спортивный журналист 2015 года.

В 2017 году написал автобиографическую книгу под названием «Нефартовый». О ее содержании рассказывал: “Очень много событий было в жизни, поэтому, конечно, такое ощущение осталось. Просто записывал все подряд, что вспоминал”.

Общественно-политическая деятельность Виктора Гусева

В 2008 году Гусев вместе с Лаймой Вайкуле, Алёной Свиридовой, Александром Скляром и Артемием Троицким провёл акцию по защите детёнышей тюленей, образовав «живой щит» на льду Белого моря в Архангельской области. Это привело к принятию закона о запрещении истребления бельков.

В сентябре 2016 года стал доверенным лицом партии «Единая Россия» на выборах в Государственную думу VII созыва.

Рост Виктора Гусева: 188 сантиметров.

Личная жизнь Виктора Гусева:

Женат. Супруга – Ольга Львовна Гусева (в девичестве – Домрачева).

В браке родилось трое детей – сын Михаил Викторович Гусев, дочь Юлия Викторовна Гусева (живет в Великобритании) и дочь Нина Викторовна Гусева (в 2011 году окончила Школу-студию МХАТ, актриса театра и кино).

Виктор Гусев с женой и дочерью Ниной

Проживает на улице Виктора Гусева, названной в честь его деда.

Заядлый футбольный болельщик. Болеет за московское «Динамо» и английский «Манчестер Юнайтед».

У Виктора Гусева большая коллекция рок-музыки. Он предпочитает компакт-диски и винил.

Фильмография Виктора Гусева:

2005 – Мужской сезон. Бархатная революция – комментатор
2006-2012 – Счастливы вместе – бармен
2006 – Обратный отсчет – спортивный комментатор
2009-2018 – Воронины – камео
2012 – Ржевский против Наполеона – Виктор Гусев (нет в титрах)
2013-2018 – Молодёжка – камео
2014 – Чемпионы – телеведущий

Озвучивание Виктора Гусева:

2009 – Сапсан (анимационный) – Гусь, комментатор

Ссылка на основную публикацию