Дети Михаила Конова

Михаил Кононов

Биография

Главный герой замечательной ленты «Большая перемена» – учитель истории Нестор Петрович навсегда остался «визиткой» этого артиста. Любимый миллионам соотечественников актёр Михаил Иванович Кононов появился на свет в Москве 25 апреля 1940 года. Он рос в простой семье со скромными доходами. В его семье не было ни артистов, ни людей искусства.

Михаил Кононов в молодости

Но «притяжение» сцены Михаил Кононов почувствовал уже в ранней юности. Вместе со своим другом и одноклассником Андреем Смирновым, впоследствии ставшим режиссёром и снявшим легендарный фильм «Белорусский вокзал», он активно участвовал в школьной самодеятельности.

Ребята ставили прекрасные любительские спектакли и готовили эстрадные программы на школьные вечера. Этот первый успех и подтолкнул Михаила Кононова к дороге, по которой он пошёл после окончания школы. В 1963 году молодой актёр получил диплом ВТУ имени Михаила Щепкина и сразу же был принят в труппу Малого театра. На этой сцене и началась творческая биография Михаила Кононова.

Фильмы

На подмостки театра Кононов выходил на протяжении 5 лет. Но более комфортно актёр чувствовал себя на съёмочной площадке. Да и востребованность Михаила Ивановича в кино была огромная. После дебютной роли в картине Ивана Пырьева «Наш общий друг», сыгранной молодым артистом в студенческие годы, предложения следовали одно за другим.

Михаил Кононов в фильме «Наш общий друг»

Внешность Михаила Кононова часто диктовала роли. Ему предлагали сыграть бесхитростных, простых и светлых душой героев. Витька в мелодраме «Наш общий друг», Колька в лирическом фильме «Первый троллейбус», Алёша Семёнов в военной драме «В огне брода нет», лейтенант Малешкин в военной комедии «На войне как на войне». Все эти образы хотя и отличались, но, всё же, были связаны одним амплуа. Во всех сквозила трагикомичность, смех сквозь слёзы.

Михаил Кононов в фильме «На войне как на войне»

Трагикомические образы Михаил Кононов был обречён играть всю свою жизнь. Лишь небольшие исключения изредка нарушали такой порядок вещей. Например, в драме Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» Кононов сыграл монаха Фому. Эта роль второго плана впоследствии оказалась одной из любимых ролей актёра. Именно этой работой он гордился, хотя совсем не Фома, а другие кинообразы прославили артиста.

Михаил Кононов в фильме «Андрей Рублёв»

Ощутимую известность Михаилу Кононову принесла трагикомедия «Начальник Чукотки». Здесь зрители увидели великолепный дуэт двух артистов – Кононова и Алексея Грибова. Но всенародная известность обрушилась на актёра после выходы на экраны «Большой перемены». Эта жизнерадостная комедия, где собран цвет отечественного кинематографа, и сегодня любима миллионами телезрителей. Но когда она лишь вышла на экраны, то имела эффект разорвавшейся бомбы. Зрители обожали Нестора Петровича и всех его учеников.

Михаил Кононов в фильме «Большая перемена»

Как ни странно, но сам Михаил Кононов не любил свои звёздные роли. «Большую перемену» и «Начальника Чукотки» он вспоминал с неохотой.

В начале 1980-ых актёр впервые попробовал себя в детском кино. Фильмы с его участием «Гостья из будущего», «Кольца Альманзора» и «Финист – Ясный Сокол» понравились не одному поколению детей. Несмотря на то, что герои Кононова были прописаны в сценарии как персонажи второго плана, благодаря таланту Михаила Ивановича они стали вполне равноправными с главными героями фильмов.

Михаил Кононов в фильме «Финист – Ясный Сокол»

Но в конце 1980-ых мир кино начал стремительно меняться. И эти перемены оказались не по душе артисту. Михаил Кононов говорил, что воспитан в иной системе ценностей и принадлежит к тому поколению актёрского сословия, которое не может себе позволить сниматься в низкопробных проектах ради денег. Поэтому Кононов отказался от многих предлагаемых ролей. Это не могло не сказаться на его материальном положении. Актёр продал столичную квартиру и построил небольшой домик в подмосковной деревушке Бутырки.

В этот период друзья и близкие актёра припоминают, что он очень гордился своими достижениями в хозяйстве. Он с удовольствием работал в огороде, выращивая прекрасный урожай капусты и арбузов. Возле дома рос виноград. Кононов выращивал поросёнка и мечтал вырыть пруд.

Михаил Кононов в фильме «Гостья из будущего»

А вот работой в кинематографе он похвастать не мог. Отказывался от предлагаемых ролей, не соглашаясь на них ни за какие деньги. После прочтения очередного сценария открыто называл предложенную роль антиискусством и антиэстетикой.

Кононов говорил, что сниматься в такой «ахинее» ему стыдно перед умершими товарищами. Как известно, Олег Даль, Виктор Павлов и Виталий Соломин были однокурсниками Михаила Ивановича в «Щуке». Поэтому в последние годы Михаил Кононов появился лишь в нескольких картинах. Зрители увидели любимого артиста в лентах «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным», «Курочке Ряба» и «В круге первом». В последнем фильме актёр снимался, превозмогая болезнь.

Личная жизнь

Со своей супругой Натальей актёр прожил почти 40 лет. Детей у пары не было, поэтому личная жизнь Михаила Кононова – это его маленькая семья и творчество.

Михаил Кононов и его жена Наталья

Незадолго до смерти Михаил Иванович написал книгу воспоминаний. Но мемуары не приняло ни одно издательство, запрашивая огромные суммы для печатания книги. А собственных денег у артиста не было. Как говорили близкие друзья, Кононов мечтал, чтобы его труд увидели современники, особенно молодые актёры. Ему хотелось поведать им «всю правду о своей жизни» и поделиться секретами актёрского мастерства.

Смерть

Артист не дожил до 70-летнего юбилея 3 года. В последнее время он мечтал сняться в хорошей картине, за которую не будет стыдно перед умершими товарищами и своей совестью. А заработанный гонорар потратить на публикацию мемуаров. Но жизнь распорядилась иначе.

Могила Михаила Кононова

Летом 2007-го Михаил Иванович Кононов попал в больницу. Диагноз «пневмония» на фоне тромбофлебита и перенесённого ранее инфаркта прозвучал как приговор. Больше двух недель медики боролись за его жизнь. Но 15 июля 2007 года на фоне пневмонии развились сердечная недостаточность. Через сутки артиста не стало. Михаил Кононов похоронен в колумбарии Ваганьковского кладбища.

Михаил Кононов: биография, личная жизнь, фото актера, фильмы, звездные роли и дата смерти

Казалось, этого актера любили все: зрители обожали смотреть фильмы с его участием, маститые советские режиссеры приглашали его сниматься в своих проектах, фото Михаила Кононова публиковались в журналах и газетах.

Он обладал феноменальным многогранным актерским дарованием, беспредельным обаянием, скромностью и одновременно очень сложным закрытым характером. Имя этого человека – Михаил Кононов.

Статья посвящена творческому пути актера, фильмам в которых он снимался и его звездным ролям. Затронем мы и личную жизнь артиста.

Факты из биографии

Биография Михаила Кононова началась в 1940 году 25 апреля – именно в этот день он родился. Родители были простыми советскими тружениками, в семье никогда не было людей искусства.

Михаил еще в школьные годы стал ощущать тягу к театральной сцене. Он был активным участником школьной самодеятельности. Его другом и одноклассником был Андрей Смирнов, который впоследствии стал известным кинорежиссером и снял фильм «Белорусский вокзал».

Окончив десятый класс средней школы, Михаил Кононов поступает в Московское Высшее театральное училище им. Щепкина, после окончания которого его зачисляют в труппу Малого театра. Здесь артист прослужил только 5 лет, после чего полностью посвятил свою жизнь кинематографу.

Между тем кинорежиссеры давно уже обратили внимание на Михаила Кононова. Фильм Ивана Пырьева – «Наш общий друг», вышедший на экраны в 1961 году, стал дебютным для артиста. После этой работы предложения сниматься в кино посыпались на молодого актера одно за другим.

Из-за необычной характерной внешности Кононова (обратите внимание на фото ниже), ему часто предлагали роли бесхитростных героев – людей с чистой и светлой душой. Большинству образов, над которыми довелось работать Михаилу, была присуща комичность с мягким налетом трагизма. Лишь изредка ему удавалось выйти за рамки трагикомичного амплуа.

В 1966 году актеру Михаилу Кононову довелось сниматься у самого́ великого Тарковского в его картине «Андрей Рублев». Небольшая роль монаха Фомы – стала работой, которой артист гордился затем всю свою жизнь. Но зрителям он запомнился совсем по другим ролям.

Звездные роли Михаила Кононова

Самые известные работы актера в кино – это главные роли в фильмах «Начальник Чукотки» и «Большая перемена». Особенно полюбился зрителям разных возрастов – Нестор Петрович Северов – учитель из «Большой перемены».

Интересно, что режиссеру фильма – Алексею Кореневу, пришлось долго уговаривать актера, чтобы он согласился участвовать в съемках. Кононову категорически не нравился сценарий. Приступив к работе над ролью Нестора Петровича, артист говорил, что не представляет, как это можно играть.

Даже оглушительный успех мини-сериала не примирил Кононова со своим персонажем. Особенно артиста раздражало впоследствии то, что к нему прочно прикрепилось имя Нестора Петровича.

Еще один очень яркий и запоминающийся образ, созданный Михаилом Кононовым, – Алеша в фильме «В огне брода нет». Там он снимался в тандеме с юной Инной Чуриковой.

Безусловными удачами также являются киноработы актера в фильмах «Начало», «На войне как на войне», «До свидания, мальчики».

В 1984 году на телеэкраны СССР вышел детский мини-сериал «Гостья из будущего», где Михаил Кононов играл роль космического пирата – Крыса. Впервые в своей жизни артисту пришлось играть отрицательного персонажа, но справился он с этой задачей поистине блестяще.

Жизнь и творчество после развала Советского Союза

Актер тяжело переживал перемены, происходящие в стране. В 90-е годы, после распада Советского Союза, отечественный кинематограф погрузился в беспросветный кризис.

У Михаила Кононова почти не было работы. Правда его периодически приглашали сниматься, но актера не устраивали низкосортные сценарии, и он часто был вынужден отказываться от съемок.

В последние годы жизни, актер вместе с женой жил в деревне и занимался натуральным хозяйством.

Непростой характер артиста

Киноперсонажи Михаила Кононова обычно отличались доброжелательностью, особой душевной теплотой, способностью идти на компромиссы в сложных ситуациях. У большинства его персонажей наивные, широко открытые глаза и добрые лица, что хорошо видно на фото. Настоящий характер артиста был совсем иным.

Коллеги часто сторонились актера из-за его упрямства и несговорчивости. Кононов был правдолюбцем и постоянно конфликтовал как с окружающим миром, так и с самим собой. Внутренняя дисгармония сопровождала его всю жизнь, но особенно она стала заметна в зрелые годы.

Читайте также:  Дети Ирины Родниной

Вероятно, сложный и неуживчивый характер начал формироваться у Михаила еще в раннем детстве. Известно, что будучи ребенком, он очень любил свою мать и всячески проявлял свою нежность и любовь к самому близкому человеку на свете. Но мать Кононова отличалась суровостью и отталкивала сына, ее раздражала его излишняя сентиментальность и мягкость.

В то же время, властная женщина требовала полного подчинения своей воле, даже когда он стал взрослым. Например, когда сын сообщил матери, что женится и представил ей свою невесту, мать не приняла девушку и объявила молодоженам трехгодичный бойкот.

В день тридцатилетия Михаила, она свела счеты с жизнью, выпив какой-то яд для насекомых. Это было для актера страшным ударом, он закрылся в себе, стал относиться к людям недоверчиво и временами даже враждебно. Часто он находил утешение в алкоголе. Коллеги рассказывали, что в кармане пиджака, Кононов постоянно носил фляжку со спиртным.

Несколько слов о личной жизни

Личная жизнь Михаила Кононова не отличалась разнообразием. Он был женат в своей жизни только один раз. С будущей супругой актер познакомился у друзей на вечеринке. Девушку звали Наталья, она была моложе Михаила на 9 лет.

Супружеская чета Кононовых прожила в браке 38 лет. Детей у пары не было, в чем был виновен Михаил. Об этом рассказала журналистам сама Наталья Петровна Кононова. Именно Михаил не желал, чтобы жена рожала ребенка. Впоследствии став старше, артист очень сожалел о том, что не стал отцом.

Поздняя любовь

В 54 года Михаил Кононов познакомился с юной восемнадцатилетней девушкой по имени Рита, которая пыталась найти себя в актерской профессии. Михаил начал опекать ее. Сам он говорил, что относится к ней как к дочери, но окружающие замечали что чувства стареющего артиста намного глубже. Супруга Кононова с терпением принимала увлечение мужа.

В конце концов, эта любовная история переросла в настоящую трагедию. Супружеская чета Кононовых продала московскую квартиру и переселилась в деревню, куда вслед за ними приехала и Рита. Чтобы ей было где жить, Кононов выхлопотал для себя однокомнатную квартиру в Москве, куда прописал свою подопечную.

Планы Риты, вероятно, шли еще дальше. Известно, что она настаивала на том, чтобы Кононов развелся с женой и женился на ней. Но артист отказался это делать.

Причина и дата смерти актера

В конце концов, девушка разорвала всякие отношения с Михаилом. Он понял, что она была с ним из меркантильных интересов. У актера началась сильнейшая депрессия. Как-то раз он решил навестить Риту (она все еще жила в его квартире), но у нее в гостях оказался неизвестный мужчина, который до полусмерти избил актера, после чего тот стал сильно болеть. На последних фото артиста трудно узнать, он преждевременно превратился в дряхлого старика.

Скончался Михаил Кононов 16 июля 2007 года в больнице, от острой сердечной недостаточности, которая развилась у него на фоне пневмонии. Ему было 67 лет. Прах всенародно любимого артиста был захоронен на Ваганьковском кладбище. На черном граните выбито фото артиста, на котором он по-прежнему молодой.

Самые известные фильмы с участием Михаила Кононова

Фильмы, в которых снимался артист, мы смотрим до сих пор. Творческое наследие этого человека огромно! В период с 1961 по 2007 гг. он снялся в 79 кинокартинах, многие из которых являются классикой советского кинематографа. Вот список самых известных фильмов, в которых играл Кононов:

  • «Первый троллейбус»;
  • «Теперь пусть уходит»
  • «До свидания, мальчики»;
  • «Андрей Рублев»;
  • «Начальник Чукотки»;
  • «В огне брода нет»;
  • «Мальчишки»;
  • «На войне как на войне»;
  • «Начало»;
  • «Красные пчелы»;
  • «Большая перемена» (мини-сериал);
  • «Первый снег»;
  • «Здравствуй и прощай»;
  • «Капитан Немо» (мини-сериал);
  • «Двадцать дней без войны»;
  • «Финист – Ясный сокол»;
  • «Повесть о неизвестном актере»;
  • «Сибириада» (мини-сериал);
  • «Таежная повесть»;
  • «Вокзал для двоих»;
  • «Гостья из будущего» (мини-сериал);
  • «Проделки в старинном духе»;
  • «Пиры Валтасара или ночь со Сталиным»;
  • «Ближний круг»;
  • «Курочка Ряба»;
  • «В круге первом» (сериал).

Заключительное слово

Часто только после смерти человека люди начинают осознавать, какая неповторимая, уникальная личность жила рядом с ними. Но актер Михаил Кононов не ушел от нас насовсем, он продолжает жить в любимых всеми фильмах и наших сердцах!

Любовь и предательства в судьбе Михаила Кононова

Большая перемена (1972−1973)

Он родился в столице, в бедной семье, где его мать занималась в основном домом, а отец зарабатывал копейки в качестве швейцара в гостинице. Мальчик, невзирая на простецкий быт, царящий дома, рано начал тянуться к высокому искусству.

Талант в нем рассмотрела учительница литературы, которая была убеждена: Мише надо пробоваться в Малый театр, где играют классику. Такой уж у него типаж. Мальчишка верил и в свое предназначение, и в то, что его место именно в этом театре. Хорошо учился, играл в школьной самодеятельности и грезил оказаться в театральном.

После школы он без труда поступил в «Щепку». Впервые сыграл в кино, замеченный самим Пырьевым. В его киноленте «Наш общий друг» Кононов предстал в образе Виктора Карягина. Уже тогда Михаил Ивановича назвали неординарным.

Успехи актер делает и в том самом Малом театре, о котором мечтал вместе с любимой учительницей. Заметного Кононова быстро признают и критики, и театралы. Последние все чаще приходят именно на молодого актера.

Наш общий друг (1961)

Но всесоюзное признание ему принес не театр, а комедийная лента Виталия Мельникова «Начальник Чукотки», в которой Кононов сыграл главную роль. По словам его коллег, до конца жизни он хотел оставаться добрым и справедливым Алешей из этой комедии, способным вникнуть в любое дело и перевернуть все с ног на голову ради мечты.

Однако в сердцах зрителей он остался, как неуклюжий и чудаковатый Нестор Петрович из многосерийного кинофильма «Большая перемена». Михаил Иванович не раз признавался, что персонажа недолюбливал, оттого еще сильнее злился, когда на улице узнавали в актере именно учителя.

Но прежде чем сыграть главную, но такую нелюбимую роль, он успел многое пережить, со многими переработать. Например, на заре карьеры Кононов был любимчиком у многих режиссеров, в том числе культовых вроде Андрея Тарковского и Глеба Панфилова.

Ему не было и тридцати, когда он впервые серьезно влюбился. Красивую блондинку, модель, спортсменку-лыжницу, сотрудницу радиостанции Михаил Иванович встретил на какой-то случайной вечеринке.

Некоторое время они встречались, а потом Кононов понял, что влюблен и сделал девушке предложение. Привел знакомиться с родителями, а мама тут же дала понять, что выбор сына ей категорически не нравится.

Проигнорировав запрет, он все равно гнул свою линию. Молодая семья жила то с родителями Наташи, то у Кононовых. Три года мама «терпела» не понравившуюся невестку, а в день тридцатилетия Михаила не вышла из комнаты.

Сын положил угощение на поднос и пошел мириться. Перед его взором предстала трагическая картина: мама лежала на полу в обнимку с банкой, в которой была отрава для насекомых. Приехавшей на вызов «скорой» оставалось только констатировать смерть. Говорят, Михаил Иванович так и не простил маме самоубийство, сочтя его предательством.

Характер

Здравствуй и прощай (1972)

Несмотря на то, что «Нестора Петровича» любили за искренность и открытость, Кононов простым человеком не был. Он рано почувствовал свой талант и власть, которой обладало безграничное обаяние этого актера — «уникального актера небесного свойства», как говорили о нем почитатели.

Такой талант боялся забвения. Настолько сильно, что даже не рискнул заводить детей. В одном из своих интервью его супруга Наталья Павловна упоминала, что Михаил отказывался от потомства потому, что понимал: при появлении ребенка он сразу отойдет на второй план. По крайней мере на некоторое время, пока малыш будет требовать предельного и постоянного внимания.

Так и дожили Кононовы вдвоем до «лихих» 90-х. Именно в это время актера по‑настоящему списали. Обаятельный интеллигент не был нужен никому. Теперь в кино бал правили типичные «хулиганы», «братки», «новые русские». Никакой талант не заменял популярной у разом отупевшей аудитории фактуры.

Свежая кровь

Красные пчёлы (1972)

Чтобы выжить, актер решил создать свою театр-студию и стал набирать молодых и одаренных ребят. В числе прочих к нему пришла 18-летняя девушка, с первого взгляда напомнившая его супругу в юности. Впрочем, этому актер значения поначалу не придал.

Собственной студии у него не получилось, зато с юной красавицей они сдружились. В одном из интервью он убеждает собеседника, что относился к ней по‑отечески. Своего папу девушка не знала. Актер помогал новой знакомой постигать азы искусства, пытался продвинуть ее в кино. Но ничего не получалось.

Тогда Кононов оплатил девушке курс обучения менеджменту, где она, кроме прочего, подтянула и английский, а после устроилась на работу. Тем временем Наталья Павловна уже частично жила в купленном актерами доме в Бутырках. Тогда Михаил Иванович решил уступить новой знакомой квартиру — пусть поживет, пока они в деревне.

Это все казалось странным их друзьям, но почему-то не сразу стало заботить Наталью. Однажды кто-то из близких семьи Кононовых застукал Михаила целующимся с молодой прелестницей. Его окликнули, но актер не смутился и даже представил новую пассию.

Об увлечении супруга стало известно Наталье. Мудрая женщина не наломала дров — ей хватило опыта спокойно проследить за романом. Кончился он плохо: девушка попыталась состряпать документы на Мишину московскую квартиру. Но подлог вовремя заметила Наталья и спасла ситуацию.

После страшного стресса обоим пришлось помотаться по больницам. Поговаривают, что именно этот случай сильно подкосил здоровье актера. Впрочем, после него Кононов все же успел воплотить своего последнего героя — дворника Спиридона Данилыча в «Круге первом». Эта роль выдернула его из черных деревенских будней в доме, в который они с Наташей переехали после жуткого случая с молодой девушкой.

Капитан Немо (1975)

Кононовы начинали беднеть, в связи с чем в середине 90-х решили обзавестись своим домиком. Двум детям столицы такие перемены дались нелегко. Их соседи по новому жилью — в деревне Бутырки — свидетельствуют, что семье буквально пришлось выживать.

Читайте также:  Дети Полины Гагариной

Воспитанные в столичных, пусть и небогатых условиях, интеллигенты просто не знали, что делать: в каком уходе нуждается дом? Как сажать овощи? Чем заниматься в деревне? Ответов они порой не находили. В результате дом хирел и осаживался, а его жители неизбежно и как-то очень быстро старели.

Кононов, чем мог, старался помогать деревне с помощью своего имени. Местные до сих пор помнят, как Михаил Иванович выбивал для Бутырок газ — и выбил! Ни одна деревня, даже самая крупная, своей очереди так быстро не дождалась.

Но в основном годы жизни в Бутырках связаны для Кононова с нищетой и забвением. Соседи вспоминают, что актера с супругой не раз видели на ближайшей трассе — он ходил туда торговать то капустой, то свеклой. Пенсии не хватало даже на пропитание.

В середине двухтысячных Кононова разыскали помощники Глеба Панфилова. Отвезли в Бутырки томик «В круге первом» Солженицына, а вместе с ним — сценарий. Михаила Ивановича звали на роль дворника.

Спиридон Данилыч

В круге первом (2006)

Панфилов потом засвидетельствует: пробоваться Кононов приехал счастливым, но очень постаревшим.

«Это был настоящий старичок, — резюмирует партнер Михаила Ивановича по тем съемкам, Евгений Миронов, — Но глаза сверкали азартом, и играл он, полностью погружаясь в роль». Еще на гриме он становился настоящим Спиридоном Данилычем. Своего героя в нем узнал даже Солженицын, успевший до своей смерти отсмотреть фотографии утвержденных актеров.

После съемок Кононовы снова приняли решение о переезде — на этот раз обратно в Москву. Им сильно обрадовались близкие, признав, что деревня состарила и как будто сломала супругов. Но после возвращения вроде еще не старый 67-летний Кононов кочевал из одной больницы в другую.

Несколько лет сказывалось не перенесенное предательство, да к тому же у супругов по‑прежнему не было денег. Тромбофлебит, инфаркт, сразу после него — воспаление легких, спровоцировавшее сердечную недостаточность… у него не было средств на дорогие лекарства и препараты.

Кононов умер в реанимации, во время очередного сердечного приступа, почти забытый поклонниками, в нищете, переживший столько потрясений, сыгравший столько любимых ролей…

Михаил Кононов – звезда «Большой перемены», переживший самоубийство мамы и предательство любовницы, умер в нищете

Артист мечтал остаться в памяти публики звездой экрана, но на закате дней оказался забытым и брошенным. Он едва не лишился квартиры из-за предательства юной воспитанницы. Но, несмотря на все ошибки мужа, супруга Михаила Кононова всегда оставалась рядом.

Классный руководитель Нестор Петрович из «Большой перемены», Яшка-писарь из сказки «Финист — Ясный Сокол» или дворник Спиридон из картины «В круге первом» — в каждом амплуа Михаил Кононов был убедителен настолько, что зрители снова и снова пересматривают фильмы с его участием. Всего на счету артиста — более 90 ролей в кино.

Но, как и для многих коллег, 90-е годы стали испытанием для Михаила Ивановича. Актер, мечтавший стать легендой, познал, что такое горечь забвения. Неприятности так и сыпались на него: невостребованность, болезни, нищета.

Лучом надежды стало для Кононова появление в его судьбе юной актрисы. Он называл ее воспитанницей, хотя окружающие были уверены — девушка стала любовницей стареющего мужчины. Коварная знакомая чуть не лишила пенсионера квартиры. Тем не менее жена не бросила Михаила Ивановича в беде и до конца дней ухаживала за забытым всеми артистом. Почему же любимый публикой актер умер в забвении и нищете?

ТАЛАНТЛИВЫЙ БУНТАРЬ

Михаил Кононов появился на свет в Москве 25 апреля 1940 года. Мама будущего артиста была поваром, а папа — швейцаром. Оба сутками пропадали на работе, не имели тяги к искусству и не отличались общительностью. А мальчик, живший в шестиметровой комнате без окон, с детства мечтал выбраться из угнетающей среды и стать артистом.

В школьные годы Михаил Иванович начал участвовать в самодеятельности вместе с будущим режиссером Андреем Смирновым. Поступив в театральное училище, Кононов произвел огромное впечатление на сокурсников и преподавателей, вскоре признавших его самородком. Однако у актера был вспыльчивый характер, поэтому подружиться он смог только с одногруппником Олегом Далем, имевшим похожий нрав.

Первой ролью артиста в кино стал Витя из картины Ивана Пырьева «Наш общий друг». Этот герой определил амплуа Кононова — беззлобный, простоватый, но обаятельный. По окончании учебы Михаил Иванович пробовал работать в Малом театре, но через пять лет покинул его стены из-за споров с руководством и желания сниматься. После выхода трагикомедии «Начальник Чукотки» и драмы «Андрей Рублев» актера стали узнавать на улицах. Однако больше других зрители полюбили его Нестора Петровича из «Большой перемены». Сам же Михаил Кононов был в ужасе, когда увидел сценарий фильма.

Коллеги говорили, что Кононов не просто играл, а жил в кадре. При этом актер не любил частые выходы в свет и вечеринки, оставаясь в глазах друзей замкнутым и серьезным человеком. Зато на экране он представал то задорным Яшкой-писарем из сказки «Финист — Ясный Сокол», то коварным космическим пиратом в фильме «Гостья из будущего».

В 80-х артист сменил репертуар и исполнил роль офицера КГБ в «Пирах Валтасара», а в 1992-м — маршала Ворошилова в ленте «Ближний круг». Михаил Иванович не был похож ни на одного из сыгранных персонажей: Нестор Петрович его раздражал, Яшка казался взбалмошным. Им двигало желание остаться в памяти зрителей, но сосредоточиться на карьере актеру мешали личные беды.

НЕПРИЗНАННАЯ ЖЕНА

В жизни Михаила Ивановича было две главные женщины — мама и супруга, но, к сожалению, друг с другом они ладили плохо. С Натальей Кононов познакомился в 1969-м. Блондинка, пользовавшаяся огромным успехом у мужчин, работала на радио, профессионально занималась лыжами и строила карьеру фотомодели, пока не встретила актера. Вспыхнувшее чувство заставило девушку постепенно отказаться от всего, что было ей дорого, из-за деспотичного избранника.

Мама артиста оказалась категорически против свадьбы, хотя невеста была из благополучной семьи и ничем не запятнала репутацию. Проявив характер, актер все же женился на Наталье, чем обрек ее на несладкую жизнь. Какое-то время пара жила у сварливой родственницы.

А вскоре произошла трагедия. Дело было в день рождения артиста: мама долго не выходила из комнаты, и Михаил Иванович зашел проведать ее. Увиденное шокировало актера — бездыханная родительница лежала на полу. Кононов заключил, что это было самоубийство. С тех пор звезду кино будто подменили.

Он злился, называя маму предательницей за содеянное, срывался на кроткой жене. Постепенно у Натальи не осталось ни карьеры, ни подруг, все свое время она посвящала капризному мужу. Михаил Иванович погрузился в работу, забыв об окружающих, а супруга занималась бытом, оставаясь дома. При этом артист дал избраннице понять: он против рождения детей. «Миша считал, что с появлением ребенка отойдет для меня на второй план, — вспоминала Наталья Павловна. — А этого он перенести не мог».

ВОСПИТАННИЦА ИЛИ ЛЮБОВНИЦА?

В 80-е актер мало снимался, а в 90-е и вовсе почувствовал горечь забвения. После фильма «Здравия желаю! Или Бешеный дембель» о нем почти не было слышно. Времена изменились, публику интересовали темы криминала и жизни бандитов, а Михаил Иванович наотрез отказывался играть подобные роли. «Я опираюсь на заповеди, с какими наше поколение относилось к искусству. Поэтому отчаянно не снимаюсь в сериалах, которые мне предлагают. Я читаю сценарии и отшатываюсь: это что-то из области «ужастиков», — сетовал артист.

Кононов решил организовать собственный театр-студию, чтобы делиться опытом с начинающими артистами. Проект быстро провалился, зато Михаил Иванович успел познакомиться с 18-летней студенткой Ритой, мечтающей стать актрисой. Девушка заменила стареющему мужчине дочь, хотя многие подозревали, что у них роман, и даже рассказывали об этом жене звезды кино. В то время Наталья Павловна заболела, перенесла две операции и переехала жить в деревню Бутырки, но муж часто навещал ее вместе с воспитанницей.

Артист старался помочь девушке не только с работой, но и с жильем, поэтому прописал ее в собственной московской квартире. Потом юная актриса решилась на коварный обман: Кононов думал, что оформляет договор опеки над воспитанницей, а та подсунула ему бумаги о правах на распоряжение апартаментами.

«Я об этом узнала самой последней и стала бороться. Ведь у нас не осталось никаких накоплений, одна пенсия. Она знала, что на Мишу сможет оказать давление, а со мной лучше не спорить. Я заставила ее написать на меня доверенность и отвоевала квартиру. Потом мы с Мишей продали ее. Но я так измоталась, что попала в больницу с депрессией. И Миша не простил предательства — заболел. И с тех пор — из больницы в больницу», — призналась жена Кононова.

ЗАБВЕНИЕ И СМЕРТЬ

После пережитого предательства обоим супругам было тяжело вернуться к нормальной жизни. Окружающие говорили, что пара принялась топить горе в алкоголе. Здоровье артиста оказалось подорвано. Он говорил, что больше никогда не сможет верить людям и искренне играть. Но в последнем Кононов ошибся: в 2006-м из депрессии его вырвала новая работа в кино — роль дворника Спиридона в картине «В круге первом», которую впоследствии признали одной из лучших за карьеру актера.

После съемок супруги вернулись в Москву. Знакомые удивлялись тому, как состарились Наталья Павловна и Михаил Иванович. В столице им не стало лучше, обоих постоянно клали в больницу. Тромбофлебит, инфаркт, воспаление легких, сердечная недостаточность — болезни посыпались на артиста. К тому же жизнь на маленькую пенсию раздражала некогда известного актера. Но больше всего его угнетало забвение и медленное угасание в нищете.

Незадолго до ухудшения самочувствия он отмечал, что не боится смерти. Заболев пневмонией, актер понимал, что имеет мало шансов выкарабкаться: денег на лекарства не хватало, а здоровье совсем ослабло после череды сердечных приступов. 16 июля 2007 года артист скончался в реанимации. На его похороны пришло лишь несколько коллег, а Союз кинематографистов ограничился скромным букетом. Газеты пестрели воспоминаниями о Кононове, но больше всех по его уходу сокрушалась верная супруга.

Читайте также:  Дети Ирины Винер

«Я жил и в искусстве, и в реальной жизни круто, независимо. Хотя и скромно, — размышлял незадолго до смерти артист. — Посылал жутких хамов, гадов-непрофессионалов направо и налево. А люди меня помнят только за добрые роли в хороших фильмах. Получается, что прожил, как по Станиславскому — честно, правдиво и в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами».

Наталья скончалась спустя четыре года после смерти мужа. Женщину похоронили в одной могиле с возлюбленным, которому она посвятила жизнь.

По материалам изданий Biography-Life , « КП », EG.ru .

Фото: кадр из фильма Алексея Коренева «Большая перемена» киностудии «Мосфильм», кадр из фильма Ивана Пырьева «Наш общий друг» киностудии «Мосфильм», кадр из фильма Виталия Мельникова «Начальник Чукотки» киностудии «Ленфильм», кадр из документального фильма «Михаил Кононов. Против всех» Первого канала производства ООО «Контраст», кадр из фильма Юрия Волкогона «Здравия желаю! Или Бешеный дембель» «Свердловской киностудии»

Михаил Кононов

М ихаил Кононов сыграл десятки ролей, озвучивал отечественные, зарубежные ленты и мультфильмы. Зрители часто называли его по имени экранного героя из сериала «Большая перемена» — Нестором Петровичем. Большинство его персонажей — светлые и жизнерадостные, но сам актер был их полной противоположностью.

Первые роли в кино

Будущий артист родился в Москве. Его отец работал швейцаром в гостинице «Пекин», а мать — поваром. Во время Великой Отечественной войны она отвезла маленького сына к сестре в деревню под Тулой. Но там Кононов пробыл недолго — когда Москву освободили, он вернулся в столицу.

Профессия актера заинтересовала Михаила Кононова еще в школе. Он ходил в местный Дворец пионеров и в несколько драматических кружков. Вместе с другом Андреем Смирновым, в будущем известным режиссером, Кононов выступал в художественной самодеятельности, а также писал сценарии к школьным праздникам. После десяти классов школы юноша решил поступать в театральный институт.

До 1963 года Михаил Кононов занимался в Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина. Вместе с ним на курсе учились Виктор Павлов, Виталий Соломин и Олег Даль. С последним актер подружился, их называли «два сапога — пара»: оба всегда говорили то, что думают, и твердо отстаивали свою точку зрения.

В своем первом фильме Кононов снялся еще во время учебы. Это была лента режиссера Ивана Пырьева «Наш общий друг», где юноша сыграл паренька Витьку. На съемках этой картины он познакомился с известными уже тогда артистами: Натальей Фатеевой, Сергеем Филипповым и Юрием Беловым.

После окончания училища Михаил Кононов пришел на службу в Академический Малый театр. Но полностью проявить себя на театральной сцене актеру так и не удалось: ему поступало много предложений от кинорежиссеров, фильмография увеличивалась с каждым годом. Вместе с Олегом Далем он снялся в картине Исидора Анненского «Первый троллейбус». В 1966 году Кононов сыграл сразу в двух лентах: в исторической драме «Андрей Рублев» Андрея Тарковского Кононов исполнил роль монаха Фомы, в комедии «Начальник Чукотки» ему досталась главная роль.

Руководству Малого театра не нравилось, что Кононов постоянно занят на съемках в фильмах. Через два года артист решил покинуть сцену.

Звездные фильмы

С 1968 года Михаил Кононов работал на Киностудии имени М. Горького. Его регулярно приглашали на съемки, однако артисту не всегда нравились его персонажи. Из-за миловидной внешности ему давали роли простых и наивных героев: он сыграл Семенова в драме «В огне брода нет», лейтенанта Малешкина в комедии «На войне как на войне». Артист мечтал о глубоких и серьезных ролях, как в картине Тарковского, но зрителям он больше нравился в жизнерадостном амплуа.

В 1972 году на советский экран вышла четырехсерийная лента режиссера Алексея Коренева «Большая перемена». Там Кононов исполнил роль молодого застенчивого учителя вечерней школы Нестора Петровича. Кононов не сразу согласился на участие в картине: ему не нравился сценарий. Однако его подкупил актерский состав фильма: там играли Евгений Леонов и Ролан Быков, Светлана Крючкова и Александр Збруев, Савелией Крамаров и Наталья Гвоздикова. Все восторгались персонажем Кононова, а его до последних дней жизни тяготило сравнение с экранным героем.

Во второй половине 1970-х артист начал сниматься в детском кино. «Финист — Ясный сокол», «Кольца Альманзора» и «Гостья из будущего» стали любимыми фильмами у ребят всего Советского Союза. В 1989 году Кононову присвоили звание заслуженного артиста РСФСР, а через 10 лет — народного артиста России.

Актер тщательно выбирал фильмы, в которых снимался. Предпочитал и вовсе отказываться от участия, если ему не нравился киносценарий. В 1990-е годы он продал квартиру в Москве и переехал в небольшой домик в Бутырках в 50 километрах от столицы.

Личная жизнь актера и последняя роль

С будущей женой Натальей Михаил Кононов познакомился в 1969 году. Он был старше ее на на девять лет. Девушка тогда работала на радиостанции, профессионально каталась на лыжах. Молодые люди поженились практически сразу после знакомства.

Вскоре после свадьбы мать Кононова покончила с собой. После этого он стал грубым и раздражительным. Чтобы сохранить брак, Наталья отказалась от всех своих увлечений и посвятила себя мужу — помогала ему бороться с депрессией, ухаживала во время болезней. Вместе Кононовы прожили почти 40 лет. Детей у пары не было.

В последние годы жизни Михаил Кононов появился в фильмах «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» Юрия Кары, «Курочка Ряба» Андрея Кончаловского и сериале «В круге первом» Глеба Панфилова по роману Александра Солженицына. В последнем Кононов сыграл старика-заключенного, который работал дворником и с трепетом ждал писем от дочери.

О своей жизни и актерской профессии Кононов написал книгу воспоминаний, но не успел ее выпустить. В мемуарах он хотел поделиться своим опытом с читателями, особенно с молодыми артистами: «О многих российских актерах писали книги, мемуары. Моя задача — познать до конца свою сущность в борьбе естества духа и плоти, влияние на мой характер людей, самоотверженно прошедших жизненный путь, мужественно и честно».

15 июля 2007 года в тяжелом состоянии Михаила Кононова доставили в реанимацию. Сутки врачи боролись за жизнь актера, но помочь ему не смогли. 16 июля он скончался, Михаилу Кононову было 67 лет.

Михаил Кононов – диктатор с лицом ребенка

Что скрывалось за ангельской внешностью известного артиста?

Он жил по своим законам и правилам, никому ничего не доказывал, ни под кого не подстраивался. Ушел из этого мира так же гордо, в нищете и забвении. В жизни – замкнутый, с тяжелым характером, на экране он оставался наивным, по-детски трогательным и открытым. Диктатор с лицом ребенка, актер Михаил Кононов.

Самые близкие люди

Родился Миша в простой семье. Шестиметровая комнатка без единого окна – это и был его дом. Отец мальчика Иван Михайлович работал швейцаром в гостинице «Пекин». Он рано ушел из жизни. Мама Мария Владимировна была поваром.

С матерью у Михаила Кононова были сложные отношения. С одной стороны, она требовала от сына повышенного внимания, с другой – все время отталкивала его от себя. Любила повторять: «Трудно тебе будет в жизни. Преданный, как собака, ласковый, как щенок». Когда Миша привел в дом невесту, Мария Владимировна объявила молодым бойкот – молчала три года.

Со своей будущей женой Наташей Михаил Иванович познакомился случайно на вечеринке у друзей. Когда они поженились, Наташе было 20, ему – 29. Спортсменка, фотомодель – у нее были большие перспективы, но ради Миши девушка отказалась от собственной карьеры. Стала для него и женой, и подругой, и матерью.

Михаилу было 30 лет, когда его мать покончила с собой. После ее смерти Кононов замкнулся, перестал общаться с друзьями и родственниками и никому никогда не рассказывали ни о своем детстве, ни о семье. Единственной отдушиной наглухо закрытого от мира Кононова оставалась профессия.

Фото: ТАСС

В театральном училище Щепкина, куда Михаил поступил сразу после школы, его считали самородком. Парень обладал редким актерским чутьем и непростым характером. Он почти ни с кем не общался. Единственный его друг на курсе – Олег Даль. Они были «два сапога – пара», оба рубили правду сплеча и по любому поводу лезли на рожон.

Лучшая защита – нападение

Говорят, внешность обманчива. По отношению к Михаилу Кононову это верно вдвойне. Природа наделила его нежными чертами лица, но за ангельской внешностью и почти детским голосом скрывался жесткий характер.

«У него была страстная натура, но он всегда себя прятал в оболочку такого милого мальчика, – говорит народный артист России Евгений Стеблов. – У него было расхождение такой мальчишеской внешности и его внутренним миром, достаточно зрелым, определенным, иногда ожесточенном».

Со стороны Кононов казался смешным, трогательным, ранимым. Но коллеги актера знали: малейший повод, и Михаил мгновенно выльет на собеседника порцию яда. Это была защита, но защищался Кононов всегда, даже когда на него никто не нападал.

Всенародный любимец Нестор Петрович

Сценарий «Большой перемены» не привел Кононова в восторг. «История глупая, сниматься в ней не буду», – отрезал он. Режиссер фильма Алексей Коренев с трудом уговорил Кононова не рубить сплеча, подумать.

До этого от роли Нестора Петровича отказались Андрей Мягков и Евгений Стеблов по личным причинам. Претензии Кононова касались исключительно творчества.

«Он был человек неординарный, необычный, со своими тараканами. Он очень мучился из-за этой роли, не понимал, как ее делать. Леша ему, конечно, помог», – вспоминает кинооператор, народный артист России Анатолий Мукасей.

Коренев пошел навстречу актеру, роль переписывали прямо во время съемок. Своим настроем Кононов задал тон для работы всей съемочной группы. Актеры «Большой перемены» с азартом включились в процесс, стали импровизировать. Фильм, который задумывался как двухсерийный, разросся до четырех серий.

Картину, которой было отдано столько сил, Михаил Кононов вычеркнул из своей фильмографии, считал несерьезной. Но по иронии судьбы из всех сыгранных им ролей Нестора Петровича зрители полюбили больше всего.

Ссылка на основную публикацию