Дети Бориса Андреева

Борис Андреев

Биография

Добродушный, с раскатистым басом, Борис Андреев вызывал неимоверную симпатию и доверие как у зрителей, так и у коллег по кинематографу. Великий артист, глубокой души и отзывчивости человек прожил яркую, насыщенную жизнь. Сейчас актер остается символом рабочего и великого богатырей, образ которых воплотил на экране.

Детство и юность

Илья Муромец советского кинематографа родился в семье саратовских рабочих 9 февраля 1915 года. В детском возрасте, когда мальчику исполнилось пять лет, семья перебралась в небольшой городок Приволжья – Ангарск. Там Борис Андреев окончил семилетку и отправился в Саратов, чтобы поступить в сельскохозяйственный техникум.

Актер Борис Андреев

Если бы во времена стахановцев кто-то сказал родителям Бориса, что сын станет звездой кино, то они, скорее всего, не поверили бы. Вместе с друзьями-мальчишками маленький Боря любил показывать сценки рабочим завода. Но дальше этого дело не заходило.

Добравшись до Саратова, молодой человек познакомился со строителями Волжского комбайнового завода. Молодые, работящие, дружные рабочие уговорили Бориса Федоровича присоединиться к коллективу. После краткосрочных курсов Андреев устроился на производство слесарем-электромонтером.

Борис Андреев в молодости

В советские годы руководство заводов заботилось еще и о досуге сотрудников. Поэтому Борис Федорович пришел на репетицию драмкружка, где молодого колоритного мужчину заметил и оценил преподаватель, а также талантливый актер и режиссер Иван Артемьевич Слонов.

Именно Слонов предложил Андрееву поступить в Саратовское театральное училище. Поначалу молодой рабочий сомневался, потому что совмещать занятия и работу на заводе казалось задачей не из легких. Тогда руководство пошло навстречу творческому таланту Бориса и снизило загруженность на сменах. В 1937 году актер прошел курс и окончил училище.

Сразу же после получения образования Андреев сменил рабочие будни на Саратовский драматический театр им. К. Маркса (с 2003 года театру присвоено имя И. А. Слонова). Правда, играть на сцене новоиспеченному артисту долго не пришлось. Вскоре в биографии Андреева появляется кинематограф.

Фильмы

К слову сказать, первая попытка сняться в кино закончилась для артиста провалом. Борис Андреев отличался брутальной могучей фигурой, внешностью истинно русского простого рабочего, выходца из народа. Такой типаж пользовался огромным спросом у советских кинематографистов. А.П. Довженко пригласил актера на роль Петра Чижа в киноленте «Щорс». Однако пробы Борис Федорович не прошел, хотя и сыграл в картине крохотную эпизодическую роль.

Борис Андреев в фильме «Трактористы»

Триумф настиг артиста в 1939 году после выхода на экраны картины Ивана Пырьева «Трактористы». Случайно получив приглашение на пробы в 1938 году во время гастролей Саратовского театра в Москве, громогласный прямолинейный Андреев сразу понравился режиссеру. Роль лихого Назара Думы, одной левой поднимающего трактор, на многие годы определила амплуа актера.

В 1939 году актер сыграл шахтера Харитона Балуна в драме Леонида Лукова «Большая жизнь». Картина стала лидером проката, а персонаж Андреева – символом простого рабочего с широким сердцем и открытой душой.

Борис Андреев в фильме «Большая жизнь»

Персонажи Андреева оставались близки народу, впрочем, как и сам артист. За годы жизни великий талант советского кино сыграл более чем в 50 фильмах. Среди них военная драма «Однажды ночью», «Два бойца», «Большая жизнь», уже послесталинские картины «Первый рейс», «Годы молодые».

Образ русского богатыря Ильи Муромца, как никому другому, соответствовал амплуа Андреева. Неудивительно, что именно он сыграл былинного героя в одноименном фильме Александра Птушко в 1956 году.

Борис Андреев в фильме «Илья Муромец»

Наиболее удачной в советские годы считалась роль актера «Оптимистической трагедии», где с уже легендарным Андреевым появился молодой Вячеслав Тихонов. Современники рассказывали, что по сюжету персонаж Тихонова должен плюнуть в лицо герою Андреева.

Молодой актер тушевался, и сцена не получалась. Тогда мудрый Борис Федорович с присущей ему прямотой посоветовал коллеге найти на его лице самое противное место и туда и плюнуть.

Борис Андреев в фильме «Оптимистическая трагедия»

Съемки в кинематографе продолжались для БэФэ, как его называли близкие друзья до конца жизни. Конечно, количество ролей поубавилось. Но даже когда здоровье стало подводить актера, он все равно продолжал упорно трудиться на площадке.

Так, во время работы над фильмом «Жестокость» (1959 год) артиста настиг инфаркт. Из последних сил, собрав волю в кулак, Борис Федорович доигрывает сцены и только после этого отправляется в больницу. Во время работы над драмой «Мое дело» (1976) у артиста часто открываются носовые кровотечения. Отлеживаясь во время приступов в гримерке, Андреев не прерывает работу.

Личная жизнь

Во время съемок прославившей артиста картины «Трактористы» Андреев познакомился с Петром Алейниковым, который стал лучшим другом на всю жизнь. Вместе закадычные товарищи коротали досуг и шли бок о бок по творческому пути.

Борис Андреев и Петр Алейников

С женой Галиной Васильевной Андреев познакомился тоже благодаря Алейникову. Товарищ подшучивал над БэФэ, что за такого простодушного грубого увальня, как он, замуж никто не пойдет. Вспылив, Андреев ответил, что женится на первой же девушке, вошедшей в общественный транспорт, в котором ехали приятели. Ею оказалась Галина, сразу же приглянувшаяся Борису Федоровичу.

Правда, завоевать сердце девушки оказалось только половиной дела. Отцом Галины оказался комиссар милиции, который категорически воспротивился браку. По-мнению будущего тестя, счастливая совместная жизнь дочери невозможна с алкашом актером, как называл его строгий комиссар.

Борис Андреев и его жена Галина

Справедливости ради стоить отметить, что актеры и правда любили «победокурить» и о приключениях приятелей ходили легенды. Поговаривали, что они то заснут в витрине магазина, то заявятся в одном белье, вымазавшись чернилами, на банкет кинематографистов, не получив туда приглашение. Что из рассказов истина, а что миф – до сих пор не известно.

Туманной остается история о благосклонности Сталина к актеру. В 1940, приняв на грудь, Андреев якобы позволил нелицеприятно высказываться о вожде народов, за что загремел в тюрьму и даже попал в расстрельный список. Однако, по легенде, Сталин собственноручно вычеркнул фамилию артиста, заметив, что «этот может еще побегать, а расстрелять всегда успеется».

Сын Бориса Андреева

Неоспоримым стало только то, что с Галиной Васильевной, которая все-таки стала супругой актера, звезда советского кино прожил всю жизнь. В 1952 году у пары родился сын, которого также, как отца, назвали Борисом.

Несмотря на образ простодушного русского мужика, Андреев оставался начитанным и эрудированным человеком. В течение жизни писал афористичный роман, в котором собирал хлесткие и точные сатирические высказывания, пословицы и поговорки собственного сочинения. Сам БэФэ называл их «охренизмами». А мечтой жизни стала роль Короля Лира, которую артисту, к сожалению, сыграть так и не удалось.

Смерть

Весной 1982 года, вернувшись с гастролей, актер неожиданно почувствовал себя плохо. Как вспоминал сын артиста, медики в больнице сослались на переутомление. Жена Андреева переживала, что супруг много спит и заговаривается. На самом же деле великий артист предчувствовал скорый уход из жизни.

Могила Бориса Андреева

Когда близкие навестили его в больнице в последний раз, он задумчиво спросил, почему видел себя на площади, лежащим в цветах, и много людей вокруг. Однако, отмахнувшись, заметил, что, видимо, увидел дурной сон.

В тот же вечер легенда советского кино ушел из жизни. Причиной смерти назвали обширный инфаркт.

Борис Андреев

фотографии >>

биография

Андреев Борис Федорович

9 февраля 1915, Саратов, Российская империя — 21 апреля 1982, Москва, РСФСР, СССР.

Советский актер театра и кино

Народный артист РСФСР (1950).
Народный артист СССР (1962).

В 1933-1936 годах — студент Саратовского театрального техникума.
В 1937-1939 годах — актёр Саратовского драматического театра имени Карла Маркса.

В 1944 году был награжден “За успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны и выпуск высокохудожественных картин”.

Работал в Театре-студии киноактёра в Москве.

Похоронен актёр на Ваганьковском кладбище Москвы (2 участок).

Сталинская премия I степени (1948) за исполнение роли Якова Бурмака в фильме «Сказание о земле Сибирской»

Сталинская премия I степени (1950) за исполнение роли Алексея Иванова в фильме «Падение Берлина» (1949)

МКФ в Канне (1955, Приз лучшему актёрскому составу, фильм «Большая семья»)

ВКФ (1959, Первая премия за исполнение мужской роли, фильм «Поэма о море»)

МКФ в Сан-Франциско (1963, Приз «Золотые ворота» за лучшее исполнение мужской роли, фильм «Оптимистическая трагедия»)

Орден Ленина (1967)

Орден Октябрьской революции (1974)

Орден Красной Звезды (за роль Саши в фильме «Два бойца», 1944)

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)

Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)

Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)

последнее обновление информации: 08.02.20

трейлер: «Сказание о земле Сибирской» >>

публикации

Родился в рабочей семье. Когда мальчику было 5 лет, семья переехала в небольшой приволжский городок Аткарск. Закончив 7 классов средней школы, Борис Андреев отправился в Саратов поступать в сельскохозяйственный техникум. Но встреча с молодыми строителями волжского комбайнового завода, которые посоветовали ему пойти к ним на завод, изменила дальнейшую судьбу Андреева. Он окончил краткосрочные курсы и получил специальность слесаря-электромонтёра. В один из дней 1931 года в свободное от работы время Борис Федорович пришёл на репетицию заводского драмкружка, которым руководил режиссёр Саратовского драматического театр Иван Артемьевич Слонов.
В 1933 году Иван Слонов предложил Андрееву поступать в Саратовский театральный техникум. Однако работа на заводе и одновременно учёба в техникуме отнимали у Андреева массу времени и физических сил. Руководство пошло ему навстречу: Андреева перестали использовать на ночных работах, снизи объём дневных работ. А на четвёртом году обучения Андреева и вовсе освободили от работы и стали выплачивать ему стипендию из фондов предприятия. Всё это позволило ему с честью пройти весь курс обучения и в 1937 году закончить техникум.
В том же году Андреев поступил в Саратовский драматический театр имени К.Маркса. Однако сыграть в нём что-нибудь значительное молодому актёру было не суждено. Первой ролью знаменитого в будущем актёра стал… вой собаки. В театре готовилась постановка чеховского «Вишнёвого сада». По замыслу режиссера по ходу действия из-за кулис раздавался протяжный собачий лай и вой.
«Я исполнял эту роль в течение сезона, — вспоминал сам Андреев. — Делал я её со всей искренностью души человека, влюбленного в искусство. Я имел признание труппы. Все говорили: «Ах, как замечательно лает и воет эта собака». Сам по природе я был парень довольно озорной, отлично понимал их незамысловатую шутку, но здесь почему-то помалкивал и не приглашал родителей на очередной спектакль по контрамарке».

Вскоре Андреева увлекло кино. Хотя первое знакомство с кино не принесло Борису Фёдоровичу большого удовлетворения. Как вспоминал он сам об этом: “Первая моя попытка сняться в кино окончилась позорным провалом. ” Его пригласил А.П. Довженко на роль Петра Чижа в фильм “Щорс”. Но с ролью Андреев не справился и его не утвердили. Хотя всё-таки крохотный эпизод в этом фильме он и сыграл.
В самом начале 1938 года во время гастролей саратовского театра в Москве, Андреев вновь попал в поле зрения кинематографистов. Вот его собственный рассказ: “Я стоял за кулисами и курил. В это время ко мне подошли двое и поинтересовались, я ли актёр Саратовского театра Андреев. Поначалу я даже испугался, приняв собеседников за сотрудников пожарной охраны. «Если надо, я сейчас же затушу сигаретку», — сказал. А в ответ получил приглашение прийти на киностудию.” Режиссёру Ивану Пырьеву, набиравшему актёров для съёмок фильма «Трактористы», молодой саратовец понравился. И Андреев получил свою первую звёздную роль.
Во время съёмок “Трактористов” Андреев встретился и на всю жизнь подружился со своим ровесником Петром Алейниковым. Даже свою будущую жену – Галину Васильевну – Андреев нашёл не без помощи Алейникова.
Но женитьба далась Андрееву не совсем легко. Отцом девушки оказался комиссар милиции, который уже был наслышан о некоторых пьяных выходках молодого артиста и согласия на брак не давал. Но Андрееву удалось уломать родителей невесты и свадьба состоялась.
Ну а затем были «Большая жизнь», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Два бойца». И слава, почёт, уважение и поклонение миллионов. Много лет спустя, рассказывая о тех годах, Андреев смеялся: «В СССР, кроме нас с Алейниковым, самым популярным был разве что Чарли Чаплин».

Естественным спутником славы стали многочисленные легенды, распространявшиеся об актёре. И сегодня почти невозможно понять, что из них правда, а что вымысел. Хотя мифы, надо отдать им должное, иногда были довольно красивыми. Так, например, говорили, будто Бориса Фёдоровича однажды чуть не расстреляли. В 1941 году, придя с компанией в ресторан, актёр ударил позволившего себе какой-то некрасивый поступок офицера НКВД. Андреева немедленно арестовали. Суд по законам военного времени был скор. И только личное вмешательство Сталина, собственноручно вычеркнувшего фамилию любимца из расстрельного списка, спасло актёра. «Расстрелять мы его всегда успеем, — якобы молвил вождь. — А пока пусть гуляет…»

Сегодняшнему зрителю Андреев знаком прежде всего по роли Ильи Журбина в старом фильме «Большая семья», который периодически повторяют по телевидению. А в советские годы одной из удач актера считалась работа в картине «Оптимистическая трагедия» Самсона Самсонова. Партнёром Бориса Фёдоровича, находившегося тогда уже в зените славы, был молодой Вячеслав Тихонов. В одной из сцен герой Тихонова, обвиняя персонаж Андреева в предательстве, должен был плюнуть ему в лицо. И никак этот эпизод у Тихонова не выходил. Тогда, поняв смущение молодого человека, Андреев отвёл его в сторону и сказал: «Да не робей ты! Найди в моей харе что-нибудь противное и туда и плюнь».

Несмотря на то, что для большинства зрителей он казался недалеким, Андреев был на самом деле очень начитанным и эрудированным человеком. «Он обладал уникальным литературным даром, — вспоминает Говорухин. — Как-то я звоню ему. «Приезжай, — говорит, — хочу тебе кое-что почитать». Я уж собрался было ехать, но тут вспомнил, что Володя Высоцкий просил его познакомить с Андреевым. Думаю, дай перезвоню БэФэ, предупрежу, что буду не один. В ответ услышал неожиданное: «Да ну его… к бабушке. Он, наверное, пьет». Я стал стыдить его: «Давно ли сам стал трезвенником?» А потом понял, что он просто стеснялся нового человека, да еще известного поэта.
Приехали мы на Большую Бронную, где БэФэ жил последние годы. Володе, чтобы понравиться человеку, много времени было не надо. Через пять минут они влюбились друг в друга, через десять меня перестали замечать. Короче, Андреев перестал стесняться Высоцкого, повёл нас на кухню, заварил чай в большой эмалированной кружке и достал толстую, как Библия, кожаную тетрадь. «Я решил написать, — сказал он, — афористичный роман». И начал читать: «Лев открыл пасть, укротитель засунул в нее голову, и все зрители вдруг увидели, насколько дикое животное умнее и великодушнее человека». Мы с Володей аж взвизгнули от смеха. Андреев благодарно покосился на нас, прочёл следующую фразу: «Древние греки никогда не думали, что они будут древними греками».
Через несколько минут мы уже не смеялись, а только стонали да корчились от душивших нас спазм. На прощание Андреев нас предупредил: «Вы, ребята, особенно не распространяйтесь. Шутка, острота — она знаете как… Пошла гулять — и уже хрен докажешь, что это ты придумал».

Читайте также:  Дети Ирины Леоновой

С середины 60-х годов фильмов с участием актёра стало выходить на экраны значительно меньше. Объяснялось это разными причинами: ухудшением здоровья актёра и нежеланием участвовать в слабых постановках.

А между тем мечтой его жизни была роль Короля Лира, ради которой он прочел сотни книг о Шекспире, став почти настоящим шекспироведом. И когда Григорий Козинцев приступил к работе над «Лиром», ни у кого не было сомнений, кто станет играть главную роль. Однако Лира сыграл прибалтийский актёр Юри Ярвет. Сын Бориса Фёдоровича Борис Андреев-младший вспоминает, как отец смотрел картину Козинцева: «Молча, стиснув зубы, не произнося ни слова. И лишь с последним титром прозвучал его окончательный приговор: «Замечательная работа…»

Отправляясь в апреле 1982 года в «кремлёвку», Андреев взял с собой ту самую кожаную тетрадь. Работать над «афористичным романом», или «охренизмами», как он сам называл свои записи, актёр не прекращал никогда. «24 апреля стояла чудесная погода, — вспоминает сын Андреева. — Дело, кажется, шло на поправку: накануне нам позвонили из лечебницы и сообщили, что состояние Бориса Фёдоровича значительно улучшилось, и его даже перевели из отделения интенсивной терапии в обычное.

Мы сидели в палате и болтали о всякой всячине, предвкушая скорую встречу по-домашнему. Когда собрались уже уходить, отец вдруг спросил: «Как вы думаете, почему это я лежал на площади у врат храма, а вокруг было много-много народа? Должно быть, приснилось. Ерунда какая-то».

Сколько ни упрашивали, он настойчиво вызвался нас проводить — хотя бы до коридора. Огромный и добрый, стоял, заслонив дверной проём, и глядел, как мы уходили. Нет, не мы. Тогда от нас уходил он. Вечером, в половине одиннадцатого, позвонила лечащий врач… В это не хотелось, нельзя было поверить».

Простой рабочий парень. Как Борис Андреев стал актером

Борис Андреев запомнился зрителям по роли Ильи Муромца. В своей личной жизни он тоже был богатырем, способным на сильные поступки: рабочий — поступил в театральное училище и решительно перевернул свою жизнь, убежденный холостяк — решительно подошел к «первой встречной» и так нашел свою судьбу.

Парень, у тебя талант

Борис Андреев родился в 1915 году, и после семилетки, не долго думая, отправился в ближайший большой город Саратов, поступать в сельхозтехникум. Он бы проработал всю жизнь агрономом, и мы никогда не увидели бы его прекрасных актерских работ, но тут его куда-то повело от намеченной линии (он бы просто расхохотался и не поверил, если бы узнал, куда — в известные артисты!). В общем, Андреев познакомился с веселыми парнями, рабочими Волжского комбайнового завода, и решил не поступать в сельхозтехникум, а тоже пойти на завод, за компанию. На заводе — тут ему повезло — был замечательный драмкружок, которым руководил великолепный педагог Иван Слонов. Он заметил интересного парня, увальня, за добротой и добродушием которого угадывалась огромная сила. Андреев играл в драмкружке, педагог смотрел на него, смотрел, а потом сказал:

— Парень, у тебя талант, тебе нужно поступать в театральное училище.

Андреев колебался: днем учиться, ночью вкалывать на заводе — кто такое выдержит? Но Слонов надавил на руководство завода, и талантливому парню снизили нагрузку. Он успешно отучился и сразу же пошел работать в драмтеатр. Кстати, теперь саратовский драмтеатр носит имя И.А. Слонова.

Простой рабочий человек

И ему снова повезло: в то время в кинематографе был самым востребованным типаж плохого парня, выходца из народа, пролетария. Андреев стал получать предложения сняться в кино, и роль в «Трактористах» Ивана Пырьева стала для него визитной карточкой на долгие годы. Нужен простой советский парень с открытой рукой, который может поднять трактор одной левой? Ну, конечно, это Андреев!

Он сыграл около 50 ролей, в том числе и роль Ильи Муромца в одноименном фильме. Он играл до конца жизни, а когда не мог, играл «через не могу». Однажды прямо на съемочной площадке его догнал инфаркт. Борис закончил сцену и только потом обратился за помощью. Он вообще себя не щадил. Было плохо — отлеживался в гримерке, а потом опять выходил на работу.

На той и женюсь

У Андреева был близкий друг, актер Петр Алейников. Он часто подсмеивался: за тебя, Андреев, никто замуж не пойдет, такой ты увалень. В ответ Андреев только ухмылялся, но однажды друг вывел его из равновесия. Они ехали в трамвае и Андреев сказал:

— Смотри, сейчас войдет сюда девушка, и я на ней женюсь.

В трамвай вошла симпатичная барышня. Андрееву она понравилась, он подошел познакомиться и скоро Галина стала его женой. Но пришлось преодолеть пару трудностей: отец Галины, комиссар милиции, слышать не хотел, чтобы его дочь связала свою жизнь с «алкашом артистом». Говорят, Борис Андреев и его друзья и правда любили покутить, и об их чудачествах ходили удивительные слухи.

Например, однажды в Киеве Андреев и Алейников загуляли так, что утром проснулись в витрине мебельного магазина. А когда их задержали и привели в участок, Андреев, устав слушать нотации милиционера, вздохнул:

— Эх ты, чернильная душа? А вот если чернила сейчас кончатся, что будешь делать?

И выпил чернильницу.

Но после женитьбы веселой холостяцкой жизни пришел конец, тем более, что в 1952 году у Андреева родился сын.

Охренизмы

Борис Андреев был глубже, чем казался. Все эти загулы и образ «простого парня с широкой душой» не отменяли главного: он любил читать, много думал о жизни и сочинял афоризмы, которые называл «охренизмами».

Лев открыл пасть, укротитель засунул в неё голову, и все зрители вдруг увидели, насколько дикое животное умнее и великодушнее человека.

Дальновидность — способность издали увидеть для себя полезное. «Незаменимых нет», — прошипела тупая сокрытая зависть, и все готовые заменить слились в единстве шипения и зааплодировали.

Борис Андреев умер весной 1982 года: вернулся с гастролей и стало плохо. По слухам, последние 42 года жизни достались Андрееву благодаря его знаменитому везению: в 1942 году его арестовали «за длинный язык», и, якобы, Сталин лично вычеркнул его из расстрельного списка:

Борис Федорович Андреев

Фото Все

Видео Все

Борис Андреев. Большая жизнь большого человека

Борис Андреев. Легенды мирового кино

Борис Андреев:”Я как бы прожил две жизни. “

Борис Андреев — биография

Этот актер никогда не писал мемуары, он не считал себя выдающейся личностью, о жизни которой нужно издавать толстенные книги. Борису Андрееву было интересно другое – афоризмы, анекдоты, крылатые выражения, которые он собирал в тоненькой коричневой тетрадочке под названием «Афористический роман». Его имя знал каждый житель Советского Союза, он купался в лучах славы и всенародной любви. Внешне он напоминал былинного богатыря, такого же мощного и неуязвимого. И только самые близкие знали что это внешнее богатырство скрывает тонкую и ранимую душу. Как у ребенка.

Слава к Борису Андрееву пришла после выхода ленты «Трактористы», а всенародная любовь и популярность после проката картины «Большая жизнь».

Детство и юность

Родился Борис Андреев 9 февраля 1915 года в городе Саратов, в семье обычных рабочих. Раннее детство Бори прошло в Саратове, а когда ему стукнуло пять, родители сменили место жительства, и поселились в Ангарске. Здесь он пошел в школу, окончил семь классов, снова вернулся в Саратов, чтобы стать студентом сельскохозяйственного техникума.

Фото: Борис Андреев в молодости

В те годы в стране как раз начало развиваться стахановское движение, все стремились показать наилучшие результаты, на каждом предприятии были свои соревнования. Об искусстве думать было некогда, да и родителям-рабочим такие мысли совсем не приходили в голову. Они даже представить себе не могли, что пройдет немного времени, и имя их сына будет греметь на весь Союз, только не как передовика-стахановца, а известного актера. А пока Борис с друзьями просто выступали перед рабочими завода, разыгрывая разные сценки.

По приезду в Саратов, Борис Андреев быстро нашел себе друзей. Они работали на Волжском комбайновом заводе, и уговорили парня тоже идти к ним в комбайностроители. Борис решился, пошел на курсы, и получил на заводе работу слесаря-электромонтера.

В те времена руководители предприятий следили не только за тем, как работают их сотрудники, но и как проводят свой досуг. Организовывались всевозможные кружки, секции, занятия по интересам. Борис Андреев однажды оказался на репетиции заводского драматического кружка, и сразу попал в поле зрения его руководителя Ивана Слонова. В те годы Слонов уже был достаточно известным актером и режиссером, поэтому увидел в Андрееве задатки актерского таланта.

Именно с легкой руки Ивана Слонова Борис оказался в Саратовском театральном училище. Сомнений конечно было много, парень не знал, как у него получится учиться и одновременно работать, ведь нагрузка на заводе была приличной. Руководители завода решили оказать содействие молодому дарованию, и снизили нагрузку на работе. Диплом об окончании театрального Андреев получил в 1937-м, и сразу был зачислен в труппу Саратовского драмтеатра им. Карла Маркса. С 2003-го этот театр переименован в имени А.Слонова. Но на сцену этого театра начинающий артист так и не вышел, в его биографию вихрем ворвался кинематограф.

Фильмы

Первые шаги в кино стали по-настоящему провальными. У Бориса Андреева было могучее телосложение настоящего русского богатыря, простое рабочее лицо, и в то время это был самый востребованный типаж у режиссеров. Поэтому на Андреева возлагались большие надежды. Режиссер Александр Довженко предложил ему сняться в картине «Щорс», в роли Петра Чижа. Но буквально с первых проб стало понятно, что артист не справится с этой ролью. Вместо заметного персонажа, Андреев получил в этом ленте только роль в эпизоде.

Настоящий успех пришел только в 1939-м, когда режиссер Иван Пырьев выпустил картину «Трактористы». Пырьев увидел Андреева, когда тот с Саратовским театром приехал на гастроли в столицу, и сразу понял, что это именно тот актер, который ему нужен. Борис был могучим, громогласным и очень прямолинейным, именно таким Пырьев видел Назара Думу, который мог запросто поднять трактор одной левой рукой. Эта роль стала началом амплуа Бориса Андреева, которым режиссеры пользовались долгие годы.

В 1939-м на экраны вышла картина «Большая жизнь», которую снял режиссер Леонид Луков. Андреев стал шахтером Харитоном Балуном. Фильм побил все рекорды проката, а герой Бориса Андреева символизировал рабочий класс, открытый и честный.

Его герои были из народа, поэтому их так тепло принимали зрители. Сам актер тоже никогда не отрывался от простых людей, принимал их любовь и знаки внимания. Фильмография актера состоит почти из пяти десятков картин, самыми лучшими среди которых стали «Однажды ночью», «Два бойца», «Первый рейс», «Годы молодые».

Андреев был настоящим Ильей Муромцем, даже внешне напоминая этого былинного персонажа. Наверное, поэтому режиссер Александр Птушко долго не искал исполнителя на эту роль, а сразу предложил ее Борису. Картина называлась «Илья Муромец», и вышла в 1956-м.

Одной из лучших работ актера считают картину «Оптимистическая трагедия», где Андрееву довелось играть на одной площадке с начинающим артистом Вячеславом Тихоновым. В одной из сцен герой Вячеслава должен был плюнуть в персонажа, которого играл Андреев.

Тихонов никак не осмеливался это сделать, съемки топтались на одном месте, и тогда на выручку молодому актеру пришел Андреев. Он посоветовал ему не стесняться, найти у него на физиономии самое отвратительное место, и сделать наконец-то этот злосчастный плевок.

Борис Андреев, а для близких друзей просто БэФэ, снимался всю свою жизнь, почти до самой смерти. Работы стало меньше, но она все равно была. С годами у актера начались проблемы со здоровьем, но он не бросал съемочную площадку.

В 1959 году у актера случился первый инфаркт. Это было на съемочной площадке картины «Жестокость». Актер не бросил работу, героически доиграл все сцены с его участием, и после этого позволил себе обратиться в больницу. В 1976-м, прямо на съемочной площадке ленты «Мое дело», у Андреева начинает идти носом кровь. Он снова не обратился к докторам, просто лежал, когда начинался приступ, а потом снова возвращался к съемкам.

Личная жизнь

Лучшим другом Бориса Андреева и в жизни и на съемочной площадке был Петр Алейников, знакомство с которым состоялось во время съемок фильма «Трактористы». Они были неразлучны и на площадке, и в свободное время.

Именно Алейников стал зачинщиком спора, предметом которого была личная жизнь Андреева. Петр всегда шутил над простым увальнем Борисом, и не уставал повторять, что за такого ни одна девушка не согласится выйти замуж. И вот во время одного из таких споров, Андреев сказал, что его женой станет та, кто сейчас войдет в автобус, в котором они ехали на съемку. Девушку звали Галина, и Борису она очень понравилась.

Читайте также:  Дети Оксаны Федоровой

Фото: Борис Андреев с женой

Девушка ответила взаимностью, но тут начались трудности с ее семьей. Галин папа служил в милиции, и был настроен очень категорично. Он не разрешал дочери даже думать об этом алкаше актере, жизнь с которым никак не может сложиться счастливо. Почему милицейский комиссар считал Андреева алкашом, так и осталось неизвестно.

Хотя друзья иногда «отмачивали» номера, любили вляпаться в историю, и об этом сразу же становилось известно всем. Их могли найти спящими в витрине какого-то магазинчика, то они без приглашения врывались на банкет работников кино, вырядившись только в одно белье, да и то перемазанное чернилами. Было это на самом деле или нет, так и осталось загадкой.

В биографии Бориса Андреева был один необдуманный поступок, который едва не стоил ему жизни. В 1940-м, в сильном подпитии, артист наговорил кучу гадостей в сторону Иосифа Сталина, и моментально оказался в тюрьме. Актеру даже грозил расстрел. Но Сталин слишком любил этого актера, ему нравились его работы, поэтому он собственноручно его спас, удалив из расстрельного списка. Вождь решил, что он может еще принести пользу, а к расстрелу приговорить никогда не поздно.

Как Борису Андрееву удалось поладить со строгим отцом девушки Галины, осталось тайной, но она все-таки вышла за него замуж. В личной жизни артиста она стала одной единственной и до конца дней. В 1952 году она родила сына Бориса.

С виду Борис Андреев был простым русским мужиком, но внешность часто обманчива. Его начитанность и эрудированность поражала близких и друзей. Он долгие годы собирал, а иногда и сам сочинял разные колкие высказывания, поговорки и пословицы, которые заносил в тетрадку под названием «охренизмы». Мечтой актера был Король Лир, но эта роль так и осталась несыгранной.

Причина смерти

В апреле 1982 года по возвращению из гастрольной поездки, Борис Андреев пожаловался на плохое самочувствие. Его положили в больницу, но доктора решили, что виной всему сильное переутомление. Галина заметила, что Борис стал постоянно спать и часто заговариваться. Борис предвидел, что скоро уйдет из жизни, у него было видение, в котором он находился на площади весь в цветах, и окруженный людьми. Это он рассказал родственникам прямо накануне смерти, но потом решил, что это был просто сон. Это случилось днем 25 апреля 1982 года, и в тот же вечер он умер от обширного инфаркта.

Памятник на могиле Бориса Андреева

Местом упокоения Бориса Андреева стало Ваганьковское кладбище.

Избранная фильмография

  • 1939 Трактористы
  • 1939 Большая жизнь. Часть 1
  • 1941 Валерий Чкалов
  • 1944 Я черноморец
  • 1956 Илья Муромец
  • 1959 Жестокость
  • 1962 Путь к причалу
  • 1971 Остров сокровищ
  • 1975 Назначаешься внучкой
  • 1976 Моё дело
  • 1982 Слёзы капали

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Богатырь и скоморох. «Большая жизнь» Бориса Андреева и Петра Алейникова

Они не были просто актерами. Их роли и они сами часто соединялись в сознании зрителей и превращались в вечных и любимых персонажей народного фольклора. Недаром на их долю выпало сыграть самых знаменитых героев русских сказок — Илью Муромца и Иванушку-дурачка.

1738 комбайнов и 1 актер

Вообще-то он собирался поступать в сельскохозяйственный техникум. Именно с этой целью статный волжанин Борис Андреев прибыл в Саратов, предварительно окончив 7 классов школы в маленьком городке Аткарске. Но случай привел его на Саратовский завод по производству комбайнов, где в должности слесаря-электромонтера Андреев принялся поднимать советскую индустрию.

В то время заводские драмкружки давали путевку в жизнь многим ныне известным артистам. Не стал исключением и Борис Андреев. Именно на занятиях кружка заметил его руководитель местного драмтеатра Иван Слонов и посоветовал поступать в Саратовский театральный техникум. Не желая бросать завод, Андреев учился и работал одновременно. Уставал жутко, но могучий организм выдюживал. К тому же заводское руководство с пониманием отнеслось к его творческим амбициям. В ночные смены старались не ставить, а вскоре вообще освободили от работы, да еще и платили стипендию. Когда после выпускных экзаменов, сверкая начищенными ботинками и крахмальной сорочкой, радостный Андреев явился в свой цех, работяги встречали его как героя-победителя. «В этом году наш завод выпустил 1738 комбайнов и одного актера», — сказал старый рабочий, поздравляя молодого артиста.

О работе Андреева в Саратовском драмтеатре им. К. Маркса известно немного. Правда, сохранилась в народных преданиях история, как, играя Тараса Бульбу, Андреев стал «соавтором» Гоголя. В сцене убийства сына-предателя после фразы Андреева «Я тебя породил, я тебя и убью!» ружье не выстрелило (шумовик напортачил!). Андреев повторил реплику — выстрела нет. Тогда обозленный актер отбросил ружье и, выхватив саблю, от души «зарубил» своего партнера, который от страха сыграл смерть Андрия очень натурально.

Первая встреча с кино оказалась неудачной. Андреев пробовался в картину «Щорс», но не понравился классику советского кино Александру Довженко. Солидную роль с длинным монологом у него отобрали, а дали крохотный эпизодик ухода на фронт с текстом «Прощайте, тату!». Мелькнув с этими словами на экране, артист вернулся на саратовскую сцену. Однако судьба дала ему второй киношанс. Театр приехал на гастроли в Москву, и ассистент из группы режиссера Пырьева притащил Андреева на «Мосфильм», где шли пробы к фильму «Трактористы». Сам Андреев вспоминал, что пырьевские пробы напоминали конную ярмарку: «Пройдись! Повернись! А ну-ка, бегом!» Покуражившись, режиссер приказал пробовать Андреева на роль непутевого бузотера Назара Думы. На робкое замечание ассистента, дескать, актер мог бы сыграть главного героя, Пырьев разразился витиеватой трехэтажной тирадой, суть которой была в том, что «с такой шалопутной физиономией героев-любовников не играют!»

Обидный по форме режиссерский диагноз оказался верным по сути. В фильме «Трактористы» Андреев нашел своих будущих героев — непокорных и могучих богатырей с буйным характером, широкой душой и добрым сердцем. Там же, на съемочной площадке, нашел актер и главного друга своей жизни, Петра Мартыновича Алейникова.

Из колонии — в кино

Петя Алейников, уроженец села Кривень Могилевской области, осиротел в 20-м году. Отец погиб, сплавляя лес по Днепру, следом ушла из жизни мать. С 10 лет начал Петруха свою беспризорную одиссею. Бродяжил, воровал, сбегал из-под арестов. В колониях и детприемниках долго не задерживался. В Шкловской школе-интернате подружился с киномехаником. Обучаясь его ремеслу, не на шутку полюбил кино и рванул в Москву, «поступать на артиста». Пришлось, правда, сделать остановку в трудовой коммуне им. Десятилетия Октября, где будущий актер блистал в самодеятельных постановках им же организованного драмкружка. Там его и приметил режиссер В. Кумельский, хотя красивая легенда и утверждает, что совет о театральной карьере подал Алейникову сам Киров.

В 1930 году 16-летний Петр Мартынович объявился в Ленинграде. Предъявив в Институте сценических искусств рекомендательное письмо из колонии, он поступает на отделение кино, где преподавал молодой Сергей Герасимов. Уже тогда этот режиссер помогал ученикам, задействуя их в своих кинокартинах. И так случилось, что на съемках одного из ранних фильмов Алейников без памяти влюбился в свою партнершу, 17-летнюю Тамару Макарову. Правда, чувств своих открыть не решился, молча страдал и. дострадался. «Первая любовь» стала супругой Герасимова. С горя Алейников круто запил и даже покинул съемочную группу.

Первый настоящий успех принес ему фильм того же Герасимова «Семеро смелых» (1935), где его партнершей вновь стала Макарова. Роль «полярного зайца» с чудной фамилией Молибога, контрабандой проникшего на зимовку, принесла Алейникову не просто известность, а настоящую зрительскую любовь. А уж когда в 1939 году на экран вышли «Трактористы», закадычная парочка Андреев — Алейников стала предметом безудержного и всенародного обожания.

Идет молва народная.

Легенды об их похождениях передавались из уст в уста, как сказания о народных героях. Рассказывали, как, хорошенько «отдохнув» в киевском ресторане, Андреев и Алейников двигались по Крещатику в сторону гостиницы, но, почувствовав непреодолимую усталость, заночевали на широкой кровати. в витрине мебельного магазина. Причем Андреев со словами: «Петя, была команда «отбой!» — прошел прямо через витринное стекло. Очнулись оба в милицейской КПЗ. Дежурный, видя перед собой известных артистов, извинился, но начал составлять протокол. «А вот и не составишь!», — заявил Андреев и одним махом выпил всю чернильницу. Пока искали новые чернила, в КПЗ срочно прибыл начальник со всей семьей, родственниками и друзьями. Начался импровизированный творческий вечер, который плавно перешел в продолжение банкета. Савка-тракторист (персонаж Алейникова) оказался любимым героем начальника, и вскоре вся компания распевала «Здравствуй, милая моя!», напрочь забыв и о витрине, и о чернилах, и о протоколе.

Борис Андреев на болтовню был обычно скуповат, а вот Алейников за словами в карман не лез. На одном из кинофестивалей он и Николай Крючков встречали зарубежную делегацию.

— Петь, смотри, какая корейка хорошенькая! — кивнул Крючков на симпатичную раскосую актрису.

— Да брось, Коль! Корейка-то она ничего, да только грудинки никакой.

Смех смехом, а благодаря алейниковским шуткам состоялась супружеская жизнь самого Бориса Андреева. Как-то в троллейбусе Петр стал подначивать приятеля, заговорившего о женитьбе: «Да кто за тебя, Борька, пойдет, за глыбу такую, за лаптя деревенского!» Андреев закусил удила и заявил, что назло возьмет и женится на первой девушке, вошедшей в троллейбус. На остановке вошла симпатичная особа. Андреев познакомился, вызвался проводить и вскоре. женился и прожил с супругой Галиной Васильевной многие счастливые годы.

С друзьями Алейников шутил по-доброму, но если кто-то его доставал, то бывший беспризорник спуску не давал. На фильме «Случай в вулкане» режиссер оказался полной бездарностью. Актера такой явный непрофессионализм сильно раздражал. И вот в ответ на очередной истеричный вопль «Я режиссер!» Алейников спустил штаны, повернулся к нему задом и со словами: «Вот ты кто, а не режиссер!» — покинул съемочную площадку.

Любовь — это как тиф!

Любому другому советскому гражданину хватило бы сотой доли таких приключений, чтобы попасть под суровую раздачу за пьянку и аморалку. Но друзьям-приятелям все сходило с рук. Спасала их бешеная популярность, которая после новой картины Л. Лукова «Большая жизнь» (1940) превратилась в безмерную и всепрощающую народную любовь. Вся страна распевала песню про донецких шахтеров «Спят курганы темные». Люди с упоением цитировали смачные монологи героя Андреева: «Да ты знаешь, что такое любовь? Любовь — это как тиф!» А Петра Алейникова после «Большой жизни» иначе как Ваней Курским и не называли. Даже на афишах его творческих встреч иногда писали имя героя вместо имени актера.

Но был случай, когда любовь зрителя спасла Бориса Андреева от смерти. Обедая в ресторане «Москва», актер оказался за одним столом с каким-то начальником и его подчиненным. Дело было в июне 1941-го. Подвыпивший сосед ляпнул что-то про «актеров, отсиживающихся в тылу», за что тут же получил от Андреева по морде и рухнул под стол. Следом, отведав андреевского кулака, последовал верный адъютант. Все бы ничего, да вот беда — в нокауте оказались генерал НКВД и его порученец. 26 июля Андреев был арестован, обвинен в контрреволюционной агитации плюс умысел на теракт и приговорен. к расстрелу. Кто-то догадался доложить Сталину, ведь все знали, что Андреев — его любимый артист. «Пусть еще погуляет», — милостиво вынес решение вождь народов.

Бои местного значения

Картина «Два бойца» подарила народу знаменитый шлягер Никиты Богословского про Костю-моряка и две великолепные актерские работы. Марк Бернес сыграл обаятельного одессита, а Борис Андреев — основательного Сашу с «Уралмаша». Герои фильма сражались с врагом на подступах к Ленинграду, а на Ташкентской киностудии во время съемок разгорелась настоящая война. Противоборствующими сторонами выступили Андреев и режиссер Михаил Ромм.

Постоянные стычки между ними возникали по вопросу влияния актерского пьянства на трудовую дисциплину. В трезвом состоянии Андреев виновато выслушивал претензии Ромма и божился «завязать навсегда». Но стоило артисту принять на грудь, как он превращался в бешеного быка, и начиналась «охота на Ромма».

В 1945 году режиссер Луков, вспомнив об успехе фильма «Большая жизнь», решил сделать вторую серию о послевоенном восстановлении Донбасса. Несмотря на участие многих актеров из первой серии (Андреева, Алейникова, Бернеса и др.), фильм получился слабым, ходульным. С подачи Сталина его признали «малохудожественной и вредной кинокартиной», но совсем по другой причине. «Лучшему другу советских кинематографистов» не понравились полузатопленные землянки и грязные протекающие бараки, в которых ютились славные донецкие шахтеры и их семьи. На кремлевском просмотре он то и дело бросал злые реплики: «В какие годы происходит действие этого фильма? Может, до революции?» Робкие попытки режиссера получить разрешение на переделки успеха не имели. «Большую жизнь» запретили и положили на полку.

Бориса Андреева такой удар из седла не выбил. И в конце сороковых, и в начале пятидесятых он сыграл яркие роли в таких запоминающихся фильмах, как «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Максимка» и «Большая семья». А вот кинокарьера Алейникова забуксовала. Опасаясь его непредсказуемости и зная о хроническом алкоголизме, режиссеры приглашали его все реже и реже. Да и то на эпизоды.

Подарок другу

Правда, в 1946 году Алейников попытался резко сменить амплуа и в фильме Льва Арнштама «Глинка» сыграл. Пушкина. Эту роль сам Петр Мартынович считал своей лучшей работой. Но зритель, видя привычного Ваню Курского в бакенбардах и фраке, смеялся и возмущался. Кончилось тем, что Алейников снял свою фамилию с титров, чтобы не нервировать публику.

Неудача с Пушкиным только усугубила ситуацию. Пьяные скандалы и драки лишали его немногих возможностей появиться на экране. Так, он вылетел из «Адмирала Нахимова», где должен был сыграть легендарного матроса Кошку.

Читайте также:  Дети Дуэйна Джонсона - фото, биография, личная жизнь, жена

Более-менее стабильный заработок приносили поездки с творческими бригадами по стране. Причем на афишах писали крупно: «Участвуют: Петр Алейников. », а дальше мелким шрифтом фамилии остальных. Весь концерт публика смотрела вполглаза, но когда в конце конферансье объявлял: «А теперь — Петр. », в зале гремели аплодисменты. Люди буквально ревели от восторга, лезли на сцену с букетами, подарками и фотоаппаратами.

Правда, популярность эта имела и обратную сторону. Регулярно поднимая стопки с каждым встречным-поперечным, Алейников безоглядно губил свое здоровье. Хронический алкоголизм спровоцировал обострение других болезней. Артист перенес тяжелую операцию ног, затем было удалено легкое. Однако не пить Алейников уже не мог, алкоголь стал необходимой составляющей его жизни. Без своей «нормы» он начинал задыхаться и мучиться дикими болями.

Последней его работой стал фильм «Утоление жажды». 9 июня 1965 года Петр Алейников умер, не дожив месяца до 51 года. А в 1968-м за «Утоление жажды» стал лауреатом Всесоюзного фестиваля в номинации «Лучшая актерская работа» (посмертно). Других наград, званий и регалий за всю жизнь любимец советского народа так и не получил. Поэтому, когда встал вопрос о захоронении, престижное Новодевичье кладбище оказалось для тела Алейникова закрытым. Тогда Борис Андреев надел все свои ордена, явился к «хозяину Москвы» Промыслову и, жахнув кулаком по столу, спросил: «Мне положено место на Новодевичьем?» — «Вам, как народному артисту СССР и лауреату Госпремии, безусловно. » — «Тогда кладите Петьку в мою могилу, а меня уж хоть за забором!»

Путь к причалу

Может, природное здоровье, может, актерская удача помогали Андрееву, но на рубеже пятидесятых — шестидесятых отдыху он себе не давал. Сыграл былинного богатыря Илью Муромца, в паре с молодым Юматовым великолепно отработал в «Жестокости». И хотя за три дня до конца съемок получил инфаркт, доснялся в своих сценах, закончил дело и только потом лег в больницу.

Будучи уже не мальчиком, но солидным мужчиной, разменявшим пятый десяток, Андреев в душе оставался лихим и заводным, как в юности, и иногда позволял себе пошалить. Так, на съемках «Ильи Муромца», проходивших в Ялте, какой-то здоровяк-милиционер из оцепления громко усомнился в силах Андреева. Борис Федорович тут же подошел к наглецу, перехватил поперек туловища и швырнул в морской прибой.

Вообще, с морской темой у актера сложились особые отношения. В списке его ролей чуть ли не половина — моряки. «Малахов курган», «Я — черноморец», «Сказание о земле Сибирской», «Максимка», «Хмурое утро». В 1962 году в картине «Путь к причалу» сочно сыграл старого морского волка — боцмана Росомаху. А уже будучи народным артистом СССР, создал два запоминающихся «морских» образа с явным криминальным уклоном. Один — главарь матросов-анархистов в экранизации «Оптимистической трагедии» В. Вишневского. А второй — знаменитый пират Джон Сильвер по прозвищу Окорок в фильме «Остров сокровищ» по роману Стивенсона. Этого колоритного персонажа за всю историю кино переиграли многие звезды (Уоллес Бири, Чарлтон Хестон, Осип Абдулов, Олег Борисов), но одноногий морской разбойник в исполнении Андреева остается непревзойденным и по сей день.

В свою последнюю гавань Борис Андреев отправился, сыграв 51-ю роль в фильме Георгия Данелия «Слезы капали». Ложась в больницу с несерьезным диагнозом «общее переутомление», артист невесело пошутил: «Кончились пироги да пышки, пошли синяки и шишки». 24 апреля 1982 года великого актера не стало. Похоронили его на Ваганьковском кладбище, ведь «свою» могилу на Новодевичьем он когда-то подарил другу.

Дети Бориса Андреева

Главная страница » Знаменитости » Борис Андреев: Богатырь с душой ребёнка

1982 год. Середина апреля. Борис Андреев, вот уже несколько дней чувствовавший себя неважно сидел на кровати, одетый в брюки и пиджак. В квартире на Малой Бронной собрался консилиум врачей, на столике стоял кардиограф, наготове лежали шприцы. «Пошли синяки и шишки. Пироги и пышки кончились», — устало пробормотал актёр, взглянув на жену. Та вполголоса озабоченно рассказывала сыну Борису о событиях последних дней. «Отцу плохо. Он всё время спит, а когда просыпается, что-то бормочет. Я не понимаю, что с ним!» В этот момент она встретилась глазами с мужем и отчетливо услышала произнесённую им фразу. Поднесла руки к губам: «Ну вот, опять. Опять про какие-то пироги и пышки. Я так больше не могу!» Несколько дней в больнице вроде бы принесли Андрееву облегчение. Врачи даже обнадёжили, что скоро он может отправляться домой. Ничего страшного, обычное недомогание. 21 апреля 1982 года семья собралась в палате больного. Мечтали, как после выписки Бориса Фёдоровича позовут гостей и устроят пир на весь мир. А он вдруг неожиданно спросил у жены и сына: «Как думаете, почему это я лежал на площади у врат храма, а вокруг было много-много народу? Хотя не берите в голову! Приснилось, наверное». Так и простились. А тем же вечером, в половине одиннадцатого, позвонил врач. Всё было кончено.

Как всё начиналось

Он родился 9 февраля 1915 года в Саратове, в обычной рабочей семье. И если бы его матери кто-то сказал, что Боря станет артистом, женщина громко бы рассмеялась в ответ. Да какие артисты! Надо было думать, на что кормить семью. До артистов ли. Да, Боря с друзьями-мальчишками постоянно устраивал небольшие представления на задворках завода, где работал его отец, но кто из детей этого не любит. Так, баловство. Роли Борису выпадали совсем негероические — всё больше разбойники да бандиты. Впрочем, образ вполне соответствовал внешности — этот большой, неуклюжий «артист» при желании мог такую зверскую гримасу состроить, что маленькие зрители разбегались с криками. А порой юные актёры настолько входили в образ, что бой «понарошку» превращался в настоящую потасовку. Силач Борис, конечно же, имел успех! А вообще, Боря Андреев обожал животных, хотел их лечить и мечтал выучиться на ветеринара. Но вместо этого пошёл слесарем-электромонтёром на завод, где делали комбайны. На предприятии действовал кружок самодеятельности, куда Борис тут же записался. Судьба распорядилась так, что «крупногабаритного» Андреева на сцене этого драмкружка увидел актёр и педагог И.А. Слонов, случайно оказавшийся по делам в тех местах. Он уговорил молодого артиста самодеятельности поступить в Саратовский театральный техникум. Тот так и сделал.

Первый блин комом

До конца жизни Андреев со стыдом вспоминал, как опозорился на пробах у Довженко. Речь шла о фильме «Щорс». «Какой типаж!» — воскликнул, увидев молодого Андреева, второй режиссёр картины. Круглолицый, мощный, пышущий здоровьем Андреев очень подходил на роль молодого красноармейца Петра Чижа. Коренному волжанину предстояло сыграть гарного украинского хлопца — всего-то и надо было, что выучить монолог. Но то ли выучил плохо, то ли загулял-запил, то ли вообще несерьёзно отнёсся к самому процессу, но одно известно: Довженко пробы Андреева забраковал. Однако крохотный эпизод в знаменитой картине актёр сыграл и запомнился: «Прощайте, тату», — проникновенно говорил герой-красноармеец Андреева и уходил бить врагов.

Настоящее же большое кино для актёра Андреева началось с «Трактористов». И всё благодаря режиссёру Ивану Пырьеву. На пробы Андреева привели с «пристрелкой» на роль Клима Ярко (которого сыграл потом Николай Крючков). Взглянув на Андреева, Пырьев заявил: «Какой это герой-любовник?! Это же шалопутная человеческая особь! Он рождён для роли Назара Думы». От волнения Андреев выпил махом графин воды и сказал режиссёру, что не справится. Но репетиции и пробы прошли успешно, и Пырьев утвердил Бориса Андреева в картину. Успех «Трактористов» был оглушительным. Назавтра после премьеры все исполнители главных ролей проснулись знаменитыми.

Потом были «Большая жизнь», «Два бойца», «Сказание о земле Сибирской», «Валерий Чкалов». Отдельная строка — фильм «Падение Берлина». За роль в этой откровенно пропагандистской ленте многие коллеги отвернулись от Андреева, считая его пособником сталинизма. Сейчас уже невозможно отделить правду от вымысла, но ходили слухи, что Сталин благоволил Андрееву и даже прилюдно говорил, что это его любимый артист. К слову сказать, ответной симпатии вождь народов у самого Бориса Фёдоровича не вызывал. В частном разговоре с приятелем он как-то обмолвился полушепотом: «Нехороший он человек, ох, нехороший!» Такие-то слова в разгар культа личности Сталина! Но открыто о своей неприязни не заявлял. Да и разве можно было себе тогда это позволить? Однако благосклонное отношение Иосифа Виссарионовича на карьеру Андреева никак не влияло. Он играл, как жил, и жил, как играл. Не всегда, правда, был законопослушным. Часто выпивал, дебоширил, мог поругаться с коллегами по съёмочной площадке. Но окружающие почему-то не обижались и относились к нему как к большому ребёнку. За глаза называли его «Бэ-Фэ», и на дружеских вечеринках не обходилось без анекдотов и былей от Андреева и его закадычного друга Петра Мартыновича Алейникова.

Они познакомились на съёмках «Трактористов» и так и шли по жизни рука об руку, поддерживая и помогая друг другу, — большой и громкий Андреев и субтильный Алейников. Про Петра Андреев говорил так: «С ним я чувствовал себя вдвое сильнее, силы у него черпал». Они вместе пили, гуляли, хохмили, философствовали и регулярно выручали друг друга из непростых ситуаций. Вместе же нашли и жену для Андреева. Дело было в Киеве. Друзья ехали в троллейбусе, и Алейников подначил друга: «Какая дура за тебя пойдёт, за такую глыбу, за лаптя деревенского? Посмотри на себя в зеркало!» Борис Фёдорович же отвечал: «А вот женюсь назло тебе на первой же девушке, которая войдет в троллейбус». Как сказал, так и сделал. С Галиной Васильевной, той самой девушкой, которая вошла в троллейбус, Андреев прожил всю жизнь.

Оба, Андреев и Алейников, были окружены сумасшедшей славой. Борис Фёдорович говорил со смешком: «В СССР, кроме нас с Алейниковым, самым популярным был разве что Чарли Чаплин». Выпивали, что греха таить. Иной раз — крепко, по-русски. А уж что потом вытворяли. Как-то на приём по случаю выхода фильма с участием друзей их не позвали. Так они заявились туда в одних трусах, перемазанные чернилами. Однажды залезли в витрину магазина и сидели там на радость прохожим. Про обоих много баек ходило. Достоверно известно, что Борис Фёдорович, когда его друг Пётр умер, пошёл в Моссовет и потребовал, чтобы Алейникова похоронили на «зарезервированном» для самого Андреева месте на Новодевичьем кладбище, где хоронили народных артистов. Волю его выполнили, и Бориса Федоровича, когда пришёл его срок, похоронили на другом кладбище. Ведь место своё он отдал.

В 30-50-х годах для Бориса Андреева были открыты все двери. Ему приходили тонны писем, где зрители называли его народным героем. Но мало кто догадывался, что Борис Андреев — ещё и тонкий и умный собеседник, эрудированный человек, большой ценитель слова и, по свидетельству Станислава Говорухина, обладающий «уникальным литературным даром». Большинство же представляло этого артиста дебоширом-пропойцей, безусловно талантливым, но «недалёким». А чего ждать от обывателя, когда Бэ-Фэ сам соответствующую «фактуру» и поставлял. Например, будучи мужчиной, разменявшим пятый десяток, Андреев на съёмках «Ильи Муромца» обхватил поперёк туловища и швырнул в море здоровяка-милиционера из оцепления, который позволил себе громко усомниться в силе актёра. Он не любил потом вспоминать об этом случае. И ни разу больше не приехал в Ялту после съёмок фильма. А происшествие незамеченным не осталось: на Андреева написали фельетон в местной газете — мол, артисты совсем распоясались, милиционеров в море кидают.

Станислав Говорухин вспоминает: «До того, как мы с ним встретились, я представлял его прямым и простоватым, как те персонажи, которых он играл. И потом, когда сошлись довольно близко, многое подтвердилось. Действительно прямой: говорит то, что думает. Грубоватый, я бы сказал, нарочито грубоватый — это немножко маска, чтобы не разрушать имидж, созданный у зрителей. Простой. Но не простоватый, упаси Боже! И ещё поражало: о чём ни заговоришь – слышал, знает. Хоть в общих чертах, но знает, имеет собственное представление. Любил читать. Говорил: «Мало будешь знать, скоро состаришься». Был простодушен как ребёнок. Эта детскость в нём, а когда мы познакомились, ему было 52, особенно трогала». На поверхности лежало одно, а за парадным фасадом — недописанный Андреевым «Афористический роман». Этот человек мыслил остро и точно, подмечал всё и записывал в заветную коричневую тетрадочку мысли-афоризмы, пословицы и поговорки собственного сочинения — смешные и очень меткие. Он сам называл их «охренизмы». Эта тайна, не открытая широкому читателю, была, как считал сам Андреев, главным делом его жизни. «Я всю жизнь искал лёгких путей, поэтому жизнь моя была невыносимо тяжёлой».

Эта сторона жизни Андреева мало кому известна — тонкий лирик, эстет, философ. Как и многие большие артисты, Андреев оказался заложником своего экранного образа «народного героя, человека из народа». А заветной, так и не «сыгранной мечтой» для Бориса Фёдоровича была роль короля Лира. И он не просто о ней мечтал, а изучал творчество Шекспира, прочёл сотни исследований, сам стал почти шекспироведом. Но не довелось. В фильме режиссёра Григория Козинцева мог бы блистать Андреев-Лир, но роль досталась совсем другому актёру. Сын Бориса Фёдоровича потом вспоминал: «Отец смотрел фильм молча, стиснув зубы. И лишь с последним кадром прозвучал его приговор: «Замечательная работа».

«Как думаете, почему это я лежал на площади у врат храма, а вокруг было много-много народу?» — задал Борис Андреев своим родным странный вопрос. И так получилось, что задал он его в день своей смерти. Что это было — сон или предчувствие. Вопрос так и остался без ответа. Бориса Федоровича похоронили 24 апреля 1982 года, на исходе Пасхальной недели. Гроб установили перед входом в церковь Большого Вознесения, что на Ваганькове. В дни, предшествовавшие Христову Воскресенью, в храме шла большая служба. Люди шли помолиться и проститься с большим артистом.

Ссылка на основную публикацию