Дети Андрея Вознесенского

Андрей Вознесенский

Биография

Андрей Вознесенский – советский поэт-шестидесятник, публицист, поэт-песенник. Несмотря на прохладное отношение власти к творчеству поэта, в 1978 году Андрей Андреевич удостоился Государственной премии СССР. Вошел в плеяду классиков XX столетия.

Андрей Андреевич Вознесенский родился в мае 1933 года в столице. Его отец – инженер-гидротехник по специальности, строил знаменитые Братскую и Ингурскую гидроэлектростанции. Позже он стал профессором и возглавил Институт водных проблем.

Поэт-песенник Андрей Вознесенский

Ранние детские годы будущий поэт провел в городке Киржаче Владимирской области, откуда была родом мама Антонина Сергеевна. В семье также подрастала старшая сестра Андрея – Наташа.

Грянувшая Великая Отечественная война и последовавшая эвакуация заставили 8-летнего Андрея вместе с мамой перебраться в Курган, где мальчик ходил в школу. Позже Вознесенский поделился, что эвакуация хотя и забросила его в дыру, но «какая добрая это была дыра».

Андрей Вознесенский в молодости

В Москве Андрей Андреевич закончил одну из старейших столичных школ, в которой также учился Андрей Тарковский. Стихи мальчик начал писать рано, а в 14 лет отважился послать некоторые из них своему любимому поэту Борису Пастернаку. Тот оценил произведения юного коллеги очень высоко, и они подружились. Влияние Пастернака на Вознесенского было огромным.

После получения аттестата Андрей Вознесенский стал студентом архитектурного института. В престижный вуз Андрей отправился по настоянию Пастернака, который боялся, что преподаватели литературного института загубят талант Вознесенского. В 1957-ом, получив диплом о высшем образовании, поэт отметил это событие строками: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо. ». По специальности Вознесенский не работал никогда.

Литература

Творческая биография Андрея Вознесенского развивалась стремительно. В 1958 году впервые были опубликованы его стихи. Они оказались яркими, насыщенными метафорами, звуковыми эффектами и усложненной ритмической системой. В каждой строчке сквозил подтекст, что было непривычным и новым для того времени. Влияние на поэзию Андрея Андреевича оказал не только Борис Пастернак, но и творчество Владимира Маяковского и футуриста Семена Кирсанова.

Андрей Вознесенский

Дебютный сборник поэзии Вознесенского увидел свет в 1960-ом. Он получил название «Мозаика». За критику власти и советского строя молодой поэт сразу же оказался в опале. Его произведения были поставлены в один ряд с такими же «неформатными» стихами «шестидесятников» Евгения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной. Редактор, позволивший издать сборник Вознесенского, был с треском выгнан с должности, а тираж едва удалось сберечь от уничтожения.

Однако все неприятные обстоятельства, сопутствовавшие выходу первой книги, не испугали Вознесенского. Спустя несколько месяцев вышел второй сборник, названный «Парабола». Он тут же превратился в библиографическую редкость, хотя был издан огромным тиражом. Андрея Андреевича начали приглашать на закрытые вечера, где свои произведения читали такие же опальные коллеги. Вместе с тем поэты, воспевающие советский строй, делали Андрея Вознесенского героем стихотворных карикатур.

Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский и Роберт Рождественский

На Вознесенского ополчился Никита Хрущев. Он вознамерился выгнать неудобного литератора из страны, но после личной просьбы Джона Кеннеди генсек оставил поэта в покое. Среди поклонников Вознесенского был Роберт Кеннеди. Он даже переводил произведения советского поэта на английский язык.

По просьбе Кеннеди Андрея Андреевича начали выпускать за рубеж. В Америке Вознесенский познакомился с коллегой Алленом Гинзбергом, знаменитым драматургом Артуром Миллером и голливудской кинодивой Мэрилин Монро, которой затем посвятил стихотворение. Побывал поэт во многих странах Европы, где его талант почитали, а стихи любили.

Аллен Гинзберг и Андрей Вознесенский

В 1962 году Вознесенский выпустил новый сборник, названный «Треугольная груша», что вызвало новую волну негодования представителей власти. Поэта критикуют и унижают, в газетах выходят разгромные статьи критиков, зато народ его любит. Произведения Андрея Вознесенского перепечатывают и выпускают в «самиздате», передавая друг другу «из-под полы».

Поэт работает не покладая рук. Каждый год Вознесенский радует почитателей новым сборником великолепной поэзии. Поэт-романтик воспевает чувство любви в стихах «Не возвращайтесь к былым возлюбленным», «Сон», «Романс», «Вальс при свечах». Каждый раз эмоции, рождающиеся в строках произведений о любви, словно маятник стремятся то к полюсу вселенской любви, то к полюсу всеобъемлющего трагизма.

Поэт-песенник Андрей Вознесенский

В 1981 году на всю Москву прогремела ленкомовская постановка рок-оперы «Юнона и Авось» на либретто Андрея Вознесенского и музыку Алексея Рыбникова. Вокальные номера «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуйя» производили на зрителей оглушительное впечатление. Зал с первых дней показа спектакля был переполнен. Несколько осложнила ситуацию публикация в иностранной прессе статьи о постановке, после которой советское правительство долго не выпускало театральную труппу на гастроли с рок-оперой за рубеж, а также препятствовало распространению пластинки.

Рок-опера «Юнона и Авось» оказалась не первым театральным воплощением поэзии Вознесенского. В театре на Таганке с аншлагами шла постановка поэтического цикла «Антимиры» на музыку Бориса Хмельницкого и Владимира Высоцкого.

Алексей Рыбников, Марк Захаров, Андрей Вознесенский и Николай Караченцов

Потомкам поэт оставил 8 поэм, среди которых значатся «Лонжюмо», «Оза», «Ров». Произведение «Андрей Полисадов» литератор посвятил своему прадеду, муромскому архимандриту. Последняя поэма, безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе», появилась в 1993 году на страницах издания «Дружба народов». В литературное наследие Вознесенского входят также мемуарная проза и публицистика. Единственное крупное прозаическое произведение Андрея Андреевича «Прорабы духа» появилось в 1984 году.

Сегодня Андрей Вознесенский знаком стихами, превратившимися в популярные музыкальные хиты «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане». А песня в исполнении Аллы Пугачевой «Миллион алых роз» по праву считается главным шлягером советской эпохи. На стихи Вознесенского создавали свои шедевры композиторы Раймонд Паулс, Оскар Фельцман, Микаэл Таривердиев, Игорь Николаев, Стас Намин, Евгений Мартынов.

Вознесенский вместе с семьей жил в знаменитом поселке «Переделкино». Его дом находился в близком соседстве с дачей Пастернака. В свое время дому-музею Вознесенским был подарен портрет наставника, который Андрей сделал еще в 7 классе на уроке труда, используя маленькое фото Пастернака. Ежегодно благодарный ученик в день рождения и день смерти учителя посещал его дачу. Пережить Пастернака Вознесенскому удалось на 50 лет и два дня.

Личная жизнь

Первой супругой Андрея Вознесенского стала Белла Ахмадуллина. Поэтесса ушла от мужа Евгения Евтушенко именно к нему. Но прожили Вознесенский и Ахмадуллина недолго. Есть версия, что сборник «Треугольная груша» получил название из-за этого любовного треугольника.

Андрей Вознесенский и Белла Ахмадуллина

Личная жизнь Андрея Вознесенского почти полвека была связана с другой женщиной, преданной музой и хранительницей семейного очага Зоей Богуславской – прозаиком, драматургом и поэтессой. На момент знакомства поэта с будущей супругой Зоя была состоявшимся литератором, в благополучном браке у нее подрастал сын. Но любовь к поэту оказалась сильнее.

Зоя Богуславская и Андрей Вознесенский

Есть слухи о еще одном романе Вознесенского, на который его супруге Зое одно время приходилось закрывать глаза. Поговаривают, что Андрей Андреевич был влюблен в актрису Татьяну Лаврову. Якобы стихи из рок-оперы «Юнона и Авось» «Я тебя никогда не забуду» посвящены именно этой женщине. Этот роман был описан в одной из повестей Василия Аксенова.

Зоя Богуславская и Андрей Вознесенский

Тем не менее, большую часть жизни поэт прожил с Зоей Богуславской. В этом браке не было общих детей. Но Зое Борисовне суждено было находиться с супругом до последних минут его жизни.

Смерть

Первый тревожный звоночек для поэта прозвучал в 1995 году. У Андрея Вознесенского нашли первые признаки болезни Паркинсона. У литератора начали слабеть мышцы горла, рук и ног.

Могила Андрея Вознесенского

В 2006-ом у Вознесенского случился первый инсульт, следствием которого стал паралич руки и проблемы с ногами. В 2010-ом – новый инсульт и полная потеря голоса. Весной поэта прооперировали в Мюнхенской клинике. Но в первый же летний день, когда Андрей Андреевич уже был в Переделкино, грянул третий инсульт, которого поэт не смог пережить. Умирал Андрей Андреевич на руках у жены, которой перед смертью нашептывал новые стихотворные строки.

Похоронили знаменитого литератора на Новодевичьем кладбище, где покоятся тела его родителей.

Аве, Оза! Зоя Богуславская и Андрей Вознесенский

Лирика и физики

Роман Зои и Вознесенского начался в Дубне — как и описывал Василий Аксенов в своей «Таинственной страсти». Но, конечно, Зоя не приходила ночью в номер поэта, не сбрасывала платье… Все было невинно и наивно. Вознесенский дружил с технарями, «советскими принцами пятидесятых, ядерщиками и оборонщиками» Новосибирска, Дубны, Крымской консерватории. Зоя как раз затевала повесть о будущем советской физики и согласилась поехать с Андреем в Дубну. На известной фотографии того времени, где Андрей наклоняется к Зое, запечатлен не очень романтический момент, он просто спрашивает: «Что тебе почитать?».

Помнишь, Зоя, — в снега застеленную, помнишь Дубну, и ты играешь. Оборачиваешься от клавиш. И лицо твое опустело. Что-то в нем приостановилось И с тех пор невосстановимо.

В тот год Андрей бегал за Зоей, сбиваясь с ног. Она, умная девушка с железным характером, понимала: у нее муж и сын, а Андрей — Андрей поэт, сегодня у него одна муза, завтра другая. И она никогда бы не решилась уйти от мужа, если бы не случай на причале.

Случай на причал

Зоя с восьмилетним сыном отправилась в туристический круиз по Волго-Балту. Было лето, прекрасная погода, теплоход делал остановки в прекрасных старых городах. Все было чудесно, пока к ней не подошел старпом с огромным букетом:

На каждой остановке из радиорубки на весь теплоход неслось: «телеграмма Озе Богуславской», «телеграмма Зое Богуславской», «телеграмма леди Богуславской…» Зоя была в ужасе от такого ухаживания, ей было стыдно высунуть нос из своей каюты. «Убью идоита», — кипела она.

Сошли с теплохода в Петрозаводске — на заднем плане маячила фигура Вознесенского. Он дежурил здесь уже сутки.

Зоя не оценила романтической жеста, подошла к нему и жестко попросила не преследовать ее больше, не компрометировать. Поэт побледнел:

Я больше никогда не буду тебя преследовать.

Надо было знать Зою — она терпеть не могла обижать людей. Если такое случалось, грызла себя поедом: ну как же, ну что я за сволочь бездушная… Теплоход причалил в маленьком городке Вознесенск, и Зоя отправила Андрею примирительную телеграмму:

Хожу по Вознесенскому городу, любуюсь Вознесенскими улицами, райком Вознесенска принимает членские взносы, на углу продают веники Вознесенского — рубль штука.

Вознесенский казался таким влюбленным, что Зоя даже не сомневалась: когда кончится круиз, он будет встречать ее на причале. Не встретил. Не позвонил. И на другой день не позвонил, и через неделю тоже. Было обидно, но… нет, так нет.

Знаешь, Зоя, теперь — без трепа. Разбегаются наши тропы. Стоит им пойти стороною, остального не остановишь.

Любовь — не иго!

Прошла еще неделя, и Богуславской позвонила мать Андрея. Кстати, Антонина Сергеевна Вознесенская была категорически против этого увлечения сына.

«Мама, но я люблю ее!», — восклицал Андрей. «Любовь — не монголо-татароское иго», — отвечала мудрая женщина.

Итак, Зою она не любила, а тут позвонила: «Зоюшка, вы не знаете, где Андрюша? Как уехал в Петрозаводск, так не разу не позвонил!».

Зоя почувствовала, что теряет что-то бесценное. А может быть, уже потеряла. Этот момент все для нее изменил, она поняла, что Вознесенский ей очень дорого. Через несколько дней она услышала в телефонной трубке его спокойный и грустный голос: «Не беспокойся, я жив, но я не буду стоять в очереди за… (он назвал имя мужчины, который тогда нравился Зое)».

Назавтра позвонил снова:

«Зоя, я буду стоять в очереди за кем угодно — не гони меня!».

Они стали встречаться. А когда поехали вместе в Ялту, Зоя под диктовку Вознесенского написана заявление о разводе: «В связи с тем, что у меня образовалась другая семья, прошу развести нас».

Самые крепкие узы

Муж Зои, конструктор ЭВМ, лауреат Сталинской премии Борис Каган, пытался ее остановить:

Что ты творишь? У нас ребенок, семья!

Он предложил ей встретиться в этом же ресторане ровно через год, в это же время.

Вот увидишь, ничего у вас не выйдет, больше года ты не выдержишь.

От налаженной обеспеченной жизни Зоя уходила в бедность, неустроенность. Они долго скитались по съемным углам, было безденежье, Хрущев грозился выгнать Вознесенского из СССР. Первое время они жили на скромную зарплату Зои. Было трудно, иногда ей казалось: бывший муж прав, больше года она не выдержит. Но вышло так, что с Вознесенским они прожили гораздо дольше года — сорок пять лет. И только смерть разлучила этот союз, хотя все остальные союзы рушились на глазах:

Читайте также:  Дети Валентина Серова

«Вот вчера еще, предположим, у Золотухина была жена Нина Шацкая, а завтра она стала женой Лени Филатова. Ну и так же — была женой Михаила Луконина, стала Галей Евтушенко. Такое время было. Это знаете, как Серебряный век, в 10-е, 20-е годы они же тоже все менялись — это считалось одним из признаков свободы…», — вспоминала Зоя.

Но вот все «поменялись», кроме нас с Андреем. Таких крепких семейных уз не оказалось ни у кого.

Всяко было — и дождь и радуги, горизонт мне являл немилость. Изменяли друзья злорадно. Сам себе надоел, зараза. Только ты не переменилась.

Андрей Андреевич Вознесенский

Фото Все

Видео Все

Достояние республики Андрей Вознесенский 12.09.2015

Поэзия и время. Андрей Вознесенский. Voznesensky

Андрей Вознесенский — биография

Андрей Вознесенский – советский поэт-классик XX века. Яркий представитель поколения шестидесятников, получивший широкую известность во время хрущевской оттепели, он писал не только стихи, но и публицистику. Андрей Вознесенский проявил себя как поэт-песенник. Его творчество не слишком одобряли власти, несмотря на такое отношение, Андрей Андреевич стал лауреатом Государственной премии СССР. Лирика Вознесенского пользуется особенным спросом у благодарных читателей.

Детство

Андрей Вознесенский – коренной москвич. Он родился 12 мая 1933 года, был вторым ребенком в семье, старшую сестренку звали Наташей. Его отец, инженер-гидротехник, занимался строительством мощных гидроэлектростанций – Братской и Ингурской. Впоследствии инженер Вознесенский стал профессором, главой Института водных проблем.

Андрей Вознесенский в детстве

Первые годы своей жизни мальчик жил в Киржаче (Владимирская область), родном городе мамы, Антонины Сергеевны. Когда началась война, Андрей вместе с мамой оказался в эвакуации, в городе Кургане. В то время мальчику уже исполнилось восемь лет, он был учеником младших классов. Уже в то время Андрей воспринимает Курган как захолустный городишко, называет его настоящей «дырой», но отмечает, что в этой «дыре» к ним с матерью относились с большим теплом.

После войны семья Вознесенских возвращается в Москву, Андрей становится учеником одной из лучших столичных школ. Мальчик рано начал писать стихи, в подростковом возрасте он отважился показать эти творения своему кумиру – Борису Пастернаку. Маститый поэт оценил стихотворения юного коллеги чрезвычайно высоко. Вознесенский и Пастернак подружились, влияние Бориса Леонидовича на молодого поэта было огромным.

Именно Пастернак настоял на том, чтобы Андрей стал студентом архитектурного института. Казалось бы, он предлагал юноше совершенно немыслимый компромисс, человеку с гуманитарным складом ума тягостно учиться в подобном ВУЗе. Но Борис Леонидович опасался, что в литературном ВУЗе преподаватели быстро загубят поэтический дар его молодого коллеги. В 1957 году Вознесенский получил диплом о высшем образовании, написав по поводу этого события яркие строки: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо. ». Поэт на самом деле навсегда, и очень радостно расстался с архитектурой, он ни дня не работал по специальности.

Литература

Творческая биография поэта Вознесенского развивалась очень быстро. Уже в 1958 году любители поэзии впервые познакомились с его стихами. Они казались необычными, эффектными, насыщенными яркими метафорами. Читать Вознесенского непросто, в каждой его строке есть подтекст. Его стихи были новаторскими, на творчество молодого поэта оказывает большое влияние не только Пастернак, но и Маяковский, футурист Кирсанов.

В 1960 году выходит первый сборник поэзии Андрея Вознесенского. Молодой человек назвал его «Мозаикой». В своих произведениях поэт позволяет себе критиковать власть, политический строй. После выхода таких стихов он становится неугодным, произведения Вознесенского называют «неформатом», ставят их в один ряд с творчеством Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной. Пострадал и редактор, давший распоряжение на издание сборника молодого бунтаря. Он рассчитался за публикацию крамольных стихов своей должностью, а сам тираж с большим трудом удалось сберечь от уничтожения.

Так была встречена первая книга поэта, но властям не удалось запугать молодого неформала. Через несколько месяцев выходит следующий сборник стихов Вознесенского, который он назвал «Параболой». Книга выходит огромным тиражом, и тут же превращается в библиографическую редкость. Далеко не все желающие смогли приобрести стихи молодого поэта. Его стали приглашать на закрытые вечера, где собирались опальные поэты и читали свои произведения. Коллеги, воспевающие существующий строй, делают Вознесенского персонажем стихотворных карикатур.

Всемогущий генсек Никита Хрущев не собирается мириться с поэтом-оппозиционером, он намерен навсегда изгнать Вознесенского из страны.

Но он уступил просьбе Джона Кеннеди, которая утихомирила воинственного политика. Брат президента Соединенных Штатов, Роберт Кеннеди, очень тепло относился к творчеству Вознесенского, и даже переводил его произведения на английский язык. Американский президент не остановился на достигнутом результате, он добился еще одной преференции для Вознесенского. По распоряжению Хрущева поэта стали выпускать за границу. В США Андрей Андреевич познакомился с драматургом Артуром Миллером, поэтом Алленом Гинзбергом, Мэрилин Монро. Голливудской кинодиве поэт посвятит стихотворение. Со своими стихами Вознесенский объездил всю Европу, где к его творчеству относились очень тепло.

В 1962 году поэт выпускает очередной сборник стихов, назвав его «Треугольная груша». Власти крайне недовольны его творчеством, Вознесенского критикуют, унижают, в газетах появляются разгромные статьи по поводу его личности и творчества. Но обычным советским читателям нравятся стихи Андрея Андреевича, они точны и правдивы. Произведения этого поэта выпускаются в «самиздате», их перепечатывают, передают друг другу «из-под полы». И это вдохновляет литератора на новые трудовые подвиги.

Вознесенский работает очень много. Каждый год он радует своих поклонников новой книгой великолепных стихов. Особенно привлекают читателей его стихотворения о любви. Вознесенский – настоящий романтик, самое высокое человеческое чувство он воспевает в стихотворениях «Сон», «Романс», «Вальс при свечах», «Не возвращайтесь к былым возлюбленным». Эмоции, которые рождаются в его произведениях о любви, крайне полярны. Они возносятся к вселенской любви, либо падают вниз, к полюсу всеобъемлющего трагизма.

Пиком творчества Вознесенского критики считают его либретто, которое стало основой для создания ленкомовской рок-оперы «Юнона и Авось» (1981). Композиции «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуйя» производили и производят на слушателей незабываемые впечатления. С первых дней показов спектакля в зале был аншлаг. Однако в скором времени в иностранной прессе появились статьи, которые осложнили судьбу рок-оперы. Театральную труппу с этой постановкой долго не выпускали за границу, достать пластинку с рок-оперой можно было только путем невероятных усилий.

Андрей Вознесенский

В своей любовной лирике автор использует странные, и даже как будто бессмысленные эпитеты. Но именно эти слова очень точно передают высокие чувства, которые обуревают поэта, и вызывают трепетный отклик в душах читателей и слушателей. «Юнона и Авось» — не первое театральное воплощение высокой поэзии Андрея Вознесенского. Поэтический цикл «Антимиры» в театре на Таганке тоже шел с аншлагами. Музыку к этой постановке писали Борис Хмельницкий и Владимир Высоцкий.

Поэт писал и масштабные произведения, он оставил своим читателям восемь поэм, среди которых особо значимыми признаны «Оза», «Ров», «Лонжюмо». Свое произведение «Андрей Полисадов» он посвятил прадеду, который был архимандритом в Муроме. В 1993 году в журнале «Дружба народов» была опубликована последняя поэма Вознесенского. Этот безразмерный молитвенный сонет получил название «Россия воскресе». Кроме стихотворений, поэт писал мемуары и публицистику, есть у него и большое прозаическое произведение – «Прорабы духа».

Вознесенский – знаменитый поэт-песенник. Многие песни, написанные на его стихи, стали настоящими хитами. Главным шлягером советской эпохи считается «Миллион алых роз». Его песни о любви имеют глубокий смысл, по этой причине они до сих пор не потеряли своей популярности. Композиции «Танец на барабане», «Подберу музыку», «Верни мне музыку» востребованы до сих пор. На стихи Андрея Вознесенского создавали настоящие шедевры известные композиторы – Стас Намин, Игорь Николаев, Оскар Фельцман, Раймонд Паулс, Микаэл Таривердиев, Евгений Мартынов.

Андрей Вознесенский с Пстернаком

Вместе со своей семьей поэт поселился в Переделкино, недалеко от дачи своего наставника, Бориса Пастернака. В доме-музее Пастернака есть уникальная вещь – портрет Бориса Леонидовича, сделанный руками Вознесенского. Поэт, преклонявшийся перед творчеством старшего товарища, сделал его портрет в седьмом классе на уроке труда. Дважды в год благодарный ученик посещал дачу мэтра, в день его рождения и в день кончины. Он ни разу не пропустил эти даты.

Личная жизнь

Первой женой поэта стала Белла Ахмадулина, покинувшая ради него Евгения Евтушенко. Их союз был недолгим. Вторая жена, Зоя Богуславская, известный литератор, ради Андрея Вознесенского пошла на развод со своим супругом. Ее увлечение поэтом оказалось настолько сильным, что женщина не побоялась разрушить благополучный брак. От второго мужа у Зои остался сын, совместных детей с поэтом у нее не было.

Андрей Вознесенский с Беллой Ахмадулиной

Именно эта женщина стала настоящей хранительницей очага семьи Вознесенских. Их брак с поэтом длился 46 лет, муж скончался на руках у любящей жены. Вполне возможно, что их союз не был безоблачным.

Андрей Вознесенский с Зоей Богуславской

Есть версия, что Вознесенский пережил сильное увлечение Татьяной Лавровой, которой он посвятил бессмертные строки «Я тебя никогда не забуду». В одной из своих книг Василий Аксенов описывает этот роман.

Причина смерти

Когда поэту было 62 года, доктора обнаружили у него первые признаки болезни Паркинсона. Со временем у Вознесенского стали слабеть мышцы конечностей и горла. Впоследствии он пережил три инсульта, в 2006 и 2010 годах. Третий удар стал последним, в это время литератор находился в своем доме в Переделкино.

Могила Андрея Вознесенского

Даже перед самой кончиной, он, потерявший голос, тихонько нашептывал Зое Борисовне свое новое стихотворение. Прах большого русского поэта покоится на Новодевичьем кладбище. Рядом с этим местом – могилы его родителей.

Сборники

  • Мозаика
  • Парабола
  • 40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша»
  • Антимиры
  • Мой любовный дневник
  • Ахиллесово сердце
  • Стихи
  • Тень звука
  • Взгляд
  • Выпусти птицу!
  • Дубовый лист виолончельный
  • Витражных дел мастер
  • Соблазн
  • Избранная лирика
  • Безотчётное
  • Иверский свет
  • Прорабы духа
  • Ров
  • Аксиома самоиска
  • Гадание по книге
  • Не отрекус
  • Страдивари сострадания
  • Девочка с пирсингом
  • Шар-Пей
  • Возвратитесь в цветы!
  • СтиXXI
  • Тьмать
  • Ямбы и блямбы

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Биография Андрея Вознесенского

Жена – Зоя Богуславская
Дочь – Арина

Вознесенской Андрей Андреевич (1933-2010) – советский и российский поэт, архитектор, художник и публицист. Один из самых известных поэтов-«шестидесятников» Советского Союза, за своё творчество был награждён в 1978 году Государственной премией СССР и в 2010 году Премией Правительства Российской Федерации (посмертно). В 1996 году во время проведения Парижского фестиваля «Триумф» французской газетой «Нувель обсерватер» Вознесенский был признан «самым великим поэтом современности».

Родители и детство

Андрей появился на свет в Москве 12 мая 1933 года. Его отец, Вознесенский Андрей Николаевич, 1903 года рождения, по профессии был инженером-гидротехником, работал на должности директора ведущей российской организации, которая занималась проектированием водохозяйственных и гидротехнических сооружений (Гидропроект). Андрей Николаевич также имел звания профессора и доктора технических наук, работал в Институте водных проблем Академии Наук СССР, принимал непосредственное участие в строительстве Ингурской и Братской гидроэлектростанций. Имел звание Заслуженного деятеля науки и техники Узбекской ССР.

По отцовской линии у Андрея Вознесенского был прадед – архимандрит, настоятель Муромского Благовещенского собора на Посаде, Андрей Полисадов. По национальности прадед был грузин, его взяли в заложники русские во время покорения Кавказа и увезли с собой в город Муром, где определили в монастырь. Прадед потом окончил семинарию, вступил в брак с русской женщиной и получил церковную фамилию – Вознесенский.

Читайте также:  Дети Аркадия Гайдара

Мама, Вознесенская Антонина Сергеевна (девичья фамилия Пастушихина), 1905 года рождения, происхождением она была из Владимирской области.

У Андрея была ещё старшая сестра Наташа.

Неподалёку от Владимира на реке Киржач расположен одноимённый городок. Здесь, на маминой родине, и прошло детство будущего поэта. Когда началась война, Андрюша с мамой были эвакуированы за Урал в город Кургану, где их приютила у себя семья машиниста. В 1941-1942 годах Андрей учился в Кургане в школе № 30. Через много лет он вспоминал этот город: «Эвакуация забросила нас в ужасную дыру, но какой же эта дыра была доброй!»

Из эвакуации Андрюша с мамой вернулись в Москву, где он пошёл в одну из старейших школ города (сейчас это учебное заведение № 1060). Эту школу в своё время окончил знаменитый режиссёр Андрей Тарковский.

Юность

С раннего детства мальчик проявлял огромную любовь к сочинительству и рисованию. О своих детских стихах Андрей никогда не рассказывал, а вот произведения юности он отважился показать своему любимому поэту Борису Пастернаку. Парнишка отправил тетрадку со своими сочинениями великому литератору, а тот пригласил юношу в гости прямо к себе домой. Вознесенский был очень поражён, когда гений поэзии встретил его в коридоре коммунальной квартиры в свитере с дырявым рукавом.

Потом между ними завязалась переписка. Борис Леонидович ответил четырнадцатилетнему парню, что, несмотря на молодость, он ворвался в литературу стремительно и бурно. И эти, на первый взгляд незначительные письма, соединили двух поэтов – одного начинающего, совсем молодого, а второго опытного, можно сказать, мэтра. Их дружба продолжалась до самой смерти Пастернака.

Однажды Борис Пастернак сказал Андрею, что ему всегда нравилась его манера выражать свои мысли, думать и видеть окружающий мир, но мэтр литературы не ожидал, что Вознесенской будет услышан и признан обществом так скоро. Пастернак был рад, что ему удалось дожить до этого времени – периода признания Вознесенского как поэта.

Можно сказать, Пастернак таким образом благословил молодого Вознесенского на великое литературное будущее. Тем не менее сам же и отговорил парня от поступления в литературный институт. Пастернаку казалось, что юное дарование могут там испортить, и вообще мужчине лучше иметь более серьёзную профессию в жизни, чем поэт. Так в 1952 году Андрей после окончания школы поступил в Московский архитектурный институт. Отучился, как положено, пять лет и в 1957 году получил диплом архитектора.

Творчество

По полученной специальности Вознесенскому работать не довелось, его жизнь уже полностью принадлежала искусству. С того времени и навсегда Андрей стал человеком двух профессий. Однако многие критики впоследствии отмечали, что именно архитектурное высшее образование повлияло на творчество Вознесенского. Его называли изобретателем в поэзии, а в стихах всегда можно было уловить игру, конструкции, архитектурное мышление. Вряд ли найдутся любители поэзии, которые не знают его знаменитых «сортиров рококо» и «коровников в амурах».

В 1958 году были опубликованы его первые стихи, которые отличались своеобразным стилем. Лирика Вознесенского была экстравагантной, звуковые эффекты и ритмическая система в них усложнялись. Яркие стихи молодого поэта, которые печатали в периодических изданиях, не остались незамеченными.

А уже в 1959 году, после того как напечатали его поэму «Мастера», имя поэта Андрея Вознесенского стало всенародно известным. Признание миллионов читателей было получено. Вознесенский стал ярким представителем нового поколения поэтов. Началась эра «шестидесятников», которые творили и мыслили свободно.

В Москве на Новой площади в Политехническом музее стали организовываться литературные вечера. Там читали свои стихи Вознесенский, Окуджава, Рождественский, Евтушенко, Ахмадуллина. Залы набивались полные. Они не могли вмещать всех желающих слушать поэзию нового поколения. Поэты стали выступать на стадионах, где собирались многотысячные аудитории.

1960 год ознаменовался выходом сразу двух поэтических сборников Вознесенского «Мозаика» и «Парабола». В культурной жизни СССР это стало очень ярким событием. В советскую официальную литературу его стихи не вписывались, критики только и делали, что разносили поэзию Вознесенского в пух и прах.

В 1963 году разразился его знаменитый скандал с Н. С. Хрущёвым. В Кремле проходила творческая встреча, и Вознесенский должен был выступать. Свою речь он начал с заявления, что не является членом Коммунистический партии, как и его любимый поэт Владимир Маяковский. На что Хрущёв предложил Андрею Вознесенскому убираться вон, и если необходимо, то даст указания для подписания ему заграничного паспорта.

Возможно, в другое время и для другого поэта, это был бы крах всего творческого пути. Но не для Вознесенского, народу нужны были его стихи. Книги поэта расходились огромными тиражами.

Также сильно его творчество любили за границей. Он очень много и часто ездил с выступлениями в Польшу, Болгарию, США, Австрию, Италию, Великобританию, Канаду, Францию. Среди поклонников поэзии Вознесенского Роберт Кеннеди, Пабло Пикассо, Аллен Гинзберг, Мартин Хайдеггер, Артур Миллер, Жан-Поль Сартр, Мэрилин Монро, Пьер Карден, Жаклин Кеннеди, Марк Шагал, Рональд Рейган.

Около двух десятков поэтических сборников вышло из-под пера Вознесенского. В 1993 году фурор произвёл его безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе», который был напечатан в журнале «Дружба народов».

Самым известным его произведением, которое было поставлено на театральных подмостках, стала любимая во всём мире рок-опера «Юнона и Авось». Эта постановка – визитная карточка труппы московского театра «Ленком». В мировой известности этой оперы немалая заслуга Вознесенского. И не только в том, что они вместе с композитором Алексеем Рыбниковым написали потрясающие стихи и музыку. Вознесенский хорошо дружил со знаменитым модельером Пьером Карденом, который помог организовать постановки «Юноны и Авось» в Париже, Нью-Йорке и других крупнейших городах мира.

В театре на Таганке в виде песен и стихов ставили его поэтический цикл «Антимиры», музыку к которым писали Борис Хмельницкий, Владимир Высоцкий. Это было что-то типа творческого вечера Вознесенского, где в первом отделении его стихи читали актёры театра, а во втором он сам.

На стихи Вознесенского написано очень много популярных эстрадных песен, которые исполняли именитые советские певцы. Самые известные из них:

  • «Песня на «бис», «Миллион алых роз» (Алла Пугачёва);
  • «Вальс при свечах» (Сергей Никитин);
  • «Верни мне музыку», «Особый друг», «Начни сначала» (София Ротару);
  • «Затмение сердца» (Валерий Леонтьев);
  • «Ода сплетникам» (Владимир Высоцкий);
  • «Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (Галина Беседина и Сергей Тараненко);
  • «Плачет девочка в автомате» (Евгений Осин).

Личная жизнь

Непродолжительные отношения были у Вознесенского с поэтессой Беллой Ахмадуллиной после того, как она ушла от своего первого супруга Евгения Евтушенко.

В 1964 году Андрей женился на Зое Богуславской. До конца жизни она была его Музой и Озой (так он называл Зою). Это была необыкновенная любовь. Богуславская была старше Вознесенского на четыре года, на момент их знакомства она состоялась как драматург, писатель и литературный критик. Более того, Зоя была замужем и растила сына.

Но Вознесенский выбрал её как своё спасение, будто чувствовал каждой клеточкой своего тела, что это и есть его судьба. Она сопротивлялась и не хотела ничего менять в своей благополучной счастливой жизни. Но Андрей был настойчив, и Зоя сдалась. Она оставила прежнюю семью, и 46 лет шла рядом с Вознесенским бок о бок в радости и в горе.

Болезнь и смерть

На самом деле смерть как будто постоянно преследовала его и тихо отступала. В 70-х годах по Советскому Союзу прокатился слух о том, что поэт Андрей Вознесенский попал в аварию и разбился. Авария, и правда, была, машину смяло, как говорится, всмятку, но все, кто в ней находился, остались живы. За рулём был знаменитый писатель и поэт Казахской ССР Олжас Сулейменов. В машине также находилась актриса Татьяна Лаврова, которая была для Вознесенского его вечной и яркой влюблённостью.

Вторая авария случилась в жизни поэта, когда он ехал на такси к себе домой в Переделкино. Машина снова была смята в хлам, а поэт остался жив благодаря своей любимой песцовой лохматой шапке. Смерть снова обошла его, а он позднее написал стихи, где благодарил неведомого зверя, из которого пошили спасительную шапку.
Третий раз поэту повезло, когда он должен был улетать из Новосибирска в Москву и опоздал на свой самолёт, который во время этого полёта разбился.

В 1995 году медики диагностировали у Андрея Вознесенского первые признаки болезни Паркинсона. У него начали слабеть мышцы горла и конечностей.

В 2006 году у поэта случился первый инсульт. Последствия после него были тяжёлыми: почти полная парализация левой руки и проблемы с ногами, Андрей Андреевич очень тяжело стал передвигаться.

В 2010 году у него случился второй инсульт и потеря голоса. В мае этого же года Вознесенский с супругой Зоей Богуславской уехали в одну из лучших немецких клиник в город Мюнхен. Медиками ему была сделана операция, в ходе которой устранили атеросклеротическое повреждение артерий, что предотвращало возможность последующих инсультов. Но оперативные действия хирургов из Германии не смогли надолго продлить жизнь поэту.

1 июня 2010 года у Вознесенского случился третий инсульт. В 13 часов 10 минут его сердце остановилось. Перед этим жена вызвала «Скорую помощь», но когда медики приехали, поэт уже был мёртв. Когда тело Вознесенского увозили в морг, у ворот дома уже лежали красные гвоздики.

Андрей Андреевич проживал в Переделкино, рядом находилась дача-музей его учителя Бориса Пастернака. Ученик прожил дольше своего наставника на пятьдесят лет и два дня. За это время Вознесенский ежегодно на день рождения Пастернака (6 февраля) и в день его смерти (30 мая) приходил на дачу своего учителя. После смерти Пастернака в его рабочем столе была найдена тетрадь, подписанная «Андрюшины стихи», в нескольких местах простым карандашом стояли какие-то пометки. Вознесенский оказался очень благодарным учеником. За полвека он только один раз не пришёл на дачу-музей Пастернака, 30 мая 2010 года. Он просто не мог этого сделать физически, а быть может, почувствовал, что через два дня он встретится со своим наставником уже навсегда…

Андрей Вознесенский. Время поэзии

В 60 года двадцатого века в Советском союзе ознаменовались периодом, так называемой «Хрущевской оттепели», большой скачок делает культура и искусство. И если на западе целые стадионы собирались, чтобы послушать рок-н-рол от Битлз или Ролинг стоунс, то в СССР собирались полные залы, чтобы послушать поэтов. Актуальными снова стают строки Пушкина: «Поэт в России – больше чем поэт». Назовут их «Поэты-шестидесятники», а первым среди них был Андрей Вознесенский.

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года. Отец был директором такого крупного учреждения, как Гидропроект, участвовал в строительстве крупнейших на тот момент ГЭС: Ингурской и Братской. Профессор, доктор технических наук, руководитель «Института водных проблем», при Академии наук СССР. Мать была уроженкой Владимирской области, внучкой архимандрита, высокая должность в православной иерархии. Можно сказать, что в его крови смешалась физика и лирика.

С ранних лет сочиняет стихи. Рядом с семьей Вознесенских проживал поэтом Борисом Пастернаком, что без сомнения сильно повлияло на его судьбу. В четырнадцатилетнем возрасте , он показывает свои первые работы Борису Пастернаку, он лестно отзывается о стихотворениях начинающего поэта. Позднее между двумя поэтами завязалась дружба, и Пастернак сильно поспособствовал становлению молодого автора. Позднее о начале их дружбы сам Пастернак напишет книгу «Мне четырнадцать лет».

Когда Вознесенский решил поступать на литературный факультет, тот ему запретил, сказав, что на литературном его ничего не научат, а только испортят. И Андрей Андреевич прислушивается к этим словам, поступает в архитектурный университет, так как он также обладал способностями в рисовании. За этот совет молодой поэт позже благодарит своего старшего товарища.

Первые свои стихи он публикует в 1958 году. Литературоведы сразу отмечают его своеобразный стиль, который взял стремление к образованию новых слов у Маяковского, слог у Пастернака, а стремление к новым поэтическим формам у поэтов-футуристов, в частности Кирсанова. При этот отмечается тот факт, что у него все эти, казалось бы, взаимоисключающие приемы, образуют единый, поэтический Кирсанову, он также посвящает одно из произведений.

Читайте также:  Дети Юрия Батурина

В 1960 году, в Москве и Воронеже он подряд, одно за другим публикует 2 сборника стихов «Мозаика» и «Парабола», оба вызывают гневную реакцию власти. Редактора воронежского издательства увольняют. Сборники изымают из печати, поэтому сохранившиеся экземпляры становятся большой редкостью и высоко ценятся в кругах интеллигенции и любителей самиздата. Так стихотворение «Гойя», передающие взгляд автора на трагедию страны во время Великой отечественной войны, критикуют за неподобающую форму для подобной темы, и считают чуть ли не антисоветским.

С критикой Вознесенского выступает лично Хрущев. Он публично угрожает поэту: «Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки — а морозы… Ишь ты какой Пастернак нашелся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чертовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!». Дружба с Пастернаком также не сказывается на отношении с властью. После того, как на западе был опубликован роман «Доктор Живаго», ставший там бестселлером и отмеченный Нобелевской премией, на самого Пастернака начинается оказываться колоссальное давление.

Впоследствии начинается травля на многих представителей искусства. Кроме Вознесенского в этот список входят Евтушенко, Белла Ахмадулина и ряд других деятелей культуры того времени. На них пишутся юмористические фельетоны, рисуются карикатуры. Так, появляется рисунок дворника, выметающего «сор и нечисть», среди «Нечисти» видна обложка одного из сборников поэта «Треугольная груша». На него пишут сатирические стихи, где обвиняют в том, что он популярный поэт у антисоветских элементов. Одновременно с этим к нему также настороженно относятся и запрещенные авторы, которых в Советском союзе издавать запрещено. Они считают, что вся его антисоветскость лишь бравада.

Что только увеличивает интерес общественности к поэту. Поначалу люди приходят посмотреть на поэта из любопытства: «Что это за Вознесенский, на которого сам Хрущев зуб точит», а послушав стихи, становятся его поклонниками. Несмотря на невыездной статус, поэта активно приглашают за границу, о нем пишут зарубежные СМИ.

Позднее итальянский режиссер Пьер-Паоло Пазолини в личной беседе скажет по этому поводу Вознесенскому: «Ты даже не представляешь, какое это счастье. Здесь ты можешь выйти голым, встать на вершину фонтана и читать любые стихи против кого угодно и всем будет всё равно. А с твоими стихами спорят высшие чины государства и тем самым вписывают тебя в историю».

В 1964 году Андрей Вознесенский берет в жены писательницу Зою Богуславскую. Для неё это был третий брак. Вспоминая мужа, жена говорит, что поэзия для того всегда была на первом месте. Однажды Богуславская пригласила его на свой спектакль, когда поэт находился в Ялте. Вознесенский отвечает на приглашение телеграммой: «Приехать не могу. Миндаль цветет». Настолько важна для поэта была атмосфера вдохновения.

А поэт все также оставался поэтом, на его стихи приходили тысячи людей. Он публикует третий свой сборник «Треугольная груша». На основе его стихотворений ставятся спектакли в Театре на Таганке.

Когда атмосфера травли становится нестерпимой, они с женой уезжают в Грузии , по приглашению друга семьи Зураба Церители.

Богуславская вспоминала, что эта поездка спасла поэта и помогла в каком-то смысле перезагрузить творчество.
На одном из спектаклей присутствует Пьер Карден, который приглашает трупу на гастроли в свой театр в Париже. На слова труппы, что это невозможно, он говорит, что это его проблемы и труппа отправляется в Париж, а затем в Нью-Йорк, выступая с большим успехом.

В 70-х годах записи его концертов крутят по телевидению. Сам вознесенский называет видеозаписи своих концертов «видеомами», и гастролирует по миру. Дружит со многими западными знаменитостями: Сартр, Пикассо, Хайдегер, Боб Дилан. В 1978 году получает Государственную премию СССР.

На его стихи пишутся много эстрадных песен: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на „бис“» и главный хит «Миллион алых роз».

На основе его стихов, Марк Захаров ставит рок-оперу «Юнона и Авось», получившая мировую славу.
Так-же на его стихи пишет песни Борис Гребенщиков. Когда поэт прослушивает пластинку группы «Аквариум», он прилагает все усилия, чтобы альбом был издан. Сам поэт высоко ценил творчество этого коллектива.

В 1995 году Вознесенского обнаруживают болезнь Паркинсона. Несмотря на то, что у него периодически отказывают связки, продолжает писать стихи и издаваться.

В 2000 году издается его полное собрание сочинений. Позднее оно дополняется еще тремя книгами : «5+», «6», «7».

Он не отстает от жизни и продолжает выражать в стихах свою гражданскую позицию, на происходящие события. Так пишутся стихотворения «ru», «Часовня Анны Политковской», «Дерево Бо», «Комп-ра».

В Переделкино, где жил Пастернак и живет он сам, он дважды в год им организуются поэтические чтения, посвященные его другу. Чтение проводились дважды в год десятого февраля и тридцатого мая, в даты рождения и смерти великого поэта и писателя.

Умирает в 2010 году на своей даче в Переделкино. До самой смерти он шептал жене стихи.

Андрей Вознесенский

Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010) – советский и российский поэт, публицист, художник и архитектор. За свою биографию он был удостоен многих престижных наград. Его считают одним из самых популярных поэтов середины прошлого века.

В биографии Вознесенского много интересных событий, и обо всех них мы вам расскажем прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Андрея Вознесенского.

Биография Вознесенского

Андрей Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Он рос в образованной и интеллигентной семье.

Его отец, Андрей Николаевич, был инженером-гидротехником, в связи с чем принимал участие в постройке Братской и Ингурской гидроэлектростанций. Позже он стал доктором технических наук, после чего возглавил Институт водных проблем.

Мать Вознесенского, Антонина Сергеевна, была родом из небольшого города Киржач, находящегося во Владимирской области. Именно в этом городке прошло детство поэта.

Кроме Андрея в семье Вознесенских родилась девочка Наташа.

Детство и юность

Когда в 1941 г. началась Великая Отечественная война, Андрею исполнилось 8 лет. В скором времени он вместе с родителями был эвакуирован в Курган, в котором начал ходить в местную школу.

И хотя этот город был совсем не похож на Москву, он оставил в сердце маленького Андрея множество приятных воспоминаний.

Андрей Вознесенский в молодости

После окончания войны семейство Вознесенских вернулось в Москву. Именно там будущий литератор окончил школу и начал писать первые стихи.

В возрасте 14 лет он отправил свои произведения знаменитому поэту Борису Пастернаку. Тот по достоинству оценил творчество Вознесенского, после чего они стали часто общаться.

Стоит заметить, что Пастернак оказал серьезное влияние на становление личности юного поэта.

После школы Андрей Вознесенский успешно сдал экзамены в Московский архитектурный институт. Однако образование архитектора так никогда ему и не пригодилось.

Получив диплом в 1957 г. он произнес следующую фразу: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!».

Творчество Вознесенского

В течение короткого отрезка времени Вознесенский получил большую известность. Поэт одно за другим писал новые произведения, насыщенные аллегориями и красочными образами. В его стихах читатель мог проследить скрытый подтекст, что было весьма необычно и интересно для того времени.

В 1958 г. в творческой биографии Вознесенского произошло знаковое событие. В печать вышли его первые стихи, которые сразу же вызвали интерес у публики.

В этот период Вознесенский серьезно увлекался творчеством Бориса Пастернака и Владимира Маяковского.

Андрей Вознесенский выступает на сцене

Спустя 2 года Андрей Андреевич издал первый поэтический сборник «Мозаика». В нем оказалось немало стихов, которые шли вразрез с советской идеологией. В результате Вознесенский начал испытывать давление со стороны чиновников и многих коллег по цеху.

Интересен факт, что редактор, допустивший издание «Мозаики», был немедленно уволен со своей должности.

Однако, несмотря на все препятствия, уже через несколько месяцев Вознесенский публикует 2-й сборник стихов под названием «Парабола». Эта книга также имела большой успех.

Вознесенского начали приглашать на разные творческие вечера, где он мог читать свои произведения. Он выступал на одной сцене с такими поэтами, как Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский и Белла Ахмадулина.

Вскоре давление на Андрея Вознесенского увеличилась еще больше. Против него выступил советский генсек Никита Хрущев, собиравшийся выдворить молодого поэта за пределы СССР.

Интересно, что тогда за литератора вступился президент США Джон Кеннеди, который лично попросил Хрущева оставить Вознесенского в покое. Не менее интересен и тот факт, что брат американского президента, Роберт Кеннеди, высоко отзывался о творчестве Вознесенского, и даже переводил его стихи на английский язык.

По просьбе того же Кеннеди Андрею Вознесенскому разрешили посетить США. Там он познакомился с разными деятелями культуры, а также с популярной актрисой Мэрилин Монро (см. интересные факты о Монро).

После этого он побывал во многих европейских странах, где его творчество было высоко оценено критиками.

В 1962 г. вышел очередной сборник Вознесенского «Треугольная груша», который также вызвал волну недовольства у представителей власти. Его критиковали в прессе и изображали в оскорбительных карикатурах. Тем не менее, народ искренне полюбил опального поэта.

В последующие годы биографии из-под пера Андрея Вознесенского вышло много великолепных стихов, наполненных любовной лирикой.

Одновременно с этим было немало стихотворений, заставляющих задуматься о социальных проблемах. В тот период биографии им были написаны такие произведения, как «Вальс при свечах», «Сон», «Романс» и другие.

В 1981 г. в московском театре «Ленком» была поставлена рок-опера «Юнона и Авось» на либретто Вознесенского. Композиции «Я тебя никогда не забуду» и «Аллилуйя» вызвали у публики настоящий восторг.

Москвичи и гости города всеми силами пытались попасть на популярный спектакль, вследствие чего театральный зал был всегда переполнен.

С Андреем Вознесенским, 1967 г.

После этого сборник Вознесенского «Антимиры» послужил основой для очередного спектакля. Интересен факт, что для этой постановки Владимир Высоцкий написал музыку и исполнил «Песню акына» на стихи Вознесенского.

В период биографии 1959-1993 гг. Вознесенский сочинил 8 поэм. Так же он был известен и как поэт-песенник. Именно ему принадлежат стихи к таким шлягерам, как «Плачет девочка в автомате», «В моей стране», «Два стрижа», «Затмение сердца», «Миллион алых роз» и т. д.

С ним хотели сотрудничать многие популярные артисты, среди которых были Александр Кальянов, София Ротару, Филипп Киркоров, Алла Пугачева, Людмила Зыкина, Андрей Миронов и др.

Личная жизнь

Первой женой в биографии Вознесенского стала Белла Ахмадулина, которая ради него ушла от Евгения Евтушенко. Тем не менее, их брак оказался недолгим.

Вознесенский и Ахмадуллина

В скором времени Андрей встретил поэтессу Зою Богуславскую, с которой прожил 46 лет. Интересно, что на момент их знакомства Зоя также состояла в браке, и даже имела ребенка. Однако любовь к Вознесенскому оказалась сильнее.

Зоя Богуславская и Андрей Вознесенский

Они прожили долгую и счастливую жизнь, хотя общих детей у них так и не родилось. Богуславская была рядом с мужем до последних дней его жизни.

Смерть

В середине 90-х у Андрея Вознесенского начали проявляться первые признаки болезни Паркинсона. С каждым днем состояние его здоровья ухудшалось, а мышцы горла и конечностей заметно ослабевали.

В 2006 г. у поэта случился первый инсульт, после которого у него парализовало руку. Спустя 4 года он перенес 2-й инсульт, в связи с чем полностью лишился голоса.

В скором времени Вознесенского прооперировали в одной из немецких клиник. Но как только он приехал домой, его настиг 3-й инсульт, от которого ему уже не удалось оправиться.

Андрей Андреевич Вознесенский умер 1 июня 2010 года в возрасте 77 лет. Знаменитого поэта похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с могилами отца и матери.

Ссылка на основную публикацию