Дети Игоря Третьякова

Павел Третьяков и Вера Мамонтова: единственная любовь основателя знаменитой галереи

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Павел Михайлович Третьяков был потомком старинного купеческого рода. Павел с братом Сергеем продолжили дело отца, но коммерция не стала их единственным занятием. Еще в юности Павел начал коллекционировать гравюры и эстампы, а однажды загорелся идеей создать национальную художественную галерею. 22 мая 1856 г. он приобрел картину В. Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» – и этот день считают днем рождения Третьяковской галереи.

Павел Третьяков в свои 32 года был закоренелым холостяком. За его застенчивость и немногословность друзья прозвали его «неулыбой», а за слишком затянувшуюся холостую жизнь – «Архимандритом». Уже никто не верил в то, что он когда-нибудь соберется жениться, как вдруг меценат объявил о своей помолвке с Верой Николаевной Мамонтовой. Один из его друзей, услышав эту новость, воскликнул: «И в голову не приходило, что Вы умеете влюбляться!».

Вера Николаевна тоже выросла в купеческой семье, в которой все увлекались искусством. Только ее страстью была не живопись, а музыка. Меценат посещал мамонтовские музыкальные вечера и все больше привязывался к 20-летней Вере, которая не блистала яркой красотой, но поражала интеллектом и женственностью.

Свадьбу сыграли 22 августа 1865 г. Брак оказался крепким и счастливым. У них родилось шестеро детей, в которых родители души не чаяли: «Искренно от всей души благодарю Бога за тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья!» – писал Третьяков жене. Их старшая дочь Вера в своих воспоминаниях описывала детство с особенной теплотой: «То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным».

Однако семейное счастье отнюдь не было безоблачным: всю жизнь Вере Николаевне приходилось мириться с существованием соперницы, которой ее муж посвящал все свое время и отдавал все средства, – Третьяковской галереи. Меценат вел строгий учет расходов жены, проверял ее домашнюю бухгалтерию, заказывал сюртук только после того, как старый изнашивался. Все его деньги уходили на приобретение картин для галереи и на благотворительную деятельность: Третьяков жертвовал на университетский музей античного искусства, на Никольский храм, на содержание училища для глухонемых и художественных школ, на экспедицию Миклухо-Маклая и т. д.

Жена никогда не препятствовала его деятельности и не упрекала в этих тратах, даже если они были чрезмерными – как, например, когда он приобрел для галереи «Туркестанскую серию» Верещагина за 90 тысяч рублей (ровно столько составляло приданое Веры Николаевны). «Если ты доволен мной, дорогой мой, то я еще больше дорожу любовью такого драгоценного человека», – говорила она мужу.

В 1887 г. в семье случилось несчастье: от скарлатины умер младший сын, и Третьяков лишился единственного наследника. Его второй сын Михаил страдал слабоумием, поэтому передать дело было некому. В 1892 г. умер младший брат Павла Михайловича. После этих трагических событий Третьяков замкнулся в себе, стал молчаливым и угрюмым. В том же году он передал галерею в дар городу, оставшись ее попечителем. Император пожаловал меценату дворянский титул, но он не захотел отказываться от своего купеческого происхождения и не принял его.

В 1893 г. Вера Николаевна пережила микроинсульт, в 1898 г. ее разбил паралич. У постели больной жены Третьяков наконец признался: «Я всю жизнь не мог решить, что мне дороже – галерея или ты? Теперь я вижу, что ты мне дороже». В ноябре того же года Третьяков сам слег с обострением язвы желудка, а 16 декабря его не стало. Последними словами Третьякова были: «Берегите галерею!». Его жена пережила его на 3 месяца.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Праправнучка Павла Третьякова Екатерина Хохлова: “Мы никогда не жили за счет наследства”

Имя Павла Третьякова, создателя известной всему миру столичной галереи, любят вспоминать, когда заходит речь о нынешних меценатах. Как сложилась жизнь прямых потомков этого выбивающегося из всех стереотипов человека, который уже в 20 с небольшим лет замыслил собрать и подарить Москве коллекцию национальной русской живописи и положил на эту цель всю жизнь и средства? Об этом обозревателю “Известий” рассказала праправнучка Павла Третьякова Екатерина Хохлова, директор Библиотеки киноискусства имени С.М.Эйзенштейна.

вопрос: Вы всегда знали о том, что являетесь наследницей по прямой “того самого Третьякова”?

ответ: Никто специально мне об этом не говорил. Сколько я себя помню, всегда в моей жизни была галерея, куда меня водили с раннего детства. На ребенка прежде всего воздействует общая атмосфера семьи, что было гораздо важнее рассказов и наставлений. Помню, как совсем маленькой родители водили меня в дом, где жили моя прабабушка Александра Павловна Боткина и ее дочь, моя бабушка Александра Сергеевна Хохлова, актриса кино, со своим мужем, кинорежиссером Львом Кулешовым. Это был уникальный дом, где бывали интереснейшие люди, стояли огромные книжные шкафы – до потолка, в верхнем отделении которых хранились большие альбомы с фотографиями.

ответ: 27 октября в Третьяковской галерее откроется выставка, посвященная 100-летию “Русских балетов” в Париже, и там будут фотографии Сергея Дягилева, с которым Боткины были очень близко знакомы, из нашего домашнего архива. Прошлое вплеталось в нашу жизнь так же естественно, как сохранившиеся семейные вещи.

вопрос: А что вы знали про другого своего прапрадеда – Сергея Петровича Боткина, первого русского лейб-медика царской семьи, именем которого названы и улицы, и больница, и болезнь Боткина?

о: Знала, что он был выдающимся врачом, очень любил музыку и хорошо играл на виолончели, которую всегда возил с собой. Сразу после окончания Московского университета он добровольцем участвовал в Крымской кампании. Его старший сын Сергей, мой прадед, отправился добровольцем на Русско-японскую войну, возглавлял Красный Крест действующей армии, работал в армейских госпиталях. На фронте он встретился с младшим братом Евгением, который тоже стал врачом и участвовал в Русско-японской войне как доброволец. Сергей Сергеевич тоже был лейб-медиком царской семьи, как и Евгений, который остался с этой семьей до конца.

в: Сергей Сергеевич Боткин, как и его тесть Третьяков, занимался коллекционированием русского рисунка, субсидировал журнал “Мир искусства”. Его дом в Петербурге называли “домом-музеем”. А как его коллекция оказалась в Русском музее?

о: Сергей Сергеевич скоропостижно скончался в 1910 году. А Александра Павловна после 1914 года жила в основном в Москве со старшей дочерью Александрой, которая вышла замуж за москвича, актера МХТ Константина Хохлова, но очень часто ездила в Петроград, где в доме на Потемкинской оставалась ее вторая дочь, Анастасия. После февральской революции Александра Павловна очень беспокоилась за коллекцию мужа: перевезти в Москву восемь огромных сундуков она не могла, поэтому отдала их на хранение в Русский музей. За неделю до октябрьских событий 1917 года. После революции коллекция Боткина, как и все крупные художественные собрания, была национализирована и осталась в Русском музее.

в: Ваша прабабушка оказалась в тяжелом положении – одного из братьев ее мужа, Евгения Боткина, большевики расстреляли в Екатеринбурге вместе с царской семьей.

о: Тогда многим приходилось тяжело. Прабабушка и бабушка оказались в числе так называемых “лишенцев” – они не имели права голосовать, работать в госорганах, получать продовольственные карточки. Многие родственники и знакомые уехали за границу. Старшая дочь Третьякова Вера со своим мужем, Александром Зилоти, уехала сначала в Финляндию, потом в Америку. Мария, которая была замужем за еще одним братом Боткиным, Александром, со временем оказалась в Италии. Любовь уехала еще раньше – сначала, став женой художника Льва Бакста, во Францию, потом, когда они расстались, в Италию.

в: Из питерского “дома-музея” вашу прабабушку новая власть, конечно, выселила?

о: Их все уплотняли и уплотняли, пока не оставили две комнаты, а в начале 1920-х лишили и этих двух комнат. Анастасия осталась в Ленинграде и погибла там во время блокады. Александра Павловна жила в Москве с семьей Шуры в Ваганьковском переулке. В этой квартире, большую часть которой в 20-е годы заселили другими жильцами, я и бывала с родителями в детстве.

в: Это правда, что именно родство с Евгением Боткиным положило конец кинематографической карьере вашей бабушки Александры Хохловой – необыкновенно выразительной актрисы немого кино, о которой много писали на Западе?

о: Возможно, подтверждения этому есть в каких-то очень закрытых архивах, но скорее всего запрет был дан в устной форме. В 1930-е годы Хохловой сниматься не разрешали: не могла родная племянница человека, расстрелянного с царской семьей, который добровольно пошел с ней на смерть, хотя мог и уйти, – не могла она быть “лицом” Страны Советов.

в: Сергей Эйзенштейн в 1920-е утверждал, что “под Хохлову” нужно делать фильмы. Но ей пришлось самой ставить фильмы и преподавать в Институте кинематографии.

о: Бабушка никогда не жаловалась, что она была чего-то лишена. В семье детей учили, что человек должен всего добиваться сам. Все знали о своих предках, но никогда не жили за счет наследства.

в: Старшее поколение вгиковцев, которым довелось учиться в послевоенные годы, когда ректором был Лев Кулешов, вспоминает, что студентов заставляли оставлять в гардеробе пальто, хотя в аудиториях было холодно. А когда начинались занятия, Александра Сергеевна Хохлова тайком бегала по гардеробу и совала в студенческие карманы бутерброды и деньги.

о: Они всегда опекали студентов, особенно живших в общежитии и не имевших возможности нормально питаться. Этой осенью исполняется 90 лет ВГИКу, с которым с момента его основания в 1919 году связана вся жизнь Хохловой и Кулешова. Для меня ВГИК тоже был родным домом, потом я и сама его окончила.

Идеальные жены выдающихся мужей

в: На “желтые” вопросы отвечаете?

о: Насчет Лили Юрьевны Брик, конечно?

в: Значит, все-таки было что-то у Льва Кулешова с роковой музой поэта Владимира Маяковского? Вы когда-нибудь говорили с бабушкой об отношениях ее мужа и Лили Брик?

о: Много раз. В 1920-е годы Лев Кулешов был очень известным и модным кинорежиссером, вместе с Сергеем Эйзенштейном и Дзигой Вертовым он входил в число самых знаменитых режиссеров Советского Союза. Кулешов очень любил всякую технику, и особенно автомобили, и одним из первых в Москве завел американский “Форд”.

в: Лиля Юрьевна тоже рассекала по Москве в авто – подарке Маяковского, став чуть ли не единственной в Москве 1920-х дамой за рулем.

о: Думаю, ее увлечение автомобилями пошло от Кулешова, как и желание заняться кинорежиссурой, которое возникло во время их романа. Кулешов тогда снимал фильм в Москве и Одессе, Лиля Юрьевна была с ним, а Александра Сергеевна снимала свой фильм в Ленинграде. У меня есть письма Льва Владимировича к Хохловой, в которых он подробно описывал, что происходило, ничего не скрывая. Это трудно понять, но они были не просто мужем и женой. Между ними всегда существовала удивительная духовная связь, было полное взаимопонимание. Кулешов с юмором описывал, например, как они приехали с Лилей в Ленинград, вышли на Невский и встретили там сценариста Натана Зархи и режиссера Всеволода Пудовкина. Те не знали, как реагировать на их появление вдвоем, и сделали вид, что не замечают Кулешова и Лилю. А потом тон писем начал меняться. Кулешов все чаще писал, что Лиля очень капризная, все время чего-то требует, что ему с ней скучно. В конце концов он с ней расстался.

в: Ваша бабушка отчасти повторила женскую судьбу прабабушки, муж которой, как пишут, потерял голову от Тамары Карсавиной.

о: Сергей Сергеевич ухаживал за Карсавиной. Это была интересная, красивая, элегантная женщина, очень известная в то время балерина. Она была замужем, бывала в доме Боткиных. Думаю, он был очень ею увлечен, но вряд ли это был роман в современном понимании, подразумевающем в первую очередь физическую близость. После смерти Сергея Сергеевича Карсавина регулярно бывала в доме Александры Павловны, дружила и с ней, и с девочками. Но мне не хотелось бы, чтобы на моих предков наводили несвойственный им глянец. И Павел Михайлович Третьяков, и Сергей Сергеевич Боткин, как и многие другие мои предки, были действительно образцами для подражания, но у них тоже были свои недостатки. Например, в каждодневной жизни с Павлом Михайловичем было, наверное, не очень просто. Он был строг, особенно в семье, с детьми. Другое дело, что с течением времени все незначительное забывается, остается только самое важное.

Читайте также:  Дети Валерия Харламова

в: Когда старшая дочь, Вера, собралась замуж за музыканта Зилоти, он поначалу не разрешил. Это была настоящая трагедия – с болезнью дочери, с нервной горячкой. Почему он так противился этому браку?

о: Боялся богемной среды, хотя Зилоти был прекрасным пианистом и дирижером, учеником Листа.

в: Да еще и двоюродным братом Сергея Рахманинова.

о: Чайковский очень ценил Зилоти как пианиста, называл “агентом русской музыки”. И все же Павел Михайлович не хотел отдавать за него дочь. И отношение это осталось в более поздние времена, когда у Зилоти уже были дети. Однажды моя прабабушка обратилась к отцу с просьбой, чтобы он помог ее сестре Вере материально. В книге Александры Павловны опубликован адресованный ей ответ отца на эту просьбу. Он писал, что никогда не откажется помогать, но надо уметь “разумно жить”. И еще он замечательно написал о том, в чем состоит долг родителей: “Для родителей обязательно дать детям воспитание и образование и вовсе не обязательно обеспечение”. Там же Павел Михайлович объяснял, за что он уважает своего зятя Сережу Боткина – потому что тот имеет профессию, которая позволяет ему помогать людям и обеспечивать семью.

в: Но деньги-то дочери дал?

о: Дал.

Американские потомки не знают, чем знаменит их предок

в: В 2006-м отмечалось 150-летие с того момента, как молодой купец Третьяков приобрел первую картину. Это правда, что на юбилейных торжествах встретились потомки Третьякова, которые до этого никогда не встречались?

о: Да, приехали потомки Зилоти, хотя теперь они стали Силоти. В 1970-е в Москву приезжал из Америки младший сын Веры Павловны и Александра Ильича Зилоти – Лев. Внук Веры Павловны, Алекс Силоти, – инженер-компьютерщик. Он приехал в Москву вместе с двумя племянницами. Они уже совершенно американцы, по-русски не говорят. Очень удивлялись, что их предок так знаменит в России, и практически ничего не знали про Третьяковскую галерею.

в: Но у Веры Павловны было много детей. Где же многочисленная американская родня?

о: Потомки остались только у ее сына Льва. Остальные были бездетны. Из двух дочерей моей прабабушки Александры только у моей бабушки был сын, у Анастасии детей не было. Так что от этой ветви из прямых родственников осталась только я, мой сын и внуки. У третьей дочери Павла Третьякова Любови было двое детей: дочь Марина от первого мужа, художника Николая Гриценко, который умер молодым от чахотки, и сын Андрей – от ее второго мужа, художника Льва Бакста. Кстати, Марина Николаевна, пожалуй, единственная из наших близких родственников по линии Третьяковых, всю жизнь прожила в России и похоронена на Новодевичьем кладбище. Она не была замужем, детей у нее не было. Андрей Бакст тоже умер бездетным, но в Париже. У последней дочери Третьякова, Марии, вышедшей замуж за брата Сергея Боткина, была одна дочь, но она умерла бездетной. Сын Павла Михайловича Третьякова Михаил родился больным и тоже не оставил потомства. А младший сын Иван умер ребенком.

в: Получается, что из прямых потомков у немаленькой семьи Павла Третьякова – только американские Силоти и московские Хохловы?

о: Мой сын уже не Хохлов, а Фадеев. Людей, носящих фамилию Третьяковых и являющихся наследниками по прямой Павла Михайловича, сегодня нет. Есть еще потомки у Мамонтовых, Боткиных, Щукиных, Якунчиковых и других известных семей, бывших в родстве с Третьяковыми. Например, моя прапрабабушка Вера Николаевна, жена Павла Михайловича, была урожденной Мамонтовой, двоюродной сестрой Саввы Мамонтова, знаменитого мецената.

в: Петр Ильич Чайковский ведь тоже был в родственниках у Третьяковых?

о: Скорее в свойственниках. Брат композитора Анатолий Ильич женился на дочери одной из сестер Павла Третьякова.

в: Вам не обидно, что нынешние москвичи мало знают о вашем удивительном предке?

о: Мне не кажется, что о нем мало знают. Другой вопрос – как рассказывать о нем? Ведь для Павла Михайловича и таких, как он, жизнь во многом определялась православной верой, пониманием того, что человек должен не только брать, но и отдавать. Большинство музейных коллекций составлено из собраний купцов-меценатов. А сколько в Москве больниц, построенных богатыми благотворителями – Морозовыми, Солдатенковыми, Щукиными и другими. Мы до сих пор живем во многом за их счет.

Виктор Третьяков, биография, новости, фото

Имя: Виктор Третьяков (Viktor Tretyakov)

Отчество: Анатольевич

День рождения: 7 марта 1961 (59 лет)

Место рождения: г. Рига, Латвия

Рост: 165 см

Вес: 62 кг

Восточный гороскоп: Бык

Карьера: Российские музыканты 615 место

Биография Виктора Третьякова

Виктор Третьяков – знаменитый поэт, композитор и исполнитель песен, который объездил с концертами почти всю Россию, выступал в Бельгии, Германии, Франции, Голландии. Он сочиняет простые и берущие за душу стихи и музыку, умеет создать образы и заставить задуматься о жизни.

Его творчество нравится слушателям разных поколений. Прежде чем стать автором-исполнителем Виктор получил техническую профессию. Но умение обрисовать конкретную жизненную ситуацию, красиво преподнести её слушателю привели Третьякова на сцену и сделали популярным. Боле двадцати лет он радует своими душевными песнями.

Исполнившаяся мечта: детство Виктора Третьякова

После окончания школы Третьяков поступил в электромеханический техникум. В 1982 году после службы в армии пошёл работать инженером на завод. Третьяков в то время уже писал песни и находил слушателей среди своих друзей и коллег. Это увлечение было для души, а для жизни была нужна серьёзная профессия.

Виктор поступил на вечернее отделение Рижского политехнического института. Но парню хотелось большего, он не мог представить свою жизнь без гитары. И в 1988 году Третьяков совершает на то время очень смелый поступок. Бросает работу с неплохим окладом и уходит в «Театр на Тихой улице». Начинает зарабатывать на жизнь выступлениями на концертах в санаториях города Юрмалы.

Спустя годы исполнитель признался, что для того чтобы заниматься любимым делом, ему пришлось поголодать.

Личная жизнь Виктора Третьякова

Шаги Виктора Третьякова на большой сцене: первые песни

В Юрмале отдыхало много известных певцов и композиторов. В 1988 году Виктор Третьяков познакомился с Яном Френкелем и выступил с ним сцене Дворца культуры завода ВЭФ. Возможно, это выступление вселило уверенность в свои способности и привело, ныне известного барда, на большую сцену.

В 1991 году Третьяков переехал жить в Москву. В независимой Латвии не было возможностей для развития его творчества.

У Виктора только две песни о войне в Афганистане. Но благодаря им исполнитель попал в передачу «Полевая почта Юности». После записи Третьякову удалось заинтересовать музыкального редактора «Взгляда» Юрия Бершидского. И «Разговор с афганцем» прозвучал в эфире. Афганские и политические песни помогли выжить в тяжёлые 90-е годы.

Виктор не эмигрировал из России. Его творчество было востребовано в стране. Он писал о переживаниях простыми словами, но с глубоким смыслом. В стихах не было пошлости и излишней политизированности. Он не призывал к конкретным действиям, но слова подвигали на внутреннюю деятельность. После концерта хотелось исправлять ошибки, верить, что миром правит любовь, случаются чудеса и всё в жизни будет хорошо.

Самым большим достижением Третьяков считает, что он не уехал из России. Встречаясь во время гастролей с эмигрантами, он понял, что нельзя быть счастливым на чужой земле. Только друзья, интересные картинки из жизни помогают написать слова, которые затронут слушателя.

В то время, чтобы талантливому человеку попасть на сцену, не требовались чемоданы денег. Нужно было идти в ногу со временем и писать социальные песни. Третьяков исполнял песни в передачах «До 16 и старше», «Споемте, друзья», «Шире круг».

В 1990 он выпустил свой первый диск «Колокола». И выступил в финальном концерте «Песня года». За такой короткий творческий период ему удалось добиться многого. Участие в телевизионном фестивале, который считался главным событием в эстрадном искусстве – это признание актёрского мастерства и таланта.

Прошли годы, сменились передачи, выросло новое поколение, но песни Виктора Третьякова продолжают радовать своей теплотой и искренностью. Они нравятся разным возрастным группам, в них можно узнать себя, свои мысли и мечты. Искренние и мудрые стихи заряжают позитивом. У исполнителя появляются поклонники, которые его сопровождают на гастролях. Он выступает в стране и за рубежом.

Большой успех на большой сцене, Виктор Третьяков сегодня

Сейчас Виктор Третьяков является успешным исполнителем. В 2012 году выпустил альбом «Продолжение Музыки» и сборник из ста лучших песен. Начал работать над альбомом «Новые песни». В фильме «Отдел С.С.С.Р.», вышедшем на экран в 2012 году, прозвучала песня автора «Вам звонят от Бога». Осенью 2013 года совершил юбилейный гастрольный тур в честь своего двадцатипятилетия на сцене.

Исполнитель стремится к чему-то новому. Об этом свидетельствует юбилейный концерт с симфоническим оркестром в Кремле, который состоялся в честь его пятидесятилетия. Третьяков выступал на сцене вместе с Иосифом Кобзоном и своим любимым певцом Олегом Митяевым. Автор и исполнитель песен получил премию проекта «Шансон года 2013».

Виктор Третьяков любит свою профессию. Он многие годы будет радовать публику душевными авторскими песнями.

Тайная наследница Третьяковки

Екатерина Хохлова: “Мой предок деньги попусту не тратил”

20.05.2006 в 00:00, просмотров: 3678

Она категорически отказывается фотографироваться. Не разрешает делать фото детей и внуков. Хотя, казалось бы, уж кого-кого, а их москвичи должны знать в лицо. Но. “Нам не нужна публичность. Мой прапрадедушка, который вас так интересует, был очень скромным человеком” — такая вот позиция у. единственного живущего в России потомка Третьякова.

И тем не менее Екатерина Сергеевна Хохлова согласилась рассказать о своем знаменитом предке. И об удивительных фактах из жизни галереи, например:

— При расширении здания галереи нарушили завещание основателя легендарной Третьяковки;

Купец Третьяков, тративший тысячи рублей серебром на искусство, в быту считал каждую копейку;

Из-за кражи четырех картин галерею закрыли на два года.

Легендарной Третьяковке — 150 лет! За полтора века она превратилась из хранилища предметов искусства в известную на весь мир галерею. Особняк в Лаврушинском переулке значится в туристических проспектах гостей из российской глубинки, иностранцев и правительственных делегаций. Казалось бы, о государственном музее известно все. Однако. Праправнучка мецената Екатерина Хохлова назначила встречу в издательстве, где она работает главным редактором.

В ее кабинете чувствуется хозяйская рука: чисто, опрятно, каждая вещь знает свое место. Она приветливо улыбается и предлагает чаю. Я внимательно рассматриваю Екатерину Сергеевну — высокая, светловолосая, с крупными чертами лица.

“Павел Третьяков и его жена Вера Николаевна (урожденная Мамонтова) имели шестерых детей: Вера, Александра, Любовь, Мария, Михаил, Иван. От скарлатины в возрасте восьми лет умер Ваня. А Миша родился больным и был недееспособным — скончался, не дожив до совершеннолетия.

Вера вышла замуж за пианиста Александра Зилоти. Мужем Александры стал известный врач Сергей Боткин, а его брат Александр, тоже доктор, женился на Марии. Любовь в первом браке была замужем за художником Николаем Гриценко, а во втором — за живописцем Львом Бакстом. Во время революции из России не уехала только одна дочь Третьякова — Александра Павловна. На сегодняшний день потомки знаменитого мецената остались только от двух его отпрысков: Веры и Александры. Наследники первой живут в США. Кстати, в этом году они впервые приедут на родину своего знаменитого предка. Потомки от Александры проживают в России — это и есть Екатерина Сергеевна Хохлова”.

— Екатерина Сергеевна, вы похожи на своего знаменитого предка Павла Третьякова?

— Если судить по семейным фотографиям, я похожа на свою прабабушку Александру Павловну, вторую по старшинству дочь Павла Михайловича. Хорошо ее помню — когда она умерла, мне было уже 12 лет. В моей памяти она осталась сдержанной, даже молчаливой. По характеру бабушка была очень похожа на своего отца. И Третьяковской галерее она посвятила всю свою жизнь.

— Каким же был легендарный меценат?

Читайте также:  Дети Игоря Николаева

— Павел Михайлович был очень скромным, даже застенчивым. В молодости друзья прозвали Третьякова Архимандритом. Он рано повзрослел, после смерти отца в 20 лет уже вел дела вместе с матерью Александрой Даниловной, а в 24 начал собирать картины русских художников. Удивительно, что в первом своем завещании, написанном, когда ему было всего 28 лет, Павел Михайлович уже выразил желание передать свое собрание народу.

Одной из первых картин, купленных Третьяковым, была “Стычка с финляндскими контрабандистами” Худякова. Это случилось в 1856-м, и именно этот год считают временем рождения галереи. Первоначально полотна размещали в гостиной дома Третьяковых в Лаврушинском переулке. Однако когда к 1872 году коллекция уже насчитывала около 150 работ, купец принял решение специально для картин отстроить двухэтажное здание. Новое хранилище примыкало к южной стене дома. Два зала соединялись внутренним переходом с жилой частью, но имели отдельный вход с улицы. В августе 1892 года меценат передал собрание в дар Москве.

Благодарные потомки не выполнили завет знаменитого купца — не перестраивать галерею. Об этом он просил в специальной приписке к завещанию. Как известно, в XX столетии здание Третьяковки не раз расширялось.

Интересная деталь — Павел Михайлович частенько задумывался: не обижает ли своих домашних тем, что довольно много времени посвящает галерее. В одном из писем даже признается: дескать, размышлял над вопросом, кого любит больше — галерею или жену. Пришел к выводу — все же супругу. Кстати, женитьба Третьякова на красавице Вере Николаевне произвела в московском обществе эффект разорвавшейся бомбы. Ведь в юности Третьякова выделяли за скромность и сдержанность. Например, Павел Михайлович не пропускал ни одного поста. Правда, постился знаменитый купец весьма оригинальным образом: ел бифштекс и пил вино — ничего больше. Так он себя “сдерживал”.

— Екатерина Сергеевна, правда, что основатель галереи терпеть не мог, когда его хвалили?

— Это правда. Он не любил быть в центре внимания и старался избегать торжеств, связанных с его чествованием. Когда в 1894 году был с большой помпой устроен съезд художников и любителей художеств в честь открытия городской Третьяковской галереи, Павел Михайлович под предлогом дел уехал в Петербург.

— В таком случае ему бы не понравились торжественные мероприятия по случаю нынешнего юбилея галереи?

— Думаю, что ему бы понравились выставки, которые в эти дни открывает галерея. А вот на торжественном вечере в Колонном зале он вряд ли бы присутствовал. Ведь помимо особенностей его характера надо учитывать отношение Павла Михайловича к делу — а галерея была не менее важным делом его жизни, чем предпринимательская деятельность. Он не тратил время просто так, на разговоры. И деньги тоже не тратил попусту. Считал, что нужно уметь жить так, чтобы не просить. Когда его старшая дочь Вера вышла замуж за музыканта Александра Зилоти, в начале совместной жизни молодые испытывали финансовые затруднения. И тогда моя прабабушка написала Павлу Михайловичу письмо с просьбой помочь Вере. В ответном письме Третьяков высказал свою точку зрения, которая, по-моему, и в наши дни очень актуальна.

Из письма Павла Третьякова: “Для родителей обязательно дать детям образование и воспитание и вовсе не обязательно обеспечение. (. ) Обеспечение должно быть такое, какое позволяло бы человеку жить без труда”.

Известно, что Третьяков в ведении хозяйства учитывал каждую копейку. В галерее до наших дней сохранились расходные ведомости знаменитого купца.

Наталья Примак работает в архиве музея с 1955 года. Она показывает уникальный документ: аккуратно в столбик выписаны расходы за год — на содержание дома, на еду, на лошадей, на Веру Николаевну (жену), на сено, на экипаж, на прислугу, на дочерей, на платье у портнихи-француженки. Именно эти списки свидетельствуют о том, что богатейший купец того времени был чрезвычайно экономным. Например, на путешествие по Европе тратил 500—600 рублей. Для сравнения: его жена — около четырех тысяч. В конце XIX века на 200 рублей можно было снимать двухэтажный дом, содержать прислугу и кухарку, да еще ни в чем себе не отказывать целый год.

Наталья Примак объясняет бережливость Третьякова тем, что он знал цену деньгам. Ведь свое состояние меценат нажил сам, а не получил по наследству. Но своей красавице-жене не отказывал в дамских радостях: шить туалеты у лучших портних-француженок являлось нормой. Сам же заказывал новый сюртук, когда старый уже приходил в негодность.

— Екатерина Сергеевна, Третьяковы во время революции уехали из России. И только одна его дочка — ваша прабабушка Александра Павловна — осталась. Наверное, натерпелась во время сталинских репрессий?

— Александру Павловну не арестовывали и не ссылали. Но морально ей, конечно, пришлось тяжело. Ведь у них была большая и очень дружная, любящая семья. Третьяковы состояли в родстве с Мамонтовыми, Якунчиковыми, Алексеевыми. Между ними было духовное родство и общий круг интересов, почти все они любили искусство, музицировали, собирали живопись. После революции из всей этой многочисленной семьи Александра Павловна осталась почти одна.

Какое у нее было в те годы состояние, видно, например, из письма, написанного ею в 1918 году, вскоре после расстрела царской семьи, вместе с которой был расстрелян и родной брат ее мужа, доктор Евгений Сергеевич Боткин. Но никогда ни Александра Павловна, ни ее дочь, моя бабушка Александра Сергеевна Хохлова, не жаловались на судьбу или на советскую власть, никогда не жалели о том, что потеряли какие-то материальные блага. В 20-е годы, как многие из “бывших”, они были объявлены “лишенцами”, так называли лиц, лишенных целого ряда прав при советской власти. В начале 30-х бабушку, которая была актрисой (“На красном фронте”, “Луч смерти”. — О.Х.), запретили снимать в кино. Но она преподавала во ВГИКе и даже как режиссер сняла несколько фильмов (“Мы с Урала”, “Саша”, “Игрушки”. — О.Х.).

В семье Третьяковых жены были преданы мужьям. Судите сами. Вера Николаевна не препятствовала Павлу Михайловичу, даже когда муж тратил бешеные деньги на покупку картин. Ведь когда купец приобрел несколько полотен Верещагина, по Москве пошел слух: Третьяков сошел с ума — потратил 90 тысяч на искусство.

Но больше всего Павел Михайлович мечтал купить галерею тайного советника Федора Прянишникова, где были собраны лучшие полотна русской живописи: Боровиковский, Федотов. А еще легендарный меценат всю жизнь хотел приобрести “Тайную вечерю” Ге. Но она ему не досталась — полотно купил великий князь. Самая любимая работа купца — “Христос в пустыне” Крамского — все же оказалась в галерее. Кстати, из-за этого полотна между Третьяковым и Толстым разгорались жаркие многочасовые споры. Лев Николаевич уверял, мол, лучшие работы на тему Христа у Николая Ге, Третьяков не сомневался — у Крамского.

Для легендарного мецената настоящим шоком стали факты воровства в галерее. Ведь к 1891 году из дома в Лаврушинском злоумышленники похитили четыре картины. Павел Михайлович распорядился закрыть галерею на долгих два года. Позже два полотна все же удалось вернуть.

Между тем после 17-го года и по сей день в галерее не было ни одной кражи. Несмотря на то что даже в конце 50-х в легендарной Третьяковке система сигнализации отсутствовала. Ночные дежурные, в распоряжении которых был только телефон, запирали входную дверь и каждые два часа залы внимательно осматривали. На всякий случай. Только в 90-х в Третьяковке установили суперсовременную сигнализацию. Сегодня в галерее три рубежа охраны. Первый: сигнализация установлена на дверях и окнах. Второй: так называемые объемники. То есть, если грабитель сумеет пробраться уже внутрь галереи, сигнализация сработает на колебания воздуха. И третий: каждый предмет подключен к индивидуальной сигнализации. В галерее выставляется больше тысячи экспонатов.

— Какие традиции сохранились в вашей семье со времен Третьякова?

— Самым любимым праздником всегда была Пасха. Еще отмечали то, что не принято было в советское время, — именины. У меня до сих пор хранятся вещи, подаренные прабабушкой: старинный игрушечный кошелечек, вышитая бисером маленькая сумочка — то, что ей подарили в детстве. Детские книги, на одной из которых есть надпись о том, что Павел Михайлович подарил ее своей дочери Александре, когда той исполнилось девять лет. Теперь эту книгу — “Путешествие юного натуралиста” — в нашей семье с удовольствием читает уже шестое поколение.

— Получается, вам удалось что-то сохранить, несмотря на революцию?

— Конечно, какие-то вещи остались, хотя в 20-е и 30-е годы многое было продано. Ведь надо было на что-то жить. В те годы открылись магазины, которые назывались “Торгсин” — торговля с иностранцами. Туда сдавали вещи многие из так называемых бывших. Но продавали только то, без чего можно было прожить. А вот семейные фотографии, письма, какие-то безделушки, которые, может быть, и ценности материальной не имели, сохраняли. Моя прабабушка увлекалась фотографией. Она снимала членов семьи, друзей, а среди них были люди знаменитые: например, Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина, Александр Бенуа, Константин Станиславский, актеры Московского художественного театра, и фотографии наклеивала в альбомы. Так эти огромные альбомы уцелели, несмотря на все перемены и переезды, и до сих пор хранятся у нас дома, в книжных шкафах, которые, кстати, стояли еще в подмосковном имении Куракино, где Третьяковы обычно проводили лето.

— Читала, что Третьяков подарил в приданое дочерям жемчуг на сумму в четыре тысячи рублей.

— Возможно, хотя я никогда про это не слышала. Ни прабабушка, ни бабушка никогда на моей памяти не имели драгоценностей. А по поводу вещей могу рассказать одну забавную историю. Несколько лет назад я передала в Третьяковку большой ящик, в котором Вера Николаевна, жена Павла Михайловича, хранила столовое серебро. Спустя какое-то время этот ящик готовили к экспозиции, а когда открыли, то обнаружили в нем второе дно, где со времен Третьяковых оставалось 12 столовых ножей. И мы с Третьяковкой поделили их поровну.

— Екатерина Сергеевна, отношения с родственниками, которые оказались за границей, сохранились?

— В начале 30-х все связи были прерваны, а сегодня мы стараемся их наладить.

Третьяков потратил на туркестанские полотна Верещагина 90 тысяч рублей. В пересчете на сегодняшние деньги эта сумма составляет порядка 9 миллионов долларов!

На эту сумму в наши дни можно купить: 9 самых дорогих в мире автомобилей — McLaren штучной сборки, или три особняка на Рублево-Успенском шоссе, или 20 роскошных квартир в центре Нью-Йорка. А если добавить еще 5 миллионов, то можно стать владельцем острова в любой части света.

Опубликован в газете “Московский комсомолец” №2185 от 20 мая 2006

18 детей-актеров, которых вы с трудом узнаете сегодня

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Кажется, совсем недавно мы наблюдали за жизнью папиных дочек, переживали за отношения сержанта Макарова и Полины Сергеевны из сериала «Кадетство» и следили за музыкальным успехом группы «Ранетки». Сегодня этих маленьких актеров просто не узнать. Кто-то женился, кто-то развелся, кто-то ушел из кинематографа, а кто-то продолжает добиваться успехов в актерской карьере.

Мы в AdMe.ru узнали, что стало с актерами из российских фильмов и сериалов и чем они занимаются сейчас. А вы бы смогли их узнать сегодня?

Екатерина Дубакина (Маша Шаталина), Моя прекрасная няня, 2004–2009

Екатерина Дубакина известна всем по роли Маши в сериале «Моя прекрасная няня», куда она попала случайно. В тот момент Катя ходила в театральную студию, куда пришла помощница режиссера. Она попросила Катю прочитать стихи и после пригласила на пробы. Вскоре Катю утвердили на роль. Актриса до сих пор продолжает сниматься в кино и играть в театре.

Ирина Андреева (Ксюша Шаталина), Моя прекрасная няня, 2004–2009

Ирина Андреева начала сниматься в кино в 10 лет. Впервые зрители увидели ее в фильме «Сыщик без лицензии», в том же году актрису пригласили на кастинг сериала «Моя прекрасная няня» и утвердили на роль Ксюши. После окончания съемок популярного ситкома Ирина переехала в Европу и поступила в университет. Сегодня о девушке мало что известно. Кто-то говорит, что она живет в Майами и учится на факультете рекламы и маркетинга, согласно другой версии, Ирина живет в Швейцарии и даже подумывает вернуться в Россию.

Читайте также:  Дети Ирины Аллегровой

Екатерина Кабак (Малолетка), Клуб, 2006–2009

Екатерина Кабак — та самая девчонка, которую не пускали потусить в клуб вместе с Настей Задорожной. После сериала актриса снялась в десятке проектов, выступила продюсером картины «Привычка расставаться», вышла замуж и недавно стала новой ведущей программы «Генеральная уборка» на телеканале «Пятница».

Павел Бессонов (Степан Перепечко), Кадетство, 2006–2007

Павел Бессонов сыграл пухлого и доброго курсанта Перепечко в сериале «Кадетство». Этот образ так поглотил актера, что даже в жизни его воспринимали как наивного и деревенского парня. В 2013 году Павел женился, но через 3 года брак распался, актер впал в депрессию. Сейчас Павел снимается в эпизодических ролях в кино и сериалах.

Александр Головин (Максим Макаров), Кадетство, 2006–2007

Александр Головин снимался в «Ералаше», «Кадетстве» и многих других проектах. По признанию артиста, когда он стал популярным, многие поклонницы узнавали, где он живет, и расписывали подъезд признаниями в любви. Некоторые умудрялись выяснить номер сотового, поэтому артист был вынужден менять его несколько раз в год. Сейчас Александр Головин успешно продолжает актерскую карьеру.

Мирослава Карпович (Маша Васнецова), Папины дочки, 2007–2013

Мирослава Карпович сыграла 17-летнюю Машу Васнецову в сериале «Папины дочки», когда ей был 21 год. Сериал стал настолько популярным, что снимался вплоть до 2013 года. В это время актриса успела появиться в нескольких музыкальных клипах, короткометражках и мини-сериале. Сейчас Мирослава продолжает заниматься своей актерской карьерой.

Анастасия Сиваева (Даша Васнецова), Папины дочки, 2007–2013

Анастасия Сиваева исполнила роль неординарной девушки-гота в сериале «Папины дочки». Изначально Настя пробовалась на роль старшей дочери Васнецова, но режиссер отдал ей роль Даши. О том, чем занимается Анастасия сейчас, мало что известно. Актриса часто выкладывает в инстаграме фото из путешествий и музеев разных стран.

Лиза Арзамасова (Галина Васнецова), Папины дочки, 2007–2013

До того как прийти на кастинг в сериал «Папины дочки», Лиза Арзамасова успела сыграть в мюзикле, опере, а также в других проектах. В 2010 году Лиза попробовала себя в качестве певицы и выпустила 2 сингла, на которые сняли клипы. О личной жизни актрисы ничего не известно. Ей приписывали роман с Филиппом Бледным, но слухи не подтвердились. Сейчас Лиза продолжает заниматься актерской карьерой.

Дарья Мельникова (Евгения Васнецова), Папины дочки, 2007–2013

Дарья Мельникова обрела популярность после роли Жени в сериале «Папины дочки». Актриса не стала заложницей одной роли и смогла реализовать себя в успешных кинокартинах. Даша замужем за актером Артуром Смольяниновым. В 2015 году у пары родился сын.

Екатерина Старшова (Полина Васнецова, Пуговка), Папины дочки, 2007–2013

Екатерина Старшова прославилась ролью Пуговки в сериале «Папины дочки». По словам актрисы, прийти на кастинг предложила знакомая семьи. Эта роль стала сюрпризом для родных, ведь в 5 лет Катя и так посещала разные кружки. Актриса недавно окончила школу и сейчас отдыхает от пройденных экзаменов.

Михаил Казаков (Илья Полежайкин), Папины дочки, 2007–2013

Популярность к Михаилу Казакову пришла после участия в детском киножурнале «Ералаш». А затем в 2007 году актера пригласили на роль Ильи Полежайкина в сериал «Папины дочки». Сейчас актер женат и воспитывает родного сына и дочку жены от другого брака. Живет в Твери и занимается бизнесом.

Елена Третьякова (Елена Кулемина), Ранетки, 2008–2014

Елена Третьякова в детстве играла в футбол, занималась музыкой и играла на гитаре. Однажды она увидела объявление о наборе в музыкальную группу и ради смеха решила принять участие в кастинге. Ее утвердили. Вскоре к группе пришла популярность, они записали свой первый альбом. В 2008 году канал СТС предложил девушкам создать сериал, посвященный группе «Ранетки». После окончания сериала Елена занялась сольной карьерой, но в 2015 году оставила эту деятельность. Сейчас девушка преподает йогу и регулярно проводит мастер-классы.

Лянка Грыу (Евгения Колесниченко), Барвиха, 2009–2010

До сериала «Барвиха» актриса Лянка Грыу снималась во многих постановках, но в основном на второстепенных ролях. В 2009 году вышел фильм «Возвращение мушкетеров», где актриса исполнила роль дочери д’Артаньяна. В этом же году вышел сериал «Барвиха», где Лянка сыграла ученицу элитной школы. После окончания сериала Лянка продолжила актерскую карьеру, вышла замуж за режиссера Михаила Вайнберга и родила сына. Сейчас супруги живут в Лос-Анджелесе.

Марина Орлова (Татьяна Липкина), Барвиха, 2009–2010

Актриса Марина Орлова стала известна благодаря сериалу «Родные люди», куда попала случайно. В этом же году актрису утвердили на роль Татьяны в сериале «Барвиха». С 2009 года актрису начали приглашать на съемки за рубеж, и вскоре Марина уехала на два года в США. Ее авторская работа «Здравствуйте! Я продюсер Вуди Аллена», в которой она выступила как продюсер, сценарист, композитор и актриса, признана лучшим короткометражным фильмом Италии и получила Гран-при на международном кинофестивале в Милане. Марина продолжает заниматься творчеством, а также выступает послом доброй воли итальянской благотворительной организации.

Алина Булынко (Света Голубева), Любовь-морковь — 2, 2008

Алина Булынко стала известной благодаря роли дочери главных героев в фильме «Любовь-морковь — 2». Затем девочку пригласили сняться в двух частях «Елок». Несмотря на то что фильмография Алины насчитывает 18 работ, девушка не собирается продолжать актерскую карьеру. Сегодня об Алине мало что известно. Она практически не уделяет внимания соцсетям, а подписчики восхищаются ее красотой и просят девушку вернуться на экраны.

Игорь Третьяков

фотографии >>

биография

Третьяков Игорь Леонидович

Родился 20 декабря 1947 года.

Заслуженный артист РСФСР (6.02.1990).

В 1965-1970 годах учился в Государственном институте театрального искусства на курсе профессора Б.А. Покровского.
В 1970-2006 годах был солистом-вокалистом Волгоградского музыкального театра. С мая 2006 года перешел на должность очередного режиссера-постановщика театра.
За годы работы им сыграно более 160 ролей. С 2002 года состоит в Российской гильдии режиссеров.
Доцент Волгоградского государственного института искусств и культуры с 2005 года и Волгоградского института искусств им. Серебрякова, режиссёр-постановщик студенческой оперной студии.

Борс («Риголетто» Д. Верди)
Гастон («Травиата» Д. Верди)
Нос («Нос» Д. Шостаковича)
Пеликан («Мистер Икс» И. Кальмана)
Гастон, Кадо («Король скрипачей» И. Кальмана)
Бони и Князь Леопольд Воляпюк («Сильва» И. Кальмана)
Наполеон де Сен-Клош, Филипп ла Торетт («Баядера» И. Кальмана)
Зупан («Марица» И. Кальмана)
Барон Дурибан («Венские встречи» И. Штрауса)
Альфред и Дежурный («Летучая мышь» И. Штрауса)
Коломан Зупан («Цыганский барон» И. Штрауса)
Россильон, Никош («Веселая вдова» Ф. Легара)
Камергер («Царевич» Ф. Легара)
Диоген («Диоген» Б. Рацера и В. Константинова)
Бернандо («Вестсайдская история» Л. Бернстайна)
Бабс Баберлей, Спейтлаг («Мистер Бабс» О. Фельцмана)
Чарли и Тоби («Любовь по-американски» В. Колло)
Князь Серпуховской («Фаворит» М. Самойлова)
Микич («Ханума» Г. Канчели)
Мендель Крик («Биндюжник и Король» А. Журбина)

Постановки:
Д. Перголези «Служанка-госпожа» (Волгоградская оперная антреприза)
А. Журбин «Биндюжник и король» (Волгоградский музыкальный театр)
А. Кремер «Ваш покорнейший слуга»
А. Смирнов «Новогодние чудеса»
А. Смирнов «Царевич и русалка»
В. Плешак «Кот в сапогах»
В. Плешак «Буратино»

Дипломные спектакли:
Д. Чимароза «Тайный брак»
Г. Доницетти «Дон Паскуале», «Любовный напиток»
В. Моцарт «Так поступают все женщины»
П. Морозов оперы-новеллы «Охота», «Осень», «Крылья»

последнее обновление информации: 07.06.15

источники информации

публикации

У популярнейшего волгоградского актёра, заслуженного артиста РФ Игоря Третьякова званий и регалий не счесть.Недавно добавилась ещё награда: Государственная премия Волгоградской области за режиссёрскую работу и исполнение главной роли Менделя Крика в мюзикле Александра Журбина «Биндюжник и Король».
А ещё его родной музыкальный театр, вместе с обожающей публикой, отпраздновал сразу три юбилея Игоря Третьякова: 65 лет со дня рождения, 40-летие творческой деятельности и 10-летие поставленного им спектакля «Биндюжник и король».

– Игорь Леонидович, какой из юбилеев ближе к сердцу?
– Вы знаете, я не очень приветствую все и всяческие юбилейства, и всё, что с ними связано. По нашей жизни, прожил человек год – вот тебе и юбилей. Проработал месяц на одном месте – уже годовщина. Хочешь – празднуй, хочешь – просто так ходи. Как поют в нашем мюзикле: «Время идёт – дай времени дорогу!»
– Однако от «юбилейств», как вы это называете, не отказались?
– А зачем обижать хороших людей, которые хотели сделать тебе приятное? Они довольны, значит, и я доволен тоже.

– Ну, хорошо. Скажите, а почему вас, актёра, любимого публикой, потянуло вдруг в режиссуру?
– В своё время я заканчивал прославленный ГИТИС, курс народного артиста СССР Бориса Покровского. А это такая школа, что не даёт застаиваться и постоянно требует искать новых высот. Преодолевать их и снова пускаться на поиски. Не успокаиваться на достигнутом и не пасовать перед трудностями. Режиссура – совершенно новое поле деятельности, и в какой-то момент подумалось: почему бы и не я?
– А почему именно «Биндюжник и король»? Насколько я знаю, «еврейских кровей» у вас нет?
– Ну, а причём тут евреи? Да, основное действие разворачивается вокруг семьи крепкого еврея, биндюжника Менделя Крика. Да, мюзикл написан по мотивам одесских рассказов Исаака Бабеля, и в нём, разумеется, не обойтись без национального колорита. Но ведь главное не это. Одесса начала века, в которой царствуют бандиты, и Россия начала уже нашего века с теми же бандитами на троне. Вы видите здесь какую-то разницу? Я лично-таки нет. Добавьте сюда замечательную умную музыку Александра Журбина. И после всего этого вы ещё будете иметь вопрос, зачем я взял этот материал?

– Уже-таки нет. Догадываюсь, что перемены, произошедшие в нашей стране, вас, мягко говоря, не обрадовали?
– Мягко говоря, они меня убили. Как и нашу, когда-то великую страну. Говорю без всяких экивоков: перестройку и перестроечников ненавижу всей душой. Когда в одночасье рухнуло всё, чем жил, чем дышал, чему служил. Я говорю сейчас не об идеологических парадигмах, а о чисто человеческих отношениях. Они сейчас втоптаны в грязь, и когда выберутся оттуда – Бог весть. Вот нам говорят: лихие девяностые ушли. Я ту «лихость» на собственной шкуре испытал. Когда для того, чтобы элементарно прокормить семью, я вынужден был подрабатывать контролёром на «толкучке» или ночным сортировщиком в газетном издательстве. А со сцены – продолжать веселить людей, когда хотелось выть от злости и тоски. Положим, сегодня, можно прожить и на одну зарплату. А вернее – выжить. Так закончились «лихие годы» или всё же нет?
– Вопрос, конечно, интересный. И почему-то мне кажется, что он – риторический.
– Боюсь, что так и есть.

– Игорь Леонидович, я знаю, после ГИТИСа Борис Покровский предлагал вам остаться в его новом театре. Были предложения и из других городов, однако вы выбрали Волгоград. Почему?
– Если честно, тогда меня прельстили условия. Волгоградский театр сразу предложил мне, совсем молодому парню, оклад в 140 рублей и квартиру. По тем временам, это были царские предложения. Я приехал сюда, остался и ничуть не жалею.
– Ничуть-ничуть?
– Я – однолюб по жизни. В моей жизни одна жена, одна дочь, один зять, одна внучка, один театр, один город и 167 сыгранных ролей.
– Не буду спрашивать, как город относится к вам: триумфальное празднование юбилеев ответило на этот вопрос. А вот как вы расцениваете отношение городских властей к театру и к культуре вообще?
– Тут я тоже могу сказать: вопрос, конечно, интересный. Я ведь не ухожу на пенсию, чтобы максимально откровенно ответить на него.
– Вообще-то, это и есть ответ.
– Ну, и хорошо, коли так. Могу сказать спасибо нашим властям за то, что хотя бы не особо мешают. Я понимаю, что сейчас много дел и забот. Тут ещё чемпионат мира по футболу прибавился, чему я несказанно рад, поскольку давно и истово болею за наш «Ротор». Всё понимаю. Но знаю также, что культура не должна быть где-то «на задах». Не её это место. Себе дороже обойдётся, в конце концов.
– И, в заключение, что бы вы хотели пожелать волгоградцам?
– Любить свой город так, как люблю его я. И помогать ему, чем можно, каждый на своём месте. Только так у нас что-нибудь да получится.

Ссылка на основную публикацию