Дети Марии Арбатовой

Мария Арбатова

Биография

Мария Арбатова успевает совмещать амплуа писательницы, драматурга, политического и общественного деятеля, теле- и радиоведущей. По признанию Марии, у нее настолько катастрофически не хватает времени, что даже курить пришлось бросить.

Детство и юность

Маша Гаврилина родилась в Муроме 17 июля 1957 года. По знаку Зодиака – Рак. Уже через год семья перебралась в столицу России. Родители девочки – истинные интеллигенты. Отец – заместитель главного редактора ежедневной газеты «Красная звезда», журналист и преподаватель философии. Мать – еврейка по национальности – получила специальность микробиолога. В 90-е годы женщина увлеклась нетрадиционной медициной.

Мария Арбатова в 2018 году

Кроме Марии, в семье подрастал старший брат Сергей, о котором мало что известно в прессе. Сама писательница вспоминала, что детство сложно назвать легким. В интервью будущая феминистка рассказывала, что с детства страдала от хромоты и получила группу инвалидности. Отец умер, когда дочери исполнилось десять. Мать со старшим братом неусыпно контролировали Машу, чем вызвали откровенный бунт подростка.

Мария Арбатова в детстве с родителями и братом

Девушка отличалась упорством и крутым нравом. Она отказалась вступать в комсомол, потому что это противоречило ее взглядам и жизненным идеалам.

За пару лет до окончания школы мать прописала дочь в двух комнатах на Арбате, купленных еще прадедом. Там девушка организовала «Салон Маши с Арбата» – место встреч советских хиппи, лидером которых девушка быстро стала. Тогда и появился псевдоним Арбатова, который впоследствии станет официальной фамилией.

Мария Арбатова в молодости

Еще подростком будущая писательница и феминистка посещала Школу юного журналиста при факультете журналистики МГУ. Однако поступила в главный вуз столицы девушка на философский факультет.

По признанию студентки, из-за сильнейшего идеологического давления она сменила планы на карьеру философа, поступив и окончив Литературный институт имени Горького. Кроме писательского мастерства, девушка обучалась премудростям психоанализа у Б. Г. Кравцова.

Карьера

По рассказу писательницы, к творчеству ее побудил декретный отпуск. Чтобы не сойти с ума от быта и рутины, молодая мама пишет первую пьесу «Завистник». Всего на счету Арбатовой-драматурга 14 написанных пьес. Последняя создана в 1994 году. По словам автора, разочарование от драматургии связано с тем, что мужчина-режиссер не понимает ее замысла.

Психолог Мария Арбатова

С приходом суровых 90-х Арбатовой пригодились знания психоанализа. С 1991 года женщина руководила клубом психологической реабилитации «Гармония».

Позже начинается становление многогранной Арбатовой как телеведущей и политического деятеля. На протяжении пяти лет выступала обозревателем общественно-политического издания «Общая газета». Вместе с Юлией Меньшовой вела популярное ток-шоу для женщин «Я сама» на канале «ТВ-6». В эфире этой программы впервые во всеуслышание заявила о новом для России понятии феминизма и о принадлежности к движению.

Мария Арбатова в шоу “Я сама”

Получала приглашение на роль эксперта в написании программы предвыборной президентской кампании Бориса Ельцина и первой женщины-кандидата на пост главы страны Эллы Памфиловой.

В 1996 году Арбатовой и единомышленницами открыт «Клуб женщин, вмешивающихся в политику». Организация выполняет просветительскую функцию и создана для повышения политической грамотности и значимости женщин. С 2012 года Мария Арбатова – президент «Центра помощи женщинам», где оказывается поддержка попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Писательница Мария Арбатова

Не обошлось и без попыток непосредственного политического участия в жизни страны феминистки и правозащитницы. Несколько раз Мария баллотировалась в депутаты Государственной Думы. К сожалению, соперники обходили кандидатку на выборах.

Продолжается развитие творчества Арбатовой-писательницы. Книги автора основаны на личных наблюдениях и автобиографичны. После визита в Индию появилось произведение «Дегустация Индии» с подробным описанием путешествия.

Мария Арбатова

В свет вышел роман «Неделя на Манхэттене», где писательница делится нелестными впечатлениями. Кстати говоря, про Америку и жителей этой страны феминистка высказывалась негативно и ранее. Цитата из интервью «Правда.ру» в 2012 году о том, что это страна – «сборщик людей-обрубков, которых можно держать вместе только на финансовой составляющей, чтобы с кем-нибудь повоевать», откровенно отражает отношение правозащитницы.

Кстати, автобиография в списке произведений Арбатовой тоже имеется. Книга «Мне 46» поражает откровенностью автора-реалистки, поведавшей подробности детства, отношений с родителями и мужьями. Пробовала силы Мария Ивановна и в роли сценариста. Экранизация биографии разведчицы Зои Воскресенской в эпизоде проекта «Поединки» «Две жизни полковника Рыбкиной» стала одной из таких успешных работ Арбатовой.

Мария Арбатова и ее книга “Кино, вино и домино”

Борец за права женщин остается яркой медиаперсоной, чьи суждения звучат с экранов телевидения. Остро высказывается в статьях и постах в личном ЖЖ-блоге, а также в аккаунте “Фейсбука”. Так, в 2017 Арбатова нелестно высказывалась о Ксении Собчак и ее политических амбициях. Писательница никогда не была высокого мнения о дочери Анатолия Собчака.

Правозащитница становилась участницей телешоу с горячими скандальными темами и героинями, где не стеснялась в справедливом сарказме и метких выпадах. Такими стали программы Бориса Корчевникова “Прямой эфир” о Марии Максаковой, “Пусть говорят” о Евдокии Германовой и скандале с приемным сыном актрисы.

Мария Арбатова и Роза Сябитова “Пусть говорят”

Некоторые съемки и фразы писательницы повлекли за собой настоящий скандал. Это произошло на площадке все того же “Пусть говорят”. Мария Ивановна позволила резкое суждение о Розе Сябитовой. Писательница усомнилась, что можно быть успешной свахой, имея настолько негативный супружеский опыт, как телеведущая. Главная телесваха обиделась на резкий сарказм в свой адрес, поспешила удалиться из студии, но, не устояв на шпильках, упала на ступенях.

Для общественности, а особенно для активисток феминизма удивительным был резкий протест Арбатовой против освобождения экс-юриста ЮКОСа Светланы Бахминовой в 2008 году. Мария Ивановна однозначно заявила, что воровка должна сидеть в тюрьме.

Мария Арбатова в программе “К барьеру”

Тема нашла развитие в программе “К барьеру”, где оппонентом Марии стала Валерия Новодворская. Татьяна Толстая, писательница и ведущая “Школы злословия” (героиней которой однажды становилась Арбатова), заявила, что позиция правозащитницы гадкая.

Можно сделать вывод, что, будучи феминисткой, Арбатова не стесняется критиковать женщин. Писательница поддерживает позицию и некоторых мужчин, например, явно импонирует Марии видение общественно-политической ситуации Владимира Познера.

Личная жизнь

Несмотря на явно немодельную внешность, Арбатова не жалуется на отсутствие мужчин в жизни. В официальном браке писательница состояла три раза. От первого на свет появились сыновья-близнецы. Дети давно выросли, один из сыновей – психолог, второй – общественный деятель.

Мария Арбатова и ее первый муж Александр Мирошник с сыновьями

Мужчины в жизни феминистки сменяли друг друга, не давая ей затосковать в одиночестве. Со вторым мужем писательница познакомилась в день развода с первым. Нынешний супруг – по происхождению индийский принц, финансовый аналитик, племянник лидера коммунистической партии Индии.

Все три раза брак заключался стремительно. Как говорит Арбатова, мужчина, не идущий в руки без дополнительных усилий, практически не имеет смысла. По ее же признанию, времени на букетный период у нее просто нет.

Мария Арбатова и ее муж Шумит Датта Гупта

При этом писательница не заботится о внешности, не посещает салонов красоты, понятия не имеет о собственном весе, потому что не взвешивалась со времен беременности. Она позволяет себе есть все, что хочет и когда хочет. Цитируя Марию Ивановну:

“Если девочку любит отец, то ее потом любят мужчины”.

Арбатова вспоминает, что ее отец обожал. Возможно, в этом и кроется успех феминистки у противоположного пола. Об этом и других деталях личной жизни писательница поведала в эфире программы “Жены. История любви”.

Мария Арбатова сейчас

Арбатова продолжает заниматься общественной деятельностью и продвигает идеи феминизма. В 2018 году на канале “Спас” Мария приняла участие в программе “Не верю” с оппонентом – священником Павлом Островским. В эфире поднимались вопросы прав и места женщин в церкви, правомерности абортов и проблемы насилия в семье.

Мария Арбатова в программе “Не верю”

В 2018 опубликована пьеса писательницы “Уравнение с двумя известными”, написанная еще в 1982 году.

Арбатова активно публикуется в блоге, предпочитая ЖЖ “Инстаграму” и “Твиттеру”. Как настоящий писатель и публицист, Мария Ивановна предпочитает длинные посты и рассказы коротким цитатам и фото. Кроме того, последние новости, публикации и произведения размещены на личном сайте Арбатовой.

Мария Арбатова

Биография, творческий путь и семья.

от admin 19.06.2019, 17:41 15 Просмотров 663 Проголосовали

Имя и фамилия:Мария Арбатова
Отчество:Ивановна
ФИО на английском:Maria Arbatova
Год рождения:1957
День рождения:17 июля
Возраст:61
Место рождения:Владимирская обл., г. Муром
Род деятельности:драматург, писательница
Рост:165 см.
Вес:70 кг.
Зодиак:Рак
Восточный гороскоп:Петух
Соцсети: Facebook Wikipedia

Биография Марии Арбатовой

Детство и юность Марии Арбатовой

Иван Гаврилович Гаврилин, отец Марии, в 1951 году по приказу начальства вынужден был покинуть столицу в течение 24 часов. Семья отправилась в Муром, где прожила 7 лет, там и родилась ныне известная общественная активистка и телеведущая Мария Арбатова, а тогда просто Маша Гаврилина. Когда девочке исполнился год, родители получили возможность вернуться в Москву. С ранних лет девочка старалась плыть против течения, что не мешало ее активной деятельности: посещению Школы Юного Журналиста при МГУ, обучению на Философском факультете Московского государственного университета и в литературном институте имени А.М. Горького. В частном порядке Мария освоила основы психоаналитического консультирования. Также девушка разделяла взгляды популярных в то время хиппи, а вот комсомолкой быть не хотела по принципиальным соображениям.

Карьера Марии Арбатовой

На первых порах большего всего Марии Арбатовой пригодились уроки психологии. С 1991 года под ее руководством существовал центр «Гармония», оказывающий психологическую поддержку женщинам. В 1996 году Мария начала заниматься частной практикой.

Первые работы Арбатовой в медийной сфере – появление на экране в качестве соведущей популярного женского шоу «Я сама», а также работа на радио в программе «Право быть собой».

С середины 90-х годов Мария Арбатова активно выражает свою гражданскую позицию, будь то вопросы политики, морали и нравственности или ущемление прав человека. С 1996 года она стоит во главе общественной организации «Клуб женщин, вмешивающихся в политику». Отстаивает права меньшинств, подвергающихся дискриминации.

Мария Арбатова принимала участие в избирательных кампаниях, несколько раз баллотировалась в депутаты Государственной думы.

Также Мария активно занимается литературной деятельностью. По ее собственному признанию, впервые заняться писательской деятельностью ей пришлось, когда она сидела дома после рождения сыновей.

Однако с первых проб пера прошло довольно много времени, и на сегодняшний день Мария Арбатова может похвастаться обширной библиографией. На ее счету более двух десятков изданных книг, в числе которых «Меня зовут женщина», «Прощание с XX веком», «Дегустация Индии» и другие. Ряд книг издается на иностранных языках. Ею были написаны три киносценария, а также из-под пера Арбатовой вышли четырнадцать пьес. Мария попробовала себя и в кино, правда пока это были лишь небольшие роли в «Дневном Дозоре» и «Питерских каникулах».

Награды Марии Арбатовой

За активную общественную деятельность, а также вклад в культуру и искусства Мария Арбатова получила ряд престижных премий.

В 1991 году Арбатова получила награду «За вклад в культуру XX века». В том же году она стала лауреатом «Всесоюзного конкурса радиодраматургии».

Прозаические произведения Марии также были по достоинству оценены критиками. В 1993 году ее рассказ «Аборт от нелюбимого» был признан лучшим произведением в прозе.

В 2002 была награждена орденом «За служение Отечеству».

Благотворительный альянс «Миротворец» наградил Марию Арбатову« Орденом Миротворца» первой и второй степени.

Произведение «Дегустация Индии» принесло писательнице не только дополнительную известность, но и премию «Золотое перо Руси».

Личная жизнь Марии Арбатовой

Феминистка и борец за права женщин Мария Арбатова никогда не страдала от дефицита мужского внимания.

Впервые Мария вышла замуж в 18 лет. Познакомившись в модном заведении, где собиралась богемная публика, молодые люди сразу почувствовали себя на одной волне и через три дня подали заявление в ЗАГС. Несмотря на столько скоропалительное решение создать новую ячейку общества, брак Арбатовой и музыканта Александра Мирошника продлился долгих 17 лет. После расставания супруги сохранили дружеские отношения. От первого брака у Марии остались сыновья-близнецы.

Вероятно, даты в жизни Арбатовой что-то да значат, иначе как объяснить, что знакомство с новым мужем Олегом Вите пришлось на день развода с предыдущим, а день намечающейся свадьбы совпал с датой знакомства Марии с Александром? Свадебные приготовления вновь проходили в такой спешке, что Арбатова забыла о необходимости покупки платья невесты. По заявлению телеведущей, второй муж – «сверхполноценный мужчина». С ним она узнала, что представителям сильного пола не чуждо стремление решать бытовые вопросы, а успешная карьера супруги вызывает не зубной скрежет, а гордость и восхищение. После восьми лет совместной жизни пара рассталась. Произошло это без ссор и выяснения отношений в день годовщины первой встречи.

Александр Раппопорт, эмигрант из США, стал следующим мужчиной, сумевшим покорить сердце Марии Арбатовой. В очередной раз знаменательная встреча произошла в одну из памятных для Марии дат. В день годовщины свадьбы со вторым мужем. Однако эти отношения так и не привели пару в ЗАГС.

Третий муж Арбатовой, Шумит Датта Гупта, приехал в Россию из Индии в 1985 году. Мария и ее индийский избранник состоят в браке уже девять лет. Телеведущая надеется, что эти отношения не дадут трещину и им удастся пройти рука об руку всю оставшуюся жизнь.

Мария Арбатова: «Родить ребёнка – это как пройти три Афгана»

Омск. 23 мая – АиФ-Омск. Слово «феминизм» Мария Арбатова узнала ещё во время перестройки. С тех пор она и пытается избавить нашу страну от гендерных стереотипов.

Женщина – социальный инвалид?

Мария Ивановна, как всё-таки женщины должны бороться за свои права? Цивилизованным способом не у всех получается, некоторые дамы с голой грудью на людей бросаются…

Читайте также:  Дети Любови Орловой - фото, биография, личная жизнь, мужья

Мария Арбатова: Когда вы говорите про голую грудь, вы имеете в виду украинскую организацию «Фемен»? Но она никакого отношения к феминизму не имеет, права женщин не защищает, а просто выполняет заказные политические акции. Девушки просто прибегают куда-нибудь, показывают сиськи, все со страхом и разбегаются. Причём не важно, кто, патриарх или Путин. Настоящие феминистки борются не только права женщин, они защищают человека от гендерных стереотипов. Как мужчин, так и женщин. Как всё цивилизованное человечество, я вкладываю в феминизм короткую статью декларации прав человека, которая гласит, что ни один человек не может быть дискриминирован по своей расовой, половой или религиозной принадлежности. Кстати, наша страна ещё не в самом плохом положении находится. В азиатских странах женщины котируются на уровне домашнего животного. После этого смотришь на Россию и говоришь: «Вау, в нашей Конституции хотя бы декларировано равноправие!». Но любое общественное движение надевается на национальную историю и национальный характер.

И что больше всего возмущает женщин в России?

М.А.: Поле деятельности русского феминизма – власть, рынок труда, бытовое и сексуальное насилие, алименты, контрацептивы. В нашей стране дискриминируют женщин при попадании в большую политику, которых туда не пускают в силу патриархальных традиций. Дискриминируют и на рынке труда. То есть, пока вы молодая и хорошенькая, вас рассматривают не с точки зрения, какой вы специалист, а с позиции – можно ли с вами интригу закрутить? Или – родите вы в будущем или нет? И самый страшный день для молодой женщины, когда её беременность становится заметна. В этот момент начальник и остальной коллектив считают её предательницей. Женщина превращается в социального инвалида.

Следующая проблема – отсутствие реального закона об алиментах. У нас целое поколение в стране выросло без алиментов. Как только этот закон поднимают в Думе, то выясняется, что львиная доля депутатов не будет за него голосовать, потому что у них… везде дети!

Бытовое и сексуальное насилие – ещё один больной вопрос. У нас закон защищает не жертву, а насильника. Потому что в нашей стране обвинительная часть в этом законе находится в частном обвинении, а во всех цивилизованных странах – в публичном. Объясняю: вот, например, муж Ваня дал своей жене Маше по физиономии. Она вызвала полицию, написала заявление, которое является инструментом обвинения. Если муж жене ничего не сломал, то его не изолируют, он возвращается обратно, и всё повторяется. В стране нет убежища для жертв домашнего насилия, от которого ежегодно погибает порядка 15 тысяч российских женщин. В ту секунду, когда мужчина ударил женщину, должно вступать в силу не её частное обвинение, а публичное. То есть на крики о помощи полиция выламывает дверь, и этого парня увозят. Знаете, есть определённый патриархальный стандарт, согласно которому насилие не считается каким-то душераздирающим преступлением. Но согласно статистике кризисных центров, из 10 школьниц, подвергшихся насилию, 8 пытаются покончить с собой в ходе следствия. Потому что им приходится по десять раз пересказывать травмировавшую ситуацию.

Знаете, у нас тут в Омске просто массовая истерия по поводу суицидов, и сексуальное насилие тут не причём. Каждую неделю подростки 12-15 лет то вешаются, то из окон прыгают. Что с детьми происходит?

М.А.: – Происходит то, что родители детьми не занимаются. Недавно по всей России делали опрос на тему: сколько времени родители проводят со своими детьми? Оказалось, что среднеарифметическая цифра – 15 минут в день. Представляете, что это такое? Родители не занимаются детьми. Это то поколение мам и пап, на психике которых оставила свой след перестройка. И дети, с которыми общаются 15 минут в день, никому не нужны. И кончают они с собой от того, что никто их не держит за руку. Ещё одна жуткая статистика – только 8% россиян читают своим детям вслух. Все остальные предпочитают дать ребёнку поиграть в компьютер или посмотреть телевизор. Вот и получается, что в переходном возрасте ребёнок остаётся один. В этом возрасте они психологически беззащитны так же, как и маленькие дети.

И при том, что они психологически беззащитны, Вы выступаете за введение полового воспитания в школах. Но это же полный бред, если начать рассказывать детям на уроках про секс…

М.А.: – Когда мы начинаем говорить о контрацепции, то тут же прибегают священники с крестом и кричит о том, что рожать нужно столько, сколько Бог дал. Кончается тем, что аборт молодеет. Хотя если бы РПЦ не мешала вести в школах нормальное половое просвещение, то этих проблем бы не было. Половая жизнь – это право подростков, это их тело. Разумеется, если они всё делают по взаимному согласию и со своими сверстниками.

Про армию и рабство

Возвращаясь к феминизму не могу не спросить: бороться – это вообще женский путь? Ну ведь не в том женское предназначение?

М.А.: – Вы озвучили мифологему: не бывает женского или мужского пути. Понятие женственности и мужественности – это патриархальный стереотип. В нормальной голове таких разделений нет, все рождаются одинаковыми, но общество нас деформирует. Что значит женский путь или не женский? Если человек по своим психофизическим данным и особенностям борец, то неважно, какого он пола. Вопрос в том, чтобы общество дало возможность реализовать то, с чем ты рождаешься. Один из наших способов борьбы – просвещение. Я же не с гранатой за кем-то бегаю. Борьба и просвещение в этом контексте – тавтология.

Но ведь борются обычно с кем-то, а просвещают кого-то…

М.А.: – Бороться со стереотипами, а просвещать мужчин и женщин. Все признаки, которые патриархальное общество приписывает мужчинам, – мужественность, жёсткость, решительность – качества общечеловеческие. И, как правильно отмечают женщины, родить ребёнка, особенно в условиях не очень цивилизованной страны, это как пройти три Афгана.

Вас послушать, так у нас в стране страдают одни только женщины, а мужчины вообще ни о чём не думают.

М.А.: – Родиться мальчиком вообще труднее – больше осложнений при родах случается. Когда мальчики подрастают и идут играть в песочницу, то его тут же начинают тренировать на насилие – «Расти мужиком, отбери своё ведёрко!». И всё это независимо от того, родился он агрессивным или нет. Если он спокойный и тихий, ему уже в песочнице объясняют, что он лох и неудачник. Но у него психофизика другая. То, что написано у вас в паспорте в графе «пол», заставляет чувствовать себя неудачником, если вы, к примеру, мальчик, и хотите вышивать крестиком. Или, например, девочка, но мечтаете прыгать с парашютом. Все эти стереотипы приводят к тому, что с 16 до 20 лет гибнет огромное количество парней: подрался, схватился за нож, пьяный упал с моста, убил из-за девушки…

Дальше мальчики попадают в армию, которая сегодня с точки зрения правозащитной логики является узаконенным рабством. В нашей юридической культуре человека ограничивают в свободе только тогда, когда он совершил преступление. По нашему законодательству мальчика как бы наказывают за то, что он родился мальчиком. Вот вы выросли, вам исполнилось 18 лет и вам говорят, что нужно приносить присягу, брать винтовку и стрелять. Это чудовищно – жить с приговором, что если ты не поступил в вуз, то тебя загребут в армию. Я это как мать двоих сыновей говорю. Я знаю, какой это ужас, когда приходят повестки, а вы не военный человек по своей сути. В цивилизованном обществе армия может быть только контрактная и двуполая. Когда начинается патриархальная пурга о том, что не пойдёшь в армию – не вырастешь мужиком, то имеется в виду, что военно-промышленный комплекс хочет, чтобы его продолжали кормить бесплатной рабочей силой.

Армия – инкубатор уничтожения мужского народонаселения. Оттуда если пришел живым, то обязательно с заниженной самооценкой. После армии вообще нужно проходить психологическую реабилитацию. Мальчики в полной растерянности после службы – кому они подарили целый год? Воином за это время всё равно не станешь. Когда у нас была война с Грузией, солдаты в камеру говорили, что у них суперсовременный танк, в котором 250 кнопок, но они знают только две. Когда после армии мужчина становится мужем и отцом, то общество воспринимает его как добытчика. Если он, к примеру, зарабатывает меньше своей жены, то чувствует себя виноватым. Но он никому ничего не должен! С 40 до 50 лет у мужчин вообще сносит крышу. Мужской климакс происходит гораздо тяжелее, чем женский. Мужчинам кажется, что в этом возрасте они должны, как и раньше, нести такие же нагрузки в спорте, сексе, по части выпить и по части «я всё могу, я самый главный». Организм не справляется. Вот он – абсолютно здоровый молодой мужчина, а потом вас вдруг зовут на его похороны.

У нас в стране если дожил до 60 лет, то доживёшь до 90. Но общество не говорит о том, что надо беречь себя в опасный период с 40 до 60 лет. Среди моих подруг есть вдовы, потому что их молодые, здоровые и ничем не злоупотреблявшие мужья одномоментно сгорели – не умели отдыхать. Кстати, опрос среди американских женщин показал, что самый счастливый возраст у них наступил после 60 лет. У мужчин же эта цифра – 35. Почувствуйте разницу.

Интеллект в ногах

Вы можете сравнить положение женщин в разных городах России? Кому тяжелее – жительнице Сибири или Москвы?

М.А.: – Положение женщин в городах зависит от них самих, от организаций, которые они создают. Вы ведь понимаете, что даже самые хорошие мужчины никогда не будут сами по себе защищать права женщин. Хотя в истории России был период в 60-е годы XIX века, когда Кропоткин, Чернышевский, Пирогов, будучи интеллигентами и духовными лидерами страны, занимались женскими вопросами. Чернышевский пропагандировал свободу брачных отношений. В хорошем смысле, когда женщина могла выбирать, потому что до революции её никто особо не спрашивал, хочет она замуж или нет.

Сибиряков же я знаю очень хорошо, мой первый муж родом из Кемерово. Я прожила с ним 17 лет, и он всё время повторял, что настоящие люди живут в Сибири, а вы тут в Москве все «фу». Конечно, в маленьких городах люди более открытые и менее испорченные. Самое главное, что друг для друга более персонифицированные. У меня была история, когда на одном круглом столе встала женщина и начала говорить голосом моей подруги. Я потом к ней бросилась и спрашиваю: «Ты почему блондинка?». Она: «Я уже пять лет белая…». Я пять лет не могла с ней встретиться! Это ужасно, когда человек в мегаполисе проводит огромное количество времени с людьми, которые ему не нужны. Другая моя подруга, начмед крупнейшего медицинского центра, восемь часов в день работает топ-менеджером и 4 часа водителем. Эти 4 часа жизни просто отправлены в космос. Вы их в регионах проживаете, а мы – перебиваемся. В пробках, в метро. Если посчитать, как сжигает свою жизнь средний москвич, то вы просто счастливые люди.

Вы хотите, что президентом в России была женщина?

М.А.: – Президентом должен быть профессионал, который выиграет выборы демократическим путём. Кстати, женская аудитория за женщин не голосует. Это патриархальный признак холопской отсталости. Холопы за холопов не голосуют. Дескать, я сама босая и беременная у плиты сижу, и ты должна быть такой же. Это противное свойство наших женщин. Более того, у нас в стране ненавидят успешных женщин и ненавидят сами женщины.

То, что в Госдуме мало женщин, это плохо?

М.А.: – Это не самое страшное. Страшно то, что Дума у нас техническая и, по сути, однопартийная. Произошло это в результате пофигизма жителей нашей страны. Любые нарушения на выборах и фальсификация возможны тогда, когда голосовать ходит небольшое количество людей. Это я вас говорю как человек, который сам баллотировался три раза.

В последнее время в Госдуме можно увидеть знаменитых спортсменов и артистов, нежели реальных политиков. Чего они туда рвутся? Им там мёдом намазано?

М.А.: – Многим на эту Думу абсолютно фиолетово, люди приходят туда ради неприкосновенности, лоббирования собственных интересов. У нас в Думе немало женщин, но там сидит какая-нибудь Кабаева, у которой весь интеллект в ногах. Хотя если вы думаете, что Третьяк больший политик, чем Кабаева, то вы ошибаетесь. Помню, что когда он пришёл в политику, на какой-то тусовке его спрашивают, не устаёт ли он в Думе? Он отвечает: «Нет. Нам с утра показывают одну бумажку, на которой написано, за что голосовать, и вторую бумажку, на которой объясняется как». Нарушений в этом нет, если партия так решила. Но возникло это потому, что людям всё пофигу. Есть замечательное выражение о том, что нет ничего более благодарного, чем занятие политикой в стране халявщиков.

Мария Ивановна, на Ваш взгляд, современные политики должны выходить в свет со своими жёнами? У нас новый губернатор Виктор Назаров руководит регионом уже год, а со своей женой показался на публике только однажды, на выборах. Нужно ли сопровождать мужа?

М.А.: – Есть психологические исследования, по которым первые лица государства, не важно, кто они, китайские мандарины или американские президенты, определяют институт семьи в стране. Во времена Сталина примерный образ советской семьи: мужчина – деспот, женщина – жертва. В эпоху Брежнева всё было более гармонично. Его жену хоть и мало видели, но все понимали, что там какая-то правильная тётка. У Хрущёва была потрясающая супруга, и у Ельцина. Ещё я очень уважаю Людмилу Путину. Есть поговорка, что хорошего мужа делает жена. То есть жена для мужчины политика – невероятный ресурс пиара. Что касается супруги вашего губернатора, то ей просто надо найти хорошего психолога и пиарщика. Это всё решаемые вещи.

Читайте также:  Дети Константина Меладзе - фото, биография, жены, личная жизнь

Кстати, Вы априори считаете, что все женщины согласны с вашим мнением? На тех же мастер-классах, наверное, Вас критикуют. – У меня волос на голове меньше, нежели мастер-классов, которые я провела в стране. Хотя никакой уникальной методики у меня нет. На критику я никак не реагирую. У меня есть своя жизнь и своя миссия. Как говорил Достоевский, если ты идёшь к великой цели и будешь отвлекаться на каждую лающую собаку, ты до цели никогда не дойдёшь. В этом смысле я, что называется, отвечаю за базар. Так сложилось, что право говорить то, что думаю, я наработала в тяжёлых условиях.

Скажите тогда правду про наш город. Вы здесь провели не так много времени, но всё равно, наверное, что-то успели оценить?

М.А.: – У вас в Омске много вещей, которые не догоняют своё время. Почему-то сюда не докатились приметы постиндустриального общества. Например, мы остановились в тихой и приятной гостинице. Но номер выкрашен в такой безжизненный цвет, которым, наверное, красят только столовые в тюрьмах и морги. Это нечто среднее между бирюзовым и зелёным. При этом душераздирающем цвете всё остальное в номере из гобелена. Хочется дать кому-нибудь пять тысяч рублей, чтобы в гостиничных номерах поклеили самые дешёвые обои в цветочек. Что вообще означает эта ситуация? То, что человек, который строил гостиницу, не позвал дизайнера. Или заходим в Омске в кафе, которое, по сути, для бабушек с внуками. Но там в обеденное время была такая быдлоганская дискотека. Я уже молчу про качество еды, хотя приготовить картофельное пюре с куриной котлетой и обезьяна сможет. Вот это всё называется качеством жизни.

Кстати, я ещё была в ресторане «Колчак». Так, как он выглядит снаружи – умереть не встать! Даже если специально захочешь спародировать стиль, то такой квинтэссенции шизофрении специально не придумаешь. Внутри всё очень симпатично. Видно, что сюда позвали хорошего дизайнера. Но когда в английском пабе над столами висят шлемы и футболки вашей хоккейной команды – тушите свете. Ещё и статуя Колчака рядом. Это всё равно, что сверху пирожного селёдку положить. Я представляла это место как ресторан, стилизованный под эпоху Гражданской войны. На деле оказалась смесь английского паба со спортивным китайским клубом. Столько не выпить, чтобы такое придумать.

Что есть в Омске, чему могли бы позавидовать?

М.А.: – Окунево. Вы должны гордиться, что живёте в таком крутом месте. Моя подруга, писательница Лариса Васильева, сказала, что пишет книжку про этот энергетический пуп земли. Знаю, что у вас проходит фестиваль «Солнцестояние», что является довольно серьёзным мероприятием. В России сейчас большое количество людей, которые пытаются вернуться к корням, потому что, по моему ощущению, у нас нет такого христианства, как в Европе. Любая религия надевается на готовый менталитет. И всё равно мы с вами плюем через плечо, верим в домовых, ставим ёлку на Новый год… И церковь ничего с этим сделать не может. С возрождением язычества церковь ничего сделать не может. Но тут одно другому не мешает. Подобные инициативы в вашем регионе нужно поддерживать. Всё, что происходит вокруг аномальной зоны в Окунево, важный момент эмоционального и духовного возрождения. Так что мы вам завидуем, в Москве такого нет.

Досье

Мария Арбатова, российская писательница, телеведущая, публицист, активная деятельница феминистского движения. Член Союза писателей Москвы и Союза театральных деятелей России. Автор 14 пьес, поставленных в России и за рубежом, более 20 книг, а также около 70 публицистических статей. Родилась в 1957 году во Владимирской области. С 1996 года работала в многочисленных пиар-проектах и избирательных компаниях в качестве политического психолога. Около пяти лет была политическим обозревателем «Общей газеты», шесть лет работала соведущей в женском ток-шоу «Я сама».

Мария Арбатова: Я мама-отличница

Известная писательница Арбатова стала феминисткой, родив двух сыновей-близнецов

Мария Арбатова — известная в широких кругах узкий специалист по: а) психоанализу, б) политике, в) драматургии, г) написанию книг… Но главный ее талант основательно спрятан под толщей лет. Ведь мамой Маша стала, когда ей только-только исполнилось 20, причем мамой-героиней — аист принес ей двух близнецов, Петра и Павла. Давно это было, нынче дети уже совсем взрослые. Сегодня Мария Ивановна решила откровенно рассказать о том, как же она справлялась с высокой обязанностью матери.

Мария Арбатова — известная в широких кругах узкий специалист по: а) психоанализу, б) политике, в) драматургии, г) написанию книг… Но главный ее талант основательно спрятан под толщей лет. Ведь мамой Маша стала, когда ей только-только исполнилось 20, причем мамой-героиней — аист принес ей двух близнецов, Петра и Павла. Давно это было, нынче дети уже совсем взрослые. Сегодня Мария Ивановна решила откровенно рассказать о том, как же она справлялась с высокой обязанностью матери.

— Вашим сыновьям-близнецам в этом году исполнится 30. Вы — бабушка?

— И когда же вы будете бабушкой?

— Как только сыновья примут это решение. Они не считают себя, как очень многие в их поколении, готовыми к отцовству. Не могу сказать, огорчает меня это или радует, но это их выбор. Я либеральная мамаша… Кстати, когда мальчикам исполнилось только 7 лет, в стране возникло страшное слово «СПИД». А у нас в семье есть старинный буфет, который мне оставил мой прадед по матери по фамилии Айзенштат, один из создателей сионизма в России. В этом буфете был маленький ящик, и вот, когда мои дети пошли в первый класс, я туда положила презервативы, чтобы они всегда здесь лежали, и объяснила, что это, зачем и как этим пользоваться.

Вы скажете: «7 лет — рано!», а я считаю: «потом» — будет поздно. В России половая жизнь в среднем начинается в пятнадцать лет, то есть у кого-то в 20, а у кого-то в 12. Мне не хотелось, чтобы мои внуки становились жертвами аборта, чтобы у моих детей был брак по залету.

Конечно, мои дети уже были женаты. Сейчас у них какие-то новые союзы.

— Ох, чувствую, сыновья пошли по вашим стопам.

— Когда дети родились, я была очень молодой и довольно еще инфантильной. Они росли вместе со мной, во многом они меня чему-то учат.

— Чему?

— Например, находиться в русской современной культуре. Петр сначала учился как культуролог, потом заканчивал аспирантуру по философии, но диссертацию так и не защитил. А когда ему исполнилось двадцать семь лет и один месяц и угроза армии прошла, его интерес к науке резко ослабел. Долгое время он работал на всяких политических проектах, писал программу разным партиям и политическим лидерам, был спичрайтером.

Оба моих сына работали и на моих выборах в 99-м, помогали, и мне это было приятно. Еще оба они — музыканты.

— Они же играли в одной группе «Инки»?

— Да, но сейчас их группа в состоянии стагнации. У них нет солиста, поэтому сейчас Петя барабанит в группе «Айси Тумбревас» («Кислотные зонтики»). По крайней мере на музыкальном фестивале «Эммаус» они играли перед Бутусовым на главной сцене. И хотя до этого они выступили на Красной площади и я думала, что там и был пик их карьеры, они мне сказали: ты ничего не понимаешь, «Эммаус» — это круче. А Павел зарабатывает еще деньги как креативщик, дизайнер и политтехнолог. Но при этом он сейчас в очередной раз получает образование психоаналитика.

— Когда вы детям в таком раннем возрасте сказали, что и зачем лежит в старинном буфете, у вас же должны были резко измениться отношения. Мальчики после этого, наверное, сразу стали взрослыми?

— Абсолютно нет. В большинстве европейских стран половое просвещение начинается с детского сада. Пока же Россия вышла на первое место по распространению СПИДа. Скажу больше. Если мама говорит: «Ты вылезла из животика, и там дырочку зашили», — а ребенок видит, что между собой делают собачки, кошки, то он начинает думать: это что-то страшное и позорное. Потом мальчики и девочки вырастают, у них начинаются проблемы в личной жизни, а мы, психоаналитики, в этом копаемся. И вот залезаешь в глубины Его или Ее подсознания и там обнаруживаешь детские травмы. Любое вранье родителей, особенно в такой тонкой болезненной области, — это всегда колоссальная травма… Постоянная совковая история: ой-ой-ой, моей девочке уже двенадцать, надо ей все рассказать; ой-ой-ой — моей девочке уже четырнадцать, пора ей все говорить; ой-ой-ой, моей девочке уже пятнадцать, где бы ей тайно сделать аборт? То же самое с мальчиками, только в венерологии.

— Вы, как продвинутая мама, никогда ни в чем не упрекали сыновей?

— Был период (переходный возраст), когда сыновья были обвешаны килограммами булавок, ходили в черных косухах. Но я считала: это их тело, а одежда — язык, которым человек разговаривает с миром, и никто другой не смеет туда встревать. Все у сыновей вовремя прошло, и взросление произошло органично.

— Но хоть что-то вы им запрещали?

— Конечно. Любой психически здоровый родитель, который не хочет за счет ребенка решать проблемы своей агрессии, запрещает ему только то, что опасно для его жизни и здоровья, а больше ничего. Ребенок всегда такой, каким мы хотим его видеть. В этом смысле мои дети, может быть, менее самостоятельны, чем мне бы хотелось, но они близнецы, а у близнецов все процессы происходят позже.

— Ну что всегда было для ваших детей под запретом?

— Нельзя было драться ногами. Однажды я их за это отлупила ремнем. Вообще родители воспитывают ребенка не запретами, а своим образом жизни, и ребенок все равно запрещает себе только то, что нельзя родителям.

Бессмысленно говорить детям: будь честным, если они знают, что ты воруешь. Вот приходит ко мне на консультацию новый русский и плачется: я его воспитывал, воспитывал, а он… Я ему: о’кей, давайте посмотрим, что у вас за бизнес. Ну и как можно кричать ребенку: мой за собой тарелку, если ты сам ее не моешь, или чтобы он менял носки два раза в день, если ты сам этого не делаешь. Бесполезно.

— А какая вы были мама, много занимались детьми?

— Я довольно много ими занималась. Как только у меня родились близнецы, меня тут же по очень сложной схеме уволили с работы. После чего я и стала феминисткой. Когда я хотела куда-то устроиться, мне говорили: вы что, сумасшедшая, у вас же близнецы. Я сидела дома, писала пьесы, а муж меня обеспечивал. Ну и, конечно, воспитывала детей, занималась светской жизнью, чтобы не превратиться в домашнюю клушу. Вообще, я мать-отличница. Я состояла во всех родительских комитетах, где дети учились… То есть я из тех мам, у которых должно быть первое, второе, третье и компот. А когда мне говорят: слушай, у тебя дети так молодо выглядят для своего возраста, я отвечаю: это потому, что я ими в детстве занималась.

— А сегодня они ваши друзья?

— Да, конечно. Самые близкие друзья.

— Они делятся с вами всем самым сокровенным или вы этого от них не требуете?

— Слово любого родителя очень веско, поэтому я без запроса никогда ничего не озвучивала. А все потому, что у меня есть своя собственная мама, которой идет 86-й год, дай бог ей здоровья. И ее жизнь состоит в том, чтобы без спроса лезть во все. Поэтому я, наблюдая это, стараюсь не повторять таких ошибок.

— Теперь понятно, откуда ваше стремление к свободе, в том числе и сексуальной, — от постоянного маминого назидания.

— Это не моя особенность. Такое было время. То, что называлось сексуальной революцией, было частью протестного поведения. Мы слушали музыку «Битлз», одевались как хиппи и всем заявляли, что наше тело принадлежит нам. И пусть бабушки на скамейке говорят, что хотят…

АРБАТОВА
Мария
Ивановна

Должность: Российская писательница

Дата рождения: 17 июля 1957 года

Место рождения: Муром, Владимирская область, РСФСР, СССР

Знак зодиака: Рак

Деятельность: Писательница, драматург, сценарист, радиоведущая, публицист. Психоаналитик, активная деятельница феминистского движения. Член Союза писателей Москвы. Автор 14 пьес, поставленных в России и за рубежом, более двадцати книг и 70 публицистических статей.

Содержание

  • 1. Биография
  • 2. Детство и юность
  • 3. Карьера
  • 4. Личная жизнь
  • 5. Мария Арбатова сейчас
  • 6. Библиография

Биография

Мария Арбатова успевает совмещать амплуа писательницы, драматурга, политического и общественного деятеля, теле- и радиоведущей. По признанию Марии, у нее настолько катастрофически не хватает времени, что даже курить пришлось бросить.

Детство и юность

Маша Гаврилина родилась в Муроме 17 июля 1957 года. По знаку Зодиака – Рак. Уже через год семья перебралась в столицу России. Родители девочки – истинные интеллигенты. Отец – заместитель главного редактора ежедневной газеты «Красная звезда», журналист и преподаватель философии. Мать – еврейка по национальности – получила специальность микробиолога. В 90-е годы женщина увлеклась нетрадиционной медициной.

Кроме Марии, в семье подрастал старший брат Сергей, о котором мало что известно в прессе. Сама писательница вспоминала, что детство сложно назвать легким. В интервью будущая феминистка рассказывала, что с детства страдала от хромоты и получила группу инвалидности. Отец умер, когда дочери исполнилось десять. Мать со старшим братом неусыпно контролировали Машу, чем вызвали откровенный бунт подростка.

Читайте также:  Дети Оскара Кучеры - фото, личная жизнь, биография, жена

Девушка отличалась упорством и крутым нравом. Она отказалась вступать в комсомол, потому что это противоречило ее взглядам и жизненным идеалам.

За пару лет до окончания школы мать прописала дочь в двух комнатах на Арбате, купленных еще прадедом. Там девушка организовала «Салон Маши с Арбата» – место встреч советских хиппи, лидером которых девушка быстро стала. Тогда и появился псевдоним Арбатова, который впоследствии станет официальной фамилией.

Еще подростком будущая писательница и феминистка посещала Школу юного журналиста при факультете журналистики МГУ. Однако поступила в главный вуз столицы девушка на философский факультет.

По признанию студентки, из-за сильнейшего идеологического давления она сменила планы на карьеру философа, поступив и окончив Литературный институт имени Горького. Кроме писательского мастерства, девушка обучалась премудростям психоанализа у Б. Г. Кравцова.

Карьера

По рассказу писательницы, к творчеству ее побудил декретный отпуск. Чтобы не сойти с ума от быта и рутины, молодая мама пишет первую пьесу «Завистник». Всего на счету Арбатовой-драматурга 14 написанных пьес. Последняя создана в 1994 году. По словам автора, разочарование от драматургии связано с тем, что мужчина-режиссер не понимает ее замысла.

С приходом суровых 90-х Арбатовой пригодились знания психоанализа. С 1991 года женщина руководила клубом психологической реабилитации «Гармония».

Позже начинается становление многогранной Арбатовой как телеведущей и политического деятеля. На протяжении пяти лет выступала обозревателем общественно-политического издания «Общая газета». Вместе с Юлией Меньшовойвела популярное ток-шоу для женщин «Я сама» на канале «ТВ-6». В эфире этой программы впервые во всеуслышание заявила о новом для России понятии феминизма и о принадлежности к движению.

Получала приглашение на роль эксперта в написании программы предвыборной президентской кампании Бориса Ельцина и первой женщины-кандидата на пост главы страны Эллы Памфиловой.

В 1996 году Арбатовой и единомышленницами открыт «Клуб женщин, вмешивающихся в политику». Организация выполняет просветительскую функцию и создана для повышения политической грамотности и значимости женщин. С 2012 года Мария Арбатова – президент «Центра помощи женщинам», где оказывается поддержка попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Не обошлось и без попыток непосредственного политического участия в жизни страны феминистки и правозащитницы. Несколько раз Мария баллотировалась в депутаты Государственной Думы. К сожалению, соперники обходили кандидатку на выборах.

Продолжается развитие творчества Арбатовой-писательницы. Книги автора основаны на личных наблюдениях и автобиографичны. После визита в Индию появилось произведение «Дегустация Индии» с подробным описанием путешествия.

В свет вышел роман «Неделя на Манхэттене», где писательница делится нелестными впечатлениями. Кстати говоря, про Америку и жителей этой страны феминистка высказывалась негативно и ранее. Цитата из интервью «Правда.ру» в 2012 году о том, что это страна – «сборщик людей-обрубков, которых можно держать вместе только на финансовой составляющей, чтобы с кем-нибудь повоевать», откровенно отражает отношение правозащитницы.

Кстати, автобиография в списке произведений Арбатовой тоже имеется. Книга «Мне 46» поражает откровенностью автора-реалистки, поведавшей подробности детства, отношений с родителями и мужьями. Пробовала силы Мария Ивановна и в роли сценариста. Экранизация биографии разведчицы Зои Воскресенской в эпизоде проекта «Поединки» «Две жизни полковника Рыбкиной» стала одной из таких успешных работ Арбатовой.

Борец за права женщин остается яркой медиаперсоной, чьи суждения звучат с экранов телевидения. Остро высказывается в статьях и постах в личном ЖЖ-блоге, а также в аккаунте “Фейсбука”. Так, в 2017 Арбатова нелестно высказывалась о Ксении Собчак и ее политических амбициях. Писательница никогда не была высокого мнения о дочери Анатолия Собчака.

Правозащитница становилась участницей телешоу с горячими скандальными темами и героинями, где не стеснялась в справедливом сарказме и метких выпадах. Такими стали программы Бориса Корчевникова “Прямой эфир” о Марии Максаковой, “Пусть говорят” о Евдокии Германовой и скандале с приемным сыном актрисы.

Некоторые съемки и фразы писательницы повлекли за собой настоящий скандал. Это произошло на площадке все того же “Пусть говорят”. Мария Ивановна позволила резкое суждение о Розе Сябитовой. Писательница усомнилась, что можно быть успешной свахой, имея настолько негативный супружеский опыт, как телеведущая. Главная телесваха обиделась на резкий сарказм в свой адрес, поспешила удалиться из студии, но, не устояв на шпильках, упала на ступенях.

Для общественности, а особенно для активисток феминизма удивительным был резкий протест Арбатовой против освобождения экс-юриста ЮКОСа Светланы Бахминовой в 2008 году. Мария Ивановна однозначно заявила, что воровка должна сидеть в тюрьме.

Тема нашла развитие в программе “К барьеру”, где оппонентом Марии стала Валерия Новодворская. Татьяна Толстая, писательница и ведущая “Школы злословия” (героиней которой однажды становилась Арбатова), заявила, что позиция правозащитницы гадкая.

Можно сделать вывод, что, будучи феминисткой, Арбатова не стесняется критиковать женщин. Писательница поддерживает позицию и некоторых мужчин, например, явно импонирует Марии видение общественно-политической ситуации Владимира Познера.

Личная жизнь

Несмотря на явно немодельную внешность, Арбатова не жалуется на отсутствие мужчин в жизни. В официальном браке писательница состояла три раза. От первого на свет появились сыновья-близнецы. Дети давно выросли, один из сыновей – психолог, второй – общественный деятель.

Мария Арбатова и ее первый муж Александр Мирошник с сыновьями
Мужчины в жизни феминистки сменяли друг друга, не давая ей затосковать в одиночестве. Со вторым мужем писательница познакомилась в день развода с первым. Нынешний супруг – по происхождению индийский принц, финансовый аналитик, племянник лидера коммунистической партии Индии.

Все три раза брак заключался стремительно. Как говорит Арбатова, мужчина, не идущий в руки без дополнительных усилий, практически не имеет смысла. По ее же признанию, времени на букетный период у нее просто нет.

При этом писательница не заботится о внешности, не посещает салонов красоты, понятия не имеет о собственном весе, потому что не взвешивалась со времен беременности. Она позволяет себе есть все, что хочет и когда хочет. Цитируя Марию Ивановну:

“Если девочку любит отец, то ее потом любят мужчины”.

Арбатова вспоминает, что ее отец обожал. Возможно, в этом и кроется успех феминистки у противоположного пола. Об этом и других деталях личной жизни писательница поведала в эфире программы “Жены. История любви”.

Мария Арбатова сейчас

Арбатова продолжает заниматься общественной деятельностью и продвигает идеи феминизма. В 2018 году на канале “Спас” Мария приняла участие в программе “Не верю” с оппонентом – священником Павлом Островским. В эфире поднимались вопросы прав и места женщин в церкви, правомерности абортов и проблемы насилия в семье.

В 2018 опубликована пьеса писательницы “Уравнение с двумя известными”, написанная еще в 1982 году.

Арбатова активно публикуется в блоге, предпочитая ЖЖ “Инстаграму” и “Твиттеру”. Как настоящий писатель и публицист, Мария Ивановна предпочитает длинные посты и рассказы коротким цитатам и фото. Кроме того, последние новости, публикации и произведения размещены на личном сайте Арбатовой.

Библиография

1991 – “Пьесы для чтения”

1998 – “Меня зовут женщина”

2000 – “Мобильные связи”

2002 – “Опыт социальной скульптуры”

2004 – “Любовь к американским автомобилям”

2006 – “Дегустация Индии”

2007 – “Как я пыталась честно попасть в Думу”

Соседи: Маша с Арбата

Нас «пасло» пятое отделение

«Родовое гнездо» Маши – коммуналка площадью 300 квадратных метров. Ее семья занимала залу в доме подруги Чехова Лики Мизиновой и ее супруга – режиссера Александра Санина. Прадед Марии выкупил у них эту жилплощадь, когда Мизинова с мужем эмигрировали, оставив новым жильцам «в наследство» кучу вещей и горничную Ольгу Ивановну, ставшую прообразом чеховской Душечки. Правда, Антон Павлович немного переиначил ее прозвище – домашние звали горничную Душенькой.
– Даже я смутно помню Ольгу Ивановну: она была седая, с букольками, ходила по коридору и угощала детей конфетами, – рассказывает Арбатова.

Самым неприятным соседом для Маши был Олег Масаинов – сын белогвардейского офицера, художник, создававший кукол.
– Пока я была маленькая, он с удовольствием показывал мне свои игрушки, – говорит Арбатова. – Но когда девушкой я вернулась на Арбат и стала хипповать, он разрывался от злобы и постоянно вызывал милицию. И пятое отделение очень внимательно нас «пасло». Все хиппи были на учете. Мои подруги, молодые художницы, расписали стены стёбными сюжетами, например на главной стене Христос стоял на коленях перед Марией Магдалиной, а рядом висели портреты членов политбюро. Но по закону милиционеры ничего не могли сделать, кроме проверки документов и запугиваний, потому что в моем «арбатском салоне» даже траву не курили.
В соседних комнатах жили уникальные люди. Секретарша Фрунзе, которая была ученицей Циолковского; генерал Афонин с женой и сыном, который позже увел супругу у Левитана; дипломат, работавший в Персии. А в кладовке обитала женщина по кличке Толстуха, преподававшая марксистско-ленинскую философию в Плехановском институте.

Квартира от астролога

Квартиру в Шмитовском проезде, где Арбатова живет в течение последних семи лет, она нашла с помощью астролога Натальи Мельник. Квартирный агент предложил два варианта: четырехкомнатную в Шмитовском и пятикомнатную на Новослободской.
– Астролог посоветовала Шмитовский, к тому же я с юности была «инданутая» и потому выбрала квартиру, возле которой был индийский ресторан, – улыбается Мария.

Кстати, когда после этого познакомилась с будущим супругом – индусом Шумитом, он, не зная ее адреса, назначил первое свидание именно в этом ресторане.
В Шмитовский проезд мы и отправляемся. Входим в уютный, закрытый со всех сторон домами цветущий дворик. На одной из скамеечек замечаем трех интеллигентных пожилых дам. Как оказалось, одна из них – мама Марии, 88-летняя Людмила Ильинична, две другие – ее приятельницы-соседки Анна Ивановна и Галина Михайловна. Позади скамейки разбит большой японский садик. Его посадил 73-летний глава домкома – мужчина профессорской внешности, с седой бородкой. Больше всего он «поиздевался» над кленом. Чтобы его ветки пригнулись к земле, он повесил на них полуторалитровые бутылки из-под минеральной воды. Мария с мужем тоже участвовали в озеленении двора.

Публичный дом и труп

Среди соседских квартир Арбатовой в Шмитовском есть и «нехорошие квартиры».
– Вон видите то окно на первом этаже? – вполголоса сообщает Анна Ивановна. – Там у нас настоящий бордель был! Мы и не знали поначалу, думали, там массаж делают, но однажды услышали разговоры молодых людей и пришли в ужас! Они обсуждали, сколько девчонок будет их обслуживать, как и в каких позах.

Соседи стучались в «нехорошую квартиру», чтобы прекратить безобразие, обращались в милицию – бесполезно.
– Мучились мы, пока Маша, несмотря на то, что она – за легализацию проституции, Нургалиеву письмо не написала, – вспоминает Анна Ивановна. – После этого их моментально замели!
Правда, «свято место» пусто не бывает. Вместо публичного дома в той же квартире открылась гостиница для гостей с Востока.
Была в доме и другая «нехорошая квартира», где две покойные ныне пенсионерки в единственной во всем доме коммуналке пять лет хранили труп!

– Запах по всему дому распространялся! Мы думали, крыса где-то сдохла, – вспоминает Анна Ивановна. – Вызывали санэпидстанцию, искали и в подъезде, и в подвале…
– Хлоркой каждый день подъезд мыли, – добавляет Галина Михайловна. – Но запах сохранялся!

Труп обнаружили случайно. В квартире что-то случилось с проводкой, вызвали электрика. Он открыл дверь одной из комнат и упал в обморок. Там лежала мумия, а рядом стояла пустая бутылка из-под водки. Оказывается, так бабки «похоронили» мужчину, вернувшегося к себе домой после отсидки. Видимо, они хотели заполучить себе его комнату.
– Представляете, эти две маленькие грымзы пять лет хранили у себя дома труп! И как они сами-то дышали? – удивляется Анна Ивановна. – Одна из них представлялась учительницей.
– А мне – инженером, – добавляет Галина Михайловна. – Скандальные обе были. Дрались между собой и под конец жизни сошли с ума. Одна из них в полном маразме любила гулять зимой в комбинации и босиком и норовила в таком виде в магазин войти. Мария Ивановна через депутата Инну Святенко определила ее в дом престарелых.

200 ведер воды с потолка

Семье Арбатовой случалось спасать соседей не только от обитателей «нехороших квартир», но и от потопа. Как-то раз под Новый год жильцы с верхних этажей решили поменять батарею и трубы б у на новые . Пришли мастера. Отключили горячую воду и отопление, но неудачно – трубу прорвало.

– Два с половиной часа с потолка лился кипяток! – вспоминает Анна Ивановна. – Мы с внуком сидели на кухне, как вдруг прибегает Шумит: «Что у вас течет?» Я отвечаю: «Ничего!» Пошли на кухню, а там: бог мой, по колено все залило! Я – за тряпку, а Шумит мне: «Да куда вы? У вас же с люстры вода бежит!» Чуть позже пришел зять, просверлил дырочку в натяжных потолках и вылил оттуда 200 ведер воды! А после этого, помимо воды и отопления, еще и свет отключили. Неделю жили, как в джунглях!

Интересно

Настоящая фамилия Арбатовой – Гаврилина. Своим псевдонимом она обязана улице детства.
– В юности меня называли Машей с Арбата, – вспоминает она. – Хиппи воспринимали друг друга только по кличкам.
Фамилией Арбатова Мария подписала свой первый опубликованный текст, а в 1999 году во время выборов в Госдуму вписала ее в паспорт.

По иронии судьбы Мария, имеющая глубокие московские корни, родилась в городе Муроме, куда ее отца направили как преподавателя. Но год спустя, когда Маша заболела полиомиелитом, семья вернулась в «родовое гнездо» на Арбате, 27.

Ссылка на основную публикацию