Дети Ольги Берггольц

Ольга Берггольц – блокадная муза Ленинграда

«Я никогда героем не была,
не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила».

Блокада Ленинграда – это большая рана Великой Отечественной войны, про которую трудно говорить и трудно вспоминать. В годы войны вся страна испытывала неимоверные лишения, но на долю ленинградцев выпали самые тяжелые испытания. 27 января 1944 года Красной Армии в ходе победоносной Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции удалось полностью освободить Ленинград и его жителей от блокады немецко-фашистскими войсками.

Вид на площадь Декабристов (в настоящее время Сенатская площадь) в блокадном Ленинграде

Сила защитников

872 дня смертельной опасности остались позади, среди суровой зимы началась настоящая победная весна.

О том, как удалось выжить, как найти силы не сдаться, знают только люди, пережившие блокаду. Постоянные бомбежки, голод, холод, отсутствие электричества, топлива, водоснабжения и канализации не смогли лишить ленинградцев воли к Победе. Все дни этого противостояния в городе господствовал гордый дух сопротивления, ненависти к врагу, готовности сражаться на улицах и в домах до последнего патрона, до последней капли крови.

Горожане работали круглосуточно, чтобы снабдить защитников всем необходимым для обороны города.

В разных источниках много говорилось, как и откуда черпали ленинградцы эту силу, и мы не будем сегодня останавливаться на них. Мы расскажем о человеке, который в трудное для ленинградцев время находил для них нужные слова и помогал выживать и бороться.

Жители Ленинграда слушают сообщение о нападении фашистской Германии на СССР

Я говорю за всех, кто здесь погиб.
В моих стихах глухие их шаги,
их вечное и жаркое дыханье.
Я говорю за всех, кто здесь живет,
кто проходил огонь, и смерть, и лед,
я говорю, как плоть твоя, народ,
по праву разделенного страданья.

Несломленный Ленинград

Сегодня мы расскажем об Ольге Федоровне Берггольц, которая для многих ленинградцев в страшные годы блокады стала поэтессой, олицетворяющей стойкость Ленинграда. Тысячи горожан во время блокады собирались возле репродукторов для того, чтобы услышать ее стихи, вселяющие надежду на солнце, которое обязательно прорвется сквозь сгустившиеся тучи, голод и холод. Ольга Берггольц стала музой людей, находившихся в блокадном городе.

Многие исследователи ее творчества считают это чудом. Малоизвестный автор детских книжек и стихов заставляла обессилевших людей подниматься и идти вперед, помогала жить за гранью человеческих возможностей.

Ольга Берггольц (третья слева в среднем ряду) со студентами филологического факультета

Три с половиной года ее чистый голос, наполненный удивительной энергией, практически ежедневно звучал в эфире. Поразительные выступления Берггольц имели такую силу, что враги внесли ее в список советских людей, которые должны быть расстреляны сразу после взятия Ленинград. Откуда она брала силы, неизвестно. Ольга Федоровна, как и все ленинградцы, сидела на голодном пайке и от истощения была на грани смерти.

Поэтесса с Невской заставы

Оля Берггольц родилась 16 мая 1910 года в семье врача. Окончила филологический факультет Ленинградского университета. Работала журналисткой. Но не все удачно складывалось в судьбе молодой женщины. В 1938 году был расстрелян ее первый муж, поэт Борис Корнилов. Его имя долго было под запретом, но до наших времен сохранилась его «Песня о встречном» («Нас утро встречает прохладой…»), а реабилитирован он был только в 1957 году. Беда не приходит одна, и в ночь с 13 на 14 декабря 1938 года пришли и за ней. Ольге было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности и подготовке убийства Жданова. Статья была расстрельной, обвинение было ложным. В 1939-м в ее невиновности все-таки разобрались, но попала она в тюрьму на большом сроке беременности, невыносимые условия, допросы с пристрастием привели к тому, что ребенок родился мертвым. Говорят, что выйти из тюрьмы ей помог Александр Фадеев, а после пытался наладить ее новую жизнь новый супруг Николай Молчанов. Но надежды на счастье перечеркнула война.

Ольга Берггольц и Борис Корнилов

Мы предчувствовали полыханье
этого трагического дня.
Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.
Родина! Возьми их у меня!

Николай Молчанов ушел на фронт и был направлен на строительство Лужского рубежа. В 1942 году он попадает в госпиталь с обострившимися хроническими заболеваниями и дистрофией, а 29 января он умер.

Слушай нас, родная страна!

Ольга не могла сидеть без дела, она готова была помогать чем может и уже в первые дни войны пришла в Ленинградское отделение Союза писателей. Ее направили в распоряжение литературно-драматической редакции Ленинградского радио. Именно здесь она обрела известность. Ее голоса ждали измученные, но непокоренные ленинградцы. Именно ей принадлежит знаменитая фраза: «Никто не забыт и ничто не забыто». Когда муж умирал в госпитале, она только изредка могла навещать его, ведь от работы на радио ее никто не освобождал. Берггольц даже не смогла похоронить его.

Ольга Берггольц и Анна Ахматова

Каждый день строго по графику она приходила в студию, и в эфир летели ожидаемые блокадниками слова: «Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц».

Именно она успокаивала и вдохновляла, отогревала души и сердца людей. Как сестра и мать, требовала быть сильнее страха смерти: живи, борись, побеждай. Каждый слушатель воспринимал как личное обращение такие строчки: «Что может враг? Разрушить и убить. И только-то. А я могу любить…».

. Я буду сегодня с тобой говорить,
товарищ и друг ленинградец,
о свете, который над нами горит,
о нашей последней отраде.

Товарищ, нам горькие выпали дни,
грозят небывалые беды,
но мы не забыты с тобой, не одни, –
и это уже победа.

Мемориал Ольге Берггольц при входе в Ленинградский Дом Радио

Все дни блокады Ольга оставалась в родном городе, работала на Ленинградском радио. Часто не хватало сил, чтобы добраться до дома, и она ночевала в студии. Но силы духа у нее всегда хватало, чтобы поделиться доверительными и мужественными стихами. В эти дни родились такие стихи, как «Разговор с соседкой», поэмы «Памяти защитников», «Твой путь», сборники «Ленинградская тетрадь», «Ленинград». В них – судьба города, раздумья о героизме, верности, любви и обычные люди, побеждающие страдания и смерть.

Пьеса Берггольц «Они жили в Ленинграде», написанная в 1944 году, была позже поставлена в театре А.Я. Таирова. Ее автобиографическая повесть «Дневные звезды» была экранизирована, в 1968 году вышел на экраны фильм режиссера Игоря Таланкина. Ольга Федоровна была награждена орденами и медалями. А в Невском районе сегодняшнего Петербурга есть улица Ольги Берггольц.

Берггольц, Ольга Фёдоровна

О́льга Фёдоровна Бергго́льц (3 (16) мая 1910 год, Санкт-Петербург — 13 ноября 1975 года, Ленинград) — русская советская поэтесса и прозаик, драматург, журналист. Член Союза писателей СССР. В 1938 году была репрессирована — проходила по делу «Литературной группы», была реабилитирована (1939). Лауреат Сталинской премии (1951), кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. Автор крылатой строки, ставшей лозунгом, высеченным на Мемориальной стене Пискарёвского кладбища, где похоронены многие жертвы Ленинградской блокады: «Никто не забыт, ничто не забыто». Почётный гражданин Санкт-Петербурга (Посмертно).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Память
  • 3 Адреса в Ленинграде
  • 4 Библиография
  • 5 Фильмография
    • 5.1 Экранизации
  • 6 Музыка
  • 7 Награды и премии
  • 8 Исследования
  • 9 Литература
  • 10 Видео
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки

Биография

Мать — Мария Тимофеевна Берггольц (урождённая Грустилина) (1884—1957, похоронена на Шуваловском кладбище в Петербурге), отец — Фёдор Христофорович Берггольц (1885—1948), врач-хирург (фамилия немецкая [1] [2] , по деду со стороны отца [3] [4] ), младшая сестра — актриса Мария Берггольц (1912—2003) (похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища). Детские годы прошли на окраине Невской заставы. С 1918 по 1920 годы вместе с семьёй жила в Угличе в бывших кельях Богоявленского монастыря. Училась в трудовой школе, которую окончила в 1926 году.

Первое стихотворение поэтессы «Ленин» было напечатано в газете «Красный ткач» в 1925 году, первый рассказ «Заколдованная тропинка» — в журнале «Красный галстук». В 1925 году пришла в литературное объединение рабочей молодёжи — «Смена». Там Ольга встретила поэта Бориса Корнилова, ей было 18 лет, когда в 1928 году они поженились. 13 октября того же года у молодых родилась дочь Ирина, которая 14 марта 1936 года в возрасте 7 лет умерла (в связи с осложнением на сердце — декомпенсированным пороком сердца — после тяжёло перенесённой ангины).

Ольга с мужем учились на Высших курсах при Институте истории искусств. Здесь преподавали такие учителя, как Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский, выступали Багрицкий, Маяковский, И. Уткин.

В 1926 году на заседании союза поэтов стихотворение Ольги Берггольц похвалил Корней Чуковский, сказав, что в будущем она станет настоящей поэтессой.

С 1930 года работала в детской литературе, печаталась в журнале «Чиж», издала свою первую книгу — «Зима-лето-попугай».

Поступила на филологический факультет Ленинградского университета. Преддипломную практику проходила во Владикавказе летом — осенью 1930 года [5] , в газете «Власть труда» [6] . Освещала строительство ряда народнохозяйственных объектов, в частности, Гизельдонской ГЭС. Позже, в 1939 году она написала об этом периоде своей биографии стихотворение «Дорога в горы»:


На Мамисонском перевале
остановились мы на час.
Снега бессмертные сияли,
короной окружая нас.
Не наш, высокий, запредельный
простор, казалось, говорил:
«А я живу без вас, отдельно,
тысячелетьями, как жил».
И диким этим безучастьем
была душа поражена.
И как зенит земного счастья
в душе возникла тишина…

В 1930 году разводится с Борисом Корниловым и выходит замуж за однокурсника Николая Молчанова, с которым пробудет до его смерти в 1942 году.


Ты у жизни мною добыт,
словно искра из кремня,
чтобы не расстаться, чтобы
ты всегда любил меня.
Ты прости, что я такая,
что который год подряд
то влюбляюсь, то скитаюсь,
только люди говорят…

Окончив в 1930 году университет, уезжает в Казахстан, работая корреспондентом газеты «Советская степь», о чём рассказала в книге «Глубинка» (1932). Вернувшись в Ленинград, работала редактором в газете завода «Электросила» (1931—1934). В 1933—1935 годах выходят книги: очерки «Годы штурма», сборник рассказов «Ночь в Новом мире», первая «взрослая поэтическая книга» — сборник «Стихотворения», с которых начинается поэтическая известность Берггольц.

В 1932 году Ольга родила дочь Майю, через год девочка умерла.

В 1934 году принята в Союз Советских писателей, откуда была исключена 16 мая 1937. Вновь восстановлена в июле 1938, а затем, в связи с арестом, снова исключена.

В начале 1937 года Берггольц была вовлечена в «дело Авербаха», по которому проходила свидетельницей. После допроса, будучи на большом сроке беременности, она попала в больницу, где потеряла ребёнка. Первый муж, Борис Корнилов, был расстрелян 21 февраля 1938 года в Ленинграде. К средине 1938 года все обвинения с Ольги Берггольц были сняты [8] . Но через полгода — 13 декабря 1938 года — Ольгу Берггольц, находящуюся вновь на большом сроке беременности, арестовали по обвинению «в связи с врагами народа», а также как участника контрреволюционного заговора против Ворошилова и Жданова. Проходила по делу «Литературной группы», которое было сфальсифицировано бывшими работниками УКГБ по Кировской области. После побоев и пыток Ольга прямо в тюрьме родила мёртвого ребёнка [9] [10] .

В тюрьме Ольгу Берггольц продержали 171 день, её здоровье было окончательно подорвано. Несмотря на это, Берггольц держалась стойко и не признала себя виновной. Так, под пытками были выбиты показания на поэтессу у её товарищей Игоря Франчески и Леонида Дьяконова, с последним её связывали дружеские отношения во время работы в казахской газете «Советская степь». Но первые показания на следствии по делу «литературной группы» против Л. Дьяконова, О. Берггольц и других писателей дал Председатель Вятского отделения Союза советских писателей Андрей Алдан-Семёнов, который был первым в числе арестованных. Из протокола допроса Семенова-Алдана 5 апреля 1938 года: «…Я вам расскажу обо всем. Я — враг Советской власти. Мною в августе 1936 года была создана террористическая организация (Решетников, Дьяконов, Лубнин). Были связи с Н.Заболоцким, О.Берггольц, Л.Пастернаком» [11] .

3 июля 1939 года Ольга Фёдоровна Берггольц была освобождена и полностью реабилитирована. Вскоре после освобождения вспоминала: «Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в неё, гадили, потом сунули обратно и говорят: живи!» [12] .

В феврале 1940 года Ольга Фёдоровна вступила в ВКП(б).

В годы Великой Отечественной войны Ольга оставалась в осаждённом Ленинграде. С августа 1941 работала на радио, почти ежедневно обращалась к мужеству жителей города [13] .

Второй муж Ольги, литературовед Николай Молчанов, умер от голода 29 января 1942 года. Несмотря на свою инвалидность, он отправился на строительство укреплений на Лужском рубеже. В его боевой характеристике была фраза: «Способен к самопожертвованию». Ольга Берггольц посвятила ему лучшую, по собственному мнению, поэтическую книгу «Узел» (1965).

Отец поэтессы, Фёдор Берггольц, формально за отказ стать осведомителем в марте 1942 года был «выслан» из блокадного Ленинграда органами НКВД в Минусинск (Красноярский край) [14] . В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму» (1942).

3 июня 1942 года Ольге Берггольц вручили медаль «За оборону Ленинграда».

27 января 1945 выходит радиофильм «900 дней», в котором использовались разные фрагменты звукозаписей (в том числе метроном, отрывки из Седьмой симфонии, объявления о тревоге, голоса людей), объединённые в одну запись. [ значимость факта? ] Ольга Берггольц, в числе прочих, работала над этим радиофильмом [15] , читала там стихи [16] [13] .

Несмотря на все заслуги, в конце мая 1945 на Х пленуме СП СССР была подвергнута критике:

Я хочу сказать, что Берггольц, как и некоторые другие поэты, заставила звучать в стихах исключительно тему страдания, связанную с бесчисленными бедствиями граждан осаждённого города.

На критику О. Берггольц ответила стихом:

И даже тем, кто всё хотел бы сгладить
в зеркальной робкой памяти людей,
не дам забыть, как падал ленинградец
на жёлтый снег пустынных площадей.

После войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены именно её слова:

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.

После войны выходит книга Берггольц «Говорит Ленинград» о работе на радио во время войны. Также Ольга написала пьесу «Они жили в Ленинграде», поставленную в театре А. Таирова.

В 1948 году в Москве выходит «Избранное», спустя 10 лет — Собрание сочинений в двух томах.

В 1952 году — цикл стихов о Сталинграде. После командировки в освобождённый Севастополь создала трагедию «Верность» (1954). Новой ступенью в творчестве Берггольц явилась прозаическая книга «Дневные звёзды» (1959), позволяющая понять и почувствовать «биографию века», судьбу поколения.

В дни прощания с И. В. Сталиным в газете «Правда» были опубликованы следующие строки поэтессы:

Обливается сердце кровью…
Наш любимый, наш дорогой!
Обхватив твоё изголовье,
Плачет Родина над Тобой.

В других стихах Берггольц так отозвалась о смерти Сталина:

О, не твои ли трубы рыдали
Четыре ночи, четыре дня
С пятого марта в Колонном зале
Над прахом, при жизни кромсавшим меня…

(«Пять обращений к трагедии»)

C 1949 года по 1962 год (заявление о разводе опубликовано 3 октября 1961 г. [17] ) состояла в браке с профессором кафедры русской литературы ЛГУ Г. П. Макогоненко. В 1952 году лечилась от алкогольной зависимости в психиатрической больнице.

В середине 1950 — начале 1960-х несколько стихотворений Берггольц были распространены в самиздате. В 1960-е вышли её поэтические сборники: «Узел», «Испытание», в 1970-е — «Верность», «Память».

В 1960 выходит книга «Дневные звёзды».

В 1968 году открывает памятник своему первому мужу Борису Корнилову на родине поэта в городе Семенове.

Последняя напечатанная новая книга — сборник стихотворений «Память», вышедший в 1972 году в Москве.

Умерла Ольга Берггольц в Ленинграде 13 ноября 1975 года [18] . Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища [19] . Памятник на могиле поэтессы появился только в 2005 году.

Дневники, которые поэтесса вела много лет, при её жизни не были опубликованы. После смерти Ольги Берггольц её архив был конфискован властями и помещен в спецхран. Фрагменты дневников и некоторые стихотворения появились в 1980 году в израильском журнале «Время и мы». Большинство не публиковавшегося в России наследия Берггольц вошло в 3-й том собрания её сочинений (1990). Выдержки из дневников о приезде поэтессы в деревню Старое Рахино опубликованы в журнале «Знамя» в 1991 году [20] [21] .

Выдержки из дневников Ольги Берггольц, опубликованных в 2010 году:

Жалкие хлопоты власти и партии, за которые мучительно стыдно… Как же довели до того, что Ленинград осаждён, Киев осаждён, Одесса осаждена. Ведь немцы всё идут и идут… Артиллерия садит непрерывно… Не знаю, чего во мне больше — ненависти к немцам или раздражения, бешеного, щемящего, смешанного с дикой жалостью, — к нашему правительству… Это называлось: «Мы готовы к войне». О сволочи, авантюристы, безжалостные сволочи! [22]

В 2015 году было объявлено о первом полном издании дневников Ольги Берггольц. Подготовкой издания занимался коллектив Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), в котором с 1975 года хранится личный фонд поэтессы. [23]

Память

Именем Ольги Берггольц названа улица в Невском районе и сквер во дворе дома № 20 по набережной Чёрной речки в Приморском районе Санкт-Петербурга. Также именем Ольги Берггольц названа улица в центре Углича.

Мемориальные доски Ольге Берггольц установлены на здании бывшей школы в Богоявленском монастыре Углича, где она училась с 1918 по 1921 гг. и на улице Рубинштейна, 7, где она жила. Ещё один бронзовый барельеф её памяти установлен при входе в Дом радио. Памятник Ольге Берггольц также установлен во дворе Ленинградского областного колледжа культуры и искусства на Гороховой, 57-а: где в годы Великой Отечественной войны был госпиталь.

В 1994 году Ольге Берггольц присвоено звание «Почётный гражданин Санкт-Петербурга».

17 января 2013 года, к 70-летию прорыва блокады Ленинграда в Санкт-Петербурге в школе № 340 Невского района был открыт музей Ольги Берггольц. Экспозиция состоит из четырёх выставочных разделов — «Комната Ольги Берггольц», «Блокадная комната», «Место памяти» и «История микрорайона и школы».

К 100-летию со дня рождения поэтессы, в 2010 году, петербургский театр «Балтийский дом» поставил спектакль «Ольга. Запретный дневник» (режиссёр Игорь Коняев, в главной роли Эра Зиганшина) [24] .

16 мая 2015 года, в 105-ю годовщину со дня рождения поэта, в Палевском саду Невской стороны Петербурга был открыт памятник Ольге Берггольц [25] [26] .

Адреса в Ленинграде

1932—1943 годы — Дом-коммуна инженеров и писателей, получивший прозвище «Слеза социализма» — улица Рубинштейна, д. 7, кв. 30.

Последние годы жизни — Набережная Чёрной речки, д. 20 [27] , кв. 57 [17] .

Дети Ольги Берггольц

Ольга Берггольц – блокадная муза Ленинграда

Ее называли ленинградской Мадонной. Ольга Берггольц стала одним из символов блокады, ее стихи подчеркнули стойкость ленинградцев и их любовь к своему городу.
Это Ольге Берггольц принадлежат строки «Никто не забыт и ничто не забыто»

Пришла война, а с ней и блокада.
Ее должны были эвакуировать вместе с мужем, но в 1941 году муж, Николай Молчанов, умирает, и Ольга Федоровна принимает решение остаться.

И произошло удивительное. Из малоизвестной поэтессы появилась ленинградская Мадонна, муза блокадного города! В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму»

Берггольц не могла сидеть сложа руки. В первые же дни блокады она пришла в Ленинградское отделение Союза писателей, и спросила, где и чем она может быть полезна. Ольгу направила в распоряжение литературно-драматической редакции Ленинградского радио.

Именно на радио Берггольц и стала знаменита.
Ее голоса ждали измученные и голодные, но непокоренные ленинградцы. Ее голос стал голосом Ленинграда. Именно Берггольц принадлежит знаменитые слова: «Никто не забыт, и ничто не забыто».

Во время блокады у Берггольц не было особых привилегий и дополнительных пайков. Когда блокада была прорвана и Ольгу Федоровну отправили в Москву, врачи диагностировали у нее дистрофию. Зато потом, по словам самой же Берггольц, для нее началась «сытая» жизнь.
К сожалению, эта женщина так и не была никогда по-настоящему счастлива. Может быть, только. в блокаду, когда она чувствовала себя матерью и защитницей всех ленинградских детей.

Стихи о блокаде Ленинграда

Фашистам не удалось взять
Ленинград штурмом.
Они замкнули
вокруг него кольцо блокады.

. Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна.
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза.
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады –
мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.

. Я буду сегодня с тобой говорить,
товарищ и друг мой ленинградец,
о свете, который над нами горит,
о нашей последней отраде.

Товарищ, нам горькие выпали дни,
грозят небывалые беды,
но мы не забыты с тобой, не одни, –
и это уже победа.

Смотри – материнской тоской полна,
за дымной грядой осады,
не сводит очей воспаленных страна
с защитников Ленинграда.

Так некогда, друга отправив в поход,
на подвиг тяжелый и славный,
рыдая, глядела века напролет
со стен городских Ярославна.

Молила, чтоб ветер хоть голос домчал
до друга сквозь дебри и выси.
А письма летят к Ленинграду сейчас,
как в песне, десятками тысяч.

Сквозь пламя и ветер летят и летят,
их строки размыты слезами.
На ста языках об одном говорят:
“Мы с вами, товарищи, с вами!”
А сколько посылок приходит с утра
сюда, в ленинградские части!
Как пахнут и варежки, и свитера
забытым покоем и счастьем.

И нам самолеты послала страна, –
да будем еще неустанней! –
их мерная, гулкая песня слышна,
и видно их крыльев блистанье.

Товарищ, прислушайся, встань, улыбнись
и с вызовом миру поведай:
– За город сражаемся мы не одни, –
и это уже победа.

Спасибо. Спасибо, родная страна,
за помощь любовью и силой.
Спасибо за письма, за крылья для нас,
за варежки тоже спасибо.

Спасибо тебе за тревогу твою –
она нам дороже награды.
О ней не забудут в осаде, в бою
защитники Ленинграда.

Мы знаем – нам горькие выпали дни,
грозят небывалые беды.
Но Родина с нами, и мы не одни,
и нашею будет победа.

16 октября 1941

Разговор с соседкой

Пятое декабря 1941 года.
Идет четвертый месяц блокады.
До пятого декабря воздушные
тревоги длились по
десять — двенадцать часов.
Ленинградцы получали от 125
до 250 граммов хлеба.

Дарья Власьевна, соседка по квартире,
сядем, побеседуем вдвоем.
Знаешь, будем говорить о мире,
о желанном мире, о своем.

Вот мы прожили почти полгода,
полтораста суток длится бой.
Тяжелы страдания народа —
наши, Дарья Власьевна, с тобой.

О, ночное воющее небо,
дрожь земли, обвал невдалеке,
бедный ленинградский ломтик хлеба —
он почти не весит на руке.

Для того чтоб жить в кольце блокады,
ежедневно смертный слышать свист —
сколько силы нам, соседка, надо,
сколько ненависти и любви.

Столько, что минутами в смятенье
ты сама себя не узнаешь:
— Вынесу ли? Хватит ли терпенья?
— Вынесешь. Дотерпишь. Доживешь.

Дарья Власьевна, еще немного,
день придет — над нашей головой
пролетит последняя тревога
и последний прозвучит отбой.

И какой далекой, давней-давней
нам с тобой покажется война
в миг, когда толкнем рукою ставни,
сдернем шторы черные с окна.

Пусть жилище светится и дышит,
полнится покоем и весной.
Плачьте тише, смейтесь тише, тише,
будем наслаждаться тишиной.

Будем свежий хлеб ломать руками,
темно-золотистый и ржаной.
Медленными, крупными глотками
будем пить румяное вино.

А тебе — да ведь тебе ж поставят
памятник на площади большой.
Нержавеющей, бессмертной сталью
облик твой запечатлят простой.

Вот такой же: исхудавшей, смелой,
в наскоро повязанном платке,
вот такой, когда под артобстрелом
ты идешь с кошелкою в руке.

Дарья Власьевна, твоею силой
будет вся земля обновлена.
Этой силе имя есть — Россия.
Стой же и мужайся, как она!

Из февральского дневника

I
Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова,
я тоже — ленинградская вдова.

Мы съели хлеб,
что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоем,
и тихо-тихо стало в Ленинграде.

Один, стуча, трудился метроном.
И стыли ноги, и томилась свечка.
Вокруг ее слепого огонька
образовалось лунное колечко,
похожее на радугу слегка.

Когда немного посветлело небо,
мы вместе вышли за водой и хлебом
и услыхали дальней канонады
рыдающий, тяжелый, мерный гул:
то Армия рвала кольцо блокады,
вела огонь по нашему врагу.

II
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина.
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
в кастрюльках воду голубую возят,
дрова и скарб, умерших и больных.

Так с декабря кочуют горожане
за много верст, в густой туманной мгле,
в глуши слепых, обледеневших зданий
отыскивая угол потеплей.

Вот женщина ведет куда-то мужа.
Седая полумаска на лице,
в руках бидончик — это суп на ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа.
— Товарищи, мы в огненном кольце.

А девушка с лицом заиндевелым,
упрямо стиснув почерневший рот,
завернутое в одеяло тело
на Охтинское кладбище везет.

Везет, качаясь,— к вечеру добраться б.
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят ленинградца,
погибшего на боевом посту.

Скрипят полозья в городе, скрипят.
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
что слезы вымерзли у ленинградцев.

Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
объединяет, греет и ведет.

О том, чтоб не прощала, не щадила,
чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,
ко мне взывает братская могила
на Охтинском, на правом берегу.


III

Как мы в ту ночь молчали, как молчали.
Но я должна, мне надо говорить
с тобой, сестра по гневу и печали:
прозрачны мысли и душа горит.

Уже страданьям нашим не найти
ни меры, ни названья, ни сравненья.
Но мы в конце тернистого пути
и знаем — близок день освобожденья.-

Наверно, будет грозный этот день
давно забытой радостью отмечен:
наверное, огонь дадут везде,
во все дома дадут, на целый вечер.

Двойною жизнью мы сейчас живем:
в кольце, во мраке, в голоде, в печали
мы дышим завтрашним,
свободным, щедрым днем,
мы этот день уже завоевали.

Я никогда героем не была,
не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила.

И не хвалюсь я тем, что в дни блокады
не изменяла радости земной,
что как роса сияла эта радость,
угрюмо озаренная войной.

И если чем-нибудь могу гордиться,
то, как и все друзья мои вокруг,
горжусь, что до сих пор могу трудиться,
не складывая ослабевших рук.
Горжусь, что в эти дни, как никогда,
мы знали вдохновение труда.

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
где смерть как тень тащилась по пятам,
такими мы счастливыми бывали,
такой свободой бурною дышали,
что внуки позавидовали б нам.

О да, мы счастье страшное открыли —
достойно не воспетое пока,—
когда последней коркою делились,
последнею щепоткой табака;
когда вели полночные беседы
у бедного и дымного огня,
как будем жить,
когда придет победа,
всю нашу жизнь по-новому ценя.

И ты, мой друг, ты даже в годы мира,
как полдень жизни, будешь вспоминать
дом на проспекте Красных Командиров,
где тлел огонь и дуло от окна.

Ты выпрямишься, вновь, как нынче, молод.
Ликуя, плача, сердце позовет
и эту тьму, и голос мой, и холод,
и баррикаду около ворот.

Да здравствует, да царствует всегда
простая человеческая радость,
основа обороны и труда,
бессмертие и сила Ленинграда!

Да здравствует суровый и спокойный,
глядевший смерти в самое лицо,
удушливое вынесший кольцо
как Человек,
как Труженик,
как Воин!

Сестра моя, товарищ, друг и брат,
ведь это мы, крещенные блокадой!
Нас вместе называют — Ленинград,
и шар земной гордится Ленинградом.

Двойною жизнью мы сейчас живем:
в кольце и стуже, в голоде, в печали,
мы дышим завтрашним,
счастливым, щедрым днем,—
мы сами этот день завоевали.

И ночь ли будет, утро или вечер,
но в этот день мы встанем и пойдем
воительнице-армии навстречу
в освобожденном городе своем.

Мы выйдем без цветов,
в помятых касках,
в тяжелых ватниках, в промерзших
полумасках,
как равные, приветствуя войска.
И, крылья мечевидные расправив,
над нами встанет бронзовая Слава,
держа венок в обугленных руках.

Январь — февраль 1942

Моя медаль

Третьего июня 1943 года тысячам ленинградцев были
вручены первые медали «За оборону Ленинграда».

. Осада длится, тяжкая осада,
невиданная ни в одной войне.
Медаль за оборону Ленинграда
сегодня Родина вручает мне.

Не ради славы, почестей, награды
я здесь жила и все могла снести:
медаль «За оборону Ленинграда»
со мной как память моего пути.

Ревнивая, безжалостная память!
И если вдруг согнет меня печаль,—
я до тебя тогда коснусь руками,
медаль моя, солдатская медаль.

Я вспомню все и выпрямлюсь, как надо,
чтоб стать еще упрямей и сильней.
Взывай же чаще к памяти моей,
медаль «За оборону Ленинграда».

. Война еще идет, еще — осада.
И, как оружье новое в войне,
сегодня Родина вручила мне
медаль «За оборону Ленинграда».

После войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены именно её слова:

«Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто»


После войны выходит книга «Говорит Ленинград» о работе на радио во время войны.
Написала пьесу «Они жили в Ленинграде», поставленную в театре А. Таирова.

В 1952 году — цикл стихов о Сталинграде. После командировки в освобождённый Севастополь создала трагедию «Верность» (1954).

Новой ступенью в творчестве Берггольц явилась прозаическая книга «Дневные звёзды» (1959), позволяющая понять и почувствовать «биографию века», судьбу поколения.

Умерла Ольга Берггольц в Ленинграде 13 ноября 1975 года[10]. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Библиография

Фильмография

Экранизации

Награды и премии

Сталинская премия третьей степени (1951) — за поэму «Первороссийск» (1950)
орден Ленина (1967)
орден Трудового Красного Знамени (1960)
медаль «За оборону Ленинграда» (1943)
медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1994)

Адреса в Ленинграде
Улица Рубинштейна, 7 («слеза социализма»).

1932—1943 годы — дом-коммуна инженеров и писателей получившее яркое прозвище «Слеза социализма» — улица Рубинштейна, 7, кв. 30.

Последние годы жизни — дом № 20 на набережной Чёрной речки[15].
Память

Именем Ольги Берггольц названа улица в Невском районе и сквер во дворе дома № 20 по набережной Чёрной речки в Приморском районе в Санкт-Петербурга. Также именем Ольги Берггольц названа улица в центре Углича.
Памятная доска на здании бывшей школы в Богоявленском монастыре Углича, где Ольга Берггольц училась с 1918 по 1921 гг.

Мемориальные доски Ольге Берггольц установлены на здании бывшей школы в Богоявленском монастыре Углича, где она училась с 1918 по 1921 гг. и на улице Рубинштейна, 7, где она жила. Ещё один бронзовый барельеф её памяти установлен при входе в Дом радио. Памятник Ольге Берггольц также установлен во дворе Ленинградского областного колледжа культуры и искусства на Гороховой, 57-а: где в годы Великой Отечественной войны был госпиталь.

В 1994 году Ольге Берггольц присвоено звание «Почётный гражданин Санкт-Петербурга».

17 января 2013 года, к 70-летию прорыва блокады Ленинграда в Санкт-Петербурге в школе № 340 Невского района был открыт музей Ольги Берггольц. Экспозиция состоит из четырёх выставочных разделов — «Комната Ольги Берггольц», «Блокадная комната», «Место памяти» и «История микрорайона и школы».

К 100-летию со дня рождения поэтессы, в 2010 году, петербургский театр «Балтийский дом» поставил спектакль «Ольга. Запретный дневник» (режиссёр Игорь Коняев, в главной роли Эра Зиганшина.

Дети Любови Орловой

Любовь Орлова — это женщина очень загадочная, является настоящей легендой. Она стала символом огромной эпохи. Актриса кино и театра, но помимо этого она еще пела и танцевала. Ее невероятную популярность не забыть и по сей день. Многие советские женщины старались одеваться, как она и даже в парикмахерской была специальная стрижка «как у Любови Орловой». Не забыть ее шикарную улыбку, которая получила название «орловская». На сегодняшний день есть огромное количество примеров, однако звезда черно-белого кинематографа не будет забыта никогда. Кем являются дети Любови Орловой и были ли они вообще, этот вопрос волновал и продолжает волновать многих поклонников артистки.

Биография известной дивы поведает о многом, ведь она умерла в 72 года, соответственно прожила долгую и интересную жизнь. Женщину похоронили на Новодевичьем кладбище.

Особенности личной жизни

В молодые годы и в более позднем периоде Любовь Орлова не сильно изменилась, единственное, что отличало ее это более короткая прическа. Женщина предпочитала не рассказывать посторонним про свои отношения, личная жизнь всегда находилась в тени. Люба была идеалом советской женщины, поэтому многие мужчины считали ее безупречной.

В свое время в нее влюбился сам Иосиф Сталин, мужчина приглашал Любашу на ужин и хотел продолжения, однако когда однажды она спросила про своего первого мужа, генералиссимус перестал с ней общаться. Еще одним мужчиной в жизни Любови Орловой стал немец Франц. Кто-то считал, что это муж, кто-то говорил о гражданском браке, но Орлова называла это небольшой интрижкой. Все романы были бурные, но непродолжительные. А вот последний брак актрисы с режиссером Григорием Александровым продлился более 40 лет.

На фото: Любовь Орлова с последним мужем Григорием Александровым

Дети Любови Орловой — сын актрисы

Были ли дети у Любови Орловой? Тема детей волновала ее на протяжении долгого времени. На съемочной площадке постоянно Орлова была подвержена переохлаждению, поэтому ни одному из мужчин не могла подарить ребенка.

На фото: Любовь Орлова в юности

После смерти актрисы стало очень много чего известно, так например, с первым мужем, Андреем Берзиным, Любовь вообще не хотела детей, поэтому поставила спираль, от Григория Александрова, последнего супруга, она делала два аборта. У Александрова уже был ребенок от первого брака, сын Дуглас. У Орловой были сложные отношения с пасынком. Орлова всегда говорила, что у нее есть дети, так например ребенок сестры был для нее очень близок, эту девочку она даже назвала дочечкой, помогала ей развиваться и постоянно баловала.

На фото: Любовь Орлова и ее муж Григорий

Сын Любови Орловой, Джеймс Паттерсон, на самом деле не родной, а стала она его называть так после фильма «Цирк». На съемочной площадке женщина постоянно с ним возилась, ведь мальчику было тогда 2 года. Любовь Орлова с сыном со съемочной площадки и его мамой Верой Ипполитовной были очень близки, они вместе радовались его творческим успехам. Любовь Орлова и ее сын долгое время были тесно связаны, он был в числе приглашенных гостей, Орлова даже навещала его в Нахимовском училище. До самой смерти она готовила домашнюю выпечку и крепкий чай, ждала Джеймса в гости.

От своих так называемых детей Любочка никогда не отказывалась, это были самые желанные гости в доме, а мечтой Любови Орловой было то, чтобы родились внуки, которых она тоже считала бы своими, самыми родными и близкими. Орлова была творческим человеком, приспособлена к жизни и готова была любить своего мужа, отдавая всю себя, как это и произошло – до самой смерти.

Муж Любови Орловой — режиссер Григорий Александров

Последний супруг Любови Орловой – Григорий Александров. Свою карьеру начинал как актер, но после немногочисленных съемок пришел к выводу, что фильмы гораздо увлекательнее создавать. Так он стал известным режиссером, лауреатом Сталинских премий первой степени. Также известен как законный муж неподражаемой Любови — легенды советского кинематографа.


Родился Александров в Екатеринбурге 23 января 1903 года. О семье и раннем детстве актера мало что известно, но с 12 лет он начал работать в театре. Сначала был разнорабочим, потом актером эпизодических ролей, а затем его взяли помощником режиссера. Не теряя времени, парень закончил режиссерские курсы Рабоче-крестьянского театра.

Сначала Александров перебрался в Москву, участвовал в создании фильмов «Броненосец «Потемкин»» и «Стачка». Позднее, продвигая советское кино, отправился в Голливуд, где лично познакомился с легендарным Чарли Чаплиным. По возвращению Григорий получил предложение от самого Сталина снять фильм о революции. Следующие картины – «Интернационал», «Веселые ребята». Как раз в последнем фильме Александров и познакомился со своей будущей супругой – Любовью.

После войны и возвращения в столицу Александров занял должность руководителя киностудии, позднее – почетного преподавателя ВГИКа на факультете режиссуры.

Актриса Любовь Орлова: биография, личная жизнь


Принадлежит к древнейшему дворянскому роду, родилась в 1902 году. Оригинал «Кавказский пленник» с подписью самого Толстого с детства хранился у будущей актрисы советского кино. Также в доме Орловых часто появлялся сам Федор Шаляпин. Актерское будущее Любови было предопределено с раннего детства.

Сначала девушка поступила в Московскую консерваторию, но спустя 3 года оставила обучение в поисках реального заработка. Одновременно поступила в ГИТИС, позднее работала штатной актрисой в МХАТе. В возрасте 31 года Любовь получила роль Анюты в картине Г. Александрова «Веселые ребята». Далее последовало участие в мюзиклах «Цирк», который удостоен Сталинской премии, «Волга-Волга», «Светлый путь». Актриса прекрасно пела, играла на фортепиано, считалась второй Марлен Дитрих.

Актерская карьера пошла на спад с 1960 года, а последней работой стала картина «Скворец и Лира» 1972 года. Умерла Орлова 26 января 1975 года от рака поджелудочной, похоронена на Новодевичьем кладбище. Там же покоится ее последний супруг – Григорий Александров, который пережил Орлову всего на 8 лет.

Первый супруг Любови Орловой — Андрей Берзин

С первым супругом – чиновником Андреем Берзиным прожила в законном браке 4 года. Они познакомились в 1926 году. Сотрудник Наркомата земледелия Берзин влюбился с первого взгляда, был очарован красотой и талантом тогда уже знаменитой актрисы советского кино. Она же называла его своей единственной любовью в жизни.

Берзин был на 9 лет старше, красивый и влиятельный, властный и самодостаточный. Любвеобильная Орлова не устояла. Родители одобрили выбор дочери и влюбленные поженились. Этот союз часто называли фиктивным, поскольку Берзин финансово поддерживал все семейство Орловых.

Любовь с мужем жила в просторной квартире и ни в чем не нуждалась. Семейная идиллия закончилась, когда Берзина арестовали и сослали в Казахстан. Его вытащили из постели и увели под руки в неизвестном направлении. Орлова испытала сильнейший стресс. Больше супруги не виделись.

Судьба

За время его работы власть в стране менялась дважды. В первый раз ему удалось избежать гонения, но не во второй. Тогда Андрей Берзин пополнил ряды оппозиции, за что в 1930 году жестоко поплатился. Он был арестован, после сослан в Казахстан, где работал штатным экономистом.

В 1938 году последовал второй арест. На этот раз партийный деятель был заключен в ГУЛАГ, но после окончания Великой отечественной войны вернулся в Москву. Спустя несколько лет перебрался в Латвию, где вместе с родственниками доживал последние годы. Состояние здоровья Андрея Берзина постепенно ухудшалось, смерть наступила в 1951 году от онкологии.

Больше в брак бывший чиновник не вступал. Говорят, что до последнего вздоха любил Ольгу. Она же вспоминала о нем с легкой тоской и ностальгией, не скрывала, что сильно его любила.

Муж Любови Орловой — Григорий Александров


Спустя 3 года после ареста и ссылки Берзина, Орлова познакомилась с режиссером Григорием Александровым, который искал актрису для своего фильма. Она влюбилась с первого взгляда, а он ради нее даже ушел из семьи. До конца дней называл ее своей музой.

Она стала для него и супругой, и матерью, поскольку, как и все творческие люди, Александров был совершенно не приспособлен к реальной жизни. До конца ее дней они проживали на загородной даче, которая стала тихим семейным гнездышком.

Были ли у Любови Орловой дети

У Орловой никогда не было детей. Коллеги по цеху утверждали, что однажды во время съемок Люба сильно перемерзла, поэтому ни одному из своих мужей так и не подарила ребенка. Позднее стало известно, что актриса дважды делала аборт от Александрова, не желая прерывать свою карьеру. Зато души не чаяла в своей племяннице Нонне, которую она всячески баловала и радовала подарками.

Своим экранным сыном всегда называла Джеймса Паттерсона, с которым познакомилась на съемках «Цирка». Актер был желанным гостем в доме Орловой и Александрова, не пропускал ни одного семейного праздника. О супругах отзывался только положительно.

Любовь Орлова – любимая актриса Сталина

Орлова Любовь Петровна — не просто актриса. Она легенда советского кино, любимый экранный образ миллиона людей, своего рода отдушина в тяжелое для страны время. В те нелегкие 30-е годы XX века народ переполняли страх и безысходность, а на экране ее героини в противовес всему были полны сил и веры в будущее.

Она стала своего рода символом советского оптимизма. Поэтому любимая актриса Сталина — Орлова, история любви этой женщины и режиссера Александрова, и, вообще, ее личная жизнь заслуживают особого внимания.

  1. Любовь Орлова: семья
  2. Любовь Орлова: история одной любви. Путь к звездам
  3. Всенародная любовь
  4. Любовь Орлова и Марина Ладынина
  5. Ростислав Плятт в жизни Орловой
  6. И еще немного о символе советского оптимизма

Любовь Орлова: семья

Любовь Петровна Орлова родилась 29 января (11 февраля) 1902 года в городе Звенигороде.

Всю свою жизнь актриса заполняла строку в графе анкеты о происхождении словами «из служащих», скрывая свое аристократическое происхождение. Доподлинно неизвестно, но предполагается, что граф Орлов, блистательный фаворит императрицы Екатерины II, является ее родственником. Может быть, это и не так.

Но то, что мать Любови Орловой принадлежала к древнейшей дворянской семье, не вызывает никакого сомнения. Подтверждено также и родство с великим писателем Львом Толстым, не раз бывавшим в их доме. У нее даже был от него подарок — книга, с подписью «Любочке — Лев Толстой».

С самого раннего детства у Любови проснулся актерский талант и любовь к искусству, которые заметил даже Федор Шаляпин, который часто бывал у них. Он пророчил ей великое актерское будущее. Эти ее способности родители девочки тоже отметили и заботливо взращивали, приглашая для занятий с дочерью лучших педагогов того времени.

Она даже училась в музыкальной школе по классу фортепиано. Но закончить это заведение ей не удалось, так как страну накрыла революция, и в финансовом плане семья резко обеднела.

Отец выправить положение в одиночку не мог, и трудиться пришлось всей семье. Еще до начала своего творческого пути Орловой пришлось доить коров и продавать молоко. С 1920 года она начала работать в творческой сфере. На пути к вершине своей карьеры актриса играла когда-то совсем незавидные, маленькие эпизодические роли. Но даже здесь, как утверждали в голос современники, она блистала, как яркая звезда. Любовь не могла остаться незамеченной.

Любовь Орлова: история одной любви. Путь к звездам

Судьбоносная встреча с Александровым еще впереди. Первый муж Любови — это Андрей Берзин, по возрасту старше ее на 9 лет. Общего у них ничего не было. Но у него была высокая должность, квартира, спецпаек, которого хватало на всех. Но вот пришел час Берзина, как и многих в то страшное время, и актриса вмиг стала женой врага народа. Это случилось 04.02.1930 года, и с того дня, точнее, ночи, когда его увели, она и первый муж больше не виделись до самого конца войны.

Возможно, жена врага народа и должна быть очень скромной, сидеть дома и бояться выходить. Но это тогда была бы история не про Любовь Орлову. Она влюбляется в австрийского инженера, фамилию которого наверняка так никто и никогда не узнает. Их короткий роман был чреват плохими последствиями, громко обсуждался, но казалось, что актрисе все нипочем.

1933 год для Любови Орловой ознаменовался знакомством с будущим мужем, советским режиссером Григорием Александровым. Говорят, что только раз увидев его, Орлова забыла обо всем на свете. Но он был женат, она — в гражданском браке с австрийцем. Хотя для нее никогда не было никаких преград. Да и брак режиссера уже давно дышал на ладан, а ее австриец сразу заметил, что этих людей объединяет не только симпатия. Гражданский муж смылся в свою родную Австрию, где и теряются его следы.

Любовь Орлова и Григорий Александров расписались в самом начале 1934 года, еще до выхода фильма, благодаря которому актриса получила огромную славу и любовь советского народа. Он назывался «Веселый ребята» и именно эта лента свела вместе этих двух ярких людей. Орлова, история любви которой давно уже превратилась в легенду, тогда и не представляла, насколько прочно этот человек войдет в ее жизнь.

Куда их только не приглашали вместе. Но они больше любили проводить время вдвоем и редко куда-то выходили. Как-то раз, на одном приеме, когда Любовь Петровну представили Сталину, говорят, что он был очень удивлен тому, что у нее такой маленький рост, а тем более вес (рост Любови был 158 см, вес — 49 кг). Она отшутилась в ответ, сославшись на то, что это муж ее не кормит. На что Сталин пригрозил ее супругу пальцем, приказав беречь Григорию свою жену как зеницу ока, сказав, что иначе его расстреляет.

Вряд ли напугался Александров того наказа, что дал ему Сталин, просто он действительно очень любил свою жену, как мог о ней заботился, опекал, продвигал. В семье у них были особые даты, которые они почитали и обязательно отмечали. Одной из них был день знакомства супругов. Свою любовь, уважение, тепло, заботу, верность друг другу они пронесли через всю жизнь. Кстати, Орлова и Александров стали образцом для подражания в семейной жизни.

Всенародная любовь

Вся страна обожала ее, причем и мужчины, и женщины в одинаковой мере. Сама Орлова, история любви, ее личная биография, фильмы, красота, походка, улыбка, одежда — все это любили в ней. И пытались ей во всем подражать, что привело к появлению нового диагноза тех времен, который назывался «синдром Любови Орловой».

Она воплощала собой, одним своим существованием, мечту советских граждан о другой жизни, более счастливой, более красивой, более лучшей… Потому что, глядя на нее, невозможно было предположить, что она родилась и выросла в СССР. Своей какой-то особенной красотой и поведением актриса очень выделялась.

В те годы, когда каждый боялся своего соседа, в стране, погрязшей в репрессиях и расстрелах, во времена, когда балом правила безысходность, наложившая свою особенную печать на советский народ, Любовь Петровна стала просто «лучом света в царстве тьмы». Во всех ее фильмах был хороший конец, торжествовала правда и справедливость, которых так не хватало людям той эпохи.

Ею восторгался Сталин, и этим можно объяснить, что ее карьера достигла просто головокружительной высоты.

Говорят, когда началась война, какой-то умник расклеил по Москве афиши с актрисой, и это возымело волшебное действие и успокоило запаниковавших жителей. Настолько она у них была связана со светлым будущим и, вообще, всем хорошим.

Любовь Орлова и Марина Ладынина

Их негласно считали конкурентками. Как и Люба Орлова, снимающаяся только у мужа, Марина Ладынина тоже появлялась исключительно в картинах своего супруга режиссера Ивана Пырьева.

Но зачем им было соперничать? Ведь у каждой своя история любви, своя стезя в кино, своя народная любовь (Марина Ладынина была тоже очень любима в народе), делить им в принципе было нечего. Есть, наверное, в этом соревновании что-то чисто женское, чего уже не понять и не отнять, и что навсегда останется загадкой.

Когда Орлова олицетворяла для жителей необъятной страны городскую девчонку, Марина Ладынина являлась образом деревенской девушки. Они такие разные, но их почему-то всегда сравнивали. Обе были символом желаемого мира, покоя и стабильности, которых тогда не существовало. Любимые советские кинозвезды…

Ростислав Плятт в жизни Орловой

Вместе начали работать они в кинофильме «Весна» (1947), после которого Орлова и Плятт неоднократно разъезжали по гастролям, давали концерты, участвовали в них вместе, играли совместно в нескольких спектаклях. Один из них — «Милый лжец» (1963). Эту пьесу написал американский актер и журналист Джером Килти. Она создана по мотивам переписки драматурга Бернарда Шоу и актрисы Стеллы Кэмпбел. Ростислав Плятт играл Бернарда, актрису — Орлова.

Интересный факт заключается в том, что впервые перевести пьесу на русский язык предложила французская писательница и переводчица Эльза Триоле специально для Любови, но пока суд да дело, она была переведена другими людьми и уже сыграна в других театрах.

Плятт только уважительно относился к актрисе, одно из его высказываний: Любовь Орлова — великое имя. Кстати, она называла его Пляттиком.

И еще немного о символе советского оптимизма

Орлова, история одной любви ее, всегда связана с Александровым. Но некоторые из тех, кого интересовала ее биография, утверждают, что настоящей любовью актрисы был первый муж. А к Григорию Васильевичу ее чувства были совершенно другими. Больше связанными с благодарностью. Потому что благодаря ему она оказалась не в лагерях, не была репрессирована, как и первый муж, а очутилась на вершине советского киноолимпа.

Хотя даже утверждающие то, что жизнь актрисы была наполнена любовью к Андрею Берзину, не отрицают, что это чувство присутствовало и в отношениях с Александровым. Просто ему она подарила любовь уже более зрелую, без пылкости и страсти.

Говорят, что актрису любил сам Сталин. Она понравилась Иосифу Виссарионовичу после того, как он посмотрел «Веселые ребята». Может быть, поэтому ей прощалось иногда такое, что другим бы не сошло с рук. Она не ответила ему взаимностью, и как-то даже резко с ним разговаривала. Сталин стал относиться к Орловой прохладно, но как актрису все равно ее очень уважал.

Пара Александров-Орлова не оставила после себя потомство. Как-то у Григория Васильевича спросили почему, он на это ответил, что Любовь сначала не хотела иметь детей, а потом уже не смогла. Хотя, если бы дети у них все-таки появились, возможно, конец их жизни был другим. По крайней мере, было бы кому оставить свое наследство, ведь они по тем меркам были миллионерами того времени. А у режиссера был сын от первого брака, к сожалению, большой любитель выпить.

Любовь и Григорий были вместе до конца жизни. Муж был рядом, когда у нее обнаружилась онкология (рак поджелудочной железы) и когда 26 января 1975 года ее не стало. Похоронена «звезда по имени Любовь» на Новодевичьем кладбище. Муж Любови, Григорий Васильевич, пережил любимую жену всего на несколько лет, уйдя из жизни 16 декабря 1983 года.

Любовь Орлова

Биография

Будущая икона советского кино Любовь Петровна Орлова появилась на свет в 1902 году в семье дворян. Её отец, служивший в военном ведомстве, имел несколько наград от государя. Евгения Сухотина, мать Орловой, происходила из старинного рода дворянина, члена Государственного совета и кавалерийского генерала Николая Сухотина, служившего начальником Николаевской военной академии и состоявшего в родственной связи с писателем и графом Львом Толстым. У Любови Орловой хранилось произведение Толстого «Кавказский пленник». Книга была подписана и подарена маленькой Орловой самим писателем.

Актриса Любовь Орлова

Частым гостем в доме Орловых в подмосковном Звенигороде был и Фёдор Шаляпин. Как-то он, увидев домашний спектакль с участием младшей Орловой, напророчил девочке настоящую актёрскую славу, посоветовав родным развивать талант юной актрисы в театральной студии. Но родители больше хотели видеть дочь не артисткой, а музыкантом. Поэтому, когда девочке исполнилось 7 лет, отвели её в музыкальную школу, где она обучалась игре на фортепиано.

Любовь Орлова в детстве

С 1919-го года Любовь Орлова совершенствовала свою игру в Московской консерватории. Но через 3 года ей пришлось покинуть это учебное заведение, чтобы заработать на жизнь. С 1922 года Орлова преподавала музыку и работала тапером в столичных кинотеатрах. Тем не менее, в этот период она успевала учиться в ГИТИСе (тогда театральный техникум имени А. В. Луначарского). С 1926-го Орлова работала хористкой, а затем актрисой музыкальной студии МХАТа.

Фильмы

В студии Любовь Орлова поначалу пела в хоре и появлялась в небольших ролях некоторых спектаклей. Но уже тогда её талант и неповторимая внешность были заметны и выделяли артистку из множества коллег. Поэтому в 1932 году режиссёр вывел артистку из хора, сделав солисткой оперы Оффенбаха «Перикола». Любовь Петровна получила главную роль. На оперу с первых же дней её представления толпами ходили театралы.

Любовь Орлова

В 1933 году Орлову в роли Периколы впервые увидел начинающий кинорежиссёр Григорий Александров, которому посмотреть на талантливую 31-летнюю артистку посоветовал друг-художник. Александров был сражён талантливой игрой и красотой Орловой. После этой судьбоносной встречи Любовь Петровна была приглашена режиссёром играть в его фильмах. На момент встречи Григорий Александров как раз подыскивал кандидатуру на роль Анюты в своей картине «Весёлые ребята».

Любовь Орлова в фильме “Веселые ребята”

Кинематографическая биография Любови Орловой начинается именно из этой ленты. Отлично справившись с образом Анюты, артистка стремительно поднимается по карьерной лестнице советского кинематографа. Во многом благодаря ей отечественный кинематограф становится популярным видом искусства, который ощутимо потеснил театр как по кассовым сборам, так и по количеству зрителей.

В 1936-ом на экраны страны вышла вторая лента Александрова, где в главной роли снова появилась Любовь Орлова. Это был мюзикл «Цирк», ставший одним из самых кассовых советских фильмов. Он получил Гран-при международной выставки в Париже, а в 1941-ом был награждён Сталинской премией.

Любовь Орлова в фильме “Цирк”

Через два года поклонники таланта Орловой с удовольствием смотрели очередной мюзикл-комедию «Волга-Волга», также снятый Григорием Александровым. В 1939-ом году Любовь Петровна сыграла главную героиню приключенческого детектива «Ошибка инженера Кочина». Режиссёром картины был Александр Мачерета. В 1940-ом вышел последний довоенный фильм – мюзикл Александрова под названием «Светлый путь».

Любовь Орлова в фильме “Волга-Волга”

Любовь Орлова становится советской Марлен Дитрих, которую из-за железного занавеса и запрета на западное искусство пока не знают зрители СССР. Но небольшой круг посвящённых, в который входил режиссёр Александров, регулярно просматривает зарубежные фильмы на закрытых показах. У Орловой появляется много схожих черт с голливудской звездой. В первой же картине «Весёлые ребята» у Анюты был точно такой же цилиндр, как у Дитрих в ленте «Голубой ангел». В следующем фильме «Цирк» у героини Орловой цвет волос чёрный пополам с платиновым, как у Марлен.

Любовь Орлова и Марлен Дитрих

У Любови Петровны Орловой было великолепное сопрано. Она отлично танцевала и играла на рояле и фортепиано. Эти её таланты многократно использовались во всех следующих картинах. Ленты «Волга-Волга», «Светлый путь» и многие другие были переполнены музыкой и песнями. Фильмы с Орловой чрезвычайно любимы советскими зрителями. Вначале 1940-ых актриса была настолько популярной, что нередко напутствовала и провожала солдат на фронт. Она выступила с концертами на всех фронтах – от Минска до Курска и Орла.

Любовь Орлова дает концерт на фронте

После войны Орлова опять много снимается. В 1947-ом вышел мюзикл «Весна», а через 2 года картина о войне «Встреча на Эльбе». В начале 1950-ых Любовь Орлова появилась в двух биографических картинах – драме «Мусоргский» и ленте «Композитор Глинка», где она сыграла Людмилу Ивановну Глинку.

Карьерный спад наметился у Любови Орловой в начале 1960-ых. Она всё реже появляется на экране и на театральной сцене. В 1970-ом зрители увидели комедию «Русский сувенир». А последняя лента с участием Орловой «Скворец и Лира» вышла в 1972 году.

Любовь Орлова в фильме «Русский сувенир»

Орловой дважды присуждалась самая престижная в стране Сталинская премия. Первый раз за роль Марион Диксон в картине «Цирк», второй – за ленту «Встреча на Эльбе», где Любовь Петровна сыграла американскую журналистку Джаннетт Шервуд. Также артистка получила Орден Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени. Вскоре она становится Заслуженной, а потом и Народной артисткой РСФСР и СССР.

Личная жизнь

Любовь Орлова, при жизни признанная примадонной советского кинематографа, чрезвычайно тщательно заботилась о своей внешности. Она была первой из отечественных актрис, регулярно пользовавшихся передовыми новинками косметологии для ухода за телом и лицом. Поговаривают, что она первой испытала на себе пластическую хирургию. Во всяком случае, аристократическая внешность и чрезвычайная ухоженность долгое время позволяли примадонне скрывать свой возраст.

Любовь Орлова и Андрей Берзин

Личная жизнь Любови Орловой – это три брака. Первый раз она вышла замуж за видного чиновника Наркомата земледелия Андрея Гаспаровича Берзина. Вместе они прожили 4 года. В 1930 году Берзина арестовали и сослали в Казахстан.

Любовь Орлова и Григорий Александров

В 1932 году Орлова познакомилась с австрийским импресарио Францем (фамилия его утерялась), с которым год прожила в гражданском браке. А в 1933-м актриса познакомилась и в том же году вышла замуж за Григория Александрова. Вместе супруги прожили до самых последних дней артистки. Детей у пары не было.

В марте 2015 года зрители увидели 16-серийный фильм, снятый на реальных событиях жизни актрисы и режиссёра, под названием «Орлова и Александров». Лента охватывает большой период жизни артистки, начиная от её знакомства с Григорием Александровым до самой смерти. Орлову сыграла Олеся Судзиловская, её мужа – Анатолий Белый.

Смерть

Не стало Любови Петровны Орловой 26 января 1975 года. Она скончалась от рака поджелудочной железы. Похоронили знаменитую артистку на Новодевичьем кладбище. Григорий Александров пережил супругу всего на 8 лет.

Памятник Любови Орловой в Звенигороде

В 2014 году дачу Орловой и Александрова в подмосковном Внуково приобрёл известный адвокат Александр Добровинский. Он же стал собственником личного архива великой артистки.

Читайте также:  Дети Анны Старшенбаум
Ссылка на основную публикацию