Дети Артемия Владимирова

Отец Артемий Владимиров: биография, место службы, личная жизнь

Это имя на слуху у многих, отец Артемий Владимиров уже на протяжении нескольких десятилетий активно выступает по телевидению, радио. В церковных лавках имеются диски с записями его проповедей и бесед, книги, которые он написал. В чем же причина такой популярности, чем он отличается от остальных священнослужителей?

Кто такой Артемий Владимиров

Кто хоть раз видел доброе улыбчивое лицо батюшки, его умные, полные сочувствия, глаза, согласится с тем, что таких священнослужителей довольно редко можно сейчас встретить. Он с первого взгляда располагает к себе харизмой, доброжелательностью, обаянием.

Словно пришедший в наш нелегкий суматошный век из девятнадцатого столетия, когда в моде было благочестие, неспешность, степенность, этот священник имеет уважение к каждому человеку. Он не торопясь, участливо выслушивает любого, обратившегося к нему, давая ему совет с любовью и долей доброго юмора.

Кстати, отменное чувство юмора — отличительная черта отца Артемия, кроме того, у него имеется прекрасная эрудиция, он начитан, хорошо образован. Манеру его разговора можно назвать дворянской, такую вежливость и осмотрительность в наши дни вряд ли встретишь.

Речь батюшки — мягкая и успокаивающая, даже если он говорит о довольно важных вещах. Многие говорили, что после беседы с ним ощущается умиротворение, радость, поднимается настроение. Именно поэтому протоиерей Артемий Владимиров пользуется такой популярностью у народа. Многим было бы интересно побольше узнать о его жизни, образовании.

Рождение и детство

Священник Артемий Владимиров родился в Москве, его биография началась в 1961 г., фамилия его при рождении была Гайдук (фамилию «Владимиров» он взял после вступления в брак). Интересно, что его дед Павел Барто был известным детским поэтом (первым мужем Агнии Барто).

Мальчик рос умным, способным ко многим наукам, особенно к филологии. Его отдали в английскую спецшколу, что находится в Чертольском переулке. В детстве он был не особо верующим. Бабушка его (глубоко верующий человек) безуспешно пыталась привить внуку любовь к Богу и храму. Но все ее попытки привести Артема на церковную службу оказывались напрасными. Мальчик был довольно шустрым, не готовым к серьезным истинам.

Но всему приходит свое время, и после смерти бабушки шестнадцатилетнего юношу вдруг потянуло в храм. Он зашел в храм Илии Пророка и услышал пение «Блаженн». Непонятно почему, пение обыкновенных старушек на клиросе привело его в необычайное умиление, из глаз вдруг хлынули слезы. Позже батюшка вспоминал, что это был первый его молитвенный опыт. Он понял, что Бог рядом и внимательно на него смотрит и слушает.

Видя, как прихожане подходят со скрещенными на груди руками к Чаше, Артем тоже решил подойти. Но священник ласково спросил его, исповедовался ли он. Юноша еще не разбирался в Таинствах, поэтому отошел в слезах. Он тогда не готов был к исповеди.

Получение образования

Вероятно, любовь к литературе передалась Артему по наследству от деда. После окончания средней школы юноша решил поступить на филологический факультет МГУ. Сначала он учился на романо-германском отделении, но потом перешел на русское.

Во время учебы в ВУЗе Артему попалась брошюрка о построении исповеди. Он тщательно изучил ее и скрупулезно подготовился к Таинству Исповеди. С этого момента молодой человек стал постоянным прихожанином храма.

Батюшка сейчас вспоминает, что в этом есть заслуга также его преподавателя, доктора филологических наук, профессора, лингвиста Николая Ильича Толстого. Беседы с ним помогли Артему утвердиться в православной вере.

Работа преподавателем

В 1983 году Артем окончил университет и устроился учителем русского языка и литературы в школу-интернат. Однако там поработать ему пришлось недолго: молодого преподавателя уволили за беседы с учениками на православные темы.

В те тяжелые советские времена подобные выходки не прощались, любая попытка обратить кого-то в веру строго наказывалась. А если начальство узнавало, что подчиненный посещает храм и даже окрестил своего ребенка, избежать увольнения было невозможно.

Тогда Артемий решает поступить в Духовную семинарию. Еще работая учителем, молодой человек каждое воскресенье посещал московский храм Илии Обыденного, где присматривался к труду священнослужителей. Там он познакомился с иереем Димитрием Смирновым, о. Аркадием Шатовым (ныне владыка Пантелеимон). Это были священники, полностью отдавшие себя своему предназначению — служению ближним. Они с раннего утра до вечера находились в храме, принимали исповедь, служили Литургию, беседовали с прихожанами.

Артемию очень захотелось быть таким, как они, отдать свою жизнь служению людям. И он принял решение — стать священнослужителем.

Принятие сана иерея

Это произошло в 1988 году. После принятия сана он служил в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Одновременно батюшка преподавал в Московской Духовной академии. Позже он служил в храме св. Митрофана Воронежского.

В 1991 году о. Артемий был назначен настоятелем прихода Всех Святых, который находится в Красном Селе.

Многие знают, что в этом храме находится список чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица», которая помогает при онкологических заболеваниях.

Со всех концов страны приезжали сюда люди, прося заступления у Пречистой и исцеления от тяжкого недуга. Батюшке приходилось в день служить по несколько молебнов, поминая о здравии сотни тяжко больных людей. Также он получал по почте и интернету просьбы помолиться перед Чудотворным Образом о раковых больных.

Церковная служба

О. Артемий после 30-летнего служения стал, в конце концов, тем, кем он стремился стать — настоящим служителем Божиим, молитвенником и пастырем заблудших. Множество людей привел он к вере в Бога, стал хорошим добрым наставником. Несмотря на свою колоссальную занятость, батюшка никому не отказывает в исповеди, духовном совете. Каждого прихожанина он внимательно выслушивает и ласково утешает.

В 1997 г. батюшка возведен в сан протоиерея. В декабре 2011 г. о. Артемий вошел в состав Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства.

Он имеет следующие награды:

  • Орден пр.Сергия Радонежского;
  • Орден св. царя Николая;
  • Орден св. благоверного князя Даниила Московского;
  • Орден св. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.

Многих интересует, где служит он сейчас. В настоящее время он является настоятелем и духовником Алексеевского женского монастыря.

О. Артемий пользуется популярностью у прихожан, многие стремятся попасть к нему на исповедь. Батюшка исповедовал Народную артистку Валентину Толкунову перед ее смертью, посещал находящегося в реанимации Николая Караченцева.

О.Артемий является духовником известной актрисы и автора-исполнительницы песен-притчей Светланы Копыловой. Они — большие друзья, ча сто путешествуют вместе, дают концерты. Многие ошибочно думают, что она — и есть его матушка. Светлана написала трогательную песню о своем духовнике «Спаси и помилуй, Господи, отца моего духовного».

Личная жизнь

Батюшка в беседах часто говорит о сути христианской семьи, и, в частности, семьи священника.

Матушка, по его мнению, является:

  • ангелом-хранителем мужа-священника;
  • помощницей;
  • боевой подругой.

Она со смирением несет свой нелегкий крест, ведь после того как ее муж принимает сан, он снимает со своей руки обручальное кольцо навсегда. Это значит, что он больше не принадлежит жене целиком. Сама хиротония — в каком-то смысле обручение с Церковью.

Священник почти никогда не бывает дома с семьей. Дети и матушка привыкают к этому, но нужно большое терпение. Жена священника — не только образ целомудрия и смирения, ей предстоит научиться мужественности. Ведь именно на ней лежат все домашние заботы, попечение о семейном очаге. Ведь, что греха таить, батюшке часто некогда даже лампочку в доме поменять и полку прибить. Об образовании и воспитании детей тоже заботится матушка.

Часто бывает, что жены священников не работают на производствах, а занимаются домашним хозяйством и обустройством храма, клиросным пением. Но матушка Елена Борисовна Владимирова (фамилию которой взял о. Артемий) работает в школе директором. Они уже больше тридцати лет живут вместе, что называется — душа в душу. Жаль только, что Господь не дал им пополнения.

Матушка Елена целиком посвятила себя педагогике. Она также помогает мужу в его служении. Например, ее стараниями была организована Приходская школа при Храме Всех Святых, где служит ее батюшка. Она же была ее директором до 2015 года. Матушка также трудится на клиросе псаломщицей. Благодаря ей, в храме звучит прекрасное пение. Она всегда приветлива, добра в обращении с прихожанами, всех деток знает в лицо и по имени. Словом, она — истинная матушка.

О. Артемий мало касается в разговорах своей личной жизни , про жену говорит нечасто. Но однажды он поделился радостью со всеми. Матушка недавно ему сказала: «О. Артемий, ты состоялся как священник». Батюшка сказал, что это был самый большой комплимент в его жизни.

Писательская деятельность

Протоиерей Артемий Владимиров прославился благодаря своему умению выступать, беседовать с публикой. Он сам говорил, что «надо слушать сердце аудитории и подстраиваться под ее дыхание». Батюшка обладает редким красноречием, некоторой артистичностью и обаянием. Благодаря этому он сделался любимцем православных слушателей и зрителей.

Кроме церковных служб батюшка продолжает преподавать в Духовной академии, а также в Елизаветинской гимназии при Марфо-Мариинской обители. О.Артемий очень любит детишек, он — прирожденный педагог, дети чувствуют его любовь и тянутся в нему. Он признавался, что прекрасно понимает нужды и интересы подрастающего поколения. Он — прекрасный рассказчик, дети слушают его с удовольствием.

Книги

Батюшка, несмотря на занятость, находит время заниматься творчеством. Выпущено множество написанных им книг. Это, прежде всего, богословские труды, затем — книги по педагогике, истории Церкви, психологии, семейной жизни. Также батюшка пишет стихи, недавно вышла его поэтическая книга. Он является членом Союза писателей России.

Наиболее популярна его книга, написанная совместно с Владимиром Крупиным, которая называется «Открытое сердце». Она выпущена в 2008 году Саввино-Сторожевским мужским монастырем. Текст написан простым и доступным языком. Книга повествует о жизнеописании святой княгини Елизаветы, которая явилась образом жертвенности и любви к ближним. Интересно, что иллюстрации к ней — детские рисунки с Всероссийского конкурса «Святые заступники Руси».

Другие популярные издания батюшки:

  • “Врачевание души. Исповедь. (2011 г.);
  • «Зачем нужны деньги»;
  • «Что делать, когда влюбляешься?»(2010 г.);
  • «Почему никто не видит Бога?»;
  • «О браке и семейной жизни»;
  • «Муж и жена в христианском браке» и др.

На личном сайте о. Артемия Владимирова можно найти его новые книги, а также узнать о других новостях его служения.

Вот некоторые из его новых изданий:

  1. «Государев венец» — о жизни святых Царственных мучеников, написана к столетию их убиения. К жизнеописанию автор добавил собственные стихи, посвященные каждому из членов святой семьи.
  2. «О высокой любви в стихах и прозе» — душеполезные рассказы и стихотворения о природе, молитве, семье, Божьем даре. Некоторые главы из книги можно найти в интернете в формате PDF.
  3. «Благодать священства» — заметки пастыря о служении, адресованные прежде всего к юношам, желающим принять сан. Книга будет интересна также широкой аудитории.
  4. «Открытый занавес» — размышления священника о «Маленьких трагедиях» Пушкина. Книга удостоена премии Союза писателей.
  5. «Тридцать три и один» — поэтический сборник. Книгу также можно прочитать в интернете.

Батюшка, как опытный педагог, не смог обойти свою любимую тему — воспитание детей. У него есть много книг по педагогике, о духовном воспитании детей, а также для детей.

Книги о детях и для детей:

  • «Учительство»;
  • «Уроки жизни»;
  • «Детская исповедь»;
  • «Скрытой камерой»;
  • «Путешествие в сказки Пушкина»;
  • «Словесный маяк для школьных ораторов» и др.

Мало кому известно, что о. Артемий написал Акафист иконе «Всецарица», той самой, у которой он служил несколько десятилетий.

Проповеди и лекции

Проповеди батюшки пользуются особой популярностью среди верующих. Речь о. Артемия завораживает, хоть он говорит очень простым языком. Подкупает его красноречие, искрометный юмор, эрудиция.

Еще в далеких девяностых «ходили по рукам» кассеты с его лекциями:

  • о рождении и воспитании детей;
  • об отношениях супругов;
  • рассказами о некоторых святых.

Особенно были популярны лекции, записанные в Духовной академии студентами. В них он раскрывал все нюансы священнического служения, поведения батюшек. Затрагивалась также щепетильная тема о правильном подборе матушки.

Многим также нравилась его лекция «О любви». Батюшка интересно рассказывает о том, что же такое «любовь», как она проявляется. Особенно важное место уделяется любви к Богу. О.Артемий сетует на то, что мало сейчас людей помнят о том, что необходимо открывать свое сердце Творцу и ближнему. А ведь это — основа христианской жизни.

Беседы с батюшкой

У батюшки есть еще одно послушание — вести Прямую линию на канале «Спас». Как и другие священники, он отвечает на вопросы телезрителей. Но по сравнению с другими выпусками, его эфиры наиболее интересные. Батюшка с терпением, юмором и любовью отвечает на бесконечные вопросы верующих. Можно почерпнуть очень много полезной информации из таких телепередач с его участием.

Новые интересные беседы с батюшкой, записанные в 2017 г., можно найти в интернете.

Некоторые считают о. Артемия прозорливым. Батюшка необычайно прост в общении, к нему может обратиться абсолютно любой христианин. Каждому он отвечает с любовью, терпением, участием. Никто не уходит от него без утешения.

Видео об отце Артемии

Ниже представлен клип, снятый на песню Светланы Копыловой «Спаси и помилуй Господи», посвященный ее духовнику — протоиерею Артемию Владимирову.

В этом видеоролике можно послушать известную проповедь батюшки «О любви».

Отец Артемий Владимиров

Человек большой души, проповедник и писатель. Артемий Владимиров — это яркий пример полной самоотдачи людям и Господу. Он неустанно трудится для того, чтобы каждый верующий христианин встал на путь спасения. Его духовные наставления помогают обрести веру в лучшее и открыть свое сердце Богу.

Биография

Имя этого батюшки сегодня известно многим. Отец Артемий много вещает на телевидении, радио, пишет книги. Диски с его проповедями можно найти в церковных лавках. Он практически сразу располагает к себе людей — есть в этом человеке что-то особенное, притягательное.

Начав свой священнический путь в безбожное советское время, Артемий Владимиров претерпел притеснения от властей, но не оставил духовное поприще и по сей день продолжает работать с прихожанами, наставляя их на путь истинный.

Кто такой Артемий Владимиров

Те, кто хоть раз видел или общался с батюшкой, отмечали его дворянскую манеру говорить — сдержанно, аккуратно. Он как будто пришел в наш суматошный век из XIX столетия. Харизма, доброжелательность и обаяние сочетаются в нем с благочестием и неспешностью, уважительным отношением к каждому, кто пришел за советом или помощью. Отец Артемий образован и прекрасно эрудирован. Обладает превосходным чувством юмора.

Читайте также:  Дети Виктории Бони

Другие известные церковные деятели:

Люди говорят, что его речь действует на слушателя успокаивающе, после беседы со священником человек испытывает чувство умиротворения и радости. Видимо, по этой причине протоиерей Артемий Владимиров пользуется симпатиями в народе.

Рождение и детство

Отец Артемий — коренной москвич, родился в 1961 году. Его фамилия при рождении — Гайдук. После бракосочетания он взял фамилию Владимиров. Известно, что родным дедом будущего батюшки был детский писатель Павел Барто. Мальчик с ранних лет проявлял сообразительность и способности к языкам. Его отдали учиться в спецшколу с филологическим уклоном, которая находилась в Чертольском переулке.

Следует отметить, что в религиозном плане особого интереса к Богу Артем не проявлял. Бабушка мальчика была глубоко верующей женщиной и всячески старалась привить внуку любовь к православию. Но все попытки привести его на службу в храм оказывались тщетными. Парень был очень активным и явно неготовым к познанию серьезных христианских истин.

Но после смерти бабушки, когда юноше уже исполнилось 16 лет, ему вдруг очень захотелось в церковь. Как-то он пришел в храм Илии Пророка. Услышав пение «Блаженн», исполняемое на клиросе, Артем пришел в умиление и даже прослезился. С этого момента он понял, что Господь всегда рядом, видит и слышит его.

Когда началось таинство исповеди, парень тоже подошел со всеми остальными прихожанами к чаше. Но, когда священник спросил его, исповедовался ли он, Артем отошел в сторону и заплакал. Тогда он не был готов к исповеди.

Получение образования

Обладая хорошими способностями к филологическим наукам, после окончания школы Артем поступает в МГУ на филфак. Сначала он получал образование на романо-германском факультете, но вскоре перевелся на русское отделение. В студенческие годы ему в руки попалась брошюра с информацией о построении исповеди. Молодой человек с интересом и скрупулезностью изучил ее. Основательно подготовившись к Таинству покаяния, он впервые в жизни исповедался и стал постоянным прихожанином храма.

Сам батюшка впоследствии вспоминал, что немалую заслугу в его обращении к православной вере сыграла личность университетского преподавателя, Николая Ильича Толстого. В беседах с ним юноша все больше проникался любовью к истинной вере.

Работа преподавателем

Окончив ВУЗ в 1983 году, Артем некоторое время работает преподавателем русского языка в школе-интернате. Однако это продолжается недолго — за православные проповеди перед учениками его увольняют. В то время подобные «проступки» строго наказывались. Если руководство узнавало, что сотрудник говорит на православные темы, посещает храм или окрестил своего ребенка, то увольнения избежать было невозможно.

После этого Артемий принимает решение поступить в Духовную семинарию. Еще со времен студенчества он стал регулярно посещать храм Илии Обыденного. Там парень внимательно изучал деятельность священнослужителей. Он познакомился с иереем Дмитрием Смирновым и батюшкой Аркадием Шатовым. Артема восхищало то, что эти люди полностью отдались своему предназначению.

С утра до самого вечера они находились в храме, беседовали с прихожанами, проводили Таинства. Это и сподвигло молодого учителя посвятить свою жизнь на служение людям — он решает стать священнослужителем.

Духовный путь отца Артемия Владимирова

Как признавался сам отец Артемий, к вере он пришел уже в сознательном возрасте после кончины своей бабушки. Но это было лишь начало, потому что соответствующее образование было получено только по окончании МГУ. Большую роль в становлении православного мировоззрения юного филолога сыграл Н.И. Толстой. Он был истинным христианином и всячески помогал Артемию Владимирову двигаться поэтому, непростому на то время, пути.

Поработав в советских школах, будущий священнослужитель понял, что это не та стезя. И только поступив в Московскую Духовную академию, Артемий нашел свое истинное призвание.

Принятие сана иерея

Посвящение Артемия произошло в 1988 году. Начало его пути, как священника, началось в храме Воскресения Словущего. Затем он служил в церкви св. Митрофана Воронежского. Параллельно с этим отец Артемий преподавал в Московской Духовной академии. С 1991 года батюшка становится настоятелем прихода Всех Святых, который находится в Красном Селе. В церкви, где Артемий Владимиров настоятельствовал, находилась чудотворная икона Богородицы «Всецарица». Известно, что этот образ помогает тяжелобольным.

В храм ежедневно приходили сотни верующих просить помощи у иконы Матери Божией. Батюшке приходилось по несколько раз служить молебны, поминая больных онкологией. Ему также присылали письма по почте с просьбами помолиться о больных родственниках.

Церковная служба

Спустя три десятка лет отец Артемий стал тем, кем мечтал быть — духовным наставником, пастырем для заблудших душ. По его молитвам и стараниям много людей пришло к православной вере. Будучи крайне занятым, батюшка не отказывает в беседе и помощи никому. Всегда внимательно выслушает человека и даст добрый совет, как поступить в той или иной ситуации.

В сан протоиерея Артемий Владимиров был возведен в 1997 году. Через четыре года он вошел в состав Патриаршего совета, занимающегося вопросами семьи и защиты материнства. Сегодня священник служит настоятелем и духовником Алексеевской женской обители. Очень многие стремятся попасть на исповедь именно к нему.

Интересно! Известно, что отец Артемий исповедовал перед смертью Валентину Толкунову, а также посещал в реанимации артиста Николая Караченцова.

Артемий Владимиров является духовным отцом певицы Светланы Копыловой. Они — близкие друзья, много путешествуют вместе. Батюшка часто сопровождает Копылову на концертах. Некоторые ошибочно полагают, что Светлана и есть супруга Владимирова. Но это не так.

Личная жизнь и семья священника

В своих проповедях отец Артемий часто касается вопроса семейных отношений и, в частности, рассказывает об особенностях уклада семьи священника.

По его словам, матушка — это ангел-хранитель священника, его опора и боевая подруга. Нести свой крест жене священника непросто. Ведь, что греха таить, батюшке часто некогда даже полку прибить дома. Весь быт и забота о детях лежит на плечах супруги, в том числе и образование младшего поколения. Принимая сан, священнослужитель обручается в каком-то смысле с церковью и это нужно принять.

Как правило, матушки не работают на госпредприятиях или где бы то ни было в другом месте. Они занимаются ведением домашнего хозяйства или поют на клиросе. Матушка Елена — это исключение из правил. Она много лет является директором школы. Педагогика — это ее призвание. Стараниями Елены Владимировой при храме Всех Святых была организована приходская школа, где она же была директором до 2015 года. Матушка всех деток знает поименно, всегда приветлива и ласкова.

В своих беседах отец Артемий нечасто говорит о жене. Однако, был момент, когда он упомянул об одном интересном эпизоде в их разговоре. Матушка сказала ему, что он состоялся, как священник. Это, по словам батюшки, был самый дорогой сердцу комплимент в его жизни. Господь не даровал им детей, но своей деятельностью чета Владимировых духовно окормляет чужих маленьких прихожан, тем самым совершая благое дело перед Богом.

Писательская деятельность

Отец Артемий всегда отличался особым красноречием, умел выступать перед публикой и удерживать внимание аудитории. Не хуже удается ему и написание письменных трудов. Несмотря на довольно плотный график, батюшка находит время для творчества. Вышло в свет немало его книг, посвященных вопросам истории Церкви, психологии, педагогике, богословским темам, семейной жизни. Кроме того, не так давно вышел сборник его поэзии.

Интересно! Артемий Владимиров входит в Союз писателей России.

Широкому кругу известна его книга, написанная в соавторстве с В. Крупиным, которая называется «Открытое сердце». В ней идет речь о св. княгине Елизавете — эталоне жертвенности и любви к ближним своим. Интересно то, что книга проиллюстрирована рисунками детей, участвовавших в конкурсе «Святые заступники Руси». С сочинениями отца Артемия можно ознакомиться на его сайте.

Труды

К известным произведениям Артемия Владимирова относятся:

  • «Врачевание души. Исповедь»;
  • «Зачем нужны деньги»;
  • «Что делать, когда влюбляешься»;
  • «Почему никто не видит Бога?» и т.д.

Отец Артемий продолжает активно трудиться на ниве Христовой, несмотря на зрелый возраст. Благодаря таким людям народ обретает надежду на возрождение духовное, что столь важно в человеческой жизни, которая отнюдь не бесконечна.

Сегодня батюшка Артемий Владимиров — известная личность в православных кругах, активно выступающая на ТВ. Его проповедями заслушиваются, к нему приходят за советом.

Проповеди и лекции

Проповедями Артемия Владимирова заслушиваются многие православные верующие. Его простая речь, непревзойденная эрудиция и тонкий юмор притягивают и располагают с первых минут.

О других священниках:

Еще в девяностые годы из рук в руки передавались кассеты с его записями проповедей о таких насущных темах, как воспитание детей, отношения супругов, житие святых. Бывало, что студенты записывали его лекции прямо в Духовной академии. Батюшка затрагивал многие вопросы, в том числе рассказывал о нюансах выбора матушки.

Важно! Главный посыл — следует открывать свое сердце Творцу и ближнему, ведь любовь — это основа христианской жизни. А современные люди об этом часто забывают.

Беседы с батюшкой

Артемий Владимиров выполняет одно интересное и важное послушание — ведет прямую линию на канале Спас. Ему задают вопросы в прямом эфире и на каждый из них священник отвечает с терпением, участием и любовью. Доля доброго юмора и простота слов делают эти беседы своеобразным лекарством для души верующих. Никто из обратившихся не остается без утешения.

Отец Артемий — это тот человек, который своей добротой и человеколюбием притягивает сотни верующих, ищущих истину. Его стараниями многие пришли к вере, что дорогого стоит в наше время, когда основополагающие ценности жизни теряют свой вес, а нравственные границы становятся настолько размытыми, что современный человек теряет всякие духовные ориентиры.

Дата Прощеного Воскресенья в 2019 году

Современное христианское духовенство представлено яркими духовными служителями православной веры. Познакомимся с биографией, семьёй священника Артемия Владимирова. Отец Артемий является автором нескольких книг, преподаёт в православном Свято — Тихоновском гуманитарном университете г. Москвы, активный участник телевизионного канала «Спас» и ряда других православных проектов.

Отец Артемий является автором нескольких книг

Священник Артемий Владимиров — «детский» батюшка

Имя отца Артемия связано с известной фамилией — Барто. Много поколений выросло на детских стихах популярной писательницы Агнии Барто. Дедушка отца Артемия — Павел Барто – был её первым мужем. К слову сказать, дедушка священника тоже был автором нескольких детских книг. И с Агнией Львовной они в соавторстве написали три детских произведения.

Артемий Владимирович Владимиров родился в столице России 21 февраля 1961 года. Любимым занятием в детстве стало чтение. Поскольку мальчик Тёма был очень стеснительного характера, то через книги, любовь к литературе он чувствовал внутреннюю свободу.

Отрок Артемий стал понимать, что в слове скрыта великая таинственная сила, способная питать ум и сердце человека, соединять души людей. Он уже тогда хотел быть служителем слова.

Имя отца Артемия связано с известной фамилией — Барто

Биография священника Артемия Владимирова насыщена интересными встречами, событиями, но вот фото его семьи, детей, в классическом представлении, к сожалению, не существует по причине того, что Господь не дал родных деток. Для семьи священника это не совсем традиционно, потому что священническая семья, как правило, семья многодетная, но в данном случае, это не значит, что дети в биографии, семье протоиерея Артемия Владимирова не значатся.

Более того, именно им, теме воспитания детей, проблемам взаимоотношений родителей и детей, он посвящает огромное количество времени своего служения. Матушка отца Артемия, Елена занимает должность директора общеобразовательной школы.

Таким образом, Господь промыслительно устроил возможность реализовать свой материнский потенциал матушке Елене. Ведь на педагогическом поприще стать полноценной мамой помогает искренняя любовь к детям.

Поэтому детьми отца Артемия Владимирова, можно смело назвать всех тех деток, кого он окормляет своей поддержкой на духовном уровне. На видео священник Артемий Владимиров проводит беседы, касающиеся современных проблем взаимоотношений взрослых и детей, рассматривая конкретные, а не предполагаемые ситуации.

Духовный путь отца Артемия Владимирова

Свой духовный путь отец Артемий начал после окончания в 1983 году Московского филологического университета. Во время учёбы на становление его христианского мировоззрения повлиял известный лингвист Никита Толстой. И уже в 1988 году он становится иереем, параллельно заканчивая в 1992 году Московскую духовную семинарию.

Во время учёбы на становление его христианского мировоззрения повлиял известный лингвист

Священническое служение батюшки начинается в Брюсовом переулке в храме Воскресения Словущего. В то время в храмах не хватало служителей, поэтому батюшки часто служили в двух, а то и трёх храмах.

Поэтому какое-то время батюшка Артемий служил ещё в храме Митрофана Воронежского. С 1991 по 2013 года его служение продолжилось в чине протоирея, в статусе настоятеля храма Всех святых известной Ново-Алексеевской духовной обители в селе Красном.

А в конце 2013 года батюшка становится духовником Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Где и служит священник Артемий Владимиров по настоящее время. За время своего труда удостоен множества наград имени святых отцов разных степеней. Много сил он отдаёт пасторскому служению, преподавая в воскресных православных школах, занимаясь вопросами семьи и материнства, являясь членом Патриаршего совета.

На встречах с мирянами священник Артемий Владимиров, говоря о молитве за ближних, наставляет слушающих правильно внутренне подготовиться к ней. Чтобы молитва была услышана Господом, недостаточно просто взять молитвослов и читать молитвенный текст.

Важно очистить свои мысли, настроить своё сердце на духовную волну, что очень непросто глядя на трагические, сложные события, окружающие каждого из нас. Часто нас разделяют расстояния, порой непонимание, но при этом желание помочь близким, родным людям не пропадает, а наоборот, усиливается. В этом случае, самый лучший способ помочь это сердечная молитва за ближних.

Биография Владимирова Артемия Владимировича

Биография Владимирова Артемия Владимировича

Биография, история жизни Владимирова Артемия Владимировича

Владимиров (фамилия, данная при рождении, – Гайдук) Артемий Владимирович – протоиерей Русской православной церкви, писатель, проповедник, педагог.

Детские и юношеские годы

Артемий Гайдук родился в Москве 21 февраля 1961 года. Его мама Марина – дочь Павла Барто, известного детского поэта, первого супруга поэтессы и писательницы Агнии Барто.

Среднее образование Артемий получил в английской спецшколе № 29. По ее окончании в 1978 году юноша поступил в Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, на филологический факультет. Однако окончил он русское отделение того же ВУЗа – перевелся почти сразу же. Во время учебы Артемий увлекся христианской религией, в частности, православной литературой.

Читайте также:  Сын Марии Мироновой, фото

В 1983 году Артемий получил диплом о высшем образовании и устроился на работу в Физико-математическую школу-интернат № 18 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. Он был преподавателем русского языка и литературы. Очень скоро Артемия уволили с этой должности – администрация школы не стала терпеть того, что учитель на своих занятиях проповедовал православие, иными словами – навязывал ученикам свои религиозные убеждения.

В 1988 году Владимиров принимает священный сан. Тогда же он становится преподавателем Московской духовной семинарии. В то же время он стал клириком (чтецом текстов Священного писания) Московской духовной академии. Примерно тогда же Артемий Владимиров поступил на службу в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке, а чуть позже – в храм святителя Митрофана Воронежского.

В 1991 году Артемий стал настоятелем храма Всех Святых в Красном Селе. В 1997 году Владимиров возведен в сан протоиерея. В 2013 году ушел из храма в Красном Селе и стал старшим священником и духовником Алексеевского ставропигиального женского монастыря.

В конце 2011 года Артемий Владимиров стал членом Патриаршего совета (с 2012 года – комиссии) по вопросам семьи и защиты материнства. Также он – член Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы.

Артемий Владимирович имеет ученое звание профессора и квалификацию педагога высшей категории. Он – заведующий кафедрой гомилетики (науки о ведение христианской проповеди) Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; заместитель декана факультета Православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения. Преподает во многих православных школах.

Артемий Владимиров – автор множества книг о боге (не в широком смысле, а в рамках православия), семейного быта по канонам христианского учения и прочих аспектах земной жизни. Он – член Союза писателей России.

Широкой публике протоиерей Артемий Владимиров стал благодаря своим частым выступлениям на телевидении с проповедями.

Артемий женат. Дети в браке не появились.

В 2001 году Артемий Владимирович получил Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени. В 2006 году стал обладателем Ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени, в 2010 – Ордена святого страстотерпца царя Николая. В 2013 году Владимиров получил Орден преподобного Сергия Радонежского III степени.

Видео Владимирова Артемия Владимировича

Отец Артемий Владимиров о Русской классической школе

Представляем вашему вниманию фрагмент из прямого эфира телеканала Спас. Программа «Ответ священника». Гость студии протоиерей Артемий Владимиров, духо.

ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА. ПРОТОИЕРЕЙ АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ

Сегодня на ваши вопросы отвечает протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, член Союза писа.

Артемий Владимиров: Нужно ли говорить с детьми о смерти?

Как предотвратить подростковые самоубийства и подарить ребенку любовь

Волна детских и подростковых самоубийств прокатилась по России. Наверное, нет ничего более страшного, чем гибель детей, особенно гибель, которую можно было предотвратить.

Но для того, чтобы остановить эту кровавую волну, важно понять, в чем ее причины, и как привить нашим детям и подросткам те традиционные ценности, которые помогут оградить их от внутренней и внешней агрессии. О том, как искусственно насаждают культ смерти и нужно ли обсуждать смерть с детьми, рассказал проповедник и православный педагог, старший священник Алексеевского монастыря, протоиерей Артемий Владимиров в программе “Образ” на Царьграде.

Гекльберри Финны без любви и далекие от Бога

Вероника Иващенко: Для начала позвольте узнать Ваше мнение: в чём трагическая причина вот этих самоубийств? В чем корень зла?

Протоиерей Артемий Владимиров: Давайте вспомним для начала, что одно из имен Господа Бога – жизнь, и Христос Спаситель, обращаясь к людям, говорит: “Я есмь путь и истина и жизнь”. Соответственно, Бог – Творец, Источник, Податель жизни, и всякий из нас, в ту меру, в какую он отдалён от живого Бога Христа Воскресшего, чувствует недостаток жизненных сил в себе.

Кажется, дети всего более защищены инстинктом самосохранения от каких-то суицидальных мыслей, и сама воля к жизни, любовь к жизни естественна для молодого человека. Но образ жизни и образ мысли, если они отдалены от веры, надежды, любви, долга, чести, служения, извращенное представление о жизни может быть причиной этих нездоровых тенденций.

В.И.: А в чем причина, почему же появляются?

А.В.: Ну вы же знаете о существовании обществ – готы, эмо. Это совершенно уродливые доктрины, которые подспудно проповедуют уход от жизни, борьбу, болезненное неприятие мира. И, конечно, подростки невоцерковленные, далекие от храма с его таинствами (а главное, как Гекльберри Финны, не согретые любовью собственных родителей, учителей), у них витальная жизненная сила уже искалечена, ослаблена. И, не имея нравственного хребта, запутавшись в токсикомании, принятии спайсов, ведя нецеломудренный, развратный образ жизни, такое юное существо подобно бутону, вянущему на корню.

Вот и вселяется зло в человека через гордость, через жестокость. Слыхали, наверное, хабаровские дивы, юные живодерки, которые делали бесчеловечные эксперименты не только на кошках, там были и несчастные бомжи. Соответственно, диавол (а ведь он – убийца, и от него самоубийственные мысли), вселяясь в такое не защищенное более благодатью сердце, и ведет свою жертву к страшному концу.

Нужно ли говорить детям о смерти?

В.И.: Отец Артемий, позвольте спросить, у нас как-то не принято говорить о смерти, но в то же время для православного человека эта тема совершенно не табуирована. Скажите, нужно ли родителям разговаривать именно с детьми о смерти?

А.В.: Я думаю, что это не соответствует возрастной психологии, и нужно с детьми проводить уроки любви ко всему живому. Природоведение, как прекрасен этот мир, и нужно уметь ценить вообще детей, ценить любовь, которая изливается на них от родителей – вот те жизненно важные нравственные аксиомы, которые помогут ребёночку, и затем, отроку, быть далеким от нашей страшной темы.

Если же юноша или девушка мучаются бездельем, если у них погашена любознательность, если они вляпались во все пороки, о которых я упомянул, то вот и жди беды.

Что касается memento mori – памяти о смерти, то это уже духовная пища, которая более нужна возрастному христианину. Ибо vita brevis – жизнь коротка, и мы часто избегаем уныния, печали, какой-то апатии, когда вспомним, что сегодняшний день может быть последним, и такая мысль, как шпора помогает нам вновь вернуться к активной жизненной позиции.

В.И.: Отец Артемий, безусловно, я с вами согласна, но ведь дети должны понимать, какой это страшный смертный грех – взять и лишить себя дара Божьего.

А.В.: Вот об этом говорить можно и должно, жизнь от Бога нам дана, священный дар жизни – это великое сокровище. А значит всё, что сокращает твою жизнь – сбитый режим дня, неумеренное сидение в компьютерном зазеркалье, нечистая брань, страсть гнева, переходящая в ненависть, злоупотребление земными дарами, алкоголизм, курение – вот в этом аспекте, конечно, педагог и прежде всего родители могут и должны говорить.

В.И.: Конечно, ведь никто, кроме родителей, правильно не объяснит. Потому что зачастую наше общество неправильно трактует нам понятие о смерти. Хотелось бы упомянуть игрушки – вот, например, гробики, очень часто видно в метро у подростков рюкзаки в виде гробиков или черепов, сережки в виде крестов, скелетов… Это же всё неправильная интерпретация, это навязывание смерти.

А.В.: Пошлые бренды, которые навязаны человеку, не имеющему подлинной системы ценностей, пришли с Запада. Тот же отвратительный праздник Хэллоуин, который ничего не дает ни уму, ни сердцу, но замогильную тематику. А главное, навязывает сознанию страшные образы демонизированные, и притупляет таким образом тот самый инстинкт самосохранения, который дан нам от Бога.

Главный стержень личности – любовь

В.И.: Совершенно согласна с Вами, отец Артемий. Мы пообщались с людьми на улицах столицы, многие надеются, что именно Православная церковь способна помочь вернуть их семьям их исконные ценности.

Судя по опросу, многие надеются на Церковь, но не до конца понимают, чем именно она может им помочь. Что бы вы им ответили?

А.В.: Думается, что прежде, чем витать в этих высоких эмпиреях, говорить о русской литературе, мы не должны забывать, что главным стержнем личности является любовь. Притом, что родители не только призваны изливать эту животворную любовь через взгляд, через общение, но и мы должны учить наших детей любить окружающих их.

Как педагог я вижу, что даже в первачках сегодня иногда наблюдается совершенно непонятная агрессия, неумение пожалеть товарища, который испытывает боль. Дети делятся, как и взрослые, на стайки, на группки, а вот если я пытаюсь сплотить наших питомцев, если мы свершаем вместе с ними маленькие дела милосердия, если мы культивируем любовь к жизни, и сочувствие, сострадание, мягкое теплое отношение друг к другу, улыбки, добрые светлые слова становятся средой обитания, атмосферой, в которой формируется личность – тогда никакие суицидальные черные мысли даже не смогут приблизиться к человеку. Ни к маленькому, ни ко взрослому.

В.И.: Безусловно, отец Артемий. А Вы в своей педагогической практике встречали трудных деток?

А.В.: Думается, что каждый педагог их встречал. Я хочу сказать сейчас, может быть, о трудных произведениях, которые в совершенно ложном стиле трактовали в Советское время. Драма Островского “Гроза”. Главная героиня Катерина, обманутая в лучших своих чаяниях, изменившая вечному супругу, испытывает побуждения к самоубийству… Следует ли из этого, что нельзя знакомить детей с подобной проблемой? Конечно, нет. Но педагоги, если они будут трактовать Катерину как луч света в темном царстве, если будут опоэтизировать и романтическим флером окружать такой страшный ее поступок… Так нельзя делать, ни в жизни. Это просто преступление.

И в этом смысле, мы, взрослые, всегда должны размышлять о том, как наше слово отзовется, а если уж встречаемся с отрицательными примерами, ложными поступками героев, то должно, общаясь с детьми, правильно расставлять нравственные акценты.

Недолюбленный ребенок – как нераскрытый цветок

В.И.: И всё-таки хотелось бы узнать: из трудных детей (причем я имею в виду именно стоящих на грани, перед каким-то важным решением, вплоть до суицида), не думаете ли вы, что это происходит из семьи, может от родителей? Может, это от домашнего насилия?

А.В.: У меня есть свои наблюдения, и в первую очередь могу сказать, что всегда батюшка, педагог видит недолюбленное дитя. Оно подобно цветку, который только пробился, как росточек, в горшке – но не имеет сил раскрыть свои лепестки. Если до корней волос, как говорил о. Иоанн Кронштадский, родители не прогреют личностной любовью своего ребенка, то в физиологическом отношении он может быть совершенно здоров, а в нравственном будет подобен эмбриону, которому никогда не будет суждено раскрыться для принятия истины о Боге, о вере, о любви.

Иоанн Кронштадский сказал в 1908 году, что из поколений, лишенных родительской любви, диавол будет формировать свои отряды для борьбы с Церковью и самим Христом. И Надежда Крупская как будто бы исполнила то, о чем говорил о. Иоанн Кронштадский, потому что система коллективного воспитания в 1920-е годы главной своей целью имела оторвать ребенка от груди матери, лишить его тепла материнского, и таким образом превратить его в скинхеда.

Но тогда хоть были какие-то созидательные задачи, а сегодня подростки, сидящие по подъездам, просто подвергаются прямой атаке темных сил, и наша общая задача, конечно, – их защитить.

В.И.: Безусловно, огромную роль играет любовь. Но я хотела бы добавить, что также важно воспитание ребенка. На чем должно основываться воспитание в православной семье? С какого возраста нужно особенно чутко присматриваться к ребенку, когда начинаются изменения?

А.В.: С утробного периода, когда дитя еще во чреве. Будущая мама должна избегать нервных потрясений, аффективных состояний – одна должна быть солнечным зайчиком, светлячком, беседуя со своим малышом, но когда он уже родился, воспитание – это то же самое, что делает садовник, поливая розу и выпалывая сорняки.

Воспитание помогает раскрыться творческим силам ребенка. Воспитание есть усвоение добрых навыков, которые суть благие мысли, чистые слова и созидательные поступки. Ну а самая органичная идея воспитания – служение, и если дитя воспитывается в той мысли, что оно призвано служить родителям, служить домочадцам, семье, служить России, матери-Церкви, самому Создателю, то соответственно, понятия долга, служения, чести, являются теми доспехами, которые препятствуют этим страшным самоубийственным помыслам даже прикоснуться к сердцу человека.

Делать как Путин

В.И.: Скажите, а почему даже в православных семьях бывает такое, что дети отказываются ходить в храм?

А.В.: Причин немало, с кем поведешься – от того и наберешься… Влияние сверстниц, опять-таки, погруженность в компьютерное зазеркалье, возрастные проблемы. Когда девочка-подросток становится девушкой, происходит не только физиологическая перестройка организма, но и многие, усвоенные с нежных лет истины подвергаются сомнению, переосмыслению.

Следовательно, общение взрослых и детей – это очень тонкая, творческая материя, поэтому многие наши родители – им не откажешь в благочестии – немножко притормаживают, говоря современным языком, действуют слишком прямолинейно, думают методом тыка втиснуть в детские сердечки…

Неприятные вещи нужно говорить с приятностью, и вообще подражать Владимиру Путину, у него такие многоходовочки, результат которых всегда созидательный, но которые никогда не прискучивают нашим западным партнерам. Вот и родители в своей области, в делах воспитания и общения с детьми, должны быть креативны, многосторонни, не должны быть людьми в мундире, в футляре, нельзя нашим мамам быть грымзами – они должны быть солнышками, а улыбка – это флаг корабля, и дружба начинается с улыбки.

Уголовный кодекс, который вернется к христианской нравственности

В.И.: Отец Артемий, как же так получилось, что представление о грехе пришло к нам именно с Запада? Который, казалось бы, имеет христианские корни?

А.В.: Запад давно публично отрекся от христианских корней, объявив эру Водолея-дуралея, нью-эйдж – это и есть антихристианские ценности, и Запад давно ведет борьбу с самим биологическим видом человека, говоря о том, что теперь двенадцатилетнему европейцу можно выбрать пол, что теперь совершенно для него нормальна однополая любовь, что брак может быть заключен между человеком и животным. Вот президент Обама такие приоритеты в армии США утвердил, сегодня сдувается Пентагон как шарик по причине безнравственности своих приверженцев и служителей.

Читайте также:  Дочь Екатерины Васильевой, фото

А Патриарх говорит очень важные вещи. Любое законодательство должно основываться на нравственной основе, то есть на Богооткровенном вечном нравственном законе, то есть заповедях: не прелюбодействуй, не кради, чти отца и матерь твою. И мне очень верится, что через десять лет мы не узнаем нашего собственного уголовного кодекса, который вернется к истокам христианской нравственности. Тенденция положительная – и в этом нам поможет, между прочим, господин Трамп, который выступает против абортов, а госсекретарь которого ненавидит область половых извращений.

В.И.: Скажите, а какие-то изменения уже происходят?

А.В.: Изменения происходят, потому что всякий раз, как окажешься на телеканале Царьград, кажется, что в двадцатом веке и не было троцкистов, Зиновьевых-Каменевых, и прочих растлителей человеческого рода. И если мы с вами вещаем на всю Ивановскую, возможно, нас с вами видят сейчас в Вашингтоне и Бостоне. Значит, мы побеждаем.

В.И.: Батюшка, а как Вы считаете, если наши детям, подросткам, больше рассказывать о подвиге новомучеников, может быть, они осознают ценность жизни и бережного отношения друг к другу?

Безусловно. Только что я вернулся – перед тем, как принять участие в этой важной передаче – из Манежа, где в анфиладах нескольких залов представлена вся история России второй половины ХХ века. Сколько там детей, сколько подростков, сколько школьников и студентов. Ведение укрепляет и делает мудрым, но слова сами по себе, даже этой прекрасной телевизионной передачи, если взрослые, общающиеся с детьми, сами не являют в душе господство добродетели над пороком. Вот почему так важно, чтобы учитель, приходящий в класс к школьникам, не вел двойную жизнь – был верным мужем (как правило, это учительница – чтобы была верной супругой своего мужа). Как важно, чтобы священник жил теми молитвами, которыми он питает свою паству.

И в этом смысле в общении взрослых и детей совершенно точно действует физический закон Блеза Паскаля – в сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый. Вот почему с детьми должны общаться в качестве священников, педагогов, воспитателей не скучные, не малахольные, не меланхоличные, не апатичные, не унылые люди, но бодрые, радостные, веселые, нравственно чистые, и сегодня мы все должны быть такими бодрячками, искрящимися животворной энергией любви. Тогда нашим детям не будут страшны никакие вызовы современности, в том числе искусственно насаждаемый культ самоубийств.

Дети Артемия Владимирова

«Нельзя человека по своему образу и подобию взращивать, это под силу только Господу Богу. Человек – суверенное государство. Поэтому наше дело – засеять семена, но каждый из детей по-разному распорядится своей судьбой».

О детях и пытающихся их воспитать взрослых – протоиерей Артемий Владимиров, духовник и старший священник Алексеевского монастыря.

Не уйти в зазеркалье

Отец Артемий, сейчас много говорят о том, что наших детей надо спасать. От чего конкретно, что представляет реальную угрозу?

– Может быть, всего прежде нам – родителям, воспитателям – хотелось бы, чтобы дети не повторяли наших ошибок. Как говорят, мудрый муж дважды не согрешает. И действительно, каждая мама молится о том, чтобы Бог не попустил ее милым чадам запутаться в трех соснах, как это было с нашим поколением. Хотя нужно признаться, что в XXI век воспитывать детей куда тяжелей, чем в конце XX столетия. Иногда меня посещает мысль (я ведь тоже преподаю в школе, три-четыре раза в неделю, в разных школах): неужели поколение этих милых деток через пять-шесть лет уйдет в зазеркалье, то есть совершенно погрузится в виртуальную реальность? Батюшки и все, кто воспитывает детей, хорошо чувствуют эту опасность. Чувствуют, с какой силой эти фосфоресцирующие компьютерные щупальца выжимают сок, кровь, нервы, детскую энергию, совершенно поглощая в себе внимание ребенка. И назовите мне эту силу, с помощью которой можно было бы несчастное дитя, с головой окунувшееся в компьютерный мир, извлечь на свет Божий.

Это реальная угроза. Как нас ни прельщают сегодня компьютерными методиками обучения, как ни остроумны эти тесты, однако мы видим реальную разницу между отроком, который пристрастился к доброму чтению, для которого книга – это и друг, и лоцман, и спутник, и мальчишкой, уже не мыслящим свою жизнь без компьютерного мира, полностью засасывающего его и с ножками, и с рожками.

Что же, отказаться от научно-технического прогресса?

– Смотря куда ведет прогресс. Если он ведет в объятия беса, то нам не сладок звук прогресса. Нужно уметь властвовать, господствовать над техническими достижениями. Все хорошо в меру. Русский мудрый народ говорил: «Кто чем увлекается, тот тем и искушается». Я не могу не одобрить японцев, которые строго-настрого, чуть ли правительственными директивами, запрещают отроку до десяти лет даже приближаться к компьютерному экрану.

Сейчас ведется дискуссия о том, нужно ли вводить в школах преподавание основ православной культуры. Может быть, это помогло бы нам лучше спасать детей? Как вы считаете, этого могло бы быть достаточно?

– Это разговор для бедных. А полемизируют насчет основ православной культуры те, кто вообще воспитанием детей не интересуется, кому милее по душе токсикомания, наркомания, сексуальная революция. Я не верю в искренность тех людей, которые возражают против преподавания основ духовной культуры. Мне кажется, о них сказал поэт: «Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный Судия: Он ждет; он не доступен звону злата…»

С другой стороны, один в поле – не воин. И если мы, педагоги, не поймем, что, независимо от преподаваемой нами дисциплины (ты естественник, я литератор, он преподаватель физической культуры), урок каждого из нас – это урок жизни, и человек, увлеченный своим предметом, горящий любовью к детям, всегда найдет возможность созидать и назидать посредством тех знаний, которыми владеет, то основы духовной культуры, как маячок, могут посветить, но погоды не сделают. Ласточка весны не делает. Гораздо конструктивнее другое понимание: сегодня каждый педагог – это офицер, который стоит на передовой, и мы своей учительской грудью должны защитить детей от растленного духа времени.

Думаю, что если каждый педагог с огоньком, с бесконечным терпением, мужеством будет стараться заразить ребенка своей любовью к дисциплине, предмету и при этом будет охранителем исконной нравственности, то атмосфера в школе будет светлеть.

Как Вы себе представляете в идеале воспитание детей?

– Иногда нас, батюшек, спрашивают: «Какой методой пользоваться: кнутом или пряником?» Важен результат. Иная мать имеет такую любовь, что затрещину Митрофанушке даст, а он и рад тому, потому что чувствует: справедливо. И напротив, можно быть джентльменом, обладать английской корректностью, но не иметь при этом за душой ничего. И принести педагогику, воспитание в жертву сухости, методе формальной.

Страшно быть «человеком в футляре», поэтому идеальное воспитание детей, наверное, такое, плодом которого является личность, умеющая делать свой выбор, которая через развитие ума и сердца умеет отгородиться от грязи, пошлости. Идеальное, наверно, то воспитание детей, плодом которого является сохраненная невинность. Я бы еще при жизни учителю ставил бы бронзовый памятник, как Герою Советского Союза, если, окончив 11-й класс, его детки сохраняют девство, чистоту души и тела.

Человек – суверенное государство

Отец Артемий, Вы можете сказать, что владеете ключами к тайне человеческой жизни?

– Думаю, что нам, педагогам, как и батюшкам, хорошо бы помнить слова святого апостола Павла – замечательного, боговдохновенного, как говорили в старину, учителя нравственности. Он говорил о себе так: «Я проповедую всем, чтобы спасти хотя бы некоторых» (см. 1 Кор. 9. 22). Мы должны быть скромны и не страдать гигантоманией. Наше дело будет правое, если мы будем светиться и искриться любовью, благородством, великодушием, радостью, милосердием, если будем уметь сочетать на уроках приятное и полезное, если детям будет интересно у нас, если они будут подниматься до нас, коль скоро мы с педагогической кафедры простираем к ним наши руки.

Знаете, не надо нивелировать человека, нельзя по своему образу и подобию (это под силу только Господу Богу) его взращивать. Он суверенное государство, последнее слово всегда останется за ним. Каждому дана жизнь, чтобы каждый проявил себя на все сто процентов. Человек – загадочное существо. Поэтому наше дело – вложить, насадить, засеять семена, но каждый из детей по-разному распорядится своей судьбой.

Кто заводит сердечный камертон?

Что такое духовная жизнь и как на нее настроить ребенка?

– Думаю, по закону Блеза Паскаля, который утверждает, что в сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый. Почитайте воспоминания о детстве великих русских писателей. Вы увидите: будь то Антон Павлович Чехов или Достоевский, Лесков, Тургенев – в жизни каждого из них была своя Арина Родионовна. Бабушка, няня, или мама, умудренная годами. Не пламенная революционерка, не Ниловна мифическая, которая разбрасывала листовки на горе своему сыну, но та русская женщина, о которой говорит Некрасов: «Нет жилочки не тянутой, нет косточки не ломанной».

В жизни многих сынов Отечества были эти тихие ангелы, о которых они вспоминали, может быть, пятьдесят лет спустя, как Есенин вспоминал о своей маме. И хотя он и говорил: «Не буди меня, не надо, как восемь лет тому назад, не учи меня вновь молиться, все отгорело, все ушло». Однако вот этот теплый свет мерцал в душе заблудших сынов, и они помнили силуэт бабушки, которая, уложив внуков, еще долго-долго стояла перед иконой, освещенной мерцающей свечой, о чем-то просила, осеняла себя крестом, потом кланялась, не желая, чтобы ее кто-то видел и кто-то слышал.

Таким образом, духовная жизнь ребенка, мажорный камертон в его сердечке – это, прежде всего, взрослые, чуждые ханжества, фарисейства, начетничества, но дышащие любовью и имеющие сокровенную святыню – молитву, запрятанную глубоко в сердце.

Вы встречали счастливых людей? Что это были за люди?

– Наверное, нескромно будет сказать, что я себя считаю счастливым человеком? А прежде всего я вспоминаю свою бабушку. Ее имя было Любовь. Как сказано у нас – по имени и житие. Помню, как в 10-м классе двое внуков – я с братом-близнецом – были приглашены в больницу, где бабушка уже на последнем издыхании находилась. Мы были не готовы увидеть лик смерти, она еще не входила в нашу жизнь. Но меня тогда поразило, и я до сих пор это вспоминаю, как бабушка сияла, не боясь ни физической боли, ни страданий, ни самой кончины.

И до сих пор в моем сознании звучат ее слова, которые я воспринимаю как завещание. Она сказала тогда всего лишь одну фразу, это были последние слова, которые я слышал из ее уст: «Мне хотелось бы, внуки, чтобы вы выросли хорошими людьми». И вот тот заряд жертвенной любви, который она расточала в течение всей жизни, позволяет мне утверждать, что она была счастливым человеком.

Как научиться любить – с чего начать?

– Начать с того, чтобы понять разницу между глаголами «жалеть» и «жалить», ибо жалеть человека значит терпеть его во всех проявлениях, особенно это искусство нам потребно в семейной жизни, когда мы тремся друг о друга острыми гранями; без самоумаления, без умения стушеваться кто может созидать атмосферу мира, радушия и любви? А сегодня иной век, когда мы раним, обижаем, царапаем душу, ослепленные самолюбием.

Первые шаги в искусстве жить ради Бога и людей заключаются в том, чтобы быть немножко помягче, болезненно не реагировать на недостатки и ущербности близких нам людей.

Детей в церковь приводят родители, и ребенок часто участвует в церковной жизни просто, чтобы им угодить. Получается какая-то формальная вера. Как от этого избавиться?

– Дети – не лицемеры. Мы, священники, знаем, что детские сердечки – это таинственные зеркальца, в которых отражается свет Вечности. Важно только, чтобы батюшка был соратником родителей и, чувствуя тонкую фактуру детской души, был для этих ребят ангелом Божиим. Важно, чтобы ребенок в лице священнослужителей встретил теплые, любящие души, и тогда детское сердце раскрывается, как цветок под лучами Солнца Правды – Христа.

Иногда дети верят в Бога как в сказку; получается такая мифологическая вера. Как этого избежать?

– Я встречал такие примеры, будучи воспитателем дома-интерната. Одни дети тотчас тянулись на слова о Христе, о победе жизни над смертью, другие отвращались, морщились, отмахивались. Почему так по-разному реагирует детская душа на благовестие? А секрет оказался очень прост: если ребенок с детских лет, с младенческих ногтей был окружен страхами в лице грубого, вечно пьяного отца, кричащей матери, то его сердце, отравленное этими разрушительными эмоциями, как правило, в переходном, юношеском возрасте отказывается воспринять весть о Христе и Его заповедях. Мир, ощерившийся на ребенка, как хищное, злобное животное, мешает ему поверить, что Бог есть Любовь. Вот почему так важно прогревать ребенка до корней волос личностной, материнской любовью.

Если дитя окружено, напоено этой любовью, оно воспринимает Евангелие, как губка, и напротив, если сердечко подранено, если перед вами подранок, если перед вами преждевременно состарившийся подросток, ходивший по рукам, тогда Евангелие ему покажется сказкой, от которой он рано или поздно откажется в пользу жестокой практической мудрости.

От сердца к сердцу

Прошло немало лет с тех пор, как качественно изменилась воспитательная работа Церкви. Если окинуть их мысленным взором, то что Вас вдохновляет и что огорчает?

– Радует то, что сегодня мало-помалу нравственное просвещение распространяется в нашем народе и захватывает в большей или меньшей степени все его сословия.

Но жатвы много, делателей мало. Огорчает то, что часто при наличии финансовой, материальной базы, при наличии прекрасных пособий, аудиторий, где можно собирать детей, почему-то не хватает нас, педагогов, которые могли бы не просто тезисы апрельские или мартовские предложить нашим слушателей, не просто тех, кто владеет суммой методических знаний, а тех, кто может согреть, утешить, просветить, вдохновить.

Сегодня главная задача для нас, взрослых, – по крупицам самим собирать сокровища веры, надежды и любви, чтобы без лишних слов, общаясь от уст к устам, от сердца к сердцу, передавать детям то, что дарует нам Господь.

Ссылка на основную публикацию