Дети Дмитрия Быкова

Дмитрий Быков

Биография

Дмитрий Львович Быков – российский писатель, публицист, поэт, журналист, теле- и радиоведущий, преподаватель литературы, биограф Б. Пастернака, Б. Окуджавы, М. Горького, В. Маяковского, представитель оппозиции. Дмитрий родился 20 декабря 1967 года в Москве в семье детского лор-врача, кандидата медицинских наук Льва Иосифовича Зильбертруда и школьного преподавателя русского языка и литературы Натальи Иосифовны Быковой. Брак родителей распался вскоре после рождения сына, и мать воспитывала ребенка одна.

Писатель Дмитрий Быков

В детстве Дмитрий начал проявлять интерес к написанию прозы и стихов, в старших классах устроился на Всесоюзное радио в совет передачи для юношества «Ровесники». После школы, которую Быков окончил с золотой медалью, в 1984 году поступил на журфак МГУ. В 1987 году отслужил положенный срок на морфлоте, после чего вернулся в вуз. В 1991 году получил красный диплом о высшем образовании.

Дмитрий Быков в молодости

В начале 90-х преподавал русскую словесность в московской школе № 1214, где работала Наталья Иосифовна. Позднее перевелся в спецшколу «Золотое сечение» и гимназию «Интеллектуал», где стал учителем литературы и истории советской литературы. В середине 2000-х преподавал в Институте журналистики и литературного творчества. Получил звание профессора кафедры мировой литературы и культуры МГИМО(У) МИД России, регулярно читает лекции в МПГУ.

Журналистика

В 1985 году Дмитрий Быков начал сотрудничество с еженедельником «Собеседник». Печатал статьи в изданиях «Московская комсомолка», «Столица», «Общая газета», «Труд», «Новая газета» и других. С начала 2000-х Дмитрий занял должность креативного редактора «Собеседника», заместителя главного редактора в газете «Консерватор», затем получил пост редактора отделов «Культура» и «Общество» в издании «Огонек». В 2005 году начал сотрудничество с «Компанией», в 2008 году – с изданием «Профиль».

Журналист Дмитрий Быков

Регулярно выступал в «Новой газете» с оппозиционными статьями. В 2013 году в ответ на скандал с расхищением госимущества министерства обороны написал стихи о Васильевой, ранее объяснив свою позицию по отношению к Сердюкову в эфире шоу «Особое мнение» на радио «Эхо Москвы». В 2016 году выпустил публицистический стих об Артеме Шейнине, который в эфире ток-шоу «Время покажет» высказывался о погибшем бойце ДНР Мотороле как о герое.

Дмитрий Быков на радио “Эхо Москвы”

В 1992 году Дмитрий впервые появился на телевидении в передаче Киры Прошутинской. Позднее стал ведущим телепроекта Сергея Лисовского. С начала 2000-х вел авторскую программу на телеканале ATV «Хорошо, БЫков», был соведущим проекта «Времечко» канала ТВЦ. В 2009 году получил место в программе «Рожденные в СССР» телеканала «Ностальгия», через год перешел на «Пятый канал» в шоу «Картина маслом».

Дмитрий Быков

В 2011 году стал ведущим передачи канала «Ностальгия» «Колбы времени». В 2015 году на телеканале «Дождь» начался цикл передач «Сто лекций с Дмитрием Быковым», в которых писатель подробно знакомит зрителей с литературой 90-х годов. На радиоэфире Дмитрий Львович впервые появился в 2005 году в авторских программах радиостанций «Юность», «Сити-FM» и «Коммерсантъ FM». В 2015 году на радио «Эхо Москвы» стартовала передача «Один» с Дмитрий Быковым в роли ведущего.

Литература

В 1991 году был принят в Союз писателей СССР. В начале 90-х годов Дмитрий Быков издал три сборника стихотворений – «Декларация независимости», «Послание к юноше», «Военный переворот». В это же время под псевдонимом Мэтью Булл выпустил первые книги на основе киносценариев – «66 дней», «Дикая Орхидея–2», «Харлей и Мальборо».

Книги Дмитрия Быкова

В начале 2000-х продолжил выпуск сборников стихов («Отсрочка», «Призывник», «Письма счастья») и создал ряд романов – «Оправдание», «Орфография», «Эвакуатор», «ЖД», за три из которых получил международную премию им. братьев Стругацких. В это же время издает сборники рассказов и публицистических статей – «Блуд труда», «Как Путин стал президентом США», «Хроники ближайшей войны», «Вместо жизни». Вместе с женой Ириной Лукьяновой выпустил две книги зоологических рассказов для детей и взрослых.

Дмитрий Быков с книгой

В 2005 году в серии ЖЗЛ вышла книга Дмитрия Быкова, посвященная биографии Бориса Пастернака, за которую автор получил премии «Большая книга» и «Национальный бестселлер». Через три года состоялся выпуск работы «Был ли Горький?» о жизни Алексея Пешкова, после чего Быков взялся за описание биографий Булата Окуджавы и Владимира Маяковского.

Дмитрий Быков и его сборник «Последнее время»

В конце 2000-х Быков выпускает романы «Списанные», «Остромов, или Ученик чародея», «Икс», «Квартал: Прохождение», а также поэтические сборники «Последнее время», «Отчет», «На самом деле», «Блаженство». В 2010 году Дмитрий Львович выпустил сборник пьес «Медведь», в 2012 году – два учебника по советской литературе.

В 2011 году на телеканале «Дождь» стартовал видеопроект «Гражданин поэт» продюсера Андрея Васильева, в котором артист Михаил Ефремов читал стихи Дмитрия Быкова. Аудиоверсия проекта появилась в эфире радиостанции «Эхо Москвы». После разногласий с редакцией телеканала видео было приобретено порталом F5 медиагруппы «Живи», который транслировал его на видеохостинге YouTube. Живые концерты проходили в «КиноКлубе на Винзаводе» и в Московском театре эстрады. Через год состоялась премьера следующего проекта подобного формата «Господин хороший».

Личная жизнь

В середине 90-х годов Дмитрий Быков познакомился с рассказами талантливой писательницы из Новосибирска Ирины Лукьяновой, которая в 1996 году стала колумнисткой газеты «Собеседник». Через некоторое время молодые люди поженились. В семье родилось двое детей – дочь Евгения и сын Андрей.

Дмитрий Быков с женой

Помимо авторских проектов, Быков и Лукьянова создали две совместные книги «В мире животиков» (2001) и «Зверьки и зверюши» (2008). Семейные фото Быкова редко попадают в СМИ, но в интернете можно найти несколько снимков Дмитрия Львовича в окружении домочадцев.

Дмитрий Быков сейчас

В 2016 году вышли две книги Дмитрия Быкова: трагедия-буфф «Тринадцатый апостол. Маяковский» и сборник «Я вомбат» из серии «Занимательная зоология». Журналист продолжает работать креативным редактором издания «Собеседник», в том числе курирует интернет-портал еженедельника. В середине 2016 года Дмитрий Быков выступил в рамках шоу «Дилетантские чтения» в выпуске «В ожидании 17-го», которое транслировалось на независимом интернет-канале Nevex TV.

Дмитрий Быков в 2017 году

В ЖЖ Дмитрий ведет собственный блог, где подробно освещает все последние события свой журналистской деятельности. Журналист по-прежнему выпускает передачу «Один» на «Эхе Москвы», колонку в «Новой газете». Сейчас писатель продолжает работу над циклом передач «Сто лекций», также выпустил сборник «Если нет: новые стихи». В июле 2017 года на радио «Свобода» вышла передача «Культ личности» с Дмитрием Быковым под названием «Глубоко советский человек».

Дмитрий Быков

Дмитрий Львович Быков — известный российский писатель, поэт, журналист и радиоведущий. Обладает уникальным чувством юмора и не боится выражать свое мнение, которое часто противоречит интересам политических элит. Коллег Дмитрий поражает тем, что пишет стихи с той же скоростью, что и прозу, а прозу — со скоростью речи. Эта способность позволила Дмитрию Быкову открыть новый литературный жанр – рифмованную прозу. По мнению NoNews, является одним из лучших современных русскоязычных писателей.

Гражданство: Россия
Дата и место рождения: 20 декабря 1967, Москва, Россия
Образование и ученая степень: высшее образование, Факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (у) МИД России.

Семья и дети:

      • Отец: Лев Иосифович Зильбертруд — детский врач-оториноларинголог, кандидат медицинских наук;
      • Мать: Наталья Иосифовна Быкова — выпускница МГПИ, учительница русского языка и литературы в школе № 1214 г. Москвы;
      • Дядя: Григорий Иосифович Зильбертруд — детский оториноларинголог, кандидат медицинских наук;
      • Жена: Ирина Лукьянова — писательница и журналист, закончила гуманитарный факультет Новосибирского государственного университета;
      • Дочь: Евгения Быкова -;
      • Сын: Андрей Быков — .

Карьера:

  • 1973 год — написал свой первый стих;
  • 1984 год — закончил школу с золотой медалью;
  • с 1985 года — работает в газете «Собеседник»;
  • 1987-1989 годы — проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил СССР;
  • 1989–1992 годаы — был активным участником поэтического объединения «Орден куртуазных маньеристов», его стихи вошли в поэтические сборники, опубликованные орденом;
  • 1990-е годы — преподает в школе №1214 города Москвы;
  • 1991 год – окончил факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова с красным дипломом;
  • с 1991 года — член Союза писателей России;
  • 1992 год — вышел первый сборник стихов Быкова;
  • 1992 год — дебютировал на ТВ в программе Киры Прошутинской;
  • 2000 год — был ведущим программы «Времечко», а также автором и ведущим еженедельной публицистической программы «Хорошо, БЫков» на канале ТВЦ;
  • с 2000 года — креативный директор «Собеседника»;
  • 2003-2004 годы — редактор газеты «Культура»;
  • 2003-2006 годы — вел мастер-класс «Журналистское мастерство» в Институте Журналистики и Литературного Творчества (ИЖЛТ);
  • 2005-2006 годы — был одним из ведущих вечернего шоу на радиостанции «Юность» (ВГТРК);
  • 2006-2008 годы — главный редактор арт-проекта «Moulin Rouge»;
  • 2010 год — вел программу «Картина маслом» на «Пятом канале»;
  • 2010 год — получил премию «Золотое перо России» от Союза журналистов России;
  • 2011-2012 годы — вышел проект «Гражданин Поэт», в котором актер Михаил Ефремов читал стихотворения Дмитрия Быкова «на злобу дня»;
  • с 2012 года — соведущий радиопрограммы Новости в классике на Коммерсантъ FM;
  • с 2015 года — ведущий радиопрограммы Один на Эхо Москвы.

Дмитрий Львович Быков родился 20 декабря 1967 года в Москве. Родители Быкова рано развелись, и его мать, учительница русского языка и литературы Наталья Иосифовна Быкова, воспитывала сына одна. Упоминал писатель и фамилию своего отца — Зильбертруд, но при этом отмечал: «Я ношу фамилию матери, потому что я горжусь моей матерью».

В 1984 году Быков окончил школу с золотой медалью и поступил на факультет журналистики МГУ (кафедра литературной критики). С 1987 по 1989 год он служил в армии, в 1991 году окончил университет с красным дипломом. В 1985 году, еще обучаясь в университете, Быков начал работать в еженедельнике «Собеседник» корреспондентом, позже стал редактором одного из отделов газеты.

С 1989 года Быков выступал одним из активных участников появившегося незадолго до этого «Ордена куртуазных маньеристов» — поэтического объединения, творчество участников которого, по мнению критиков, отличала «бездна цинизма и острой сатиры, скрытая за блестящей куртуазностью». В ордене Быков носил звание «Командора», стал соавтором нескольких опубликованных ОКМ поэтических сборников. Покинул орден летом 1992 года, однако в числе «маньеристов» он и позднее упоминался в СМИ.

Еще в 1991 году Быков стал членом Союза писателей России. По его собственным словам, он был принят в Союз по списку, составленному поэтом Андреем Вознесенским, где тот «указал фамилий пятьдесят тех, кто, по его мнению, был достоин членства в союзе, но в советские времена не мог туда попасть». Однако о существовании «поэта Быкова» классик узнал лишь накануне, когда давал Быкову интервью.

В 90-е годы Быков продолжал работать в «Собеседнике», кроме этого печатался, по собственным словам, «почти во всех московских еженедельниках и нескольких ежедневных газетах», в том числе в «Вечернем клубе», «Столице», «Общей газете», «Семи днях», «Новой газете», «Фасе», «Профиле». С 1993 года Быков публиковался в журнале «Огонек», в 1997 году стал обозревателем журнала. Кроме того, он выступал на телевидении, где дебютировал в 1992 году в программе «Пресс-клуб» Киры Прошутинской.

В 1995 году Быков вместе с писателем Александром Никоновым выпустил юмористическое первоапрельское приложение к «Собеседнику» под названием «Мать», содержавшее нецензурную лексику. В связи с этим Генпрокуратура РФ возбудила уголовное дело о хулиганстве, Быков и Никонов были взяты под стражу. Комментируя произошедшее, сотрудники «Собеседника» предположили, что причиной давления со стороны Генпрокуратуры стало опубликованное еженедельником ранее интервью с бывшим генпрокурором России Алексеем Казанником, а также критический материал о Министерстве по чрезвычайным ситуациям. В защиту журналистов была организована общественная кампания, и вскоре их выпустили под подписку о невыезде. Процесс Быкова-Никонова продолжался два года, в итоге оба были полностью оправданы.

Одновременно с занятиями журналистикой в девяностые годы Быков преподавал литературу в московской школе №1214. В 2000 году он стал креативным редактором «Собеседника», а в 2002-2003 годах работал заместителем главного редактора газеты «Консерватор». В 2003-2004 годах Быков занимал должность редактора отдела «Культура», с мая 2004 года — отдела «Общество» журнала «Огонек». В 2006 году он стал главным редактором «глянцево-политического» журнала Moulin Rouge (был закрыт в 2008 году в связи с экономическим кризисом), а с апреля 2007 по 2009 год являлся обозревателем журнала «Русская жизнь».

Читайте также:  Дети Виктории Исаковой

Быков продолжал работать на телевидении: с 2000 по 2008 год он был одним из ведущих программы «Времечко» на канале ТВЦ и, кроме того, в 2000-2003 годах вел на ТВЦ авторскую программу «Хорошо, БЫков». Работал Быков и на радио: в 2005—2006 годах он был ведущим вечернего шоу на радиостанции «Юность», а в сентябре 2006 года начал вести передачу «Сити шоу с Дмитрием Быковым» на радио Сити-FM.

В 2007 году, после долгого перерыва, Быков продолжил работать в школе: он преподавал литературу в школе «Интеллектуал», а с 2009 года — в частной школе «Золотое сечение», (по данным сайта школы, работать там он продолжал и в 2012 году). С ноября 2010 года он также читал цикл публичных лекций «Календарь», посвященный русским и зарубежным писателям.

В 2009 году Быков был ведущим программы «Рожденные в СССР» на телеканале «Ностальгия», а в мае 2011 года на том же канале начал вести программу «Колба времени». С марта 2010 по январь 2011 года на Пятом канале журналист вел ток-шоу «Картина маслом».

Рассказывая о своем неучастии в политике, Быков в одном из интервью говорил, что результат политической борьбы «предопределен, а значит, вся борьба за идею превращается в борьбу за кусок». При этом он отмечал, что он был «в августе 1991 года у Белого дома и в октябре 1993 года у московской мэрии», что, по его мнению, «с точки зрения политической и человеческой …было глупо, но с точки зрения исторической и литературной – небесполезно».

В феврале 2011 года на телеканале «Дождь» начал выходить еженедельный проект «Поэт и гражданин» Дмитрия Быкова и актера Михаила Ефремова. Автором идеи, продюсером и режиссером проекта, в рамках которого Ефремов читал стихи Быкова в жанре острой политической сатиры, выступил журналист Андрей Васильев. В марте 2011 года очередной выпуск программы, посвященный взаимоотношениям премьер-министра Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева, не был допущен в телеэфир по цензурным соображениям, и следующие серии проекта, сменившего название на «Гражданин поэт», стали публиковаться в интернете на портале F5 и выходить в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

В августе 2011 года Быков вместе с другими журналистами и политиками создал движение «Нах-нах: голосуй против всех», призывавшее к бойкоту декабрьских выборов в Госдуму шестого созыва, которые многие считали нелегитимными из-за отсутствия в стране политических свобод и подавления «несистемной» оппозиции. Символом движения по предложению Быкова был выбран виртуальный персонаж — поросенок Нах-Нах. После выборов, победу на которых одержала «Единая Россия» (набравшая, по официальным данным, 49,32 процента голосов), 10 и 24 декабря в российских городах прошли массовые митинги против фальсификаций при подсчете голосов. Быков, выступая на митингах в Москве на Болотной площади и проспекте Академика Сахарова, призвал приверженцев разных политических взглядов объединиться в мирной борьбе за политические перемены, которые писатель назвал неизбежными. «История поставила на нас и положила на них», — завершил Быков свое выступление на проспекте Сахарова.

В январе 2012 года Быков стал одним из учредителей Лиги избирателей, которая задумывалась как продолжение протестного движения (в число учредителей Лиги, в частности, вошли телеведущий Леонид Парфенов, блогеры Рустем Адагамов и Илья Варламов, писатель Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), музыкант Юрий Шевчук, журналист Ольга Романова). Цель Лиги Быков обозначил как «обеспечение прозрачности выборов, широкой гласности любых нарушений». В числе целей говорил он и о попытке «противостоять пропаганде одного конкретного человека» (имея в виду выступившего кандидатом на президентских выборах 2012 года премьер-министра страны Владимира Путина — ред.). Писатель допускал, что из Лиги может быть организована новая политическая партия, выражающая интересы среднего класса. Однако другие учредители Лиги Быкова не поддержали: Парфенов и Адагамов сказали, что предпочитают оставаться вне политики, а Шевчук заявил, что покинет Лигу, если та превратится в политическую партию.

20-22 октября 2012 года состоялись выборы в Координационный совет российской оппозиции. С помощью этих выборов оппозиция намеревалась сформировать легитимный орган для переговоров с властью и разработки программы своих дальнейших действий. Быков был избран одним из 45 членов этого органа.

Быков — автор нескольких романов, в числе которых «Оправдание» (2001),»Орфография» (2003), «Эвакуатор» (2005), «ЖД» (2006), «Списанные» (2008), «Остромов, или Ученик чародея» (2010). Его перу принадлежат вышедшие в серии ЖЗЛ биографии Бориса Пастернака (2005) и Булата Окуджавы (2009) более десятка сборников стихотворений, пьес, рассказов и публицистических статей. Писал также под псевдонимами Мэтью Булл, Брэйн Даун.

За свои книги Быков получил ряд престижных литературных премий, в числе которых две премии «Национальный бестселлер» (в 2006 году за книгу «Борис Пастернак», в 2011 году за роман «Остромов, или Ученик чародея»), премия «Большая Книга» (в 2006 году также за биографию Пастернака), три премии имени братьев Стругацких (2004, 2006, 2007), а также премии «Бронзовая улитка» (2007, 2009), «Мраморный фавн» (2003, 2006, 2007, 2010), «Портал» (2008, 2011) , «Филигрань» (2007), «Полдень» (2006) и «Студенческий Букер» (2005). Быков также является обладателем журналистской премии «Золотое перо России» за 2010 год. Проект «Гражданин поэт» в 2012 году был удостоен гран-при премии «Сделано в России», организованной журналом «Сноб».

Быков женат вторым браком на писательнице и журналистке Ирине Лукьяновой, у него двое детей. Любит животных: писатель упоминал, что у него есть «собака, мышь, морская черепаха, два попугая».

Увлечения, хобби:
по словам самого Быкова, его любимое занятие в свободное время — сидеть дома;
любит животных;
дома содержит собаку, мышь, морскую черепаху и двух попугаев.

Жена Дмитрия Быкова – фото, личная жизнь

Дмитрий Быков – российский поэт, писатель, радиоведущий, преподаватель. Пишет биографии известных российских писателей и поэтов (Пастернака, Окуджавы, Маяковского). Известен своими политическими оппозиционными взглядами. В личной жизни Быкова на протяжении долгих лет есть только одна женщина. Жена Дмитрия Быкова – Ирина Лукьянова, журналист и писательница. У супругов двое детей.

Жена Дмитрия Быкова – фото

Со своей женой Дмитрий познакомился на работе. Это был служебный роман. Дмитрий с Ириной вместе вели колонку в газете «Собеседник». Нужно было написать статью о Борисе Гребенщикове. Ирина написала свою часть, которая очень понравилась Дмитрию. Быков дописал несколько абзацев и, по его словам, «не было видно швов». Они сразу поняли, что им нужно быть вместе – и работать, и жить.

Дмитрий Быков с женой воспитывают сына Андрея и дочь Евгению. Быков – эмоциональный, вспыльчивый человек, но, благодаря уравновешенному, сдержанному сибирскому характеру его жены ссор и ругани в доме не бывает. Дети Ирины и Дмитрия растут в спокойной благоприятной обстановке, в творческой атмосфере. Дмитрий очень благодарен своей жене за ее терпение и заботу о нем и их детях.


Сам Дмитрий Быков перенял любовь к литературе от своей матери. Наталья Быкова была преподавателем русского языка и литературы. Она воспитывала сына одна.
А теперь своим примером Дмитрий Быков и его жена воспитывают в своих детях любовь к чтению, к писательству.Фото жены Дмитрия Быкова излучает доброту и женскую мудрость.
Жена Быкова для него является другом и близким человеком. В интервью он сказал, что любящие муж с женой должны «болеть одной и той же психической болезнью», что жена – это не кухарка и не критик, это, прежде всего, родственная душа, которая мыслит в том же направлении. Также и интересы у мужа с женой должны быть обязательно схожими.

В качестве учебников по семейной жизни Быков рекомендует неожиданные произведения – «Анну Каренину», «Свадебное путешествие» де Костера, «Дорога уходит вдаль» Александры Бруштейн, «Дитя эпохи» Житинского, произведения Золя (как отрицательные примеры).
Наиболее известные романы Быкова «Орфография», «Эвакуатор», «ЖД», «Списанные», «Икс», «Сигналы», «Борис Пастернак». В соавторстве со своей женой Ириной Лукьяновой Дмитрий Быков написал несколько зоологических рассказов, две детские книги. В девяностые годы Быков написал несколько романов – «66 дней», «Дикая Орхидея–2», «Харлей и Мальборо». Эти труды вышли под творческим псевдонимом Мэттью Булл. Для «Тотального диктанта – 2011» писал текст Дмитрий Быков.
С 2015 года является ведущим программы «Один» на радиостанции «Эхо Москвы», также ведет колонку в «Новой газете», пишет для «Собеседника».
Часто участвует в митингах оппозиции, в интернете можно увидеть его фотографии рядом с другим известным оппозиционером Навальным. Сопротивление Дмитрий Быков называет «интересным навыком».
Любимое место Дмитрия – Портленд, штат Орегон, там нет зимы, часто идет дождь и живет много его друзей.Сейчас ему 51 год.

В интервью, приуроченном к своему 50-летию, Быков выразил уверенность, что его здоровью ничего не угрожает, что он из семьи долгожителей и никогда ничем серьезным не болел.
В апреле 2019 года Дмитрий Быков оказался в больнице. Ему стало плохо в самолете, который следовал из Екатеринбурга в Уфу, где у него должна была быть лекция. Поползли слухи, что у него был инсульт. Позднее эти сведения были опровергнуты, на самом деле Дмитрий попал в больницу из-за диабета. Супруга Быкова заявила, что в его состоянии наблюдается положительная динамика.
Сын Дмитрия Андрей учится на актера и режиссера.

Возможно интересно: жена Юрия Олеша, жена Олега Даль.

Дети Дмитрия Быкова

рубрика «Особое мнение»

Дмитрий Быков — знаменитый писатель и литературовед, интеллектуал и провокатор, несомненно один из самых интересных голосов современной России. Мы поговорили с Дмитрием о его подопечных, о школе и литературе в ней, а также о том, как старшему поколению нужно общаться с младшим.

— Вы называете ребят, которые сейчас учатся в школе, «гениальным» поколением и утверждаете, что к нему нужно особое, бережное отношение. Почему?

— Бережное отношение ко всему сложному — по-моему, вполне естественная вещь. А они именно сложные, и самим им тоже непросто. Они быстрее реагируют, лучше соображают, их эмоции тоньше, психика лабильнее — словом, чем дороже и навороченней устройство, тем более вдумчивого обращения оно требует. Так что, по-моему, всё предсказуемо: нельзя калечить их идиотскими запретами (вроде попытки запретить айфоны в школах — ни к чему, кроме конфликтов и попыток обойти запрет, это не приведёт). Нельзя устраивать им сеансы примитивной идеологической обработки. Нельзя мучить их простыми и скучными заданиями.

Знаете, вот есть очень неплохой режиссёр Себастьян Марньер, а у него — классный фильм «Пора на выход», который у нас переведён как «В час пик», что, по-моему, не совсем верно. Вот эта картина — она ужасно точная. Она прямо про то, как не надо себя вести с этими детьми, и про то, какие задачи они на самом деле призваны решать. Даже удивительно, что эту картину снял не учитель — настолько точно там портретировано это поколение и его главные способности (коммуникабельность, умеренная асоциальность с другими, повышенная эмпатия и взаимопонимание со своими, дар предвидения). Но если мы будем на них давить, они просто вспомнят, что им «пора на выход», а вы тут, граждане, оставайтесь с вашими проблемами.

— Чем это поколение качественно отличается от поколения их родителей? Каких проблем оно лишено? И с какими новыми вызовами столкнётся?

— Столкнётся, видимо, с тем, что оттянутая пружина бьёт больнее: мы в основном занимаемся тем, что консервируем ситуацию, а её надо радикально решать. Их ожидает эпоха больших и малых катастроф, техногенных, экологических, не в последнюю очередь социальных. Качественное же их отличие в том, что они умеют уходить от прямого конфликта с дураками, вообще исчезать из поля их зрения. Например, сейчас они довольно интенсивно спасают Россию, но вы этого не видите. И те, кто рулит пока, тоже, слава Богу, не видят. Я мог бы рассказать, где они кучкуются, как именно спасают и как конспирируются, но это скорей тема для романа, который я скоро напишу. Или не напишу. Зачем же мне их выдавать?

— Вы много лет работали с детьми, в частности, в известной школе «Золотое сечение». По вашим наблюдениям, как менялись школьники на протяжении этого времени?

— У них колоссально улучшилась память, развилось ассоциативное мышление, ускорилось понимание. Старшеклассникам нулевых годов не было понятно, про что «Заблудившийся трамвай» Гумилева, одно из самых сложных стихотворений в русской поэзии, и так-то не самой элементарной. Старшеклассники десятых недоумевают: чего там непонятного? Точно так же в девяностые я с трудом мог объяснить детям ассоциативные механизмы «Стихов о неизвестном солдате», а пять лет спустя они мне сами объясняли: «Львович, «Ясность ясеневая, зоркость яворовая чуть-чуть красная мчится в свой дом» — это же просто листопад!». То есть какие-то вещи для них были не метафорой, а почти обиходной речью. Не понимал же Сергей Маковский мандельтштамовского «Ламарка», который сегодня кажется чуть ли не азбучным — а дети спрашивают не «Что он имел в виду», а «Как он это опубликовал». Потому что открытым текстом названо расчеловечивание, деградация, развоплощение в насекомых, в ланцетников, в биомассу, — как это могли во всех смыслах пропустить?

Читайте также:  Дети Надежды Румянцевой

— Как старшему поколению следует (или не следует) общаться с ребятами-центенниалами?

— Слово ужасное. Похоже, простите, на анэнцефалов. А общаться… ну, примерно как со взрослыми. И может быть, даже как со старшими — но без подобострастия. Всё очень просто: ставьте перед ними сложные задачи. Им будет интересно. Мне кажется, некоторый навык такого общения изложен у меня в книжке «Сигналы», в главе четвертой — там, где герои посещают секретный завод и школу при нем. Ну вот где ребёнку однорукому ставят задачу. Я вообще люблю эту главу, с наслаждением писал.

— В чём вы видите историческое (экономическое/политическое) предназначение этого поколения?

— Осуществить то превращение, которому не дали состояться в начале ХХ века. Тогда молодых модернистов бросили в топку мировой войны, а когда они чуть оправились — в топку второй. Думаю, невозможность ядерной войны спасёт новых сверхлюдей от повторения этой участи, не то мы давно жили бы в куда более интересном мире. Два подряд реванша архаики — в десятые и в сороковые — едва не привели к полному вырождению человечества, но, к счастью, оно неубиваемо. Помните, как говорил Шкловский? «Надо считать себя не то чтобы бессмертным, но трудноубиваемым».

— Неизбежные перемены в мышлении родителей и детей повлекут за собой изменение облика школы. Как изменится система школьного образования в ближайшие 10–20 лет?

— Или школа соединится с вузом и пополнится преподавателями из числа блестящих профессионалов (в том числе в области экстремальной педагогики), или дети попросту перестанут её посещать. То есть перестанут умные. Останутся те, кто будет измываться над учителями, срывать уроки и бесчинствовать в классах.

— В чём современный смысл преподавания литературы в школе (и за её пределами)?

— В том же, в чём и всегда: показывать детям, что литература — не набор мёртвых текстов, а живая и небезопасная аптечка на все случаи жизни. А одновременно — склад горючих и взрывчатых веществ, отнюдь не утративших своих свойств со временем. Я в детстве рыдал, читая «Манон Леско», а мог бы прожить жизнь в убеждении, что это безнадёжно устаревший литпамятник. К счастью, появился телеспектакль Романа Виктюка — а книга нашлась под рукой.

— Вы утверждали, что в школе на уроках литературы следует, в частности, изучать фантастику. Что в целом вы как преподаватель и писатель ввели бы в школьную программу?

— Значительное количество нон-фикшена, много теоретических работ, вызывавших в своё время серьёзные споры. Образцы публицистики Плеханова и Ленина. «Вехи», конечно. Мережковского. Как можно больше великих европейских текстов — нынешний школьник плохо знает Данте и Шекспира, о Сервантесе имеет самое приблизительное понятие, Теккерея и Стендаля вообще не открывал — как он будет жить, не предупреждённый обо всех этих опасностях, которые без устали каталогизировала мировая классика? Как вы хотите, чтобы школьница правильно выбирала возлюбленного, если дети не читали европейскую прозу XVIII века? Как вы надеетесь вырастить цивилизованного человека, если он не проштудировал «Гулливера» и не открывал «Робинзона»? На какую здоровую психику подростка вы вообще рассчитываете, если для него Куприн — terra incognita? Да подросток, который не читал «На переломе», не имеет элементарных механизмов психологической защиты!

— Назовите ваши любимые детские книги. Как сформировать у ребёнка хороший вкус и любовь к чтению?

— Формировать ничего не нужно. Но упомянутые механизмы защиты плюс выработка правильного целеполагания — вещи полезные. Надо прочесть «Дорога уходит вдаль» Александры Бруштейн, «Туман» Стивена Кинга, невредно будет ознакомиться с прозой Константина Сергиенко, Виктора Драгунского, Юрия Коваля, Юрия Томина, Александра Шарова — лучших детских прозаиков позднего СССР. Ну и, понятное дело, ребёнок, не открывавший Рабле, недополучает важнейший витамин.

— Ваше пожелание-напутствие тем ребятам, о которых мы говорили?

— Великий роман Марины и Сергея Дяченко «Вита ностра», без которого современному ребёнку тоже непросто обойтись, заканчивается словами «Не бойся».

Дмитрий Быков: «У моей жены сибирский характер»

В эксклюзивном интервью нашему порталу учитель, журналист, писатель, поэт и гражданин Дмит

В эксклюзивном интервью нашему порталу учитель, журналист, писатель, поэт и гражданин Дмитрий Быков рассказал о главном производственном романе своей жизни, объяснил, почему не любит слов «супруга» и «муж», а ещё назвал самые полезные книги о семейных отношениях.

Как вы относитесь к самому институту гражданского брака с пресловутым штампом? Какой вы видите семью будущего?

Гражданский брак — понятие странное: в сущности, любой нецерковный брак — гражданский, и штамп, по-моему, особой роли не играет. Венчание — это шаг решительный, там совсем другая мера ответственности. А долголетняя семейная жизнь, думаю, ни в какой регистрации не нуждается. Депп и Паради были практически идеальной семьей, долго и хорошо прожили — и никогда, насколько я помню, не были женаты. Не думаю, что в будущем семья так уж принципиально изменится. Это самый прочный институт в человеческой истории. Как писал Джон Уиндэм в «Чоки», ничего не поделаешь, чтобы сделать одного, нужны двое. Возможна некоторая экспансия однополых браков, но это, думаю, вопрос моды.

Расскажите, пожалуйста, как и когда вы сделали предложение Ирине Лукьяновой?

По-моему, не было никакого предложения. Как-то сразу было понятно, что жить и работать надо вместе. Предложения совместно писать я ей тоже не делал — просто в «Собеседнике» надо было писать колонку, как сейчас помню, про БГ, и Лукьянова быстро и качественно её набросала — мне осталось вписать пару абзацев, и шва не было видно. Это было на третий, что ли, день знакомства.

Вы с женой похожи или здесь приходится говорить о единстве противоположностей?

По складу ума очень похожи, по душевному складу абсолютно противоположны. То есть нам почти всегда одновременно приходят важные мысли, мы очень схожи в литературных и кинематографических вкусах (но не в музыкальных: я никогда не понимал, как можно любить Фредди Меркьюри или Scorpions, а Лукьянова, допустим, вообще не может слушать Шостаковича). Но у Лукьяновой классический сибирский характер — сдержанность, постоянство, прямота. Лукьянова очень добрая. Про себя я всего этого, к сожалению, сказать не могу. Она терпеливей и выносливей меня в разы. Она очень основательно ко всему подходит. Она любит возиться с растениями, в том числе на даче, и с животными, а я хоть и занимаюсь дачными делами, потому что это так надо, но только потому, что вообще люблю дачу и понимаю, что нельзя её запускать. Вообще у меня плохой характер. Скажу вам больше — я не считаю себя добрым. То есть в душе-то я добрый, так мне хочется думать, но на практике я раздражителен, несправедлив, отвратительно эгоистичен и т. д. Именно поэтому я стараюсь побольше сочинять и поменьше вступать в отношения с людьми. Общительность моя кажущаяся. С буквами у меня лучше получается.

Сложились ли у вас собственные семейные традиции?

Традиций никаких особенных нет, но не потому, что у нас есть теоретические убеждения на этот счёт. Всё складывается само собой: Новый год, Рождество, Пасху надо отмечать вместе. Есть круг друзей, которые бывают у нас и у которых бываем мы. Есть традиция совместных просмотров триллеров (я с сыном) и семейных комедий (Лукьянова с дочерью).

У вас с Ириной есть расхождения в вопросах воспитания детей? Что вы считаете главным в педагогике?

У меня принцип очень простой: воспитывать можно только личным примером. Мы много работаем и мало орём друг на друга — думаю, это и есть оптимальный способ воспитания. Потом, я иногда принимаюсь спорадически, судорожно наводить порядок, выбрасывать всё, что мне кажется лишним. Дети научились относиться к этому спокойно, несколько иронически. Раньше начинался бешеный рев, выхватывание каких-то мусорных драгоценностей и т. д. С тех пор я перестал воспитывать в них чистоплотность и упорядочивать их быт — мне даже нравится тонкий, сложно устроенный хаос, который они все во главе с женой устанавливают дома. Мне достаточно того, чтобы ничего лишнего не было на рабочем столе и чтобы нужные для работы книги стояли на привычных местах.

Вместе с супругой вы написали детские книги «В мире животиков» и «Зверьки и зверюши». Как происходил процесс совместного творчества?

Вот чего мы оба терпеть не можем, так это ужасного слова «супруга», в котором слышится какая-то помесь судака с белугой. И коровье слово «муууж» мне до сих пор кажется чужим. Что касается общей профессии, Марья Васильевна Розанова, крёстная нашего Андрея, говорит, что самый прочный роман — производственный. Я с этим согласен. Мне кажется, полное взаимопонимание возможно только с человеком сходных интересов — необязательно общей профессии, но близко к этому. Лукьянова больше всего боялась — это фраза из одного её письма сразу после знакомства), — что «жизнь превратится в производственное совещание». Но это, по-моему, оптимальный вариант. Совместное сочинительство всегда происходит одинаково: выдумывается история, а потом каждый записывает ту её часть, которая ему ближе. В «Зверьках и зверюшах» тоже не видно швов, но, конечно, большая часть зверьковых историй — моя, а зверюшливых — Иркина. В «Животиках» я и сам сейчас не помню, кто что написал.

Какие произведения мировой литературы вы бы порекомендовали в качестве учебников семейной жизни?

«Анну Каренину», пожалуй. «Свадебное путешествие» де Костера, вообще любимого моего писателя. Многое из Золя, хотя это по большей части отрицательные примеры. «Дорога уходит вдаль» Александры Бруштейн. Повести Сусанны Георгиевской. «Дитя эпохи» Житинского.

Фото: Максим Бурлак, Алла Козаченко, Максим Шадрин

Уведомления

Смотри и читай!

Мы возобновили рассылку новостей

Страна рекомендует!

Теперь на Е1.RU cамые интересные новости страны! Важные публикации и резонансные новости других городов “Сети городских порталов” вы можете читать в специальном разделе “Рекомендуем”.

Все новости

Чемпионат Европы по футболу перенесли на 2021 год

Пятиклассник на Уралмаше продаёт по вечерам самодельные броши, чтобы отправить деньги ровесникам в Южный Судан

Из-за коронавируса на Урал не приедут лучшие в мире лыжницы

В торговом центре в Екатеринбурге подросток прямо под камерами украл у ребенка телефон

Кто круче: ищем будущую мировую звезду в музыкальном лагере на Урале

Авто: ОСАГО подорожает для лихачей. Депутаты поддержали мягкий вариант реформы

В Екатеринбурге выбрали 4 бизнес-проекта, которые получат поддержку в 1 млрд рублей от МСП Банка

Суд оставил в СИЗО нижнетагильского стрелка, пуля которого убила мальчика

Футбольный клуб «Урал» передумал играть без зрителей

Ссора в Светлом, где женщину ударили ножом на детской площадке, началась из-за краденого ноутбука

Водителем Audi, который избил таксиста на Химмаше, оказался уральский бизнесмен

«Фееричный фонтан листьев»: в Ботаническом саду распустилась столетняя «пальма»

Коронавирус, уходи: на памятники Ленину, Гене Букину и Майклу Джексону нацепили медицинские маски

Европейский суд спустя 3 года вынесет решение по делу екатеринбуржца, на которого напал начальник ГИБДД

Случайно нашлись в Европе: в Екатеринбург привезут неизвестные фотографии Владимира Высоцкого

Современный батюшка из Краснотурьинска: «Пересел на моноколесо, чтобы в пробках не стоять»

Авто: Какие машины покупать в кризис: модели, которые лучше всего сохраняют капитал

Глава Кировского района рассказал, когда отремонтируют КОСК «Россия»

«Кто ел из моей миски?»: владелица котокафе рассказала, как следить за питомцем, когда он один дома

Глава Кировского района — о гостинице «Исеть», пробках на ЖБИ и новостройках в Пионерском

Дизайнер придумала интерьеры для домов в «золотом» квартале — смотрим, что у неё получилось

Авто: Скинули 400 000: весь март в «Тойота Юг» можно самому выбрать скидку на автомобиль

В Екатеринбурге женщину тяжело ранили ножом на детской площадке

Участник аварии на «проклятом» перекрестке Эльмаша оплатил лечение пострадавшей девочки

Тепло как в мае: погода в Екатеринбурге вновь побила температурный рекорд

Свердловские депутаты попросили Госдуму признать Екатеринбург городом трудовой доблести

Свердловские депутаты вслед за Советом Федерации и Госдумой приняли поправки к Конституции

Депутат на карантине Константин Киселев получил результаты теста на коронавирус

Умер малыш с менингококковой инфекцией, за жизнь которого боролись екатеринбургские врачи

На Уктусе спасли кота, провалившегося в 11-метровую вентиляционную шахту на кухне

Вы вернулись в Екатеринбург из страны, в которой есть коронавирус. Идти на работу или сидеть на карантине?

Хлипкий забор на Сибирском тракте, развалившийся через полгода после установки, отремонтируют

У дочки Саши Гагарина из «Сансары» вышел добрый клип про любовь, в котором девушка танцует с ламами

Как получить ипотеку от 5%: Сбербанк и ведущие застройщики города расскажут и помогут

А если завтра коронавирус? Готова ли Свердловская область к пандемии — отвечает главный эпидемиолог

Авто: Власти передумали повышать штрафы для водителей, но гайки закрутят по-другому

В этот уик-энд все желающие за 10 минут смогут узнать основную информацию о своем зрении

Вкус свободы: как в уральской колонии строгого режима открыли собственную бургерную

Шоу с танцами и огнем, отрыв на концерте Элджея, спектакль про НЛО и еще 14 идей на выходные

Дмитрий Быков: «Нам, мужьям молодых жен, вообще несладко живется!»

Интервью с поэтом и публицистом о здоровье, Путине, Урале и громком деле доцента Соколова

Читайте также:  Дети Ольги Орловой

Дмитрий Быков почитал свои стихи на фестивале «Слова и музыка свободы» в Ельцин-центре

Фото: Артем Устюжанин / Е1.RU

Поэт и публицист Дмитрий Быков приехал в Екатеринбург, чтобы почитать свои стихотворения и ответить на вопросы гостей фестиваля «Слова и музыка свободы». После встречи Быкова с поклонниками мы поговорили с ним о цензуре и свободе.

— Екатеринбург на прошлой неделе простился с писателем Игорем Сахновским. Вы знали его и как человека, и как автора.

— Игорь находился в своеобразном гетто по двум параметрам. Во-первых, он писал фантастику. Она до сих пор находится вне поля зрения журнальной критики и считается как бы развлекательной литературой. Хотя он был настоящий умный продолжатель братьев Стругацких. Второе гетто — это его пребывание вне столиц. Вне журнальной жизни, вне литературной жизни, вне премиальной жизни. У него был читатель из разряда знатоков. Жизнь его была трагической. Жизнь серьезного русского писателя. Он был очень умным, душевно красивым человеком и очень обостренно на все реагировал. В наше время не каждый может позволить себе такую роскошь. Его, конечно, убивало, как и всех нас, отсутствие воздуха. Хорошо-то будет, но не скоро. Остается надеяться, что мы все увидимся и там нам будет лучше.

— Отсутствие воздуха — вас это тяготит? Были мысли собрать чемодан?

— Мысль собрать чемодан — это русский национальный спорт. Но меня утешает то, что нигде не лучше.

«Куда ехать? Приедешь в Америку — там Трамп, приедешь в Европу — там беженцы, приедешь в Антарктиду — там ужасные проблемы с пингвинами».

Знаете анекдот про каучуковую бомбу? Россия торжественно отказывается от производства каучуковой бомбы. «Почему?» «А вы не слышали? В Антарктиде после испытаний до сих пор прыгают пингвины». Ну куда ехать? Где родился, там и пригодился.

На встрече с поклонниками Быков за три с половиной минуты экспромтом написал сонет про свою книгу, которая продается в Ельцин-центре

Фото: Артем Устюжанин / Е1.RU

— Я оказался абсолютно здоров, чем ужасно всех разочаровал. Банальное пищевое отравление. Меня полностью обследовали и вылечили от всего, на что я вообще жаловался. У меня болело правое колено, теперь не болит. Я начинал лысеть, теперь не лысею. Я ушел из этой больницы прямо в эфир, никакого периода санаторной реабилитации у меня не было. Сказали виновато: к сожалению, у нас здесь находятся больные, поэтому пошел вон. Хотя медсестры обо мне очень сожалели, со мной им было весело. Мне ВИП-палату дали на два дня. «А что мне можно есть?» «Вам можно все!» Я назаказывал еды, пришли друзья, полный оргазм. Врачи принесли мне последний анализ и сказали: к сожалению, никаких причин вас тут задерживать у нас нет, освободите место. Никакого переосмысления жизни не произошло. Просто, когда подогнали скорую помощь к самолету, я им сказал: я щас пойду читать лекцию. А они мне: никуда ты не пойдешь. Сдуру я толкнул санитарочку, вкололи мне искусственную кому и отправили в Москву. Я как пришел в себя, вырвал из себя все эти трубки, все забегали, заорали. Спрашивают: вы помните свое имя? Я им: конечно, помню, Быков. Очень все были изумлены, а потом, уже в тот же день, я диктовал колонку.

Фото: Артем Устюжанин / Е1.RU

— Сталкивались с цензурой?

— А кто не сталкивался. Конечно, сталкивался. С некоторыми изданиями я из-за этого порвал. С некоторыми рвать себе дороже. Может ли еж влезть на дерево? Может, если жизнь заставит. Подумаешь, цензура. Я при советской власти работал.

— Вам не кажется, что этот фестиваль — немного такой пир во время чумы? Мы здесь разговариваем про свободу и права человека, но, по сути, ничего не меняется, вокруг все остается прежним.

— Все хорошее, что есть в жизни, — это пир во время чумы. Стишки, которые мы пишем после Освенцима, любовь, которой мы занимаемся среди экономического кризиса. Тусовки, происходящие среди тотального морального падения. Это не повод отказываться от всего хорошего. «Итак, — хвала тебе, Чума, нам не страшна могилы тьма, нас не смутит твое призванье! Бокалы пеним дружно мы и девы-розы пьем дыханье, — быть может. полное Чумы!» (Пушкин, «Пир во время чумы»).

Фото: Артем Устюжанин / Е1.RU

— После истории в сквере, когда у нас, в Екатеринбурге, вот уже несколько месяцев самых разных людей по одному дергают на допросы, устраивают обыски и пишут дела «под копирку», становится очевидно, как в людях поселяется страх. Все вокруг чего-то боятся. Вы боитесь?

— Конечно, боюсь, я же здесь живу. Покойный Валерий Семенович Фрид, гениальный российский сценарист, говорил, что девизом в жизни всякого здорового человека должны быть слова сибирских лесорубов. «Бойся», — кричат они, когда валят деревья и дерево падает. Совет — не бзди! «Ура, не ссать» — был такой лозунг, но «подссывать», я считаю, нужно. Я не верю людям безбашенным. Бояться надо.

— Вы недавно в очередной раз взорвали новостную ленту: сходили в программу «На троих», где взяли и похвалили Путина. И все, понеслось — «либеральный поэт похвалил президента».

— Я сказал, в том, что Путин не афиширует свою личную жизнь, можно взять с него пример. Я свою тоже не афиширую. Моя «личная жизнь» всегда ездит со мной, мы не любим расставаться. Но мои личные тайны — это мои личные тайны, я в этом смысле поддерживаю Путина. То, что Путин много плавает, — это очень хорошо. Я тоже много плаваю. То, что Путин любит свеклу, это очень хорошо! Я тоже люблю свеклу.

— Что Путин делает плохо?

— Почти все остальное. Но мы должны признать, что он очень хорошо общается с западными журналистами. Они всегда к нему с подковыркой. И он тоже. Когда в разговоре про американские технологии и добычу нефти он роняет: «А потом мы у них эти технологии цап-царап» — это тут же становится мемом. Он подставляется и дает информповоды. Это все шутки, а если серьезно, то Путин одержим идеей законсервировать все. Это провальный проект.

— У нас же в стране большинство людей рассуждают: «Если не Путин, то кто?»

— Соболь, Навальный — любой справится. Когда-то я брал интервью у японского премьера Накасонэ. Он сказал: «Управлять Россией не так трудно — почти всегда делаешь единственные ходы, ведь выбора нет». Если вдуматься, это не так глупо. Страна большая, климат суровый, не наэкспериментируешься особо.

«В принципе, с управлением Россией справился бы любой. Проблемы у Медведева, а остальные все могли бы. Поэтому шансы у Медведева высоки».

Как говорит Ройзман: «Даже если мы с тобой, два умных еврея, придумаем сто вариантов развития России, осуществится сто первый» — это совершенно точно.

Фото: Артем Устюжанин / Е1.RU

— Екатеринбург из Москвы выглядит по-особенному? Мы про себя совершенно точно считаем, что не такие, как все, что мы свободные и смелые.

— В русской литературе был петербургский период, потом одесский, а потом екатеринбургский. В нем мы сейчас и живем. Екатеринбургский период начался с Бажова, продолжился Кормильцевым, и самое ужасное, что он длится до сих пор. Мы — страна профессионалов, которые плохо живут, но умеют делать дело, и за право делать это дело мы готовы на все, порвем любого. Мы мастера. Данила-мастер — это основополагающий русский миф XX века, миф о шарашке. И то, что у вас аэропорт имени Демидова, — это все туда же. Ебург — это город мрачных профессионалов, что не исключает, кстати, и криминальности, потому что это город профессиональных преступников. Как правильно написал Иванов, это был город производства, а стал город торговли.

— А свобода у нас есть?

— Какая может быть свобода у профессионала? Профессионал не свободен по определению, он раб своего ремесла. Политически он может быть свободен, потому что это люди, которые обладают определенными навыками, и эти люди не пропадут, даже если власть сменится. Дело в том, что мы продолжаем жить внутри екатеринбургского периода. Периода, в котором единственный способ выжить — это хорошо что-нибудь уметь. По сути все мы живем в «одном огромном Урале». Мы поколение Данилы-мастера. Если мы не умеем хорошо обработать камень, нас превращают в этот камень. Единственный способ выжить — быть незаменимым.

«Деньги в России ничего не стоят. Они отнимаются на раз. Стоит — профессия. Если ты что-то умеешь делать, ты выживаешь».

Я бы очень хотел вырваться из того огромного Екатеринбурга, в котором живет вся Россия. Но это не скоро будет. Есть надежды на Москву, если Москва придумает новую идеологию, это было бы хорошо, это было бы счастье. Но Москва с этой функцией уже не справилась.

Фото: Артем Устюжанин / Е1.RU

— Вы говорите «время мрачных профессионалов», «время Данилы-мастера». Но у нас же абсолютно нет ничего своего, мы живем во всем импортном — одежда у нас импортная, телефоны импортные.

— Ну как же? А автомат Калашникова? Диктатура? Страна без институтов — не управляется, но живет. Главный русский бренд — Сталин. Каждый год выходят сотни новых монографий о нем. И Сталин будет всегда. Пытки, риски, ансамбль песни и пляски — интересно. Что мы знаем о Франции? Наполеон! Маленький капрал, который после революции загнал страну в железное русло. Между прочим, многие пользуются сталинскими наработками. Аргентинская диктатура. Вообще любая. Трамп пользуется. Поругивать либералов и подыгрывать реднекам — чистый Сталин.

— Наполеон нашего времени — доцент Соколов. Как относитесь к шумихе вокруг этой истории?

— Получается, любой, у кого жена моложе 30 лет, потенциально опасен для общества. Преподаватель опасен для студентов. Кстати, моя жена никогда не была моей студенткой. Я студентов за руку боюсь взять. Мужьям молодых жен и так нелегко приходится. Вчера читаю интервью «Фонтанки» — «он не скупился на всякое плюшевое говно». А у нас же дома огромная плюшевая семья. Мы коллекционируем вомбатов, и они сидят с таким жалобным видом. Вообще, конечно, история доцента Соколова — это нетипичный случай. Человек сошел с ума. Все хайпожоры тут же налетели. Ну, это все просто дефицит жизни, дефицит ощущений. А в моей жизни дефицита нет.

Ранее мы публиковали интервью с политологом Екатериной Шульман о том, какие последствия для местных властей будет иметь протест в сквере у Театра драмы, можно ли считать проведенный в октябре опрос о месте строительства собора Святой Екатерины легитимным и каковы шансы бывшего мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана на выборах в Госдуму в 2021 году. И разговор с Владимиром Познером.

Ссылка на основную публикацию