Дети Аркадия Райкина

Екатерина Райкина

Биография

Екатерина Аркадьевна Райкина – советская и российская актриса театра и кино, дочь Аркадия Райкина. В копилке работ актрисы значатся роли в кинокартинах «Софья Перовская», «Благочестивая Марта», «Клуб женщин».

Екатерина появилась на свет в апреле 1938 года в Ленинграде. Ее родители, актеры Руфь Марковна Иоффе и Аркадий Исаакович Райкин, обожали дочь. Но времени, чтобы постоянно находиться с ней рядом, у артистов не было.

Екатерина Райкина с родителями и братом

А когда дочери исполнилось 3 года, грянула война. Но и это обстоятельство не привело к тому, чтобы Катя стала чаще видеться с родителями: Райкины ездили по стране еще больше, давая концерты по всей линии фронта. А крошечную дочь отправили подальше от блокадного Ленинграда, в глубь страны, в жаркий Ташкент. Там мама нашла женщину, которая согласилась взять маленькую Катю в свой дом. За это Руфь Марковна регулярно высылала ей продукты и деньги.

Екатерина Райкина вспоминает, что едва не умерла от голода у ташкентской «няньки». Как оказалось, женщина прятала дома от мобилизации мужа и двух взрослых сыновей, которых нужно было кормить. Поэтому Кате попадали только крошки со стола.

Екатерина Райкина в молодости

После окончания войны семья, наконец, воссоединилась, но ненадолго. Уже через год родители снова зачастили на гастроли, оставив дочь на попечение любимой бабушки. Наверное, чувствуя вину за то, что так мало внимания уделяют подрастающей Кате, родители взяли ее в Сочи, куда отправились работать в 1945-ом. Опять девочка купалась в любви папы и мамы целый год. Но ей нужно было идти в школу, и Екатерину отправили в Ленинград, где она жила в коммуналке с бабушкой и ходила в школу.

Самое большее – это три месяца в году: столько дочь видела папу и маму, которых гастрольная судьба бросала по всей стране. Зато каждая встреча была невероятным праздником.

Актер Екатерина Райкина

Творческая биография Екатерины Райкиной началась, когда ей исполнилось 12 лет. Девочка вышла на сцену вместе с актерами знаменитого Вахтанговского театра. Этот «случайный дебют» состоялся по причине болезни актрисы, которая играла Козетту в постановке «Отверженные». Режиссер Николай Акимов, ехавший со своей труппой на гастроли в Ленинград, спросил своих попутчиков Райкиных, не смогла бы их дочь сыграть Козетту.

Когда родители по приезде домой спросили об этом Катю, она за секунду собралась и помчалась на репетицию. С тех пор театр плотно и навсегда вошел в ее жизнь.

Екатерина Райкина в театре

Спустя 2 года Рубен Симонов, на то время худрук Вахтанговского театра, прибыл с гастролями в Ленинград. По иронии судьбы, он привез «Отверженных». И снова Екатерине Райкиной повезло выйти на подмостки в роли Козетты. Ее игра так понравилась Симонову, что он посоветовал девушке учиться в Москве, пообещав, что после окончания вуза непременно заберет актрису в Вахтанговский театр.

Вскоре Райкины перебрались в Москву. Екатерине на тот момент исполнилось 17. Она без труда поступила в Щукинское училище и после его окончания действительно попала в труппу Театра имени Е. Вахтангова. На тот момент Райкина уже была состоявшейся актрисой, ведь играть начала еще со 2 курса «Щуки». К концу учебы у нее уже имелись две главные роли в спектаклях.

Фильмы

Узнаваемость пришла к Екатерине Аркадьевне после появления на экране, хотя она сама кино не особо жаловала: всегда считала себя больше театральной артисткой.

Впервые актриса появилась на экранах в 1962 году, сыграв эпизод в картине «Западня». В том же году ее задействовали в фильмах «Мой белый город», «Свадебное путешествие», «Юность отцов», тоже в эпизодических ролях. Через год Райкина появилась в актерском составе музыкальной комедии «Короткие истории», где также сыграли Лилия Трунина, Евгений Леонов, Михаил Пуговкин, Анатолий Папанов. Вскоре последовала еще одна роль в комедии «Коллекция Капы». В фильме актриса перевоплотилась в девушку, влюбленную в музейного работника, которого сыграл Ростислав Плятт.

Екатерина Райкина в фильме «Софья Перовская»

Вскоре репертуар Екатерины пополнился совместной работой с Аркадием Райкиным. Отец и дочь появились на экране в новогоднем музыкальном фильме «На два часа раньше», где также участвовали Леонид Каневский, Марсель Марсо, Валентина Толкунова, Екатерина Шаврина. Екатерине Райкиной довелось исполнить в фильме вокальный номер «Золушка», который был тепло воспринят телезрителями.

Заметная работа в кино пришла к ней в 1967 году: Райкина сыграла Хесю Гельфман в художественном фильме Лео Арнштама «Софья Перовская». В фильме речь пошла о русской революционерке, которая входила в состав подпольной организации «Народная воля». Героиня участвовала в покушении на царя Александра II, после которого была осуждена и казнена. В фильме, помимо Екатерины Райкиной, появились Александра Назарова, Виктор Тарасов, Борис Хмельницкий, Георгий Тараторкин, Александр Лукьянов. Роль Александра II исполнил Владислав Стржельчик.

Екатерина Райкина в фильме «. И снова май!»

Через год с участием Екатерины Райкиной вышла приключенческая картина на революционную тематику «. И снова май!». Фильм стал дебютом для Николая Караченцова. Увлекательный сюжет киноленты был посвящен работе революционной типографии в условиях полицейской слежки.

Потом последовал ряд телеспектаклей театра им. Е. Вахтангова, в которых играла Екатерина Райкина. В комедии «Дамы и гусары» актриса исполнила роль Софьи, в «Принцессе Турандот» перевоплотилась в рабыню Зелиму. В экранизации пьесы Бернарда Шоу «Миллионерша» Райкина сыграла роль мисс Смит, а в социальной драме «Ситуация» появилась в образе героини Зинаиды.

Екатерина Райкина в фильме «Дамы и гусары»

Самые яркие работы актрисы последовали в 80-е годы. Екатерина Райкина появилась в телеспектакле «Антоний и Клеопатра» в роли прислужницы главной героини. Затем снялась в экранизации пьесы Тирсо де Молина «Благочестивая Марта» в роли доньи Инес. Фильм Яна Фрида принес популярность всему актерскому составу, куда вошли Маргарита Терехова, Эммануил Виторган, Николай Караченцов, Светлана Тома, Владислав Стржельчик.

Следующей значимой работой в фильмографии Райкиной стала главная роль в мелодраме Владимира Фокина «Клуб женщин». В фильме речь пошла о подругах, которые недавно вышли на пенсию и решили начать новую жизнь. Супруга героини Екатерины Райкиной сыграл Игорь Кваша.

Екатерина Райкина в фильме «Благочестивая Марта»

В новом веке актрисе удалось появиться на экране только единожды. В 2003 году актриса снялась в эпизоде мелодрамы «Замыслил я побег». Театр по-прежнему оставался приоритетным в ее творчестве.

Знаменитый отец никогда не пользовался своим влиянием, чтобы помочь дочери сделать карьеру. Он всегда стыдился этого. Впрочем, его протекция и не нужна была Екатерине Райкиной. Она прекрасно справлялась сама. Но после смерти родителей, которые в последние годы жизни сильно болели, карьера актрисы начала идти на спад. Ролей было все меньше. В конце концов, актриса покинула подмостки.

Екатерина Райкина в фильме «Клуб женщин»

Опять почувствовать вкус славы и зрительского восхищения Екатерина Аркадьевна смогла в преклонном возрасте. Ее пригласили играть в спектакль «Бабье лето» в Монреальском русском театре имени Леонида Варпаховского. Райкина переехала в Канаду, где репетировала, а потом и гастролировала по городам Канады и Америки, где были большие русские диаспоры. Приезжал театр в Россию и Украину, где постановка пользовалась огромным успехом.

Личная жизнь

Любовь, как и театр, занимала важное место в жизни Екатерины Райкиной. Впервые девушка вышла замуж рано – в 19 лет. Ее мужем стал красавец Михаил Державин. Это событие случилось на 3 курсе театрального вуза. Как тогда казалось девушке, она безумно влюбилась в старшего на 2 года Мишу. Родители тепло приняли выбор дочери и не препятствовали ему. Поселились молодожены вместе с семьей Державиных в 2-комнатной квартире.

Екатерина Райкина с родителями, братом и первым мужем Михаилом Державиным

Спустя два года Райкину захлестнуло новое чувство. В театре Екатерина увлеклась коллегой Юрием Яковлевым. Будущая звезда «Иронии судьбы» тоже влюбился. На пути к своему счастью были снесены все преграды: два предыдущих брака – Райкиной и Яковлева – были разрушены для создания нового союза. Юрий ради Екатерины оставил беременную жену. После рождения дочери, по словам Екатерины Райкиной, Юрий Яковлев показывал фото девочки и уверял, что она – не его ребенок. Позднее актер поменял свое мнение.

К сожалению, супружеская жизнь двух артистов оказалась недолговечной. По утверждению Екатерины Аркадьевны, всему виной оказалось пагубное пристрастие Яковлева к спиртному. Однажды артист сел за руль выпившим и уснул. Избежать страшного конца удалось только чудом. На тот момент Райкина уже носила под сердцем сына Алешу. К счастью, все остались живы. Но выпивать муж не прекратил даже после едва не случившийся трагедии. Они расстались, когда сыну Алеше исполнилось 3 года.

Юрий Яковлев и Екатерина Райкина

Личная жизнь Екатерины Райкиной пошла на новый виток после встречи с актером Владимиром Ковалем. Но двум творческим натурам, ярким артистам, оказалось слишком тесно в одном доме. После нескольких лет супруги разъехались, но официально так и не расстались. В отличие от предыдущих мужей, с Владимиром актриса общалась долгие годы. Они созванивались почти каждый день, беспокоясь о здоровье друг друга.

В 2013 году Владимира Коваля не стало.

Алексей Яковлев с дочерью

Однако в жизни Екатерины Райкиной осталась любовь. У нее есть сын Алексей Яковлев. В 2003 году появилась внучка Лиза, которую бабушка обожает. А еще есть брат Константин Райкин, талантливый и знаменитый, которым старшая на 12 лет сестра гордится.

Екатерина Райкина сейчас

Сейчас Екатерина Райкина в силу возраста находится на заслуженном отдыхе. Актриса все время отдает семье. В 2018 году, после смерти Михаила Державина, Екатерина Райкина в интервью выразила сожаление по поводу ухода первого супруга из жизни, ведь на протяжении всех лет актеры поддерживали теплые отношения.

Чем сегодня занимаются внуки и правнуки Аркадия Райкина

Актер прожил 76 лет — и это совсем немного, если учесть фамильное долгожительство: его сестрам было отпущено по 90 лет с лишним.

Аркадий Райкин в фильме «Волшебная сила» (1970 г.)

Говорят, на детях знаменитостей природа отдыхает. Иногда это так и есть. Но в случае с Аркадием Райкиным народная мудрость сама «отдыхает».

Дочь Екатерина Райкина

Старшей дочери Аркадия Исааковича — 80. Екатерина Аркадьевна — заслуженная артистка РСФСР, она много лет играла на сцене Театра им. Е. Вахтангова, снималась в кино.

Свою первую роль Екатерина сыграла в 12 лет — это была роль Козетты в спектакле по роману Виктора Гюго «Отверженные», а взяли на нее девочку потому, что основная исполнительница неожиданно заболела. С того самого дня Вахтанговский театр стал для Кати вторым домом.

После окончания школы девушка легко поступила в Щукинское училище, и все годы совмещала учебу с игрой в театре им. Е. Вахтангова, там же стала и работать, когда получила диплом. Снималась она и в кино, но своей главной работой все же считала сцену.

При этом знаменитый отец никогда не использовал свое влияние в театральном мире, чтобы как-то «протолкнуть» дочь, способствовать ее карьере: в семье Райкиных подобное поведение считалось непорядочным, так что Екатерина всего добивалась сама.

Ее первым мужем стал актер Михаил Державин. Кате тогда было всего 19 лет, красавец Михаил был на 2 года старше, девушка влюбилась в парня по уши. Но прошло всего два года и повзрослевшая Екатерина поняла: пришла новая любовь. На этот раз ее избранником стал Юрий Яковлев — они вместе играли в театре.

Молодые люди, не задумываясь, разрушили свои предыдущие браки, чтобы создать новую семью. При этом Яковлев ушел от беременной жены. В браке с Яковлевым Екатерина родила сына Алексея (1961 г.). Когда мальчику было 3 года, супруги расстались: как признавалась Екатерина, она больше не могла выносить постоянного пьянства супруга.

Внук Алексей Яковлев

После развода с Екатериной Юрий Яковлев долго не общался ни с бывшей женой, ни с сыном. Отец и сын начали общение лишь тогда, когда Алексею исполнилось 17 лет — это была инициатива юноши.

Получая паспорт, Алексей решил посоветоваться с матерью — какую фамилию ему брать? И Екатерина, не раздумывая, сказала: «Только Яковлев! В нашей стране легче жить русским». Выбирая будущую профессию, парень прислушивался к матери, которая видела своего сына историком или филологом. Однако решающим оказалось мнение знаменитого деда.

Он произнес только одну фразу: «Нечего его уговаривать, все равно станет артистом. В университет идти — только время зря терять…».

Так и получилось. В 1983 году потомок известных актеров окончил Высшее театральное училище им. Щукина. Несколько лет Алексей выходил на сцену Московского театра им. М. Ермоловой, а затем вместе с Александром Пономаревым (актером и режиссером) создал собственный театр и назвал его «Чет-нечет».

Некоторое время Алексей был телеведущим, а в 90-х годах ушел из профессии: пришли сложные времена, надо было выживать… Алексей Юрьевич стал заниматься недвижимостью, риелторский бизнес увлек его и остается делом жизни до сих пор.

Первой женой Алексея стала королева оперетты Лилия Амарфий — очень красивая и талантливая женщина. Совместных детей у них не было, но Алексей воспитывал, как родного, сына Лилии от первого брака — Александра.

Во втором браке у Алексея Яковлева родилась дочь Лиза (2003 г.).

Сын Константин Райкин

Константин Райкин с детства увлекался многим — он успешно учился в физико-математической школе, увлекался спортивной гимнастикой, не оставляя этих занятий даже после перелома носа, который он получил, упав с брусьев.

После школы Костя планировал поступать на биофак, даже не задумываясь о карьере актера. То, что произошло потом, стало неожиданностью для него самого. Константин уже был принят в Ленинградский университет, и вдруг ему пришло в голову: а почему бы не испытать судьбу? Родители в те дни были в Чехословакии, на гастролях.

Читайте также:  Дети Михаила Жванецкого - фото, жены, личная жизнь, семья

Никому ничего не сказав, Костя поехал в Москву и буквально штурмом взял приемную комиссию Щукинского театрального училища: пел, танцевал, читал басни, и все это с таким бешеным темпераментом, что его просто не могли не принять.

После окончания училища его уже ждала Галина Волчек в театре «Современник». На его сцене Константин трудился 10 лет. Затем последовал театр «Сатирикон» — сначала Константин служил там актером, а после смерти отца, в 1987 году, стал художественным руководителем.

Снимался Райкин-младший и в кино — зрители помнят, например, его искрометного персонажа в фильме «Труффальдино из Бергамо».

Создать прочную семью у Константина Аркадьевича получилось только с третьего раза.

В браке с Еленой Бутенко у него родилась дочь Полина (1988 г.).

Внучка Полина Райкина

Полина продолжила династию — окончила в 2007 году Театральный институт им. Щукина, несколько лет была актрисой театра им. Станиславского, затем перешла в «Сатирикон».

Кроме того, она преподает актерское мастерство в Высшей школе сценических искусств и в Школе при Ансамбле танца И. Моисеева.

Снимается Полина и в кино, а также озвучивает художественные и мультипликационные фильмы.

Актерские династии были в нашей стране всегда. Династия Райкиных — одно из ярких подтверждений тому, что порой сила таланта настолько велика, что его хватает и на детей, и на внуков.

Возможно, правнуки легендарного Аркадия Райкина тоже станут актерами и подхватят эстафету, начатую прадедом.

ШоубиZZZ – всё о звёздах

Популярные статьи

Чем сегодня занимаются внуки и правнуки Аркадия Райкина

Актер прожил 76 лет — и это совсем немного, если учесть фамильное долгожительство: его сестрам было отпущено по 90 лет с лишним.

Говорят, на детях знаменитостей природа отдыхает. Иногда это так и есть. Но в случае с Аркадием Райкиным народная мудрость сама «отдыхает».

Дочь Екатерина Райкина

Старшей дочери Аркадия Исааковича — 80. Екатерина Аркадьевна — заслуженная артистка РСФСР, она много лет играла на сцене Театра им.

Свою первую роль Екатерина сыграла в 12 лет — это была роль Козетты в спектакле по роману Виктора Гюго «Отверженные», а взяли на нее девочку потому, что основная исполнительница неожиданно заболела. С того самого дня Вахтанговский театр стал для Кати вторым домом.

После окончания школы девушка легко поступила в Щукинское училище, и все годы совмещала учебу с игрой в театре им. Е. Вахтангова, там же стала и работать, когда получила диплом. Снималась она и в кино, но своей главной работой все же считала сцену.

При этом знаменитый отец никогда не использовал свое влияние в театральном мире, чтобы как-то «протолкнуть» дочь, способствовать ее карьере: в семье Райкиных подобное поведение считалось непорядочным, так что Екатерина всего добивалась сама.

ЕКАТЕРИНА РАЙКИНА И НИКОЛАЙ КАРАЧЕНЦОВ В ФИЛЬМЕ «БЛАГОЧЕСТИВАЯ МАРТА» (1980 Г.)

Ее первым мужем стал актер Михаил Державин. Кате тогда было всего 19 лет, красавец Михаил был на 2 года старше, девушка влюбилась в парня по уши. Но прошло всего два года и повзрослевшая Екатерина поняла: пришла новая любовь. На этот раз ее избранником стал Юрий Яковлев — они вместе играли в театре.

Молодые люди, не задумываясь, разрушили свои предыдущие браки, чтобы создать новую семью. При этом Яковлев ушел от беременной жены. В браке с Яковлевым Екатерина родила сына Алексея (1961 г.). Когда мальчику было 3 года, супруги расстались: как признавалась Екатерина, она больше не могла выносить постоянного пьянства супруга.

Внук Алексей Яковлев

После развода с Екатериной Юрий Яковлев долго не общался ни с бывшей женой, ни с сыном. Отец и сын начали общение лишь тогда, когда Алексею исполнилось 17 лет — это была инициатива юноши.

Получая паспорт, Алексей решил посоветоваться с матерью — какую фамилию ему брать? И Екатерина, не раздумывая, сказала: «Только Яковлев! В нашей стране легче жить русским». Выбирая будущую профессию, парень прислушивался к матери, которая видела своего сына историком или филологом. Однако решающим оказалось мнение знаменитого деда.

Он произнес только одну фразу: «Нечего его уговаривать, все равно станет артистом. В университет идти — только время зря терять…».

Так и получилось. В 1983 году потомок известных актеров окончил Высшее театральное училище им. Щукина. Несколько лет Алексей выходил на сцену Московского театра им. М. Ермоловой, а затем вместе с Александром Пономаревым (актером и режиссером) создал собственный театр и назвал его «Чет-нечет».

Некоторое время Алексей был телеведущим, а в 90-х годах ушел из профессии: пришли сложные времена, надо было выживать… Алексей Юрьевич стал заниматься недвижимостью, риелторский бизнес увлек его и остается делом жизни до сих пор.

Первой женой Алексея стала королева оперетты Лилия Амарфий — очень красивая и талантливая женщина. Совместных детей у них не было, но Алексей воспитывал, как родного, сына Лилии от первого брака — Александра.

Во втором браке у Алексея Яковлева родилась дочь Лиза (2003 г.).

Сын Константин Райкин

Константина Райкин с детства увлекался многим — он успешно учился в физико-математической школе, увлекался спортивной гимнастикой, не оставляя этих занятий даже после перелома носа, который он получил, упав с брусьев.

После школы Костя планировал поступать на биофак, даже не задумываясь о карьере актера. То, что произошло потом, стало неожиданностью для него самого. Константин уже был принят в Ленинградский университет, и вдруг ему пришло в голову: а почему бы не испытать судьбу? Родители в те дни были в Чехословакии, на гастролях.

Никому ничего не сказав, Костя поехал в Москву и буквально штурмом взял приемную комиссию Щукинского театрального училища: пел, танцевал, читал басни, и все это с таким бешеным темпераментом, что его просто не могли не принять.

После окончания училища его уже ждала Галина Волчек в театре «Современник». На его сцене Константин трудился 10 лет. Затем последовал театр «Сатирикон» — сначала Константин служил там актером, а после смерти отца, в 1987 году, стал художественным руководителем.

Снимался Райкин-младший и в кино — зрители помнят, например, его искрометного персонажа в фильме «Труффальдино из Бергамо».

Создать прочную семью у Константина Аркадьевича получилось только с третьего раза.

В браке с Еленой Бутенко у него родилась дочь Полина (1988 г.).

Внучка Полина Райкина

Полина продолжила династию — окончила в 2007 году Театральный институт им. Щукина, несколько лет была актрисой театра им. Станиславского, затем перешла в «Сатирикон».

Кроме того, она преподает актерское мастерство в Высшей школе сценических искусств и в Школе при Ансамбле танца И. Моисеева.

Снимается Полина и в кино, а также озвучивает художественные и мультипликационные фильмы.

Актерские династии были в нашей стране всегда. Династия Райкиных — одно из ярких подтверждений тому, что порой сила таланта настолько велика, что его хватает и на детей, и на внуков.

Возможно, правнуки легендарного Аркадия Райкина тоже станут актерами и подхватят эстафету, начатую прадедом.

Аркадий Райкин – биография, информация, личная жизнь

Аркадий Райкин

Аркадий Исаакович Райкин. Родился 11 (24) октября 1911 года в Риге – умер 17 декабря 1987 года в Москве. Советский актёр театра, эстрады, кино, конферансье, театральный режиссёр, юморист. Народный артист СССР (1968). Герой Социалистического Труда (1981). Лауреат Ленинской премии (1980).

Аркадий Райкин родился в Риге (ныне Латвия) в семье портового бракёра строительного леса Исаака Давидовича Райкина (1877-1942) и его жены Леи (Елизаветы Борисовны) Райкиной (урождённой Гуревич, 1878-1965), акушерки.

Аркадий был старшим ребенком семье, после него в семье родились еще две девочки – Белла и Софья, а в 1927 году – Максим (ставший впоследствии актером Максимом Максимовым).

Брат Максим Максимов (настоящее имя – Макс Ицикович Райкин, 1927-1999), выступал в эстрадном дуэте с Владимиром Ляховицким.

Двоюродный брат – Бруно Райкин (1912-2005), известный южноафриканский пианист и музыкальный педагог, с которым Аркадий Райкин встречался лишь однажды при посещении Лондона в 1964 году, был аккомпаниатором Поля Робсона.

Родители оформили брак за год до рождения Аркадия. Предки по материнской линии были потомственными рижанами. В 5-летнем возрасте Аркадий был увезён родителями из ставшей прифронтовой Риги, но сохранил в памяти атмосферу д. 16 по Мельничной улице (ныне – Дзирнаву). В детстве, как и все еврейские дети, посещал хедер.

Затем семья переехала в Рыбинск, к месту новой работы отца. Во время учёбы в школе Аркадий, увлёкшись театром, занимался в драмкружке.

Детство Райкина прошло в Рыбинске, где Аркадий девятилетним мальчиком впервые вышел на любительскую сцену.

Его дочь Екатерина Райкина рассказывала о детстве отца: «Однажды в Рыбинске, куда семья Райкиных бежала из Риги в Первую мировую войну, папа, прихватив сестричек, отправился в цирк-шапито. Брезентовый шатер во время представления красочного спектакля «Шантеклер» запирался на огромные железные ворота. Дедушка, вернувшись домой после работы, и услышав, что его дети так поздно смотрят «этот балаган», ужаснулся! Он бросился к цирку и стал что есть силы колотить ручищами по оцинкованным воротам: «Отдайте моих детей! Отдайте!» Дома он долго бушевал: «Еврею быть клоуном? Никогда!» и даже пустил в ход ремень. Дед, всю жизнь отбирая в морском порту лес для лесопилен и шахт, считал увлечение сына театром пустым и вредным: «Ну, если уж так тянет в артисты, то лучше, как это принято в интеллигентных еврейских семьях, музыкой заняться!» – и купил сыну скрипку. Но Аркаша быстро приспособил ее для катания по льду, а еще, сделав из смычка кнутик, возил скрипку по снегу, как саночки».

В 1922 году семья переехала в Петроград.

В 1924 году 13-летний Аркадий Райкин едва не умер. Однажды он долго катался на коньках и простудился. У него началась ангина, давшая осложнение на сердце. После этого ревматизм и ревмокардит надолго приковали его к постели. Прогнозы врачей были малоутешительными, и родители готовились к самому худшему. Однако организм мальчика оказался сильнее болезни. Аркадий выжил, но ему предстояло буквально заново учиться ходить.

«Его сестра, которая сейчас живет со мной, ей 91 год, рассказывала, что детей не пускали в больницу, потому что любое движение в палате папе давалось с болью, – вспоминала дочь Екатерина. – Ему было больно даже лежать под простынкой. Ужас в глазах. Так он пролежал 9 месяцев. Дедушка спускал его на плечах на улицу, только чтобы папа подышал воздухом. Мама рассказывала, что вот тогда у него сформировался характер. Он стал замкнутым, думающим, наблюдающим».

В 1929 году Аркадий устроился лаборантом на Охтинский химический завод.

В 1935 году окончил Ленинградский техникум сценических искусств (ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства), куда подал документы вопреки желанию родителей.

Первоначально Райкин поступал на курс к Траубергу и Козинцеву, однако по результату экзаменов был определён в мастерскую ближайшего помощника В. Э. Мейерхольда (в 1910-е годы) В. Н. Соловьёва, режиссёра и учёного, знатока итальянской комедии дель арте и театра Мольера. Одновременно с обучением в техникуме Райкин брал частные уроки пантомимы и сценического движения у известного артиста жанра музыкальной эксцентрики, «короля юмора» 1910-х годов, Михаила Савоярова, встретил у него сочувственное отношение и поддержку.

Специфика савояровского сценического стиля нашла своё воплощение в первых эстрадных номерах Райкина, которые были поставлены в танцевально-мимическом жанре, без единого слова. После окончания техникума сценических искусств Райкин попал в Ленинградский ТРАМ (Театр рабочей молодёжи), который вскоре был переименован в Театр имени Ленинского комсомола. Параллельно с игрой в театре снимался в двух фильмах: «Огненные годы» и «Доктор Калюжный» (оба сняты в 1938 году).

Начинал свою актёрскую деятельность Райкин как киноартист, но в целом карьера в кинематографе сложилась для него не особенно успешно. Признание пришло к актёру в Москве, в ноябре 1939 года. Тогда Аркадий Райкин стал Лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с танцевально-мимическими музыкальными номерами «Чаплин» и «Мишка».

В том же 1939 году Аркадий Исаакович был принят в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, где выступает с эстрадными номерами и осваивает жанр конферанса. Спустя три года становится художественным руководителем этого театра.

Во время Великой Отечественной войны Аркадий Райкин давал концерты на фронте.

Приказом по Черноморскому флоту №172с от 25.10.1945 года руководитель Ленинградского театра эстрады и миниатюр Райкин А.И. награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.

После войны Райкин продолжает работу в Театре миниатюр и снимается в нескольких картинах. Вместе с писателем-сатириком В. С. Поляковым созданы театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря».

Его выступления на радио и телевидении, аудиозаписи миниатюр пользуются огромной популярностью у публики. Особенно известны его театральные номера, в которых актёр быстро меняет облик. Создав целое созвездие совершенно разных, но неизменно блестящих образов, Аркадий Исаакович стал непревзойдённым мастером сценического перевоплощения.

В 1965 году Райкин едет с театром на гастроли в Англию, которые проходят с большим успехом.

С Райкиным происходила масса забавных историй во время его зарубежных турне. Об одной из них, произошедшей в Болгарии, рассказывал В. Ляховицкий: «Вместе с Райкиным мы пошли днем на пляж. Там взяли водный велосипед и поехали кататься. За разговорами уехали очень далеко в море, Райкин и говорит: «Слушай, давай позагораем без плавок!» Бросили мы наши плавки сзади на сиденье и опять об искусстве беседуем. И вдруг прямо над ухом слышим пароходный гудок. Смотрим: а рядом с нами идет прогулочный катер, и женщины с интересом нас разглядывают. Райкин говорит: «Иди за плавками!» А как за ними пойдешь? Пришлось мне чуть ли не по-пластунски ползти и делать бросок – под дружный смех дам. «Таким образом, я еще никогда публику не смешил», – заметил потом Аркадий Исаакович».

Читайте также:  Дети Ирины Мирошниченко

Во время гастролей в Одессе Райкин замечает талантливых актёров молодёжного театра «Парнас-2» и в 1962 году приглашает работать в свой театр одесситов Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко и Людмилу Гвоздикову.

Вместе они создали несколько запоминающихся эстрадных номеров.

В 1968 году Аркадию Райкину было присвоено звание народного артиста СССР. Это случилось после 33 лет беспрерывной работы на сцене.

В 1969 году в сотрудничестве с М. М. Жванецким была поставлена программа «Светофор».

В 1969 году Жванецкий, Карцев и Ильченко уходят из Театра миниатюр и начинают самостоятельную эстрадную карьеру.

“Я знаю только команду Ленинградского Государственного театра миниатюр под руководством. Аркадия Райкина. . Во главе стоял абсолютно гениальный великий игрок и все ему подавали мячи. Потому что он был кровопийца и тиран как художественный руководитель. Он не терпел, если кто-то играл и кто-то забивал. То есть играть – играй, но не забивай. Ты играй на меня, а я буду забивать, я знаю, как это делать”, – говорил Михаил Жванецкий.

Аркадий Райкин – Родительское собрание

Миниатюры и спектакли А. И. Райкина отличались остротой (сатира), особенно в сравнении с другими артистами эстрады того времени, но в то же время всегда были корректны и интеллигентны.

Аркадий Райкин – В греческом зале

В последние годы отношения Райкина с партийными властями Ленинграда (Романов) стали ухудшаться, и он попросил у Брежнева разрешения перебраться вместе с театром в Москву.

В 1982 году театр Аркадия Райкина переехал в Москву и был переименован в Государственный театр миниатюр, в апреле 1987 г. получил имя «Сатирикон». Руководителем театра после смерти артиста стал сын Аркадия Райкина – Константин Райкин.

Скончался 17 декабря 1987 года (по другим данным 20 декабря 1987) от последствий ревмокардита. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 10).

Аркадий Райкин – Дифисыт, вкус спицифисский

Программы, поставленные Аркадием Райкиным:

«Любовь и три апельсина»
«От двух до пятидесяти»
«Избранное-1973»
«Его величество театр»
«Плюс-минус»
«Лица»
«Мир дому твоему»
«За чашкой чая»
«Белые ночи»
«Волшебники среди нас».

Личная жизнь Аркадия Райкина:

Жена – актриса Руфь Марковна Иоффе (домашнее имя – Рома, 1915-1989).

Свою будущую жену Аркадий Райкин встретил в институте в 1934 году.

Вот как об этом романтическом знакомстве вспоминал позднее сам Райкин: «Еще мальчиком, занимаясь в самодеятельности, я был приглашен выступать в соседней 41-й школе. Не помню, что я играл, но ясно помню, что обратил внимание на девочку в красном берете, в котором было проделано отверстие и сквозь него пропущена прядь черных волос. Это было оригинально и осталось в памяти. Через несколько месяцев я встретил ее на улице, узнал и вдруг увидел ее живые, выразительные, умные глаза. Она была очень хороша собой, мимо такой девушки не пройдешь. Тем не менее, я прошел мимо, не остановился, стесняясь заговорить с незнакомой особой на улице. Прошло несколько лет, я стал студентом Ленинградского театрального института. На последнем курсе я как-то пришел в студенческую столовую и встал в очередь. Обернувшись, увидел, что за мной стоит она. Она заговорила первая, и этот разговор я помню дословно. «Вы здесь учитесь? Как это прекрасно!» – «Да, учусь. А что вы делаете сегодня вечером?» – «Ничего. » – «Пойдемте в кино?» Когда мы вошли в зал кинотеатра, заняли свои места и погас свет, я тут же сказал ей: «Выходите за меня замуж. ».

Аркадий Райкин с женой Руфью Марковной

Со своей женой Райкин прожил без малого 50 лет. По словам очевидцев, они были прекрасной парой, хотя порой и у них случались размолвки. В. Михайловский рассказывал: «Конечно, женщины за Райкиным бегали. Иногда и он не мог устоять. И, конечно, Рома его ревновала – как без этого? Но никогда не стоял вопрос о том, чтобы распалась семья. Какими бы настойчивыми ни были поклонницы».

Екатерина Райкина рассказывала о своей матери: «Папа называл маму Ромочка или Ромашка. Мы с Костей говорили «мамочка» или «мамулька», а я еще звала ее «мамулявка». Мама была красавицей. Очень яркая, талантливая, веселая, глубоко образованная. Она знала массу историй, анекдотов, и даже Ираклий Андроников, приходя к родителям в гости, всегда говорил: «Ромочка – прекрасный рассказчик, мне лучше помолчать». У нее был и литературный талант, отмеченный многими критиками, но времени писать не хватало. Она играла в театре, была папиным секретарем и буквально не отходила от телефона. Я говорила: «Мама, ты – как коза на веревочке. Нельзя же так, надо делать перерывы». Я ненавидела телефон и до сих пор смотрю на него, как на врага, потому что он всю жизнь отнимал у меня маму… Были моменты, когда я понимала, что маме тяжело, обидно, больно. Но что сделать, се ля ви, как говорят французы. Она была очень мудрой женщиной. Случались критические периоды, которые стоили ей большого здоровья, но приходилось терпеть и переживать. Она очень любила папу, поэтому бросила ему под ноги всю свою жизнь, все свои таланты. Она понимала, кто такой Райкин. Ведь почему часто два талантливых человека не уживаются вместе? Обязательно кто-то должен пожертвовать собой ради совместной жизни и любви. А это не каждый может. Безусловно, папа был благодарен ей. Особенно это проявилось, когда мама заболела. Папа ухаживал, был с ней очень нежен и внимателен. ».

Дочь – актриса Екатерина Райкина (род. 1938). Внук – актёр и бизнесмен Алексей Яковлев (род. 1961).

Сын – актёр Константин Райкин (pод. 1950). Внучка – актриса Полина Райкина (род. 1988).

Аркадий Райкин с сыном Константином

Фильмография Аркадия Райкина:

1933 – Первый взвод – солдат
1939 – Огненные годы – Рубинчик
1939 – Трактористы – Пляшущий тракторист (эпизод)
1939 – Доктор Калюжный – Эммануил (Моня) Шапиро (новоиспечённый врач)
1941 – Валерий Чкалов – американский журналист
1942 – Концерт фронту – камео (киномеханик, ведущий концерта)
1954 – Мы с вами где-то встречались – Геннадий Владимирович Максимов
1957 – Знакомые картинки (мультипликационный) – камео
1958 – Человек многолик (словацк. Muz mnoha tvárí)
1960 – На сон грядущий (фильм-спектакль)
1961 – Баня (мультипликационный) – актёр
1964 – Когда песня не кончается
1964 – Голубой огонёк-1964 (фильм-спектакль)
1965 – Новогодний календарь (новогоднее представление)
1965 – В первый час (монологи «Из жизни многожёнцев» и «Кадры») – участник «Голубого огонька»
1966 – Сказки русского леса – Хлестаков Иван Александрович (монолог, пародия на советского чиновника)
1967 – Адрес: Театр (фильм-спектакль)
1967 – Аркадий Райкин – камео
1967 – На два часа раньше (пантомима «Рыбалка»)
1967 – Пополам (венг. Fele-Fele), музыкальный фильм-ревю) – камео
1969 – Вчера, сегодня и всегда – художник Репкин / директор пуговичной фабрики Кругозоров / директор швейной фабрики Слоновников / пожарник Набатов
1970 – Волшебная сила (киноальманах) (фильм 3, новелла «Волшебная сила искусства») – артист (бывший ученик Елены Сергеевны)
1973 – Божественная комедия (фильм-спектакль) – камео
1974 – Пётр Мартынович и годы большой жизни
1974 – Люди и манекены – рассказчик-таксист (Василий Васильевич / Ошлёпкин)
1975 – Аркадий Райкин
1985 – Королевский бутерброд – рассказчик
1987 – Мир дому твоему – ведущий / директор завода музыкальных инструментов / респондент психолога / отец-артист / работник убыточного комбината / профессор Вишневецкий, отец Пети / докладчик

Аркадий Райкин

Е го называли русским Чарли Чаплином и чародеем пантомимы. В памяти поклонников Аркадий Райкин остался неповторимым мастером сценического перевоплощения, а темы его сатирических моноспектаклей остаются актуальными и сегодня.

Увлечение театром: детство и юность Аркадия Райкина

Аркадий Райкин родился в Риге, в семье акушерки и бракёра строительного леса. Он был первым ребенком, позже у него появились сестры Белла и Софья и брат Максим.

Во время Первой мировой войны семья бежала в город Рыбинск Ярославской области. Отец устроился на новую работу, а Аркадий Райкин ходил в еврейскую религиозную начальную школу. Во время учебы он занимался в драмкружке, а однажды вместе с родителями побывал на концерте Федора Шаляпина. Позднее, прихватив младших сестер, он уже сам пробивался на спектакли. А в девять лет впервые выступил на сцене — в драмкружке.

Летом 1922 года Райкины переехали в Петроград на улицу Рубинштейна. Будущий артист продолжал ходить на спектакли, часто бывал в Александринском театре, занимался в школьном драмкружке и рисовал. В 13 лет мальчик серьезно заболел: после затяжной простуды у него началась ангина, которая дала осложнение на сердце. Райкину диагностировали ревматизм и ревмокардит, которые приковали его к постели на девять месяцев. После болезни он буквально заново учился ходить.

Юный мастер пантомимы

После школы Райкин хотел поступить в Ленинградский техникум сценических искусств, который позже стал Театральным институтом, но для этого нужно было иметь год рабочего стажа. В 1929 году он устроился лаборантом на Охтинский химический завод, а в следующем году его уже приняли в техникум. Родители были против этого решения, и Райкин ушел из дома в общежитие.

Аркадий Райкин поступил на режиссерско-актерский курс театрального режиссера Владимира Соловьева, который в 1910-х годах работал с Всеволодом Мейерхольдом.

В это же время Райкин увлекся пантомимой. В институте не было специального курса — шла только биомеханика с элементами пантомимы, которую вела старшая дочь Мейерхольда Ирина. Райкин стал брать частные уроки сценического движения у лучшего мима-эксцентрика Серебряного века — композитора и шансонье Михаила Савоярова. Увлечение начинающего актера поддержал и Соловьев. Этюд с воображаемой кошкой, который подготовил Райкин на первом курсе, сразу же перекочевал в репертуар Дома искусств, где выступали студенты. Уже в следующем году Владимир Соловьев дал Райкину роль глухонемого слуги Веспоне в спектакле «Служанка-госпожа» по опере итальянского композитора Джованни Перголези, полностью основанную на пантомиме. Целых три сезона спектакль имел оглушительный успех, а этот опыт пригодился Райкину в дипломной работе. Он исполнял роль плутоватого слуги Маскариля в «Смешных жеманницах» Мольера.

Студенческие годы подарили Райкину и счастье в личной жизни. В 1934 году он познакомился с Руфью Иоффе, тоже артисткой. Через год они поженились.

Советский Чарли Чаплин

В 1935 году Аркадий Райкин окончил Техникум сценических искусств и по распределению попал в Ленинградский театр рабочей молодежи. Но вскоре перешел в будущий Ленсовет, тогда еще Новый театр. В 1938 году он выступил как конферансье: заменил в ленинградском Саду отдыха заболевшего артиста. Привлекал молодого Райкина и кинематограф. Он снялся в двух фильмах — «Огненные годы» Владимира Корш-Саблина и «Доктор Калюжный» Эраста Гарина. На экраны обе картины вышли в 1939 году, но особого успеха не имели.

Аркадий Райкин полностью сосредоточился на эстраде. Он постоянно выступал в домах культуры, дворцах пионеров, вел конферанс. К 1939 году у артиста было два авторских танцевально-мимических номера — «Чаплин» и «Мишка». Он продемонстрировал их на Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве и заработал первое признание аудитории и звание лауреата второй премии конкурса. Почти сразу Райкина пригласили в труппу нового Ленинградского театра эстрады и миниатюр, а через три года артист стал его руководителем.

Во время Великой Отечественной войны Райкин сочинял сатирические миниатюры. Коллектив его театра выступал для солдат на полевых аэродромах, артиллерийских позициях, палубах боевых кораблей, за что в 1945 году артиста наградили орденом Отечественной войны Второй степени.

Екатерина Райкина

фотографии >>

биография

Райкина Екатерина Аркадьевна

Родилась 15 апреля 1938 года в Ленинграде.

Заслуженная артистка РСФСР (28.05.1976).

Дочь Аркадия Исааковича Райкина (1911—1987) и актрисы Руфи Марковны Райкиной-Иоффе (1915—1989).
Окончила Театральное училище имени Б.В. Щукина (1959, педагог – Л. Шихматов).

С 1959 года — актриса Московского академического театра имени Евг. Вахтангова. Играла в театре «У Никитских ворот».

Брат — актёр Константин Аркадьевич Райкин.
Первый муж — актёр Михаил Михайлович Державин.
Второй муж — актёр Юрий Васильевич Яковлев, сын — актёр и бизнесмен Алексей Яковлев (род. 17 октября 1961).
Третий муж — актёр театра им. Вахтангова Владимир Николаевич Коваль (1942—2013).

последнее обновление информации: 23.09.19

источники информации

публикации

— Начнем, Катя, с сегодняшнего дня. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, почему вы оказались в Монреале?

— Мой приятель, замечательный артист Александр Дик уже играл в нескольких спектаклях театра имени Варпаховского, который базируется в Монреале. Видимо, он и рассказал обо мне создателям и руководителям театра — Григорию Зискину и Анне Варпаховской. И однажды, будучи в Москве, Анечка позвонила мне и предложила поработать с ними. А я не то, что хотела, я просто мечтала, жаждала работы, страдая без нее.

Мне прислали пьесу “Бабье лето”, я влюбилась в нее, в свою роль, прилетела в Монреаль, где и начались репетиции. У нас прекрасный небольшой коллектив, мы интенсивно работаем, поскольку за месяц должны приготовить спектакль. Мы в России к этому не привыкли, наши государственные театры так не работают: мы над каждой пьесой трудимся с прохладцей, месяца три-четыре, а то и полгода. Есть режиссеры, которые вообще превращают театр в лабораторию, такие, как Анатолий Васильев, например. Он года три работал над двумя спектаклями: “Серсо” и “Взрослая дочь молодого человека”. Словом, так быстро, как на Западе, в России не работают. Я впервые попала в такую экстремальную ситуацию (смеется).

Читайте также:  Дети Майкла Джексона сейчас - фото родных детей певца

— А что все-таки происходит сейчас в вашей альма-матер — театре имени Вахтангова? Я читал, что художественный руководитель театра, Михаил Александрович Ульянов, болен. Это сказывается на делах театра? Или не только это?

— Мне очень повезло, что когда-то я вошла в здоровый, живой театр, в прекрасную труппу. Я видела и партнерствовала с такими великими актерами, как Николай Гриценко, Михаил Астангов, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев. К сожалению, Михаил Александрович уже не может работать в театре. Я очень его люблю — и как актера, и как человека, мы много играли с ним, партнерствовали, а теперь я смотрю на него просто со слезами. У него, художественного руководителя театра, не осталось сил. Поэтому в театре, несмотря на наличие прекрасных актеров, полный разброд. Театр принимает молодых актеров, но растут они, как грибы: сами по себе, без руководителя, который бы воспитывал в них вкус, прививал вахтанговские традиции. Я считаю, что режиссура Романа Виктюка, при всем ее своеобразии, все-таки вне вахтанговской эстетики. Еще один режиссер — Владимир Мирзоев — тоже совершенно не наш. В общем, повторяю, в театре — полный разброд. Спектакли, в которых я играла, сняты, а нового для меня ничего нет. То есть выходить на сцену в тех спектаклях, которые идут сейчас в Вахтанговском театре, мне не хочется.

— Вы родились в театральной семье. Ну, об Аркадии Исааковиче знают миллионы, несколько слов о маме, которая была женщиной выдающейся, правильно?

— Да, она была одарена многими талантами! Это была, во-первых, красивая женщина, в которую папа влюбился с первого взгляда и тут же сделал ей предложение. Рома, Руфь Марковна Иоффе, — литературный и сценический псевдоним Р. Рома — была яркая, характерная актриса, умница, настоящая интеллектуалка. Близкие называли ее Ромочка, Рома. Мама была энциклопедически образованна, у нее был несомненный литературный дар и безупречный вкус. Она не успела написать книгу о своем муже, но то, что написала, было опубликовано в самых престижных периодических изданиях: в “Новом мире”, “Знамени”, “Юности”. И в “Пионере”! Hа детские рассказы ее вдохновил сын Костя, который младше меня на целых 12 лет. В 17 лет я уехала в Москву, а Костя остался с родителями в Ленинграде.

— С вами случилась какая-то жуткая история: вы чуть не погибли от голода в “Ташкенте — городе хлебном. ”

— Начало войны застало нас в Ленинграде. Мама позвонила Михаилу Михайловичу Зощенко, который находился на даче и не знал, что началась война. Мама спросила у него совета: что делать со мной, потому что она с папой должна ехать на фронт. Михаил Михайлович предложил отправить меня с детским садиком союза писателей Ленинграда в Гаврилов Ям, что в Ярославской области.

Я в этой самой Яме тут же начала болеть, ужасно страдала, рыдала, отказывалась есть. Телеграммой вызвали родителей, мама примчалась первая, следом прилетел папа. При нем, помню, был лишь маленький чемоданчик, в котором лежали только грим и подворотничок — папа полагал, что где-то еще сможет выступить. Едва они приехали ко мне, как вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. То есть я невольно спасла их, они могли погибнуть в блокаде.

Меня привезли в Москву, стали думать, что со мной делать — не брать же трехлетнего ребенка на фронт! В гостинице “Москва” к родителям подошла какая-то женщина и говорит: “Оставьте мне Катеньку, я из Ташкента, у меня там дом, сад, фрукты, вы будете что-то присылать дочке, все будет в порядке”. И папа с мамой со спокойной душой молодых людей отправили меня с этой теткой в Ташкент. Что же оказалось на самом деле? Выяснилось, что эта женщина в подполе прячет трех дезертиров: мужа и двух взрослых сыновей. Ей нужны были деньги, пайки, которые и присылали родители! А я жила в свинарнике вместе с поросенком Борькой. Меня почти не кормили, я ходила вдоль арыков, собирала огрызки и объедки, бродила по трамвайным путям — в трамваях возили зерно на элеватор, я собирала то, что просыпалось на землю.

Папе удалось вызволить (когда открылась “Дорога жизни”) из кольца блокады свою маму с двумя младшими детьми, они приехали в Ташкент, увидели меня и ужаснулись. Папина сестра, моя тетка, рассказывала мне: “Когда мы увидели тебя, подумали: ты можешь сегодня — завтра умереть”.

Меня выходили, война окончилась, мы вернулись в Ленинград, я пошла в школу.

— В каком возрасте вы решили, что пойдете по стопам родителей?

— В 12 лет. История такова. В Ленинграде проходили гастроли Вахтанговского театра. Привезли пьесу “Отверженные”, в которой Козетту играла московская девочка и которую родители в Ленинград не отпустили. Меня через Николая Павловича Акимова пригласили на эту роль, я, конечно, помчалась. И полюбила театр, актеров, и меня тоже очень полюбили, приняли в свой коллектив. То есть в театр имени Вахтангова я пришла в 12 лет (смеется)! Рубен Николаевич Симонов по окончании гастролей сказал: “Катя, приходи к нам в училище, потом мы возьмем тебя в театр”. Так оно и получилось.

— Вы мамина или папина дочка, Катя? Что у кого взяли?

— Я очень здорово “помешанная” (смеется). Иногда нахожу в себе яркие мамины черты, иногда замечаю: нет, это папа! В классе 5-м от своих подружек я услышала такую сентенцию: “Катька, а ты ведь приемная дочка — ни на кого из родителей не похожа!” Боже, что со мной было! Я еле дождалась, когда родители приехали с гастролей, в слезах бросилась к ним с упреками: как вам не стыдно, вы меня обманули, вы не мои родители и тому подобное. Мама была в шоке, со слезами стала меня уверять, что я их дочь. Но я действительно не похожа ни на маму, ни на папу, скорее — на свою бабушку, мамину маму.

— Вы окончили театральное училище имени Щукина. С кем из ныне известных артистов учились?

— Самый знаменитый из всех моих сокурсников — Миша Державин. Он был на курс старше, но ушел сниматься в кино, в фильме “Они были первыми”, из-за чего пропустил один год и “догнал” меня.

— Ну, коли речь зашла о Державине, нельзя не вспомнить Ширвиндта.

— Александр Ширвиндт закончил Щукинское училище, когда я пришла на первый курс. И я помню, когда болталась по коридорам училища, сдавала вступительные экзамены, выпускники, в том числе и Ширвиндт, подходили к нам и говорили: “Ну, что вы тут забыли? Бегите отсюда. ”

С любовью и благодарностью вспоминаю педагогов Щукинского училища. Это и Елизавета Георгиевна Алексеева, и Цецилия Львовна Мансурова, и Анатолий Иванович Борисов, и Юрий Васильевич Катин-Ярцев, и Владимир Иванович Москвин, сын Ивана Михайловича Москвина.

— Вы довольны тем, как сложилась ваша актерская судьба?

— Нет, конечно! Я не сыграла и десятой доли того, что хотела и могла бы сыграть. Я много размышляла, почему так получилось, плакала, рыдала, страдала. Это был страшный период моей жизни. Потом я решила, что надо жить, занялась архивом папы, стала внештатным сотрудником Фонда имени Аркадия Исааковича Райкина. Архив папы огромный, содержит невероятное количество писем, присланных из всех, самых глухих, уголков Советского Союза. В них и восхищение его талантом, и многочисленные просьбы, советы, предложения репертуара и т.п.

— Об одном письме Аркадию Исааковичу я знаю точно: его написал мальчик Саша Калягин, ставший знаменитым актером и режиссером.

— Да-да-да! Теперь несколько слов о музее Аркадия Райкина. В квартире, где он жил последние годы с мамой, теперь живу я. Я трепетно отношусь ко всему, что связано с именем Райкина, мечтаю о том, что при театре “Сатирикон”, носящем имя Райкина, будет создан музей эстрады, в котором большая экспозиция, а возможно, целый зал будет отведен творчеству моего отца. Строительство музея идет давно, но, как всегда, когда денег нет, оно замирает. Я мечтала, что музей будет открыт к 90-летию со дня рождения Райкина, теперь надеюсь, что к 100-летию его обязательно откроют (смеется). Я все бы туда отдала, может быть, приходила бы туда иногда, что-то рассказывала экскурсантам.

— Хорошо. Не могу не спросить вас о главном режиссере театра имени Аркадия Райкина — Константине Райкине.

— Это моя давнишняя, крепкая, нежная любовь на всю жизнь. Мы очень дружны, но, к сожалению, в последнее время общаемся мало из-за безумной занятости Кости. На нем лежит огромная ответственность за все, что происходит в “Сатириконе”, кроме того, он набрал уже второй курс во МХАТовском училище, первым своим курсом он пополнил труппу театра.

Студенты счастливы, что попадают в руки такого мастера. Вы ведь знаете, Костя — великолепный актер. Кроме того, он очень любит своих питомцев и отдает им все свободное время.

— Я видел Константина в Америке, в моноспектакле “Контрабас”. Он полтора часа держал зал в напряжении — один! Еще о ваших ближайших родственниках. Ваш единственный, общий с Юрием Яковлевым, сын — тоже ведь актер? Как складывается его карьера, жизнь?

— Алеша тоже окончил наше училище, подавал большие надежды. Он славный человек, начитанный, интеллигентный, с большим чувством юмора. Три года проиграл в театре имени Ермоловой, но когда в театр пришел и привел свою команду Валерий Владимирович Фокин, Алеша оттуда ушел. И создал с актером Александром Пономаревым небольшой театр “Чет—нечет”. Они ставили спектакли по русскому литературному авангарду начала ХХ века: это были Введенский, Хармс, Евреинов, Хлебников. Я тоже играла у них в трех спектаклях. И вдруг Алеша говорит мне: ты знаешь, мне надоел авангард, хочу играть классику. И стал уговаривать своего партнера ставить классику, Саша не захотел, и Алеша из театра ушел. В начале — в никуда, а сейчас занимается бизнесом, недвижимостью. Мне очень, очень жаль. Снялся Алеша лишь в одном фильме — “Миллион в брачной корзине” Шиловского, довольно удачно. Вел телевизионные передачи, делал это очень профессионально, но телевидение наше сейчас тоже, мягко говоря, в упадке. Два года назад Алеша и его жена подарили мне внучечку — Лизоньку.

— Ваша мама не успела написать книгу об Аркадии Райкине. А вы такую книгу пишете?

— Я была составителем книги воспоминаний о нем. В сборнике участвуют много хороших людей, которые любили папу, работали с ним. Я и Костя тоже написали в этот сборник.

Сейчас готовлю второй сборник воспоминаний, таким образом, получается объемный портрет Аркадия Райкина.

— Вы сказали как-то, что ваш отец прожил бы гораздо больше, если бы не его изматывающая работа. Но он ведь и не думал беречься, правда?

— Ему все говорили: Аркадий Исаакович, ну поберегите себя, нельзя так много выходить на сцену. Папа отвечал: “Ну, как же я могу не выйти, если люди пришли выслушать меня, ждут моего слова?” Последние пять лет каждый его выход на сцену был, без преувеличения, подвигом. Он ведь страдал болезнью Паркинсона, ему очень трудно было начать говорить, начать двигаться. Во время последних гастролей по Америке я ему помогала есть, бриться, одеваться — ему все было тяжело. Но когда он выходил на сцену, он буквально оживал, преображался, получая заряд любви, благодарности, обожания, восхищения, нежности — всего, о чем может мечтать артист и человек. И я трижды благодарна зрителям, которые продлевали — и продлили! — папе жизнь.

— Кто вы по жизни, Катя? Оптимист или пессимист? Что в сегодняшней жизни России вас радует, что — огорчает?

— Я оптимист, но в сегодняшней России меня безумно огорчает судьба стариков и детей. Я просто не могу включать телевизор! Потому что когда я смотрю передачи о брошенных, забитых или истязаемых детях, о забытых стариках, — это волнует, трогает и бесит одновременно! Ввели монетизацию льгот. Но прежде чем принимать такое решение, надо было хорошо все обдумать, взвесить, а для этого нужна голова. Как минимум! А ее-то — нет! Меня волнует и страшит будущее нашей страны. Победительница фашизма позволяет разгуливать по улицам фашистам! Мало того, совершенно не пресекаются продажа фашистских книжонок, газетенок, сборища фашистов. А если и пресекаются, то совершенно формально, судебные органы бездействуют, а нужен большой, открытый суд над этими подонками. Ну и неизбывный в России антисемитизм. Он существует на каком-то, я бы сказала, генетическом уровне, поэтому его нельзя подогревать, стимулировать, разжигать. А надо подавлять в зародыше, что, к сожалению, наши руководители не делают.

— Н-да. Последний вопрос, Катя: вы общаетесь со своими родителями? Спрашиваете совета, жалуетесь, делитесь радостями?

— Скажу одно: мне их очень не хватает. Я не словами с ними общаюсь, а мысленно. И Костя тоже, между прочим, общается. Ему на одной из встреч сказали: “Как рады были бы родители вашим успехам, увидев вас на сцене, в режиссуре!” Костя ответил совершенно искренне и серьезно: “А они радуются!”

Ссылка на основную публикацию