Дети Александры Пахмутовой

Александра Пахмутова: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото

Пахмутова Александра Николаевна — настоящая легенда музыкального олимпа СССР, автор музыки к сотням песен, которые в своё время звучали гимном эпохи. Талант Александры Николаевны сопровождает нас с самого детства, во многих советских мультфильмах звучит музыка именно её авторства («Ну погоди», «Кто пасётся на лугу?»). Далее её творчество активно представлено в советском кинематографе, включая культовый фильм «Девчата». Пахмутова является Народной артисткой СССР, заслуженным деятелем искусств РСФСР, многократным лауреатом госпремий и наград, что лишний раз подтверждает её значимость в истории музыки. Её имя навсегда увековечено в космосе, в её честь назван астероид, открытый в 1968 году.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Александре Пахмутовой

Александра Пахмутова — легендарный композитор, чьи песни в прошлом столетии напевали все от мала до велика, да и сегодня её творчество не чуждо, как старшему поколению, так и молодежи.

Огромный вклад в развитие российской музыки объясняет внимание к персоне Пахмутовой со стороны журналистов и блогеров. Последних интересует: Рост, вес, возраст. Сколько лет Александре Пахмутовой? Сегодня можно чётко ответить на все поставленные вопросы. Рост Александры Николаевны составляет 149 см, вес 45 кг, возраст — 88 лет, 63 из которых она счастлива в творческом и семейном тандеме с Николаем Добронравовым.

Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой

Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой, не представляют никакой тайны для поклонников её творчества.

Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в Волгограде. Музыкой она стала увлекаться с самого рождения, наверное унаследовала это качество от отца. Уже в 5 лет написала пьесу для фортепиано «Петухи поют». После этого вопрос самоопределения, поиска себя и своего дела отпал сам собой. Родители отдали девочку в музыкальную школу, в которой и училась маленькая Пахмутова до начала войны. Военное время хоть и внесло некоторые коррективы, но не отбило желания заниматься музыкой. Пахмутова с семьей была вынуждена переехать в Казахстан, где училась в местной в музыкальной школе.

В 1943 году Пахмутова отправляется на покорение Москвы. Практически сразу поступает в музыкальную школу при столичной консерватории. Свою альма-матер оканчивает в 1956 году защищая диплом аспирантки у В. Я. Шебалина. Одновременно Пахмутова умудряется влюбиться, да так, что на всю жизнь. Помимо активного становления Пахмутовой, как профессионала, в 1956 году произошло и её становление, как женщины, которая может и хочет любить. Работая на радио она познакомилась с молодым поэтом Николаем Добронравовым. Совместная работа над радиопроектами быстро сблизила молодых людей и уже 6 августа 1956 они стояли у порога Московского ЗАГСа.

Всю свою дальнейшую жизнь Пахмутова посвятила написанию музыки, которую поистине можно назвать легендарной. В её архиве сотни композиций в соавторстве с ведущими поэтами-песенниками СССР. Её песни в 60-90-х годах звучат буквально повсюду, их исполняют с эстрады, они звучат с театральных подмостков, в кинофильмах. Пожалуй не найдётся ни одного известного артиста той эпохи в репертуаре которого не было бы песен Пахмутовой: Лев Лещенко, Йосиф Кобзон, София Ротару, Алла Пугачёва, Майя Кристалинская ВИА «Песняры» — десятая, если не сотая, часть плеяды артистов, прославившихся именно благодаря песням Пахмутовой. Все они отзываются о композиторе в положительном ключе, многие отмечают, что свой талант Пахмутова практически дарила им, прося за свои песни сущие гроши, или не требуя гонорара вовсе.

Кроме музыки, Пахмутова занималась общественной деятельностью. В разное время занимала ответственные посты — входила в союз композиторов СССР, была депутатом Верховного Совета. Ей доверяли вершить судьбы молодых и талантливых. Так с 1968 года Пахмутова является постоянным членом жюри фестиваля «Красная гвоздика». Сегодня за оценкой своих талантов студенты сами выстраиваются к ней в очередь — Пахмутова передаёт опыт молодёжи, являясь преподавателем МГУ. За свою активность, как в общественной жизни, так и на музыкальном поприще Пахмутова неоднократно награждалась как отечественными, так и зарубежными наградами, коллекцию которых с удовольствием демонстрирует журналистам.

Начало 21 века принесло с собой новую эпоху в музыке, новые жанры и хиты, но песни Пахмутовой до сих пор остаются актуальными. Она и сегодня занимается музыкой, пишет новые мелодии, но скорее для себя, для души, преподаёт в МГУ, по приглашениям коллег появляется на концертах и творческих вечерах артистов с чьим творчеством неразрывно связана её жизнь.

Примечательно, что некоторые песни Пахмутовой являются официальными гимнами субъектов РФ. В 2011 году власти Магнитогорска утвердили песню Пахмутовой «Магнитка» в качестве гимна города. Подобное решение приняли чиновники Ярославля в 2017 году.

Семья и дети Александры Пахмутовой

Александра Пахмутова родилась в семье тружеников. И мать и отец трудились на местно электростанции. Музыкальные наклонности передались её от отца, он сам освоил игру на балалайке, фортепиано и скрипке и привил любовь к музыке дочери. Кроме Александры, семье Пахмутовых воспитывались ещё две дочери и сын. Семья и дети Александры Пахмутовой — вопрос интересующих многих по нескольким причинам. С одной стороны семейный дуэт Пахмутова-Добронравов — звездный дуэт советской эстрады, именно в соавторстве с супругом были написаны лучшие песни, вошедшие в золотой фонд музыки СССР.

С другой стороны, у пары, давно пережившей «золотую свадьбу», никогда не имеющей размолвок, по крайней мере на публику нет детей. На эту тему Пахмутова откровенничать не любит. Известно лишь, что брак Пахмутовой и Добронравова был, зарегистрирован 6 августа 1956 года и с тех пор супруги неразлучны ни в жизни, ни в творчестве. Секрет их успеха прост: прислушиваться друг к другу и не придираться к мелочам. А Николай Добронравов секрет долголетия и крепости брака видит в неприкосновенном выполнении правила, завещанного нам Антуаном Де-Сентом-Экзюпери «Любить — это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Вот и смотрит в одном направлении корабль под названием семейный союз «Пахмутова-Добронравов» уже без малого 65 лет, являясь практически эталонным «звёздным семейством», где никто не тянет одеяло на себя.

Муж Александры Пахмутовой — Николай Добронравов

Муж Александры Пахмутовой — Николай Добронравов — заслуживает отдельного внимания. При всём таланте супруги, поэт Николай Добронравов не остался в её тени. Его имя не менее ярко вписано в историю советской эстрады. Кроме супруги он работал с такими известными композиторами как: Арно Бабаджанян, Евгений Мартынов, Муслим Магамаев. Его песни исполняли ведущие на то время эстрадные исполнители: Йосиф Кобзон Эдита Пьеха, Валентина Толкунова и другие. А сколько было тех, кто лишь мог мечтать заполучить в свой репертуар песню Добронравова, не говоря уже о том, чтобы заполучить в его лице закадычного друга и товарища.

Николай Николаевич является лауреатом государственной премии СССР, обладателем множества наград и премий — практически дублирует наградной арсенал супруги. Сегодня, как и супруга, Николай Николаевич, передаёт свой опыт начинающим творческим людям, является почётным профессором МГУ.

Википедия Александры Пахмутовой

Александра Пахмутова без сомнения является яркой звездой на музыкальном небосклоне СССР Её имя навсегда вписано в историю музыки. Есть в интернете и Википедия Александры Пахмутовой. На личной странице композитора представлена вся информация о её творчестве, самых ярких моментах жизни, полный перечень песен её авторства и фильмография.

Стоит отметить, что среди прочего Александра Пахмутова привнесла немало нового и в кинематограф, принимая участие в основном в документальных проектах. Что касается социальных сетей, то их Пахмутова так и не освоила, поэтому вся информация о ней ограничена лишь википедией и прочими медиа-ресурсами, в которые едва ли просочатся семейные фотографии композитора, а то, что по-настоящему дорого и близко сердцу этой талантливой женщины, хранится лишь в семейных фотоальбомах, доступ к которым она открывает лишь немногим. Впрочем, в интернете есть исчерпывающая информация о вкладе этой гениальной женщины в развитие искусства, чего вполне достаточно для простого обывателя.

Александра Пахмутова: биография, личная жизнь, семья, дети

  • 5 Декабря, 2019
  • Искусство
  • Алла Laguna

В данной статье будет представлена биография Александры Пахмутовой – великого композитора, автора более 400 песен, человека добрейшей души, но строгих нравов. Эта хрупкая утонченная женщина нашла любовь всей своей жизни в творческом союзе с поэтом Николаем Добронравовым. Пример для многих начинающих музыкантов. Обладательница наград и орденов, премий и званий, и в то же время хрупкая душа. Дар от Бога, посланный данной женщине, сделал ее вклад в музыку неоценимым. Вдохновляясь своим семейным счастьем, она дарила любовь и свет всем окружающим через ноты и мелодии. А. Н. Пахмутова — великая женщина с нескончаемым запасом таланта и доброты.

Биография Александры Николаевны Пахмутовой: детство и юность

Александра Николаевна Пахмутова родилась в 1929 году в маленьком поселке Бекетовка. К сожалению, сегодня нет этого поселка, его поглотил город Волгоград, и Бекетовка теперь является его микрорайоном.

Талант у своего ребенка родители заметили еще в раннем детстве. Николай Андреевич и Мария Амплеевна были очень рады, когда малышка начала учиться играть на фортепиано в три года. Спустя пару месяцев стало ясно, что Александра имеет музыкальную одаренность. Она уже пыталась сочинять свои первые музыкальные зарисовки. Настоящее же произведение не заставило себя ждать. В 5 лет она сочинила пьесу под названием «Петухи поют». Но больше всего удивляет в этой истории то, что лишь через 2 года маленькая Пахмутова поступила в музыкальную школу. Вскоре началась Великая Отечественная война, по причине которой Александра Николаевна эвакуировалась в Караганду, где не переставала развиваться.

В 14 лет Александра едет в Москву для поступления в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Девушка поступает в школу одаренных детей и учится по классу фортепиано. Но не ограничиваясь этим, юная Пахмутова посещает кружок, организованный Виссарионом Щебалиным и Николаем Пейко. Это был кружок юных композиторов. Впереди в биографии Александры Пахмутовой произойдет немало значимых событий, но она никогда не забудет, как все начиналось!

После поступления в консерваторию на композиторское отделение ее куратором стал Виссарион Щебалин, который и в аспирантуре не оставил Александру. В 1953 году юная Александра окончила консерваторию. А в 1956 году с успехом стала выпускницей аспирантуры. Преодолев первую ступень в своей творческой биографии, Пахмутова пошла дальше.

Музыкальный путь Александры Пахмутовой

После «Песни о тревожной молодости», написанной совместно с Львом Ошаниным к фильму «По ту сторону», вышедшему в 1958 году, ее имя стало широко известным. Спустя годы эта песня прозвучала в исполнении группы «Поющие голоса Японии». А группа Rammstein в 2002 году дала этой песне новое звучание на немецком языке.

Музыкальный путь Александры Николаевны очень интересен. Разнообразие жанров, в которых она музицировала, было поразительным. Она могла работать и над симфонией для оперы, и одновременно над песней для киностудии. Поразительный талант, данный свыше, помог Александре Пахмутовой достичь необозримых высот. Александра Николаевна награждена орденами, государственными премиями СССР и России, ей присвоены звания народной артистки СССР и России, а также вручен орден «За заслуги перед Отечеством». Долгое время она была председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров. Была депутатом Верховного совета РСФСР с 1985 по 1990 год.

Премии

Композитор награждена множеством наград и премий. Их великое множество, и перечислить все просто невозможно. Вот некоторые из них:

  • Государственная премия СССР за песни 1971-1974 годов.
  • Государственная премия СССР за саундтрек к фильму «О, спорт, ты – мир!».
  • Премия Ленинского комсомола в 1966 году.
  • Премия Министерства обороны Российской Федерации за вклад в культуру и искусство.
  • Иностранные ордена.
  • Орден Франциска Скорины. Вручен в 2000 году в Белоруссии за укрепление белорусско-российских культурных связей.

Песни и произведения

Эти песни на слуху у большинства российских граждан и жителей стран бывшего Советского Союза. Их исполняли известные артисты эстрады.

  • «Русская сюита» (часто исполняется зарубежными симфоническими оркестрами).
  • «Герои спорта» (исп. М. Магомаев).
  • «Где ты, где ты, отчий дом?» (слова С. Есенина, а исп. Л. Зыкина).
  • «В песнях останемся мы» (исп. В. Мамонов и Н. Басков).
  • «Концерт для трубы с оркестром».
  • «Русский вальс» (исп. Н. Басков).
  • «Смелость строит города» (слова С. Гребенникова и Н. Добронравова, исп. Э. Хиль).
  • «Вера» (исп. Л. Гурченко).
  • Увертюра «Юность».
  • Ода «Зажжение огня».
  • «Вся надежда на метро» (исп. Л. Лещенко).
  • «Виноградная лоза» (исп. П. Дементьев).
  • «Белоруссия» (исп. ансамбль «Песняры»).
  • «Где-то в поле, возле Магадана» (слова Н. Заболоцкого, исп. И. Кобзон).
  • «Город нашей славы» (исп. Л. Лещенко).
  • «Вишневый сад» (исп. Витас).
  • «Весна 45-го» (исп. Ю. Богатиков).
  • «Где-то под Бекетовкой» (родина Пахмутовой, слова Г. Киреева, исп. Л. Зыкина).
  • «Пока не поздно» (исп. И. Кобзон)
  • «Геологи» (исп. группа Hi-Fi).
  • «Мы учим летать самолеты».
  • «Наша судьба» (исп. М. Магомаев).
  • «Новый день» (исп. М. Магомаев).
  • «На взлет!» (исп. А. Королев).
  • «Парус алый» (исп. В. Леонтьев).
  • «Обнимая небо» (исп. Л. Лещенко, Э. Хиль).

Это лишь малая часть песен, автором которых является Пахмутова. Всего же их более 400. Даже мелодия для фильма “О спорт, ты мир!» была создана с участием Александры Николаевны. Также были написаны мелодии к фильмам «Девчата», «Битва за Москву», «Три тополя на Плющихе» и многих других. Но большую нишу в творчестве композитора занимает эстрада. Ее песни хотелось слушать и слушать, а слова оставались в памяти надолго. Вообще, биография Александры Пахмутовой примечательна тем, что в творческом союзе со своим мужем она дала жизнь большинству своих песен. Ведь автором слов более половины произведений является Николай Николаевич.

Песни и композиции Александры Николаевны знал весь Советский Союз. Ее песни звучали везде, начиная со строек и заканчивая комсомольскими собраниями. Что уж говорить о танцплощадках. Вся страна подпевала Александре Пахмутовой.

Фильмы с участием Александры Пахмутовой

Композитор снялась в документальных фильмах о своих коллегах или своих песнях.

  1. “Новогодний календарь” (1965).
  2. “Мелодия. Песни Александры Пахмутовой” (1976 год, короткометражка).
  3. “Песня остается с человеком” (Аркадий Островский).
  4. “Симфония экрана” (2014).
  5. “В песне жизнь моя” (короткометражный фильм, 1979).
  6. “Александра Пахмутова. Отвечу за любую ноту” (2012).
  7. В 1965 году документальное интервью “Семь советских песен”.
  8. Монологи о Юрии Гуляеве (1990).
  9. “Евгений Светланов. Воспоминание. ” (документальный фильм, 2008).

Звания Александры Николаевны

Эта выдающаяся женщина удостоена многих званий. Перечислим лишь некоторые из них:

  • Почетный профессор МГУ (2015 год).
  • Почетная гражданка Москвы (2000), Волгограда (1993), Луганска (1971), Магнитогорска (1994), Братска (1994), Усть-Ильинска (1979).
  • Народная артистка РСФСР (1977).
  • Народная артистка СССР (1984).
  • Заслуженный деятель искусства РСФСР (1971).

Личная жизнь Александры Пахмутовой

Больше всего Александре Николаевне удавались композиции, которые были созданы в дуэте с верным спутником жизни, ее мужем поэтом Николаем Добронравовым. Вот так хитро сплелись в биографии Александры Пахмутовой личная жизнь и карьера. А свел нашу пару вот такой случай. Добронравов, являясь поэтом детских песен, принял участие в написании песни «Лодочка моторная» в дуэте с Александрой Николаевной. Во время работы между молодыми людьми вспыхнул огонек чувств, который разгорелся в жаркое пламя и пылает вот уже 62 года.

В творческой биографии Александры Пахмутовой семья (о детях композитор говорит только в контексте работы с ними на сцене) играет, пожалуй, главную роль. Вышла замуж она в 27 лет, ее избраннику было 28. Они встретились весной 1956 года, а осенью заключили брак в загсе. В этот счастливый для молодых день погода стояла солнечная, было жарко. А к вечеру начался сильный ливень. По народным приметам, именно дождь в свадьбу приносит счастье в дом молодых. Торжество было скромным, даже белое платье заменял розовый костюмчик. А после свадьбы молодые поехали в Абхазию, к Черному морю. Там жила тетя Добронравова, которая с удовольствием приютила молодых, отдав им свободную комнату. Этот отпуск до сих пор они считают самым счастливым в семейной биографии. Александра Николаевна Пахмутова вспоминает его с особым трепетом. Молодые все время купались в море, наслаждались кулинарными изысками кавказской кухни.

Читайте также:  Дети Галины Беляевой

Домашний очаг Александры Николаевны Пахмутовой

Принимать друг друга такими, какие они есть, идти на компромисс – вот девиз этой счастливой семейной пары, прожившей столько лет вместе, общаясь при этом друг с другом нежно и ласково. Со стороны это выглядит так: степенно идет высокий интеллигентный мужчина, а рядом с ним семенит миниатюрная (с ростом 149 см) женщина, строгая и хрупкая, нежная и творческая. И все эти качества проявляются одновременно. Внешне такие разные, но идущие в одном направлении по жизни, они бережно хранят свой семейный очаг, и невозможно их представить друг без друга.

Закрытая тема

Александра Николаевна не любит говорить об этом. Для любой женщины отсутствие своих детей – очень болезненная тема. И слишком личная. Известно, что графа “дети” в биографии Александры Пахмутовой так и осталась незаполненной. Несмотря на это, очень много детских песен было написано их семейным дуэтом. Но многие поклонники считают, что это черная полоса в биографии и личной жизни Александры Николаевны Пахмутовой.

Звезды эстрады об Александре Николаевне Пахмутовой

Биография и личная жизнь этой творческой семьи известна многим. Композиторы довольно тесно общаются со знаменитыми артистами. И звезды эстрады часто отзываются об Александре Пахмутовой.

Лев Лещенко в своих интервью рассказывает, что, бывая в гостях у великого композитора и не менее великого поэта, он всегда отмечал, как тепло и уютно было в их семейном гнездышке. Наблюдая, как они общаются друг с другом (называют друг друга Алечкой и Колечкой), он приходил в восторг.

Нани Брегвадзе не устает повторять, что всю жизнь мечтала исполнить хотя бы одну песню Александры Николаевны. И доброта как в ее песнях, так и в ней самой очень вдохновляют.

Николай Басков при встрече отмечал, чтобы дорогая Александра Николаевна не думала про старость или возраст. Она ни в коем случае не стара, а такая же молодая и прекрасная. Как всем говорила бабушка артиста: “Не бойтесь возраста. Будем так же гудеть, только помедленнее”.

Диана Осина не перестает восхищаться семьей Александры Пахмутовой, повторяя, что она уникальна! Александра Николаевна поцелована Богом!

Интересное и удивительное из жизни Александры Пахмутовой

  • В 1968 году в честь нашей героини назван астероид «Пахмутова». Таким образом, композитор оставила свой след не только на Земле, но и во Вселенной.
  • В городе Магнитогорске утверждена песня «Магнитка», написанная композитором Пахмутовой и поэтом Добронравовым, в качестве гимна города.
  • Город Ярославль тоже использует песню Пахмутовой и Добронравова в качестве гимна. Песня называется «Ярославль мой, город-князь».
  • Семья Александры Николаевны и Николая Добронравова тесно дружила с Юрием Гагариным. А также общалась с Сергеем Королевым.

Биография Пахмутовой и ее семьи очень интересная. Женщина с ростом 149 сантиметров показала всему миру, как можно жить! Как суметь прожить столько лет вместе и любить друг друга, как в медовый месяц. Писать музыку, которая трогает миллионы сердец! Каждый находит в ее песнях что-то свое, внушает себе надежду на светлое будущее или вспоминает прекрасное вчера. А вслушавшись в слова, замечает счастливое сегодня. Музыка меняет нас. Доставая на поверхность все, что кроется глубоко внутри. Вся жизнь Александры Пахмутовой дает нам понять, что стереотипы счастья придуманы глупцами. И каждый может быть счастлив по-своему.

Дети Александры Пахмутовой: фото

Содержание статьи

  • Дети Александры Пахмутовой: фото
  • Александра Николаевна Пахмутова: биография, карьера и личная жизнь
  • Ухналёв Олег Яковлевич: биография, карьера, личная жизнь

С виду невероятно хрупкая маленькая женщина и талантливый композитор Александра Николаевна Пахмутова смогла занять большое место в жизни огромной страны и стала символом советского творчества. Она пережила как счастливые, так и трудные годы, но служила и продолжает служить исключительно музыке. Специалисты говорят, что судьба популярной песни исчисляется тремя-пятью годами. Песни Пахмутовой поют десятилетиями. Им не суждено состариться, несмотря на смену поколений, стран и эпох.

Семья и карьера неразделимы

Александра Николаевна познакомилась со своим будущим мужем, знаменитым поэтом-песенником Николаем Добронравовым в 1956 году. В 9-й студии детского вещания Всесоюзного радио нужно было записать детскую песню о летних каникулах «Лодочка моторная», которую композитора и поэта попросили сочинить на конкурс. С тех пор, как многие шутят, на этой лодочке вместе они и поплыли по волнам жизни. Вот уже больше шести десятков лет супруги переживают радости и горести, сумев сохранить чувства, наполненные нежностью и уважением друг к другу.

Пахмутова говорит: «Какого-то особого рецепта семейного счастья у нас нет. Просто стараемся не принципиальничать и не придираться по мелочам». Все в окружении говорят, что идеальная «долгоигорающая» супружеская пара «всю свою жизнь пишет одно произведение – симфонию семейной жизни»: жена ‒ разливается музыкой, муж ‒ рассыпается стихами. Алечка и Колечка ‒ так с самой юности и по сей день они называют друг друга. А квинтэссенция их отношений ‒ в песне: «Нам не жить друг без друга».

У супругов никогда не было ни своих, ни приёмных детей. Эта тема ими обоими закрыта для всех интервьюеров, публицистов и биографов. Но никому даже в голову не приходит обсуждать этот аспект личной жизни пары, коль они решили оградить его от лишних взглядов посторонних людей. Свой огромный родительский потенциал Александра Николаевна с мужем реализуют в творчестве, причём «на все сто» с лихвой. Это тексты и музыка более 400 песен, сложенных детьми военного времени ‒ ленинградцем Колей Добронравовым и девочкой из Сталинграда Алей Пахмутовой. И огромная творческая работа ставших знаменитыми композитора и поэта с детскими хоровыми и оркестровыми коллективами, юными талантливыми солистами. Супруги очень внимательно относятся к детям, подающим надежды, всегда опекают молодых музыкантов и певцов. Поэтому для многих из них стали вторыми родителями.

О детях и для детей

У знаменитого творческого альянса и супружеской четы – Александра Пахмутова и Николай Добронравов ‒ семья стояла и стоит на одной ступени с карьерой. Ставя перед собой задачу – выискивать таланты и помогать им начать свой путь в искусстве, они чётко понимают, что дети, взятые «под крыло», нуждаются в дальнейшем обучении и творческом развитии. Самым большим проектом композитора является благотворительная программа-фестиваль «Белый пароход». Масштабный социальный проект поддерживает музыкально одарённых детей со сложной судьбой, в возрасте от 5 до 18 лет, даёт возможность получить профессиональное музыкальное образование, способствует реабилитации средствами искусства ребятишек с ограничениям по здоровью. До самой своей смерти помогал в этом Пахмутовой и Добронравову их друг, актер Сергей Юрский.

Каждое лето на 3 недели домом для участников проекта становится путешествующий по реке корабль. Результатом вокальной школы является гала-концерт, проводимый в конце каждого рейса «Белого парохода». К участию в мастер-классах привлечены знаменитый маэстро Валерий Гергиев, преподаватели Академии Хорового Искусства им. В. С. Попова. Занятия по актёрскому мастерству проводит заслуженный артист России и художественный руководитель «Театра на Юго-Западе» Олег Леушин. Тонкости сольного пения детям помогают осваивать солисты Большого театра Николай Диденко и Сергей Радченко, а также вокальная группа «Кватро» и другие популярные коллективы.

География благотворительного проекта, в котором уже приняло участие более 800 детей, простирается от Дальнего Востока до Калининградской области. Выпускники «Белого парохода» поступают в ведущие музыкальные учебные заведения России и зарубежья. Один из участников конкурса, Илья Литвинов выступал в шоу «Голос. Дети» на Первом канале, стал актером московского театра и уже сыграл одну из главных ролей в «Балладе о маленьком сердце». В социальных сетях молодой человек рассказал, как несколько лет назад на космодроме Восточный он принимал участие в съемках клипа на песню Пахмутовой и Добронравова «Знаете, каким он парнем был». Исполнять её на проекте в присутствии авторов было весьма волнительно и ответственно. Какова же была радость начинающего певца, когда он услышал мнение Пахмутовой, которая была дружна с первым космонавтом. «Я не ожидал, что у Александры Николаевны будут слёзы на глазах и что она скажет столько тёплых слов. Она сказала, что если бы был жив Гагарин – ему бы понравилось», – отметил он.

Пахмутова поддерживает исполнителей в телевизионном проекте «Синяя птица». В специальном выпуске программы «Дети России ‒ детям Донбасса» молодые певцы выступали под аккомпанемент создателя исполняемой ими музыки.

Крохотулечной женщине с таким великим песенным талантом как-то раз удалось, самой того не ведая, помочь маленькой девочке избавиться от комплекса. Вот что рассказала в соцсетях Елена Клопова: «Детство моё ‒ это музыкальная школа, концерты, гастроли. Высокой девочкой я никогда не была, особенно не в кого было. Поэтому в хоре занимала место крайнее слева, в первом ряду (обычно мелкие там тусят). Начало ответственного концерта, в котором нас будут снимать на видео. Расстанавливают хор и я понимаю, что видно малявку совсем не будет ‒ место передо мной почётно занимает рояль. Думаю, да что же за судьба у меня такая… Апплодисменты, на сцену выходит Александра Пахмутова. И моему удивлению нет предела ‒ мы с ней одного роста! Ну, а сев за инструмент, она ещё больше меня успокоила. А когда зазвучала музыка и я увидела как она играет, мне кажется, я запела лучше всех))). С тех пор прошло много лет, я повзрослела и очень благодарна своим родителям, что такая, какая есть».

Многие из тех, кто начинал путь в профессиональное пение в Большом детском хоре Всесоюзного радио и Центрального телевидения уже давно выросли и стали артистами, преподавателями музыки и пения. А также родителями детей, которых они привели заниматься в Хоровую академию имени Виктора Попова. Пахмутова постоянно пополняет репертуар этого коллектива. В числе совсем новых ‒ песенка для малышей, которая называется «Букварь».

Под патронатом композитора находятся ученики музыкальных школ с малой родины Александры Николаевны ‒ «струнники», «духовики» и «ударники», сидящие за пюпитрами Волгоградского детского симфонического оркестра. Каждый визит в родные места она посвящает работе с юными коллегами. Оркестровые партитуры своих новых песен, которые еще практически нигде не звучали, стали недавним подарком этому коллективу: легкая, веселая детская песенка «Ауф-такт», а также посвященная родным краям композиция «Волга-вольница моя», которую автор доверяет исполнять взрослым артистам Волгоградской филармонии.

Есть землячка у Пахмутовой и среди молодых вокалистов, исполняющих её песни ‒ Александра Головченко, в 2007 году представлявшая Россию на детском «Евровидении». Перед тем как поехать в Голландию, Саша, которая училась в той же музыкально школе, что и Аля Пахмутова, пришла в гости к знаменитому композитору на прослушивание. Александра Николаевна не только дала напутствие юной артистке, но и подарила песню «Если будешь ранен», которую написала на стихи поэта Уткина, когда ей так же, как и тёзке, было всего 11 лет. В репертуар последующих выступлений Кати Рябовой, участницы детского конкурса «Евровидение-2009», которая заняла 2 место, вошла песня Пахмутовой «Просьба».

Надо сказать, что Пахмутова не приемлет нынешней коммерциализации музыкальной индустрии. Она никогда не отвечает на просьбы продать ту или иную свою песню: «Как можно, сидим, разговариваем и я говорю: «Плати»!? Даже представить себе этого не могу. Я вдохновением не торгую. Обычно просто дарю». А на вопрос о заработках и гонорарах отвечает, что ей вполне достаточно того, что она получает от российского авторского сообщества за песни, звучащие по телевидению, на радио, в перепевках молодых исполнителей: «Плюс отчисления из-за рубежа ‒ это хорошая прибавка к пенсии».

Гостеприимный дом

Нельзя не обратить внимание на то, что у многих музыкантов и певцов совместные фото со знаменитым композитором зачастую сделаны не на сцене или за кулисами, а у Пахмутовой дома. Едва завидев людей с букетами цветов, местные жители улыбаются: «Небось к Александре Николаевне?». В просторной уютной квартире на Комсомольском проспекте ‒ высокие потолки, старинный паркет, скромная мебель. В небольшой прихожей ‒ стеллаж, уставленный матрёшками, шкатулками и прочими сувенирами со всей страны. И повсюду ‒ книжные полки от пола до самого потолка. У окна ‒ письменный стол, в центре гостиной – рояль.

Без официоза и экивоков, совершенно домашняя Пахмутова радушно встречает гостей, поит чаем и приглашает к инструменту. Работа спорится, время идёт незаметно и кажется, что постичь музыкально-выразительную семантику композитора не составляет труда. И всё получается легко и просто. А ведь известно, как строга Александра Николаевна к исполнителям своих песен, как высказывает замечания «по гамбургскому счету», не делая скидок на возраст и регалии музыкантов. Но всё исключительно по делу и чрезвычайно доброжелательно. Нет ни сентенций или назидательности признанного авторитета в музыке, ни присущей звёздам современной эстрады заносчивости и высокомерия. Наверно поэтому нынешнее поколение не ощущает 90-летний возраст хозяев этого гостеприимного дома.

Звёздную пару (и творческую, и семейную) называют на молодёжном сленге не иначе как «Мега-люди». Общаясь в соцсетях, никто не считает Пахмутову с её музыкой устаревшей или немодной. Те, кто с ней хоть раз встречался, говорят ‒ «солнечная женщина», умный и весёлый собеседник ‒ настолько подкупает она своей задушевностью, искренностью, лёгкостью и простотой в общении, умением находить контакт. Человек с огромной любовью к жизни своим добрым талантом одаряет всех, кто рядом.

В один из юбилеев видного российского композитора гостем в её доме был В.В. Путин. Как водится по такому случаю, президент страны выказал готовность выполнить какую-либо просьбу или пожелание лауреата двух Государственных премий, Героя Социалистического Труда, Почетного гражданина Москвы. Каково же было удивление присутствующих, когда вместо того, чтобы вести речь о каких-либо преференциях или замолвить слово за своих любимых племянников Пахмутова пожала плечами: «У нас есть всё необходимое». Нет бы испросить какую-нибудь президентскую пенсию или новую квартиру, и забот не знать. Но для Пахмутовой «всё» ‒ это не особняки, счета в банках, многочисленная прислуга и тусовки светского бомонда, а труд. И признание людей как цена за свою работу. А ещё ‒ реализация таланта, данного свыше.

Несмотря на почтенный возраст Александра Николаевна не снижает своего жизненного и музыкального темпа con anima. Она регулярно появляется на сцене в формате «у рояля ‒ автор», находится в процессе непрерывного разножанрового творчества. Год 90-летия российского композитора, Народной артистки СССР и Заслуженного деятеля искусств РСФСР ознаменован тем, что на её родине создан Сквер Александры Пахмутовой. Зелёная зона разбита в центре Волгограда, на правом склоне поймы реки Царицы, на спуске к Царицынскому парку. Здесь будет высажено в общей сложности 284 крупномерных дерева и 1463 кустарника. Ступени схода выложены из черной и белой тротуарной плитки в виде клавиш пианино.

20 февраля 1976 года в Институте теоретической астрономии АН РФ и Центре по малым планетам обсерватории Цинциннати (США) засвидетельствовали, что малая планета № 1889 между Марсом и Юпитером, открытая советскими астрономами и являющаяся неотъемлемой частицей Солнечной системы, именуется Alexandra Pakhmutova. Но настоящая звёздочка зажглась на российском музыкальном небосклоне 9 ноября 1929 года и до сей поры излучает свет своего таланта. А в далёкие 30-е годы она ездила с окраины в центр Сталинграда в музыкальную школу… на телеге.

Читайте также:  Дети Ирины Медведевой

Виктория Токарева – биография, информация, личная жизнь

Виктория Токарева

Виктория Самойловна Токарева (в девичестве – Шефтер). Родилась 20 ноября 1937 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советская и российская писательница, сценарист.

Виктория Шефтер, ставшая известной как Виктория Токарева, родилась 20 ноября 1937 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Имеет еврейские (по отцу) и русские (по матери) корни.

Отец – Самуил Насонович Шефтер (1907-1945), инженер, родом из Белоруссии.

Мать – Наталья Хлопова (1913-1995), родом из Донецкой области, работала вышивальщицей.

Семья жила в однокомнатной квартире на Лесном проспекте.

В войну Виктория с мамой и сестрой были в эвакуации на Урале. Во время войны отец был призван в ополчение. С фронта вернулся очень больным, затем умер от рака пищевода в январе 1945 года в возрасте 36 лет.

После смерти отца семье долгое время помогалего старший брат Евгений Насонович Шефтер (1900-1961), который работал директором Ленинградского металлического завода.

Родители Виктории Токаревой

Виктория Токарева в детстве

По словам Виктории, лет в 12-13 мама прочитала ей «Скрипку Родшельда» А.П. Чехова, и этот момент она считает своим «подключением в розетку» – тогда у нее родилось желание писать.

В школьные годы окончила музыкальную школу по классу фортепиано.

После школы собиралась учиться на врача, однако в медицинский ее не взяли.

В 1958 году окончила Ленинградское музыкальное училище по классу фортепиано. Далее училась в Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

Виктория Токарева в молодости

Выйдя замуж, Виктория Токарева переехала в Москву. Работала в детской музыкальной школе учительницей пения. Позже работала редактором на киностудии «Мосфильм».

Параллельно начала писать прозу.

В 1962 году Токарева по протекции поэта Сергея Михалкова поступила во ВГИК на сценарный факультет, который окончила в 1967 году.

В 1963 году по совету Владимира Войновича опубликовала свой первый короткий рассказ «День без вранья», который напечатало издательство «Молодая гвардия». Сама она вспоминала: “У меня первый мой рассказ вышел, и я стала сразу знаменитой через 3 дня, это было в 26 лет”.

В 1971 году вступила в Союз писателей СССР.

С конца 1960-х годов Токарева начала работать с различными советскими кинорежиссёрами. Написала полтора десятка сценариев к кинофильмов, ряд из которых по своим произведениям: «100 грамм для храбрости» (1976), «Перед экзаменом» (1977), «Талисман» (1983).

Была соавтором сценариев к таким знаменитым картинам как «Джентльмены удачи», «Совсем пропащий» и «Мимино». Фильм «Мимино» получил Государственную премию СССР 1978 года и золотую медаль на Московском международном кинофестивале в 1977 году.

Автор сценария картины «Шла собака по роялю» (в основу сценария Виктории Токаревой положена её повесть «Неромантичный человек», опубликованная в 1978 году в журнале «Юность»).

Виктория Токарева и Федерико Феллини

Книги Токаревой стали чрезвычайно популярны не только у советских и российских читателей, но также иностранных. Легендарный режиссер Федерико Феллини, прочитав ее книгу, сказал: «Какое доброе дарование. Она воспринимает жизнь не как испытание, а как благо».

О себе писательница говорила: “Торжественно к себе не отношусь. Всегда писала, потому что мне хотелось писать. Как у алкоголика есть тяга к водке, так и у меня тяга к письму. Кто-то называет это талантом. Для меня это потребность, разновидность наркомании. Во всяком случае я никогда себя не заставляла, не писала по заказу. Я сажусь за стол и испытываю счастье”.

В 1990-2000-е были экранизированы ее произведения «Ты есть. » (экранизация повести «Я есть. Ты есть. Он есть»), «Я люблю» (по повести «Ничего особенного»), «Вместо меня» (по одноимённому рассказу), «Лавина» (экранизация одноимённой повести), «Важнее, чем любовь. » (по повести «Длинный день»), «Простая история» (по повести «Паша и Павлуша»), «Лилии для Лилии» (экранизация рассказа «Розовые розы»), «Единственному, до востребования» (по рассказу «Свинячья победа»), «Птица счастья» (по одноимённой повести), «Своя правда» (по одноимённой повести), «Первая попытка» (экранизация одноимённой повести в соавторстве с Майей Шаповаловой), «Террор любовью» (экранизация одноимённой повести, написанной в соавторстве с Майей Шаповаловой).

Личная жизнь Виктории Токаревой:

Замужем. Супруг – Виктор Токарев (1930 г.р.), инженер.

В браке в 1965 году родилась дочь Наталья Токарева.

Как признавалась Виктория, несмотря на брак, она часто заводила романы на стороне. Супруг поначалу устраивал скандалы, но потом смирился и на развод подавать не стал. Токарева говорила: “Я думаю, муж очень страдал первое время. Потом махнул рукой. Наверняка в глубине души он мечтал встретить другую женщину – преданную, верную, но, видимо, не встретил и остался со мной. А я в глубине души искала кого-нибудь поярче, поинтереснее, но тоже не нашла и осталась с ним”.

У Виктории Токаревой был 15-летний роман с режиссером Георгием Данелия. Когда начался их роман, ей было 28 лет, а Данелия – 36, у него в тот момент была гражданская жена актриса Любовь Соколова.

По словам писательницы, это была самая яркая страница в ее жизни. Она говорила: “Дело в том, что он очень интересный человек. Господь Бог создал природу, животный мир, но он не может выразить себя через шум дождя, через лай, мяуканье или кваканье, он может выразить себя только через человека. Но не через каждого, а через очень редкие экземпляры, которые он выбирает. Данелия – один из них”.

Их отношения поддерживала мать режиссера – Мери Анджапаридзе.

В то же время сам Данелия отрицал отношения с Токаревой, говоря, что они просто вместе работали: “А это она все придумала. Токарева же писательница. Мы работали вместе”.

Виктория Токарева и Георгий Данелия

В октябре 2019 года Виктория Токарева стала героиней программы «Судьба человека», в которой рассказала подробности романа с Георгием Данелия. Она заявила, что об этом знал не только ее муж, но и жена режиссера. “Она давала мне бусы, когда он выходил со мной в свет”, – заявила писательница.

Виктория Токарева в программе “Судьба человека”

Дочь Наталья Викторовна Токарева окончила сценарный факультет ВГИКа. Позже окончила колледж психоанализа. По второй специальности – психоаналитик.

Была замужем за Валерием Тодоровским, режиссёром, сценаристом и продюсером.

В браке родилось двое детей: сын Пётр Валерьевич Тодоровский (1986 г.р.) и дочь Екатерина Валерьевна Тодоровская (1995 г.р.).

Однако брак не сложился и Наталья с Валерием развелись. Однако вместе воспитывали детей. Виктория Токарева о бывшем зяте говорила: “Валерий Петрович Тодоровский очень хорошо себя повел в этой ситуации. Он без памяти любит своих детей и очень их поддерживает”.

Виктория Токарева и дочь Наталья с внучкой

Наталья Токарева и Валерий Тодоровский с сыном

Фильмография Виктории Токаревой:

1971 – Джентльмены удачи – прохожая (нет в титрах)
2005 – Рождение легенды. Мимино (документальный)
2007 – Ничто не вечно. Юрий Нагибин (документальный)
2008 – Неизвестная версия. Джентльмены удачи (документальный)
2011 – Олег Митяев. “Фантазии завтрашнего дня” (документальный)
2012 – Джентльмены удачи. 40 лет спустя (документальный)
2012 – Георгий Данелия. Между вымыслом и реальностью (документальный)
2012 – Виктория Токарева. Она написала себе роль (документальный)

Сценарии Виктории Токаревой:

1963-1967 – Фитиль (короткометражный)
1968 – Урок литературы
1971 – Джентльмены удачи
1973 – Совсем пропащий
1975 – Красный петух плимутрок
1975 – Василиса Микулишна (анимационный)
1976 – “Сто грамм” для храбрости (киноальманах)
1977 – Перед экзаменом
1977 – На короткой волне
1977 – Мимино
1977 – Между небом и землёй (фильм-спектакль)
1978 – Шла собака по роялю
1979 – Поговори на моем языке (короткометражный)
1979 – Дефицит на Мазаева (фильм-спектакль)
1980 – Зигзаг (короткометражный)
1980 – Гость (короткометражный)
1980 – Глубокие родственники (короткометражный)
1981 – Шляпа
1983 – Талисман
1984 – Маленькое одолжение
1985 – Тайна земли (короткометражный)
1986 – О том, чего не было
1986 – Кто войдет в последний вагон
1987 – Стечение обстоятельств (Apstākļu sakritība)
1993 – Ты есть.
1994 – Я люблю
2000 – Вместо меня
2001 – Лавина
2006 – Важнее, чем любовь

Библиография Виктории Токаревой:

1969 – О том, чего не было
1972 – Когда стало немножко теплее
1978 – Летающие качели
1983 – Ничего особенного
1991 – Сказать – не сказать.
1992 – Римские каникулы
1993 – Почем килограмм славы
1995 – Антон, надень ботинки!
1995 – Хэппи энд
1995 – Вместо меня
1996 – Лошади с крыльями
1997 – Можно и нельзя
1998 – Этот лучший из миров
2002 – Мужская верность
2004 – Птица счастья
2006 – Террор любовью
2009 – Дерево на крыше
2012 – Тихая музыка за стеной
2012 – Короткие гудки
2013 – Так плохо, как сегодня
2014 – Сволочей тоже жалко
2015 – Муля, кого ты привёз?
2015 – Мои мужчины
2016 – Немножко иностранка
2016 – Кругом один обман
2017 – Дома стоят дольше, чем люди
2018 – Дом за посёлком

Два брака Валерия Тодоровского

Валерий Тодоровский является известнейшим российским кинорежиссером и продюсером, который сумел обратить на себя внимание еще в далеких 90-х. Известность ему принесла кинолента «Страна глухих». Сегодня среди его фильмов можно выделить: «Стиляги», «Оттепель», «Большой» и это лишь малая часть выдающихся работ. Именно Тодоровский мастерски передает дух жизни каждого времени в своих фильмах. При этом не забывая и о других важных моментах в киноработах.

Валерий неоднократно признавался, что в его жизни основное место всегда занимало и будет занимать кино и только кино. По этой причине он пытается избегать шумные светские мероприятия, не уезжает отдыхать далеко от дома. Он даже не имеет увлечений и хобби, которые не связаны с кино. Кинематограф для него истинная страсть в жизни.

Семья также важна для него, однако она находится в отдельной нише. Личная жизнь режиссера и продюсера всегда была закрыта от посторонних глаз. Тодоровский практически не говорит на данную тему, из него сложно вытащить хоть один пикантный момент. Информация попадает в СМИ лишь благодаря знакомым семьи или настырным журналистам. Известно, что на данный момент режиссер женат во второй раз.

Первой женой Валерия Тодоровского была Наталья Токарева, которая является дочерью известной писательницы Виктории Токаревой. В браке супруги прожили долгие двадцать лет. В браке родили двое замечательных малышей – сын Петр и дочь Екатерина. Долгое время все считали Тодоровского примерным семьянином и верным мужем, поэтому новость, что режиссер разводится с женой уходит к молодой избраннице актрисе Евгении Брик повергла всех в шок.

Связь с режиссерами для отдельной категории актрис нередко становится единственным шансом пробиться в кино и построить карьеру. Большая разница в возрасте, семейное положение и общественное мнение редко становится преградой на пути к своей желанной мечте. Однако всегда есть исключения. Этим исключением являются отношения Валерия Тодоровского и Евгении Брик. Их история складывалась иначе. Хотя некоторые недоброжелатели продолжают считать иначе.

Известно, что к моменту первой встречи Евгении Брик и Валерия Тодоровского, последний был удачно и счастливо женат на Наталье Токаревой. Отношения Валерия и Натальи развивались практически как в сказке. У них сложился довольно ранний брак. Жениху на тот момент было 23 года, а невесте -20 лет. Совместная жизнь радовала не только супругов, но и всех близких.

Вскоре Наталья Токарева подарила супругу сына и дочь. Валерий нередко признавался, что ему очень повезло с женой. Он души не чаял в семье. А спустя двадцать лет семейного счастья на горизонте появилась другая женщина, а режиссер влюбился.

Евгения на момент знакомства с режиссером являлась начинающей актрисой. Для лучшего звучания она стала называть себя Евгенией Брик, хотя настоящая ее фамилия Хиривская. Она пришла на кастинг к Тодоровскому в возрасте 22-х лет. Девушка также была не свободна. На протяжении нескольких лет она встречалась с Дмитрием Марьяновым. Со стороны эти отношения казались серьезными, счастливыми и крепкими. Молодые люди даже строили планы на будущее.

Но встреча Валерия и Евгении перевернула всю их дальнейшую жизнь. Известно, что Валерий влюбился в девушку с первого взгляда. Вот только признаться в своих чувствах долго не решался. Оно и понятно, на кон стояла семья.

Между ними была разница в возрасте величиной в два десятилетия. Этот факт также сильно смущал режиссера. Но отказаться от мыслей о возлюбленной он никак не мог. Вскоре он решился признаться ей в своих чувствах. Это решение принесло свои плоды. Евгения не стала отказываться от ухаживаний. Первое время возлюбленные скрывали свои отношения. Причина состояла в том, что они оба боялись причинить страдания своим вторым половинкам. Нигде не появлялись вместе. Старались общаться лишь на расстоянии или во время рабочего процесса. Однако все тайное однажды становится явным.

Слухи стали расползаться стремительно. Это вечное проклятие известных людей. Вскоре обо всем узнала жена Валерия Тодоровского. Валерий не стал отнекиваться и искать оправдания. Признался во всем и ушел из семьи. Евгения также порвала с Марьяновым, тот очень серьезно переносил это событие.

Вскоре Евгения и Валерий заключили брак. Спустя три года они обрадовали близких новостью о рождении дочери Зои. Сегодня возлюбленные с дочерью проживают в Лос-Анджелесе. Однако работать они продолжают на территории России. Нередко супруга снимается в кинопроектах мужа. Это не всегда нравится общественности.

Часто в СМИ появляются слухи о том, что Валерий Тодоровский развелся с женой. Они стараются не реагировать на подобные глупости. Они сходятся во мнении, что светская жизнь для них не имеет особого значения. Лишь изредка они появляются вместе на мероприятиях. Свободное время предпочитают посвящать семье и близким им людям.

Мира Тодоровская: Врачи поступили нечестно, скрыв диагноз мужа!

Вдова великого режиссера не собирается возвращать миллион долларов министру культуры Мединскому

Вдова знаменитого режиссера возмущена позицией Министерства культуры, которое отказалось финансировать фильм «Оглушенные тишиной». Замысел этой картины Петр ТОДОРОВСКИЙ вынашивал несколько лет. Написал сценарий, но приступить к съемкам не успел – 24 мая этого года его не стало. Уход Петра Ефимовича, с которым Мира Григорьевна прожила более полувека, – ее боль и незаживающая рана. В память о любимом человеке она решила сделать этот фильм сама.

Над сценарием фильма о Второй мировой войне «Оглушенные тишиной» Петр Тодоровский работал пять последних лет жизни.

– Денег на съемки дали мало, – сокрушается Мира Григорьевна. – Нельзя начинать работу, когда три четверти картины не профинансированы. Теперь мы должны вернуть выделенные деньги – порядка миллиона долларов, но я их не отдам. Пусть министр культуры Владимир Мединский подает на меня в суд.

– Почему же, думаете, картину не профинансировали?

– Наверное, решили: не тот сценарий. Действие происходит в 1945 году, в Германии. Главный герой, Сергей, влюбляется в немецкую девушку и везет ее с собой на знаменитую встречу на Эльбе. В Сергея стреляет бывший мэр немецкого городка, но немка заслоняет любимого собой и погибает. За связь с немцами нашего солдата отправляют в Сибирь. Петр Ефимович сам был на Эльбе, и аналогичный случай произошел у него на глазах. Для работы нужны немалые деньги, пока их нет, но нам обещают найти их через один из фондов.

Читайте также:  Дети Сергея Чонишвили

– Если все сложится, режиссером картины станет ваш сын Валерий Тодоровский?

– Я сама все сделаю. Валера мне сразу сказал: «Не думай, что я буду снимать этот фильм!» Он жуткий паникер и очень щепетильный. Терзал меня, когда я решила сама снимать «Жену Сталина». Твердил: «Это будет позор семьи!» Я передала весь материал на канал ВГТРК. Через две недели позвонил замдиректора ВГТРК Сергей Шумаков : «Мира Григорьевна, я вас люблю». А Валере сказал: «Ваша мать сняла потрясающее кино». Тогда он успокоился.

Пётр влюбился в Миру с первого взгляда. Предложил переехать к нему. А через два часа позвал замуж. Они были счастливы до его последнего часа

С Мирой Тодоровской мы встретились на кинофестивале «Окно в Европу». В рамках программы «Событие» там показали фильм Марлена Хуциева «Был месяц май» (1970 г.) – в этой картине о последних днях войны Петр Ефимович сыграл советского офицера.

Каждое лето Мира Григорьевна приезжает в Выборг и всегда останавливается в одном отеле – в номере с видом на залив. Но в этот раз традиции пришлось изменить.

– Поселили меня на верхнем этаже, а там народу – точно комариный рой, – посетовала Тодоровская. – Пришлось переехать в другую гостиницу.

– На днях со мною произошла странная история, – делится моя собеседница.- Я шла через парк на рынок, и тут ко мне подошла женщина: «Вы будете жить до 93 лет. Вижу, что у вас было два удара: один в сердце, второй – в здоровье через ногу». Сказав это, она не стала просить денег, как это делают цыганки, да и на цыганку не была похожа. Я никогда не ходила к гадалкам, но тут мне стало не по себе. Я очень тяжело переживала смерть мужа. Старалась держаться, пыталась уйти в работу, чтобы не плакать. Но это обернулось гипертоническим кризом и микроинсультом. Я похудела на 10 кг – заставляю себя есть хотя бы по чуть-чуть. И нога до сих пор болит – точно, как сказала та женщина в парке. Хорошо, что сын в самое трудное время был рядом. Когда случился криз и меня везла «скорая», Валера ехал следом.

– Он по-прежнему с вами?

– Валера в Соединенных Штатах с женой Евгенией, а я осталась с кошкой Сильвой – любимицей Петра Ефимовича. Зимой переедем с ней из загородного дома в городскую квартиру. Кстати, наш дом возведен на фундаменте, где раньше стоял домик Владимира Высоцкого и Марины Влади. Мы купили его у драматурга Эдуарда Володарского .

Он попал на фронт в самый разгар войны – летом 43-го. И встретил День Победы на Эльбе

Любовь

– Вы были счастливы в браке?

– Особенно во второй половине жизни. Тодоровский был потрясающим мужем, называл меня ласково Маримбочка. Мы познакомились в Одессе. Я была студенткой Института инженеров морского флота, жила в общежитии. У Петра Ефимовича была квартира на Фонтанной. Первым со мною познакомился его друг – поэт-фронтовик Григорий Поженян . С Петром мы встретились позже. Он написал песню для студенческого ансамбля. Пришел на просмотр, увидел худенькую девочку на сцене и влюбился.

– Разница в возрасте вас не смущала?

– Я понимала, что он взрослый мужчина, – я же не первая жена Тодоровского. До меня он был женат на актрисе Надежде Чередниченко , сыгравшей в фильме «Первая перчатка». Вспоминая их брак, Петр Ефимович говорил: «Зачем бедному еврею такой дворец?» – в том смысле, что она богатая, красивая, а он скромный украинский мальчик.

Все свои фильмы он пропускал через сердце

– И вы поехали с ним в киноэкспедицию в Ленинград, практически его не зная?

– Тодоровский предложил: «Пока меня не будет, можешь пожить в моей квартире». Но через час позвал в экспедицию. А еще через час заговорил о женитьбе. Свадьбу мы сыграли в Ленинграде. Денег не было – продали мои золотые часики, чтобы купить кольца. Поженян предложил собраться у его друга – им оказался знаменитый писатель Александр Володин . Когда муж взял гитару, Володин подсел к нему. На следующий день они сочинили песню, которая звучит в одном из спектаклей БДТ Георгия Товстоногова . А до загса тогда мы так и не дошли.

– Получается, Тодоровский отбил девушку у друга?

– Поженяну я нравилась, но Тодоровский «пришел, увидел и победил». Вернувшись в Одессу, я стала писать сценарии для научно-популярного кино. Через год родился Валера. Муж тогда работал с Булатом Окуджавой над сценарием к фильму, и, хотя его закрыли, это их не остановило. В 1965 году на Венецианском кинофестивале их фильм «Верность» получил приз за лучший дебют.

– Петр Ефимович был верным мужем?

– Мне не надо было решать, уходить или нет, ни разу не стояла на пороге с чемоданом. Хотя, возможно, у Петра и были женщины, многие влюблялись в него. Но я прожила с ним 52 года в радости.

ТОДОРОВСКИЙ сочинял изумительные мелодии и выступал дуэтом со многими артистами. Самый ярким был, безусловно, концерт с Гариком СУКАЧЁВЫМ

Внуки

– Давно хотела узнать: почему Тодоровский, сняв блистательную Инну Чурикову в «Военно-полевом романе», больше никогда не приглашал ее?

– Муж Инны Глеб Панфилов ревновал ее к Тодоровскому и не разрешал сниматься. Ему хочется, чтобы Инна играла только у него.

– Многие актрисы, снявшись у него, становились суперзвездами. Например, Елена Яковлева. Как складывались их отношения?

– Муж поначалу не хотел брать Лену в «Интердевочку». Говорил: «У нее ноги заворачиваются в веревочку, какая из нее проститутка?» Это я его уговорила – на той картине я была продюсером, нашла 200 тыс. долларов для съемок в Швеции. Если бы я была хозяйкой фильма, обеспечила бы семью на годы вперед. Но государственная студия во главе с Досталем забрала у меня все. Кстати, Армен Медведев , возглавлявший в то время совет по кино, на вопрос: «Как вы допускаете, что снимается фильм о проститутках?» – ответил: «Успокойтесь, что бы ни снимал Тодоровский, это будет фильм о любви».

Сын продолжил дело Петра Ефимовича (на фото – Валерий ТОДОРОВСКИЙ с женой Евгенией БРИК)

– Мира Григорьевна, врачи говорили вам, что Петр Ефимович смертельно болен?

– Нет. И я думаю, это нечестно – они должны были сообщить диагноз и как-то нас подготовить. Ни муж, ни я – никто не думал о смерти. В свой последний день Петр Ефимович ходил по палате, шутил. Валере сейчас особенно тяжело – он обожал отца.

– У Валерия много детей, ваших внуков. Они теперь – его отрада. Как у них дела?

– Да, сын и дочь от первого брака и четырехлетняя Зоечка, которая родилась у Валеры и его нынешней, второй жены Евгении Брик . Зоя пошла в деда – очень музыкальная, повторяет мелодию на слух. Красавица – глаза, как два озера, – вылитая мама. Жаль, внучку я вижу редко, она с родителями живет в США. Они считают, что ребенку полезен тамошний климат, хотя я этого не одобряю.

– К обеим невесткам вы относитесь как к дочерям?

– Валера рано женился, так сложилось. Я не хочу говорить о его первой супруге ( Наталья Токарева – дочь писательницы Виктории Токаревой . – Н. М. ) – там дети, мои внуки. Вторая жена сына Евгения намного моложе Валеры. Она актриса, очень много снимается. Зоей занимается бабушка, мама Жени.

Глубокие родственники

Записал Александр Ганулич

Виктория Токарева: «Я иногда смотрю со стороны на некоторые браки, они кажутся такими странными. А приглядишься и понимаешь – логичное сочетание. Вот как у Петра и Миры Тодоровских…»

– У нас с Петром Ефимовичем общие внуки. Внучка Катя похожа на дедушку. Те же глаза – серо-зелёные. А улыбка – бабушки Миры: пышный рот, сверкающие зубы. И специальность Катя выбрала бабушкину – продюсер. В меня никто не пошёл, но это и не обязательно. Внуки существуют не для продолжения профессии, а для того, чтобы было кого любить всю жизнь. Я так и делаю.

Мой внук Петруша – кинорежиссёр, продолжает режиссёрскую династию.

Я очень благодарна Валере, что он поучаствовал в создании моих внуков, передал качественные гены.

Валера и Наташа (моя дочь) познакомились в столовой ВГИКа. Валера сидел за столиком и ел сосиски с горошком, а Наташа стояла в очереди за этими же сосисками. Валера жевал и смотрел на незнакомую тоненькую Наташу с высокой шейкой, как у балерины. Внутренний голос ему сказал: «На этой девушке я женюсь».

На свадьбе Пётр Ефимович играл на гитаре пять часов. Буквально работал. Он очень любил сына, а Валера – отца. В семье не сюсюкались друг с другом, но это была глубоко запрятанная, настоящая, вечная любовь.

Мира – человек особого характера. Она всегда любила конфликты. Можно понять. Во время конфликтов жизнь закручивается в воронку, становится ярче, стремительнее, кровь загорается и бежит по жилам. Весело. Активно.

Есть расхожая фраза: «Хочешь мира – готовься к войне». Пётр Ефимович переиначил эти слова: «Хочешь Миру – готовься к войне». Все смеялись.

Петя и Мира были не просто разные, а прямо противоположные люди. Меня все спрашивали: «А как они живут?» Я отвечала: «Хорошо».

Они действительно жили хорошо. Они были нужны друг другу.

Пётр Тодоровский

Нонна Мордюкова сказала мне однажды о молодом Петре Тодоровском: «Вика, ты себе не представляешь, какой это был зеленоглазый, хрипатый, сексуальный еврей…»

Почему же? Я представляю. У Хуциева в фильме «Был месяц май» Петя играл большую роль. Он там именно такой – красивый, мужественный, с гитарой.

Одно время его женой была актриса Надежда Чередниченко – сверкающая красавица. Она пела с экрана: «Милый друг, наконец-то мы вместе».

Была и сплыла. Не удержалась возле Пети. А Мира удержалась. Почему? Судьба – раз. Общий сын – два. И третье: Мира была несущая балка, опора семьи. Петя – творец, голова в облаках. Он думал только о высоком: сценарий, фильм, музыка. А Мира должна была думать о хлебе насущном: как его достать, чем заработать.

Они очень долго были очень бедные. Мира рассказывала, как однажды она стояла в рыбном магазине и соображала, чем накормить семью? В кармане было сорок три копейки. Всё. В конце концов она купила спинки минтая с хребтом. Хребты пошли на супчик, а из спинок она сделала котлетки, добавив в фарш много белого хлеба и лука. Обед был готов. Удивительное дело, но примерно то же самое происходило в семье гениального Андрея Тарковского.

Мира Тодоровская

Однажды я сидела в гостях у Лоры Яблочкиной (впоследствии Лора вышла замуж за итальянского поэта Тонино Гуэрру). Прибежала жена Андрея Лариса. Попросила денег, хотя не отдала ещё прежний долг. Оказывается, Андрей назвал гостей, надо принять, а денег – нуль. Лариса сидела – крупная, с формами. Сейчас бы сказали «не гламурная», но по-своему красивая. Андрей Тарковский был с кавказской кровью, и ему нравились именно такие – широкобёдрые, а не модели, похожие на мальчиков.

Лариса сидела нога на ногу, чулок был дырявый. Она улыбалась нам, слегка заискивала, льстила, поскольку пришла просить и хотела, чтобы ей дали. Боялась, что не дадут. Я смотрела и понимала: не надо иметь в мужьях гения, иначе будешь бегать вот так, как жучка, в рваных чулках. Но при этом есть вторая сторона медали: лучше горькое счастье, чем серая, унылая жизнь.

Мира не бегала и не просила. Она сама зарабатывала. Мира была рукастая, с огромным вкусом. Она прекрасно вязала. Её изделия не уступали фирменным и даже превосходили.

Продолжатель династии Валерий Тодоровский

Наступила перестройка. Мира стала продюсером своего мужа. В дом потекли деньги. Купили дачу в писательском посёлке. Мы стали соседями.

Пришли другие времена. Собирались гости. Стол ломился, но я обратила внимание: Петя сидит за столом и не ест. Он боится, что другим не хватит. Этот страх остался с молодых голодных лет, когда за скудным столом собирались молодые и прожорливые. Терпеливый, деликатный Петя боится взять кусок. Он сидит, сложив локти на столе, и терпит, при этом такой красивый, такой самоотверженный. Хочется отдать ему всё.

Во второй половине жизни время катится быстрее. Сменилось поколение. Наша улица под названием Восточная аллея поредела. Пётр Ефимович умер. Умер Эльдар Рязанов, Владимир Войнович. Все ушли примерно в одном возрасте: восемьдесят пять – восемьдесят восемь лет.

Петю и Эльдара похоронили на Новодевичьем кладбище. Моя знакомая пришла с похорон и сказала: «Такое уютное кладбище, там лежать и лежать».

Мира осталась без Пети. Похудела на двенадцать килограмм.

Я встречаю её на аллеях посёлка. Это совсем другой человек – тихая, скромная, доброжелательная. Невозможно себе представить, что когда-то она любила конфликты. Ей всё время немножко холодно. Она слегка дрожит, и мне хочется её согреть, обнять, прижать, сказать тёплые слова. Но я стесняюсь. Я не знаю, хочет ли она, чтобы её прижимали.

– Ты красивая, – говорю я вполне искренне.

– Да? – удивляется Мира. – Спасибо.

По теории относительности Эйнштейна, во второй половине жизни время убыстряется, и становится непонятно: как из таких долгих дней складывается такая короткая жизнь?

«Предложение Пётр мне сделал на втором свидании, но как-то между делом»

Мира Тодоровская

Я смотрю в окно, и перед глазами чёткая картина: утро, открывается калитка, входит молодая, яркая Мира в широкой клетчатой юбке – клетка голубая и белая. К ней кидается мой пёс Фома и высоко подскакивает, норовит лизнуть Миру в губы или, на худой конец, в щёку.

– Пошёл! – вскрикивает Мира. – Пошёл!

Солнце светит. Собака скачет. «Пошёл!» прорезает воздух. Становится весело.

Я хотела бы вернуть это утро, но Мира не приходит, и Фомы нет. Всё сдвинулось в сторону вечности.

Время проходит недаром. Вырастают внуки, появляются правнуки. У Петруши растёт сынок Илья. Илья не интересуется кино. Он хочет стать футболистом.

Недавно десятилетний Илья ездил в Сочи на сборы. Его команда позорно проиграла со счётом 7:1. Но единственный гол во вражеские ворота забил именно Илья. Его даже сфотографировали в полный рост. Стоит с мячом – длинноногий, худой, выточенный. Блондин с голубыми хрустальными глазами. Криштиану Роналду не годится ему в подмётки. Илья Тодоровский – потомок великой кинематографической династии, не желающий её продолжить. Я не против. Ногами заработаешь больше, чем головой.

фото: Микола Гнисюк/EAST NEWS; личный архив В. Тодоровского; RUSSIAN LOOK

Ссылка на основную публикацию