Дети Марины Влади

Трагическая судьба мужчин Марины Влади

Первым супругом Марины стал актер и режиссер азербайджано-иранского происхождения Робер Оссейн. Он стал звездой после роли Жофрея де Пейрака в трилогии про Анжелику, где блистал с Мишель Мерсье. В первый раз Робер увидел Марину, когда той было 11 лет, а ему – 20 (он дружил с ее старшей сестрой).

– Уже тогда она была дьявольски красива! – вспоминает француз.

Когда же девушке исполнилось 16, Робер окончательно потерял голову.

– Я делал все, чтобы ей понравиться, но Марина, даже когда мы уже стали близки, только смеялась надо мной: «Ты не в моем вкусе. Чтобы я стала твоей женой, вычерпай ложкой океан!» – делился Оссейн. – Она сдалась через два года. Я был абсолютно счастливым мужчиной. Но недолго. Мы жили в доме с ее семьей. Иногда казалось, что я женат одновременно на всех четырех сестрах.

Марина родила от Робера двух сыновей. Младший – Петр (Пьер) живет на юге Франции; он гитарист и балалаечник. Старший – Игорь – в 15 лет крепко сел на наркотики и погрузился в свой мир: жил в Полинезии, писал там картины. Когда ему было 40, случилась страшная авария: Игорь с друзьями стоял на обочине, и вдруг на огромной скорости в них въехала машина. Мужчина навсегда остался инвалидом.

Онколог ШВАРЦЕНБЕРГ умер от рака печени

Доктор и смерть

Вторым мужем Влади стал пилот и владелец авиакомпании в Африке Жан-Клод Бруйе. В этом браке на свет появился Владимир. В 1970-м она вышла замуж за Высоцкого, а через год после его смерти сошлась с онкологом Леоном Шварценбергом, который в 2003 году умер от рака печени. Между прочим, «Экспресс газета» первой из российских СМИ сообщила об их романе.

Познакомил Марину и Леона режиссер Андрей Тарковский, который был его пациентом. Шварценберг лечил тогда от рака маму и сестру Марины. Да и актриса была под его наблюдением во время жесточайшей депрессии после смерти Высоцкого. К тому же так совпало, что в то время доктор ушел из семьи, оставив жене и сыну свой дом.

Вторым мужем ВЛАДИ был бывший пилот

Влади приютила его, как друга. Но довольно быстро они стали засыпать и просыпаться в одной кровати. Леон никогда не возражал, если Марина включала пластинки Высоцкого, и не требовал снять со стены его портрет.

За пропаганду эфтаназии – безболезненного умерщвления безнадежных больных с их согласия – Шварценберг лишился кресла министра здравоохранения Франции. Обвиняли его и во взятках. А Марина всегда горячо поддерживала мужа.

– Все это настоящая травля, – заявляла она. – Я живу с этим человеком и знаю, чем он дышит!

Озорные трусишки

Смерть супруга подкосила актрису.

– Леон долго болел и уходил очень тяжело, – рассказала нам эмигрантка Татьяна Марет-Фролофф. – Марина самозабвенно за ним ухаживала. Кажется, его и Маринино сердца остановились одновременно. Она потеряла смысл жизни. Серьезно запила. Закрылась в своем мире. Робер Оссейн поддерживал ее, постоянно звонил. Видимо, его чувство к Марине не притупилось с годами. Мне очень жаль Оссейна. Он ужасно страдал после развода. Я встречалась с ним много раз, и он слова дурного не говорил о Маринке. Было видно, что, кроме нее, ему никто не нужен. А был ли он нужен ей? В 17 лет – да! А как стал не нужен, так и бросила. Загуляла. И за то наказана – одиночеством. Она же так толком и не нашла свое женское счастье.

Наша семья постоянно бывала в доме Поляковых. Папа иногда сиживал за карточным столом с главой клана. Это были чудные вечера: играли на рояле, пели русские и цыганские романсы. А какой борщ со сметаной нам подавали!

Марина Влади тогда была просто Маринкой. Мне больше нравилось одна из ее сестер – Мелица. Добрая, открытая девочка, такой и оставалась до самой смерти. Горе, что она трагически погибла: упала с лестницы, да так и не смогла подняться. Тромб – и смерть.

Четыре дочки оперной звезды и балерины (Марина – справа)

Марина всегда была дерзкой. Вся семья Поляковых была творческой: мать – балерина, отец пел романсы. И дочерей они заставляли заниматься танцами. Особенно нравилось это Маринке. Она всегда танцевала с элементами стриптиза. И ее родители это поощряли, они хотели, чтобы их красивая дочка стала известной, снималась в кино. Хорошо помню один Рождественский праздник. На Маринке было голубое платье с синим бантом на поясе. Когда она танцевала, то поднимала платье и ноги так высоко, что были видны ее озорные трусишки.

И делала она это сознательно. Взрослые хлопали и хвалили ее. Она очень рано научилась соблазнять нужных мужчин, и стать актрисой было ее призванием.

Всем четырем дочерям не разрешалось есть сладкое и мучное, и я тайком приносила им конфеты. Мелица с удовольствием их ела, а Маринка – никогда. Однажды она даже назвала меня толстой булкой и пригрозила, что расскажет все маме, если я и дальше буду носить им шоколад. Я лишь потом поняла, что ей очень хотелось конфет, но она не могла себе этого позволить. Она мечтала танцевать.

Затащив Марину в постель, Владимир выиграл ящик водки

Приятель Высоцкого – актер Игорь Пушкарев – рассказывал:

– Володя на спор сошелся с Мариной. Она снималась в Советском Союзе у Юткевича в фильме «Сюжет для небольшого рассказа». Мы тогда очень гордились – как же! – Марина ВладиПолякова, она из наших. Для советского кинематографа подобные съемки были чуть ли ни первыми. Но когда газеты раструбили, что француженка приехала с любовником – каким-то румыном, да еще с детьми и прислугой, это стало шоком. Они жили в разных гостиницах в люксовых номерах. Потому что западной звезде так полагалось по рангу.

Володька, когда обо всем узнал, сразу сказал: «Я Марину поимею!» – «Ты что, сдурел?» – заорали мы – друзья. И ведь поспорили! На ящик водки.

Спор Володька выиграл красиво. Он не только переспал с Мариной, отбил ее у румына, но и стал ее мужем.

Миллион за память

В ноябре 2015 года Марина ВЛАДИ продала с молотка массу памятных вещей. Торги проходили в крупнейшем парижском аукционном доме Drouot.

В каталоге «Воспоминания о Владимире Высоцком и Марине Влади» были описаны 197 лотов. Самыми ценными, ушедшими с молотка, стали:

  • последнее стихотворение барда, написанное 11 июня 1980 года, – 252 000евро;
  • посмертная маска артиста из сплава серебра с бронзой – 69 300евро;
  • платиновое кольцо с бриллиантом от Cartier – 32 760евро.

Последний стих, проданный на аукционе за 252 тысячи евро

Их приобрел уральский бизнесмен Андрей Гавриловский. И выставил в Музее Высоцкого в Екатеринбурге. Влади так прониклась к этому мужчине, что решила передать в дар его музею часть своего личного архива. Это более 100 документов, фотографий из семейного альбома, личных писем. А еще часы Cartier, подаренные Владимиру Семеновичу ее вторым мужем – ЖанКлодом Бруйе во время путешествия на Гаити.

На парижском аукционе в тот день продали и несколько работ художника Михаила Шемякина. Самой дорогой оказалась акварель «Волкодав и женщина» с автографом мастера. Она ушла за 7500 евро.

Среди книг наибольший интерес вызвал толковый словарь с иллюстрациями Пабло Пикассо – его продали за 4000 евро.

За 9500 евро купили серию снимков Владимира Семеновича, сделанную на пробах к фильму «Екатерина II и Пугачев», в котором поэт так и не сыграл.

В общей сложности Марина заработала за один вечер миллион евро!

Конечно, 77-летнюю женщину тут же обвинили в меркантильности, но она заявила, что дело не в деньгах, а в переезде – Марина перебирается из большого загородного дома в маленькую парижскую квартиру, поэтому и избавляется от лишнего.

– Я поворачиваю свою жизнь и бросаюсь в будущее, – сказала она тогда в интервью «Российской газете».

Дважды вдова. Как после смерти любимых Марина Влади справилась с алкоголизмом и депрессией

Имя артистки до сих пор связывают с Владимиром Высоцким. Однако кроме роковой истории любви с советским бардом, в судьбе Марины Влади были и другие трагедии. Звезда кино пережила два развода, а после смерти последнего мужа едва не покончила с собой.

Советские зрители обожали фильм с участием Марины Влади «Колдунья», а критики высоко оценили ее работу в картине «Современная история: Королева пчел». Но большинству поклонников казалось, что главной для актрисы стала роль жены Владимира Высоцкого. 10 мая Влади исполняется 82, но и сегодня ей приходят письма с вопросами о невероятном романе с русским бардом.

Жизнь с поэтом вдохновила Марину на написание книги, а в дальнейшем именно литературное творчество спасло ее от алкогольной зависимости. Причем сломал артистку не уход Высоцкого, а смерть четвертого мужа Леона. Какие же еще испытания выпали на долю звезды?

РУССКАЯ ФРАНЦУЖЕНКА

Артистка всегда называла себя «русской с французским паспортом»: ее отец Владимир Поляков окончил Московскую консерваторию, а за границу переехал после Первой мировой войны. Летчик пел в Парижской опере, семь сезонов проработал в Монте-Карло. Мать Марины покинула родину в 1919-м, а в Белграде познакомилась с Поляковым, находившимся на гастролях.

Екатерина Марина Владимировна Полякова-Байдарова — младшая из четырех дочерей певца-эмигранта. Настоящее имя актрисы не знакомо зрителям, ведь после смерти любимого папы она взяла псевдоним Марина Влади.

Первую эпизодическую роль артистка исполнила в 11-летнем возрасте в картине «Летняя гроза», где главную героиню играла ее сестра Таня. В последующие четыре года Марина постоянно участвовала в съемках, но успех пришел к ней только в 1954-м с выходом фильма «Перед потопом».

«За роль в ленте я получила премию Сюзанны Бьянкетти как лучшая молодая актриса года. Фильм показали на Каннском фестивале, а поскольку он был запрещен детям до 16, меня, 15-летнюю, не пустили на просмотр», — вспоминала Влади.

Советские зрители полюбили Марину после ленты «Колдунья», где она сыграла непорочную и честную Ингу. По знаменитой легенде, даже Владимир Высоцкий был пленен красотой юной звезды, увидев ее на экране, и заявил друзьям, что однажды женится на ней…

Но до этой романтичной истории было еще далеко, а пока Влади продолжала покорять кинематограф. В 1963-м она сыграла Регину в картине Марко Феррери «Современная история: Королева пчел». Эту роль критики до сих пор называют лучшей в карьере актрисы. Понравилось публике и амплуа артистки в советско-французской ленте «Сюжет для небольшого рассказа».

Марину радовало, что она не застряла в лирическом образе, а играла разноплановых героинь. Не отказывалась звезда ни от ролей в фильмах ужасов, ни от персонажей фантастики и мелодрам. В конце 80-х у нее отбоя не было от предложений советских режиссеров: «В поисках капитана Гранта», «Пьющие кровь».

В новом веке стало очевидно, что карьера Влади пошла на спад, она засветилась лишь в паре проектов: «Несколько дней передышки», «Три женщины в гневе». Зато всего в копилке актрисы набралось более ста персонажей, так что награду за вклад в кинематограф Henri-Langlois она получила вполне заслуженно.

РОМАНЫ НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ И ГЛАВНАЯ ЛЮБОВЬ

Рано начав актерскую карьеру, Марина обрекла себя на жизнь в загруженном графике. Неудивительно, что ее любовная биография полна служебными романами. Первые «уроки флирта» юной девушке преподал Марчелло Мастроянни на съемках «Черных перьев», однако речи о полноценных отношениях не шло: он лишь усыпал обаятельную артистку комплиментами и знакомил ее с режиссерами.

По слухам, перед чарами Влади не устоял сам Марлон Брандо, а Жан-Люк Годар даже сделал ей предложение. Но красавица ответила взаимностью не звездам первой величины, а менее известному артисту Роберу Оссейну. В браке с ним актриса родила сыновей Игоря и Петра, однако спустя четыре года союзу пришел конец. Расставались супруги со скандалом, и впоследствии Марина даже отказалась от роли Анжелики, уступив Мишель Мерсье, лишь бы не пересекаться на площадке с Оссейном.

Через несколько лет после разрыва с Робером звезда вновь решилась на брак. На этот раз ее покорил мужчина, далекий от искусства — отважный летчик Жан-Клод Бруйе. Влади родила от пилота сына Владимира, а спустя три года подала на развод: видимо, чувства оказались не столь крепкими. Марина признавалась, что не слишком страдала после расставаний с Оссейном и Бруйе, так как была уверена: настоящая любовь ждет ее впереди.

Интуиция не обманула актрису: встреча с Владимиром Высоцким перевернула ее жизнь. В конце 60-х Влади приехала в Москву вместе с другими французскими артистами. В Театре на Таганке она познакомилась с бардом, однако поначалу оценила его как талантливого исполнителя, а не как мужчину. Высоцкий же наоборот — сразу увидел в ней женщину мечты.

«Я это чувствовала, — отмечала Марина. — Хотя притирались мы другу к другу долго. Почти год оставались только приятелями».

Крутить роман, разрываясь на две страны, было безумно трудно, но пара не могла разорвать отношения. В 1970-м они пришли в Грибоедовский загс в простых водолазках и расписались в знак преданности друг к другу. Товарищи только удивлялись: ни пышного торжества, ни даже скромного праздника. Но это не умаляло любви и страсти, царившей между артистами — Высоцкий боготворил Марину, посвящал ей десятки стихов, усыпал подарками.

«То, что могло быть лишь мимолетным увлечением, превратилось в роман, и, несмотря на все колоссальные трудности, мы стали жить вместе. Мы ночевали у друзей, часто меняли наше местожительство. Этот самый восхитительный период в моей жизни продолжался до июля 1980 года», — писала Влади в книге «24 кадра в секунду».

Высоцкий был гением и бунтарем, жить с ним оказалось непросто. У поэта случались срывы, он уходил в запой и скандалил, а Марина пыталась спасти его от зависимости и вытаскивала из сомнительных компаний. Однако алкоголиком актриса мужа не считала и искренне злилась, когда в дальнейшем о нем говорили как о человеке, пристрастившемся к наркотикам и спиртному. Внутренние демоны терзали Владимира, но если бы он пил сутками, то не смог бы создать так много шедевральных стихов.

Главной бедой влюбленных оказалась разлука. Высоцкий был невыездным, да и переезжать к Марине во Францию не желал: из привязанности к родине. Грезы о постоянном общем доме так и остались мечтой.

Еще одной проблемой стала неверность барда: Лариса Лужина вспоминала, как еще в конце 60-х Владимир приходил к ней в гости вместе с избранницей Татьяной Иваненко, а ночью приезжал в компании Влади. Спустя 10-летие все друзья судачили о многочисленных любовницах поэта. Жена не верила, а впоследствии заключила, что мимолетные интрижки были для супруга лишь попыткой зацепиться за жизнь…

25 июля 1980-го Высоцкого не стало, а спустя месяц Марина нашла его последнее письмо к ней. В тех строках бард уверял, что Влади — единственная, кто способен поставить его на ноги, признавался в любви и отмечал: вскоре они поговорят и начнут новую счастливую жизнь.

МОМЕНТЫ ОТЧАЯНИЯ

Похороны Владимира Высоцкого стали тяжелым испытанием для Марины Влади, однако она нашла в себе силы не только заняться организацией церемонии, но и уладить финансовые вопросы. Актриса продала две машины барда, чтобы погасить его долги, оплатить погребение и поминки.

Как же звезда кино пережила огромное горе? Ни написанная ею книга «Владимир, или Прерванный полет», ни изданная пластинка с песнями на стихи возлюбленного не помогли актрисе оправиться после трагедии. От депрессии ее спасли новые отношения, с врачом-онкологом Леоном Шварценбергом. Наконец, артистка почувствовала себя нужной, ведь четвертый муж всегда был рядом.

Почти 23 счастливых года Марина провела с Леоном, но все рухнуло, когда у него обнаружили рак печени. В октябре 2003-го врач скончался, и Влади вновь стала вдовой. В книге «На пляже, человек в черном» она описала невыносимое одиночество, с которым столкнулась в тот период. Актриса признавалась, что начала много пить, надеясь заглушить боль потери.

В течение трех лет Марина почти ни с кем не говорила и лишь изредка общалась по телефону с детьми. У Влади не осталось ни сил, ни желаний, и только присутствие любимых собак, требовавших ухода и внимания, заставило ее отказаться от идеи покончить с собой.

«Я опускалась все ниже и ниже. Сидела и смотрела в пустоту, — писала артистка в мемуарах, — и передо мной мелькала череда воспоминаний. Я чувствовала себя чужой в мире живых людей».

К счастью, актриса сумела справиться с недугом и вернуться к нормальной жизни. Преданный поклонник творчества Высоцкого Андрей Гавриловский помог артистке сменить загородный дом на комфортабельную квартиру в Париже, и отныне у нее не проходило ни дня без прогулки по местным улочкам.

Читайте также:  Дети Алины Покровской

Имя звезды кино по-прежнему связывали с русским бардом, ставшим легендой. Поэтому новость о продаже актрисой посмертной маски и стихотворения поэта с автографом была принята общественностью крайне негативно. Марина лишь отмечала, что дело не только в деньгах: она решила повернуть свою жизнь и «броситься в будущее». Кроме того, средства оказались нужны артистке для детей: в 90-х старший сын Игорь попал в страшную аварию и с тех пор не до конца восстановил здоровье, Петр стал музыкантом, но мало зарабатывал на творчестве.

Сейчас Марина Влади живет в уединении, общаясь лишь с родными и близкими друзьями. При этом она всегда готова выйти на сцену и принять участие в мероприятиях, связанных с миром кино: по словам звезды, камера по-прежнему ее любит.

До сих пор актриса следит за певцами, исполняющими композиции Владимира Высоцкого, и трепетно относится к произведениям о нем. Так, фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» заставил ее окончательно разорвать связь с сыновьями барда Аркадием и Никитой. Наследники хотели показать молодежи, что даже столь сильный человек может проиграть в борьбе с зависимостью, а Марина возмутилась тому, как мужа публично выставили наркоманом. В памяти Влади поэт остался достойным человеком, гениальным автором и любящим супругом.

Дмитрий Быков

Биография

Дмитрий Львович Быков — российский писатель, публицист, поэт, журналист, теле- и радиоведущий, преподаватель литературы, представитель оппозиции. Он является одним из ведущих деятелей современной России, благодаря которым формируется мнение о происходящих событиях в стране.

Детство и юность

Дмитрий родился 20 декабря 1967 года в Москве в семье детского лор-врача, кандидата медицинских наук Льва Иосифовича Зильбертруда, и школьного преподавателя русского языка и литературы Натальи Иосифовны Быковой. Брак родителей распался вскоре после рождения сына, и мать воспитывала ребенка одна.

В детстве Дмитрий начал проявлять интерес к написанию прозы и стихов, в старших классах устроился на Всесоюзное радио в совет передачи для юношества «Ровесники». После школы, которую Быков окончил с золотой медалью, в 1984 году поступил на журфак МГУ. В 1987 году отслужил положенный срок на морфлоте, после чего вернулся в вуз. В 1991 году получил красный диплом о высшем образовании.

В начале 90-х преподавал русскую словесность в московской школе № 1214, где работала Наталья Иосифовна. Позднее перевелся в спецшколу «Золотое сечение» и гимназию «Интеллектуал», где стал учителем литературы и истории советской литературы. В середине 2000-х преподавал в Институте журналистики и литературного творчества. Получил звание профессора кафедры мировой литературы и культуры МГИМО(У) МИД России, регулярно читает лекции в МПГУ.

Личная жизнь

Узами брака Дмитрий Быков решил связать себя еще в молодости. Его супругой стала Надежда Гурская, которая сегодня работает старшим научным сотрудником в лаборатории Института биоорганической химии РАН. Их союз не привел к созданию полноценной семьи и вскоре распался.

В середине 90-х годов Дмитрий Быков познакомился с рассказами талантливой писательницы из Новосибирска Ирины Лукьяновой, которая в 1996 году стала колумнисткой газеты «Собеседник». Через некоторое время молодые люди поженились. В семье родилось двое детей — дочь Евгения и сын Андрей.

Личная жизнь не стала помехой для совместной деятельности двух творческих личностей. Помимо авторских проектов, Быков и Лукьянова создали 2 совместные книги «В мире животиков» (2001) и «Зверьки и зверюши» (2008). Семейные фото Быкова редко попадали в СМИ, но в интернете можно найти несколько снимков Дмитрия Львовича в окружении домочадцев.

Неожиданным известием для поклонников журналиста стала новость о его женитьбе на своей бывшей студентке, прозаике Екатерине Кевхишвили. Разница в возрасте между супругами — 30 лет, но это не помешало страстному роману, который в 2019 году завершился свадьбой.

В начале ноября 2020 года супруга Быкова подарила ему третьего ребенка. Сам публицист сообщил подписчикам, что у него родился сын. Совместное фото с женой Екатериной Дмитрий Львович разместил в аккаунте в «Инстаграме».

Интересно, что еще совсем недавно, в апреле 2019 года Быков встревожил своих поклонников. Находясь в Уфе, куда писатель прибыл с лекциями, он был доставлен в госпиталь в тяжелом состоянии. Первоначальный диагноз — инсульт — не подтвердился, тем не менее журналист был введен в кому. Уже через несколько дней публицист был переведен в Москву, в НИИ им. Бурденко, где состояние его здоровья стабилизировалось. Позднее в интервью Дмитрий Львович признался, что причиной ухудшения его самочувствия стало отравление.

Журналистика

В 1985 году Быков начал сотрудничество с еженедельником «Собеседник». Печатал статьи в изданиях «Московская комсомолка», «Столица», «Общая газета», «Труд», «Новая газета» и других. С начала 2000-х занял должность креативного редактора «Собеседника», заместителя главного редактора в газете «Консерватор», затем получил пост редактора отделов «Культура» и «Общество» в издании «Огонек». В 2005 году начал сотрудничество с «Компанией», в 2008 году — с изданием «Профиль».

Регулярно выступал в «Новой газете» с оппозиционными статьями. В 2013 году в ответ на скандал с расхищением госимущества министерства обороны написал стихотворения о Васильевой. Ранее объяснил свою позицию по отношению к Сердюкову в эфире шоу «Особое мнение» на радио «Эхо Москвы».

В 1992 году Быков впервые появился на телевидении в передаче Киры Прошутинской. Позднее стал ведущим телепроекта Сергея Лисовского. С начала 2000-х вел авторскую программу на телеканале ATV «Хорошо, БЫков», был соведущим проекта «Времечко» канала ТВЦ. В 2009 году получил место в программе «Рожденные в СССР» телеканала «Ностальгия».

В 2011 году стал ведущим передачи канала «Ностальгия» «Колбы времени». В 2015 году на телеканале «Дождь» начался цикл передач «Сто лекций с Дмитрием Быковым», в которых писатель подробно знакомит зрителей с литературой 90-х годов. На радиоэфире Дмитрий Львович впервые появился в 2005 году в авторских программах радиостанций «Юность», «Сити FM» и «Коммерсантъ FM». В 2015 году на радио «Эхо Москвы» стартовала передача «Один» с Быковым в роли ведущего.

В 2014 году на «Ютьюбе» был зарегистрирован тематический канал RTVi, который был назван по наименованию программы публициста «Открытый урок с Дмитрием Быковым». В своих выпусках писатель делился с публикой своим видением нетленных произведений русских классиков. В передаче рассматривались такие романы, как «Евгений Онегин», «Отцы и дети», «Мастер и Маргарита».

В рамках лектория «Прямая речь» писатель затронул проблемы романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы». Публицист освещает и проблемы современного кинематографа. С режиссером Алексеем Смирновым, который снял «Садовое кольцо», он поговорил о создании российских сериалов.

Книги

В 1991 году был принят в Союз писателей СССР. В начале 90-х годов Дмитрий Быков издал 3 сборника стихотворений — «Декларация независимости», «Послание к юноше», «Военный переворот». В это же время под псевдонимом Мэтью Булл выпустил первые книги на основе киносценариев — «66 дней», «Дикая Орхидея – 2», «Харлей и Мальборо».

В начале 2000-х продолжил выпуск сборников стихов («Отсрочка», «Призывник», «Письма счастья») и создал ряд романов — «Оправдание», «Орфография», «Эвакуатор», «ЖД», за три из которых получил международную премию им. братьев Стругацких.

В 2005 году в серии ЖЗЛ вышла книга биографа, посвященная жизни и творчеству Бориса Пастернака, за которую автор получил премии «Большая книга» и «Национальный бестселлер». Через 3 года состоялся выпуск работы «Был ли Горький?» о жизни Алексея Пешкова, после чего публицист взялся за описание биографий Булата Окуджавы и Владимира Маяковского.

В конце 2000-х Быков выпустил романы «Списанные», «Остромов, или Ученик чародея», «Икс», «Квартал: Прохождение», а также поэтические сборники «Последнее время», «Отчет», «На самом деле», «Блаженство». В 2010 году Дмитрий Львович издал сборник пьес «Медведь», в 2012 году — 2 учебника по советской литературе.

26 февраля, пятница в 19.00 Дмитрий Быков + Михаил Ефремов. «Хорошие стихи про нас» в Лондоне — С Михаилом Олеговичем.

В 2011 году на телеканале «Дождь» стартовал видеопроект «Гражданин поэт» продюсера Андрея Васильева, в котором артист Михаил Ефремов читал стихи Дмитрия Быкова. Аудиоверсия проекта появилась в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

В 2016 году вышли 2 книги Дмитрия Быкова: трагедия-буфф «Тринадцатый апостол. Маяковский» и сборник «Я вомбат» из серии «Занимательная зоология». Журналист продолжает работать креативным редактором издания «Собеседник», в том числе курирует интернет-портал еженедельника. Позднее в библиографии публициста появилось издание «Шестидесятники: литературные портреты». Основной список статей и произведений писателя представлен на его официальном сайте.

В ЖЖ Быков ведет собственный блог, где подробно освещает все последние события свой журналистской деятельности. Журналист по-прежнему выпускает передачу «Один» на «Эхе Москвы», колонку в «Новой газете». Позднее писатель продолжил работу над циклом передач «Сто лекций», также выпустил сборник «Если нет: новые стихи». В июле 2017 года на радио «Свобода» вышла передача «Культ личности» с Дмитрием Быковым под названием «Глубоко советский человек».

Писатель и биограф участвует в озвучивании русской классики. Так в 2019 году на просторах интернета появилась аудиоверсия романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» в исполнении Дмитрия Львовича. Выпуск публицист сопроводил лекцией.

Общественно-политическая деятельность

Быков активно выражает свою гражданскую позицию. Он считается одним из представителей современной оппозиции. Дмитрий Львович с особым интересом относится к персонам, представляющим политический бомонд России, в том числе и таким деятелям, как Владимир Путин, Дмитрий Медведев.

Публицист выражает свою поддержку деятельности Алексея Навального. В 2011–2012 годах участвовал в протестных митингах. Позднее стал одним из учредителей общественно-политической организации «Лига избирателей».

В 2019 году Быков стал фигурантом обращения в генеральную прокуратуру РФ по поводу проведения проверки высказываний писателя, в которых усматривались признаки нарушения статьи УК РФ о «реабилитации нацизма». После речи публициста о Донбассе Захар Прилепин обвинил его в «банальном фашизме».

Осенью 2020 года Быков поставил свою подпись под письмом в поддержку протестных акций в Беларуси.

Дмитрий Быков сейчас

В феврале 2020 года публицист начал выпуск нового проекта «ЖЗЛ (Жалкая замена литературы) с Дмитрием Быковым». Гостем первого выпуска передачи стал давний друг и коллега писателя Михаил Ефремов. Позднее в студии побывали Николай Цискаридзе, Андрей Кончаловский.

В сентябре того же года состоялась презентация открытой лекции курса Дмитрия Быкова «Эволюция сюжета и жанра» от Свободного университета. Сейчас одной из популярных программ с писателем в качестве эксперта остается проект «Эха Москвы» «Особое мнение».

Быков, Дмитрий Львович

Дми́трий Льво́вич Бы́ков (род. 20 декабря 1967, Москва) — русский писатель, поэт и публицист, литературный критик, радио- и телеведущий, журналист, преподаватель литературы, кинокритик. Известный политический деятель, яркий представитель оппозиции, частый участник политических дебатов. Биограф Бориса Пастернака, Булата Окуджавы, Максима Горького и Владимира Маяковского. Совместно с Михаилом Ефремовым регулярно издавал литературные видеовыпуски в рамках проектов «Гражданин поэт» и «Господин хороший».

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Работа
      • 1.1.1 Преподаватель
      • 1.1.2 Писатель, журналист
      • 1.1.3 Радио
      • 1.1.4 Телевидение
    • 1.2 Литературные предпочтения
  • 2 Политическая и общественная деятельность
  • 3 Семья
  • 4 Список произведений
  • 5 Литературные премии
  • 6 Документальные фильмы
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

Биография

Родился в семье детского врача-оториноларинголога, кандидата медицинских наук [1] [2] Льва Иосифовича Зильбертруда (1927—1987) [3] [4] и Натальи Иосифовны Быковой (род. 1937) [5] [6] . Родители вскоре развелись, и ребёнка воспитывала мать, выпускница МГПИ, учительница русского языка и литературы в школе № 1214 г. Москвы.

Школьником входил в совет передачи для старшеклассников Всесоюзного радио «Ровесники» [7]

Работа

Преподаватель

Дмитрий Быков преподаёт в московских средних школах «Золотое сечение» и «Интеллектуал» литературу и историю советской литературы, ранее в 1990-е годы много работал в школе № 1214. Является профессором кафедры мировой литературы и культуры МГИМО(У) МИД России [9] , также сотрудничает с МПГУ [10] . Быков считает, что «эта работа более осмысленная, чем журналистика, более насыщенная пользой» [11] .

Писатель, журналист

С 1985 года работает в газете «Собеседник».

Автор публицистических, литературоведческих, полемических статей, которые были напечатаны во множестве журналов и газет, от элитарных ежемесячников вроде «Fly&Drive» до экстравагантных таблоидов типа «Московской комсомолки» (газета издавалась в 1999—2000 годах); регулярно — в качестве колумниста — в изданиях:

  • «Огонёк» (до 2007 года),
  • «Вечерний клуб»,
  • «Столица»,
  • «Сельская новь»,
  • «Здоровье»,
  • «Общая Газета»
  • «Новая газета»,
  • «Труд»,
  • «Досуг в Москве»,
  • «Профиль» (с 2008 года),
  • «Компания» (2005—2008),
  • «Русская жизнь»

В 2005—2006 годах был одним из ведущих вечернего шоу на радиостанции «Юность» (ВГТРК).

Лауреат нескольких литературных премий. В 2003—2006 годы вёл мастер-класс «Журналистское мастерство» в Институте Журналистики и Литературного Творчества (ИЖЛТ).

По состоянию на февраль 2013 года Быков работал над тремя романами (включая «Нулевые»), а также над биографией В. Маяковского для серии «ЖЗЛ» [15] .

Радио
  • Вёл программу «Сити-шоу с Дмитрием Быковым» на радио Сити-FM.
  • С февраля 2012 года — соведущий радиопрограммы «Новости в классике» на Коммерсантъ FM.
  • С июня 2015 года — ведущий радиопрограммы «Один» на Эхо Москвы.
Телевидение

Дебютировал на ТВ в 1992 году в программе Киры Прошутинской. Участвовал в ТВ-проекте Сергея Лисовского в качестве ведущего и автора программ. В 2000—2003 годах вёл собственную программу «ХОРОШО, БЫков!» производства АТВ [16] , выходившую по субботам поздно вечером на канале ТВЦ [17] , в 2000—2008 годах работал соведущим программы АТВ «Времечко» на том же канале [18] .

В 2008 году вышел документальный фильм «Девственность», сценарий которого был написан Быковым в соавторстве с Виталием Манским [19] .

В 2009 году был приглашённым ведущим в программе «Рождённые в СССР» (канал «Ностальгия»).

C 2010 по январь 2011 года вёл телевизионное ток-шоу «Картина маслом» на «Пятом канале» [20] .

С 2010 года читает лекции по литературе авторского цикла «Календарь» [21] в лектории «Прямая речь». Прочёл лекции о Бернарде Шоу, Борисе Пастернаке [22] и о Михаиле Евграфовиче Салтыкове-Щедрине [21] .

Награждён премией для журналистов «Золотое перо России-2010», которую присуждает Союз журналистов России [23] .

В 2011 году принимал участие в телевизионном проекте телеканала «Дождь» «Поэт и гражданин» (затем — «Гражданин поэт» на сайте F5.ru), в котором его актуальные стихи на «злобу дня», написанные в манере великих русских поэтов, читал Михаил Ефремов.

С 2011 года — постоянный ведущий программы «Колба времени» на телеканале «Ностальгия».

В 2012 году снялся в фильме Веры Кричевской «Гражданин поэт. Прогон года».

В сентябре 2015 года на телеканале «Дождь» стартовала программа «Сто лекций с Дмитрием Быковым» [24] . В цикле литературоведческих лекций Дмитрий рассказывал о русской литературе с 1900 по 1999 годы, в каждой передаче подробно останавливаясь на одном произведении, опубликованном в соответствующем году. В рамках цикла Быков также читал обобщающие лекции, не привязанные к конкретному году, а также отдельно останавливался на некоторых произведениях для детей и юношества. Цикл выходил до декабря 2017 года.

В настоящий момент является ведущим четырёхминутной авторской программы «Всё было» на «Дожде».

Литературные предпочтения

В ноябре 2012 года, на презентации своего сборника «Советская литература. Краткий курс», Дмитрий Быков, отвечая на вопрос о современных русских писателях, сказал:

Из поэтов я бы назвал Михаила Щербакова, Олега Чухонцева, Марину Кудимову… Игоря Караулова, Марину Бородицкую, которая пишет замечательные детские и взрослые стихи. Продолжает работать Рейн, продолжает работать Матвеева, Кушнер продолжает писать замечательные стихи, это всё заслуживает изучения. Из прозы: Валерий Попов — безусловно, Александр Житинский — безусловно. Мне интересно всё, что делает Пелевин, и я считаю, что это крупный автор… И Прилепин тоже хороший автор, как бы его ни «заносило», его «заносы» интереснее, чем трезвомыслие большинства остальных. Алексей Иванов — очень интересный автор. По-прежнему очень интересно работает Александр Кузьменков в Братске, мало кому известный, но замечательный автор. Гениальным писателем я считаю Дениса Драгунского, во всяком случае, не хуже отца. И Ксения Драгунская — замечательный автор [26] .

Отвечая на вопрос: «Кто из ныне живущих писателей больше всего достоин места в истории», Дмитрий Быков назвал Фазиля Искандера и Людмилу Петрушевскую.

Читайте также:  Андрей Малахов, дети

Из фантастов Быков назвал Михаила Успенского, Андрея Лазарчука, Сергея Лукьяненко, Марию Галину и Вячеслава Рыбакова, добавив, что считает фантастику лучшей литературой, и что фантастику надо изучать в школе [26] .

Политическая и общественная деятельность

Дмитрий Быков — убеждённый антисталинист. По его мнению, «Сталин принял Россию страной с высочайшим интеллектуальным потенциалом, с лучшей в мире культурой, с фантастическим энтузиазмом масс… Сталин 30 лет превращал Россию в скучнейшую и гнуснейшую страну мира — страну, в которой пятилетняя военная пауза, со всеми кошмарами войны, воспринималась как глоток свежего воздуха…» [27]

Дважды отказался от персонального приглашения на встречу деятелей культуры с Владимиром Путиным 7 октября 2009 года и 29 апреля 2011 года [28] [29] ; при этом в 2010 году Быков отказался подписывать обращение «Путин должен уйти» ввиду его «неактуальности» [30] .

10 декабря 2011 года принял участие и выступал на митинге протеста на Болотной площади против фальсификации результатов выборов в Госдуму РФ шестого созыва. Вошёл в оргкомитет следующих манифестаций. Свою активизацию мотивировал тем, что «надоело такое ощущение власти и такая атмосфера в стране» [31] . На «прямую линию» Путина, запомнившуюся телезрителям репликой о бандерлогах, откликнулся сатирическими стихами «Свежий закон джунглей», прозвучавшими 19 декабря в эфире радиостанции «Эхо Москвы» [32] .

По результатам интернет-голосования на странице Facebook вошёл в топ-10, кого граждане хотят видеть и слушать на протестном митинге на проспекте Сахарова 24 декабря 2011 года [33] . В своём выступлении на митинге Быков предсказал скорое появление новой политической элиты, а завершил речь афоризмом «История поставила на нас — и положила на них» [34]

В январе 2012 года стал одним из учредителей Лиги избирателей [35] .

4 февраля 2012 года принял участие в «антипутинском» протестном митинге на Болотной площади, где присоединился к требованию освободить всех политзаключённых [36] . Среди множества оригинальных оппозиционных плакатов на митинге одним из лучших признали плакат Быкова «Не раскачивайте лодку — нашу крысу тошнит!», ставший откликом на известную фразу Путина о «раскачивании лодки» на итоговом пленарном заседании Госдумы пятого созыва (23 ноября 2011 года) [37] [38]

22 октября 2012 года на выборах Координационного совета оппозиции по общегражданскому списку занял второе место, набрав 38,5 тыс. голосов из 81 тысячи избирателей, уступив только А. Навальному, получившему 43 тыс. голосов [39] .

По мнению Быкова, Россия — особая страна, в которой даже «физические законы действуют весьма избирательно», сама же «Россия щеляста, и потому тоталитаризм в ней невозможен», он считает, что «российский народ охотно идёт вслед за любым вождём, лишь бы не думать самому». По его мнению, «российская реальность отвратительна, сделать революцию очень хочется и не так уж трудно, но это решительно ни к чему не приведёт, кроме моря крови и нескольких десятилетий интеллектуального мегасрача» [40] .

Отношение к либеральному движению претерпело у Быкова ряд пертурбаций. От заявлений после трагедии Норд-Оста в 2002 году: «Либерализм сегодня — это точный, трусливый и подлый выбор слабака. Он знает, где сила, и противостоять этой силе боится» [41] до радикально противоположных позиций в 2010-х годах [ источник не указан 16 дней ] .

Как заявляет Быков: «Я никогда не ставил своей задачей влиять на мнение россиян. Я ставлю себе задачу напоминать людям, что есть абсолютные ценности, а дальше они пусть думают сами» [42] .

8 ноября 2017 года Дмитрий Быков выступил в ходе «Времени эксперта» в Совете Федерации. В выступлении он говорил о детях и молодёжи и «рисках проиграть гениальное поколение» [43] .

Семья

Женат, двое детей (дочь Евгения, сын Андрей). Жена — писательница и журналистка Ирина Лукьянова [44] . Работала в журналах «Ломоносов» (2002—2003 годы), «Карьера» (2003—2005 годы) у Е. Додолева, «Город женщин», «Крестьянка» (2008 год). Ирина — автор повестей, рассказов, романов и художественных переводов, а также колумнист газеты «Собеседник». В соавторстве с мужем написаны две книги: «Зверьки и зверюши» (АСТ и «Астрель», 2008) [45] и «В мире животиков» (2001).

Что касается его отношения к женщинам, Быков считает, что «прав был несчастный безумец Отто Вейнингер, писавший в конце XIX века, что среднестатистическая женщина неспособна интересоваться возвышенным. Женщина искренне ненавидит всё непонятное и любит простые, завершённые объяснения, не посягающие на её картину мира». Умных женщин он считает меньшинством. Свою супругу Быков охарактеризовал так:

«отлично пишущая (искал такую двадцать семь лет, насилу нашёл, тут же набросился и женился — теперь пыль сдуваю, лишь бы сочиняла. С остальными со скуки помрёшь)» [46] .

Дядя — Григорий Иосифович Зильбертруд (1929—1994), детский оториноларинголог, кандидат медицинских наук (1966) [47] [48] [49] .

Дед по матери — Иосиф Соломонович Лотерштейн (1912, Бердичев — 1998, Москва), начальник автобазы, участник Великой Отечественной войны, майор артиллерийско-технической службы, кавалер ордена Красной Звезды (1944) [50] [51] .

Дмитрий Быков

Российский писатель, поэт, журналист, радио- и телеведущий

Дмитрий Львович Быков — российский писатель, поэт, журналист, радио- и телеведущий. Быков — биограф знаменитых российских писателей и поэтов. По взглядам, он — оппозиционер. Дмитрий Быков — автор стихотворений для громких литературных медиапроектов, особенную известность ему принес «Гражданин Поэт» с Михаилом Ефремовым.

Детские годы и образование Дмитрия Быкова

Дмитрий Быков (при рождении фамилия Зильбертруд) родился 20 декабря 1967 года в Москве.

Отец — Лев Иосифович Зильбертруд — врач-отоларинголог, кандидат медицинских наук.

Мать — Наталья Иосифовна Быкова — преподавала русский язык и литературу в школе. Дед по матери — Иосиф Соломонович Лотерштейн (1912- 1998) — был начальником автобазы, участник Великой Отечественной войны, майор артиллерийско-технической службы, кавалер ордена Красной Звезды (1944).

Родители Дмитрия разошлись, и Наталья Иосифовна растила сына одна.

Как сообщается в биографии Дмитрия Быкова на сайте «Узнай всё», он учился хорошо, и в 1984 году окончил школу с золотой медалью, после чего без проблем поступил на престижный факультет журналистики МГУ, но окончить университет не успел — был призван на военную службу в 1987 году. Отслужив, Быков продолжил обучение в МГУ и в 1991 году выпустился с красным дипломом.

Карьера Дмитрия Быкова

В 1985 году Дмитрий Быков работал обозревателем в советском еженедельнике «Собеседник». В 90-е годы он сотрудничал с большим количеством печатных изданий Москвы: «Вечерний клуб», «Огонек», «Семь дней», «Столица» и других.

В 2000 году журналист стал креативным редактором «Собеседника». С конца 2002 по июнь 2003 года был заместителем главного редактора газеты «Консерватор». Вскоре Дмитрий Львович стал редактором отдела «Культура», а позднее — отдела «Общество» в журнале «Огонек».

С 2007 года Дмитрий Быков — обозреватель журнала «Русская жизнь». За свою активную литературную деятельность в журналистской сфере в 2010 году Дмитрий Быков был награжден премией Союза журналистов «Золотое перо России».

Преподавательская деятельность Дмитрия Быкова

К педагогике Дмитрия, видимо, влекли материнские гены. Поэтому параллельно с журналистикой Дмитрий Быков начал преподавательскую деятельность: в 90-е годы работал в московской общеобразовательной школе № 1214, затем продолжил работать в частных учебных заведениях (школы «Золотое сечение» и «Интеллектуал»), где читал курс истории литературы советской эпохи.

Творчество Дмитрия Быкова

В этот же период у Дмитрия Быкова открылся литературный талант. Он — автор нового литературного жанра «рифмованная проза». Основные его литературные направления — жизнеописания великих людей (Бориса Пастернака, Булата Окуджавы, Владимира Маяковского), беллетристика и документальная проза.

В девяностые годы Дмитрий Быков написал несколько романов по мотивам популярных западных кинолент под творческим псевдонимом Мэтью Булл. Наиболее известные творения этого периода: «66 дней», «Дикая Орхидея-2», «Харлей и Мальборо». Также в творчестве Быкова числятся сборники стихотворений, романы и сказки.

Кроме того, Дмитрий Быков издавал публицистические труды о культуре, искусстве и политике. Так, в 2005 году вышел сборник политических памфлетов «Как Путин стал президентом США: новые русские сказки». Сатирическое изложение событий 1999−2001 годов написано в духе Салтыкова-Щедрина и Максима Горького.

Самые известные романы Дмитрия Быкова: «Орфография», «Эвакуатор», «ЖД», «Списанные», «Остромов, или Ученик чародея», «Икс», «Сигналы», «Борис Пастернак». Также Дмитрий написал два сборника зоологических рассказов в соавторстве с супругой и писательницей Ириной Лукьяновой.

В соавторстве с Виталием Манским Быков написал сценарий для документального фильма «Девственность» со скандально известной Кариной Барби (вышел на экраны в 2008 году). В 2010 году вышел сборник драматургических произведений Быкова.

В 2011—2012 годах Быков стал автором стихов для нашумевшего медийного проекта «Гражданин поэт» телеканала «Дождь». Его сочинения читал артист Михаил Ефремов.

Работа Дмитрия Быкова на радио и телевидении

В начале 2000-х Дмитрий Быков стал ведущим нескольких телевизионных проектов: вел передачу «Времечко» на телевизионном канале ТВЦ (2000−2008), «Хорошо, БЫков» на канале ATV (2000−2003). А с 2009 года он — ведущий программы «Рожденные в СССР» на канале «Ностальгия». Также Быков вел шоу «Картина маслом» на «Пятом канале» (2010−2011). С 2011 — ведущий «Колбы времени» на канале «Ностальгия».

Дмитрий также работал на радиостанциях — его авторские программы выходили в эфир на частотах «Юности», «Сити-FM» и «Коммерсантъ FM». Но после 6 выпуска проект был закрыт. Быков продолжил писать стихи для передачи «Господин хороший».

С 3 января 2019 года Дмитрий Быков ведет цикл передач «Нобель» на «Дожде», в котором повествует о достижениях лауреатов Нобелевской премии по литературе.

Общественно-политическая деятельность Дмитрия Быкова

Дмитрий Быков ведет активную общественно-политическую жизнь. Он стал оппозиционером к существующей власти. В 2011 году вместе с единомышленниками организовал общественное движение «Голосуй против всех!». В 2011 и 2012 годах участвовал в протестных митингах в Москве.

Он дважды отказался от персонального приглашения на встречу деятелей культуры с Владимиром Путиным 7 октября 2009 года и 29 апреля 2011 года. Однако при этом в 2010 году Быков отказался подписывать обращение «Путин должен уйти» ввиду его «неактуальности».

В 2012 году Дмитрий вместе с Юрием Шевчуком, Леонидом Парфеновым и Борисом Акунином стал одним из учредителей Лиги избирателей. Также Дмитрий вошел в состав реформаторского Координационного совета российской оппозиции, заняв второе место в списке членов после Алексея Навального.

Скандалы с Дмитрием Быковым

В 2018 году на декабрьских «Дилетантских чтениях» Быков обратился к слушателям со словами: «Сегодня быть патриотом значит быть русофобом. Я могу вам возразить только одно на ваше замечательное соображение. К сожалению, российская гражданская война 40-х годов включала в себя практически массовое истребление евреев, и те, кто собирался жить в свободной России, освобождённой гитлеровцами, вынужден был согласиться с тем, что на подконтрольной гитлеровцам территории полностью истребляли евреев. Такой ценой покупать российское счастье, я думаю, никто не был готов. И это ещё одна роковая кривизна российской истории. Понимаете, я абсолютно уверен, что Гитлер бы добился той или иной, но всё-таки популярности в России. Если бы истребление евреев, как частный случай цыган, не было бы его главной задачей…».

На это было множество негативных откликов. Например, доцент Сибирского федерального университета Дмитрий Моисеенко написал заявление в Следственный комитет на писателя Дмитрия Быкова. Он считает, что высказывание Быкова попадает под действие статьи УК РФ «Реабилитация нацизма». Скриншот онлайн-обращения в ведомство он выложил на своей странице в соцсети.

«Думаю многие из вас слышали о писателе Дмитрие Быкове (здесь и далее сохранены орфография и пунктуация автора поста — прим. ред.). Слишком сильно меня задела его непорядочность. Назвать Гитлера освободителем России, ВОВ гражданской войной 40х — уже совсем переполнило мою чашу терпения. В интернет-приёмной Следственного комитета РФ написал обращение с просьбой проверить его выступление на предмет „УК РФ Статья 354.1. Реабилитация нацизма“ Кто неравнодушен к нашей истории, кому небезразличны попытки переписать историю прошу, поддержите меня своим обращением в правоохранительные органы или перепостом», — сообщил Моисеенко на своей странице в Facebook.

Сам Дмитрий Быков прокомментировал своё резонансное выступление на «Дилетантских чтениях» в эфире радио «Эхо Москвы».

«Россия беспрерывно репетирует революцию, беспрерывно находится в состоянии гражданской войны. И всё время за собой переделывает. Давайте уже найдем тот способ жизни, при котором коллективный труд, а не коллективное истребление могло бы стать нашим главным делом. Для этого по каким-то базовым вещам надо договориться, и только», — заявил писатель.

Состояние здоровья Дмитрия Быкова

17 апреля 2019 года Дмитрий Львович был госпитализирован в тяжелом состоянии во время гастролей в Уфе. Сообщалось, что писатель впал в кому после инсульта. Представители Быкова опровергли, что у него был инсульт — по официальной версии, причиной госпитализации стали последствия диабета. Сам писатель полагает, что причиной его госпитализации стало острое отравление. Поражает трудоспособность Дмитрия Львовича — еще лежа на больничной койке, он записывал новые выпуски программы для «Эха Москвы». 30 апреля Быкова выписали.

Дмитрий Быков назвал причину ухудшения своего состояния. Писатель опроверг новости о том, что в больницу он якобы попал из-за диабета, гипертонии, алкогольной или наркотической интоксикации. По словам Быкова, он чем-то отравился. Однако, чем именно не установлено.

«Мне мой врач, реаниматор, который мною занимался, сразу сказал: „Мы можем поставить вас на ноги, но причину пока найти не можем, это более долгое дело“, — цитировало Дмитрия Быкова РБК. — Я не знаю, чем я отравился, не знаю, из-за чего у меня случился этот скачок и не понимаю, почему я фактически в самолете на Уфу потерял сознание».

Личная жизнь Дмитрия Быкова

Первой женой Быкова была биолог Надежда Георгиевна Гурская (род. 1969), старший научный сотрудник лаборатории биофотоники Института биоорганической химии РАН.

Вторая жена — писательница и журналистка Ирина Владимировна Лукьянова. Работала в журналах «Ломоносов» (2002−2003), «Карьера» (2003−2005) у Е. Додолева, «Город женщин», «Крестьянка» (2008 год); автор повестей, рассказов, романов и художественных переводов, а также колумнист газеты «Собеседник». В соавторстве с мужем написаны две книги: «Зверьки и зверюши» (АСТ и «Астрель», 2008) и «В мире животиков» (2001). В браке родились дети — дочь Евгения, сын Андрей.

В 2019 году Дмитрий Львович женился в третий раз. Третья жена — прозаик Екатерина Теймуразовна Кевхишвили (род. 1997).

Дмитрий Быков

Работа, жизнь и семья.

от admin 23.06.2019, 08:03 18 Просмотров 24 Проголосовали

Имя и фамилия:Дмитрий Быков
Отчество:Львович
ФИО на английском:Dmitriy Bykov
Год рождения:1967
День рождения:20 декабря
Возраст:51
Место рождения:Москва, СССР
Род деятельности:журналист, общественный деятель, писатель, поэт, публицист, телеведущий
Рост:176 см.
Зодиак:Стрелец
Восточный гороскоп:Коза
Соцсети: Instagram Wikipedia

Биография Дмитрия Быкова

Дмитрий Львович Быков – российский писатель, поэт, журналист, радио- и телеведущий, преподаватель. Биограф знаменитых российских писателей и поэтов. Оппозиционер, автор стихотворений для громких литературных медиапроектов.

Детство

Дмитрий Быков родился в интеллигентной московской семье. Его мама, Наталья Иосифовна Быкова, преподавала русский язык и литературу в школе. Отец, Лев Иосифович Зильбельтруд, – врач-отоларинголог со степенью кандидата медицинских наук.

Брак родителей Дмитрия не сложился, и после развода Наталья Иосифовна растила сына одна.

Дмитрий хорошо учился, и в 1984 году окончил школу с золотой медалью, после чего без проблем поступил на престижный факультет журналистики МГУ, но закончить университет не успел – был призван на военную службу в 1987 году. Отслужив, Быков продолжил обучение в МГУ и в 1991 году выпустился с красным дипломом.

Журналистская деятельность

В 1985 году Дмитрий Быков стал обозревателем в советском еженедельнике «Собеседник». В 90-ые годы он сотрудничал с большим количеством печатных изданий Москвы: «Вечерний клуб», «Огонек», «Семь дней», «Столица» и другие.

В 2000 году журналист получил должность креативного редактора «Собеседника». С конца 2002 по июнь 2003 года он был заместителем главного редактора газеты «Консерватор», затем стал редактором отдела «Культура», а позднее – отдела «Общество» в журнале «Огонек». С 2007 года – обозреватель журнала «Русская жизнь». В 2010 году Дмитрий Быков был награжден премией Союза журналистов «Золотое перо России».

Преподавательская деятельность

Параллельно с журналистикой Дмитрий Быков увлекался преподаванием: в 90-е годы работал в московской общеобразовательной школе № 1214, затем продолжил деятельность в частных заведениях (школы «Золотое сечение» и «Интеллектуал»), где читал курс истории литературы советской эпохи.

Творчество

Дмитрий Быков – известный прозаик и поэт, автор нового литературного жанра «рифмованная проза». Основные его литературные направления – жизнеописания великих людей (Бориса Пастернака, Булата Окуджавы, Владимира Маяковского), беллетристика и документальная проза.

Читайте также:  Дети Алисы Фрейндлих

В голодные девяностые Дмитрий Быков написал несколько романов по мотивам популярных западных кинолент под творческим псевдонимом Мэтью Булл. Наиболее известные творения этого периода: «66 дней», «Дикая Орхидея–2», «Харлей и Мальборо».

В библиографии Дмитрия Быкова значатся несколько сборников стихотворений, романов и сказок. Отдельным собранием изданы публицистические труды о культуре, искусстве и политике.

Так, в 2005 году вышел сборник политических памфлетов «Как Путин стал президентом США: новые русские сказки». Сатирическое изложение событий 1999–2001 годов написано в духе Салтыкова-Щедрина и Максима Горького.

Наиболее известные романы Дмитрия Быкова: «Орфография», «Эвакуатор», «ЖД», «Списанные», «Остромов, или Ученик чародея», «Икс», «Сигналы», «Борис Пастернак». Также Дмитрий написал два сборника зоологических рассказов в соавторстве с супругой и писательницей Ириной Лукьяновой.

В соавторстве с Виталием Манским Быков написал сценарий для документального фильма «Девственность» со скандально известной Кариной Барби (вышел на экраны в 2008 году). В 2010 году вышел сборник драматургических произведений Быкова.

Радио и телевидение

На рубеже тысячелетий Дмитрий быков стал ведущим нескольких телевизионных проектов: вел передачу «Времечко» на телевизионном канале ТВЦ (2000-2008), «Хорошо, БЫков» на канале ATV (2000-2003). С 2009 года – ведущий программы «Рожденные в СССР» на канале «Ностальгия». Также вел шоу «Картина маслом» на «Пятом канале» (2010-2011). С 2011 – ведущий «Колбы времени» на канале «Ностальгия».

С 2005 по 2013 год Дмитрий Быков работал на радиостанциях – его авторские программы выходили в эфир на частотах «Юности», «Сити-FM» и «Коммерсантъ FM».

В 2011-2012 годах Быков стал автором стихов для нашумевшего медийного проекта «Гражданин поэт» от телеканала «Дождь». Сочинения Быкова читал известный артист Михаил Ефремов. Проект быстро обрел популярность, а его авторы — Дмитрий Быков, Михаил Ефремов и продюсер Андрей Васильев – получили премию «ПолитПросвет». Но после 6 выпуска между ними возникли разногласия, и в результате проект был закрыт. Быков продолжил писать стихи для передачи «Господин хороший».

Общественно-политическая деятельность

Дмитрий Быков известен как оппозиционер и активный общественный деятель. В 2011 году вместе с единомышленниками организовал общественное движение «Голосуй против всех!» и предложил сделать эмблемой движения поросенка Нах-Нах. Вскоре это имя стало названием движения. В 2011 и 2012 годах участвовал в протестных митингах в Москве.

С 2012 года Быков вместе с Юрием Шевчуком, Леонидом Парфеновым и Борисом Акунином стал одним из учредителей Лиги избирателей. Также Дмитрий вошел в состав реформаторского Координационного совета российской оппозиции, заняв второе место в списке членов после Алексея Навального.

Личная жизнь Дмитрия Быкова

Дмитрий Львович женат. Его супруга Ирина Лукьянова – колумнист газеты «Собеседник», писательница и журналистка. Ее статьи издавались в печатных изданиях «Ломоносов», «Карьера», «Город женщин» и «Крестьянка». Ирина – автор многих произведений, два из которых – «Зверьки и зверюши» и «В мире животиков» — плод совместной работы с мужем. Супруги воспитывают двоих детей.

Дмитрия Быков сегодня

Дмитрий Быков продолжает работать в печатных изданиях и на телевидении, также он является членом Координационного совета российской оппозиции.

В 2014 году вышел его новый роман «Квартал. Прохождение», в 2015 – сборник поэзии «Ясно», а в 2016 Дмитрий Быков выпустил книгу «Я вомбат» для серии «Занимательная зоология».

С 2015 года ведет программу «Один» в эфире радио «Эхо Москвы», ведет свою колонку в «Новой газете».

17 апреля 2019 года был госпитализирован в тяжелом состоянии во время гастролей в Уфе. Сообщалось, что писатель впал в кому после инсульта. Представители Быкова опровергли, что у него был инсульт – по официальной версии, причиной госпитализации стали последствия диабета. Сам писатель полагает, что причиной его госпитализации стало острое отравление. Поражает трудоспособность Дмитрия Львовича – еще лежа на больничной койке он записывал новые выпуски программы для «Эха Москвы». 30 апреля Быкова выписали.

Феномен Дмитрия Львовича Быкова

Д.Быков. “Советская литература. Краткий курс”.

Удивительный человек Дмитрий Львович Быков! Да и человек ли он вообще? – Было бы в живых Советское государство, то его бы изучали как необъяснимый природный феномен и ставили на нем разные опыты. В нашем же недо-государстве его никто и замечать не хочет — даже ФСБ, что крайне странно, учитывая его активную политическую деятельность. Чем же удивляет писатель, поэт, публицист, журналист, теле- и радиоведущий, учитель, политик и литературный критик Дмитрий Быков?

Во-первых, своей разносторонностью. Чем бы он не занимался — все у него получается на высшем уровне. Это один из самых талантливых русских писателей, если не самый. Он пишет так складно и ладно, на таком образцовом русском языке, что и сам Лев Николаевич мог бы почувствовать себя графоманом после прочтения быковских творений. Более того — Быков и стихи замечательные сочиняет! Много ли у нас было талантливых прозаиков и поэтов в одном флаконе? – Совсем немного, а такого уровня, как Д.Л.Быков, — он один. Быков как публицист тоже один из лучших. Или лучший. В общем, на фоне Дмитрия Львовича всякий русский литератор кажется неумехой и бездарем. А уж говорит Быков так, как будто зачитывает хороший литературный текст — чтобы убедиться в этом, можете послушать его в передаче “Особое мнение” на “Эхо Москвы”. При этом, говорит он быстро и практически не думая. Чудеса, да и только!

Во-вторых, и это самое удивительное (хотя уж, что еще может быть удивительнее его мультиспособностей?) — у Быкова в сутках гораздо больше, чем 24 часа. Или же он просто не человек и спать ему вовсе не нужно. А все его ссылки на то, что он якобы очень ленивый и ничего не успевает — это просто кокетство, своеобразное вымогательство комплиментов по поводу его нечеловеческой трудоспособности — не совсем приличное для взрослого мужчины. Времени Быкову хватает на все: из под его “пера” вышло столько текстов, что уже Лев Толстой остался позади, а Жюль Верн где-то совсем рядом. Еще десяток лет работы и Дюма-отец со всеми его литературными неграми будет превзойден. А ведь Быков-то работает без негров! – Он бы может и рад организовать артель имени самого себя и взять туда пару-тройку безвестных тружеников пера, но где их таких найдешь, чтобы могли писать как Быков.

Помимо написания текстов, наш пока еще непризнанный классик крайне много времени тратит на создание различного рода телевизионных и радиопередач, но и это отнюдь не все: он преподает литературу в школе, он как поп – звезда колесит по стране и выступает перед публикой со своими текстами, он заседает в Координационном совете оппозиции, да и на митинги ходит регулярно. И вот при такой интенсивной деятельности этот сверхчеловек успел прочесть не только всю советскую художественную литературу (что вполне очевидно всякому, кто откроет его “Краткий курс советской литературы”), но и, как я подозреваю, вообще всю прозу и поэзию, которые были напечатаны на русском языке в последние пару веков, включая и зарубежных авторов! Читал он как классиков, так и никому неизвестных писателей, всю опубликованную переписку писателей как друг с другом, так и с простыми смертными, литературоведческие книги, а также немало книг по истории. И вот скажите: как и когда человек, не достигший еще и 50 лет, успел все это? Более того, он не только много чего прочитал — он еще это все и запомнил! Ничуть не краснея (тут есть чем гордиться), в своем “кратком курсе” Быков поведал, что помнит больше 2 тысяч стихов (!) — только некоторые стихи Беллы Ахмадулиной ему никак не даются. Понятно, что он запоминает не только прочитанные стихи. Такое впечатление, что попроси его назвать первую строчку на 250-ой странице первого тома “Тихого Дона” издания 19—года — он скажет, не задумываясь, и не только первую строчку, но и всю страницу целиком воспроизведет. Ну, разве он не уникум!? Мне кажется, что даже великий Леонардо – это интеллектуальный пигмей на фоне нашего Дмитрия Львовича.

Вот поэтому и не любят на Руси Дмитрия Быкова! Он напоминает человека, которого иногда встречаешь зимой: ты идешь по улице и уже успел замерзнуть, несмотря на то, что одет вполне по погоде – в тулупе и валенках, и вдруг тебе навстречу весело скачет какой-то мужичок в трусах и майке на голое тело. Ему якобы так жарко при минус пятнадцати, что он не может даже ветровку надеть! – Ну, разве не сволочь?! – Так бы и дал ему по морде, да руки как назло окоченели!

Перейду собственно к рассказу о книге написанной великим Быковым. Название книги – “Советская литература. Краткий курс” — вполне адекватно ее содержанию. Это сборник статей, основанных на лекциях, которые читал автор, преподававший в школе и МГИМО, – рассказов о писателях и поэтах, чьи произведения стали составной частью советской литературы. Работы получились разные по объему и своей структуре — часть из них представляет собой краткую биографию писателя (поэта) и обзор его творчества (это характерно для тех из них, про которых современный читатель знать не знает: Н.Шпанов, К.Федин, В.Панова, Э.Асадов), другие повествуют исключительно об отношении Быкова к определенному автору и его произведениям, а статья о Василии Аксенове — это и вовсе оценка только одного его романа “Остров Крым” (да и статья про Шолохова — это, по сути, один “Тихий Дон”).

В целом, книга читается легко, в ней много юмора — там, где тема позволяет шутить — Быков удачно шутит. Всем читателям, которые любят художественную литературу, прочесть “краткий курс” просто необходимо, хотя авторская позиция по многим вопросам вам может и не понравится. Читая тексты Быкова о ком-либо (а он написал еще три немаленьких по объему биографии про Окуджаву, Пастернака и Маяковского), вы ни на минуту не забудете, чей это текст. Дмитрий Быков, обладая массивом информации терабайт этак в 150-200, своими энциклопедическими знаниями буквально подавляет неподготовленного читателя, обрушивая на него массу теорий и философских мыслей — не всегда понятно, чьих именно. Если вы будете смущены величием Д.Л.Быкова и своей собственной темнотой, то вполне можете и поверить в его теории — преподносятся они в яркой привлекательной упаковке. Но с этим нужно быть поосторожнее! Если вы доверитесь Быкову и, например, сдуру купите книгу перехваленного им Александра Грина, то, скорее всего, сильно разочаруетесь. Вот что, Быков пишет про Грина: “Я не знаю в мировой литературе ничего более стимулирующего, зовущего к странствию или поступку, ничего более гипнотизирующего, если угодно; но гипноз усыпляет, а Грин пробуждает, ибо то, о чем он пишет, и есть подлинность”. Мое мнение о сказочках Грина совсем иное — они меня раздражают. И никакой подлинности там нет вовсе. Все дело в том, что я Грина прочел в 40 лет, а Быков, будучи подростком. А мальчик он, судя по всему, был впечатлительный, а тут Ассоль и Грей, любовь-морковь, море и паруса. Нормальный бы человек уже забыл все, что прочел в детстве, а Быков с его нечеловеческой памятью до сих пор холит и лелеет свои подростковые впечатления, и при случае вываливает их на читателей. Если вам 12 — смело читайте Грина, а для взрослых людей нужны явно другие “сказочки”.

Если бы Быков поменьше выставлял свое всезнание и был менее категоричным в ряде случаев, то книга воспринималась бы еще лучше. Например, по мнению Быкова, “Валентин Петрович Катаев был лучшим советским писателем”. Если бы Быков написал: “В.П.Катаев – мой самый любимый советский писатель”, то спорить тут не о чем, а его заявление, что “Катаев — лучший” — мало того, что спорно, оно еще и, по сути, неверно. Литература не легкая атлетика — каким-либо образом зафиксировать, кто лучше в этой сфере, невозможно. Нет критериев.

В книге весьма много быковских экспромтов, которые при здравом размышлении публиковать совершенно не стоило: “Мандельштаму до есенинского культа также далеко, как Есенину до мандельштамовского таланта.” – Из этой фразы можно сделать вывод, что Есенин бездарь. Но нет — статья Быкова о Есенине не дает повода прийти к такому умозаключению. Тогда зачем такая уничижительная для Есенина оценка?

Приведу еще одно крайне спорное высказывание Быкова: “ненавидеть и презирать войну. может позволить себе тот, кто ее прошел”. Какой-то оттенок бредовости в этом утверждении явно есть. Получается, что незачем нам, невоенным людям, читать антивоенные произведения? – Мы ведь все равно не можем себе позволить ненавидеть войну! Дмитрий Львович Быков запретил нам ее ненавидеть!

Много в тексте Быкова разного рода политических и философских обобщений, которые для этой книги явно лишние, да к тому же высказываются совершенно без доказательств и просто режут глаз: “если патриотизм — последнее прибежище негодяя, то пошлость — последнее прибежище человеческого”, “дурак — последнее противоядие от сверхчеловека”. Вот о чем он вообще.

А как вам такая философия: “Лучшее, что может делать человек, – это гармонизировать мир, то есть писать в рифму”? А я вот думаю, что лучшее, что он может сделать — это не делать гадостей другим.

Автор “краткого курса” также попытался объяснить на примере писателя Юрия Олеши, чем отличается талант от гения, но аргументы автора в пользу гениальности Олеши получились абсолютно никакими. Олеша, оказывается, потому гений, что написал всего один роман и больше ничего вразумительного создать не мог, тихо спиваясь. Вот если бы он выдал штук пять гениальных вещей, то по Быкову он был бы всего лишь талантом, но раз не смог — гений! Лев Толстой был талантом, братья Стругацкие, а Олеша царит над всеми! По-моему, гениальность Олеши проявилась совсем в другом: он всю жизнь потратил на водку и при этом не очень понятно, на какие шиши ее пил — в наших условиях такая способность присуща лишь гениям.

Есть у Дмитрия Быкова и общая для всех литературоведов особенность выискивать в книгах то, чего там нет. Если писатель хочет что-то сказать — он об этом говорит в своих произведениях (иногда через авторский текст, иной раз — через монологи героев). И если никто не может понять, что он хотел сказать своим произведением, то очевидно — это не оттого, что автор такой умный, а как раз, наоборот — он просто сам не знает, для чего все это написал. Литераторы ведь пишут не потому, что хотят донести что-то до нас: у них потребность такая — бумагу портить. Типичный пример — Иван Бунин: он сначала садился за стол и начинал писать, а потом думал о чем. Быков же каждому писателю придумывает некую философию — за исключением тех, кого он относит к числу бездарей. В некоторых художественных произведениях действительно есть общая идея, которую автор пытается втолковать читателям, но в этом случае ее можно понять и без Быкова.

Важность и значимость для общества художественной литературы очень часто переоценивают. Главная ее функция — это убийство нашего времени. Писатель пишет — мы читаем, а время нашей жизни неумолимо уходит. Быков же с этим не согласен. Для него, что ни книга — то бездна смыслов и важнейшая штука на планете Земля, без которой ты не человек и жить тебе дальше незачем. Не прочитали вы “Остров Крым” — ну кто вы после этого? – Вы инфузория! – Вам никогда не понять, что происходит вокруг вас! А если бы расшифровали тайный код Аксенова в “Острове Крым”, то у вас открылись бы глаза! – В таких случаях Быков конечно перебарщивает. “Остров Крым” такая нечитабельная муть, что даже в руки ее брать не стоит — я уж не говорю о чтении. Быков как всякий писатель умеет здорово присочинить. Дайте ему телефонный справочник, и он вам напишет текст в 500 страниц о тайном смысле данного произведения. И текст будет интересный! Но какое отношение он будет иметь к реальному содержанию справочника. Вот то-то и оно!

Ссылка на основную публикацию