Дети Ирины Архиповой

Ирина Архипова

фотографии >>

биография

Архипова Ирина Константиновна

Родилась 2 января 1925 года в Москве.

Русская певица (меццо-сопрано).
Заслуженная артистка РСФСР (15.09.1959).
Народная артистка РСФСР (1961).
Народная артистка СССР (1966).
Герой Социалистического Труда (29.12.1984).
Заслуженная артистка Удмуртской АССР (1982).
Народная артистка Кыргызской Республики (1993).
Народная артистка Республики Башкортостан (1994).

Окончила Московский архитектурный институт (была автором ряда архитектурных проектов), в 1948–1953 годах обучалась в Московской консерватории в классе вокала Л. Ф. Савранского.
В 1954–1956 годах была солисткой Свердловского театра оперы и балета.
В 1956–1988 годах — солистка Большого театра.
Дебют в Большом и – звездный час молодой Архиповой – «Кармен» с Марио дель Монако в 1959-м. Великий тенор оценил незаурядный талант своей московской партнерши – через год она споет с ним свою Кармен в Риме и Неаполе, став первой певицей из СССР, выступившей на родине бельканто.
В течение ряда последующих лет была главным вокальным консультантом Большого театра.
В 1955 году началась её гастрольная деятельность за рубежом (Австрия, Польша, ГДР, Финляндия, Италия, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Болгария, США, Япония, Франция, Канада).
Пела на всех главных мировых сценах – Марфу в «Хованщине» и Марину в «Борисе Годунове» в «Ла Скала» (1967 и 1973 годы соответственно), Нурис в опере П. Дюка «Ариана и Синяя Борода» в «Гранд-опера» (1975), Азучену в «Трубадуре» и Ульрику в «Бале-маскараде» в «Ковент-Гардене» (1975 и 1988), и на излете своего творческого пути – няню Филиппьевну из «Евгения Онегина» в «Метрополитен». «Архипова – наконец-то!» восторженно приветствовала певицу «Нью-Йорк-таймс», одновременно порицая руководство театра за столь поздний дебют: шел 1996 год и Архиповой было уже за 70 (между тем, впервые в США Ирина Константиновна выступила аж в 1964 году). А еще были аргентинский «Колон», Опера Сан-Франциско, болонский театр «Комунале», античный амфитеатр в Оранже, где она делила триумф с Монсеррат Кабалье…

Выступала и как концертная певица (в камерном репертуаре свыше 800 произведений), в 1990-х годах организовала и исполнила цикл концертов «Антология русского романса».

В 1966 году была приглашена в жюри Конкурса имени П. И. Чайковского, а с 1967 года являлась бессменным председателем жюри Конкурса имени М. И. Глинки. С тех пор входила в состав жюри многих престижных конкурсов мира, в том числе: «Вердиевские голоса» и имени Марио дель Монако в Италии, конкурс Королевы Елизаветы в Бельгии, имени Марии Каллас в Греции, имени Франсиско Виньяса в Испании, вокального конкурса в Париже, вокального конкурса в Мюнхене. С 1974 года (за исключением 1994 года) являлась бессменным председателем жюри Конкурса имени П. И. Чайковского в разделе «сольное пение». В 1997 году по приглашению Президента Азербайджана Гейдара Алиева и министра культуры Азербайджана Полада Бюль-Бюль Оглы возглавила жюри Конкурса имени Бюль-Бюля, организованного к 100-летию со дня его рождения.

С 1976 года преподавала в Московской консерватории (в 1984 году получила звание профессора). Проводила мастер-классы в Финляндии, США, Польше и других странах. В поддержку молодых талантов организовала фестивали и конкурсы «Ирина Архипова представляет. ».

В 1986 году стала председателем центрального правления Всесоюзного музыкального общества, с 1991 года — президентом созданного на основе общества Международного союза музыкальных деятелей.
С 1993 года – Президент фонда «Ирина Архипова», вице-президент и академик Международной академии творчества (Москва).

Член КПСС с 1963 года. Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва (1962—1966) и народный депутат СССР (1989—1991).
Автор книг: «Музы мои» (1992), «Музыка жизни» (1997), «Бренд по имени „Я“» (2005).

19 января 2010 года певица была госпитализирована с сердечной патологией в городскую клиническую больницу имени Боткина.
Ирина Архипова ушла из жизни от остановки сердца ранним утром 11 февраля 2010 года в Москве. Похоронили певицу 13 февраля на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Имя «Архипова» в 1995 году получила малая планета № 4424.
В 1996 году Архиповой был присужден Всемирный приз искусств (учреждённый корпорацией «Маришен арт менеджмент интернешнл») — «Бриллиантовая лира» и титул «Богиня искусств».
В 2012 году вышла марка почты России, посвященная Архиповой И. К.

Супруг — народный артист СССР Владислав Пьявко.

последнее обновление информации: 02.12.19

источники информации

публикации

11 февраля 2010 года, всего чуть более месяца назад отпраздновав свое 85-летие, скончалась великая русская певица Ирина Константиновна Архипова. В одной из зарубежных статей десятилетней давности, посвященных 75-летнему юбилею певицы, Архипова, наряду с Обуховой и Образцовой, названа в числе трех главных русских меццо-сопрано ХХ века. Конечно, любые оценки и сравнения весьма субъективны и условны, однако, думается, совершенно очевидно, что Архипова – это явление в мировой музыкальной культуре второй половины ушедшего столетия.

Самая титулованная певица Советского Союза и Российской Федерации, обладательница бесчисленных званий и наград, как отечественных, так и зарубежных, Архипова, несмотря на абсолютную заслуженность оных, запомнится, конечно, не этим. С нами навсегда – в памяти и в записях – останется запечатленным ее волшебный голос красивого, сочного, вечно молодого тембра, всегда скругленный, благородный звук, ее редкая вокальная культура и феноменальная техника.

В голосе Архиповой удивительным образом сочетаются широта русского распева, сердечность интонации, и европейский лоск, отточенная, рафинированная вокализация самой высокой пробы. К отечественным певцам почти никогда не принято применять термин бельканто – всегда мы находим некоторую «русопятость» большинства наших соотечественников, считаем их недотягивающими до высоких европейских стандартов – особенно это касается вокалистов прошлого, чья карьера развивалась преимущественно за железным занавесом, в условиях отрыва от европейских традиций. Но в отношении искусства Архиповой термин бельканто уместен как никогда – в ее голосе всегда была, с одной стороны, роскошная, пряная итальянскость, а с другой – необыкновенный контроль над собой, никогда не изменявшее ей чувство меры. Слушая Архипову, вы никогда не услышите пережима, вульгарной эмоции, распахнутых, без тайны, а оттого малоинтересных, слишком прямолинейных страстей. Именно этим отличалась уже молодая Архипова, именно это выделило ее из числа певиц Большого театра ее поколения с прекрасными голосами (например, Вероника Борисенко, Кира Леонова, Лариса Авдеева, Валентина Левко), но не такими совершенными. Не зря Архипова – архитектор по первой специальности: она сумела выстроить свой голос как гармоничный, прекрасный храм. Он – подобен античному Парфенону: конструкция без изъяна, совершенная в своей классической простоте, при том, что как и в Парфеноне, в нем нет ни одной скучной прямой линии, ни одной – без загадки, без потаенного смысла.

Жизненный и творческий путь Ирины Архиповой, приведший ее к вершинам мировой славы, хорошо известен. Вот его основные вехи. Московское детство с учебой в Гнесинке, эвакуация во время войны в Узбекистан, Архитектурный институт, работа на проектировании и строительстве ряда объектов в столице, в том числе нового комплекса зданий МГУ на Воробьевых горах, параллельно – вокальные занятия с Н. М. Малышевой, а позже – учеба в Московской консерватории, трудная дилемма выбора дальнейшего профессионального пути… И все-таки она выбрала пение. Первые два сезона в Свердловске, потом дебют в Большом и – звездный час молодой Архиповой – «Кармен» с Марио дель Монако в 1959-м. Великий тенор оценил незаурядный талант своей московской партнерши – через год она споет с ним свою Кармен в Риме и Неаполе, став первой певицей из СССР, выступившей на родине бельканто.

У нее была счастливая творческая судьба, причем не только на родине, в Большом театре, но и за рубежом, что сделать тогда было совсем непросто – Архипова принадлежит к первому поколению советских вокалистов (И. Петров, Г. Вишневская, З. Анджапаридзе, Т. Милашкина и др.), завоевывавших мир после десятилетий отсутствия практически всяких контактов. Звездных ролей и звездных спектаклей могло бы быть намного больше, и все же, она пела на всех главных мировых сценах.

У нее была феноменально долгая карьера. Дебютировав достаточно поздно, в тридцать лет, она сумела сохранить молодым тембр своего голоса до восьмидесяти – и это было настоящим чудом! Последний раз мне довелось слушать Архипову в Большом театре в «Пиковой даме» в 2002-м: артистка была почти ровесницей своей героини, но, поразительное дело, голос звучал, летел в зал, его хватало на гигантскую чашу первой московской оперы, и в нем не было и намека на возраст, на какие-то дефекты или немощь. Ее долгая карьера не всем нравилась: известно (достаточно об этом почитать хотя бы у Анатолия Орфенова), что некоторых более молодых ее коллег раздражала прекрасная профессиональная форма певицы, давно перешагнувшей пенсионный возраст. Она не стала настаивать, драться за место, которое занимала по праву: спев в 1986-м свою последнюю премьеру (Любовь в «Мазепе» Чайковского), она вскоре ушла из Большого, чтобы, никому не мешая, еще не раз выходить на его сцену в качестве приглашенной звезды – а театр еще долго в ней нуждался.

Последний раз она вышла на великую и родную для себя сцену весной 2005-го, празднуя свое 80-летие и 50-летие творческой деятельности. В тот вечер она уже не пела – пели для нее: это было последнее значительное событие в старом Большом перед долгими годами реконструкции. Уходила эпоха…

К лучшим ролям Архиповой на московской сцене, бесспорно, принадлежат те, что созданы в русских национальных операх – Мусоргского (Марина и Марфа), Римского-Корсакова (Любаша, Любава, Весна), Чайковского (Полина, Графиня, Любовь, Иоанна). А еще она была страстной Эболи и неистовой Амнерис, величавой Клитемнестрой и загадочной Фриккой – разнообразный западный репертуар удавался ей ничуть не меньше, чем отечественный. «Нет такой музыки, которую не спела бы Ирина Архипова», – воскликнул как-то Евгений Светланов. И это правда: широта ее репертуара поражает, а того, что не удалось спеть на оперной сцене, она «добрала» в многочисленных концертах – симфонических и камерных.

Читайте также:  Дети Георгия Данелия - фото, личная жизнь, биография

Интерпретация ею романсов Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова восхищает лирической тонкостью, проникновенностью исполнения, филигранным кружевом звукописи, и опять же – необыкновенно эстетичным чувством меры: она всегда точно знает, какую краску, какой нюанс дать на той или иной ноте, фразе, какие из них будут в самую пору.

Значение Ирины Архиповой не исчерпывается ее совершенным пением. Она была большим педагогом и большим организатором, воспитавшим и давшим путевку в жизнь многим современным русским певцам. Почти все из наших соотечественников, кто сегодня блистает на мировых сценах, включая самые громкие имена (Хворостовский, Бородина, Гулегина, Нетребко и пр.), прошли через руки Архиповой – именно она на конкурсах Глинки или Чайковского, жюри которых возглавляла много лет, отметила, поддержала молодые дарования, выросшие затем в больших артистов. Она была неустанна в поиске новых талантов и поддержке молодежи – надежды русской музыкальной культуры, для чего создала собственный фонд, который за почти двадцать лет своего существования дал огромное количество самых разнообразных концертов, представляя публике новые имена. Архипова объединяла людей – не зря, в конце 1980-х, когда все рушилось в нашей стране, именно она возглавила Международный союз музыкальных деятелей, всемерно сохраняя, укрепляя и развивая творческие контакты на просторах бывшего СССР. Продвижение молодых талантов и просветительство было основным смыслом жизни Архиповой в последние десятилетия, и на этом поприще ей удалось сделать очень много, что говорит о ней не только как о выдающейся артистке, но и как о незаурядной личности и гражданине, патриоте своей страны.

Ирина Архипова

Биография

Когда «царица русской оперы» праздновала 75-летие, некое зарубежное издание преподнесло, пожалуй, самый дорогой подарок. Оно назвало Ирину Архипову одной из главных меццо-сопрано XX века и заслуженно поставило в один ряд с великими исполнительницами Надеждой Обуховой и Еленой Образцовой.

Детство и юность

Будущая титулованная оперная певица родилась во второй день января 1925 года в центре Москвы, трепетное отношение к которой сохранила в течение жизни.

«Мой родной город – Москва. Это город моего детства, юности. И хотя я объездила множество стран, видела немало прекрасных городов, Москва для меня – город всей жизни», – не скрывала она своих восторженных чувств.

Детство Ирины прошло в коммунальной квартире дома №3 в Романовском переулке. Любовь к музыке в семье, кажется, передавалась с молоком матери. Отец Константин Иванович, хоть и преуспел в профессиональном инженерном плане, виртуозно владел балалайкой, роялем, гитарой и мандолиной. Его жена Евдокия Ефимовна была солисткой хора Большого театра. Впрочем, существует версия, что женщина только прошла отбор, а муж воспротивился дальнейшей карьере любимой супруги в этом заведении.

Так или иначе, первоначальное знакомство с «песенным» искусством у девочки произошло благодаря родителям, постоянно водившим ребенка на концерты и оперы. Путь оказался предопределен: музыкальная школа. Выбранный класс фортепиано пришлось оставить из-за болезни и выбрать новое место учебы – саму «Гнесинку» у одной из ее создательниц Ольги Гнесиной.

Ирина Архипова в молодости

Что касается высшего образования, то навыки рисования, война, мнение друзей-строителей отца и эвакуация в Ташкент внесли свои коррективы. Первым вузом стал архитектурный институт, который по возвращении девушка окончила уже в столице России, представив дипломную работу о проекте памятника погибшим в Великой Отечественной войне, и была зачислена в Чайковскую консерваторию, где позднее преподавала.

Уже на 2-м курсе Ирина исполняла арии в Оперной студии и выступала на радио. В течение 2 лет служила солисткой театра оперы и балета в Свердловске, не попав в Большой театр. Он случился позднее – всерьез и надолго.

Музыка

Роль, с которой Архипова дебютировала на свердловских театральных подмостках, – любовница боярина Грязного, Любаша, в опере Николая Римского-Корсакова «Царская невеста». В 1955-м покорился престижный международный конкурс, где выступление Ирины Константиновны было настолько убедительным, что «сверху» возмутились – якобы почему это она не в Большом.

Ирина Архипова исполняет арию из оперы «Кармен»

Досадное недоразумение исправили мгновенно. И здесь ее «Кармен» сразу же произвела настоящий фурор. Рукоплескавшая публика, очарованная тембром голоса и мастерством перевоплощения артистки, не догадывалась, что первоапрельская премьера далась той с трудом:

«По своей тогдашней неопытности я не знала, что бояться надо было не просто первого выхода на сцену Большого, а первого появления на ней именно в партии Кармен. Я не думала тогда, что это исключительный случай: впервые в Большом и сразу в главной роли! Мои мысли тогда были заняты одним – хорошо спеть спектакль».

Обольстительница Хозе, красавица-цыганка, открыла двери на мировые сцены. К ее ногам пали Милан, Рим, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Неаполь и прочие города плюс вся Япония. Уже позднее, в 1972-м, ей посчастливилось посотрудничать с «сеньорой Сопрано» Монтсеррат Кабалье, что произвело на Архипову огромное впечатление.

«Эта прославленная певица во все времена нашей совместной работы над «Трубадуром» вела себя очень достойно – без каких-либо «примадонских всплесков». Более того, она была очень внимательна к своим партнерам, спокойна, доброжелательна», – вспоминала Ирина Константиновна.

Кстати, после встреч с великими деятелями искусства артистка просила их расписаться на память на специальной скатерти.

Ирина Архипова исполняет арию «Аве Мария»

В репертуаре по большей части присутствовали произведения родных русских авторов, укрепивших ее популярность: «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Война и мир», «Евгений Онегин», «Садко», «Хованщина» и многие другие. Вскоре в творческой биографии значился и новый раздел – романсы и духовная музыка.

Выпущенная в 1987-м «Аве Мария» Архиповой заняла свое место в списке известных записей этого «хита».

Помимо основной деятельности, активно участвовала и в общественной – член жюри престижных советских и российских, а также мировых музыкальных конкурсов, автор 3 книг, вице-президент Академии творчества и Академии наук, создатель именного фонда помощи начинающим дарованиям.

Личная жизнь

Счастья в личной жизни титулованная певица, по сообщениям некоторых СМИ, искала трижды. Впервые узами брака она связала себя еще в молодости, во времена студенчества, с Евгением Архиповым, которому подарила единственного сына Андрея (1947). Других детей у артистки не было. Зато позднее появился внук Андрей, продолживший оперное дело знаменитой бабушки, и внучка Ирина, названная в ее честь.

Ирина Архипова и ее муж Владислав Пьявко

Вторым избранником стал Юрий Волков, по профессии – переводчик. Третьего мужа Ирина сама себе «притянула». Бытует мнение, что, увидев ее «Кармен», тогдашний курсант, будущий тенор Владислав Пьявко вдохновился настолько, что после демобилизации решил поступать в ГИТИС.

Придя в театр, сначала ухаживал за Галиной Вишневской, а потом влюбился в Ирину, которую взял натиском и упорством. Несмотря на солидную разницу в возрасте, рука об руку пара прошла более 40 счастливых лет. Их совместные фото – как рабочие, так и личные – тронут даже скептика.

Смерть

В праздник православного Крещения в 2010 году Ирину Константиновну госпитализировали в Боткинскую больницу, где спустя 23 дня она скончалась.

Причина смерти: патология сердца, нестабильная стенокардия. Прощание состоялось 13 февраля, на котором присутствовали видные российские деятели, например, Валентина Терешкова и Тамара Синявская. «Голос вечной России» замолчал, что явилось заметной утратой для всего культурного мира.

Могила великого меццо-сопрано расположена на Новодевичьем кладбище. 9 июня 2018-го здесь открылся мемориал скульптора Степана Мокроусова-Гульельми.

Ирина Архипова: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

  • Ирина Архипова: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Ирина Привалова: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Ирина Журина: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Ирину Константиновну Архипову называют национальным достоянием страны за ее гениальнейший исполнительский талант и мировую значимость личности. Она является обладательницей звания «Богиня искусства».

Дорога к призванию

На свет будущая знаменитая оперная дива появилась 2 января в Москве. Девочка родилась в очень музыкальной и интеллигентной семье в 1925 году. Отец-инженер виртуозно играл на нескольких музыкальных инструментах. Когда-то в его семье существовал настоящий домашний оркестр. Мама пела в Большом театре.

Дочери старались с ранних лет прививать любовь к искусству. Одаренный ребенок прекрасно рисовал и замечательно пел. Мама решила отдать ее в фортепианный класс музыкальной школы при столичной консерватории. Из-за болезни девочка занятия посещать не могла.

Позднее Ирина училась Ольга Фабиановны Гнесиной в известном училище. Одновременно с игрой на пианино ученица пела в школьном хоре. Родители видели музыкальную одаренность дочери. Но оба полагали, что пение – не самый лучший выбор профессии.

Так как девочка отличалась прекрасными способностями к черчению и рисованию, мама с папой предложили ей попробовать стать архитектором. Весомым аргументом стало увлечение дочери работами известнейших скульпторов Мухиной и Голубкиной.

Семью эвакуировали в военное время в Ташкент. Там будущей оперной приме удалось поступить в также вывезенный Архитектурный институт. Одновременно с учебой Архипова посещала при нем вокальную студию. Педагог Надежда Малышева познакомила талантливую ученицу с искусством оперы.

Благодаря преподавательнице Ирина Константиновна смогла научиться правильно трактовать музыкальные произведения, чувствовать их, понимать, изучила романсовую литературу. В институте проходило и самое первое выступление будущей певицы. Так как преподаватели и учащиеся ценили искусство, концерты являлись частью их жизни.

Певческая карьера

Диплом Архипова в 1948 отлично защитила и отправилась в архитектурную мастерскую для работы по столичным проектам. Она выступала соавтором строений на Ярославском шоссе Москвы. Ее проектом является финансовый институт.

В 1948 консерватория открыла заочное отделение. Ирина поступила в класс к Леониду Савранскому. В 1951прошел радиодебют певицы. В 1954 она перевелась на дневное обучение. Девушка была уверена, что сразу после завершения образования вновь займется архитектурой.

Читайте также:  Дети Анны Курниковой

Однако после блистательной сдачи экзаменов и диплома последовала аспирантура. Вернуться в мастерскую не довелось. Архиповой не удалось пройти и пробы в Большой театр.

Она в 1954 отправилась в Свердловск. Там на протяжении года певица работала в местном оперном театре. Признание пришло к ней после победы в Международном вокальном конкурсе. После Гран-при будущая знаменитость занялась концертной деятельностью.

Через пару лет Архипова оказалась в Ленинграде. Ей было предложено остаться и работать в городе. Однако перевели совершенно неожиданно для всех ее в Москву. С марта 1956 Ирина Константиновна начала работу в труппе Большого театра.

В апреле она дебютировала в партии Кармен одноименного творения Бизе. Партнером начинающей солистки стал болгарский тенор Любомир Бодуров. Биография молодой солистки совершила крутой поворот. Не прошло и года, как Архиповой вручили ведущую партию. Она не знала всех связанных с оперой суеверий, а потому выступила блестяще.

Признание

В мае 1959 Ирина Константиновна спела Марфу в «Хованщине». Эта опера всегда являлась одной из любимейших у певицы. Летом в «Кармен» принимал участие гастролировавший в СССР Марио Дель Монако. Знаменитый певец стал партнером Архиповой. Дуэт превратился в настоящую сенсацию, ускорив мировое признание солистки.

Ее фото постоянно украшало обложки журналов, ей приходили предложения о зарубежных гастролях. Ей первой их советских исполнительниц было предложено гастролировать вместе с Дель Монако в Италии. В 1963 во время поездки в Японию артистка выступала во многих городах страны. В 1964 она в пела «Ла-Скала».

Оперная дива побывала и в США. Вместе со знаменитый пианистом Джоном Вустманом она записала пластинку с произведениями Рахманинова и Мусоргского. Работу двух мастеров наградили «Золотым Орфеем». На проходящем во Франции фестивале состоялось знакомство с Монсеррат Кабалье.

Личную жизнь прима пыталась налаживать несколько раз. Ее первый избранник Евгений Архипов стал в 1947 отцом ее единственного ребенка Андрея. Брак быстро распался. Сын подарил Ирине Константиновне внучку Ирину.

Со вторым мужем известнейшая уже прима познакомилась в Большом театре. Оперный тенор Владислав Пьявко сразу начал ухаживать за ней. Вместе супруги прожили до ухода Архиповой из жизни.

Певица в 1966 принимала участие в международном конкурсе имени Чайковского в качестве участника жюри. Далее ей предложили председательствовать на конкурсе имени Глинки. Она участвовала во многих престижных международных состязаниях в судейском амплуа.

С 1986 оперная прима возглавила Международный Союз музыкальных деятелей.

В Москве в 1993 был создан фонд имени Архиповой для поддержки начинающих музыкантов. Прима принимала участие в международных конгрессах, симпозиумах по проблемам человечества. Скончалась талантливая певица 2 февраля 2010 года.

Перед смертью Ирина Архипова потеряла сына

Здоровье царицы русской оперы, которой не стало сегодня утром, подкосила семейная трагедия.

Царица русской оперы Ирина Архипова незадолго до смерти потеряла сына. Здоровье русской певицы, потеря которой стала трагедией для мировой музыкальной культуры, подкосило семейное горе.
На шестидесятом году жизни скончался единственный сын Ирины Константиновны Андрей.

– Точный диагноз сказать трудно, но он болел очень долго, хотя и была надежда, что кончится все хорошо, – призналась Life News исполнительный директор фонда Архиповой Надежда Хачатурова. – Это была большая потеря для Ирины Константиновны как матери.

– Архипова всегда была закрытым человеком и никогда не афишировала, что происходит в ее жизни. Нам только было известно, что у нее не так давно умер сын Андрей, – сообщил бывший пресс-секретарь Большого театра Павел Токарев.

Кроме того, в январе 2010 года скончалась ее свекровь, 94-летняя Нина Кирилловна. Мамы супруга легендарной артистки не стало совсем недавно, и Ирина Константиновна тяжело переживала происходящее, уже находясь в больнице.

– Владислав Иванович (муж Архиповой. – Прим.) сейчас находится в больнице, – рассказывает Надежда Хачатурова. – Он просто не в состоянии разговаривать – не прошло еще и сорока дней со дня похорон его мамы. Владислав Иванович просто в шоке от случившегося.

Сердце народной артистки СССР Ирины Архиповой остановилось сегодня рано утром.

– Ночью сердце Ирины Константиновны останавливалось дважды, – сообщили Life News в Боткинской больнице. – Первый раз ее удалось спасти. Вторая остановка произошла около пяти утра, и, к сожалению, сделать что-то было уже невозможно.

Оперную певицу перевели в сосудистую реанимацию несколько дней назад из отделения ортопедии. 85-летняя Ирина Константиновна в клинику поступила с очень серьезными нарушениями работы сердца. У нее ишемическая болезнь сердца, стенокардия, аритмия. На фоне всего этого у нее возникли проблемы с суставами.

Врачи делали все возможное, чтобы помочь великой артистке. Несмотря на преклонный возраст, интенсивный курс лечения дал определенные результаты и оперной певице стало лучше.

Однако улучшение, как оказалось, было временным. Состояние певицы, исполнившей знаменитую Кармен (ее назвали лучшей в мире Кармен), резко ухудшилось. Ее повторно перевели в реанимацию. К сожалению, организм Архиповой не справился с тяжелым недугом, сердце остановилось.

Трагическую весть из реанимации сразу же сообщили мужу Архиповой Владиславу Пьявко.

– Владислав Иванович сейчас находится в больнице, – рассказывает исполнительный директор фонда Архиповой Надежда Хачатурова. – Он просто не в состоянии разговаривать – не прошло еще и сорока дней со дня похорон его мамы. Владислав Иванович просто в шоке от случившегося.

В четверг в два часа дня агент Пьявко приходил в больницу, где оформил необходимые документы, связанные со смертью певицы. По словам сотрудников клиники, он провел в больнице около получаса. После его визита стало известно, что прощание с Ириной Архиповой состоится в Большом зале Консерватории в субботу в полдень, а после ее похоронят на Новодевичьем кладбище столицы.

– Это огромная потеря для всего музыкального сообщества, не только российского, но и мирового, – говорит Иосиф Кобзон. – Ирина Константиновна давала возможность молодым исполнителям проявить себя, эта утрата не просто печальна, она очень горька. Я ее знал еще с юных лет, когда она выступала на сцене Большого театра, был ее большим поклонником, ее голоса. Последний раз мы виделись два года назад на фестивале в Твери, который устраивал ее фонд.

– Ирина Архипова была одной из самых громких певиц мира, – вспоминает Николай Басков. – Под ее патронажем начинали свою карьеру многие известные российские артисты, например Дмитрий Хворостовский. Для всех, в том числе для нас, для молодежи, это огромная утрата. Она была очень чутким, ценным педагогом. Я знал ее с ранних лет, был еще совсем мальчиком. И знал очень хорошо – Ирина Константиновна была родственницей наших близких друзей. Конечно, она была великой женщиной! Настоящая царица! Архипова была очень властной: в ее присутствии очень многие терялись, смущались. Перед ней преклонялись. Огромная потеря для страны, очень, очень жаль.

Уже известно, что прощание состоится в большом зале консерватории в субботу или в воскресенье. По словам работников фонда Архиповой, вопрос о том, где будет похоронена великая певица, сейчас решается на самом высоком уровне.

sadalskij

СТАНИСЛАВ САДАЛЬСКИЙ

Народный блогер России

Вдовец Ирины Архиповой хотел застрелиться из-за 18-летней


Бешеный роман пожилого тенора с юной ученицей напророчила ему покойная жена
А мужчиной Владислава Пьявко в 13 лет сделала самая красивая путана Норильска

С 76-летним народным артистом СССР Владиславом ПЬЯВКО, всемирно признанным тенором и вдовцом великой Ирины АРХИПОВОЙ, наша журналистка познакомилась на спектакле «Колдовская любовь» в театре «Ромэн». И после представления в теплой компании продолжила общение в ресторане «Тифлисский дворик». Под впечатлением от только что увиденного Владислав Иванович разоткровенничался.

– А ведь два года назад и у меня была колдовская любовь с цыганкой! – огорошил народный артист. – Я без памяти влюбился в 18-летнюю и даже хотел застрелиться после нашего расставания. Это может показаться мистикой. В конце моего творческого вечера в Центральном доме работников искусств на сцену поднялась юная цыганка. С огромным букетом бордовых роз. Подает их и смотрит прямо в глаза. Едва заглянув в них, просто обомлел. Из глубины темных очей на меня смотрела моя Ириша!* Вот такая психофизика. Самое интересное, что Верига, так зовут девушку, не какая-то там незнакомка, а моя ученица. До этого она в течение полутора лет брала у меня частные уроки по вокалу, и ничего между нами не было. А тут вдруг безумная тяга!


Владислав Иванович идёт по жизни с улыбкой. Фото Ларисы КУДРЯВЦЕВОЙ/EG.RU

Полеты во сне и наяву
– Прибежав домой, я кинулся к своим дневниковым записям. Дошел до датированных декабрем 2010 года, – продолжал Владислав Иванович. – В том месяце Ира стала приходить ко мне во снах, хотя до этого я ночных сюжетов никогда не помнил. А тут вдруг Ириша сказала, что через пять лет отправит мне посланницу. «Что за бред? – думаю. – Мне и не нужно уже ничего, весь любовный пыл остался в прошлом». Такой же сон повторился во второй раз, а потом и в третий… На третий раз я ответил жене во сне: «Ну ладно, уговорила, пусть приходит. Главное, чтобы ты успокоилась!» После этого Ира мне не являлась.

И вот ровно через пять лет у нас с Веригой закрутился бешеный роман! Сгорая от страсти, по ночам я писал ей стихи. Например: «Душа моя стонет, рыдает, смеется. / Сорвался я в бездну внезапной любви. На встречу с цыганкой душа моя рвется, / и плазменный жар ощущаю в крови». Я не мог дня прожить без своей ненаглядной. Пока ее родители не прознали о наших отношениях, у нас с Веригой были полеты во сне и наяву. Но потом последовал запрет.

Читайте также:  Дети Мадонны - фото родных и приемных детей певицы


На обложку своего поэтического сборника автор поместил фото тай самой Вериги

– Как можно запретить любить?! – вмешался в нашу эмоциональную беседу Станислав Садальский.

– Ее отец, Стас, несколько раз выходил на меня. «Я боюсь вашей бешеной энергии, – говорил он мне. – Боюсь, что будете давить на мою дочь». Напрасно я его убеждал, что безумно Веригу люблю и хочу на ней жениться. Что он неправ, ломая ее первую в жизни любовь. И что она, покорившись отцовской воле, всю жизнь ему будет это вспоминать. Лишь потом я узнал истинную причину, из-за которой нас разлучили. Дело вовсе не в нашей разнице в возрасте: мне на момент романа было 74, ей – 18. Выяснилось, что ее отец, цыганский барон, когда Верига только родилась, сосватал ее, малютку, за маленького сына своего друга, тоже цыганского барона. А тут некстати объявился я, нарушив все их давно достигнутые договоренности. И они «закрыли» Веригу от меня. Я так бесился, что однажды положил перед собой на кухонный стол подарок Министерства обороны СССР – именной пистолет Стечкина. Решил для себя: все, надо уходить.
Но в самый последний момент, перед тем как взвести курок, внутри меня что-то щелкнуло.

Я за три ночи скомпоновал все стихи, которые писал Вериге, и выпустил поэтический сборник под названием «История одной любви». Так потихоньку и выкарабкался.

ПЬЯВКО (слева) во время дружеского ужина со Стасом САДАЛЬСКИМ и Натальей ПШЕНОВОЙ. Фото Ларисы КУДРЯВЦЕВОЙ/EG.RU

Четыре года сумасшествия
– А знаете, – вдруг вспомнил Пьявко, – моя первая любовь Нина еще жива. Ей 97 лет. А познакомились мы, когда мне было 13, а ей – 33. В заполярном Норильске, где я тогда жил с мамой и репрессированным отчимом, она слыла проституткой экстра-класса. Однажды иду по Севастопольской улице и вижу, как комсомольский патруль забирает с панели красавицу с огромной косой. У меня, пацана, челюсть отвалилась, а она закричала: «Что, малолетка, уставился? Красивых баб не видел? Пшел вон отсюда!»

Эта встреча не выходила у меня из головы. Пришел домой и стихи написал (поэзией я увлекаюсь с детства): «Осень. Сад. Спустился вечер. / С хрустом грушу хрумкаю. / Если я тебя не встречу, / я тебя придумаю». И недели через две у нас началось это сумасшествие, продолжавшееся четыре года. Нина стала моей первой женщиной и даже родила мне старшего сына. В следующем году Андрею уже 60 исполнится.


Кстати, у моей Нины удивительная судьба. Как только у нас роман завязался, она сразу же от всех клиентов отказалась. Некоторые мужчины пытались настаивать на свиданиях, но пришел на помощь мой отчим. Он отсидел как «враг народа», но воровской мир к нему очень хорошо относился. Паханы его звали Батя-батя.

В общем, отчим узнал, что я сошелся с этой женщиной, и сказал ребятам, чтобы те разобрались с непонятливыми. Они серьезно поговорили: мол, вот эту тетку не трогайте. Один начал распальцовываться: «Да ладно, будете мне еще указывать». – «Парень, ты понимаешь, Норильск – это большая тундра, и зима здесь долгая и тяжелая – замерзнуть можно». Он не понял и замерз.

Моя Нинка к своим 33 годам имела всего пять классов образования. И только потом – этому способствовало, видимо, пришедшее ощущение нужности – окончила школу. Затем – горный техникум и институт. Защитила кандидатскую и докторскую. Работала научным сотрудником до 85 лет, когда уже стало тяжело ходить.

До сих пор любознательна, легка на подъем. Недавно звоню в Иркутск, где они живут с моим сыном (я со всеми своими семью детьми от семи разных женщин общаюсь), и говорю: «Хочу вас повидать». – «Приезжай, – отвечают, – только мы сейчас на Кипре отдыхаем». Выкроив окошко в гастрольном графике, полетел на Кипр. Встретились. Нина и сейчас такая же красивая, как в молодости. Только косы нет. И очень много морщин.

Обо всем успели поговорить. «Помнишь нашу первую встречу, когда меня патруль задерживал? – спросила меня и мечтательно добавила: – Ты бы видел свои глаза, я в них утонула!»


*Знаменитая Ирина Архипова – жена Пьявко, с которой он прожил более 40 лет, ушла из жизни в феврале 2010-го.

Как Галина Вишневская была послана на три буквы
В биографии Пьявко случился пикантный момент, когда любящие женщины чуть не передрались из-за него.

Тогда красавчика Влада приняли солистом в Большой театр, и он стал ухаживать за Галиной Вишневской. Когда же в театр пришла другая прима – Архипова, Пьявко неожиданно переключился на нее. Ирина вначале дала понять, что у них вряд ли что-то получится. Она ведь была старше на 16 лет. Но пылкого юношу неприступность Архиповой лишь раззадоривала. И он победил.


Назло Владу ВИШНЕВСКАЯ вышла замуж за Мстислава РОСТРОПОВИЧА и потом ни разу не пожалела

Вишневскую между тем жутко взбесило, что Пьявко сделал выбор не в ее пользу. И однажды между двумя гранд-дамами случился жесткий разговор. Архипова не выбирала выражений, и уязвленная Галина наябедничала на Ирину в партком. Архипову вызвали на собрание с требованием публично извиниться. Та согласилась попросить прощения у коллеги. Но лишь за форму своего высказывания, а не за содержание. И вскоре, на зависть сопернице, стала женой Пьявко.

Ирина Архипова биография кратко и интересные факты

Сообщение о Ирине Архиповой, известной русской оперной певице, кратко изложено в этой статье. Доклад поможет Вам подготовиться к занятию.

Ирина Архипова биография кратко

Ирина Константиновна Архипова появилась на свет в Москве 2 января 1925 годав Москве в семье инженера. Отец хоть и овладел технической профессией, но одаренно играл на разных музыкальных инструментах. Мать пела в Большом театре. С детства девочка посещала обычную музыкальную школу, а после школу им. Гнесиных. Родители решили, что дочке необходимо овладеть профессией архитектора, так как она более практична для жизни. С началом войны семья Архиповых переехала в Ташкент.

В 1942 году Ирина стала студенткой Архитектурного института. Спустя 3 года начала посещать вокальную студию, которая находилась при институте. Архипова активно совмещала два вида деятельности. Для дипломной работы она выбрала тему проектирования памятника на честь павших солдат в Севастополе. Ее идея казалась необычной и новой. После успешной защиты диплома в 1948 году, будущая оперная певица по распределению попала в архитектурную мастерскую. Ирина работала над конструированием жилых домов на Ярославском шоссе. По ее проекту свели Московский финансовый институт. Параллельно девушка поступила на вечернее отделение консерватории и занималась пением.

Дебют певицы состоялся в 1951 году на радио. В 1952 году переводится на дневное отделение, где прошел последний год обучения. К прежней работе она уже не вернулась. В 1953 году поступает в аспирантуру. Не раз пыталась пройти прослушивание в Большой театр. В 1954 году Ирина Константиновна уезжает в Свердловск, где отрабатывает в театре оперы год. После подает заявку на участие в международном вокальном конкурсе. Архипова, выиграв конкурс, стала давать концерты по России.

В 1956 году она гастролирует в Ленинграде на сцене Малого театра. После выступления ее по приказу Министерства культуры перевели в Москву. С 1 марта 1956 года Ирина стала работать в Большом театре. Первое е выступление было с болгарским певцом Любомиром Бодуровым, партия Кармен. После была партия Элен («Война и мир»), Амнерис («Аида»), Мэг («Фальстаф»). После исполнения в 1958 году сложной партии по постановке Л. Яначека, начались зарубежные гастроли певицы. Ее популярность росла день ото дня.

В 1966 году ее пригласили в качестве жюри конкурса им. П. И. Чайковского. Спустя год она была бессменным жюри конкурса им. М. И. Глинки. В 1997 году по приглашению министра культуры Азербайджана ПоладаБюль-БюльОглы и президента страны Гейдара Алиева Ирина Константиновна возглавила жюри Конкурса им. Бюль-Бюля, который был организованный к его 100-летию со дня рождения.

С 1976 оперная певица преподает в Московской консерватории, а в 1984 году получает звание профессора. Она проводила мастер-классы в США, Финляндии, Польше. В 1986 году Архипова стала председателем центрального правления Всесоюзного музыкального общества. В 1993 году заняла пост президента фонда «Ирина Архипова» и вице-президента Международной академии творчества.
Также Ирина Архипова была известна как исполнительница концертных произведений. В 1990-тых годах она организовала цикл концертов «Антология русского романса».

19 января 2010 года певицу госпитализировали в городскую больницу им. Боткина с сердечной патологией. Ее не стало 11 февраля 2010 года в Москве.

Ирина Архипова интересные факты

В 1955 году активно гастролировала за рубежом. Она посетила Австрию, Польшу, ГДР, Финляндию, Италию, Венгрию, Румынию, Чехословакию, США, Болгарию, Японию, Канаду и Францию. Архипова даже делила античный амфитеатр в Оранже с Монсеррат Кабалье.

Ирина Константиновна признана царицей русской оперы и лучшей Кармен в мире.

Первым мужем Архиповой был однокурсник Евгений Архипов, от которого она родила сына. С первым мужем Ирина Константиновна прожила недолго, однако фамилию оставила на всю жизнь. Второй раз вышла замуж за переводчика Юрия Волкова. В 1966 году она познакомилась с молодым певцом Владиславом Пьявко, который стал ее третьим и последним мужем.

Является автором книг «Музыка жизни», «Музы мои», «Бренд по имени «Я».

В 1999 году ей присудили премию Castadiva.

Надеемся, что доклад про Ирину Архипову помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации об оперной певице России. А краткий рассказ об Ирине Архиповой Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Ссылка на основную публикацию